Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
позитивное мышление / саногенное мышление / студенчество / самооценка / эмоциональное выгорание / positive thinking / sanogenic thinking / students / self-esteem / emotional burnout

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В В. Кустова, Е В. Пушмина

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния позитивного мышления обучающихся в условиях вузовского образования на выраженность у них эмоционального выгорания. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что студенты испытывают ряд психологических сложностей, вызванных социальной незрелостью, слабой учебной мотивацией определенной части студентов. Анализ полученных данных показал прямую зависимость эмоционального выгорания от уровня самоотношения, активности и позитивной настроенности студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В В. Кустова, Е В. Пушмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF POSITIVE THINKING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

The article presents the results of an empirical study to study the influence of positive thinking of students in university education on the severity of their emotional burnout. Analysis of the data obtained led to the conclusion that students experience a number of psychological difficulties caused by social immaturity and weak educational motivation of a certain part of students. Analysis of the data obtained showed a direct dependence of emotional burnout on the level of self-attitude, activity and positive attitude of students towards future professional activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

К ВОПРОСУ О ПОЗИТИВНОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Кустова, канд. психол. наук, доцент Е.В. Пушмина, студент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-2-148-152

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния позитивного мышления обучающихся в условиях вузовского образования на выраженность у них эмоционального выгорания. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что студенты испытывают ряд психологических сложностей, вызванных социальной незрелостью, слабой учебной мотивацией определенной части студентов. Анализ полученных данных показал прямую зависимость эмоционального выгорания от уровня самоотношения, активности и позитивной настроенности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: позитивное мышление, саногенное мышление, студенчество, самооценка, эмоциональное выгорание.

Успешность будущего специалиста зависит от образа его мысли, умения ставить конструктивные цели и стремления их ре-ализовывать. Проблема развития позитивного мышления у студентов в условиях вузовского образования становится все более актуальной в связи кризисом студенческого возраста и сложной политической и экономической обстановкой в современном мире. Стремление личности позитивно относиться к себе и окружающему миру на ментальном уровне - одна из важнейших задач всего коллектива вуза. Перед наукой и практикой ставится сложнейшая задача осмысления нынешней ситуации и поиска путей формирования позитивного мышления у студентов. Актуальность усиливается с возможностью изучения позитивного мышления в студенческом возрасте, когда оно должно быть на пике своего формирования.

Анализ литературы позволил определить студенчество, как возрастную группу от 17-18 до 21-23 лет, которая, по имению В.А. Пермяковой, является переходом от ранней юности (старшего школьного возраста) к юношескому возрасту, к первому самостоятельному выбору нового жизненного пути [1, с. 120]. Л.С. Выготский уточнил, что возраст от 18 до 25 лет - это скорее начальное звено «в цепи зрелых

возрастов, чем заключительное звено в цепи периодов детского развития» [2, с. 255]. Как социальная категория студенчество характеризуется профессиональной

направленностью и отношением к будущей профессии [3, с. 43]. Юность, по убеждению В.И. Слободчикова связана «с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни» (кризис юности). Человек становится ответственным за собственную субъектность, которую автор назвал «ступенью индивидуализации» [4, с. 67]. «Столкновение идеалов с действительностью особенно долго и тяжело переживается молодыми людьми, которые в ходе воспитания мало сталкивались с практическими профессиональными проблемами» [5, с. 105].

Таким образом, студенчество - сложный возрастной этап юношеского возраста, в котором формируется собственное мировоззрение, связанное с необходимостью решать не только учебные, но социальные проблемы. Мы полагаем, что сформированное позитивное мышление позволит будущим специалистам преодолевать личностные и профессиональные проблемы.

Перейдем к понятию позитивного мышления. Личностный смысл понятия «оптимист» в исследованиях С.Т. Посохо-вой включает в себя трансляцию позитивного отношения к миру, веру в глобальность позитивного, уникальность; разумность удовольствий и самоценность. Исследователь полагает, чир «активная трансформация» объединяет осознание оптимизма с личностным смыслом [6, с. 15]. Следовательно, личность трансформирует позитивное мышление всем окружающим и даже негатив может трансформироваться в позитив.

