Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / INITIATIVE BUDGET / PARTICIPATORY BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пехова Людмила Степановна, Гафарова Диана Алексеевна

В статье рассматриваются основные тенденции внедрения практик инициативного (партисипаторного) бюджетирования в регионах РФ и подчеркивается роль Министерства финансов РФ в координировании их внедрения. Делаются выводы, что в условиях развития информационного общества базовые модели инициативного бюджетирования дополняются технологиями электронного партисипаторного бюджетирования, а системная работа с общественным мнением становится базисом и необходимым инструментом любой практики инициативного бюджетирования. Подчеркивается, что несмотря на то, что в Калининградской области успешно реализуются практики, смежные инициативному бюджетированию, в регионе не разработана нормативная правовая база, а также отсутствует институциональная инфраструктура поддержки инициативного бюджетирования. Описана деятельность Регионального центра «Высшая школа государственного управления» Западного филиала РАНХиГС, осуществляемая для запуска инициативного бюджетирования в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пехова Людмила Степановна, Гафарова Диана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF BACKGROUND AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE INITIATIVE BUDGET IN THE KALININGRAD REGION

The main trends in introducing initiative (participatory) budgeting practices in regions of the Russian Federation are discussed in the article. The role of the Ministry of Finance of the Russian Federation in coordinating the implementation of proactive budgeting practices is emphasized. The fact that in the conditions of the development of the information society the basic models of initiative budgeting are complemented by e-participatory budgeting technologies is concluded. Systematic work with public opinion becomes the basis and a necessary tool for any initiative budgeting practice. Although in Kaliningrad region there are successfully implemented practices related to initiative budgeting, the region has not developed a regulatory framework and there is also no institutional infrastructure to support initiative budgeting. The activities of the Regional Center «Higher School of Public Administration» of the Western branch of the RANEPA carried out to launch initiative budgeting in the Kaliningrad region are described.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕДПОСЫЛКАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ВНЕДРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 336.132.11

Пехова Л.С.1 Гафарова Д.А.2

к вопросу о предпосылках и перспективах внедрения инициативного бюджета в калининградской области

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции внедрения практик инициативного (партисипаторного) бюджетирования в регионах РФ и подчеркивается роль Министерства финансов РФ в координировании их внедрения. Делаются выводы, что в условиях развития информационного общества базовые модели инициативного бюджетирования дополняются технологиями электронного партисипаторного бюджетирования, а системная работа с общественным мнением становится базисом и необходимым инструментом любой практики инициативного бюджетирования. Подчеркивается, что несмотря на то, что в Калининградской области успешно реализуются практики, смежные инициативному бюджетированию, в регионе не разработана нормативная правовая база, а также отсутствует институциональная инфраструктура поддержки инициативного бюджетирования. Описана деятельность Регионального центра «Высшая школа государственного управления» Западного филиала РАНХиГС, осуществляемая для запуска инициативного бюджетирования в Калининградской области.

Ключевые слова: инициативный бюджет, партисипаторное бюджетирование.

Pehova L.

Gafarova D.

TO THE QUESTION OF BACKGROUND AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE INITIATIVE BUDGET IN THE KALININGRAD REGION

Abstract. The main trends in introducing initiative (participatory) budgeting practices in regions of the Russian Federation are discussed in the article. The role of the Ministry of Finance of the Russian Federation in coordinating the implementation of proactive budgeting practices is emphasized. The fact that in the conditions of the development of the information society the basic models of initiative budgeting are complemented by e-participatory budgeting technologies is concluded. Systematic work with public opinion becomes the basis and a necessary tool for any initiative budgeting practice. Although in Kaliningrad region there are successfully implemented practices related to initiative budgeting, the region has not developed a regulatory framework and there is also no institutional infrastructure to support initiative budgeting. The activities of the Regional Center «Higher School of Public Administration» of the Western branch of the RANEPA carried out to launch initiative budgeting in the Kaliningrad region are described.

Keywords: initiative budget, participatory budgeting.

