К вопросу о понятии социального обязательства
Аннотация. В статье определяется понятие социального обязательства на основе доктринального анализа общетеоретических основ определения обязательств, учитывается междисциплинарный характер социальных обязательств. Формулировка дефиниции социального обязательства дается через соотношение обязательств и обязанностей. Отмечается, что под социальным обязательством (в широком смысле слова) следует понимать разновидность социально урегулированных общественных отношений, в рамках которых на индивидуально-определенную сторону необходимым образом возлагается требование по осуществлению нормативно должного поведения для удовлетворения широкого круга социально значимых интересов. Социальные обязательства в узком (социально-обеспечительном) смысле являются установленной законодательством необходимостью компенсаций со стороны публично-властного или негосударственного субъекта возникающих у граждан в результате наступления социального риска неблагоприятных последствий. Ключевые слова: социальное обязательства, обязательство, юридическая обязанность.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.114.2.153-162
Регина Рашидовна ДОЛОТИНА,
доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Regina R. DOLOTINA, Assistant professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Assistant professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 On the Issue of the Concept of Social Obligation Abstract. The article defines the concept of social obligation on the basis of a doctrinal analysis of the general theoretical foundations for the definition of obligations, taking into account the interdisciplinary nature of social obligations. The formulation of the definition of social obligation is given through the relationship between obligations and responsibilities. It is noted that social obligation (in the broad sense of the word) should be understood as a type of socially regulated social relations, within the framework of which an individually determined party is necessarily required to carry out normatively proper behavior to satisfy a wide range of socially significant interests. Social
© Долотина Р Ш., 2024
в Я УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
obligations in the narrow (social security) sense are the need for compensation established by law on the part of a public authority or non-state entity that arises among citizens as a result of the onset of a social risk of adverse consequences. Keywords: social obligation, obligation, legal obligation.
Обязательства составляют один из наиболее востребованных механизмов регулирования общественных отношений, причиной чего является их универсальность и видовое разнообразие. Именно право традиционно рассматривается как доминирующий социальный регулятор в отношении существующих в обществе обязательств. Однако понятие обязательств выходит за границы применимости инструментов правового регулирования. Стремясь к определению сущности обязательств, необходимо учитывать, что они пронизывают всю социальную ткань общественных отношений, связывая воедино отдельных индивидов и коллективные образования.
Социальные обязательства являются фундаментальным социальным отношением, которое пронизывает все уровни и подсистемы социального взаимодействия, связывая индивидов и коллективы в единстве социальной кооперации. Поэтому социальные обязательства предполагают наличие акта обязывания (са-мообязывания), при котором на социальный субъект возлагается необходимость совершения ожидаемого от него действия или отказа от совершения такового. Доктринальное обоснование социальных обязательств, таким образом, проистекает напрямую из факта наличия социальных связей между субъектами взаимодействия, которым предписывается упорядоченный и предсказуемый характер1.
Обязательства, как правило, носят персонифицированный характер, так как предполагают наличие индивидуально-определенной обязанной стороны и стороны требования (субъекта обязывания). Необходимое действие совершается определенным субъектом, и требование к его совершению предъявляется конкретному адресату. Открытым остается вопрос о характере принятия на себя обязательства социальным субъектом. Подчеркиваемая в ряде публикаций добровольность принятия социального обязательства открыта для достаточно острой критики. Социальное обязательство может существовать как в границах внутренней рефлексии социального субъекта, так и в качестве внешней объективно воздействующей на поведение субъекта силы, преодолеть императивность которой субъект не способен. В последнем случае исключается возможность дискурса о добровольности социальных обязательств.
Близким в отношении к понятию «социальные обязательства» является понятие «обязанности», достаточно часто и не всегда обоснованно отождествляемое с ним. Между тем для синонимизации рассматриваемых понятий отсутствуют достаточные основания. Грамотное решение вопроса о соотношении обязательств и обязанностей позволит перейти к формулировке обоснованной дефиниции социального обязательства.
1 Марзаев А. В. Социальные обязательства государства и их финансовое обеспечение // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 251.
Существует заметное многообразие в подходах как к пониманию термина «обязанность», так и к его соотношению с понятием «обязательство». Общепринятым является подход, позволяющий определить соотношение рассматриваемых понятий через систему «общее и частное»2. Однако вопрос о том, что именно в данном случае выступает общим, а что частным, остается дискуссионным. Одни авторы видят общим понятие «обязательство»3, а другие — «обязанность»4. Наконец, во многих классических работах по юриспруденции можно встретить точку зрении о тождественности обязанности и обязательства.
