Научная статья на тему 'К вопросу о предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций'

К вопросу о предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ПРЕВЕНЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / GENERAL AND SPECIAL PREVENTION / PENAL INSPECTIONS / SPECIAL PREVENTION OF OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойко Андрей Владимирович

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций ФСИН России, дается ее определение, указаны компоненты, превентивные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бойко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Preventive Activity of Penal Inspections

The article is devoted to theoretical and practical issues of preventive activity of penal inspections of Federal Penitentiary Service of the RF. Te author defines preventive activity of penal inspections, its elements and preventive measures.

Текст научной работы на тему «К вопросу о предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций»

можности устроить свою будущую личную жизнь, связанные со страхом одиночества и сомнениями в своей сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внимание обращается на восстановление пониженной самооценки, а на этапе кризисного вмешательства — на создание мотивации к выработке эффективных форм полоролевого поведения, которые помогут в будущем установить новые высокозначимые отношения. Вмешательство психотерапевта в данном случае заключается в перестройке сознания кризисного индивида, а именно представления о себе как о существе, немыслимом вне пары.

Конфликт с родственниками. В фазе установления терапевтического контакта психотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейского судьи и тем более принятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Активность психотерапевта должна быть направлена на улучшение семейной атмосферы в интересах как кризисного индивида, так и остальных членов семьи. В процессе индивидуальных бесед проводится оценка точек зрения членов семьи на причины конфликта, отреаги-рование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг к другу. Затем проводятся семейные диспуты с целью формирования общей позиции семьи в подходе к актуальным проблемам. В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществления немедленных совместных конструктивных действий по разрешению проблемы заключается семейный договор. При необходимости проводится психологическая коррекция симптомов тревоги членов семьи, связанной с перестройкой ролей и позиций в семье с целью установления более эмпатийных отношений. Следует обратить внимание на особую трудность коррекции директивной позиции родителей молодых суицидентов, которые не могут самостоятельно освободиться от навязчивого гиперконтроля родителей5.

Таким образом, одной из актуальных проблем в организации работы с личным составом по-прежнему остается профилактика суицидов, так как, несмотря на принимаемые меры, их количество остается на высоком уровне. Анализ самоубийств сотрудников ОВД в Республике Башкортостан показал, что все сотрудники, совершившие суицид, состояли в браке. Служебные проверки по фактам самоубийств показали, что в 8 случаях из 10 причинами их совершения служили конфликты в семьях сотрудников. Основной причиной большей части совершенных сотрудниками самоубийств в 52 случаях (48,6%) явились семейно-бытовые неурядицы, плохие семейные взаимоотношения 6.

В современном обществе семейная кризисная социально-психологическая помощь при суицидальном риске является неотъемлемой составляющей суицидальной превенции, помимо групповой и социальной программы по предотвращению и снижению числа самоубийств.

Суицидальная превенция, как комплекс мероприятий, может осуществляться в системе здравоохранения

или в общество в целом. При этом группами-мишенями суицидальной превенции могут выступать как отдельные пациенты или родственники суицидентов, так и определенные категории граждан.

Семейная кризисная социально-психологическая помощь, как форма суицидальной превенции, должна включать следующие три самостоятельные, взаимно сочетаемые методики — продолжение отношений на лучшем, чем до кризиса, уровне, сохранение неустойчивого равновесия и четкое, окончательное разделение.

1 Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / под ред. Д. Вассерман. М., 2005. 254-263 с.

2 Линевич В. Л. Изучение личностных и социально-психологических характеристик сотрудников ОВД, как факторов аутодеструктивных форм поведения: учебное пособие. Уфа., 2006. 174 с.

3 Погодин И. А. Психология суицидального поведения: учебное пособие. Минск, 2005. С. 28-31.

4 Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 105-108.

5 Психотерапия семейных отношений / под ред. Д. Я. Рай-городского. Самара, 2004. С. 26-29.