1 Пехова Людмила Степановна, кандидат педагогических наук, директор Регионального центра «Высшая школа государственного управления», Западный филиал РАНХиГС, г. Калининград, e-mail: l.pexova@mail.ru, т. +7(4012)97-23-51

Ludmila Pehova, Ph.D. in Pedagogy, director of the Regional center «The Higher School of Public Administration», Western Branch of RANEPA, Kaliningrad, e-mail: l.pexova@mail.ru, tel. +7(4012)97-23-51

2 Гафарова Диана Алексеевна, начальник отдела федеральных и региональных программ и проектов «Проектный офис» Регионального центра «Высшая школа государственного управления», Западный филиал РАНХиГС, г. Калининград, e-mail: dianagafarova@gmail.com, т. +7(4012)97-23-79

Diana Gafarova, Head of the Department of Federal and Regional Programs and Projects of the Regional center «The Higher School of Public Administration», Western Branch of RANEPA, Kaliningrad, e-mail: dianagafarova@gmail.com, tel. +7(4012)97-23-79

Инициативное (партисипаторное) бюджетирование из социальной инновации, внедренной в первые в Ставропольском крае в 2007 году при содействии Всемирного банка в рамках осуществляемой стратегии «Развитие силами местных сообществ», в настоящее время становится одной из общераспространенных в российских регионах практик управления муниципальными финансами, активно поддерживаемой Министерством финансов РФ.

В российской действительности к понятию инициативное или партисипаторное бюджетирование во всех официальных публикациях и методических материалах относят совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс, объединенных общей идеологией гражданского участия. Опыт 49 регионов РФ, внедривших к началу 2018 года инициативное (партисипаторное) бюджетирование в муниципальных образованиях, доказал, что что для наиболее эффективного внедрения данной практики необходимы готовность органов местного самоуправления к использованию возможностей инициативного бюджета, доступность и полнота информации о порядке участия граждан в планировании местных бюджетов, вовлеченность граждан в социальные инициативы, финансовая и правовая грамотность населения, наличие институциональной инфраструктуры поддержки инициативного бюджетирования (прежде всего, региональных проектных центров).

Инициативное бюджетирование как механизм участия граждан в решении социальных проблем территорий проживания путем вовлечения их в процесс выбора и последующий контроль реализации отобранных проектов, финансируемых за счет бюджета, является одной из форм демократизации бюджетной политики. Распространение инициативного бюджетирования в РФ совпало с началом реализацией концепции «открытый бюджет» [1], которая представляет собой направление государственной политики, ориентированной на формирование доступной для понимания гражданами информации о бюджетах разного уровня. Можно аргументированно

утверждать, что инициативное бюджетирование дает как экономический, так и социальный эффект. Экономический эффект связан с более эффективным расходованием бюджетных средств, социальный - с повышением качества жизни местных сообществ за счет выявления и решения наиболее острых социальных проблем, а также минимизация иждивенческих настроений населения [1]. Также выделяют институциональный и управленческий эффекты инициативного бюджетирования [2].

Проведенный анализ литературных источников показал, что имеющиеся публикации с ключевыми терминами «инициативный бюджет» и «партисипаторное бюджетирование» связаны, прежде всего, с популяризацией идей инициативного бюджетирования, информированием субъектов инициативного бюджетирования (в числе которых региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, социально-ориентированные НКО, общественные объединения и проектные группы социально-активных граждан, гражданские активисты, представители предпринимательского сообщества) и направлены на тиражирование передового опыта российских регионов по внедрению практики инициативного бюджетирования.

Исследовательское сопровождение инициативного бюджетирования в Российской Федерации осуществляет созданный в 2016 г. на базе Научно-исследовательского финансового института Минфина России Центр инициативного бюджетирования. Центр также осуществляет регулярные образовательные мероприятия, связанные с раскрытием механизма инициативного бюджетирования и тиражированием лучших практик субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований. Активную информационную поддержку проектам инициативного бюджетирования оказывает Комитет гражданских инициатив, который, в частности, обеспечивает работу портала «Инициативное бюджетирование» (budget4me.ru).

