Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СМАРТ-КОНТРАКТОВ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СМАРТ-КОНТРАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ПЛАТФОРМА БЛОКЧЕЙН / УМНЫЙ КОНТРАКТ / СМАРТ-КОНТРАКТ / ДОГОВОР / LAWTECH / DIGITAL RIGHTS / BLOCKCHAIN PLATFORM / SMART CONTRACT / CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корниенко Анна Вячеславовна

Данная статья посвящена понятийно-сущностной характеристике смарт-контрактов в России и за рубежом. В рамках научной работы рассматриваются особенности заключения данных контрактов. Проведен анализ и описаны положительные и отрицательные нюансы, которые возникают при заключении «умных» контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPTUAL AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF SMART CONTRACTS

This article is devoted to the conceptual and essential characteristics of smart contracts in Russia and abroad. Within the framework of the scientific work, the features of concluding these contracts are considered. The analysis is carried out and describes the positive and negative nuances that arise when concluding "smart" contracts

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СМАРТ-КОНТРАКТОВ»

УДК 347.440.42

Корниенко Анна Вячеславовна Кубанский государственный университет Юридический факультет им. А.А. Хмырова

Россия, г. Краснодар

Anya.kornienko2000@yandex.ru Komienko Anna Vacheslavovna

Kuban State University Faculty of law. A. A. Khmyrova Russia, Krasnodar

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИЙНО-СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ

СМАРТ-КОНТРАКТОВ Аннотация: данная статья посвящена понятийно-сущностной характеристике смарт-контрактов в России и за рубежом. В рамках научной работы рассматриваются особенности заключения данных контрактов. Проведен анализ и описаны положительные и отрицательные нюансы, которые возникают при заключении «умных» контрактов.

Ключевые слова: цифровые права, платформа блокчейн, умный контракт, смарт-контракт, договор, LawTech.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPTUAL AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF SMART CONTRACTS Annotation: This article is devoted to the conceptual and essential characteristics of smart contracts in Russia and abroad. Within the framework of the scientific work, the features of concluding these contracts are considered. The analysis is carried out and describes the positive and negative nuances that arise when concluding "smart" contracts.

Key words: digital rights, blockchain platform, smart contract, smart contract, contract, LawTech.

215

На сегодняшний день цифровые права являются одним из видов объектов, принадлежащих гражданам и подлежащие защите внутренним законодательством той или иной страны. С принятием в Российской Федерации Закона «о цифровых финансовых активах [1]» (далее - Закон о ЦФА) начинают свое действие новые правовые институты. Развивается криптовалюта и в обиход начинают вливаться некие «умные» контракты. Все это происходит на некой программной платформе - Ьа^^ГесИ [2], которая производит автоматизированные команды, заданные программистами. Примером служит платформа ЕШегеит, которая стала базисом не только для развития криптовалюты, но уже и для смарт-контрактов.

Автором идеи смарт-контракта является американский ученый Ник Сабо. Он исходил из того, что это компьютерный протокол, который самостоятельно проводит сделки и контролирует их исполнение с помощью математических алгоритмов [3].

На международном уровне еще не сформировалось точное понимание к термину «смарт-контракт». Отсутствие единой международной базы приводит к дизгармонизации в праве каждой страны.

Так, в США в штате Аризона под смарт-контрактом понимается управляемая событиями программа для ЭВМ, функционирующая в распределенном, децентрализованном реестре, которая может управлять передачей активов и обеспечивать запись о нем в реестре [4].

По мнению М. Каи1а11^ и J. Несктапп, программный код в смарт-контракте не служит для выражения волеизъявления [5]. Смарт-контракт нельзя отождествлять с письменным документом, который отражает содержание волеизъявления сторон. Он лишь выполняет условия договора. По их мнению, стороны договора могут решить, что их отношения будут регулироваться смарт-контрактом, который выполняет функции письменного договора. В данном случае программный код будет использован для выражения воли.

216

В Российской Федерации Закон о ЦФА описывает смарт-контракт

как договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств [1].

Следовательно, можно сказать, что смарт-контракт - это компьютерная программа, связанная с исполнением обязательств, исполняет их и отслеживает исполнение.

Несомненными плюсами смарт-контрактов является то, что такие контракты позволяют снизить трансграничные издержки при заключении договоров, так как они заменяют работу посредников с платными услугами. Еще одним преимуществом выступает невозможность контроля со стороны государственных регуляторов, то есть практически нельзя повлиять, заставить убрать код смарт-контракта или изменить его, так как программа после внедрения в блокчейн тиражируется по множеству узлов сети и не подлежит изменению.

