https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1 -46-50 Оригинальные статьи / Original Articles
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФЕДЕРАЦИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ И ГАНДБОЛУ В РОССИИ
УДК 338.23.
Юрий А. Зубарев
Татьяна А. Ализар
Волгоградская государственная академия физической культуры ФГБОУ ВО «ВГАФК», г. Волгоград, Россия
Аннотация
Поскольку спорт является одним из секторов экономики и специфической сферой бизнеса, предлагается альтернативный вариант модели управления и организации соревнований по спортивным играм, предположительно повышающий их экономическую эффективность.
Цель исследования - разработка модели смешанного партнерства (государственного и частного), которая поможет адаптировать деятельность спортивных организаций к рыночным законам конкуренции и улучшить показатели их финансово-экономической деятельности.
Методы и организация исследования. Базовые методологические аспекты формирования Национальной Профессиональной Лиги Гандбола в Белоруссии предполагают три варианта её экономической модели. В основе одного из вариантов лежит концепция государственно-частного партнёрства. Поскольку в Российской Федерации спорт финансируется в основном государством, данная модель представляется нам наиболее предпочтительной.
Ключевые слова: спортивные игры, федерации по спорту, спортивная лига, государственно-частное партнерство.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Для цитирования: Зубарев Ю.А., Ализар Т.А. К вопросу о повышении эффективности работы федераций по баскетболу и гандболу в России // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-46-50
Статья поступила: 12.05.2022 г.
Статья принята в печать: 04.06.2022 г.
Статья опубликована: 28.06.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
TO THE QUESTION OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORK OF BASKETBALL AND HANDBALL FEDERATIONS IN RUSSIA
Urij A. Zubarev
Tatiana A. Alizar
Volgograd State Academy of Physical Culture "VGAFK", Volgograd, Russia
Abstract
Relevance. Since sport is one of the sectors of the economy and a specific business area, an alternative version of the model for managing and organizing sports games competitions is proposed, presumably increasing their economic efficiency.
The purpose of the study is to develop a model of mixed partnership (public and private), which will help adapt the activities of sports organizations to the market laws of competition and improve their financial and economic performance.
Methods and organization of the study. The basic methodological aspects of the formation of the National Professional Handball League in Belarus suggest three variants of its economic model. One of the options is based on the concept of public-private partnership. Since in the Russian Federation sport is financed mainly by the state, this model seems to us the most preferable.
Key words: sports games, sports federations, sports league, public-private partnership.
Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest
For citation: Zubarev Yu.A, Alizar T.A. On the issue of increasing the efficiency of the basketball and handball federations in Russia // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-46-50
Введение. Характерной особенностью всех игровых видов спорта, представляющих большой интерес для основных потребителей - болельщиков, является непредсказуемость результатов игры. Она создаётся и поддерживается определённым уровнем конкуренции между командами в этих видах спорта. Конкуренция возможна только в том случае, если игроки и тренеры соревнующихся команд обладают высоким уровнем профессионализма.
С этой точки зрения интерес представляют такие игровые виды спорта, которые получили международное признание, что свидетельствует о высоком уровне спортивной квалификации спортсменов и их конкурентоспособности на европейском и мировом уровнях. В нашей стране к таким видам спорта относятся, в частности, баскетбол и гандбол.
Анализ достижений сборной России по баскетболу за два десятилетия XXI века показывает, что по количеству медалей, завоеванных на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх, как мужская, так и женская команды занимают лидирующие позиции.
Высокими достижениями за этот же период времени отметились и сборные команды страны по гандболу. В период с 2000 по 2021 годы прошло 6 Олимпиад, на которых наши гандболисты завоевали 5 медалей - 2 медали получили мужчины (золото в 2000 году и серебро в 2004 году) и 3 медали - женщины (золото в 2016 году, серебро - в 2008 и 2021 году).
При всей очевидной успешности и высокой результативности в данных видах спорта на мировом уровне нельзя забы-
вать и о том, что спорт, как сфера деятельности является одним из секторов экономики страны и, кроме того, представляет собой особую сферу бизнеса. В связи с этим анализ правовых форм организации, а также результатов финансово-экономической деятельности рассматриваемых игровых видов спорта представляют определённый интерес.
Всю работу по становлению, развитию и координации профессионального, любительского и детско-юношеского спорта на территории РФ осуществляют Российская Федерация Баскетбола (РФБ) и Федерация Гандбола России (ФГР). Формой собственности обеих организаций является собственность общественных организаций, организационно-правовая форма -Общественные организации.
Отчёт о финансовых результатах деятельности этих организаций за 5 лет (20152020 годы) приводятся в таблицах 1 и 2.
