Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев И.А., Озеров В.В., Чумаков С.А.

В статье рассматривается вопросы создания и защиты дипломных проектов в условиях требований современных образовательных стандартов в сфере среднего профессионального образования. Уделяется внимание практической стороне дипломных работ. Приведён пример реализации практических вопросов улучшения конструкции прибора монобиноскоп как основной темы дипломного проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- Optimal duration (the film can be shortened or divided into several parts);

- Captioning (Russian and English subtitles can be used);

- Optimal audition conditions (good technical quality of video recordings and reproducing devices, no external noise).

The logic of the film should be carefully considered and a learning algorithm developed, so that the skills acquired by students are consolidated and developed from one workshop to the next:

- Presentation of the objectives and goals of the Workshop.

- Explanation of the rules for the collective viewing of the video.

- Viewing preparation.

- Film screening.

- Execution of control tasks (testing, answers to questions).

- Creative stage and reflexion (composition, narration of actors, staging of scenes from the film, etc.). Thus, such workshops comprehensively develop students' speech, language and sociocultural competence

and improve compensatory learning skills. The educational aspect is also an important element of this training. In the process of discussing the film, students gain new emotional, aesthetic and moral experience. Список использованной литературы:

1. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. -2018. - № 4. - с.15

2. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. -2015. - № 3. - с.20

3. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. // Иностранные языки в школе. - 2017. № 4. - с.31

4. Смирнова И.Б. Развитие устной речи на основе аутентичного художественного фильма. // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 6. - с.11

© Кокова Д.Х, Подсвирова В.Е., Малышкина Е.В., 2021

УДК 377.5

Матвеев И.А.

инженер-конструктор АО «Загорский оптико-механический завод» г.Сергиев Посад, Россия Озеров В. В.

кандидат технических наук, профессор, преподаватель ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж», г.Сергиев Посад, Россия Чумаков С.А.

Почётный Доктор наук (^с.) Российской Академии Естествознания,

ГБПОУ МО «Ногинский колледж», г .Балашиха,Россия

К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопросы создания и защиты дипломных проектов в условиях требований современных образовательных стандартов в сфере среднего профессионального образования. Уделяется

внимание практической стороне дипломных работ. Приведён пример реализации практических вопросов улучшения конструкции прибора монобиноскоп как основной темы дипломного проекта

Ключевые слова:

Дипломное проектирование, итоговая аттестация, практико-ориентированный метод обучения

По традиции в начале лета в Российских колледжах студенты, закончившие обучение защищают дипломную или выпускную квалификационную работу. Процесс выбора темы дипломного проекта, сбора материала, в рамках предприятия, где студент проходит преддипломную практику, с последующей защитой выполненной работы перед Государственной экзаменационной комиссией известен. При защите студент -дипломник показывает уровень своей теоретической подготовки, а демонстрация практических умений процедурой защиты дипломного проекта не требуется. Такая ситуация в настоящее время не совсем устраивает работодателей, которые при приеме на работу выпускника колледжа рассчитывают получить специалиста, которого не нужно дополнительно обучать, следовательно не тратить деньги.

Последнее время выдвигаются предложения проводить, в процессе выпускной аттестации студентов колледжей проверку не только теоретической подготовки, но и умения выполнять практическую работу своими руками и своим интеллектом [1]. Необходимо отметить, что идея выпускной квалификационной работы студента колледжа (а ранее техникума), состоящей из теоретической и практической части не нова, так, например, в 1990 году один из студентов Краснозаводского химико-технологического техникума в качестве практической работы выполнил сборку, электромонтаж и регулировку одного из блоков телевизионного приемника.

В настоящее время одной из наиболее востребованной категорией специалистов получающих среднее профессиональное образование в Российских колледжах становятся молодые люди, обладающие базовой подготовкой по эксплуатации электронных приборов и микропроцессорной техники. Это направление подготовки студентов колледжей должно находить отражение в содержание выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), состоящей из теоретической и практической части.

В качестве примера можно представить конструкторскую часть пояснительной записки дипломного проекта одного из студентов Краснозаводского колледжа, Александра Аркадьевича Денисенско, выполненного в 2019 году.

Необходимо отметить, что исполнитель дипломного проекта обучался в Краснозаводском колледже по специальности 15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» и проходил производственную и преддипломную практики в конструкторском отделе на предприятии АО «Загорский оптико-механический завод» в городе Сергиев Посад Московской области.