Обязанность чаще всего рассматривается в специфически юридическом контексте, где она корреспондирует определенному праву5. Содержание обязанности составляют непосредственно те действия, которые обязан совершить социальный субъект, и необходимость их совершения в рамках общественного отношения; в то время как обязательство предполагает более объемное содержание, которое описывает многообразие элементов, обусловливающих возникновение у субъекта необходимости совершить ожидаемые от него действия. В этом контексте обязательство становится определенным правоотношением, внутри которого возникают конкретные права и обязанности на основании определенных юридических фактов.
С общетеоретических позиций следует отметить плюрализм подходов к пониманию юридической обязанности в ее отношении к обязательству. Юридическую обязанность следует отграничивать от всякой меры должного поведения, фиксируемой той или иной социальной нормой. Как и право в целом (как социальный регулятор), юридическая обязанность признается, фиксируется и (в абсолютном большинстве случаев) обеспечивается мерами правовой защиты (государственного принуждения). Хрестоматийным в юридической литературе стало указание на корреспондирование юридических обязанностей определенным правам и свободам6. Общим знаменателем юридических прав и обязанностей выступает юридический интерес участников правовых отношений в деле достижения желаемого ими фактического результата.
Вместе с тем подобные репрезентации обязанностей и прав обыкновенно касаются сферы частноправового регулирования, в то время как в области публичного права также распространены ситуации, когда юридической обязанности корреспондирует публично-властное полномочие. Это касается в первую □
__В
2 Аверин А. Н. Социальная политика государства. М. : Академия народного хозяйства при ;> т
Правительстве РФ, 2002. С. 12. П Р
Ярыш А. А. Исторические аспекты развития информации о социальном обязательстве в бухгалтерском учете // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2018. № 4 (110). С. 37. ЬС
Вуец Л. В. Перспективы выполнения социальных обязательств субъектами Российской Федерации на современном этапе // Фотинские чтения. 2016. № 2 (6). С. 141. Г Е
Саудаханов М. В. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина и социальное государство // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 2. ^¡П
С 58 тФ
С. 58.
Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы. М. : Академия, 2009.
С. 32. ЧЕНИЯ
>
4
5
3
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
очередь сферы административно-правового регулирования, в рамках которой уполномоченный субъект властно-административной иерархии отдает распоряжение подчиненному субъекту о необходимости исполнения определенного требования. Сходные примеры можно обнаружить и в сфере регулирования трудовых отношений. Так, показательным будет пример обязанности работодателя по отстранению работника от работы в установленных нормами ст. 76 Трудового кодекса РФ случаях. Очевидно, что в подобных примерах нет корреспондирующего обязанности юридического права.
Наличие в содержании правового отношения обязанности, не корреспондирующей какому-либо праву, позволяет ряду авторов выделять категорию под-требования или уточняющей обязанности в структуре основного обязательства. Сложная природа обязательства позволяет выделять подтребование как элемент системы уточняющих обязательств, призванных способствовать исчерпывающему исполнению основного обязательства (пример в трудовом праве — должностная инструкция как система уточняющих требований к исполнению основной обязанности по выполнению работы).
Также можно конкретизировать исполнение основного обязательства путем установления параметров или условий. Под этим может пониматься конкретизация формы исполнения, срока, объема, качества или личности исполнителя и др. Близким примером являются требования к выплате заработной платы, установленные ст. 136 Трудового кодекса РФ.
Отмеченное выше правило об отстранении работника от работы (ст. 76 Трудового кодекса РФ) также является подтребованием по отношению к исполнению основного обязательства в виде охраны жизни и здоровья работника, а также обязательства по обеспечению законности и правопорядка при осуществлении трудовой функции. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать существование обязанностей, не связанных с иными элементами содержания правового отношения.
Многообразие и сложность обязательств может предполагать соответствие юридической обязанности не только требования субординационно управомочен-ного субъекта, но и обязанности соответствующей стороны правового отношения принять исполнение от обязанной стороны. Основная доля подобного рода обязанностей распространена в сфере отношений должник — кредитор. В рамках данных отношений кредитор обязан принять исполнение по частноправовому обязательству, а должник наделен правом требования к исполнению этой обязанности (кредиторская обязанность).
В данном случае обязанность возлагается на управомоченную сторону, что отличает кредиторскую обязанность от рассмотренных выше подтребований. Цель установления кредиторской обязанности состоит в содействии исчерпывающему исполнению обязательства со стороны должника. Установление кредиторской обязанности не ведет к перемене сторон в обязательстве и не меняет статус сторон в обязательстве. Это подчеркивает вспомогательный характер кредиторской обязанности.