6 ШнейдерЛ.Б. Основы семейной психологии. М., 2005. С. 726-750.

7 Линевич В. Л. Программа суицидальной превенции среди сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 45-47.

УДК 34.385

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ

А. В. Бойко

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы предупредительной деятельности уголовноисполнительных инспекций ФСИН России, дается ее определение, указаны компоненты, превентивные меры.

Ключевые слова: общая и частная (специальная) превенция, уголовно-исполнительные инспекции, специальное предупреждение правонарушений.

Коренное изменение уголовно-исполнительной политики государства, направленной на сокращение числа осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, расширение сферы применения наказаний и иных мер без изоляции от общества повышает роль уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) в системе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Прогнозируется увеличение численности осужденных, не изолированных от общества, на 200 тысяч человек 1 путем применения нового наказания в виде ограничения свободы. Прирост лиц будет связан и с изменениями, внесенными в уголовное законодательство в 2011 г. По многим составам преступлений в качестве низшего предела санкции установлено наказание, альтернативное лишению свободы 2

Можно предположить, что число лиц, которые будут состоять на учетах УИИ, к 2020 г. увеличится на треть и достигнет примерно 700-800 тысяч человек. Увеличение численности неизбежно приведет к возрастанию рабочей нагрузки инспектора УИИ. В настоящее время она составляет примерно 150 осужденных, в Европе — 45-50.

Повышенная нагрузка влияет на качество служебной деятельности. Так, уровень повторной преступности среди состоящих на учете в УИИ выше, чем в среде осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В 2010 г. в исправительных учреждениях для взрослых преступников было зарегистрировано 944 преступления, в воспитательных колониях — 8, а подучетными УИИ совершено 18 145 преступлений, за которые они были осуждены3.

В обзорном письме «Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году» ФСИН России отмечает, что УИИ на неудовлетворительном уровне применялись меры предупредительно-профилактического характера, в частности, возложение дополнительных обязанностей судом на осужденного по представлению УИИ, продление испытательного срока осужденного.

В целом индекс повторной преступности осужденных без изоляции от общества по итогам 2010 г. составил 2,4 % (в отношении 25 630 человек возбуждены уголовные дела), в 2009 г. он был равен — 1, 94 % (21143 чел.)4.

Приведенные выше данные позволяют нам считать предупредительную работу УИИ одним из наиболее проблемных направлений их деятельности. Оно требует теоретического и правового совершенствования.

Под специальным предупреждением (превенцией) в научной литературе понимается предупреждение совершения нового преступления лицом, уже совершившим уголовно наказуемое деяние5. Как в среде практиков, так и среди ученых нет единого понимания содержания и соотношения таких понятий, как «профилактика преступности», «предупреждение преступности».

Автор разделяет мнение В. И. Гуськова о том, что предупреждение и профилактика преступности не тождественны по сути, а соотносятся «как вид с родом» 6. Термин «предупреждение» является собирательным и включает в себя три составляющих — непосредственно профилактику, пресечение и предотвращение. Кроме того, при оценке свойств превенции, доступной УИИ, следует согласиться с мнением В. Е. Южанина, который полагает, что понятие «новое преступление», как более широкое по отношению к «рецидиву» преступлений, позволяет говорить как о частном предупреждении, так и об общей превентивной деятельности 7

Однако буквальное толкование и анализ нормативноправовых актов, регламентирующих деятельность УИИ, указывать выполнение ими профилактической работы, поскольку полномочиями по пресечению и предотвращению преступлений они не наделены. Субъектами оперативно-розыскной деятельности они не являются, сле-

довательно, не обладают и полномочиями по осуществлению дознания. Сам правовой статус сотрудников УИИ вызывает ряд вопросов, связанных с возможностью применения ими физической силы, специальных средств и оружия. Так, Г. А. Стенечкин ошибочно полагает, что в «обязанности уголовно-исполнительных инспекций входит и предотвращение, и пресечение преступлений и иных правонарушений. Осуществлять их предотвращение и пресечение сотрудники имеют право и обязаны, но практически реализовать их в полном объеме самостоятельно не могут в силу отсутствия необходимых сил и средств. Поэтому они взаимодействуют с органами внутренних дел, своевременно их информируют о таких случаях»8.

