Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ЗАМЕЩЕНИЕ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ)'

К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ЗАМЕЩЕНИЕ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оренбургская губерния / сословный строй / дореформенная Россия / самоуправление / дворянское собрание / государственная служба / чиновники / земский суд / уездный суд / Orenburg province / estate system / pre-reform Russia / self-government / noble assembly / civil service / officials / zemstvo court / district court

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шайхисламов Рашит Бадретдинович, Миннебаева Тансылу Анисовна

В статье рассматриваются особенности развития сословного «самоуправления» в дореформенной России. На основе анализа архивного источника – официального письма от «Его Превосходительства Оренбургского городского гражданского губернатора» Григория Васильевича Нелидова о напоминании завершения срока его службы на этой должности («Трехлетие»)» (1823 г.), осуществлен анализ практики корпоративного самоуправления дворян Оренбургской губернии в процессе избрания лиц, замещавших должности в местном управлении. Показано, что большинство выборных должностей в губернии замещались именно сословными представителями, избираемыми корпорацией дворян, в силу чего дворянское сословие в целом играло особую роль в местном управлении. Показан процесс уравнивания выборной дворянской службы с государственной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шайхисламов Рашит Бадретдинович, Миннебаева Тансылу Анисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PRACTICE OF FILLING INTO ELECTIVE POSITIONS IN THE SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT IN THE GOVERNANCES OF PRE-REFORM RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG PROVINCE)

The article discusses the features of the development of class "self-government" in pre-reform Russia. Based on the analysis of an archival source an official letter from "His Excellency Orenburg City Civil Governor" Grigory Vasilievich Nelidov about a reminder of the completion of his term in this position ("Three Years")" (1823), an analysis was made of the practice of corporate self-government of the nobles of the Orenburg province in the process of electing persons who hold positions in local government. It is shown that the majority of elective posts in the province were filled by estate representatives elected by the corporation of nobles, due to which the noble estate as a whole played a special role in local government. The process of equalizing the elective noble service with the state service is shown.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ЗАМЕЩЕНИЕ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ)»

12. По просьбе назрановского и части Карабулакского общества об оставлении за ними занимаемых ими земель // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1268. Оп.1. Д.311 б.

13. Зиссерман А.Л. Фельдмаршал Князь Александр Иванович Барятинский. 1815-1879. - Т. 1. - М., 2020.

14. ХасбулатовА.И. Аграрные преобразования в Чечне и Ингушетии и их последствия (Х1Х-ХХ вв.). - М., 2006.

References and Sources

1. O naznachenii stanic, v kotorye Gorcy, postupayushchie v vojsko Donskoe, dolzhny byt' vodvoreny. №»14053. 16 dekabrya 1840 g. // PSZRI. Izd.2. T.XV. Ch.I.

2. Razreshenie otvoda zemel' po Vsemilostivej shemu pozhalovaniyu v Saratovskoj i Orenburgskoj guberniyah i Kavkazskoj oblasti. №»11981. 31 yanvarya 1839 g. // PSZRI. 2 izd. T.XIV. Ch.I.

3. Ibragimova Z.H. Carskoe proshloe chechencev: politika i ekonomika. - M., 2009.

4. Vydacha posobij gorcam s semejstvami, dobrovol'no yavlyayushchimsya s Kavkaza v vojsko Donskoe dlya poselenij. №»25238. 5 iyunya 1851 g. // PSZRI. Izd.2. T.XXVI. Ch.I.

5. O razreshenii prinimat' v rotu topografov, sostoyashchuyu pri Otdel'nom Kavkazskom korpuse, topografami molodyh gorcev. 22 aprelya 1837 g. // PSZRI. 2 Izd. T.12. Ch.1. №10167.

