История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 136-142
УДК 323.276+94(620)
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА 3 июля 2013 года В ЕГИПТЕ
© 2015 г. М.И. Струкова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 01.09.2015
Прослеживается «общее» и «особенное» в характере социально-политических процессов в современном Египте в контексте взаимоотношений государственной власти с исламской оппозицией, выявляются субъективные и объективные факторы, повлиявшие на позицию армейского руководства Египта в событиях 30 июня - 3 июля 2013 года.
Ключевые слова: «Арабская весна», Египет, революция, военный режим, «Братья-мусульмане», конституция, умеренный ислам.
Как известно, революционные события 2010-2011 гг. в современной истории государств Большого Ближнего Востока (так называемая «Арабская весна»), начавшиеся с многочисленных демонстраций протеста против действующих режимов власти, в ряде стран региона привели к государственным переворотам и переросли в гражданские войны.
Не избежал этой участи и Египет. Массовые выступления против существующего в этой стране режима, начавшиеся в январе 2011 года, привели к радикальной смене политической власти - победе исламской оппозиции и провозглашению нового политического курса страны в июне 2012 года. Однако через год на волне про-тестных выступлений населения новое правительство было отстранено от власти военными.
После январских событий 2011 года в Каире всё мировое гуманитарное сообщество -международные обозреватели и аналитики, учёные и публицисты - пытались найти ответ на вопрос, что же произошло в Египте, почему так быстро рухнул один из наиболее влиятельных и стабильных, как представлялось, режимов на Ближнем Востоке?
Высказывались самые разнообразные точки зрения. Среди называемых причин - и влияние глобальных процессов, и симптомы смены исторических эпох, и последствия финансового кризиса, выдвигалась и «теория заговора» влиятельных международных сил, стремящихся через приведение к власти в ближневосточных странах исламских политических элит решить свои геополитические задачи (в том числе, ослабления влияния России в регионе), и весьма популярная применительно к событиям «Арабской весны» теория «управляемого хаоса» и др. (подробнее см.: 1). Высказывалась точка
зрения и о закономерности выхода на политическую арену арабских стран умеренного ислама как фактора «цивилизационной идентичности». Так, Вячеслав Швед, ведущий научный сотрудник отдела Азии и Африки Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраин-ской общественной организации «Украинский центр исламоведения» в своей статье «Арабская весна»: победное шествие политических партий умеренного ислама» утверждал следующее: «Такой политический рост роли умеренных исламских сил на современном этапе «Арабской весны» полностью закономерно обуславливается самой сущностью этого исторического явления. Его внутренней сущностью, содержанием является цивилизационная натурализация Арабского мира, возобновление своего цивили-зационного кода, возвращение своей цивилиза-ционной идентичности на основе Ислама, но Ислама, обогащенного опытом, знаниями и вызовами XXI века, которые на первый план выдвинули такие фундаментальные ценности Ислама, как справедливость, уважение и защита прав религиозных и национальных меньшинств, права личности и т.д. Фактически, сегодня в пространстве Арабского Востока утверждаются три модели участия политических партий умеренного ислама в политической структуре и политической жизни государства. Первая модель - формирование новых политических режимов в бывших республиках прозападного уклада (Тунис, Египет) во главе с исламскими партиями умеренного типа (Эн-Нахда в Тунисе, Партия свободы и справедливости в Египте) [выделено нами. -М.Н.]. Вторая модель наиболее выразительно отделилась в Марокко после победы в парламентских выборах
умеренной исламской Партии справедливости и развития и назначения королем Марокко новым премьер-министром страны генерального секретаря этой партии А. Бенкирана... Формирование третьей модели роста влияния политических партий умеренной направленности, когда такая партия становится центром объединения всех оппозиционных структур в странах с диктаторскими режимами, в частности военными диктаторами. Такая модель формируется. в Сирии, где сирийские «Братья-мусульмане» все увереннее перебирают на себя роль центра оппозиционных сил, которые противостоят режиму Б. Асада, а также, в последнее время, и в Алжире, где активизировалась политическая партия умеренного ислама под названием Исламское движение за гражданское общество и мир накануне парламентских выборов 2012 г. Упомянутая партия осуществляет сегодня работу по объединению в одну силу всех политических партий и общественных объединений в Алжире, которые противостоят военной диктатуре Бутефлики» (подробнее см.: 2).