АО «Загорский оптико-механический завод» является одним из ведущих предприятий России по производству медицинской техники, подразделение конструкторского отдела, в котором студент проходил практику, занималось модернизацией офтальмологических приборов и ему было порчено принимать участие в усовершенствовании монобиноскопа МБС-02, поэтому темой дипломного проекта студент выбрал: модернизация схемы автоматического управления импульсным источником света [2].

Терапевтическое воздействие прибора обеспечивается несколькими видами светового воздействия, в том числе раздражением центральной ямки сетчатки глаза полихроматическим излучением импульсной лампы.

Управление излучением импульсной лампы (импульсного источника света) производится блоком управления задержками световых импульсов, команды в виде электрических импульсов подаются нажатием кнопок "ОДИНОЧНЫЙ" или "СЕРИЯ", расположенных на пульте управления прибора. При лечении одиночными световыми импульсами лечащий врач должен был нажимать на кнопку "ОДИНОЧНЫМ" один раз при каждом импульсе. Обычно в процессе лечебного сеанса производилось 10 -15 импульсов с интервалом 3-5 секунд. При лечении серией импульсов, необходимо было нажать кнопку "СЕРИЯ", тогда на глаз пациента с интервалом 1 секунда воздействовала серия из 30 импульсов. Курс

{ }

лечения обычно состоял из 20-30 сеансов.

В плане модернизации прибора МБС-02 было предусмотрено модернизировать блок управления задержками световых импульсов собранный на логических микросхемах, в этой работе принял активное участие наш студент, который предложил выполнить блок управления задержками световых импульсов с применением аппаратных средств Ардуино на программируемом микроконтроллере , что существенно сокращает сроки модернизации прибора, т.к., например чтобы внести изменение в работе блока на логических элементах приходится проделать следующие операции: разборка прибора, установка дополнительных электрорадиоэлементов, электромонтаж (пайка), проверка полученной схемы(наладка), а при использовании блока на микроконтроллере достаточно просто поменять текст программы.

Базовые знания в области электроники и микропроцессорной техники студент получил в колледже, изучая профильные дисциплины, в качестве основной литературы был использован учебник для СПО «В.Н. Иванов, И.О. Мартынова Электроника и микропроцессорная техника, М., Академия, 2016», где в разделе микропроцессорная техника рассмотрен, в доступной для студентов форме, аппаратно-прогрммный комплекс Ардуино и язык программирования Ардуино. Предложение нашего студента было рассмотрено и одобрено руководством конструкторского отдела Загорского оптико-механического завода.

При выполнении дипломного проекта студент своими руками, под руководством одного из инженеров конструкторского отдела изготовил действующий макет схемы управления, в котором основным элементом является плата Ардуино-нано с программируемым микроконтроллером и составил код программы на языке Ардуино включения - выключения светодиода, имитирующего импульсную лампу. Этот макет был продемонстрирован Государственной экзаменационной комиссии при защите дипломного проекта.

Приведем необходимые выдержки из конструкторской части дипломного проекта -программирование микроконтроллера Arduino Nano

Аппаратные средства Arduino включают популярные и доступные комплектующие изделия [3]. Принцип работы системы, настройка схемы под требования разработчика. Основа -контроллер ATmega компании Atmel широко распространенного 8-разрядного семейства. К нему добавляется узел электропитания и последовательный интерфейс. В последних версиях Arduino имеется USB-интерфейс. Через него происходит загрузка программ пользователя и, при необходимости, обмен данными между персональным компьютером и платой Arduino во время выполнения программы.

Плату Arduino часто рассматривают как устройство ввода/вывода. Плата

Arduino предоставляет в распоряжение пользователя 14 цифровых входов или выходов, из них шесть можно использовать как аналоговый выход (8-разрядный ШИМ-канал). Следующие шесть входов могут принимать аналоговые сигналы. В качестве дополнительных интерфейсов предусмотрены шины SPI и I2C. Имеется несколько вариантов исполнения плат Arduino. Оригинальные изделия производит итальянская фирма SmartProjects. Существуют также многочисленные клоны и копии других поставщиков, наконец, встречаются свободно распространяемые аппаратные средства. Важный компаньон проекта Arduino -компания Sparkfun (Боулдер, Колорадо). Совместно с американским партнером выпущен ряд оптимизированных плат Arduino, в название которых добавлено обозначение "Pro". Кроме того, с появлением платы LilyPad возникло новое направление, охватывающее область переносных вычислительных средств. Многие пользователи предпочитают плату ArduinoDuernilanove, изготовленную компанией SmartProjects, на которой установлен АТmеgа-контроллер в DIP-корпусе на панели. Это изделие несущественно отличается от весьма успешного предшественника. На плате добавлен чип компании FrDI, реализующий интерфейс USB. Конкретно для модернизации схемы автоматического управления импульсным источником света монобиноскопа МБС 0-2, будет использоваться микроконтроллер Arduino nano.

