Научная статья на тему 'К вопросу о правовых основах развития нанотехнологий в России1'

К вопросу о правовых основах развития нанотехнологий в России1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / ПРАВО / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туранин В. Ю., Сергеева Д. А.

Статья посвящена анализу правовых основ развития нанотехнологий в России. Авторы отмечают, что в настоящее время нет целостного научного представления о природе правоотношений, складывающихся в сфере разработки и применения продукции наноиндустрии. Кроме того, существуют значительные практические проблемы правового регулирования нанотехнологий, которые связаны с отсутствием надлежащей правовой основы, комплексно и всесторонне охватывающей отношения в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Туранин В. Ю., Сергеева Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовых основах развития нанотехнологий в России1»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

УДК 340.11:330.341.1

К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ1

В современной России под влиянием происходящего научно-технического прогресса происходит формирование новых общественных отношений, связанных с нано-технологиями. При этом становится все более очевидным, что для позиционирования нашего государства на мировом уровне как страны, производящей высокотехнологичную продукцию, необходимо не только создавать и развивать наноиндустрию, но и обеспечивать надлежащее правовое регулирование нанотехнологий.

В Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года закреплено, что нанотехнологии - это технологии, направленные на создание и эффективное практическое использование нанообъектов и наносистем с заданными свойствами и характеристиками. В свою очередь, нанообъект представляет собой объект, линейный размер которого хотя бы в одном направлении составляет порядка 1 - 100 нм, а наносистема - это система, содержащая структурные элементы размером порядка 1 - 100 нм, определяющие ее основные свойства и характеристики в целом.2 В электронном словаре нанотехнологиче-ских и связанных с нанотехнологиями терминов, опубликованном на сайте ОАО «Росна-но», нанотехнологии понимаются как «совокупность технологических методов и приемов, используемых при изучении, проектировании и производстве материалов, устройств и систем, включающих целенаправленный контроль и управление строением, химическим составом и взаимодействием составляющих их отдельных наномасштабных элементов (с размерами порядка 100 нм и меньше как минимум по одному из измерений), которые приводят к улучшению, либо появлению дополнительных эксплуатационных и/или потребительских характеристик и свойств получаемых продуктов».3

В юридической науке правовое положение нанотехнологий до сих пор практически не исследовалось, внимание уделялось лишь отдельным аспектам правового регулирования отношений в данной сфере.4 В настоящее время отсутствует целостное теоретическое представление о природе правоотношений, складывающихся в сфере разработки и применения нанотехнологий, их элементах. Поэтому, прежде всего, важно обратить внимание на особенности предмета правового регулирования нанотехнологий, которые отражены в его структуре. Здесь можно выделить следующие блоки обособленных, но

1 Настоящее исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (государственный контракт № 16.740.11.0106 от 02.09.2010 г.).

2 Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, одобрена Правительством РФ 17.01.2008 г. // Документ опубликован не был, при поиске использовалась СПС «Консультант Плюс».

3 Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов // URL: http://thesaurus.rusnano.com/wiki/article1377 (дата обращения: 22.01.2012 г.)

4 См., напр.: Зульфурзаде Т.Э., Хатаева М.А. Основы правового регулирования нанотехнологий в Российской Федерации // Адвокат, 2009, № 9. - С.17-24.

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

В.Ю. ШАНИН Д.А. СЕРГЕЕВА

Статья посвящена анализу правовых основ развития нанотехнологий в России. Авторы отмечают, что в настоящее время нет целостного научного представления о природе правоотношений, складывающихся в сфере разработки и применения продукции наноиндустрии. Кроме того, существуют значительные практические проблемы правового регулирования нанотехнологий, которые связаны с отсутствием надлежащей правовой основы, комплексно и всесторонне охватывающей отношения в данной области.

e-mail: turanin@mail.ru

Ключевые слова: нанотехнологии, право, правовые основы, правовое регулирование.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

взаимосвязанных общественных отношений, составляющих саму цепочку инновационного процесса в сфере нанотехнологий:

- отношения, складывающиеся в сфере интеллектуальной собственности;

- отношения, складывающиеся в сфере научно-технической деятельности;

- отношения, складывающиеся в сфере инновационной предпринимательской деятельности;

- отношения, складывающиеся в сфере технического регулирования;

- отношения в области формирования государственной инновационной политики.

