Научная статья на тему 'К вопросу о понятии социальных прав'

К вопросу о понятии социальных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1094
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL RIGHT / NATURAL RIGHT / CONSTITUTIONAL LAW / CONCEPT OF THE SOCIAL RIGHTS / FUNDAMENTAL HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шакун Н. В.

На основе анализа результатов научных исследований, а также положений нормативных правовых актов сформулировано авторское понятие социальных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONCEPT OF THE SOCIAL RIGHTS

On the basis of the analysis of results of scientific researches, and also provisions of regulatory legal acts the author’s concept of the social rights is formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии социальных прав»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

Н.В. Шакун,

соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: x.victoria@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа результатов научных исследований, а также положений нормативных правовых актов сформулировано авторское понятие социальных прав.

Ключевые слова: социальное право, естественное право, конституционное право, понятие социальных прав, основные права человека

ABOUT THE CONCEPT OF THE SOCIAL RIGHTS

N.V Shakun,

competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. On the basis of the analysis of results of scientific researches, and also provisions of regulatory legal acts the author's concept of the social rights is formulated.

Keywords: social right, natural right, constitutional law, concept of the social rights, fundamental human rights

В современном конституционном праве социальные права человека (гражданина, личности и индивида) стоят в одном ряду с правами, которые обычно называются основными или естественными правами человека и гражданина. При этом юридическая значимость социальных прав зачастую приравнивается к значимости гражданских и политических прав человека, что определяется как общепризнанными положениями международного гуманитарного права, так и принципами Конституции РФ. Согласно этим правовым актам и договорам, социальные права являются, с одной стороны, неотчуждаемыми, неотъемлемыми и самоценными для личности и общества, а с другой — они должны признаваться и соблюдаться государством (ст.ст.2, 15, 17-19 Конституции РФ).

Практическая значимость выделения данных (социальных) прав среди других гуманитарных прав и свобод связана, в первую очередь, с тем фундаментальным фактом человеческой жизни и истории, что человек слишком слаб, чтобы самостоятельно обеспечивать себя материальными условиями жизни — решающим условием его жизни является включение человека в общественную жизнь, участие его в производственной кооперации в рамках общественного разделения труда, освоение той или иной социально необходимой функции (деятельности, действия, профессии). Поэтому каждый отдельный человек со

дня своего рождения вынужден вступать в разнообразные отношения с другими людьми, их общностями и организациями. Такие отношения человек (по крайней мере, большинство людей) не строит «с нуля» и не устанавливает сознательно, а застает уже существующими, созданными до него, следовательно, он вынужден приспосабливаться к этой социальной реальности. Исходя из этого фундаментального факта каждый человек изначально сталкивается с необходимостью развивать свои способности (задатки) до уровня свойств (умений), при наличии которых он был бы в состоянии занять определенное социальное место в обществе с соответствующим социальным статусом или, как минимум, наладить общение (взаимодействовать) с другими людьми, с тем, чтобы научиться от них и на этой основе усвоить те ожидаемые социальные роли и социальные ценности, которые культивируются в данном обществе. Такой процесс «вхождения» человека в социальный мир в современной науке характеризуется как социализация1. Со своей стороны, любое общество заинтересовано в поддержании своей жизнеспособности и, более того, в дальнейшем своем развитии в различных направлениях и сферах; иначе говоря, речь идет о его потребности в поддержании его целостности, функционирования и развития — в экономической (имеется в виду сфера производства и обмена материальных благ), социальной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

(имеется в виду сфера воспроизводства разнообразных социальных общностей с их многообразными социальными связями и отношениями), политической (имеется в виду сфера властного урегулирования противоречий между большими общностями), культурной (имеется в виду сфера духовной жизни общества) областях, или сферах, общественной жизни. Для того, чтобы обосновать, упорядочить и даже стимулировать («подтолкнуть») процесс социализации, в общественном правосознании постепенно и исподволь возникает идея наделения каждого человека особыми — социальными правами. По сути, наличие социальных прав у человека равнозначно юридическому признанию обществом и государством общей возможности и целесообразности (как особой формы социальной необходимости) для каждого человека пройти социализацию и, следовательно, стать полноценным членом данного общества. Реализуя эту правовую возможность, общество в целом (чаще всего — в лице государства) активно способствует социализации человека: уже с первых дней его рождения общество и государство осуществляют меры по охране жизни и здоровья новорожденного (например, акушерская помощь, медицинский патронаж и т.п..), в дальнейшем — они предпринимают меры по воспитанию, образованию и профессиональной подготовке подрастающего (социализирующегося) человека. Тем самым, общество и государство непосредственно участвуют в социальном воспроизводстве человека, для чего изначально разрабатывают и проводят в жизнь соответствующую социальную политику, включающую в себя и установление определенных правовых обязанностей для государства и уполномоченных им субъектов (обычно — специальных государственных органов, учреждений и общественных организаций) по содействию реализации социальных прав человека (гражданина)2.

