постепенно расширяя зону безопасности на все остальные организации и территории. Без сомнений, школа будущего должна быть безопасной.
Заключение. Образ "школы будущего" важен в качестве цели, которую необходимо достичь для наилучшего удовлетворения потребностей детей и общества на уровне школьного образования. Перспективные информационные технологии способны обеспечить актуальное своему времени разностороннее индивидуальное обучение здоровых и счастливых детей в безопасной школе. Для учителей и руководящих работников образования информатизация также предоставляет новые ,
обучающимися и своими коллегами. Возможности образовательных учреждений с использованием информационных инфраструктур и технологий значительно рас, -.
улучшить здоровье школьников и обеспечить безопасность школ и прилегающих .
..
К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ ИНФОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ НАУЧНО-ОБ^ЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
. -
онных ресурсов в настоящее время переходит из области теоретических исследований в стадию разработки практических решений. При этом является важным выбор и реализация таких решений, которые бы в существенной мере соответствовали требованиям и подходам открытых образовательных систем [1]. В настоящее время в образовательном сообществе разработано большое количество спецификаций для представления образовательного контента различного назначения, используется множество программных систем, реализующих технологию компьютерной поддержки обучения, конструирования и доставки обучаемому образова-. , -ского образования до сих пор носит экспериментальный характер. Основными причинами этого являются следующие:
♦ образовательные системы мировых производителей ориентированы на стандарты и нормы организации учебного процесса зарубежных стран, при этом обучение чаще всего строится на основе отдельных учебных курсов;
♦ главной сферой применения таких систем являются корпоративные сис-
, -ся учебный курс, а не образовательная программа;
♦ в большинстве зарубежных образовательных систем не реализована поддержка интегральных сущностей - учебных планов, специальностей, на;
♦ используемая терминология и формы документооборота не соответствуют принятым в отечественной системе образования.
Существующие подходы и стандарты представления образовательного .
стандарта на метаописание образовательных ресурсов. Только наличие стандартизированных описаний ресурсов делает их значимыми для информационной науч-
но-обр^овательной среды в целом, делая работу образовательных учреждений эффективной, а информационную среду единой, по крайней мере, на уровне обмена информацией образовательных ресурсов.
Некоторые из образовательных систем поддерживают международные стандарты представления образовательных ресурсов, что способствует интеграции образовательных учреждений России в мировое информационно-обрздовательное , -нок [2]. И здесь возникает противоречие - международные стандарты представления образовательных информационных ресурсов, разработанные зарубежными организациями, так же как и зарубежные образовательные системы, ориентированы на решение задач представления информации и описания образовательного процесса по отдельным учебным курсам, и не содержат необходимых для Российского образования структурных компонентов. В результате существующие международные стандарты представления образовательной информации в Российской практике недооценены и недостаточно востребованы.
, , открытого и дистанционного образования, стоит вопрос: какие стандарты представления образовательного контента следует использовать при проектировании информационных образовательных систем? Существует два возможных подхода [3]:
- -мальной адаптации для Российской системы образования. Однако спектр используемых ими спецификаций небольшой и поддерживает два стандарта - стандарт упаковки (Content Packaging) и представления метаданных (Learning Object Metadata) для образовательных объектов.
Второй подход - разработка собственных стандартов на представление обра-.
соответствие форматов представления образовательной информации практическим требованиям Российского образования. Данный подход позволяет максимально отразить специфические образовательные задачи, но, к сожалению, делает практически невозможной интероперабельность использующих его систем с системами мирового образовательного пространства.
В данной работе предлагается избрать подход, сочетающий в себе преимущества первого и второго рассмотренных выше подходов. При этом используется метод восходящего проектирования. Разработанная информационная модель является «надстройкой» над набором международных спецификаций и позволяет производить агрегирование образовательных объектов в объекты более высокого .
.
, , , занятий и др. Все эти объекты должны найти свое отражение в разрабатываемой модели. В этом случае в интегрированной научно-обр^овательной среде управление образовательным контентом будет прозрачным, гибким и автоматизирован.
Методы построения информационной модели представления образовательного контента. Разрабатываемая информацио нная модель представления образовательного контента позволит создавать репозитории не только отдельных
, , , же вести конструирование новых объектов путем дизагрегирования и агрегирования существующих объектов. Ситуацию, при которой для представления образовательного контента используются международные стандарты и спецификации, ил-
люстрирует рис.1. При этом осуществляется доставка обучаемому отдельных образовательных объектов (большего или меньшего объема), представляющие собой ХМЬ-описания с прикрепленными к ним файлами ИТМЬ и двоичными файлами. Важным свойством образовательного объекта является то, что сам объект не несет в себе информации о своем контексте. Например, отдельный учебный курс, глава, параграф рассматриваются как самостоятельная единица контента (которая, тем не менее, может быть агрегирована или дизагрегирована). Однако информация о включении того или иного объекта в дисциплину, учебную программу, направление, специальность хранится отдельно от объекта (является служебной) - ее обработкой занимаются сервисы образовательных информационных систем. Средства воспроизведения (рендеринга) образовательных объектов, которые могут быть реализованы как в виде серверных, так и в виде клиентских компонентов, преобразуют его в поток метаданных (например, формата ИТМЬ).
