Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси'

К вопросу о правовом регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
915
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / легковое такси / таксомоторная деятельность / legal regulation / passenger taxi / taxi activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оксана Вячеславовна Гарина

Таксомоторная деятельность имеет глубокие исторические корни. Законодательную регламентацию в Российской Федерации она получила сравнительно недавно. В настоящее время четко определяются проблемы этой сферы, связанные с недостатками ее правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Оксана Вячеславовна Гарина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Legal Regulation of Passenger and Luggage Passenger Taxi Transport Activities

Taxi activity has deep historical roots. It has received legislative regulation in the Russian Federation relatively recently. At present, problems of this sphere are clearly defined, which are related to the shortcomings of its legal regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси»

УДК 340 ББК 67-4

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10061

К вопросу о правовом регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

On the Issue of Legal Regulation of Passenger and Luggage Passenger Taxi Transport Activities

Оксана Вячеславовна ГАРИНА,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

E-mail: myopusmail@gmail.com

Аннотация. Таксомоторная деятельность имеет глубокие исторические корни. Законодательную регламентацию в Российской Федерации она получила сравнительно недавно. В настоящее время четко определяются проблемы этой сферы, связанные с недостатками ее правового регулирования.

Ключевые слова: правовое регулирование, легковое такси, таксомоторная деятельность

Abstract. Taxi activity has deep historical roots. It has received legislative regulation in the Russian Federation relatively recently. At present, problems of this sphere are clearly defined, which are related to the shortcomings of its legal regulation.

Key words: legal regulation, passenger taxi, taxi activities

Недостаточное внимание к правовому регулированию таксомоторной деятельности приводит к негативным последствиям. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием легкового такси возрастает день ото дня. С одной стороны, этот факт можно объяснить тем, что водитель больше времени проводит в дороге, нежели работники офиса, с другой — отсутствием должного нормативно-правового обеспечения.

Относительный порядок в отрасли наступил после принятия Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ [1] («Закон о такси»), когда необходимость получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси позволила минимизировать число нелегальных перевозчиков. В настоящее время мы наблюдаем, что последние вновь активизировались. Причиной этого является распространение агрегаторов такси.

Единства в нормативной правовой базе в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси нет. Ее организационно-правовые основы формулируются местными и федеральными органами власти. Последние устанавливают минималь-

ные требования, которые должны соблюдаться в каждом субъекте Российской Федерации и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность.

На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Проект закона) [2]. В ближайшее время ему предстоит пройти третье чтение. Несомненно, данный документ внесет ясность в сферу правового регулирования таксомоторной деятельности. Вместе с тем анализ его положений свидетельствует о недостаточной проработке отдельных моментов деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В качестве субъектов деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси определены: органы государственной власти, служба заказа легкового такси, лица, осуществляю-

щие деятельность по перевозке легковым такси. Пункт 5 ст. 4 Проекта закона к его задачам относит определение правового положения участников отношений, возникающих в области таксомоторной деятельности. Потребителем услуг легкового такси выступает пассажир. В текст нормативного акта можно было бы включить статью относительно его прав и обязанностей.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации направлены на повышение качества транспортного облу-живания легковым такси и обеспечение безопасности перевозок. Они разрабатывают и реализуют государственные программы, создают условия для развития рынка услуг легкового такси. Так, согласно п. 8 ч. 6 ст. 1 Проекта закона органы власти в субъекте Российской Федерации создают и обеспечивают функционирование парковок легкового такси. В настоящее время такие парковки действуют не во всех регионах. Возложение обязанности их создания приведет к увеличению финансовой нагрузки на бюджет, необходимо будет изыскивать средства. Возможно, службы заказа такси могли бы самостоятельно их организовать при выделении участка администрацией субъекта РФ на льготных условиях. Такая территория должна находиться в непосредственной близости к крупным транспортным узлам города.

Федеральный закон РФ от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ указывает в качестве необходимого основания для осуществления таксомоторной деятельности оформление соответствующего разрешения. Заявление на его выдачу подается как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В регионах может быть предусмотрен только одни вариант из указанных способов.