Термин «социальные права человека» стал общеизвестным и вошел в политический и юридический лексикон в 1950-1960-е годы, когда это слово (словосочетание) стало обозначать особую часть в составе группы основополагающих субъективных прав, именуемых «права человека». Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ряде статей перечисляются некоторые социальные права человека (например, в ст.ст. 22, 23, 25, 26), но они не выделяются по своему содержанию в качестве особой группы прав из правового комплекса «права человека». Теперь такие права предстают весьма сложной и неоднородной правовой «материей», при этом входящие в них (как подгруппа) социальные права формально мыслятся как существующие у каждого человека наряду с гражданскими, политическими,

экономическими и культурными правами. Данное положение (точнее — выделение социальных прав из группы прав человека) нашло свое официальное выражение, прежде всего, в области международного гуманитарного права, в частности, в названиях и основном тексте международно-правовых актов, принятых ООН в 1966 г. — в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах (вместе с Факультативным протоколом). Данные документы приняты Резолюцией №2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 12 декабря 1966 г. и предназначены для подписания и ратификации отдельными государствами — членами

ООН.

В правовой культуре современной России термин-понятие «социальные права» чаще всего встречается в политических декларациях политических партий и движений социалистической направленности, а также в документах ФНПР3. Официальное упоминание о некоторых социальных правах гражданина и человека можно найти в Конституции РФ (например, в ст.39), в соответствующих законах и других нормативно-правовых и правоприменительных актах РФ и субъектов РФ.

Характерно, что в официальных текстах не приводится явного логического определения социальных прав, что можно оценить как свидетельство еще не устоявшегося однозначного («догматического») понимания как содержания, так и места данного правового института в системе международного и внутригосударственного (внутрироссийского) права. Исключение составляют так называемые целевые определения, которые содержат неявные (косвенные) признаки социальных прав. Так, в Преамбуле Европейской социальной хартии (18.10.1961, пересмотренной 03.05.1996) содержится положение о том, что социальные права закрепляются «ради улучшения уровня жизни и социального благополучия» (ч.3). Однако такая формулировка не отвечает методологическому критерию — инструментально-сти для того, чтобы однозначно отнести то или иное правовое явление к классу (категории) социальных прав человека. Действительно, и экономические, и культурные права человека ориентированы на улучшение уровня жизни и, несомненно, способствуют социальному благополучию человека и гражданина. Думается, что подобные «целевые определения» имеют в большей степени не эмпирическое (инструментальное), а квазитеоретическое значение, актуальное для концептуального (доктринального) толкования социальных прав.

В отсутствии легальных определений социальных прав человека и гражданина целесообразно

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

обратиться к анализу различных дефиниций, представленных в научной юридической литературе, согласно которым социальные права это:

— «совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ»4;

— права, которые «определяют правовое положение личности как члена гражданского обще-ства»5;

— «есть совокупность норм права, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в целом»6;

— права, которые «призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд», причем, «как правило, независимо от количества и качества труда»';

— «естественные, неотчуждаемые возможности, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достойные условия существования для себя и своей семьи, обеспечивающие доступность элементарных благ цивилизованного общества»8;

— «признаваемый обществом и государством и закрепленный в нормативно-правовых актах комплекс прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек с целью обеспечения и защиты своих определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых ему для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, для социально достойной жизни и общественно значимой деятельности»9;

— социальный «стандарт, к которому должно стремиться государство»10.

Эти и иные известные варианты определения социальных прав вряд ли можно считать удовлетворительными с юридической и логической точек зрения, поскольку в них содержатся различные негативные моменты, а именно:

— определение 1 не учитывает, что для осуществлении социальных прав явно недостаточно предоставления только материальных благ — необходимы и духовные, и собственно социальные блага (коммуникативность, социальный опыт, социальная справедливость и т.д.);

— определения 2, 3, 4 и 5 охватывают нормы объективного права, что, в свою очередь, позволяет говорить о расширительном понимании концепта «социальные права человека»;

— определения 3 и 6 носят «целевой» характер, т.е. по своему содержанию они выходят за рамки собственно нормативно-регулятивных положений;

— определение 7 вообще рассматривают социальные права как особые нормы объективного права — установленные обществом или государством минимальные величины, стандарты, квоты и т.п..