В научных источниках публикации по проблеме инициативного бюджетирования при этом достаточно ограничены и сводятся пре-

имущественно к анализу российских практик инициативного бюджетирования сотрудниками Центра инициативного бюджетирования. В числе авторов, активно публикующих научные статьи по данной тематике можно отметить директора Центра Вагина В. В., канд. фи-лос. наук, научных сотрудников Шаповалову Н. А., Гаврилову Н.В.

Успех практик партисипаторного бюджетирования за рубежом обуславливает интерес научного сообщества к его изучению. Так, в работе Бублика Н.Д., Лукиной И.И., Фазлу-тдинова Р.А., Чувилина Д.В. на основе анализа публикаций зарубежных авторов представлены результаты критического осмысления практик инициативного бюджетирования в Бразилии (город Порту Аллегри) и Польше [3]. Зарубежные тренды в сфере партисипа-торного бюджетирования описаны в работе Н. В. Гавриловой, мл. науч. сотрудника Центра инициативного бюджетирования [4]. В числе актуальных трендов в данной статье выделяются, в частности, использование многоканального электронного партисипаторного бюджетирования, вовлечение в партисипатор-ное бюджетирование различных социальных групп, мнение которых по тем или иным причинам недостаточно представлено в существующей системе принятия решений (мигранты, молодежь, женщины и др.), участие НКО в проектах партисипаторного бюджетирования, интеграция партисипаторного бюджетирования в политику бюджетной открытости.

В последние два года в научных изданиях также стали появляться публикации представителей региональных вузов, раскрывающие текущее состояние и проблемы внедрения практик инициативного бюджетирования на региональном уровне (на примере Пермского края, Республики Башкортостан, Тульской области и др.) [5-7]. В целом опыт регионов в области парти-сипаторного бюджетирования нашел отражение в докладе Министерства финансов «О лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях» [8].

По итогам 2017 года 72,5% всех проектов инициативного бюджетирования в субъектах РФ относились к пяти типам: места массового

отдыха населения и объекты организации благоустройства; автомобильные дороги и сооружения на них; образовательные и культурные учреждения + учреждения библиотечного обслуживания населения; объекты водоснабжения, водоотведения; обустройство игровых площадок. Структура реализованных проектов инициативного бюджетирования в 2016 и 2017 гг. приведена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что активное внедрение практик инициативного бюджетирования в России началось в 2013 году с началом реализации «Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», утвержденной Распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2593-р. Действующая в настоящее время государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320, предусматривает содействие созданию условий для реализации практик инициативного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Дорожной картой по развитию инициативного бюджетирования в Российской Федерации на период с 2018 г. по 2022 г. «Программы развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации» предусмотрена реализация восьми ключевых направлений развития инициативного бюджетирования в числе которых сопровождение и координация на федеральном уровне процесса развития инициативного бюджетирования; создание институциональной инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях; содействие повышению уровня знаний об инициативном бюджетировании и навыков реализации проектов инициативного бюджетирования; обеспечение информационной поддержки; мониторинг и оценка развития программ и практик инициативного бюджетирования; создание правовых основ и методологии для развития инициативного бюджетирования; развитие международного взаимодействия и др.

Крупные инфраструктурные проекты (мосты, плотины, благоустройство водоемов)

Объекты для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания

Событийные проекты (праздники, фестивали)

Приобретение оборудования, техники, транспорта

Объектыты сбора твердых коммунальных/бытовых отходов и мусора

Объекты для обеспечения первичных мер пожарной безо паси ости

Объекты культурного наследия (памятники, музеи)

ЖКХ (ремонт фасадов и кровли), организация теплоснабжения, каналнзапии, газопроводов

Места захоронения Объекты уличного освещения Иные объекты

Объекты физической культуры и массового спорта Обустройство игровых площадок Объекты водоснабжения, водоотведения

