Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
туристская деятельность / туристский продукт / договор / туристский договор / турпродукт.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Виктория Олеговна, Яхьяева Айбат Мурадовна

Регулирование отношений по реализации услуг в сфере туризма осложнено тем, что часто в них участвуют несколько профессиональных субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи в настоящее время в теории и правоприменительной практике отсутствует единообразное мнение по поводу правовой природы предмета отношений в сфере туристской деятельности, что подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса. В статье анализируются положения законодательства и позиции ученых-юристов по вопросу определения договоров, которыми регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере туризма, а также по вопросу определения правовой природы предмета отношений в сфере туристской деятельности. По итогам работы автор приходит к выводу об отсутствии законодательного разграничения между договором об оказании туристических услуг и договором реализации туристского продукта, в связи с чем могут возникать проблемы в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-162-164 NIION: 2018-0076-6/23-424 MOSURED: 77/27-023-2023-6-424

ВАСИЛЬЕВА Виктория Олеговна,

студентка 4 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: vvvasilevaaaa@yandex.ru

ЯХЬЯЕВА Айбат Мурадовна,

студентка 4 курса Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: ajbat.yaxyaeva.01@inbox.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРЕДМЕТА ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО

ПРОДУКТА

Аннотация. Регулирование отношений по реализации услуг в сфере туризма осложнено тем, что часто в них участвуют несколько профессиональных субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи в настоящее время в теории и правоприменительной практике отсутствует единообразное мнение по поводу правовой природы предмета отношений в сфере туристской деятельности, что подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса. В статье анализируются положения законодательства и позиции ученых-юристов по вопросу определения договоров, которыми регламентируются гражданско-правовые отношения в сфере туризма, а также по вопросу определения правовой природы предмета отношений в сфере туристской деятельности. По итогам работы автор приходит к выводу об отсутствии законодательного разграничения между договором об оказании туристических услуг и договором реализации туристского продукта, в связи с чем могут возникать проблемы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: туристская деятельность, туристский продукт, договор, туристский договор, турпродукт.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL NATURE OF THE SUBJECT OF RELATIONS IN THE FIELD OF TOURIST ACTIVITY, IN PARTICULAR, ARISING FROM THE AGREEMENT ON THE SALE OF A TOURIST

Annotation. The regulation of relations on the sale of services in the field of tourism is complicated by the fact that several professional business entities often participate in them. In this regard, there is currently no uniform opinion in theory and law enforcement practice regarding the legal nature of the subject of relations in the field of tourism activities, which confirms the relevance of the issue under consideration. The article analyzes the provisions of legislation and the positions of legal scholars on the definition of contracts that regulate civil law relations in the field of tourism, as well as on the definition of the legal nature of the subject of relations in the field of tourism. Based on the

VASILEVA Viktoria Olegovna,

4th year student of the Faculty of Law of the Financial university under the Government of the Russian Federation,

YAHYAEVA Aybat Muradovna,

4th year student of the Faculty of Law of the Financial university under the Government of the Russian Federation

PRODUCT

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

results of the work, the author comes to the conclusion that there is no legislative distinction between the contract for the provision of tourist services and the contract for the sale of a tourist product, in connection with which problems may arise in law enforcement practice.

Key words: tourist activity, tourist product, contract, tourist contract, tourist product.

Туристская деятельность - одна из наиболее сложных сфер гражданско-правового (договорного) регулирования. Это объясняется тем, что в отношениях по организации путешествий участвуют, как правило, сразу несколько субъектов, ввиду чего каждое правоотношение требует заключения отдельного договора, и в конечном итоге создается масса сложностей, в особенности, для туриста. В теории и на практике договоры, заключаемые между субъектами туристской деятельности, можно разделить на две большие группы: договор об оказании туристических услуг; договор о реализации тур-продукта и др. Если с первым все более или менее ясно: он заключается по всем правилам главы 39 ГК РФ, и его предметом является оказание в чистом виде туристской услуги, то что подразумевается под договором о реализации туристского продукта нам понятно в меньшей мере.

В науке бытует мнение, что среди большого количества договорных конструкций самым основным в рассматриваемой нами сфере является договор о реализации туристского продукта, который, как мы уже говорили раннее, в прошлой редакции закона об основах туризма назывался договором розничной купли- продажи туристского продукта. Это на наш взгляд объясняется тем, что данный вид договора закреплен и регламентирован в нормах специального, а не общего законодательства, и, соответственно, к отношениям, возникающим в туристской деятельности, должен применяться именно этот вид договора.

Договор о реализации туристского продукта - это поименованный в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» вид договора. Такой же позиции придерживаются, например, Сирик Н. и Казаченок О.П., которые говорят, что договор реализации туристского продукта нельзя рассматривать в качестве отдельного непоименованного вида договора между субъектами туристской деятельности и туристам [1, с. 40]. И несмотря на то, что в самом законе нет определения данного договора, из этой же 10 статьи мы делаем вывод, что это вид договора, на основании которого осуществляется реализация туристского продукта, а данный договор заключается между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, его стороной становится также и турагент.

Есть среди теоретиков и такие, кто дает договору в туристской сфере название туристского договора, при этом его предмет определя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ется все также через оказание услуг. Так, например, Я.В. Вольвач говорит о туристском договоре следующим образом: «договор на туристическое обслуживание, по которому одна сторона (туроператор) обязуется оказать другой стороне (туристу) самостоятельно или с привлечением третьих лиц единый комплекс туристских услуг в соответствии с целью путешествия и на условиях, определенных договором, а другая сторона (турист) обязуется оплатить оказанную услугу» [2, с. 128].