6. Polozhenie o shkole kavkazskih mezhevshchikov. №20373. 2 sentyabrya 1846 g. // PSZRI. 2 izd. T.XXI. Ch.II.

7. Aransukaeva M.S. Postanovka agrarnogo voprosa i nadelenie zemlej priveligirovannyh lic v Chechne i Ingushetii v XIX - nachale XX vv. // https://naukarus.com/postanovka-agrarnogo-voprosa-i-nadelenie-zemley-privilegirovannyh-lits-v-chechne-i-ingushetii-v-xix-nachale-xx-vv Data obrashcheniya 17.11.2021

8. O pozemel'nyh pravah Bekov, Melikov i Agalarov. №20672. 6 dekabrya 1846 g. // PSZRI. Izd.2. T.XXI. Ch.II.

9. Vysochajshe utverzhdennoe polozhenie o vzaimnyh otnosheniyah agalarov i poselyan, zhivushchih na zemlyah, vozvrashchaemyh agalaram i utverzhdaemyh za nimi na osnovanii Vysochajshego reskripta 6 dekabrya 1846 g. №»21825. 28 dekabrya 1847 g. // PSZRI. 2 izd. T.XXII. Ch.I.

10. PSZRI. Izd. 2. T.XXIII. Ch.I. Uchrezhdenie komissii dlya nadeleniya agalarov zemlyami. №22109. 18 marta 1848 g.

11. Uchrezhdenie osobogo Pristava nad Karabulakami i chechencami. №22641. 10 oktyabrya 1848 g. // PSZRI. Izd.2. T.XXIII. Ch.I.

12. Po pros'be nazranovskogo i chasti Karabulakskogo obshchestva ob ostavlenii za nimi zanimaemyh imi zemel' // Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F.1268. Op.1. D.311 b.

13. Zisserman A.L. Fel'dmarshal Knyaz' Aleksandr Ivanovich Baryatinskij. 1815-1879. - T. 1. - M., 2020.

14. Hasbulatov A.I. Agrarnye preobrazovaniya v CHechne i Ingushetii i ih posledstviya (XIX-XX vv.). - M., 2006.

УМАРОВ ДЖАМБУЛАТ ВАХИДОВИЧ - кандидат политических наук, Президент Академии наук Чеченской республики. UMAROV, DZHAMBULAT V. - Ph.D. in Political Sciences, President of the Academy of Sciences of the Chechen Republic (katayama_1969@mail.ru).

УДК 94(47.56).072:35.07 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-28-33

ШАЙХИСЛАМОВ Р.Б., МИННЕБАЕВА Т.А. К ВОПРОСУ О ПРАКТИКЕ ЗАМЕЩЕНИЕ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГУБЕРНИЯХ ДОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Ключевые слова: Оренбургская губерния, сословный строй, дореформенная Россия, самоуправление, дворянское собрание, государственная служба, чиновники, земский суд, уездный суд.

В статье рассматриваются особенности развития сословного «самоуправления» в дореформенной России. На основе анализа архивного источника - официального письма от «Его Превосходительства Оренбургского городского гражданского губернатора» Григория Васильевича Нелидова о напоминании завершения срока его службы на этой должности («Трехлетие»)» (1823 г.), осуществлен анализ практики корпоративного самоуправления дворян Оренбургской губернии в процессе избрания лиц, замещавших должности в местном управлении. Показано, что большинство выборных должностей в губернии замещались именно сословными представителями, избираемыми корпорацией дворян, в силу чего дворянское сословие в целом играло особую роль в местном управлении. Показан процесс уравнивания выборной дворянской службы с государственной.

SHAIKHISLAMOV, R.B., MINNEBAEVA, T.A. TO THE QUESTION OF THE PRACTICE OF FILLING INTO ELECTIVE POSITIONS IN THE SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT IN THE GOVERNANCES OF PRE-REFORM RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF ORENBURG PROVINCE)

Key words: Orenburg province, estate system, pre-reform Russia, self-government, noble assembly, civil service, officials, zemstvo court, district court.

The article discusses the features of the development of class "self-government" in pre-reform Russia. Based on the analysis of an archival source - an official letter from "His Excellency Orenburg City Civil Governor" Grigory Vasilievich Nelidov about a reminder of the completion of his term in this position ("Three Years")" (1823), an analysis was made of the practice of corporate self-government of the nobles of the Orenburg province in the process of electing persons who hold positions in local government. It is shown that the majority of elective posts in the province were filled by estate representatives elected by the corporation of nobles, due to which the noble estate as a whole played a special role in local government. The process of equalizing the elective noble service with the state service is shown.