Действительно, в процессе развития «Арабской весны» выявились вполне определённые специфические черты внутриполитических процессов в странах региона, отражающие в первую очередь особенности взаимоотношений государственной власти с исламской оппозицией. Однако, как представляется, в случае с Египтом нельзя оценивать ситуацию так однозначно и упрощённо, тем более в свете событий конца июня 2013 г. Египетские «Братья-мусульмане», представители которых сформировали правительство в июне 2012 года, - одна из старейших и влиятельнейших исламских ассоциаций в стране и регионе, экстремистские призывы которой и притязания на власть были хорошо известны со дня её основания в 1928 году. Движение возникло как противостояние тенденциям секулярной вестернизации, разворачивавшейся в стране во второй половине 20-х гг. XX века после отмены британского протектората под влиянием событий в Турции, связанных с известными реформами Мустафы Кемаля (Ататюрка). Цель состояла в восстановлении культурной идентичности уммы на основе исламских ценностей и введении в перспективе исламского правления. Присутствие английских войск в зоне Суэцкого канала придавало особую актуальность политическим лозунгам этой организации. Впервые её деятельность была запрещена в 1948 году - за 4 года до военного переворота и свержения монархии, осуществлённого Насером и его сподвижниками.
Бескомпромиссная позиция лидеров организации, их «антизападный» настрой не позволи-
ли найти точки соприкосновения и общий язык с военным режимом, пришедшим к власти 23 июля 1952 года. Энергичные реформы нового правительства - национализация крупнейших банков и компаний, причём не только иностранных, но и египетских - затронули интересы ассоциации «Братьев-мусульман», обладавшей собственными мечетями, школами, больницами, фабриками, фирмами, её представители занимали высокие должности в армии и профсоюзах. После организации покушения на Насера организация была вновь запрещена (формально вплоть до 2011 года). В этой связи примечательны комментарии академика Е. М. Примакова по поводу отношения Г.А. Насера к исламу. Он подчёркивал, что «конечно, неправильно представлять революционных националистов, пришедших к власти в ряде арабских стран... как людей, отвергающих ислам как религию, исламский фундаментализм как таковой или игнорирующих религиозность широких народных масс. Этого не было и в помине, но они выступали с открытым забралом против исламских экстремистов, против так называемого политического ислама». Далее Е.М. Примаков приводит высказывание одного из биографов Насера, который отмечал, «что Насер, сам верующий мусульманин, был уверен, что невозможно управлять современным государством на основе Корана» [3, с. 16].
