К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Фирсов И.В.*
Effective maintenance of national safety, and economic safety in particular, nevertheless remains to one of the most actual problems at construction of model of the further development of Russia.
«...Тенденция исследовать системы как нечто целое, а не как конгломерат частей соответствует тенденции современной науки...»
Р. Акоф
Эффективное обеспечение национальной безопасности в целом и экономической безопасности в частности все же остается одной из самых актуальных проблем при построении модели дальнейшего развития России. Несмотря на то что наша страна преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в., остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, ею были решены первоочередные задачи в экономической сфере, а также выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики России1, нашему государству пришлось пережить ряд серьезных испытаний в ходе начавшегося кризиса мировой экономики.
По данным Министерства экономического развития РФ, в конце 2008 г. и в 2009 г. мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение внутреннего валового продукта (ВВП) за январь—август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года2. При этом в это время значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего в части валового накопления, — как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов3.
На этом фоне произошло усиление экономической преступности. Не чистые
на руку граждане, используя сложную экономическую ситуацию, как на отдельных предприятиях частного сектора, так и в отдельных отраслях экономики предпринимали и предпринимают попытки нажиться на чужой беде, получить выгоду любым незаконным способом.
Всего по России в 2009 г. выявлено более 83 тыс. преступлений экономической направленности. Пресечено свыше 16 тыс. преступлений в крупном и особо крупном размере. Раскрыто более 4 тыс. преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, свыше 6 тыс. — организованной группой либо преступным сообществом.
В частности, по словам первого заместителя начальника Департамента экономической безопасности МВД России генерал-майора милиции А. Хорева4, проводятся активные мероприятия по борьбе с финансовыми пирамидами, в том числе в сфере долевого строительства. Так, в прошлом году прекращена деятельность 39 организаций, мошенническим путем привлекавших денежные средства граждан под различные «высокодоходные проекты». По-прежнему первоочередными являются вопросы комплексного предупреждения, выявления и пресечения преступлений, связанных с производством и оборотом на продовольственном рынке фальсифицированной алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции, а также продуктов питания, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей5. В одной лишь Сахалинской области за 2009 г. сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями области по линии криминальной ми-
Соискатель Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
СО
OI
О CJ
О
о о
CL
ce
CQ s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
Я <
s
I H
о ф
со
CO
Ol
О CJ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
у
S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
лиции выявлено 634 экономических преступления, что составило 72,4 % от общего количества выявленных преступлений сотрудниками криминальной милиции. Анализ тенденций роста экономических преступлений в данном субъекте Российской Федерации показывает, что этот показатель из года в год растет (588 в 2007 г., 627 в 2008 г.). По итогам 2009 г. в области зарегистрировано 169 экономических преступлений компетенции криминальной милиции, совершенных в крупном и особо крупном размере (144 за 2008 г., 107 за 2007 г.).6 Несмотря на некоторое сокращение общей преступности по России, тенденция увеличения количества совершаемых преступлений экономической направленности сохраняется и в других регионах страны.
В этих условиях, несмотря на сохранение курса на развитие рыночной экономики, возрастает роль непосредственно самого государства, в частности, его государственных органов по устранению причин и условий, способствующих развитию экономического кризиса, усилению экономической преступности.
Автор статьи согласен с той точкой зрения, что, с одной стороны, государство формулирует так называемые правила игры в ходе реализации рыночных отношений, а затем контролирует соблюдение таких правил. С другой — государство дополняет рыночный механизм, активно влияет на рост национального дохода, эффективное его использование для решения производственных, социальных и оборонных задач7. Активное вмешательство государства в экономику в ходе экономического кризиса и дополнительное государственное регулирование экономических процессов в этот период помогли обеспечить устойчивость и относительную макроэкономическую стабильность национальной экономики, не допустить развития ирландского, греческого и иных сценариев. В частности, реализация антикризисных мер Правительства РФ способствовала стабилизации социально-экономической ситуации в стране и переходу к положительным темпам экономического роста. В результате в июне—июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом исключения сезонного и календарного факторов) 8.
Исходя из п. 53 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.9, в целях достижения ре-
зультатов в обеспечении устойчивого экономического роста для России остается приоритетом не только вхождение в число пяти стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта, но и достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. В связи с этим государство решает задачи по разработке и своевременной корректировке критериев, индикаторов и пороговых значений экономической безопасности, осуществлению мониторинга и прогнозирования факторов, вызывающих угрозы безопасности, разработке и реализации комплекса государственных мероприятий по их выявлению и устранению.
Для обеспечения решения названных задач государство определяет и использует определенные меры и механизмы. Такие меры в основном сводятся к использованию двух методов регулирования экономических процессов: это метод прямого (административного) регулирования и метод косвенного (экономического) регулирования.