Проблемы местного самоуправления, его полномочия и эффективность в решении местных задач в современной России вызывают повышенное внимание государства и общества, поскольку они имеют большую практическую значимость для дальнейшего развития страны. Актуальность проблемы повышает в последнее время интерес исследователей к истории отечественного опыта

развития системы местного самоуправления. В частности, данную проблематику изучают такие авторы как М.А. Золотарев, И.М. Гвоздикова, И.В. Упоров и другие [1, 4, 9, 11]. Основной акцент в современных исследованиях проблем истории местного самоуправления делается на локальный аспект управления. Однако специфика функционирования органов самоуправления в дореформенной России до сих пор остается слабо освещенной.

Сразу заметим, что в дореформенный период функционирование органов самоуправления в России, их взаимоотношения с административной властью в соблюдении баланса государственных, местных и сословных интересов были заметно сложнее, а соответствующие процедуры являлись более сложными и протяженными во времени. В первой половине XIX в. в Российской империи главой всей местной администрации в пределах нескольких губерний, входящих в генерал-губернаторство, являлся военный губернатор. В свою очередь, главами отдельных губерний, их «хозяевами» официально считались гражданские губернаторы. Последним и состоящим при них губернским правлениям были подведомственны местные органы администрации. Эта система административного управления выстраивалась на основе сочетания органов, состоявших из чиновников-управленцев, комплектовавшихся по назначению (служащие канцелярии гражданского губернатора - правитель, его помощники, чиновники особых поручений и т.д.; губернского правления - вице-губернатор, советники, столоначальники и т.д.; казенной палаты - председатель, советники, контролеры и т.д.), с одной стороны, и по избранию органами сословного «самоуправления» (заседатели совестного суда, заседатели уездного и земского суда, председатели палат Уголовного и Гражданского суда, городской голова, ратманы и бурмистры магистратов и др.) - с другой. Именно такой аппарат управления обеспечивал на практике выполнение гражданскими губернаторами возложенных на них задач [2, с. 115]. Взаимоотношения между ними имели строго вертикальный характер. Основную информацию гражданские губернаторы узнавали из регулярных отчетов подчиненных.

Все представители власти, начиная с губернатора, занимали должности на определенный срок. На высшие губернские административные должности выдвигали, как правило, представителей дворянского сословия. Чаще всего это было связано с наличием у них соответствующего уровня образования, а также соответствующего опыта в сфере управленческой деятельности. Помимо гражданских представителей дворянского сословия на такие должности могли претендовать и военные чины, также в своей массе - дворяне [3, с. 79]. Данная практика была связана с наличием у лиц, прошедших военную службу, определенного опыта в управлении, а также наличием в стране значительного числа военных в отставке, у которых было желание и после отставки с военной службы продолжить «служить государству». Разумеется, на гражданские должности они назначались высшими представителями власти в центре и на местах.

Общее руководство губернией (в том числе Оренбургской) и губернскими учреждениями осуществлял гражданский губернатор. Причем в основные функции губернатора входило не только гражданское управление, но и управление расположенными на подведомственной ему территории военными частями [3, с. 172]. Должность губернатора, назначенного верховной властью, назначенное лицо могло занимать беспрерывно три года. По истечению этого срока губернатор должен был сделать отчет о проделанной работе, после чего он продолжал службу, либо назначался другой представитель на новый срок. Кандидатом мог стать как предыдущий губернатор, чиновник, перемещенный из другого региона, либо даже чиновник, ни разу не занимавший данную должность. При назначении нового губернатора также рассматривались новые кандидаты и на другие основные управленческие должности губернии [12, с. 118].

Ниже, на примере письма Оренбургского гражданского губернатора Г.В. Нелидова и прилагавшихся к нему документов, мы рассмотрим, какие еще административные должности заменялись при назначении или переназначении очередного гражданского губернатора.