— все определения (1-7) не инструментальны, т.е. не обладают определенностью при отнесении тех или иных прав к группе социальных прав человека. Например, право на труд, исходя из выше приведенных определений, можно отнести и к социальным правам, и к экономическим правам.

Конечно, нельзя считать все упомянутые определения ошибочными — ведь все они действительно отражают те или иные содержательные аспекты социальных прав и их реализации, в том числе и их необходимый (и с теоретической точки зрения, и с практической) контекст — гражданское общество и социальное государство. Где Гражданское общество — это общество, относительно независимое относительно государства, в таком обществе поддерживаются частные инициативы, широко распространены договорные отношения, развиты механизмы самоорганизации и самоуправления; а Социальное государство — это государство, в котором полностью признаются, реализуются, обеспечиваются и защищаются социальные права человека и гражданина. Конституция РФ дает более узкое («ослабленное») определение социального государства: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7).

Из проведенного анализа представленных в научной литературе определений социальных прав можно сделать следующие выводы:

— социальные права человека не имеют в настоящее время однозначного определения в юридической литературе;

— социальные права генетически связаны со становлением индустриального (промышленного) общества и продолжают оставаться важным элементом правовой культуры и в пост-индустриальном (информационном) обществе;

— социальные права человека и гражданина соотносятся в некими социальными обязанностями государства и общества;

— социальные права не следует отождествлять ни с экономическими, ни с культурными правами человека, поскольку имеется вполне инструментальный (хотя и в значительной степени теоретический) критерий их выделения: социальные права непосредственно реализуются не в сфере производства условий или средств (материальных или духовных) человеческого существования, а в области производства (воспроизводства) личности как индивидуальной жизни в ее социальном качестве;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

— если в социологическом смысле социальные права человека выражают собой прежде всего правовые притязания на обладание социально-значимыми свойствами как основой для занятия достойного места в обществе с выполнением надлежащих социальных ролей (отца, рабочего, покупателя, голосующего на выборах и т.д.), то в юридическом смысле социальные права должны заключать в себе более узкую предметную претензию — на обладание приемлемым социально-правовым статусом т.е. набором (комплексом) формально-определенных свобод, прав и обязанностей, а также гарантий, которые необходимы человеку как в субъективном плане (для обучения, воспитания, образования), так и в объективном плане — для достойной жизни (нормальной жизнедеятельности, или функционирования) и дальнейшего социального развития (личностного роста) в данном обществе. Приведенное понятие социально-правового статуса является частным случаем общего понятия — социальный статус и не противоречит его общепринятому определению.11

Говоря о перспективах решения проблемы определения понятия социальных прав, хотелось бы отметь попытку, предпринятую А.Е.Козловым и некоторыми его последователями, которые предлагают известную неопределенность социальных прав «снять» при помощи объединения понятий социальных и экономических прав в более общее понятие — «социально-экономические права». Но и новое определение таких социально-экономических прав личности — например, как «прав, направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей»12 — также не лишено отмеченных выше недостатков (п.п. А и В). В тоже время хотелось бы отметить, что и экономические, и социальные права тесным образом связаны между собой, порой взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга Классическим примером такого взаимодействия является определение собственности, представленное в ст.14 Конституции ФРГ (1949 г.), которая гласит: «.. осуществление права собственности должно служить в то же время общему благу» 13.

Определенный эвристический смысл для понимания природы социальных прав имеется в позиции, которая представлена, в частности, диссертационной работе Е.М.Андреевой; к социальным правам и свободам личности она (вслед за А.А.Мишиным) относит права и свободы личности как субъекта гражданского общества14.

Важным методологическим потенциалом для выработки определения социальных прав обладает также позиция Т.К.Мироновой, которая предлагает понимать под словосочетанием «социальные права человека» два понятия (и, соответственно, ставит

задачу выработать определения этих понятий) — социальные права в широком смысле и социальные права в узком смысле. Различие этих двух понятий, с ее точки зрения, состоит в том, что социальные права (в широком смысле) реализуются при содействии государства, но чаще — за счет материальных возможностей самого человека; социальные права (в узком смысле) осуществляются за счет экономических возможностей общества15.

