Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и космическом пространстве. Проект включал также обязательство испытывать и не создавать новые противоспутниковые системы и ликвидировать уже имеющиеся такие системы, не испытывать и не использовать в военных, в том числе противо-
спутниковых целях любые пилотируемые космические корабли.
Заключение подобного договора устранило бы серьезную угрозу для международного мира и безопасности.
© Сафронов В. В., Филатов Н. Р., 2010
УДК 347.214.2
В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ НАДЗЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Воздушные суда и космические объекты относятся к недвижимым вещам (de jure) согласно ст. 130 ГК РФ, подлежащим государственной регистрации. Надземные объекты недвижимости «космос-воздух» (mutatis mutandis) обладают достаточно неопределенным правовым статусом.
После запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом в 1957 г. процесс разработки научно-технических систем по исследованию и использованию космоса не стоит на месте, что позволило создавать аэрокосмические объекты, которые могут быть использованы в воздушном и космическом пространствах. Общим знаменателем для всех аэрокосмических объектов является использование в той или иной степени аэронавтиче-ских и астронавтических элементов, позволяющих им летать в воздушном пространстве и перемещаться в космическом пространстве. В связи с этим возник вопрос о статусе данных объектов при прохождении через воздушное пространство государств, ведь правовые режимы воздушного и космического пространств неодинаковы.
К данной категории объектов можно отнести корабли многоразового использования «Спейс шаттл» (США), «Буран» (созданный в СССР и совершивший единственный полет в космическое пространство в 1988 г.). По мнению ряда государств, отнесение указанных аппаратов к категории аэрокосмических является ошибочным ввиду того, что они не способны самостоятельно маневрировать в воздушной среде.
Правовые нормы, регулирующие использование воздушного и космического пространств, отличаются друг от друга по следующим основаниям:
- базовому принципу и применимому праву -режим воздушного пространства над сухопутной территорией государства и его территориальными водами основан на принципе государственного суверенитета, на него распространяется действие национального права, тогда как космическое пространство используется на основе принципа свободы деятельности в космическом пространстве в интересах всего человечества, и его юридический статус регулируется нормами международного права;
- порядку регистрации (международный уровень) - регистрация воздушных судов предусмотрена Чикагской конвенцией 1944 г. применительно к гражданским воздушным судам, а регистрация космических объектов применительно к объектам, за-
пускаемым в космическое пространство, регламентирована Конвенцией о регистрации 1975 г.;
- характеру ответственности - ответственность применительно к воздушным судам основывается на международных договорах и частично на национальном законодательстве, возлагается на частных лиц; применительно к космическим объектам - на нормах международного права и возлагается на субъектов международного права. Основание, объем ответственности и вопросы юрисдикции также отличаются.
Следуя правилу «ad ea quae frequentius accident jura adaptandur», ни одно государство не имеет специального законодательства, регулирующего режим аэрокосмических объектов, лишь некоторые национальные правовые нормы содержат положения в отношении пролета космических объектов после вхождения в плотные слои атмосферы. Так, ст. 19 Закона РФ «О космической деятельности» предусмотрено право одноразового безвредного пролета космического объекта через воздушное пространство Российской Федерации с целью его запуска на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих российских служб.
Предложенное Юридическим подкомитетом Комитета по использованию космического пространства в мирных целях Генеральной Ассамблеи ООН определение, согласно которому аэрокосмическим объектом является «объект, который способен как перемещаться в космическом пространстве, а также, используя свои аэродинамические свойства, определенный период времени находиться в воздушном пространстве», вызвало немало дискуссий. Данное определение представляется мало исследованным, в связи с чем нежизнеспособным в силу следующих обстоятельств: отсутствия понятия «космическое пространство»; отсутствия четко зафиксированной границы между воздушным и космическим пространством; расплывчатости формулировки «определенный период времени»; указания на способ-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ность только перемещаться в космическом пространстве (но не оставаться); неоднозначности понятия «находиться» в воздушном пространстве. Аэрокосмический объект, находясь в космическом пространстве в некоторых специальных и стратегически важных позициях, таких как точка Лагранжа в любой системе из двух звезд, например Земля - Луна или Земля - Солнце, не расходуя никакой энергии, может оказаться неподвижным.
Ряд государств, принявшими участие в дискуссии, были предложены иные определения. Так, Правительство Нидерландов определило аэрокосмический объект как «искусственный объект, который способен проследовать на любую высоту и который на любой высоте находится под управлением человека в том, что касается высоты, направления и скорости полета», а Аргентина - как «объект, который способен как перемещаться в космическом пространстве, так и, используя свои аэронавтические свойства, перемещаться в воздушном пространстве». Германия считает более правильным применение к указанным объектам встречающегося в научно-технических публикациях термина «космические транспортные системы». Греция предложила уточнить цель нахождения в воздушном пространстве, добавив в конце определения выражение «...оставаться в воздушном пространстве определенный период времени преимущественно (исключительно) с комическими целями». Сальвадор во избежание терминологической путаницы предложил ввести понятие «аэрокосмический аппарат», определив его как «любой объект, который с помощью двигательной установки и системы управления спо-
собен перемещаться в космическом пространстве и, используя свои аэродинамические свойства, определенный период времени находиться в воздушном пространстве и в некоторых случаях возвращаться в атмосферу Земли». Мексика предложила конкретизировать определение уточнением рода деятельности или назначением аэрокосмических объектов. Исходя из общего определения аэрокосмического пространства, включающего атмосферу и космическое пространство, рассматриваемые как единое целое, Институт воздушного и космического права Университета Лапландии (Финляндия) пришел к выводу, что понятие «аэрокосмический объект» достаточно широкое по своему содержанию и с точки зрения науки в целом включает любой объект, находящийся в аэрокосмическом пространстве (аэрокосмические аппараты, автоматическое оборудование, естественные космические частицы, отработавшие космические аппараты и др.), поэтому выражение «аэрокосмический объект» предложил заменить словами «аэрокосмический корабль» или «аэрокосмический аппарат». На государственном уровне Российской Федерации регистрация воздушных судов определена Воздушным кодексом РФ, а также подзаконными нормативными актами (Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации); регистрация космических объектов предусмотрена Законом РФ «О космической деятельности».
© Сафронов В. В., 2010
УДК 347.85
Ю. И. Смыкова Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Одной из важных задач государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом - это формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности.
В настоящее время в России сложилась и действует подобная система, включающая:
- прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней;
- льготное кредитование и субсидирование;
- предоставление государственных гарантий частным инвесторам;
- финансирование из целевых внебюджетных фондов.
В отличие от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды и пр.), под космическими объектами международном космическом праве понимается созданные челове-
ком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т. д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве. До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект вновь подпадает под