Официальное письмо от «Его Превосходительства Оренбургского городского гражданского губернатора» Григория Васильевича Нелидова о напоминании завершения срока его службы на этой должности («трехлетие») было направлено Оренбургскому правлению в декабре 1823 года [6, л. 15]. В связи с этим военный губернатор предписал созыв дворянства Оренбургской губернии для организации выборов к «замещению в Присутственных местах должностей на будущее трехлетие». Данный отрывок еще раз подтверждает, что основные административные должности занимали представители дворянского сословия, а также именно они принимали

участие в обсуждениях кандидатур новых кандидатов на все нижестоящие должности местного управления. Это дело не терпело однако же неопределенности. Именно поэтому в предписании военного губернатора было сделано ясное уточнение и по поводу сроков созыва собрания: причиной смещения срока осуществления выборов могли стать только рекрутские сборы. В таком случае выборы переносили бы на месяц.

В письме содержатся указания, касающиеся функций определенных должностей, дополнительными полномочиями которых было участие в организации и контроль своевременной информированности органов местного самоуправления:

1. Градским полициям, городничим и земским судам предписывалось оповестить дворян о завершении срока службы гражданского губернатора и о необходимости прибыть в губернский город Уфу для решения вопроса о замещении некоторых должностей местного самоуправления. На наш взгляд, этот пункт показывает важную исполнительную и контролирующую власть суда и органов охраны правопорядка губернии [1, с. 111].

2. Чиновникам, не состоявшим в дворянском корпусе, на основании указа от 4 февраля 1803 года, необходимо было предоставить отзыв о желании продолжить службу. Из их среды должны были быть отобраны «об отставке паспорта и о службе аттестаты», которые доставлялись предводителю дворянства. В начале XIX века в правило административного управления вошла практика подготовки документов, отражавших и подтверждавших служебную деятельность чиновников, особенно факты, важные в случаях донесений или судебных разбирательств. В них отражалась информация о биографии чиновника, особенно выделяли негативные моменты или судебные истории человека [8, л. 27]. На основании этих паспортов и аттестатов принималось решение о дальнейшем развитии карьеры того или иного претендента на определенную должность. Оформляли такие документы в основном органы местного управления [4, с. 92]. В связи с этой тенденцией в правительственных учреждениях появилось много новой документации.

3. Городничие и земские суды могли написать распоряжения о возобновлении поселенских выборов среди кандидатов на должности сельских заседателей в уездные и земские суды, а также о выборах поселян всех уездов на должность заседателей Совестного суда. Данные выборы обязательно проходили в присутствии полицмейстеров, городничих, земских исправников и уездных стряпчих. Эти факты свидетельствуют о наличии у них, помимо основной деятельности, включавшей функцию охраны и надзора за населением, дополнительных функций, связанных с обеспечением своего рода «обратной связи» с населением. Баллотированные списки и отчеты о проделанной работе отправлялись указанными чинами гражданскому губернатору [7, л. 38].

4. Градским главам Оренбургскому, Уфимскому, Челябинскому и Сеитовского посада, городовым магистратам и ратуш вышеперечисленных населенных пунктов был дан указ о «дозволении» организации ими выборов в градские главы, а также на посты бургомистров и ратманов среди купечества и мещанства. Помимо этого, обществу губернского города Уфы следовало избрать лиц «в заседатели палаты Уголовную, Гражданскую и в Совестный суды». Списки баллотирующихся необходимо было также доставить гражданскому губернатору [5, с. 19].

5. Реализуя данные указания, местные власти были обязаны дать официальное объявление о выборах в местной печати для предоставления в будущем при донесениях.

Помимо указа, от гражданского губернатора Оренбургскому губернскому правлению направлялось письмо с приложением списка чиновников, «избранных на службу по государству» на разные должности. Список был составлен согласно установленной иерархии в системе губернской службы [6, л. 18]. Первый список содержал перечень чиновников, утвержденных по выбору дворянства (фамилии, имена и отчества, предыдущие должности губернского и уездного предводителей, а также перечисление фамилий, имен и отчеств кандидатов, претендовавших на эти же должности). Наличие института «кандидатов» доказывало, что служебную биографию претендентов на чиновные должности тщательно рассматривали [11, с. 52].