Характер и вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают выбор типа и режима правового регулирования. В теории права выделяют дозволительный тип правового регулирования как результат действия принципа «дозволено все, что не запрещено в законе». Он складывается, в основном, в области частного права, и выглядит как результат использования диспозитивного метода регулирования социальных связей между субъектами правоотношений. Есть еще и разрешительный тип правового регулирования, основанный на принципе «разрешено только то, что закреплено в законе». Он складывается, в основном, в области публичного права, и выглядит как результат использования императивного метода правового регулирования, при котором адресатом соответствующих норм являются, прежде всего, субъекты, обладающие властными полномочиями.5

Полагаем, что в предмет правового регулирования нанотехнологий входят как отношения, где действует дозволительный тип правового регулирования, так и отношения, где действует разрешительный тип правового регулирования и субъекты взаимодействуют по вертикальному принципу (например, в отношениях где, одной из сторон выступает ОАО «Роснано»).

Необходимо учитывать и разнообразие правоотношений, складывающихся по поводу нанотехнологий. Например, безопасность использования нанотехнологий, риски венчурных капиталов, связанных с технологически новаторскими предприятиями, интеллектуальная собственность, ноу-хау, разработка государственных стандартов нанотех-нологий.

Не менее важно установить правовой режим нанотехнологий. Само понятие «правовой режим» определяется как «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования».6 Правовой режим направлен на обеспечение оптимальности в достижении целей регулирования социальных связей, он связан и с устранением излишнего регулирования. В то же время, основная цель правового режима - не дать субъектам правоотношений лишней свободы в определении своего поведения, избежав тем самым негативных последствий. Определяя целесообразность применения того или иного правового режима, С.С.Алексеев использует понятие «энергетическое поле», которое, по его мнению, может быть со знаком «минус» (поле сдерживания), когда вся сумма интересов и потребностей субъектов противостоит осуществляемой задаче, не согласуется с ней или, во всяком случае, не создает благоприятных предпосылок для ее реализации, и со знаком «плюс» (положительное поле, поле активности), когда решаемая задача соответствует определенным интересам и последние создают благоприятные условия для ее реализации, способствуют достижению поставленной задачи. Причем он указывает, что действие систем юридического регулирования, их эффективность, надежность и оправданность в значительной мере зависят от того, каково в данном случае «энергетическое поле» - отрицательное или положительное, поле сдерживания или поле активности.7 Считаем, что понятие «энергетическое поле» можно использовать и при оценке становления наноиду-стрии в России. По нашему мнению, на сегодняшний момент «энергетическое поле» на-ноиндустрии находится на стадии формирования и отличается двоякостью. С одной стороны, прогрессивные слои населения, специалисты, занятые в сфере нанотехнологий,

5 Борисов Г.А. Теория государства и права. Белгород, 2007. - С.233.

6 Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. - С.244.

7 Там же. - С.245.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

первые лица государства, осознают актуальность и необходимость построения инфраструктуры наноиндустрии, предпринимают практические шаги по наращиванию и развитию этой отрасли. С другой стороны, в российском обществе широко распространен скептический взгляд на нанотехнологии, а также на перспективы построения инновационной экономики в России. Отметим, что такие общественные настроения впоследствии могут негативно сказаться на эффективности системы правового регулирования, в частности, отрицательно повлиять на регулятивную силу принятых нормативных правовых актов и актов, которые еще необходимо принять.