Как видно из таблиц, совокупный финансовый результат деятельности этих двух организаций оказался самым неблагоприятным в 2016 и 2017 годах - обе организации понесли убытки. С 2018 года ситуация выравнивается и вплоть до 2020 года федерации заканчивают отчётные периоды с небольшой прибылью.
Методы и организация исследования. Учитывая популярность игровых видов спорта среди населения и огромную зрительскую аудитории в нашей стране можно было ожидать большей финансовой эффективности. Поэтому возникают вопросы о поиске альтернативных, более эффективных, форм правового и финансово-экономического управления игровыми видами спорта. Кроме того, в отчёте
Министерства спорта Российской Федерации о деятельности региональных и местных спортивных федераций прямо указывается на то, что в 49 субъектах РФ (57,6% от общего их числа), оценка эффективности деятельности региональных спортивных федераций вообще не проводится
(Садовнич И.В., Беликова Е.В., 2021), что ставит под сомнение не только возможность объективного анализа их деятельности, но и эффективность формы управления в игровых видах спорта в том виде, в котором она существует в настоящее время.
Таблица 1 - Отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) Российской Федерации Баскетбола за 2015-2020 годы (в тыс. руб.)
Table 1 - Statement of Financial Results (profit and loss) of the Russian Basketball Federation for 2015-2020 (in thousands of rubles)_
Наименование показателя 2020 2019 2018 2017 2016 2015
Выручка 71588 143975 131374 117387 144695 23332
Коммерческие расходы - - - (79) 652) -
Управленческие расходы (3581) (57037) (54891) (54472) (42152) (8256)
Прибыль (убыток) от продаж 7634 11189 14181 17790 59947 (3436)
Прочие расходы Налоги на прибыль (19469) (1209) (22019) (20658) (21562) (18377) (38871)
Чистая прибыль (убыток) 3670 2485 9090 28409 (53294) (227)
Таблица 2 - Отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) Федерация Гандбола России за 2015-2020 годы (в тыс. руб.)
Table 2 - Report on financial results (profit and loss) of the Russian Handball Federation for 2015-2020 (in thousands of rubles)_
Наименование показателя 2020 2019 2018 2017 2016 2015
Выручка 27941 16838 18139 110614 29189 1824
Расходы по обычной деятельности 17 (45) (13185) (47748) (28574) (2408)
Проценты к уплате - (42) (2050) (665) (2206) (469)
Прочие доходы 22210 5794 10 35310 8506 505
Прочие расходы 38393 (2600) (450) (36445) (9986) (462)
Налоги на прибыль (доходы) (2949) - - (12441) (768) -
Чистая прибыль (убыток) 8792 19945 1971 48625 (3839) (1010)
В Российской Федерации соревнования по баскетболу и гандболу проводятся в форме чемпионатов под управлением национальных федераций, которые по сути являются общественными организа-
циями, находящимися в основном на государственном финансировании. Это ориентирует всех участников процесса на потребление финансовых ресурсов, но не стимулируют их активность с целью полу-
чения прибыли. Отсутствие экономической заинтересованности как со стороны финансирующих структур (промышленные, строительные, торговые и другие, находящиеся в государственной собственности, организации), так и со стороны всех исполнителей, приводит к постоянному дефициту финансирования команд и недостаточной инвестиционной привлекательности спорта для частных инвесторов. Указанные проблемы заставляют искать новые формы управления и организации проведения спортивных соревнований, которые были бы адаптированы к рыночным принципам экономики.
За рубежом для управления игровыми видами спорта создают национальные лиги (С.Б. Репкин, 2016), которые успешно используют привлекательность спортивных игр для развития бизнеса. Национальные профессиональные лиги по игровым видам спорта относятся к конкурентоспособным и финансово-устойчивым образованиям, так как в основе своей деятельности используют принципы рыночной экономики. Они ориентированы на создание особого вида товара - зрелище игры в баскетбол, гандбол и др. и извлечение прибыли от продажи этого товара. Полученная прибыль используется для покрытия расходов и развития инфраструктуры. Заработанные финансовые средства распределяются между органами администрации, спортивными клубами, инвесторами и органами государственного управления. Такая экономическая модель распределения доходов повышает заинтересованность всех участников процесса в результатах труда, что позитивно отражается на её эффективности и степени устойчивости.
С.Б. Репкин (2016) рассмотрел базовые методологические аспекты формирования Национальной Профессиональной Лиги Гандбола в Белоруссии и предложил три варианта её экономической модели. В основе одного из вариантов лежит концепция государственно-частного партнёрства. Поскольку в Российской Федерации спорт финансируется в основном государством, данная модель представляется нам наиболее предпочтительной. Рассмотрим её более подробно.