По изученному нами списку можно заметить, что дворянское собрание некоторых городов и уездов объединялось под управлением одного предводителя. Например, Бугульминским и Белебеевским предводителем дворянства являлся капитан Е.А. Ростовский, а предводителем дворянства четырех крупных уездов - Уфимского, Стерлитамакского, Троицкого и Челябинского - титулярный Советник П.Д. Баранцов [8, л. 19].

Далее по списку шла информация о судьях и заседателях Совестного, уездного и земских судов. Продолжали список заседатели Уголовной и Гражданской палат. Наряду с кандидатами на занятие мест в судах, упоминался также кандидат в комиссию продовольствия. Готовились также списки судей в уездные и земские суды в города Стерлитамак, Бугульма, Белебей, Бирск, Мензелинск, Бугуруслан и Бузулук.

Приложением к письму гражданского губернатора является особый список чиновников, утвержденных «на разные места из баллотированных на службу по государству» на 15-е трехлетие. В данном списке перечислялись заседатели, назначенные в уездные и земские суды нижеперечисленных населенных пунктов: Уфа (Заседатели Земского суда Губернский секретарь В.Ф. Петров и титулярный советник П.П. Плотников), Стерлитамак (Заседатели уездного суда -артиллерии подполковник П.И. Полетаев и губернский секретарь Л.Ф. Неронов, заседатели земского суда - губернский секретарь С.В. Лямин и подпоручик Я.П. Маркевич), Бугульма (Заседатель уездного суда - «коллегский» регистратор Н.И. Залесов, заседатели земского суда -титулярный советник П.Т. Нилов и «коллегский» секретарь Г.И. Залесов), Белебей (Заседатели земского суда - «коллегский» секретарь П.С. Друсцкий и «коллегский» регистратор И.Б. Шевирс), Бирск (Судья уездного суда - подполковник А.Д.Гин, заседатель - «коллегский» регистратор В.И. Залесов), Бугуруслан (Заседатели уездного суда - штаб-капитан И.Д. Ганг и поручик П.Т. Есипов, заседатель земского суда остался прежний - Маков), Бузулук (Заседатели уездного суда -«коллегский» секретарь В.Ф, Чупин и «коллегский» секретарь Г.Р. Авраамов, заседатель земского суда - штаб-капитан Н.А. Нагаев), Оренбург (Судья уездного суда - «коллегский асессор Великий» Соколов, заседатели уездного суда - «коллегский» регистратор Д.А. Оловянников и губернский секретарь И.Д. Малов, заседатели земского суда - губернский секретарь Н.Д. Брудинский, «коллегские» секретари Я. Ласков и Н. Сипайлов), Челябинск (Судья уездного суда - регулярный советник Н.А. Лисин, заседатели уездного суда - советник Е. Бардовский и советник Кириллов, заседатели земского суда - «коллегский» секретарь С.А. Шаманин, «коллегский» регистратор А.А.Тон и подпоручик И.В, Муков), Троицк (Судья уездного суда - «коллегский» асессор И.С. Петров, заседатели уездного суда - титулярный советник И.В. Черемыльников и В.Ф. Фон-Галлер, заседатели земского суда - «коллегский» секретарь Г. Гилев, 12-го класса М.З. Филин и губернский секретарь С.П. Плотников) и Верхоуральск (судья уездного суда - губернский секретарь Я.В. Богданов, заседатели уездного суда - «коллегский» регистратор А.Я. Егоров и подпоручик Т.И. Филиповский, заседатели земского суда - «коллегский» регистратор С.Ф. Малявкин, «коллегский» секретарь И. Воротовов и поручик В.М. Бурмачевский). В первой половине XIX века эти населенные пункты были были самыми развитыми в Оренбургской губернии. Всего в данном приложении указаны 43 должности.