Автомобильные дороги и сооружения на них

Места массового отдыха населения и объекты организации благоустройства

Образовательные и культурные учреждения + учреждения библиотечного обслуживания населения

0 0 1 ОД 1 од 1 0.2

4,6

1 од 0 ■ 0,8

1 5,3

■ 1.5 Н■ 2,8 2,3 ЯШ 2,1 Н■ 2,7 0

■ э, 7

1 8,

к,4

н■

1 6.8

4,6

8.5

19,8

10

15

20

%

12017 12016

Рисунок 1 — Структура реализованных проектов инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016—2017годах,% [8].

Таким образом, требования соответствующих государственных программ являются движущим фактором развития инициативного бюджетирования во всех регионах Российской Федерации, в том числе в Калининградской области, и формируют ответственность региональных органов исполнительной власти перед гражданским сообществом за внедрение эффективных способов решения социальных проблем территорий и формирование открытости бюджетной системы.

Координирование внедрения практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации осуществляется Министерством

финансов РФ в сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития. К началу 2018 года 49 регионов РФ реализо-вывали практики инициативного бюджетирования, 10 регионов реализовывали смежные практики, число неопределившихся регионов составило 26.

Практики, смежные инициативному бюджетированию, предусматривают вовлечение граждан в рассмотрение и решение бюджетных вопросов в Российской Федерации и являются формами реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении, закрепленными Федеральным законом от 06.10.2003

г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Чаще всего это происходит в форме публичных слушаний, территориального-общественного самоуправления (ТОС), института сельских старост и самообложения граждан.

Калининградская область при этом отнесена по итогам 2017 года Минфином к числу регионов, реализующих смежные практики. В число этих практик несомненно относится реализуемая с 2011 года «Программа конкретных дел». Ежегодно правительством Калининградской области выделяются средства на поддержку муниципальных программ благоустройства (программ «конкретных дел»). Основными принципами финансирования муниципальных программ благоустройства являются: предоставление субсидий областного бюджета муниципальным образованиям Калининградской области с численностью населения менее 80 тысяч человек; распределение субсидий пропорционально численности населения муниципальных образований; выбор приоритетных направлений выделения средств (из 190 млн. руб., запланированных в региональном бюджете на 2018 г., 50% средств направлялись на улучшение в населённых пунктах водоснабжения); формирование перечня реализуемых в муниципальных образованиях мероприятий с учетом результатов обсуждения с жителями населенных пунктов и голосования на интернет-портале; стимулирование освоения средств областного бюджета в весенне-летний период.

В 2017 году муниципальные программы конкретных дел реализовывались во всех 22-х муниципальных образованиях Калининградской области, где за период 2011-2017 гг. было обустроено 833 контейнера для ТБО, 305 контейнерных площадок, 51 остановка, 290 спортивных и детских площадок, установлено 196 малых архитектурных форм (скульптуры, скамейки), 589 опор для уличного освещения и 1556 светильников, проведено 319 мероприятий по улучшению качества воды.

По мнению экспертов Научно-исследовательского финансового института Минфина России «многолетняя «Программа конк-

ретных дел» Калининградской области при незначительном редизайне, предусматривающем внедрение процедур инициативного бюджетирования, способна существенно повысить свой потенциал» [9]. Межбюджетные субсидии, выделяемые из регионального бюджета Калининградской области на первом этапе в рамках инициативного бюджетирования, также могут быть направлены на реализацию программ благоустройства территорий, а затем перечень межбюджетных трансфертов может быть расширен. Проекты, реализуемые в рамках инициативного бюджетирования, в целом могут быть направлены на благоустройство, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, предпринимательства и улучшение качества жизни в муниципальных образованиях Калининградской области.