Возникает закономерный вопрос, чем объяснить такую живучесть режима Насера и его преемников в мусульманской стране с преобладающим сельским населением, в ситуации постоянной угрозы со стороны исламских экстремистов, в тяжелейшем противостоянии с Израилем? По мнению большинства отечественных исследователей, секрет крылся в той поддержке, которую ему оказывали египтяне. Это был результат его социальной политики. Так, Пётр Перминов пишет: «Насер впервые в истории Египта предпринял попытку ограничить стихийное развитие капитализма, ввести его в рамки, контролируемые государством, и наметить социалистические перспективы. При всех своих очевидных ныне слабостях и недостатках эти преобразования гарантировали низкооплачиваемым слоям населения определённый уровень социальной защищённости, что обусловило их популярность в народе» [4, с. 347]. Понятно, что «социалистическая перспектива» (или «египетский социализм») имела мало общего с марксистской моделью (к слову, как и большинство других «социализмов» в странах Востока). Социализм, по словам З.И. Левина, в данной разновидности «толкуется как внеклассовая и надклассовая система ориентаций в
сфере разрешения экономических и социальных проблем трудящихся, народа, который противопоставляется эксплуататорам. И хотя существование классовой дифференциации общества нередко признаётся, всегда утверждается необходимость классового мира и согласия во имя национального единства» [5, с. 131]. Свои слова учёный подтверждает высказыванием Г.А. Насера, который говорил в середине 1960-х гг.: «Мы против диктатуры класса, мы идём к национальному единству» [Там же]. Подобная концепция социализма определяется как «национальный социализм» или «социализм национального толка» и подразумевает достижение экономической независимости, создание мощного государственного сектора в экономике и подчинение ему частного при централизованном планировании, аграрную реформу и культурную революцию. Было сформировано представление о том, что демократия, социализм, всесторонняя модернизация общества не противоречат вере в бога. Такая трактовка делала социалистическую идею доступной для политически незрелых масс [Там же]. Практически всё выше перечисленное было осуществлено в Египте с большим или меньшим успехом в ходе реформ 50-60-х гг. XX века. Именно это даёт основание утверждать, что «главным фактором, обеспечивавшим несменяемость руководства в Египте в течение долгого срока, была поддержка народными массами лидерства Насера... По мере вызревания реформ, укрепления внешнеполитической линии, широко воспринимаемой как патриотичная, даже при допущенных ошибках режим Насера пользовался народной поддержкой» [3, с. 11]. Эта поддержка и доверие прошли проверку на прочность после катастрофического поражения Египта в так называемой «шестидневной войне» с Израилем 5-10 июня 1967 года, когда израильские войска оккупировали Синайский полуостров и вышли на берег Суэцкого канала. Именно массовые народные демонстрации 9-10 июня 1967 года предотвратили угрозу правого переворота и попытку свержения правительства Насера. Мощные демонстрации рабочих и учащейся молодёжи в феврале 1968 года в поддержку правительственного курса не дали прийти к власти представителям бюрократической буржуазии - политикам, выступившим с программой «оздоровления экономики», её либерализации, отказа от социалистической ориентации.
Доверие к правительству военных сильно пошатнулось в 70-е гг. XX века, когда после смерти Г.А. Насера в президентском кресле оказался Анвар Садат - ближайший сподвижник покойного президента. Решение самых
трудных и безотлагательных проблем в хозяйственной жизни и социальной сфере Садат видел в политике «открытых дверей» (инфитахе) и либерализации в расчёте на привлечение иностранных инвестиций в Египет. Последствия этой политики хорошо известны, однако сада-товское политическое руководство так и не смогло отменить государственные дотации на ряд товаров широкого потребления для малоимущих слоёв, введённые при Насере. Причиной этого были массовые народные выступления, которые из мирных быстро превратились в агрессивные (события января 1977 года, известные под названием «хлебных бунтов»). Причём масштаб выступлений был таков, что правительственное решение по этому вопросу, официально объявленное утром 18 января, уже днём 19 января было аннулировано (подробнее см. [4, с. 355-359]).
Период 1970-х гг. был временем резкой активизации деятельности «Братьев-мусульман». Находясь юридически вне закона, они, тем не менее (с негласного поощрения властей), получили возможность создавать исламские комитеты в учебных заведениях (как предполагалось Садатом и его сторонниками) для ослабления влияния левых насеристов и сторонников марксистского социализма. Следует подчеркнуть, что ослабление жёсткого курса в отношении исламской оппозиции подтверждалось и принятой в сентябре 1971 года первой со времени революции 1952 года постоянной конституцией, которая с несколькими впоследствии внесёнными поправками просуществовала до 2012 года. Статья 2 гласила: «Ислам - государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Основой законодательства являются положения мусульманского права - шариата» [6].