Срйдглаз жаувпмавдчч {регаержт}
с>т*1^арты-продлштемий
^СрИГСППК
Рис.1. Существующая схема доставки образовательного контента обучаемому
При реализации предлагаемого в данной статье подхода разрабатываемая информационная модель представляет собой дополнительный вышележащий уровень, показанный на рис.2. Надстройка над существующими информационными , . Эти представления так же являются учебными объектами, т.е. имеют стандартный для образовательных объектов формат упаковки, однако описывают специфические для данного уровня данные в собственном пространстве имен. Очевидно, что средства рендеринга образовательного контента должны «уметь» воспроизводить такие интегральные объекты. В противном же случае интегральный объект при воспроизведении может быть дизагрегирован и каждый образовательный объект, входящий в него, может быть воспроизведен по отдельности.
Преимуществом предлагаемого подхода является возможность построения образовательных объектов большого объема. Так, например, учебный план» может включать в себя ресурсы за весь период обучения по специальности. Соответ-, - -например быть выгруженным и загруженным в другую систему. Эффективность такой программной обработки образовательных объектов возрастает пропорционально их размеру, т.к. в противном случае интегральные объекты при загрузке в систему должны каждый раз создаваться заново вручную. Аналогично, повышается эффективность построения профилей информационного ресурса. Появляется возможность автоматического построения образовательного контента по дисциплине, специальности, направлению подготовки, списка литературы, рабочего учебного плана, рабочей программы по дисциплине и т.д.
У'1*&ММГ ОбЪЛ'ПЪ
Рис.2. Предлагаемая схема доставки обрзовательного контента обучаемому
Цели построения информационной модели. В процессе построения информационной модели следует обеспечить возможности:
♦ создания универсальной, инвариантной к предметной области, уровню образования системы представления образовательного контента;
♦ отражения специфики существующей нормативной базы в образовательных информационных системах;
♦
в соответствии с существующими нормами документооборота интегриро-- ;
♦ автоматической персонифицированной подготовки и доставки образовательного контента обучаемому на основе системы ограничений целостности и личных предпочтений обучаемого.
, :
♦ построение иерархии образовательных объектов, определение уровней,
;
♦
, -
ной схемы метаданных, описание словарей;
♦ определение способов представления образовательных объектов, ХМЬ-
;
♦ разработка ХМЬ-схем описания модели;
♦ определение принципов взаимосвязи образовательных объектов - систем идентификаторов и ссылок;
♦ создание прототипов программного инструментария для конструирования образовательного контента в контексте разрабатываемой модели;
♦ определение набора необходимых представлений образовательного кон-
- .
Инфологическое описание информационной модели образовательного контента. Система метаданных выступает в качестве центрального звена любой информационной системы. Метаданные могут быть как частью образователь-, . -
ляет два уровня представления образовательного контента [4]:
♦ инфологический, фиксируемый схемой метаданных, которая отражает состав и структуру элементов данных (полей) в экземпляре метаданных,
, ;
♦ датало гический, фиксируемый фор матом метаданных, котор ый отражает способ представления (кодирования) информации.
Выбранная схема метаданных для описания информационной модели, приведенная в таблице, является частью концептуальной схемы метаданных ЬОМ и ее расширений и реализована в рамках разрабатываемой инфологической модели представления образовательного контента. Исключение составляет объект <«чеб-
- ». -ных, т.к. в точности соответствует «традиционному» понятию учебного ресурса. Его метаданные полностью описываются системой метаданных ЬОМ.