Отдельным приложением шел список «классным чиновникам по распределению Оренбургского губернского управления, явившихся в собрание дворянства к баллотированию их на службу по государству» от 21 декабря 1823 года [6, л. 22]. Он представлен в виде таблицы, где указаны следующие сведения: Ф.И.О., чин кандидата, на какую должность претендует баллотироваться, представления указов об отставке и аттестатах, указание на то, по баллотированию избираем или не избираем.

Например, губернский секретарь Иван Алексеевич Можевитинов объявил о своем желании работать в верхоуральском городничем правлении на основе представления. Копия с его формулярного списка была засвидетельствована уездным судом. Был также предоставлен аттестат от 16 ноября 1823 года от верхоуральского городничего о дворянском заседателе Можевитинове и его служении депутатом в квартирной комиссии. В частности, отмечалось, что в свое время этот кандидат был предан суду, но по манифесту от 30 августа 1814 года «учинен свободным и по разрешению правительствующего сената повелено при выборах баллотировать» [6, л. 25].

Аналогичная информация была предоставлена и про уфимского «коллегии ассесора» Павла Афанасьевича Орлова, уфимского дворянского подпоручика Ивана Васильевича Жуковского, уфимского «коллегии регистратора» Сидора Прокофьевича Прокофьева и других чиновниках. При этом строка с «примечанием» заполнялась при наличии у кандидата судебной истории.

Всего таких подробных перечислений в данной таблице имеется 20, начиная с губернских секретарей и заканчивая титулярными советниками и секретарями коллегии. В дальнейшем, на основании подобного рода отчетов, составлялся список чиновников всех уровней

административного управления. Он хранился у гражданского и военного губернаторов, как для отчетности в вышестоящие органы управления, так и для контроля за деятельностью любого должностного лица.

Таким образом, дворянские учреждения, подчинявшиеся Министерству внутренних дел, находились под непосредственным контролем губернатора. При этом деятельность дворянской корпорации Оренбургской губернии служит иллюстрацией общей политики правительства по привлечению органов дворянского самоуправления к организации административной службы. Одной из главных задач дворянских собраний признавалось осуществление выдвижения и избрания кандидатов из своей среды на разные управленческие должности в губернии. Большинство должностей в губернии и ее уездах (Председатели палат Гражданского и Уголовного суда, совестных судов, заседатели уездного и земского судов, члены комиссии народного продовольствия и т.д.) замещались именно дворянами, избираемыми корпорацией дворян. Иначе говоря, корпорация дворян, дворянское сословие, в целом, играли важнейшую роль в местном управлении. Более того, в силу привлечения правительством корпорации дворян к административной службе, законодательством первой половины XIX в. дворянская выборная должность постепенно начала рассматриваться как разновидность государственной службы, что в последующем юридически было закреплено манифестом от 6 декабря 1831 г. [10].

Служба по выборам «в действительной государственной службе» давала дворянам право на получение чинов, наград, пенсий и других привилегий. Не случайно, как показывает приведенный нами источник, все служащие по выборам, выдвинутые оренбургским дворянским собранием, во время пребывания в должности считались состоявшими в определенных чинах.

Литература и источники

1. Абазов А.Б. Становление института представительного органа местного самоуправления в России с конца ХХ века по настоящее время // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т.8. - № 2. - С. 111-113.

2. Алексушин Г.В. История губернаторской власти в России (1708-1917 гг.): монография. - Самара: Из-во АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2006.

3. Беседовская А.В. Система местного самоуправления на Южном Урале в период модернизации российского общества (вторая половина XIX - начало XX века). - Оренбург, 2006.

4. ГвоздиковаИ.М. Гражданское управление в Оренбургской губернии в первой половине XIX в. (1801-1855 гг.). - Уфа: Китап, 2010.

5. ЗолотаревМ.А. Экономические основы городского хозяйства России (1870-1914 гг.). - М., 2012.

6. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-1. Оп.1 Д. 1418.

7. НА РБ. Ф. И-5. Оп.1 Д. 2-3.

8. НА РБ. Ф. И-6. Оп.1 Д. 83.