Однако эти послабления оказались в ходе последующих событий «началом конца» правления Садата. Роковую роль в судьбе президента сыграла переориентация внешнеполитического курса после окончания (победоносной, как официально декларировалось) войны с Израилем в октябре 1973 года на сотрудничество со странами Запада, в первую очередь с США, на помощь которых рассчитывал Садат в разрешении ближневосточного конфликта. А реализация новой модели развития (законы 1974-1975 гг. по практическому осуществлению «инфитаха») привела к резкому усилению имущественного расслоения, обострению проблемы занятости, опасному росту безработицы и феномену «неиндустриального роста» (рост осуществлялся не за счёт развития производства, а за счёт внешних факторов - экспорта нефти, туризма, эксплуатации Суэцкого канала др.). Политика «от-
крытых дверей» сочеталась с широко разрекламированным «демократическим экспериментом» по формированию многопартийной системы (см. подробнее [7, с. 165-166]). Что касается внешней политики, кульминационной точкой которой стали Кэмп-Дэвидские соглашения и мирный договор между АРЕ и Израилем, то она была воспринята в арабских странах и в политических кругах самого Египта как прямое предательство идеи арабского единства и интересов страны. В целом можно констатировать, что новый курс Садата не способствовал внутренней стабилизации страны. Садат усилил репрессии против своих политических противников и вскоре сам пал жертвой покушения, организованного исламскими экстремистами.
Хосни Мубараку, избранному в результате референдума в октябре 1981 года президентом Арабской Республики Египет, досталось непростое наследство. Тем не менее на протяжении почти 30 лет своего президентства ему удавалось сглаживать наиболее острые противоречия, а главное, на первом этапе своего руководства восстановить внутренний мир и вывести страну из кризиса, в котором она оказалась в результате «либеральных» и «демократических» экспериментов Анвара Садата. Как пишут отечественные исследователи политики Мубарака, «казалось, что президенту ценой невероятных усилий удаётся преодолеть тяжёлое экономическое положение, вытащить страну из «болота бедности», выйти из заколдованного круга нерешённых хозяйственных проблем. вывести Египет в число новых индустриальных стран. Однако в первые годы нового столетия ситуация вновь стала ухудшаться» [7, с. 169]. По мнению большинства аналитиков, главной проблемой («головной болью правительства») продолжал оставаться быстрый рост населения, увеличивавший численность пауперизирован-ных групп населения как в деревне, так и в городах. П. Перминов приводит число египтян, получавших в конце 70-х гг. XX века доход ниже прожиточного минимума, - 27 млн чел. (66%) населения страны, следовательно, в это время численность египтян составляла около 41 млн чел. [4, с. 354]. Правительству Мубарака удалось снизить прирост (с 2.6% в 1970 г. до 2% в 2002 г.), однако ситуация не улучшалась. Численность населения страны в 2008 году составила 81 713 520 человек [8]. Поэтому руководству страны приходилось решать сразу две трудноразрешимые задачи - ускорять, насколько это возможно, экономические реформы по требованию международных банков и одновременно сохранять политику и субсидии на поддержку бедноты, которые поглощали большую
часть средств, необходимых для развития (ежегодный прирост населения в эпоху Мубарака составлял в среднем 1.3 млн в год). Интересно, что на июль 2012 года мировая статистика приводила численность населения в Египте в 83 688 164 человека при довольно приличной продолжительности жизни 72.9 года [8], возрастной состав населения был представлен следующим образом: люди в возрасте от 0 до 14 лет - 32.7%; люди в возрасте от 15 до 65 лет -62.8%; люди старше 65 лет - 4.5% (по данным на 2008 год) [9]. Статистика в целом позитивная, однако с социальной и экономической точки зрения прогноз для правительства был неутешительный, учитывая ограниченные ресурсы страны.