Данная модель создания лиги основана на механизме смешанного формирования (государства и частного инвестора). Предполагается, что на первом этапе учреждения Лиги и её первоначального финансирования в качестве инвестора выступает государство в лице Министерства спорта Российской Федерации. Такой подход целесообразен, если учитывать невысокую привлекательность проекта для частных инвесторов по причине его новизны.
Созданную лигу надо позиционировать как коммерческое предприятие, поэтому она должна функционировать таким образом, чтобы стать привлекательной для долгосрочного инвестирования в те спортивные клубы, которые заявляются для участия в соревнованиях Лиги. Этому должна способствовать система гарантий доходности и минимизации инвестиционных рисков. Указанные меры помогут привлечь группу независимых инвесторов, которые, так же как и Министерство спорта РФ, становятся совладельцами Лиги.
Важным моментом становления Лиги является чёткое распределение доходов от её функционирования между учредителями и клубами - участниками соревнований. Все доходы от продажи билетов теле-и интернет- трансляций, рекламы поступают на счета Лиги и клубов в соответствии с установленными в процентном соотношении нормативами. На счета Лиги также должны поступать взносы от клубов за участие в соревнованиях. Доходы от трансферов игроков являются собственностью клубов, но какой-то минимальный процент от каждого трансфера должен быть перечислен в Лигу.
При этом и сами клубы, и учредители Лиги экономически заинтересованы в росте стоимости прав на принадлежащих им спортсменов, что заставляет повышать как качество тренировочного процесса, так и его медицинское обеспечение.
Материальным стимулированием работы клубов могут служить призовые, размер которых будет зависеть от итогового места в чемпионате, рейтингов теле - и ин-терент - трансляций и др. показателей эффективности, что обостряет конкуренцию между командами и одновременно повышает зрелищность соревновательного процесса.
Выводы. Лиговый принцип организаций соревнований по баскетболу и гандболу, основанный на экономической модели государственно - частного партнёрства, будет способствовать развитию этих видов спорта в нашей стране. Эта модель предполагает увеличение притока частных инвестиций в сферу спорта при условии гарантий получения прибыли от вло-
© Юрий Александрович Зубарев, 2022 © Татьяна Адамовна Ализар, 2022
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Репкин, С.Б. Национальная Профессиональная Гандбольная Лига как механизм и форма реализации рыночной модели экономики игровых видов спорта /С.Б. Репкин//Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2016. - №1(85). - С. 70-80.
2. Садовнич, И.В., Беликова Е.В. Оценка эффективности деятельности региональных и местных спортивных федераций / И.В. Садовнич, Е.В. Беликова Е.В. //Теоретические и методические подходы в подготовке специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: Сб. материалов 1-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 20-21 октября 2021 г. - Т.2.- Волгоград, ВГАФК, 2021. - С. 363-366.
REFERENCES
1. Repkin, S.B. The National Professional Handball League as a mechanism and form of implementation of the market model of the economy of game sports / S.B. Repkin//Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. - 2016. - №1(85). - Pp. 70-80.
2. Sadovnich, I.V., Belikova E.V. Evaluation of the effectiveness of regional and local sports federations / I.V. Sadovnich, E.V. Belikova E.V. //Theoretical and methodological approaches in the preparation of specialists for the field of physical culture, sports and tourism: Collection of materials of the 1st International Scientific- Practical conference, Volgograd, October 20-21, 2021 - Vol.2.- Volgograd, VGAFK, 2021. - pp. 363-366.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Зубарев Юрий Александрович, д-р пед. наук, профессор кафедры ГДиЭ Волгоградская государственная академия физической культуры ФГБОУ ВО «ВГАФК», г. Волгоград, Россия Zubarev Yuri Alexandrovich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of GDiE Volgograd State Academy of Physical Culture "VGAFK", Volgograd, Russia
Ализар Татьяна Адамовна, канд. пед.наук, ст. преподаватель кафедры ТиМ спорт. игр Волгоградская государственная академия физической культуры ФГБОУ ВО «ВГАФК», г. Волгоград, Россия Alizar Tatiana Adamovna, Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of Team sports. games Volgograd State Academy of Physical Culture "VGAFK", Volgograd, Russia
жений или, как минимум, возврата вложенных средств. Развитие спортивных игр при этом будет осуществляться без увеличения расходов из средств государственного бюджета, а государство продолжит выполнять свою социальную функцию по развитию спортивных игр, как национальных видов спорта.