Несовершенство действующей схемы привело к тому, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оформив разрешение и сотрудничающее с диспетчерской службой или агрегатором, может прекратить свое существование. При этом последние не обязаны проверять действительность выданных документов в течение срока их действия, который составляет пять лет.

В настоящее время в регионах Российской Федерации отсутствует единый подход к определению стоимости выдачи разрешения. В г. Орле это платная государственная услуга, а в г. Москве — бесплатная. Часть 2 ст. 4 Проекта закона предусматривает бесплатную основу оформления специального документа.

Разрешение выдается на пять лет, в течение которых возможно осуществление деятельности

по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, но оно может быть аннулировано или приостановлено. Выполнять перевозки легковым такси можно с момента выдачи разрешения и до истечения его срока или аннулирования. В случае приостановления его действия лицо может осуществлять таксомоторную деятельность, так как основания, препятствующие этому, отсутствуют. Часть 1 ст. 3 Проекта закона следует дополнить словами «...приостанавливается на один месяц», что позволит конкретизировать формулировку положения закона.

«Закон о такси» установил, что для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси используется транспортное средство категории «В», в котором предусмотрено не более восьми пассажирских мест. Легковое такси оборудуется таксометром и фонарем оранжевого цвета, на кузове располагается цветографическая схема. Это минимальный перечень условий, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Органы власти на местах самостоятельно могут ужесточить требования к легкому такси. Субъекты могут ввести дополнительное условие — цвет кузова автомобиля. Сейчас оно действует в ряде регионов нашего государства, например в г. Москве. Введение данных требований позволило сократить количество нелегальных перевозчиков.

Новшеств среди условий к автомобилю легкового такси Проект закона не вносит. Их отсутствие составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ [3]. Дополнительные требования к легковым такси и водителям, тарифам на перевозку устанавливаются субъектами Российской Федерации. В г. Москве установлен желтый цвет такси, а в г. Орле — такого требования нет. Соответственно, Проект закона не упорядочивает такой аспект таксомоторной деятельности и предоставляет возможность местным органам власти ужесточать условия выдачи разрешения на ее осуществление. По нашему мнению, законодателю следовало уточнить в нормативном правовом акте не только расположение цветографической схемы, но и ее размер. Также возможно обязать агрегаторов и диспетчерские службы брендировать свои автомобили и машины, сотрудничающего с ними перевозчика. В качестве обязательного условия оформления разрешения на таксомоторную деятельность целесообразно предусмотреть соответствие машины, которую предполагается использовать в качестве легкового такси, требованиям, указанным в п. 1 ст. 7 анализируемого Проекта. Собственник транспортно-

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

21

го средства своей подписью в заявлении подтверждает данные условия. В качестве нарушения требований к осуществлению деятельности по перевозке легковым такси следует предусмотреть ответственность за выдачу разрешения на транспортное средство, не отвечающее требованиям п. 1 ст. 7 Проекта закона.

В качестве обязанностей индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего деятельность по перевозке легковым такси, п. 2, 3 ч. 3 ст. 7 Проекта закона предусматривают обеспечение технического обслуживания и ремонта легкового такси, организацию предрейсового контроля технического состояния легкового такси перед выездом на линию и обязательный медицинский осмотр водителей таких машин.

С учетом положений ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ медицинский осмотр проводится до выхода на линию и по окончании смены. В анализируемом законопроекте следует конкретизировать вид осмотра — предрейсовый и послерейсовый или только предрейсовый.

Таким образом, Проект закона предусматривает определенные обязанности для водителя легкового такси, перевозчика, службы заказа легкового такси, органа государственной власти. Они не являются корреспондирующими друг другу и требует определенной доработки. При этом обязанности пассажиров не регламентированы.

Анализируемый проект содержит отдельные новации в сравнении с действующим Федеральным законом РФ от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ. Его цель — внести ясность в сферу, которая полна правовых коллизий. Его скорейшее принятие позволит улучшить ситуацию на рынке таксомоторных услуг, устранив недобросовестных перевозчиков.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 17. Ст. 2310.

2. О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Законопроект № 481004-7 [Электронный ресурс] // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: http:// sozd.duma.gov.ru/bill/481004-7

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.