9. Поликаропов И.А., Стрещенко И.А. Земское реформирование во второй половине XIX века и развитие местного самоуправления в России //Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 17-1. -С. 229-231.

10. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е: в 33 т. - СПб.: Гос. тип., 1885-1916. Т. VI. № 4989. [Электр. ресурс]. Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3136/?ysclid=la8b2b6681609987505

11. Упоров И.В. Особенности законодательного развития в России исполнительных органов местного самоуправления в конце XVIII - XIX вв // Юридический факт. - 2016. - №1. - С. 50-53

12. ШумиловМ.М. Губернская администрация и органы центрального управления в России во второй половине XIX в. - Л.: ЛГПИ, 1988. - 320 с.

References and Sources

1. Abazov A.B. Stanovlenie instituta predstavitel'nogo organa mestnogo samoupravleniya v Rossii s konca XX veka po nastoyashchee vremya // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2017. - T.8. - №2 2. - S. 111-113.

2. Aleksushin G.V. Istoriya gubernatorskoj vlasti v Rossii (1708-1917 gg.): monografiya. - Samara: Iz-vo ANO «IA VVS» i ANO «Retrospektiva», 2006.

3. Besedovskaya A.V. Sistema mestnogo samoupravleniya na YUzhnom Urale v period modernizacii rossijskogo obshchestva (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka). - Orenburg, 2006.

4. Gvozdikova I.M. Grazhdanskoe upravlenie v Orenburgskoj gubernii v pervoj polovine XIX v. (1801-1855 gg.). - Ufa: Kitap, 2010.

5. Zolotarev M.A. Ekonomicheskie osnovy gorodskogo hozyajstva Rossii (1870-1914 gg.). - M., 2012.

6. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NA RB). F. I-1. Op.1 D. 1418.

7. NA RB. F. I-5. Op.1 D. 2-3.

8. NA RB. F. I-6. Op.1 D. 83.

9. Polikaropov I.A., Streshchenko I.A. Zemskoe reformirovanie vo vtoroj polovine XIX veka i razvitie mestnogo samoupravleniya v Rossii //Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2017. - № 17-1. - S. 229-231.

10. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie 3-e: v 33 t. - SPb.: Gos. tip., 1885-1916. T. VI. № 4989. [Elektr. resurs]. Rezhim dostupa: https://runivers.ru/lib/book3136/Tysclid4a8b2b6681609987505

11. Uporov I.V. Osobennosti zakonodatel'nogo razvitiya v Rossii ispolnitel'nyh organov mestnogo samoupravleniya v konce XVIII - XIX vv // Yuridicheskij fakt. - 2016. - №1. - S. 50-53

12. Shumilov M.M. Gubernskaya administraciya i organy central'nogo upravleniya v Rossii vo vtoroj polovine XIX v. - L.: LGPI, 1988. - 320 s.

ШАЙХИСЛАМОВ РАШИТ БАДРЕТДИНОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения, Уфимский университет науки и технологий; научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН (shrb2007@mail.ru).

МИННЕБАЕВА ТАНСЫЛУ АНИСОВНА - аспирант Уфимского университета науки и технологий (г. Уфа). SHAIKHISLAMOV, RASHIT B. - Doctor of History, Professor, Department of Russian History, Historiography and Source Ctudies, Ufa University of Science and Technology; Researcher at the R.G.Kuzeev Institute for Ethnological Studies of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (shrb2007@mail.ru).

MINNEBAEVA, TANSYLU A. - Ph.D. student of the Ufa University of Science and Technology (tansilu-2010@inbox.ru).

УДК 929Краснокутский DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-33-41

ВОРОНОВ И.А.

Н.А. КРАСНОКУТСКИЙ (1819 - 1891) - НА СЛУЖБЕ РОССИИ

Ключевые слова: Н.А. Краснокутский, лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, Донское казачье войско, русское дворянство, военная карьера.