Наконец, следует обратить внимание на часто встречающееся — и в научной литературе и в юридической практике — отождествление социальных прав личности и субъективных прав, которыми лицо обладает в рамках конкретных социально-правовых отношений с государством. Так, Миронова Т.К. считает, что конституционную норму «право на социальное обеспечение» следует заменить — на «право на различные виды социального обеспечения», что означает в сущности переход к субъективному праву, возникающему в рамках особой отрасли российского права — права социального обеспечения.16

Действительно, социальные права личности нельзя редуцировать к субъективному праву, точнее, к конкретному социальному праву человека или гражданина по следующим причинам. Во-первых, если в случае социального права речь идет об основном («естественном») праве человека, которое возникает со дня рождения и является неотчуждаемым и неотъемлемым на протяжении всей его жизни17, то субъективные права18 возникают в рамках той или иной системы социально-обеспечительных и подобных правоотношений, которые часто устанавливаются государством в административном (т.е. подзаконном) порядке. Например, право на получение государственного пособия (официальное название — «пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию») в размере 100%-ной заработной платы (но не более 12480 рублей в месяц) возникает у работника, имеющего непрерывный трудовой стаж не менее 8 лет, лишь на 3-й день после заболевания (бытовой травмы), факт которого (которой) подтверждается медицинским заключением в установленной форме («больничным листом» и т.д.). Данное право предоставляется конкретному работнику на основании ряда федеральных законов, подзаконных и иных актов.

Во-вторых, если социальные права (в первом случае) по своему содержанию представляют собой лишь общую правовую способность претендовать на обладание (точнее — обретение) лицом своего достойного места в обществе с соответствующим (приемлемым) правовым статусом и в этой связи — абстрактно притязать на получение неких, необходимых для этого благ от общества

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

(государства), то во втором случае данная абстрактно выраженная правоспособность не только значительно конкретизируется, но и видоизменяется: субъективное право содержательно означает уже не столько право на обладание, сколько право на выдвижение требования (чаще всего — это право на обращение19), адресованное к конкретному органу (или учреждению) государственной власти по поводу предоставления человеку социальных благ, причем вид, объем и качество предоставляемых средств или услуг, а также порядок (обычно — процедурный) их предоставления часто определяется законом или подзаконным актом.

С учетом вышесказанных замечаний и соображений в качестве понятия социальных прав предлагается следующее определение: социальные права это признаваемые обществом и государством за каждым человеком (гражданином) его возможности притязать на достаточную социализацию, то есть обладание социально-значимыми свойствами и соответствующим (приемлемым) статусом, и претендовать в этой связи на создание условий и получение средств, необходимых для достойного существования (нормальной жизнедеятельности) человека в данном обществе и его дальнейшего социального развития (личностного роста).

1 См.: Смелзер Н.Дж. Социология.- М., 1996,- Гл.2; Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы.-М., 1990.- С.с.46-58.

2 См.: Н.А.Волгин. Социальная политика. М., 2004.

3 См.: «Социальные гарантии» на официальном интернет-сайте ФНПР: http://www.fnpr.ru.

4 См.: Большой юридический словарь.- Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских.- М., 1997, с.648.

5 См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.- М., 1999, с.54.

6 См.: Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации.- М., 2000.

7 См.: Козлов А.Е. Указ.соч., с.84, 87.

8 См.: Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. к.ю.н..- М., 1999, с.17-18.

9 См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. Международные и конституционные правовые аспекты.- СПб., 2003, с.34.

10 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М., 1998, с.216.

11 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. — М.: Издательство МГУ Издательская группа ИНФРА • М-НОРМА, 1997. — 304 с.- С.с.29-30.

12 Козлов А.Е. Указ.соч., с.84.

13 См.: Иваненко В.А. и Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. Международные и конституционные правовые аспекты.- СПб., 2003. с.122; Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. Уч-к для студентов вузов.- 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 745с.

14 См.: Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-прав аспект)./ Автореф. дисс... .к.ю.н.- М., 1998. , с.с.13-14.

15 См.: Миронова Т.К. Социальная защита в России (Правовые вопросы). Монография.- М., 2004, с.185.

16 См.: Миронова Т.К. Социальная защита в России (Правовые вопросы). Монография.- М., 2004,с.136; Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы (электронный вариант этой статьи представлен в 2006 г. на интернет-сайте: http://www.ovsem.com/)).

17 См.: Декларации прав человека ст.26 ч.1 Постановление Верховного Совета РСФСР №1920-1 от 22.11.1991 // Собрание законодательства РФ.

18 См.: 372-Ф3 от 30.11.2011 «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

19 См.: Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. Монография.- М.: Проспект, 2002.- 240 с.- С.72; ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» №178 от 17.07.1999 в ред. 29.12.2004 ст.ст.7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.