Представляется, что специально-предупредительная деятельность УИИ, исходя из требований нормативноправовых актов, связывается только с обязанностью специализированного государственного органа, исполняющего уголовные наказания и меры уголовно-правового характера без изоляции от общества, по профилактике преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков со стороны осужденного, состоящего на учете, и их нейтрализацией.

Указанная деятельность материализуется в процессе применения предупредительных мер на двух уровнях превенции — общем и специальном. Общепревентивное воздействие осуществляется через уголовно-правовые предупредительные меры (устрашение преступника, объем назначенной кары). Специальное предупреждение реализуется посредством применения уголовноисполнительных предупредительных мер и мер индивидуальной профилактики.

Уголовно-исполнительные предупредительные меры прямо указаны в уголовно-исполнительном законе: учет осужденных; проведение первичной и (или) профилактической беседы; оказание психологической помощи; направление ходатайства об отмене условного осуждения или предоставления отсрочки отбывания наказания; взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам отбывания наказания осужденным; вызов в инспекцию для дачи объяснения по вопросам отбывания наказания; посещение по месту жительства, работы, учебы и других мест нахождения осужденного; привод; вынесение предупреждения, письменного предупреждения, официального предостережения; установление определенной обязанности для осужденного; применение технических средств надзора; инициация объявления в розыск скрывшегося осужденного; составление протокола об административном правонарушении; направление представления в суд в отношении осужденного, системно нарушающего порядок отбывания наказания.

К числу уголовно-исполнительных предупредительных мер следует отнести также те, которые предусматриваются иными федеральными законами или подзаконными нормативно-правовыми актами, например, дактилоскопирование осужденных, взаимодействие с орга-

нами полиции по вопросам осуществления контроля за поведением осужденных.

Следующую группу образуют индивидуально-профилактические меры. В криминологии под индивидуальным предупреждением правонарушений понимается «деятельность государственных и образованных в соответствии с законом негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по объективно установленным данным, можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их микросреду позитивного корректирующего воздействия» 9. По своей сущности индивидуальная профилактика представляет собой систему мер принуждения и убеждения, применяемых к носителям антиобщественных установок.

Исходя из приведенного выше определения, индивидуальные специально-криминологические меры УИИ можно классифицировать следующим образом:

а) меры по выявлению в среде осужденных лиц, склонных к совершению правонарушений;

б) меры, связанные с исправительным воздействием.

Для выявления осужденных, склонных к деструктивному поведению, УИИ осуществляют сбор информации о личности преступника, его связях, социальном положении в обществе и проводят индивидуальные беседы, в том числе с родственниками, соседями, работодателями. Следует отметить, что получение информации о личности преступника должно быть всесторонним. Иными словами, его первоначальная характеристика должна учитывать данные о его поведении и намерениях с момента задержания до постановки на учет в УИИ. В практической деятельности должностными лицами инспекций эти сведения редко запрашиваются и анализируются. Как правило, первоисточником является приговор суда, т. е., начиная работу с преступником, орган, исполняющий наказание, довольствуется лишь его уголовно-правовой характеристикой.

Определенный интерес в связи с криминологическим изучением личности преступника представляет социально-психологическая методика «Портрет», применяемая в УИИ. Она позволяет со средней степенью вероятности высказывать предположения о возможности совершения осужденным повторных преступлений в период отбывания наказания. К недостаткам методики относится ее узко направленное применение (изучается личность только условно осужденных) и невозможность оценки криминальной зараженности испытуемого в момент осуждения, что не позволяет обобщать и анализировать динамику рисков совершения повторного преступления 10.