Интересная позиция Ю.М. Орлова, который позитивное мышление определяет, как «саногенное мышление» (СГМ) (sano /лат/ - исцелять, оздоравливать, утешать, ободрять, приводить в порядок). Такое мышление может исцелять, оздоравливать, утешать и ободрять [7, с. 9]. Эмпирическое исследование Л.И. Адамян показывало положительное влияние саногенной рефлексии на психологическую устойчивости личности [8, с. 76]. С такой позицией согласуется наше исследование, которое доказало прямую зависимость синдрома эмоционального выгорания от уровня развития духовно-нравственных качеств личности. С углублением эмоционального выгорания у студентов начинает преобладать агрессивность, ригидность установок, повышенная обидчивость. Высокий уровень доброжелательности, эмпатии к детям, тактичности и альтруизма показывает отсутствие синдрома эмоционального выгорания [3, с. 106]. Возможно, позитивное мышление студентов, как позитивная установка на самостоятельные решения социальных и профессиональных проблем, сможет снизить уровень эмоционального выгорания и повысить эффективность учебной, а в будущем и профессиональной деятельности.

Цель данного исследования: изучить влияние позитивного мышления студентов на их самочувствие и эмоциональное выгорание в условиях вузовского образования.

Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:

- определить критерии позитивного мышления студентов;

- раскрыть особенности проявления эмоционального выгорания студентов;

- выявить взаимозависимости позитивного мышления и эмоционального выгорания

Исследования позволили нам определить позитивное мышление как осознанный оптимизм, опора на реальность, доброжелательность, самоуважение, разумность удовольствий, уверенность в будущем

Анализ научной литературы позволяет нам выработать критерии позитивного мышления у студентов:

- адекватная самооценка и самоотношение, и самоинтерес;

- отсутствие симптомов эмоционального выгорания;

- желание достигать цели и быть доброжелательным к людям.

Изучение самооценки в эмпирическом исследовании М.А. Рушиной выявило ген-дерные различия в степени выраженности разных компонентов самосознания. Юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя. Девушки же чаще обвиняют себя, обнаруживают внутренние противоречия и склонны к внутриличностным конфликтам [9, с. 38].

Эмпирическую базу исследования составили студенты по специальностям: «Таможенное дело» (две группы третьего курса), и группа второго курса по специальности: «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Общее число респондентов составило 62 обучающихся (54% девушек и 46% юношей), средний возраст - 21 год.

Нами проведены следующие методики:

1. Тест - опросник «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

2. Цель: выявить уровни самоотношения у студентов по степени обобщенности.

3. Методика «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нюттена (адаптация К. Музды-баева).

Цель: определить симптомы эмоционального выгорания студентов

4. Опросник «Позитивное мышление» Е.Ф. Бажиной, Е.А. Голынкиной, А.М. Эт-кинда.

Цель: выявить уровень позитивного мышления у студентов курса ИрГУПС.

Анализ результатов по позитивному мышлению и самоотношению показал, что почти четверть студентов (23%) испытывают комплекс неполноценности постоянно. Еще столько же ощущают его периодически. Только 50% чувствуют себя уверенно и не испытывают никаких комплексов.

На вопросы анкеты по готовности справиться с любым делом и о готовности к борьбе, утвердительно ответили те же 50% респондентов. 32% сомневаются, а 18% уверенны, что это им недоступно. Наше исследование показала большую уверенность и активность девушек, нежели юношей. 17% заявили, что никогда не могли достичь своих целей. Лишь 70% молодых людей уверены, что могут быть счастливыми. Отчаянию подвержены 50% студен-

тов. Из них 1/3 испытывает это чувство достаточно часто. 30% студентов испытывают сложности в нахождении правильных решений в конфликтных ситуациях при общении со сверстниками. Не случайно, 21% чувствует угнетенность и апатию. Это - молодые люди, у которых, согласно возрасту, должен быть позитив и столько сил, прилагая которые можно выполнить большие задачи, которые ставит перед ними страна.

Прослеживается инфантильность и несамостоятельность большого количества молодых людей в рамках вузовского образования. Формированию позитивного мышления у определенной части студентов мешает модель поведения в семье, установки, особенности мышления, которая приводит к трансляции неуверенности в будущем почти у половины студентов.

Анализ отражённых в рисунке особенностей эмоционального выгорания обучающихся, показывает, что 40% (40/38%) испытывает «часто» и «очень часто» эмоциональную опустошённость, усталость и нежелание идти в университет (рис. 1).

Мне хочется уединиться и отдохнуть от все- Утром я чувствую усталость и нежела-го и всех ние идти в университет

1 - никогда, 2- очень редко, 3 - редко, 4-часто; 5 - очень часто Рис. 1. Признаки эмоционального выгорания студентов

Яркие проявления эмоционального выгорания показывают 4 и 5 цифры. Причин может быть много: это и слабая внутренняя мотивация, нарушенный режим дня, конец учебного года, страх от приближения летней сессии. Но, если рассмотреть более глубокие корни данного явления, то можно обнаружить еще в школьном обучении будущих студентов низкую мотивацию получения новых знаний. У юношей и

девушек скопирована в сознании западная модель образования неких потребительских ценностей. Низкий уровень учебных навыков у некоторой части студентов -итог несостоятельности прежнего школьного образования. «Быстрочтение» в начальной школе сделало невозможным понимание и осознание учебного материала. Многие студенты не в состоянии повторить то, что они написали в своем до-

кладе. Следовательно, неудовлетворенность, потеря энергии и сил. Свобода в рассуждении могут позволить небольшая часть студентов. Почти 20% (18,2%) студентов не в состоянии находить правильные решения в конфликтных ситуациях с сокурсниками. Проблемы конструктивного общения и взаимодействия данные студенты перенесут и в будущие рабочие отношения. И данные психологические проблемы перейдут в социальные.

