УДК 347+347.61/64
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В РОССИИ
ДУБРОВСКАЯ Татьяна Валерьевна
аспирант кафедры гражданского права, международного частного права и гражданского процесса Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Увеличение количества разводов в России становится в последние годы все более актуальной проблемой. В семейное законодательство современной России, которое во многом сохранило преемственность по отношению к советскому законодательству о браке и семье, в части, посвященной прекращению брака, разработчиками действующего Семейного кодекса, по мнению автора, внесены неоправданные нормы, не только не способствующие, но и препятствующие выполнению задачи охраны семьи. В качестве мер, способствующих укреплению семьи и брака, автор предлагает внести изменения в Семейный кодекс РФ, в частности, увеличить срок, отведенный на расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния и выдачу соответствующего свидетельства, до трех месяцев; исключить норму, позволяющую суду расторгнуть брак без выяснения мотивов развода; ввести срок для примирения супругов в пределах шести месяцев для всех случаев расторжения брака в суде.
Ключевые слова: семейное право, расторжение брака, советское законодательство о браке и семье, Семейный кодекс РФ, органы записи актов гражданского состояния.
TO THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF DISSOLUTION OF MARRIAGE IN RUSSIA
DUBROVSKAYA Tatyana Valerievna
Postgraduate Student of the Department of Civil Law, International Private law and Civil Procedure of the Law Institute of the Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
The increase in the number of divorces in Russia has become a progressively urgent problem in recent years. According to the author, unjustified standards that do not develop and even impede the execution of family protection tasks have been added by the drafters of the current Family Code to the family legislation of modern Russia, which largely preserved the continuity with respect to the Soviet legislation on marriage and family, in the part devoted to dissolution of marriage. As measures to strengthen family and marriage, the author proposes to amend the Family Code of the Russian Federation, in particular, to increase the period for divorcing in civil registry offices and issuing a corresponding certificate to three months, to eliminate the rule that allows the court to dissolve the marriage without clarifying the reasons for divorcing, to enter a deadline for reconciliation of spouses within six months for all cases of divorce in court.
Key words: family law, dissolution of marriage, Soviet legislation on marriage and family, Family Code of the Russian Federation, civil registry offices.
Проблема увеличения количества разводов в России становится в последние годы все более актуальной. Так, в 2015 г. на 1161068 заключенных браков пришлось 611646 разводов, в 2016 г. это соотношение составило 985836 к 608336, в 2017 - 1049725 к 611428. К сожалению, отрицательная динамика продолжилась и в 2018 г.: 829 разводов на 1000 заключенных браков. По данным Демографического ежегодника ООН 2012 г., Россия занимает первое место среди стран с наибольшим числом разводов. Статистический отдел ООН берет за исход-
ную цифру количество разводов на 1000 человек. В России этот показатель составлял 5%, что является самым высоким показателем в мире [5, с. 134].
В числе причин, обусловливающих такой высокий уровень разводов, исследователи и эксперты называют, в частности, алкогольную и наркотическую зависимость, отсутствие собственного жилья и возможности его приобретения и т.д. Безусловно, социальный и экономический аспекты играют огромную роль в семейных отношениях, однако немаловажное значение имеет правовое регулирование вопросов, связанных с расторжением брака. В ныне действующем Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ) расторжение брака является одним из способов прекращения последнего. Согласно п. 2 ст. 16 СК РФ брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Расторжение брака может производиться в органах записи актов гражданского состояния или в суде (ст. 18 СК РФ). Для расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния семейное законодательство требует соблюдения следующих условий: взаимное согласие супругов на расторжение брака; отсутствие общих несовершеннолетних детей. Данные требования не распространяются на ситуацию, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден к лишению свободы на срок более трех лет. Во всех остальных случаях в СК РФ предусмотрен судебный порядок расторжения брака. При этом закон предусматривает ограничение права мужа инициировать развод, если супруга беременна, и до истечения одного года после рождения ребенка (ст. 17 СК РФ).
В контексте рассматриваемой проблемы представляется целесообразным краткий исторический экскурс. Существование разводов по обоюдному согласию супругов было характерно для истории России не во все исторические периоды. Развод по согласию с у-пругов возможен был в языческий период и в первые десятилетия, а по мнению отдельных авторов, и на протяжении нескольких столетий после принятия христианства [7, с. 56]. До 1917 года делами о разводе занимался Святейший синод и для расторжения брака требовались очень веские основания: прелюбодеяние супруга, неспособность к брачному сожитию, супруг приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех прав и преимуществ; безвестное отсутствие супруга. Прекратить брак по взаимному согласию супруги не могли [4]. Как отмечает О.Ю. Яненко, «жесткость законодательства о разводе вызывала многочисленные нарекания в обществе и насмешки над неповоротливостью российского законодательства. Получить развод было очень сложно» [6, с. 194]. Согласно Кодексу законов о браке, семье и опеке, введенному в действие постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г., при жизни супругов брак мог быть прекращен только путем развода через суд по заявлению одного или обоих супругов. При этом развод производился публично. Наконец, в соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР, утвержденном ВС РСФСР 30 июля 1969 г., был установлен порядок расторжения брака, во многом аналогичный ныне действующему. Так, предусматривалось расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния при соблюдении следующих условий:
- взаимное согласие супругов на расторжение брака;
- отсутствие несовершеннолетних детей;
- один из супругов признан в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.