Подводя итог рассмотрению вопроса о соотношении юридических обязанностей и юридических обязательств, следует констатировать, что последние выступают частным случаем первых. Юридическая обязанность является более
в
ЕСТНИК Долотина Р. Р.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о понятии социального обязательства
157
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
широким понятием, приложимым ко всему спектру правовых отношений, в то время как юридическое обязательство существует лишь в границах относительных правоотношений. Юридическое обязательство можно определить как структурный элемент относительного правоотношения, который представляет собой возложенную на конкретно определенную сторону обязанность совершения определенного действия или воздержания от действия и обеспечен механизмом правовой защиты (принуждения и признания).
Уже отмеченный выше вопрос о соотношении социального обязательства и юридического обязательства позволяет экстраполировать выявленные особенности юридического обязательства на более высокий уровень теоретической абстракции. Следует рассматривать социальные обязательства как такого рода общественные отношения, в которых присутствует конкретно определенная обязанная сторона, на которую возложена необходимость совершения социально значимых действий, направленных на удовлетворение социального интереса других субъектов общественных отношений.
Отталкиваясь от общетеоретических основ понимания социального обязательства, необходимо перейти к анализу его юридического понятия. Следует констатировать отсутствие легальной дефиниции понятия социальных обязательств в кодифицированном законодательстве. Однако, учитывая межотраслевой характер данной категории, стоит отметить отдельные попытки дефиницирования рассматриваемого понятия в рамках отдельных отраслей.
Так, в гражданском законодательстве содержится следующее определение обязательства: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» (ст. 307 Гражданского кодекса РФ)7. Специфика данного определения, по существу, сводится к открытому перечню действий, обязанность совершения которых возлагается на стороны обязательства.
Тем не менее на сегодняшний день это единственная попытка дать легальное определение обязательству как таковому в российском кодифицированном законодательстве. □
В другой до настоящего момента не кодифицированной отрасли — праве социального обеспечения — в силу отсутствия систематизированного нормативного правового акта также отсутствует дефиниция рассматриваемого понятия. С Само по себе социально-обеспечительное законодательство не часто оперирует понятием «социальное обязательство», используя подчас весьма своеобразные формулировки вроде «расходные обязательства по социальной защите и социа- Л т льной поддержке» (ст. 10 Федерального закона «О ветеранах»8).
□И
г т
□ С
7 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. Б П и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
8 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О ветеранах» // СЗ РФ. Е Ы 1995. №3. Ст. 168. Ч ЕЕ НИЯ
А
шн > гп
Р
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В письме Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/19599 дано определение публичных обязательств, под которыми понимаются выплаты физическим лицам, размеры и порядок расчета которых установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований (например, именные стипендии учащимся, денежная компенсация обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсация расходов на проезд к месту отпуска и обратно). В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год10 закреплено декларативное положение о том, что безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме.
На региональном уровне можно встретить употребление понятия социальных обязательств в тексте Социального кодекса Ярославской области11, в ст. 13 которого указываются нормативно-правовые основания социальных обязательств, но не дается их определение. Для социально-обеспечительных отношений типичным является представление о распределительной функции государства при исполнении им социальных обязательств. Предметом распределения и перераспределения выступают социальные блага, которые концентрируются в руках государства и могут далее становится доступными для уязвимых категорий населения.
Технико-юридическая специфика текста Социального кодекса Ярославской области указывает на то, что под социальными обязательствами в нем понимается преимущественно расходные обязательства государства. Текст указанного нормативного правового акта оперирует системой близких категорий, в структуре которых социальные обязательства государства выполняют роль средства по оказанию социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи населению. В статье 5 Социального кодекса Ярославской области сформулированы определения данных терминов.
Таким образом, принятая система терминов отражает взаимосвязь базовых категорий права социального обеспечения, увязывая социальные обязательства с системой государственных мер по поддержке незащищенных слоев населения. При таком подходе социальные обязательства государства выступают экономико-правовой основой реализации права граждан на социальное обеспечение. этим объясняется преобладающее внимание законодателя к вопросам финансирования социальных обязательств в тексте Социального кодекса Ярославской области.