Период правления Мубарака оказался весьма продуктивным для исламской оппозиции, в частности для «Братьев-мусульман», которые в условиях относительной толерантности правительства на первом этапе его деятельности, как уже бывало прежде, проявили способность адаптироваться к ситуации. Несмотря на существование внутри ассоциации экстремистских групп, её лидеры стали подчёркивать свой центризм и умеренность и приступили к «мирному наступлению» на правительство, добиваясь уступок в исламизации общественной жизни. Именно в 1980-е годы была сформирована специальная контактная сеть с влиятельными профессиональными объединениями лиц «свободных профессий», студенческими молодёжными союзами, клубами преподавателей университетов. Пропаганда религиозного характера подкреплялась практической работой по улучшению, к примеру, материального положения студентов, повышению заработной платы преподавателей низшего звена, обеспечению их доступным жильём и т.д. Популярность «Братьев-мусульман» в обществе использовалась ими для усиления политического влияния. Однако государство, почувствовав угрозу стабильности и учитывая возмущение общественности экстремистскими акциями, в 1990-е годы предприняло ряд решительных мер по пресечению распространения влияния ассоциации, тем более что в этот период экстремистские исламские организации активизировали террористическую деятельность, пик которой пришёлся на вторую половину 1990-х годов. Это стало поводом для окончательной ликвидации экстремистских организаций исламских боевиков к 1997 году. При этом Мубараку, несмотря на весь свой авторитет, не удалось ликвидировать идеологические и политические общественные течения умеренного ислама, а в условиях появления новых ин-
формационных технологий это стало просто невозможно (подробнее см. [7, с. 170-174]).
Так почему же, свергнув Мубарака, народ проголосовал за исламистов? По нашему мнению, достаточно убедительный ответ на этот вопрос дал академик А.М. Васильев, указав на то, что «экономические беды, диспропорции, коррупция, усиление социального неравенства, распад старого общества и отсутствие видимой альтернативы ему, неспособность режимов защищать национальную самобытность - всё это внесло смятение в души людей. Американизация, навязываемая массовому сознанию телевидением, открывает мир, настолько чуждый и недоступный большинству, что вызывает протест, отталкивание, заставляя людей искать чего-то устойчивого, постоянного, своего» (подробнее см. [10]).
Однако тот факт, что исламисты победили на выборах с минимальным перевесом, говорил о серьёзном расколе в египетском обществе. В такой ситуации попытки нового правительства преодолеть кризис в стране путём реформирования политической системы (через принятие конституционной декларации и новой конституции) и постепенного преобразования всех сфер жизни общества в соответствии с «истинным» исламом, имели сомнительные шансы на успех. А недостаточно эффективная политика в экономической и социальной сферах вызвала недовольство значительной части малообеспеченных слоёв населения, вылившееся в массовые демонстрации протеста. В конце июня 2013 года население Каира и других крупных городов вышло на улицы с требованием отстранения нового президента Мурси, только год пробывшего в должности, и добилось своего, апеллируя к армии, которая опять, как уже случалось в прошлом, встала на сторону народа. 3 июля 2013 года министр обороны Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммеда Мурси и о приостановлении действия Конституции 2012 года.