В настоящее время можно констатировать, что процесс формирования российского законодательства, регулирующего наноиндустрию и нанотехнологии, лишь набирает обороты. Поэтому пока отсутствует такая правовая основа, которая бы комплексно и всесторонне охватывала и регулировала возникающие отношения в сфере нанотехнологий. Основные законы, действующие в данной области, - Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,8 Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехноло-гий»,9 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»10 не содержат норм, прямо регулирующих особенности развития нанотехнологий, не устанавливают фундаментальные направления развития наноиндустрии в России. Функция нормативно-правового регулирования нанотехноло-гий реализуется, в основном, через совокупность правовых актов Правительства России, которые принимаются по инициативе ОАО «Роснано», а также через внутренние локальные акты данного общества. При этом правовое регулирование нанотехнологий в России должно исходить из основной цели: создание необходимых правовых условий для создания в России конкурентоспособной на российском и мировом рынке нанопродукции, развития индустрии за счет укрепления научной, технической и производственной базы в области нанотехнологий и наноматериалов.

Кроме обозначенной проблемы можно выделить и другие недостатки в правовом регулировании нанотехнологий в России:

- отсутствие правовых критериев определения нанотехнологичных производств и отнесения продукции к разряду «нано»;

- правовое несовершенство существующих систем стандартизации и сертификации нанопродукции;

- проблемы применения специального режима правового регулирования для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют разработки, либо производят продукцию с применением нанотехнологий;

- отсутствие специального налогового режима в отношении таких субъектов и организаций, которые производят продукцию с применением нанотехнологий.

Для устранения данных проблем, с нашей точки зрения, необходимо формирование приоритетных направлений правового регулирования нанотехнологий в России. Полагаем, что это должны быть следующие направления:

1. Разработка и принятие специального Федерального закона «О нанотехнологиях в Российской Федерации», который нужен для поддержки передовых технологических разработок и высокотехнологичных секторов в промышленности, наиболее перспективными среди которых как раз являются исследования в области нанотехнологий. В нем, в частности, должны быть закреплены следующие положения:

- критерии определения нанотехнологичных производств и отнесения продукции к разряду «нано»;

- механизмы стандартизации и сертификации нанопродукции;

8 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

9 Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3753.

10 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4180.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

- специальные режимы правового регулирования для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют разработки, либо производят продукцию с применением нано-технологий;

- система предоставления государственных гарантий при реализации инновационных программ и проектов;

- механизмы предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на реализацию проектов в сфере наноиндустрии;

- основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности в сфере нанотехнологий и др.

Для эффективной реализации положений данного закона важно разработать и необходимые подзаконные акты, а также сформировать правоприменительный механизм.

2. Совершенствование и систематизация имеющегося законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности.

3. Необходимые изменения в налоговом законодательстве с целью создания благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности, производства нанотехнологичной продукции, а также для создания налоговых преференций научным учреждениям, занимающимся разработкой и внедрением нанотехнологий.

4. Расширение полномочий комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию российской экономики и правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям для участия экспертного сообщества в подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере регулирования нанотехнологий в России.

1. Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, одобрена Правительством РФ 17.01.2008 г. // Документ опубликован не был, при поиске использовалась СПС «Консультант Плюс».

2. Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов // URL: http://thesaurus.rusnano.com

3. Зульфурзаде Т.Э., Хатаева М.А. Основы правового регулирования нанотехнологий в Российской Федерации // Адвокат, 2009, № 9. С.17-24.

4. Борисов Г.А. Теория государства и права. Белгород, 2007.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

6. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

7. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3753.

8. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4180.

Список литературы

ON THE LEGAL BASICS OF NANOTECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN RUSSIA

Belgorod State National Research University

V.Y. TURANIN D.A. SERGEEVA

e-mail: turanin@mail.ru

This article is devoted to the analysis of legal bases of development of nanotechnologies in Russia. The authors notice that now there is no complete scientific representation about the nature of the legal relationship developing in sphere of working out and applications of production nanoindustry. Besides, there are considerable practical problems of legal regulation of nanotechnologies which are connected with absence of an appropriate legal basis, in a complex and comprehensively covering relations in the field.

Key words: nanotechnologies, law, legal bases, legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.