Общеизвестно, что государство определяет совокупность механизмов органов, обеспечивающих исполнение внешних и внутренних функций РФ. В соответствии с положениями Конституции РФ и основанными на ней нормативными правовыми актами в применяемых механизмах еще не достигнута согласованность, а также отсутствует единый государственный орган, который один в полном объеме был бы призван нейтрализовать угрозы экономической безопасности. В настоящее время существует достаточно большое количество государственных органов (в основном из ветви исполнительной власти), которые в определенной части своей компетенции решают задачи по обеспечению экономической безопасности России. При этом следует сказать, что полномочия таких органов осуществляются в одной и той же сфере недостаточно продуктивно в силу отсутствия эффективно отлаженного взаимодействия и координации между ними. Причиной тому прежде всего может служить отсутствие принципа системности функционирования всех государственных органов в сфере обеспечения экономической безопасности, или — иначе говоря — отсутствие эффективной системы обеспечения экономической безопасности.
Для более правильного понимания сущности системы обеспечения эконо-
мической безопасности, по мнению автора, предварительно необходимо рассмотреть понятия «система» и «экономическая безопасность».
Существовало и существует до сих пор множество направлений в системном движении и в множественности самого понимания системы. Первые ростки системных исследований зародились в недрах античной Греции. В частности, осмысление системности бытия было начато еще Демокритом, который, будучи родоначальником атомизма10, уподоблял образование сложных тел из атомов образованию слов и слогов из букв. Гениальный мыслитель Сократ в отличие от Демокрита занимался исследованием человеческого сознания и мышления и, преодолев господствовавший в то время наивный политеизм11, пришел к осознанию философии телеологии12, которая является одним из важных аспектов осмысления системности.
Наиболее значительный вклад в развитие системных представлений о мироздании среди античных мыслителей внес выдающийся философ Платон, который говорил: «Существующее единое есть, надо полагать, одновременно и единое, и многое, и целое, и части, и ограниченное, и количественно бесконечное» 13. Таким образом, Платон определил, что есть и целое, и части. Взятое в качестве целого единое охватывает части; чтобы охватывать, оно должно быть ограниченным, хотя в качестве частей оно бесконечно. Это не что иное, как «система». Принципом системности бытия у Платона оказывается телеология. В основе исследований Платона лежит диалектический метод разделения единого на части, сведения частей к единому, структурного представления целого как единораздельной множественности.
Идеи системности бытия были продолжены и развиты его гениальным учеником Аристотелем, который с помощью многозначно употребляемого Платоном понятия «система» (однокоренного ему слова «синтазис») характеризует целостность организма, соединенных в нем однородных по природе, различающихся по своим функциям различных частей. Высказанное Аристотелем положение «целое — больше суммы его частей» до сих пор остается выражением основной системной проблемы14.
В онтологическом аспекте, который преобладал в Древней Греции, формиро-
вание понятия «система» из термина «система» шло через осознание целостности и расчлененности как естественных, так и искусственных объектов. Это и получило выражение в толковании системы как «целого, составленного из частей».
Гносеология в отличие от онтологии не сформировала понятия «система», определяя, что знание в целом, как и мир в целом, представляет собой бесконечный объект, принципиально не соотносимый с понятием «система». Однако попытки понять сущность названного понятия не прекратились.
В дальнейшем понятие «система», взращенное на идеях античных философов и имеющее онтологический смысл, употреблялось в трудах великих ученых. Это «система мира» г. Галилея и И. Ньютона, «система точек и лучей» У. Гамильтона, «система тел» П. Лапласа, «система природы» П.А. Гольбаха15.
Особый вклад в развитие системных идей сделал выдающийся русский ученый А.А. Богданов, научная деятельность которого привела к обоснованию идеи создания «Всеобщей организационной науки» — тектологии16.
По А.А. Богданову, тектология суть наука, объединяющая в себе все организационные методы всех наук. При этом Богданов считал, что именно организационная точка зрения должна стать средством решения практических задач, а метод выделения абстрактной составляющей в каждом конкретном случае позволит повысить результативность решения таких задач. «Опыт всех наук показывает, что решение частных вопросов обычно достигается лишь тогда, когда их предварительно преобразуют в обобщенные формы»17. Отсюда подход к изучению любого явления, по его мнению, должен основываться на исследовании любой системы — как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, то есть со всеми внешними системами. Тек-тология должна была выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности. Затем она должна была обобщить и систематизировать эти способы, а далее — объяснить их, то есть выработать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей, определить направления развития организационных методов и их роль в мировом процессе.
Стержнем тектологии являлся постулат о единстве строения и развития самых
со
О!
О
сч
о о о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
различных систем18. При этом материал, из которого они состоят, не имеет значения. В своем научном труде А.А. Богданов убедительно показывает, что на атомном уровне и в галактическом пространстве действуют одни и те же организационные законы. И, что примечательно для рассматриваемого нами вопроса, эти законы действуют в обществе, в том числе и в экономике.