Свиты Его Величества генерал-майор Николай Александрович Краснокутский (1819-1891) был одним из видных представителей русского дворянства своего времени, сделавшим блестящую военную карьеру и отличившимся на дипломатическом поприще. Несмотря на то, что он являлся одним из наиболее необычных атаманов Донского казачьего войска, о его деятельности сохранилась весьма скудная информация. Автор выдвигает предположение, что некоторые моменты службы Н.А. Краснокутского были связаны с внешней разведкой, что естественно не способствовало широкой огласке его имени и биографии. На основе документов и исследовательской литературы, в статье произведена попытка воссоздать основные этапы биографии и служебной карьеры Н.А. Краснокутского, в частности, рассмотреть его деятельность на Дону в качестве атамана Донского казачьего войска. Дана характеристика личности этого талантливого управленца, образованного и очень корректного человека, который, к примеру, за годы командования лейб-гвардии Гродненским гусарским полком ни на одного офицера не наложил ни одного взыскания, но его полк по всем показателям был одним из лучших в армии Российской империи.

VORONOV, I.A.

N.A. KRASNOKUTSKY (1819 - 1891) - IN THE SERVICE OF RUSSIA

Key words: N.A. Krasnokutsky, Life Guards Grodno Hussar Regiment, Don Cossack Army, Russian nobility, military career.

Retinues of His Majesty Major General Nikolai Alexandrovich Krasnokutsky (1819-1891) was one of the prominent representatives of the Russian nobility of his time, who made a brilliant military career and distinguished himself in the diplomatic field. Despite the fact that he was one of the most unusual chieftains of the Don Cossack army, very little information has been preserved about his activities. The author puts forward the assumption that some moments of the service of N.A. Krasnokutsky were associated with foreign intelligence, which naturally did not contribute to the wide publicity of his name and biography. On the basis of documents and research literature, the article attempts to recreate the main stages of the biography and career of N.A. Krasnokutsky, in particular, to consider his activities on the Don as an ataman of the Don Cossack army. The characterization of the personality of this talented manager, an educated and very correct person, is given, who, for example, during the years of command of the Life Guards of the Grodno Hussar Regiment, did not impose a single penalty on a single officer, but his regiment in all respects was one of the best in the Russian army. empire.

В 1874 году, после издания Александром II «Высочайшего рескрипта, данного на имя Генерал-Адъютанта Черткова» [9, с.2], назначенного в 1868 году «в звание войскового наказного атамана Донского казачьего войска», по личной просьбе самого Михаила Ивановича Черткова, он был уволен, и на эту должность назначили Генерал-Адъютанта Краснокутского (Приказ по Войску Донскому [далее - ВД] от 17.04.1874 №405, Санкт-Петербург) [9, с. 3-4].

Николай Александрович Краснокутский (01.01.1819, с. Конашевка Льговского уезда Курской губернии - 18.03.1891, Сан-Ремо, Италия) родился в семье Александра Григорьевича Краснокутского (1781, Киев - 04.08.1841, с. Кузнецовка, Дмитриевского уезда, Курской губернии), который, во время войны с Наполеоном 1812 - 1814 гг., в звании полковника служил дежурным штаб-офицером Донского казачьего корпуса графа Матвея Ивановича Платова. Помимо военных заслуг, Александр Григорьевич прославился на писательском поприще - его книги: «Дневные поездки в Константинополь... в 1808 году» (1815) и «Взгляд русского офицера на Париж... в 1814 году» (1819) были весьма положительно приняты литературной критикой и общественностью того времени.

Одним из прямых предков (прапрапрадедом) Николая Александровича был Василий Леонтьевич Кочубей (1640 - 1708), давший начало роду Кочубеев и воспетый А.С. Пушкиным в поэме «Полтава» (1828). В прямом родстве он был и с семьей Томар, имевшей определенное влияние на государственную политику Российской Империи в первой четверти XIX века. Впрочем, к моменту пребывания Н.А. Краснокутского в Пажеском корпусе обе фамилии уже начали терять былой вес: сенатор Василий Степанович Томара умер ещё за 6 лет до рождения Николая Александровича, родной дядя - декабрист, сенатор Семён Григорьевич Краснокутский был сослан в 1826 году на 20 лет поселения в Сибирь и оттуда уже не вернулся, а министр МВД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.