Анализ существующих практик инициативного бюджетирования позволил выделить две параллельно развивающиеся модели инициативного (партисипаторного) бюджетирования и современную тенденцию встраивания в них модели электронного партисипаторного бюджетирования. В российских муниципальных образованиях наибольшее распространение получила одна из моделей инициативного бюджетирования, которая получила название программа поддержки местных инициатив (ППМИ). В общем виде модель предусматривает выдвижение приоритетных проектов гражданами на собраниях жителей, выбор проектов для реализации в рамках конкурсного отбора на основании формализованных критериев, включающих в том числе размер софинансирования, оценку степени поддержки проектов местными сообществами. Такие проекты осуществляются на средства бюджетов субъектов Российской Федерации при обязательном софинансировании муниципалитетов, населения и местного бизнеса, что обуславливает интерес муниципалитетов к реализации таких проектов, позволяющих обеспечить решение актуальных проблем территории меньшими бюджетными средствами.

Модель, собственно, партисипаторного бюджетирования делает акцент на погружение жителей (прежде всего крупных муниципальных образований) в бюджетные проце-

дуры и непосредственное обучение основам муниципального управления. Модель является менее распространённой и предполагает распределение выделенной части городского бюджета (без софинасирования из регионального бюджета и со стороны резидентов территории) на основании решений бюджетной комиссии, состоящей из граждан, отобранных с помощью жеребьевки, и представителей муниципалитета. Модель эффективна для реализации комплексных городских проектов (рекреационные зоны, дорожная инфраструктура и др.) и может быть использована совместно с ППМИ для получения синергетического эффекта, связанного, прежде всего, с созданием на первоначальном этапе портфеля проектов, которые могут быть реализованы с привлечением средств резидентов территории в рамках программ поддержки местных инициатив.

В условиях развития информационного общества обе модели активно дополняются технологиями электронного партисипаторного бюджетирования. Зарубежный опыт использования данных технологий показывает, что интернет и мобильные технологии используются практически повсеместно в сфере вовлечения граждан в демократические процессы, как минимум - для информирования о проходящих офлайн-мероприятиях через сайты и социальные сети, как максимум - для организации делиберативных процедур обсуждения и голосования за проекты [4].

В российской практике наиболее распространён опыт онлайн голосования за проекты. Некоторые регионы также создают краудфан-динговые платформы, позволяющие аккумулировать средства, получаемые на софинанси-рование реализуемых проектов от отдельных граждан.

В Калининградской области с начала 2018 года реализуется практика вовлечения граждан в процессы принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления по широкому кругу общегородских и поселковых вопросов в виде голосования, опросов, реализации общественного контроля на портале «Активный гражданин/Калининградская область». На портале, в частности, проводится голосование за проекты, связан-

ные с улучшением условий жизнедеятельности муниципальных образований, в том числе планирования, обустройства и развития городской среды. Именно эта интернет-площадка может стать фундаментом для развития практик онлайн модели инициативного бюджетирования в Калининградской области.

Большинство реализуемых в России программ инициативного бюджетирования инициируются на уровне региональных органов исполнительной власти (например, Министерства социального развития, органов власти, отвечающих за внутреннюю политику, территориальное развитие и местное самоуправление и др.). В тех регионах, где в реализацию инициативного бюджета вовлечено министерство финансов, программы приобретают большую устойчивость и быстрее масштабируются. При разработке нормативных правовых актов и внедрении практик инициативного бюджетирования в Калининградской области определение ответственного ведомства является одной из первоочередных задач, что особенно актуально в условиях реорганизации Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, ранее инициировавшего внедрение инициативного бюджета в Калининградской области. Импульсом для развития региональной практики инициативного бюджетирования может стать вовлечение в проект главы региона и разработка нормативных правовых актов в рамках «губернаторского» или «регионального приоритетного» проекта по аналогии с Пермским и Ставропольским краями, Ярославской и Ульяновской областями и рядом других регионов.