Таблица
Наименование Описание , данного вида объекггов и примерное множество их значений
Образовательная программа Является объектом верхнего уровня и содержит весь контент образовательной программы Код специальности = (множество согласно Перечня} Наименование специальности = (множество согласно Перечня} Код направления = (множество согласно } Наименование направления = (множество согласно Перечня}
Учебный план Содержит информацию об учебном плане по - обучения Овган управления образованиям = (строка} Образовательное учреждение = (строка} Факультет = (строка} КаФедра = (строка} Форма обучения = (дневная, заочная, вечерняя (очно-заочная), экстернат} Год утверждения = (число} Срок обучения = (1..12}
Дисциплина Является зачетной единицей учебного плана, сюда же относятся практики и защита ВКР Блок дисциплин = (ГСЭ, ЕН, ОП, СД, ДО Компонент = (Федеральный (ГОС! ( )}
Учебный курс Объект представляет собой часть дисциплины, изучаемую в течение одного семестра Форма контроля = (зачет, экзамен, дифференцированный зачет} Семестр = (1..12}
Вид занятий Определяет вид занятий Вид занятий = (лекция, практические , , работа, курсовая работа, курсовой проект, , дипломирование}
У чебно-методический ресурс Является образовательным ресурсом, наиболее приближенным к понятию «издание» Модель метаданных ЬОМ
Все элементы метаданных являются наследуемыми сверху вниз, т.е. при выделении какого-либо ресурса нижнего уровня он наследует метаданные объектов верхнего уровня. Например, при дизагрегировании объекта «специальность» выделяемые объекты учебный план» будут содержать элементы «наименование специальности», «код специальности», наследуемые от объекта «специшгьность». Эти элементы могут быть так же переопределены при включении учебного плана в другую специальность, так как будут наследовать уже новые свойства. Практически, при агрегировании объекта метаданные, соответствующие уровню агрегирования и более высоким уровням должны быть уделены для сохранения целостно. , , « », , -держать в себе элементы метаданных более высокого уровня - направление подготовки, наименование и код специальности. Но, если учебный план становится до-
« »,
- .
Разработанная типология и иерархия образовательных объектов предполагает идентификацию типов образовательных объектов через элемент метаданных (9 classification) базовой информационной модели LOM [5]. Назначение классификации (9.1 purpose) при этом является указание типа образовательного объекта с точки зрения семантики разработанной типологии и имеет значение «semantic type» из расширенного словаря LOM. Название классификатора (9.2.1 source) идентифицирует классификатор типов образовательных объектов среди других возможных классификации, например ГРНТИ, RUS_LOMv1.0 и др. Пример фрагмента мета, ,
<учебный план» информационной модели представления контента:
<metadata>
<classification>
<purpose>
<source>RU S_LOMv 1.0</source>
<value>semantic type</value>
</purpose>
<taxonpath>
<source>RU S_SCMv 1.0</source>
<taxon>
<id>3</id>
<entry> </entry>
</taxon>
</taxonpath>
</classification>
</metadata>
XML-схема является основным способом инфологического описания разрабатываемой информационной модели образовательного контента [6]. Она определяет иерархическую структуру образовательного объекта, элементы данных и их атрибу-, . XML- -
валидация XML-до^ментов, т.е. проверка XML-документа на правильность струк-, , -
. XML-
средств базовых сервисов интегрированной научно-обр^овательной среды.
.
, -
учно-обр^овательной среде и эффективная реализация методов их построения,
возможны только на основе типовых технологических решений. Такие решения должны отражать опыт ведущих международных профессиональных консорциумов в области электронного обучения и базироваться на принципах открытых сис-, , -зователей в интегрированной научно-обр^овательной среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пут шов ГМ. Концепция построе ния информационно-обрюовательной среды технического вуза. - М.: МГИЭМ, 1999.
2. Башмаков А.И., Башмаков МЛ. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М: Синтег, 2002.
3. Норенков ИЛ., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
4. Поляков АЛ., Кузнецов Ю.М., Маслов С.И., Арбузов Ю.В. Концептуальные основы индустрии информационных ресурсов распределенного электронного обучения. - М.:
, 2002.
5. Декер С., Мельник С., ван Хермелен Ф., Фенсел Д. Semantic Web: роли XML и RDF -Открытые системы. 2001. № 9.
6. Янг М. XML. Шаг за шагом. - М.: ЭКОМ, 2002.
Ха Ти Чунг
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЬЕТНАМСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ РУССКО-ВЬЕТНАМСКОГО И ВЬЕТНАМСКО-РУССКОГО МАШИННОГО
ПЕРЕВОДА
Введение. Машинный перевод - действие по преобразованию текста на одном естественном языке в эквивалентный по содержанию текст на другом языке, а также результат такого действия [1]. Системы машинного перевода представляют собой сложные программные комплексы c разными видами обеспечений: лингвистическое, математическое и программное обеспечение [2]. К лингвистическому обеспечению системы машинного перевода относятся: словари слов и словосочетаний; базы синтаксических и грамматических правил; морфологические словари и т.д. Формально можно перечислить основные операции, обеспечивающие анализ и синтез в системе машинного перевода при преобразовании текста на од-( ) ( ): 1. :
( ), ряда морфологических характеристик (часть речи, род, вид, число, падеж и т. п.).
2. : ,
для них синтаксических связей. Цель синтаксического анализа - построение синтаксического дерева фразы, т.е. нахождение взаимозависимостей между разно-уровневыми элементами предложения.
3. :
, , -ской неоднозначности, что позволяет адекватно «понимать» содержание .
4. Семанттеский синтез, синтаксический синтез и морфологический синтез: Синтез выходных словоформ и предложений по синтаксическим, морфологическим и семантическим правилам на выходном языке.