Отметим, что согласно ст. 31 Кодекса о браке и семье РСФСР, муж так же, как и теперь, не имел права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.
Как видно из краткого анализа правового регулирования расторжения брака в России с конца XIX века, законодательство прошло путь от крайне усложненной системы, во многом определявшейся церковью, до близкой к современной законодательной модели. Думается, что законодатели новейшего периода развития права в России, взяв за основу многие нормы советского законодательства о семье и браке, вместе с тем проигнорировали некоторые принципиальные положения, способствующие охране семьи. Прежде всего, мы имеем в виду меры, которые могут способствовать примирению супругов и сохранению семьи. В советский период суд в силу положений ст. 33 Кодекса о браке и семье РСФСР принимал меры к примирению супругов и был вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев; брак расторгался, если судом устанавливалась невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи.
В соответствии с п. 1 ст. 22 СК РФ расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны; здесь мы видим полную преемственность действующего СК РФ по отношению к советскому законодательству о браке и семье. Однако дальше следует положение ст. 22 СК РФ, которое, на наш взгляд, совершенно неоправданно подверглось корректировке по сравнению с советской нормой: при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев; расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака. Более того, в СК РФ появляется новая по сравнению с советским законодательством норма, согласно которой при наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, а также, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, в том числе отказывается подать заявление, суд расторгает брак вообще без выяснения мотивов развода. Символичным представляется даже расположение рассмотренных норм: в Кодексе о браке и семье РСФСР положение о мерах, предпринимаемых судом для примирения супругов, предшествует тому, в котором устанавливаются условия для расторжения брака (невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи), а в действующем СК РФ, напротив, первой является норма о расторжении брака ввиду невозможности дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи. Иными словами, попытка помочь супругам избежать развода и сохранить семью была поставлена разработчиками СК РФ на второе место.
Разница между советским и современным российским семейным законодательством в области расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния в контексте охраны семьи, на наш взгляд, также говорит о предпочтительности советского подхода. Так, в соответствии со ст. 38 Кодекса о браке и семье РСФСР расторжение брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния; оформление развода и выдача супругам свидетельства о расторжении брака производятся по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. В действующей редакции СК РФ на расторжение брака и выдачу свидетельства о расторжении брака отводится один месяц.
Таким образом, несмотря на существенные признаки преемственности российского семейного законодательства по отношению к советскому законодательству о браке и семье в сфере расторжения брака между ними существуют следующие принципиальные различия:
- в СК РФ срок, отведенный на расторжение брака и выдачу соответствующего свидетельства органом записи актов гражданского состояния, сокращен с трех месяцев до одного;
- в СК РФ допускается расторжение брака даже без выяснения судом мотивов развода, если имеет место взаимное согласие на расторжение брака супругов, имеющих общих несо-
вершеннолетних детей или один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния;
- в СК РФ срок для примирения супругов сокращен с шести месяцев до трех.
Все указанные нормы, отличающие современный российский подход законодателя к расторжению брака от советского, как представляется, уменьшают возможность для решивших расторгнуть брак супругов сохранить семью и не могут быть признаны целесообразными. Сложно не согласиться с Е.Г. Лактюхиной, которая пишет: «В российском правовом поле (регламентированном Семейным кодексом 1995 г.) происходит либерализация процедуры развода. Для прекращения брака нет препятствий, за исключением случая беременности жены и наличия детей в возрасте до одного года, при котором требуется согласие супруги. Брак как таковой законом не охраняется, в то время как "семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства"» [2, с. 69].
Е.В. Вершинина, указывая на то, что в литературе приводятся данные, свидетельствующие о влиянии ряда объективных факторов на увеличение числа разводов, в частности, урбанизации, роста занятости женщин, морально-психологических изменений в семейных отношениях, упрощения бракоразводной процедуры, пишет: «Одновременно судьба брака нередко зависит и от наличия субъективных причин, имеющих действенный характер. В одних случаях рост числа разводов не только социально объясним, но и в какой-то степени неизбежен. По мере ослабления экономической функции семьи и возрастания роли и значения ее чувственной основы супругами предъявляются более высокие требования, касающиеся их взаимной любви, уважения и привязанности. И если эти чувства по тем или иным причинам оказываются непрочными, ослабленными или вообще исчезнувшими, то и судьбу брака можно считать предрешенной» [1, с. 38]. В.П. Мозолин выделяет причины развода, которые находятся в явном противоречии с интересами здоровой семьи и общества, прежде всего, алкоголизм и супружескую измену [3, с. 32].