Меры, связанные с исправительным воздействием, реализуются посредством применения основных средств исправления (режима отбывания наказания, проведения воспитательной работы, привлечения к труду, получения образования, общественного воздействия) вне зависимости от вида примененного наказания. Такой вывод позволяет сделать буквальное толкование уго-

ловно-исполнительной нормы, указанной в ст. 9 УИК РФ. Но применительно к группе наказаний, не связанных с изоляцией осужденного, законодатель предписывает применять только часть средств исправления.

В совокупности реализация указанных мер или возможность их применения образует специально-предупредительную деятельность уголовно-исполнительных инспекций, которая осуществляется в форме контроля за поведением осужденных и исправительного воздействия на них.

Представленная система предупредительных мер УИИ не может быть исчерпывающей. Изменение уголовной политики государства, развитие науки позволит обосновать и внедрить новые методы и формы профилактики. Так, сейчас спорным является вопрос о включении в систему предупредительной деятельности УИИ содействия в оказании социальной помощи осужденным. Декларирование в законе не дает возможности для ее реализации. В процесс оказания социальной помощи осужденному должны быть вовлечены органы государственной и муниципальной исполнительной власти. Однако в настоящее время к решению данного вопроса они не подключены.

Заслуживает внимания и оценка уголовно-право во-го непреступного поведения осужденных, не лишенных свободы. В одном случае злостное уклонение от отбывания наказания образует состав преступления (например, уклонение от ограничения свободы), а в других — служит основанием замены наказания более строгим и часто несоразмерным (например, замена обязательных работ на лишение свободы в расчете восемь часов обязательных работ на один день лишения свободы). «По своей сути замена наказания, не связанного с лишением свободы, на более строгое представляет собой наказание внутри наказания» 11. В данный период реально в качестве заменяющего наказания используется только лишение свободы. При этом такая замена противоречит принципам уголовного закона, так как все общественно опасные деяния, являющиеся преступлением, указаны в уголовном законе. Основанием для замены является не приговор суда, а постановление, что противоречит понятию наказания как меры государственного принуждения, назначаемой по приговору суда.

И здесь для предмета нашего исследования представляют интерес меры безопасности, которые применяются как во время отбывания наказания, так и после его отбытия. Теоретическое обоснование применения мер безопасности к преступнику было разработано в рамках социологической школы уголовного права. Теория «опасного состояния личности» как основание привлечения к уголовной ответственности хотя и была отвергнута, тем не менее, отдельные ее положения используются в современном законодательстве многих государств.

Представляется целесообразным для устранения правовых пробелов и противоречий предусмотреть систему мер безопасности в качестве дополнительных индивидуальных профилактических мер. К их числу следо-

вало бы отнести установление постпенитенциарного контроля за осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, установление профилактических запретов и обязанностей, криминологических характеристик личности преступника («обычный», «привычный», «профессиональный»).

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ [Электронный ресурс]: доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 http://fsin.su/statistics/.

4 Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2010 году: обзорное письмо ФСИН России от 5 марта 2011 г. № 19-3618-0.

5 Полубинская С. В. Соотношение общего и специального предупреждения как целей наказания: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 91.

6 Гуськов В. И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности. Рязань, 1975. С. 21.

7 Южанин В.Е., Жидков Э.В. Частное предупреждение преступлений как цель применения уголовного наказания в виде лишения свободы и средства его реализации. М., 2007. С. 106.

8 Стеничкин Г. А. Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ [Электронный ресурс]: доступ из справочноправовой системы «КосультантПлюс».

9 Криминология: учебник для вузов. 3-е изд. / под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 455-456.

10 Тараленко К.Н. Рекомендации по индивидуальному прогнозированию поведения условно осужденных: методика «Портрет».М., 2003. С. 23

11 Рахмаев Э. С., Панарин Д. А., Данилов Д. Д. Организационно-правовые основы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных с лишением свободы, и контроля за условно осужденными: монография. Рязань, 2010. С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.