Внедрение практик инициативного бюджетирования занимает от года до полутора лет с момента запуска до получения конкретного результата от реализованных проектов. При этом большое внимание уделяется не только нормативной и методической документации, но и материалам, позволяющим донести идеи инициативного бюджетирования до рядового гражданина, использованию многоканальных форматов информирования. Значительный интерес представляет опыт регионов в области информационно-коммуникационного обес-

печения инициативного бюджетирования, который обобщен в виде методических материалов по итогам всероссийского семинара-совещания «Информационное сопровождение в проектах инициативного (партисипаторно-го) бюджетирования», проходившего в 2018 г. в Ставропольском крае. Как отмечают эксперты, системная работа с общественным мнением является базисом и необходимым инструментом любой программы инициативного бюджетирования [10]. При этом речь может идти как об отдельных информационных кампаниях, так и о комплексном брендирова-нии региональных (муниципальных) практик инициативного бюджетирования. С точки зрения брендинга речь может идти о создании на федеральном уровне зонтичного бренда инициативного бюджетирования для всей совокупности практик и программ [10]. Однако пока как на федеральном, так и региональном уровнях отсутствуют четкие медиастратегии продвижения и информационного сопровождения инициативного бюджетирования.

При внедрении инициативного бюджета в Калининградской области большое внимание целесообразно уделять визуализации информационного контента, выбору релевантных адресатам медиаканалов, использованию сочетания онлайн и офлайн средств коммуникации. В качестве информационных носителей наряду с использованием официальных электронных и печатных средств информации органов власти, необходимо активно задействовать ресурс социальных сетей.

Региональным центром «Высшая школа государственного управления» (РЦ ВШГУ) Западного филиала РАНХиГС в рамках подготовки к внедрению инициативного бюджета в Калининградской области на основе проведенного ситуационного анализа сделаны выводы, что внедрение инициативного бюджета в Калининградской области является актуальной необходимостью, которая сформирована под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Внешние факторы связаны с деятельностью Министерства финансов РФ, которое не только включило инициативное бюджетирование в число лучших региональных практик «Бюджета для граждан», но и

выступило заказчиком концепции и программы развития и регулирования инициативного бюджетирования в субъектах РФ [11]. Минфин осуществляет ежегодный регулярный мониторинг практической реализации инициативного бюджетирования на основании ряда параметров, в число которых входят наличие нормативно-правового регулирования практик инициативного бюджетирования, действующая методика отбора проектов, количество поданных в течение года заявок на реализацию проектов инициативного бюджетирования, типология проектов, общая стоимость реализованных проектов, включая объем расходов из федерального, регионального бюджетов, бюджета муниципальных образований, объем средств софинансирования со стороны населения и со стороны юридических лиц, охват муниципальных образований практиками инициативного бюджетирования.

К числу внутренних факторов можно отнести, несомненно, высокий уровень развития гражданского общества в муниципальных образованиях Калининградской области, т.е. наличие и высокий уровень социальной активности как отдельных граждан, так и общественных объединений, представителям которых небезразлично будущее региона. Жители Калининградской области формируют общественные советы, принимают участие в волонтерских мероприятиях, различных общественных инициативах. О высоком уровне развития гражданского общества в регионе также свидетельствуют данные о числе НКО, зарегистрированных в регионе (2313 НКО на начало 2017 г.), в том числе социально-ориентированных; числе подготовленных проектных заявок от социально-ориентированных НКО для участия в конкурсе Фонда президентских грантов и числе выигранных грантов.

Сотрудниками РЦ ВШГУ с учетом проведенного анализа передового опыта инициативного бюджетирования в российских регионах выполнена разработка проектов нормативных и методических материалов, необходимых для запуска инициативного бюджетирования в Калининградской области. В число разработанных материалов входят Положение об

инициативном бюджетировании в Калининградской области; порядок осуществления инициативного бюджетирования с помощью интернет-решений, правила осуществления отбора и реализации проектов, типовой регламент работы муниципальной комиссии по реализации мероприятий инициативного бюджетирования, форма акта приемки проекта инициативного бюджетирования, пошаговое руководство для глав муниципальных образований Калининградской области, шаблон проекта инициативного бюджетирования для участия в конкурсном отборе проектов инициативного бюджетирования, форма протокола собрания жителей (инициативной группы), форма паспорта проекта инициативного бюджетирования, форма отчета о реализации проекта инициативного бюджетирования.