Безусловно, нарушить нейтралитет и присягу армейское руководство заставили не только массовые выступления в столице, но и серьёзные причины политического характера. Важнейшая из них, по нашему мнению, крылась в новой конституции, принятой в декабре 2012 года. Многие её положения повторяют текст Конституции 1971 года, но есть и новые положения. Одним из них является пункт 8 преамбулы: «Защита нации - это обязанность и честь. Наши Вооруженные Силы представляют собой патриотический, профессиональный и нейтральный институт, который не вмешива-
ется в политические вопросы. Они являются защитным щитом страны» (выделено нами. -М.Н.) [11]. Совершенно очевидно, что умеренные исламисты стремились отстранить армейское руководство от участия в принятии политических решений, введя подобное определение, а это уже было прямое и серьёзное посягательство на статус и позиции военных в государственных делах. К тому же не следует забывать, что египетские военные имеют и вполне определённые экономические и финансовые интересы, в силу исторически сложившейся вовлечённости в процесс создания и функционирования государственного сектора экономики. В части I новой конституции, которая называется «Государство и общество», в разделе 1 «Политические принципы» помещена статья 4, в которой раскрывается суть нового исламского правления. В ней назван «всеобщий независимый исламский институт, который обладает исключительной автономией в разрешении внутренних дел и отвечает за проповедование Ислама, теологию и арабский язык в Египте и мире». Это университет Аль-Азхар и его учёное сообщество. Как написано далее в статье, «по вопросам, связанным с Исламским Шариа, запрашивается мнение Старших Учёных Аль-Азхара». Назван и главный распорядитель: «Должность Великого Шейха является независимой и не может быть упразднена», «порядок назначения Великого Шейха Аль-Азхара из числа Старших Учёных должен определяться законом». При этом «государство должно обеспечивать предоставление необходимых средств для Аль-Азхара для достижения его целей» (выделено нами. - М.Н.) [11]. Таким образом, Аль-Азхар и его глава Великий Шейх превращаются в официальный государственный институт власти, осуществляющий надзор за соблюдением норм шариата в государственной политике. Хотя в последующих статьях много раз упоминается демократия, плюрализм и суверенитет народа как единственного источника власти, все точки над «1» были поставлены. Такая неприкрытая попытка поставить под свой контроль государственную власть вызвала недовольство и светской политической оппозиции, что только укрепило позиции армейского руководства.
Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что оценки современной внутриполитической ситуации в Египте, отнесение событий 2011-2012 гг. к какой-либо «модели» прихода во власть умеренной исламской оппозиции, оказались преждевременными. Несмотря на некоторые сходные черты в политических про-
цессах так называемой «Арабской весны», ситуация в Египте имела свои особенности и определялась целым рядом сугубо «египетских» факторов, среди которых, по нашему мнению, важнейшими стали:
- наличие мощной мусульманской оппозиции на протяжении всего периода независимого развития страны в лице ассоциации «Братьев-мусульман», которую трудно отнести к организациям умеренного толка, учитывая историю её взаимоотношений с государственной властью Египта, и политический компромисс с которой представляется весьма проблематичным. (Используя современную терминологию, можно с определёнными оговорками охарактеризовать весь послевоенный период развития Египта как почти одну непрерывную «Арабскую весну»);
- значительное по численности и достаточно однородное в этнорелигиозном отношении по сравнению с другими государствами региона население (подробнее см.: [12, с. 486-487]), демонстрирующее на протяжении всей послевоенной истории удивительную политическую активность и сплочённость и являющееся мощным инструментом давления на правительство;
- укоренившиеся в сознании значительной части населения Египта светские традиции и ценности, которые не может игнорировать современная исламская оппозиция (и умеренная, и радикальная);
- особое доверие населения к армии и военным, которые в большинстве своём являются выходцами из трудящихся слоёв египетского общества и на протяжении жизни нескольких поколений египтян были не только защитниками, но и гарантами политической и экономической стабильности в стране, инициаторами и проводниками реформ и социальных программ в интересах малоимущих групп населения;
- особое положение Египта в регионе на стыке важнейших мировых транспортных коммуникаций (наличие такого объекта, как Суэцкий канал), что предполагает взвешенность и осторожность в принятии внешнеполитических решений со стороны руководства страны;
- соседство и наличие общей границы с Израилем, особые отношения с еврейским государством (существование мирного договора), разрушение которых и конфронтация могут вы-
звать очередное масштабное обострение арабо-израильского конфликта, что в условиях растущей угрозы со стороны ИГИЛ могло привести к непредсказуемым последствиям; и др.
Все вышеперечисленные факторы, по нашему мнению, и определили развитие внутриполитических событий в Египте в 2011-2013 гг., результатом которых стал военный переворот 3 июля 2013 года и возвращение к власти армейского руководства страны.
Список литературы
1. Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке / Коллектив авторов под руководством С. Кургиняна. М.: Межд. общ. фонд «Экспериментальный творческий центр», 2011.