Соглашаясь с приведенными учеными доводами, зададимся вопросами о том, насколько часто указанные причины определяют неизбежность развода и есть ли возможность после первых эмоциональных порывов супруга (супругов) сохранить семью.
Социологический опрос, проведенный в Англии, показал, что более 50% разведенных приходят к выводу, что развод был ошибкой, из них примерно 42% испытывают желание вернуться к бывшему супругу, 21% опрошенных ответили, что продолжают жить вместе. Большинство заявили, что сожалели о разводе уже в первые месяцы. Думается, можно предположить, что в России подобный опрос мог дать примерно такие же результаты. Получается, что непреклонность супругов, принявших решение расторгнуть брак, со временем, во многих случаях ослабевает. На этом фоне сокращение сроков, определяемых для примирения супругов, изъявивших расторгнуть брак, - явно не оправданный шаг.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что семейное законодательство в сложившихся российских реалиях, когда количество разводов грозит сравниться, а то и превысить число заключаемых браков, должно быть изменено в части расторжения браков. Полагаем целесообразным следующие изменения в СК РФ:
- увеличить срок, отведенный на расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния и выдачу соответствующего свидетельства, до трех месяцев.
- исключить из СК РФ норму, позволяющую суду расторгнуть брак без выяснения мотивов развода.
- ввести срок для примирения супругов в пределах шести месяцев для всех случаев расторжения брака в суде.
Полагаем, что на первом этапе предложенные меры могут изменить ситуацию с сохранением российских семей к лучшему.
Библиографические ссылки
1. Вершинина Е.В. Причины расторжения брака в России и во Франции: сравнительно-правовой анализ // Право и управление. XXI век. 2015. №2 (35). С. 36-41.
2. Лактюхина Е.Г. Заключение и расторжение брака в современной России: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2011, № 6. с. 68-71.
3. Мозолин В.П. Законодательство о браке и разводе в СССР // СССР - Франция: социологический и международно-правовой аспекты сравнительного правоведения. М. : Изд-во ИГиП АН СССР, 1987. С. 27-35.
4. Свод законов Российской империи : сб. документов. Т. X. Ч. 1. Свод законов гражданских. Кн. 1. О правах и обязанностях семейственных. Ст. 45 [Электронный ресурс]. URL : http://civil.consultant.ru/reprint/books/211/1.html#img2.
5. Семейное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.М. Пчелинцева и др. / под науч. ред. Л.М. Пчелинцевой ; под общ ред. Л.В. Цитович. М., 2015.
6. Яненко О.Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. Т. 13. № 1. С. 192-194.
7. Ярмонова Е.Н. Взаимное согласие как основание расторжения христианского брака в России // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 26. URL: http://e-koncept.ru/2015/75358.htm.
References
1. Vershinina Ye.V. Prichiny rastorzheniya braka v Rossii i vo Frantsii: sravnitel'no-pravovoy analiz (Reasons for divorce in Russia and France: comparative legal analysis). Pravo i upravleniye. XXI vek, 2015, No. 2 (35), pp. 36-41.
2. Laktyukhina Ye.G. Zaklyucheniye i rastorzheniye braka v sovremennoy Rossii: sotsiologi-cheskiy analiz (The conclusion and dissolution of marriage in modern Russia: sociological analysis). Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011, No. 6, pp. 68-71.
3. Mozolin V.P. Zakonodatel'stvo o brake i razvode v SSSR (The legislation on marriage and divorce in the USSR). SSSR - Frantsiya: sotsiologicheskiy i mezhdunarodno-pravovoy aspekty sravnitel'nogopravovedeniya. Moscow, Izd-vo IGiP AN SSSR, 1987, pp. 27-35.
4. Svod zakonov Rossiyskoy imperii (The code of laws of the Russian Empire), sb. dokumentov. T. X. Ch. 1. Svod zakonov grazhdanskikh. Kn. 1. O pravakh i obyazannostyakh semeystvennykh. St. 45. URL : http://civil.consultant.ru/reprint/books/211/1.html#img2.
5. Semeynoye pravo (Family law), uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakalavriata. L.M. Pchelintseva i dr., pod nauch. red. L.M. Pchelintsevoy, pod obshch red. L.V. Tsitovich. Moscow, 2015.
6. Yanenko O.Yu. Rastorzheniye braka v Rossiyskoy imperii na rubezhe XIX-XX vv. (Divorce in the Russian Empire at the turn of the XIX - XX centuries). Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnyye nauki, 2013, T. 13, No. 1, pp. 192-194.
7. Yarmonova Ye.N. Vzaimnoye soglasiye kak osnovaniye rastorzheniya khristianskogo braka v Rossii (Mutual consent as the basis for the dissolution of a Christian marriage in Russia). Kontsept, 2015, Spetsvypusk No. 26. URL: http://e-koncept.ru/2015/75358.htm.
Дата поступления: 11.04.2019 Received: 11.04.2019