Светодиод можно рассматривать как обычный диод, включенный в прямом направлении (анод подключен к плюсу источника питания и катод - к общему проводу). В этом случае на светодиоде падает

í 136 }

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» ISSN 2410-700X № 1 / 2021 -

напряжение, которое зависит от цвета излучения (1,6-3,5 В). Точные данные можно найти в паспорте светодиода. Там будет указано прямое напряжение Vf (ForwardVoltage). Для свечения светодиода требуется определенный ток. В паспорте указан ток If.

Пример расчета. Пусть прямой ток If = 2 мА (светодиод с малым рабочим током). Прямое падение напряжения Vf= 2,2 В. Напряжение источника питания Усе= 5 В. Искомая величина - сопротивление добавочного резистора R = (Vcc-Vf) / lf. Для нашего примера R = (5 В-2,2 В)/ 2 мА = 1 400 Ом. Целесообразно выбрать сопротивление из ряда Е12, несколько большего номинала. Для надежности ставится резистор 1,5 кОм, чтобы исключить повреждение светодиода. Если внимательно рассмотреть монтажную схему платы на рисунке 1, то можно обнаружить перед диодами сопротивление 1,5 кОм.

- э з г \ о п * US43ME ¡'Uli >r<IT«. « J

.t*

-n-u•.. -v

PObT» AMlOC IN \

ш £sv спч tv с i г i ч s

Рисунок 1 - Монтажная схема.

Используемые компоненты:

1) плата Arduino;

2) панель с контактными гнездами;

3) два светодиода красного цвета;

4) два резистора 1,5 кОм;

5) три гибких монтажных провода длиной примерно 5 см;

6) гибкий монтажный провод длиной примерно 10 см. Код программы:

#define PIN_OUT_LED 7 #define RUN_NULL 0

#define RUN_ONE 1

#define RUN_SERIES 2

void setup() {

//Часть кода отвечающего //за инициализацию ножек микроконтроллера pinMode (PIN_OUT_LED,OUTPUT); digitalWrite(PIN_OUT_LED, LOW);

}

void OneRun() {

digitalWrite(PIN_OUT_LED,HIGH); delay(80);

digitalWrite(PIN_OUT_LED,LOW); delay(920);

}

void SeriesRun() {

int num = 0;

//Часть кода отвечающая за опрос переключателя выбора, //количества импульсов маргания светодиода, //0 импульсов при ненажатых кнопок, или 30, 60, 120 при нажатых for(int i=0;i<num;i++) { OneRun();

}

}

int BottomTriger() {

int run_mode = RUN_NULL;

//Часть кода отвечающая за устранения дребезга

//контакта, возвращающая режим

//работы светодиода,

//задаваемого нажатием одной из кнопок.

//Для одиночного импульса

//RUN_ONE или серии RUN_SERIES.

return mode;

}

void loop() {

int run_mode = BottomTriger(); if(run_mode == RUN_SERIES) {

SeriesRun(); } else if(run_mode == RUN_ONE) { OneRun();

}

}

Кроме конструкторской в дипломном проекте содержатся другие части: организационная, технологическая, охрана труда и техника безопасности, экологическая и экономическая. В настоящей статье эти части не рассматриваются.

Список использованной литературы: 1.Озеров В.В.,Чумаков С.А. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ТРЕХФАЗНОЕ ТРЕМЯ ОДНОФАЗНЫМИ ТРАНСФОРМАТОРАМИ // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXIX международной научно-практической конференции. . М.: 2018.

2.Макеева Н.К. 80 лет ЗОМЗ: сквозь призму времени. К юбилею Загорского оптико-механического завода // Главврач Юга России. 2015. №4 (46). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/80-let-zomz-skvoz-prizmu-vremeni-k-yubileyu-zagorskogo-optiko-mehanicheskogo-zavoda (дата обращения: 22.12.2020).

3.Пономаренко Владимир Иванович, Караваев Анатолий Сергеевич Использование платформы Arduino в измерениях и физическом эксперименте // Известия Вузов. ПНД. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platformy-arduino-v-izmereniyah-i-fizicheskom-eksperimente (дата обращения: 22.12.2020).

© Матвеев И.А., Озеров В.В.,Чумаков С.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.