В рамках образовательных программ и конференций РЦ ВШГУ также ведется активное информирование представителей региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и общественных организаций о предпосылках, порядке действий при осуществлении и эффектах внедрения практик инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях Калининградской области.

При запуске программы инициативного бюджетирования в Калининградской области минимальный размер субсидий из регионального бюджета должен быть выше 20-30 млн. руб. В случае выделения меньших сумм сложно выделять и оценивать эффекты инициативного бюджетирования, вследствие высоких затрат на сопровождение проектов консультантами, низкой мотивации участников в силу высокой вероятности проигрыша в конкурсе проектов. Для наиболее эффективного внедрения практик инициативного бюджетирования

в Калининградской области также необходимо наличие институциональной инфраструктуры поддержки инициативного бюджетирования. В роли Регионального проектного центра инициативного бюджетирования может также выступить РЦ ВШГУ, имеющий в своей структуре отдел федеральных и региональных программ и проектов «Проектный офис». При этом РЦ ВШГУ не будет участвовать в распределении денежных средств, направляемых муниципальным образованиям на реализацию проектов в виде субсидий из регионального бюджета, а выступит в качестве независимого субъекта инициативного бюджетирования, созданного в целях оказания помощи органам местного самоуправления, общественным организациям, инициативным группам граждан в вопросах подготовки проектов инициативного бюджетирования, консультационной и методической помощи участникам проектов на всех этапах их реализации, консультирования региональных органов власти и местного самоуправления по вопросам конкурсного отбора проектов.

Таким образом, сложившиеся в Калининградской области условия подталкивают региональные органы власти к широкому внедрению официально регламентированных на законодательном уровне практик инициативного бюджетирования. При этом акцент выбранной к реализации модели должен быть сделан на социальные инициативы и софинан-сирование местных бюджетов. Доступность и полнота информации о порядке участия граждан в планировании местных бюджетов и их вовлеченность в социальные инициативы будут являться обязательным фактором успешности инициативных бюджетов, также как наличие институциональной инфраструктуры поддержки инициативного бюджетирования (регионального проектного центра).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Гаврилова Н. В. Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №1. - (21). - С. 33-40.

2. Шульга И. Е. и др. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. М.: «Алекс», 2017. - 124 с.

3. Бублик Н. Д., Лукина И. И., Фазлутдинов Р. А., Чувилин Д. В. Процедуры партисипаторного

бюджетирования как основополагающего элемента концепции сбалансированных инициатив местных сообществ [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 8. №4 (2016). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/62EVN416.pdf

4. Гаврилова Н. В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. - № 2. - С. 118-125.

5. Бублик Н. Д., Лукина И. И., Фазлутдинов Р. А., Чувилин Д. В. Методические положения по совершенствованию финансирования проектов партисипаторного бюджетирования на основе моделирования их социально-экономического потенциала [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 9. №2 (2017). URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/30EVN217.pdf

6. Кутергина Г.В., Паздникова Н.П. О развитии форм организационной поддержки инициативного бюджетирования в регионе // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. 2018. - №1. - С. 171-185.

7. Сивинцева О.В., Будник К.В. Партисипаторные инструменты в субъектах РФ: самообложение граждан и инициативное бюджетирование // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Том 10. - № 1. - С. 96 -127.

8. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. М.: Минфин. 2018. 57 с.

9. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Факторы, возможности и ограничения развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2017. - №1. - С. 103-112.

10. Вагин В.В., Шаповалова НА. Информационное сопровождение инициативного бюджетирования: содержание и принципы успешной реализации // Власть. 2016. - № 12. -С. 63-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Вагин В.В. Теоретические аспекты развития инициативного бюджетирования в России // Финансовый журнал. 2016. - №3. - С. 105-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.