2. Швед В. «Арабская весна»: победное шествие политических партий умеренного ислама. Режим доступа: http://religions.unian.net/rus/detail/10597.
3. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI в.). М.: ИИК Российская газета, 2006. 384 с.
4. Перминов П. Улыбка сфинкса. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 1991. 398 с.
5. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М.: Восточная литература РАН, 1999. 198 с.
6. Историческая Конституция Египта 1971 года. Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/11.
7. История Востока. Т. 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.). М.: Восточная литература РАН, 2008. 1095 с.
8. Данные численности населения стран мира. Режим доступа: http:// www/my-mir.info/naselenie. html.
9. Египет (2012). Население Египта. Режим доступа: http:// catalog.fmb.ru/egipet2012-2.shtml.
10. Васильев А. М. Когда Аллах считается гарантом будущего. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации // Правда. 24-27 мая 2013 года. № 54. С. 3.
11. Конституция Египта 2012 года. Режим доступа : http://worldconstitutions.ru/archives/730.
12. Брук С.И. Население мира. Этнодемографиче-ский справочник. М.: Наука, 1986. 830 с.
13. Социальный облик Востока. М.: Восточная литература РАН, 1999. 406 с.
References
1. Politicheskoe cunami. Analitika sobytij v Severnoj
SOME NOTES ON THE QUESTION OF THE REASONS OF THE MILITARY COUP
ON JULY 3, 2013 IN EGYPT
M.I. Strukova
In this paper, we note some «general» and «special» features in the nature of socio- political processes in today's Egypt in the context of relations between the state authorities and the Islamic opposition. We also reveal the subjective and objective factors that affected the position of the Egyptian army leadership in relation to the events of June 30 - July 3, 2013.
Keywords: Arab spring, Egypt, revolution, military regime, Muslim brothers, constitution, moderate Islam.
142
M.M. CmpyKOBa
Afrike i na Blizhnem Vostoke / Kollektiv avtorov pod rukovodstvom S. Kurginyana. M.: Mezhd. obshch. fond «Ehksperimental'nyj tvorcheskij centr», 2011.
2. Shved V. «Arabskaya vesna»: pobednoe shestvie politicheskih partij umerennogo islama. Rezhim dostupa: http://religions.unian.net/rus/detail/10597.
3. Primakov E.M. Konfidencial'no: Blizhnij Vostok na scene i za kulisami (vtoraya polovina XX - nachalo XXI v.). M.: IIK Rossijskaya gazeta, 2006. 384 s.
4. Perminov P. Ulybka sfinksa. Izd. 2-e, dop. M.: Nauka, 1991. 398 s.
5. Levin Z.I. Obshchestvennaya mysl' na Vostoke. Postkolonial'nyj period. M.: Vostochnaya literatura RAN, 1999. 198 s.
6. Istoricheskaya Konstituciya Egipta 1971 goda.
Rezhim dostupa: http://constitutions.ru/archives/11.
7. Istoriya Vostoka. T. 6. Vostok v novejshij period (1945-2000 gg.). M.: Vostochnaya literatura RAN, 2008. 1095 s.
8. Dannye chislennosti naseleniya stran mira. Rezhim dostupa: http:// www/my-mir.info/naselenie. html.
9. Egipet (2012). Naselenie Egipta // Rezhim dostu-pa: http:// catalog.fmb.ru/egipet2012-2.shtml.
10. Vasil'ev A.M. Kogda Allah schitaetsya garantom budushchego. Islamskij ehkstremizm kak vyrazhenie krizisa musul'manskoj civilizacii // Pravda. 24-27 maya 2013 goda. № 54. S. 3.
11. Konstituciya Egipta 2012 goda. Rezhim dostupa: http://worldconstitutions.ru/archives/730.
12. Bruk S.I. Naselenie mira. Ehtnodemograficheskij spravochnik. M.: Nauka, 1986. 830 s.
13. Social'nyj oblik Vostoka. M.: Vostochnaya literatura RAN, 1999. 406 s.