Трудовое законодательство России также не содержит понятия «социальные обязательства», хотя текст Трудового кодекса РФ многократно упоминает об отдельных обязательствах. Термин «обязательство» встречается в том числе в ч. 11 и 12 ст. 20, ст. 24 и 26, ч. 2 ст. 41, ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 46, ч. 3 ст. 47, ч. 3 ст. 48, ст. 55, ч. 2 ст. 207, ч. 4 ст. 248, ст. 341.5, ч. 2 ст. 416 ТК РФ. Приведенные
9 Российская газета. 2001. № 23 (8).
10 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902170631 (дата обращения: 01.07.2023).
11 Закон Ярославской области от 19.12.2008 «Социальный кодекс Ярославской области» // Губернские вести. 20.12.2008. № 116.
положения Трудового кодекса РФ охватывают целый ряд институтов трудового права: социальное партнерство, ученический договор, материальную ответственность, заемный труд и др.
В Федеральном законе «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»12 дается крайне узконаправленное определение социальных обязательств, которое трактует их исключительно в рамках обязательств государства и (или) организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) перед работниками соответствующей отрасли. Очевидно, что такое определение не может быть использовано в качестве отправной точки для полноценного дефиницирования.
Значительное внимание категории «социальные обязательства» уделяется в практике Конституционного Суда РФ, присутствие которой можно обнаружить в целом ряде его решений по социально-обеспечительной тематике.
Развернутая характеристика социальных обязательств была дана в определении Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-О13 по жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Конституционный Суд указал не только на то, что ряд статей Конституции РФ (ст. 7, 39, 71, 72, 76)14 выступают конституционно-нормативными предписаниями, фиксирующими социальные обязательства государства перед населением, но и на то, что величина прожиточного минимума в субъекте РФ определяет объем экономических обязательств государства перед гражданином при установлении государственных пенсий и социальных пособий. Также Конституционным Судом РФ была применена категория «минимальной меры социально-экономических обязательства государства перед населением» в части, касающейся пенсионных отношений.
Фокус внимания российских правоведов в данной сфере очевидным образом смещен на широкий круг вопросов реализации социальных обязательств государства15, что обусловлено и динамикой развития социально-обеспечительного законодательства, и возрастающим общественным запросом на построение эффективно функционирующей модели социального государства.
В этом контексте распространенным является академическое употребление □
понятия «социальные обязательства государства». При этом в тени остаются вопросы социальных обязательств негосударственных субъектов правоотношений
ВТ
Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О государственном
регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной
13
Ач
защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. № 26. ЬС Ст. 3033.
Российская газета. 2005. № 3750. Г т
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, О С
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос- Б П сийская газета. 2020 № 144.
15 Симоянов А. В. Социальные обязательства в политической системе современной Рос- Е IX
сии // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. № 4 (39). С. 215. ЧЕНИЯ
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
и происходит сужение круга регулируемых правом обязательственных отношений. Существует очевидный риск смещения категории «обязательства» исключительно в контекст социально-обеспечительной проблематики, тогда как система обязательственных отношений шире предмета права социального обеспечения16.
Представляется необходимым выделить ряд общих признаков, присущих социальным обязательствам в контексте их правового регулирования. Очевидно, что социальные обязательства возникают в системе правовых отношений, предполагающих наличие субъектов, наделенных определенным комплексом юридических прав и обязанностей. В социально-обеспечительном контексте социальные обязательства реализуют функцию распределения в обществе социальных благ и потому возникают в силу формально-определенных оснований.
Важной характеристикой социальных обязательств является то, что обязанной стороной может выступать не только государство, но и негосударственные субъекты. В первую очередь это касается работодателей, выступающих в качестве сторон социального партнерства и берущих на себя обязательства по исполнению достигнутых соглашений в рамках коллективного договора. Социальное обязательство представляет собой особого рода общественное отношение, которое отличается социальным статусом его субъекта, нормативностью действия налагаемых на обязанный субъект мер должного поведения17.
В праве социального обеспечения обязательства государства тесно связаны с понятием социального риска, что отражает отраслевую специфику понимания данной категории и подчеркивает социальную незащищенность отдельных категорий населений.
В литературе по праву социального обеспечения указывается на два доминирующих подхода к пониманию понятия «социальные обязательства»18. Первый из них получил наименование бюджетно-финансового, поскольку трактует социальные обязательства как не подлежащий сокращению объем социальных выплат из бюджетов различных уровней. Этот подход (уже отмеченный ранее) в значительной степени искажает понятие о социальных обязательствах, переводя их в категорию финансового характера. Другой подход, который можно обозначить как нормативно-правовой, связывает понятие социальных обязательств с исполнением принятых на себя государством в рамках реализации социальной функции обязанностей как фундамента реализации предусмотренной Конституцией РФ концепции социального государства. Именно в этом ключе понятие «социальные обязательства» употребляется в широком круге документов — от посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ до актов высших судебных инстанций.