Мы решили посмотреть взаимосвязь позитивного мышления с эмоциональным

выгоранием. Для этого мы разделили студентов на две группы. Первую группу составили студенты с позитивным мышлением (60%). Вторая группа - студенты с признаками негативного мышления (40%). Анкеты каждого студента сверяли по двум аспектам. На рисунке 2 наглядно продемонстрировано, что в 1 группе студенты с отсутствием симптомов эмоционального выгорания чаще находятся в позитиве. Они умеют конструктивно разрешать конфликты, готовы достигать поставленные цели (рис. 2).

Эмоциональное выгорание Позитивное мышление

3 - отсутствие эмоционального вы- 3 - негативное мышление; 2 частичное; 1 -

горания; 2 - частичное; 1 - эмоцио- позитивное мышление

нальное выгорание

Рис. 2. Связь позитивного мышления и эмоционального выгорания

Студенты второй группы (40%), у которых высокие показатели эмоционального выгорания, демонстрируют признаки негативного мышления.

На основании нашего эмпирического мышления, можно определить критерии позитивного и негативного мышления студентов в условиях вузовского образования.

Таблица 1. Критерии позитивного и негативного мышления студентов вуза

Позитивное мышление студентов связано: Негативное мышление связано:

- с высокой учебной мотивацией; - со способность студентов быть уверенными и держать удар при встрече с различными трудностями как во время учебы, так и на производстве; - с умением управлять стрессом и устранять препятствия; - с возможностью конструктивно решать поставленные задачи; - с умением вести здоровый образ жизни. - с низкой самооценкой - психологическими комплексами; - с отсутствием внутренней мотивации учебной деятельности; - с эмоциональным истощением; - с потребительским отношением к жизни; - с неспособностью вести здоровый образ жизни; - разочарованностью в учебе и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, нами определена прямая зависимость негативного мышления с синдромом эмоционального выгорания. Мы подтверждаем исследования Ю.М. Орлова о том, сто позитивное мышление -это саногшенное, оздоравливающее мышление. Мы полагаем, что не только духов-

но-нравственные качества личности являются препятствием для развития синдрома эмоционального выгорания, но и позитивное мышление способно препятствовать развитию синдрома эмоционального выгорания.

Библиографический список

1. Пермякова В.А. Возрастное развитие: Предпосылки, периодизация, характеристики возраста и закономерности (в норме и при отклонениях): Учеб. пособие. - Изд 3-е дополн. и перераб. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос пед ун-та,2006. - 184 с.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4. - М.: «Педагогика», 1984.

3. Кустова, В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов социальных педагогов / В.В. Кустова // дис. ... канд. психол. наук. - Иркутск, 2007 -154 с.

4. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: (19.00.01, 19.00.07). - М., 1994. - 78 с.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: 1994.

6. Посохова С.Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - Сер. 12 - Вып. 1 - Ч. 1. - С. 5-16.

7. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее) мышление. - М.: Слайдинг, 2006. -Кн. 1. - 96 с.

8. Адамян Л.И. Связь саногенной рефлексии с показателями психологической устойчивости личности / Л.И. Адамян // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 3. - С. 73-76.

9. Рушина М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М.А. Рушина, А.В. Орлова // Вестник РУДН. Серия Педагогика и психология. - 2015. -№ 4. - С. 35-39.

ON THE QUESTION OF POSITIVE THINKING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF UNIVERSITY EDUCATION

V.V. Kustova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

E.V. Pushmina, Student

Irkutsk State University of Transport

(Russia, Irkutsk)

Abstract. The article presents the results of an empirical study to study the influence of positive thinking of students in university education on the severity of their emotional burnout. Analysis of the data obtained led to the conclusion that students experience a number of psychological difficulties caused by social immaturity and weak educational motivation of a certain part of students. Analysis of the data obtained showed a direct dependence of emotional burnout on the level of self-attitude, activity and positive attitude of students towards future professional activities.

Keywords: positive thinking, sanogenic thinking, students, self-esteem, emotional burnout.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.