Минусами будут выступать следующие факторы: во-первых, невозможность корректировки данных, то есть если нужно внести изменения есть только один выход - создать новый контракт. Во-вторых, спад труда лиц, задействованных в сфере юриспруденции, так как смарт-контракт — это код, следовательно, данные договоры подвластны кодировке только программистам. В-третьих, риски программных ошибок, в случае малейшего зависания или сбоя все контракты аннулируются в базе.

Рассматривая проблематику данных контрактов, стоит заметить, что ни в одной стране еще не сложилась достаточная судебная практика, чтобы делать выводы о полезности или напротив неудобстве данных новшеств. Самый популярный вопрос, который может возникнуть - это какой нормативно-правовой базой регулируется данный умный контракт? Рассматривая практику США, стоит отметить, что там смарт-контракт не является договором с правовой

217

точки зрения, поскольку полностью или частично не удовлетворяет требованиям законодательства.

В доктрине же Российской Федерации, как и в Законе о ЦФА приходят к мнению о том, что смарт-контракт - договор, существующий в форме программного кода, имплементированного на платформе блокчейн, который обеспечивает автономность и самоисполнимость условий договора по наступлении заранее определенных событий. Однако, рассматривая ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стоит отметить, что договор - это волеизъявление двух или более лиц на его заключение [6]. Возникает вопрос как код может быть волеизъявлением? Идентификация сторон в смарт-контракте через электронную подпись говорит о желании и воле заключить сделку. Так, в РФ выделяют три вида идентификации: простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная подпись и усиленная квалифицированная подпись.

Как же тогда будет происходить кодирование договора, если на практике юридическая помощь оказывается в проигрыше по сравнению с программистской? Как уже было отмечено, для составления такого смарт-контракта необходимо присутствие технического эксперта, а именно программиста. Далее стороны договариваются об условиях сделки, а технический эксперт записывает данные условия посредством составления кода на определенном языке программирования в виде смарт-контракта. В блокчейн-системе стороны обсуждают условия смарт-контракта, а затем применяют функцию его изготовления, где специальный технический эксперт преобразовывает данные ему условия в виде смарт-контракта. Затем будет каждой стороне выдана пробная версия, чтобы стороны либо просили заменить контракт на новый, путем составления дополнительного соглашения о некоторых положениях, либо же приступали к работе. Но наравне с договором, закодированным стороны будут иметь еще копию оригинального договора, оформленного естественным путем.

218

Будет ли это удобно или же это повлечет за собой еще большей

волокиты покажет время. Однако, несмотря на кодировку сделки программистом, положения договора стоит отнести к компетенции квалифицированного специалиста - юриста. В случае нарушения сторонами выполнения условий контракта защита прав будет происходить через посредников. Возможно для таких сделок судебный порядок не совсем корректен, в связи с неразвитой нормативно-правовой базой, но процедура медиации как раз будет подходящим вариантом для установления истины и защиты нарушенного права слабой стороны.

1. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/ // (дата обращения: 25.01.2021).

2. Гудман Б. Четыре области права созрели для разрушения умными стартапами // АБА журнал. 2014. № 12 // Goodman B., Harder J. Four areas of legal ripe for disruption by smart startups // ABA Journal. 2014. № 12 // URL: https://www.lawtechnologytoday.org/2014/12/smart-startups (дата обращения: 24.12.2020).

3. Сабо Н. Идея Смарт - контрактов //Szabo N. The Idea of Smart Contracts // 1994 // URL: http://www.fon.hum.uva.nl/rob/Courses/InformationInSpeech/CDROM/Literat ure/LOTwmterschool2006/szabo.best.vwh.net/smart.contracts.html (дата обращения: 01.01.2021).

4. Cbr.ru // URL:https://cbr.ru/Content/Document/File/47862/SmartKontrakt 18-10.pdf // (дата обращения: 01.02.2021).

5. Kaulartz М., Хекман Дж Смарт-контракты - применения Блокчейн-технологии //Компьютер и право. 2016. № 9 // Kaulartz M., Heckman J. Smart

Список литературы:

219

Contracts - Anwendungen der Blockchain-Technologie // Computer und Recht. 2016. № 9.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая-четвертая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/ /(дата обращения: 22.04.2020).

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.