Реализация взятых государством на себя социальных обязательств преследует цель достижения социальной справедливости. Под социальной справедливостью
16 Федорова М. Ю. Социальное страхование как система обязательств: сочетание частных и публичных начал // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6 (107). С. 199.
17 Эриашвили Н. Д. Государство: сущность и его социальное назначение // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 1. С. 29.
18 Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. М. : КноРус, 2022. С. 13.
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о понятии социального обязательства ' ^^ '
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
при этом понимается такой принцип организации взаимодействия социальных субъектов, при котором как отдельным индивидам, так и целым социальным группам обеспечивается возможность соразмерного степени участия в социальной жизни удовлетворения материальных и духовных потребностей19.
Социальные обязательства в социально-обеспечительном контексте предполагают позитивное (активное) действие обязанной стороны. Из концепции социального государства еще не вытекает необходимость существования социальных обязательств. Однако по мере оформления основных способов достижения состояния социальной справедливости содействие обеспечению достойного уровня жизни для всех слоев населения становится необходимой основой для фиксации в законодательстве системы социальных обязательств.
Противоположной ситуации социальной справедливости является ситуация максимальных диспропорций в распределении материальных благ в обществе. Для преодоления возможных диспропорций государство берет на себя функцию арбитра и осуществляет перераспределение социальных благ в рамках взятых на себя социальных обязательств. Активная имплементация социальных обязательств в социально-политическую практику Российского государства имеет своей причиной развитие дискурса прав человека, в рамках которого каждый гражданин приобретает право требования к минимально справедливому распределению социальных благ в обществе.
Социальные обязательства с трудом поддаются ограничению каким-либо конкретным перечнем. Их система не ограничивается исключительно юридическим вменением и диктуется актуальной динамикой социально-политического развития общества. Так, в академической литературе и публицистике все чаще встречаются заявления о социальных обязательствах частного бизнеса как следствии осознаваемой коммерческими субъектами социальной ответственности20. Однако данный вопрос выходит за границы чисто юридического содержания и в большей степени сопряжен с развитием социальной среды и инфраструктуры, нежели с вопросами обеспечения достойного уровня жизни граждан.
Таким образом, социальное обязательство (в широком смысле слова) представляет собой разновидность социально урегулированных общественных отношений, в рамках которых на индивидуально-определенную сторону необходимым образом возлагается требование по осуществлению нормативно должного □ поведения для удовлетворения широкого круга социально значимых интересов. А
Социальные обязательства в узком (социально-обеспечительном) смысле яв-
Ш
> m ^ □
~о
ляются установленной законодательством необходимостью компенсаций со сто- п
роны публично-властного или негосударственного субъекта возникающих у граждан в результате наступления социального риска неблагоприятных последствий.
ЛЕ
ьп
IA
QS
Г m
□ п
19 Dubovskoy A. A. Social obligations of the state and a mechanism for their implementation // ^¡П Economy and Business: Theory and Practice. 2018. № 4. P. 219.
20 Омельченко И. В. Финансовое обеспечение социальных обязательств государства // Гу- Е IT манитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2. С. 204. ЧЕНИЯ
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кутафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аверин А. Н. Социальная политика государства. — М. : Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 2002.
2. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы. — М. : Академия, 2009.
3. Вуец Л. В. Перспективы выполнения социальных обязательств субъектами Российской Федерации на современном этапе // Фотинские чтения. — 2016. — № 2 (6).
4. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М. : КноРус, 2022.
5. Марзаев А. В. Социальные обязательства государства и их финансовое обеспечение // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 3.
6. Омельченко И. В. Финансовое обеспечение социальных обязательств государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2021. — № 2.
7. Саудаханов М. В. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина и социальное государство // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — № 2.
8. Симоянов А. В. Социальные обязательства в политической системе современной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2017. — № 4 (39).
9. Федорова М. Ю. Социальное страхование как система обязательств: сочетание частных и публичных начал // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015. — № 6 (107).
10. Эриашвили Н. Д. Государство: сущность и его социальное назначение // Международный журнал конституционного и государственного права. — 2021. — № 1.
11. Ярыш А. А. Исторические аспекты развития информации о социальном обязательстве в бухгалтерском учете // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2018. — № 4 (110).
12. Dubovskoy A.A. Social obligations of the state and a mechanism for their implementation // Economy and Business: Theory and Practice. — 2018. — № 4.