Таким образом, все же непонятно, как соотносятся договоры о возмездном оказании туристских услуг и о реализации туристского продукта. На этот вопрос в одной из своих работ отвечает О.П. Казаченок, отмечая, что «договор оказания туристических услуг» и «договор о реализации туристского продукта» не совпадают: договор оказания туристических услуг является договором реализации туристического продукта (обратное не всегда справедливо). И, на наш взгляд, это абсолютно справедливо так как в туристской деятельность, действительно, заключается большое количество разнообразных договоров- на оказание услуг, агентские и т.д. К тому же, и в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» и в гл. 39 ГК РФ прописан ряд существенных условий, без которых оба договора не могут считаться заключенными, и, как следствие, исполняться. В связи с чем договор на реализацию туристского продукта следовало бы рассматривать как некий «собирательный договор».

Далее определим правовую природу объекта и предмета отношений в сфере туристской деятельности. Следует сказать, что предмет и объект отношений в большей степени зависят от выбранной договорной конструкции: если заключен договор на оказание туристических услуг - то речь идет о совокупности действий, составляющих туристическую услугу, а если договор на реализацию турпродукта - то важен сам туристический продукт и его составляющие.

В предмет отношений в сфере туризма входят, как правило, действия субъектов туристкой деятельности и результаты осуществления этих действий. При этом если мы говорим о договоре об оказании туристических услуг, то предмет отношений будет входить не одна услуга, а целый комплекс услуг. Исходя из этого, нами сделан вывод, что предмет отношений в сфере туристской деятельности включает в себя:

1. деятельность субъектов туристской деятельности по предоставлению туристу комплекса

услуг, включая услуги по созданию, продвижению, рекламе и реализации туристского продукта, сопутствующие услуги (питание, экскурсии) и т.д. Иначе говоря, в предмет отношений, складывающихся по поводу осуществления туристкой деятельности, входят действия лиц, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность.

2. результаты таких действий, которые имеют, как правило, материальное или духовное воплощение.

Многие ученые также говорят, что предметом договора о реализации турпродукта являются действия по предоставлению турпродукта потребителям. При этом сам турпродукт определяется в уже названном нами законе как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта1. Исходя из этого мы видим, что договор о реализации турпродукта не включает в себя услуги по экскурсионному обслуживанию и т.д., которые чаще всего входят в предмет договора об оказании туристских услуг.

Также в рамках данного вопроса следует определить понятие и правовую природу объекта отношений в сфере осуществления туристской деятельности. Как правило, объектом в теории называют то, на что направлены действия участников (то, по поводу чего, возникают отношения). Этот вопрос перманентно вызывает дискуссии среди теоретиков: некоторые, например, Р.Т. Сабирович, говорят, что объектом отношений в сфере туристской деятельности является комплекс туристических услуг, которые в соответствии с условиями конкретного договора обязуется предоставить туроператор или турагент туристу [3, с. 72] а другие (например, Я.В. Вольвач), указывают на то, что объект обязательно должен иметь овеществленный результат, поэтому под ним должен пониматься потребляемый результат деятельности лица по оказанию туристских услуг.

Также существует и цивилистическая концепция, в соответствии с которой объекты туристской деятельности рассматриваются через призму гражданского права. То есть если мы говорим, что объекты прав в сфере туристской деятельности относятся к объектам гражданских прав, а в

1 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491.

соответствии со ст. 128 ГК РФ - это, в частности, вещи; результаты работ и оказание услуг; нематериальные блага и т.д., то объекты туристской деятельности представлены в данном случае в виде туристских ресурсов, объектов туристской индустрии и т.д. Но при этом важно также помнить, что духовные блага туристов, которые относятся в соответствии со ст. 128 ГК РФ к нематериальным благам, также могут выступать в качестве объектов туристской деятельности - это культурные блага, физическое и эмоциональное здоровье и т.д. Таким образом, в рамках данного аспекта рассматриваемой темы нами был сделан вывод о том, что из множества договорных конструкций, применяющихся в туристской деятельности, наибольшую популярность имеют договоры оказания услуг и реализации туристского продукта, однако упущением законодателя является отсутствие разграничения между данными договорами, что влечет недопонимание со стороны субъектов туристской деятельности. Нами были выявлены некоторые отличия договора об оказании услуг от договора о реализации. Главным образом, они отличаются существенными условиями, а также тем, что входит в предмет этих договоров, и, как нам удалось заметить, предмет договора о реализации немного более узкий.

Список литературы:

[1] Казаченок О.П. Соотношение договора оказания туристических услуг и договора реализации туристского продукта // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2014. №5-6 - 40 с.

[2] Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. -М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 128 с.

[3] Рагимов Т.С. Правовая природа договора оказания туристских услуг: особенности и специфика договорной конструкции в сфере туризма // Евразийский Союз Ученых. 2020. №3-5 - 72 с.

Spisok literatury:

[1] Kazachenok O.P. Sootnoshenie dogovora okazaniya turisticheskih uslug i dogovora realizacii turistskogo produkta // Novyj universitet. Seriya «Ekonomika i pravo». 2014. №5-6 - 40 s.

[2] Vol'vach YA.V. Turistskie uslugi kak ob»ekt grazhdanskih pravootnoshenij: monografiya. - M.: Norma, Infra-M, 2012. - 128 s.

[3] Ragimov T.S. Pravovaya priroda dogovora okazaniya turistskih uslug: osobennosti i specifika dogovornoj konstrukcii v sfere turizma // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2020. №3-5 - 72 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.