Одной из главных идей тектологии является еще и то, что конкретная реализация любой организационной структуры не только изоморфна19 многим системам, иной физической природы, но она сочетает в себе свойства многих организационных структур. Отсюда отмечается любопытная особенность сложных систем. Очень часто строение происходящих в них процессов типично для гораздо более простых организационных структур. Комплекс, по Богданову, есть взаимодействие независимых процессов, связанных циклами развития и деградации. Это не просто множество каких-то составляющих с определенными отношениями между ними. То есть в соответствии с организационной точкой зрения любая система рассматривается как находящаяся в непрерывном изменении, в которой нет ничего постоянного. И поэтому, исходя из взаимодействия изменяющихся элементов в системах, А.А. Богданов выделяет некоторые виды комплексов, различающихся по степени их организованности: организованные, неорганизованные и нейтральные. Из всех видов комплексов Богданова организованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа «целое больше суммы своих частей». При этом чем больше целое отличается от суммы самих частей, тем более оно организовано, что соответствует идеи, основоположником которой был Аристотель. А.А. Богданов указывал, что в обществе организующей или дезорганизующей силой является всякая человеческая деятельность. При этом «организовать», по Богданову, — значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их.
Независимо от Богданова концепцию «общей теории систем» в начале 40-х гг. XX в. выдвинул австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи. Несмотря на то что в основном построение систем было рассмотрено этим ученым с позиций биологической науки, Берталанфи сделал предположения о наличии единого понятия
«система», «организация» и т.п. Именно «общая теория систем» должна была дать логическое определение указанных понятий, классифицировать основные типы систем и разработать математические модели для их описания. Опираясь на разработанные им ранее организмическую теорию, «теорию открытых систем», будучи последователем концепции развития предметов научного анализа У. Уивера20, Берталанфи основой для построения моделей систем и их модельных концепций считал изоморфизм. Главным в теории Берталанфи является созданный им аппарат описания систем, которые способны достигать заранее определенного конечного состояния независимо от начального состояния различными путями.
Исследования систем, системного подхода не закончились и во второй половине ХХ столетия. В конце 40-х гг. выходят «Кибернетика» Норберта Винера, «Теория информации» К. Шенона и У. Уивера, «Теория игр» Дж. Неймана и О. Мор-генштерна. Особый вклад в развитие системного движения и в поиски истинного определения понятия «система» несли ученые, избравшие в конце 70-х гг. прошлого века такое направление в науке, как системная философия. Это Э. Ланге, П. Макферсон, Т. Дауниг Боулер, М. Бун-ге и А. Бам и др.
Несмотря на огромное количество конкурирующих вариантов общесистемных подходов и несовпадения их авторов (Л. фон Берталанфи, М. Месарович, У. Росс Эшби, О. Ланге, А.А. Зиновьев, Н.Н. Моисеев и др.) в характеристиках концепций, положительным явилось то, что такие работы были необходимы во всех отраслях знаний, в том числе и в экономике, так как возникла необходимость перестроить исследовательские методы таким образом, чтобы они позволяли комплексно исследовать сложные явления и процессы современности21.
Системы, системный подход, системный анализ и в настоящее время являются объектом исследований ряда современных ученых. Один из них — В.С. Пе-румов, который на протяжении 30 лет занимается указанной проблематикой. В своем научном труде «Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности» он обобщил имеющиеся системные идеи, определил ряд системных терминов (например, «система, «среда», «структура», «элемент» и др.), описал ос-
новные законы и правила методологических исследований систем. Одним из главных в данном научном труде В.С. Пиру-мова является применение системного подхода в изучении проблем обеспечения безопасности социума.
Ряд исторических примеров был приведен лишь с той целью, чтобы показать, что на протяжении всей истории развития системного движения общепринятого понятия «система» так выработано и не было. Так, один из известных ученых в области системного подхода и системного анализа В.Н. Садовский в одной из своих работ привел около 40 различных определений понятия «система»22. Однако, несмотря на их многообразие, все представления об указанном понятии можно обобщить в следующие группы.
Первая группа представлений объединяют наиболее общие определения системы как комплекса элементов, находящихся во взаимодействии. Родоначальником такого представления считается Л. фон Берталанфи, у которого «система может быть определена как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой» 23. А Холл, Р. Фейджин определили систему как «множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» 24. По В.Н. Спицнаделю, «система — упорядоченная совокупность элементов, между которыми существуют или могут быть созданы определенные отношения»25. Б. Г. Юдин называет такое представление элементаристическим. При этом следует отметить, что в этом представлении система сама по себе вторична по отношению к элементам и природа системы никак не отражена в ее элементах.
В противоположность первому второе представление26 о системах имеет в качестве начала образ биологического организма. Определяющим в системе является понятие «функция». Здесь система — это набор необходимых для ее существования функций. При этом составные части рассматриваются как функциональные блоки. Следовательно, по данному представлению, любой элемент системы не является обязательным и необходимым, так как он может быть заменен функционально аналогичным ему элементом, и лишь функциональный вклад каждого элемента определяет потребность нахождения его внутри системы. Так, П.К. Анохин, исследовавший нейронные системы мозга, считал, что «система — это функ-
циональная совокупность материальных образований, взаимосодействующих достижению определенного результата (цели), необходимого для удовлетворения исходной потребности»27. А.А. Ухтомский ввел понятие «функциональный орган» — временное сочетание функционально различных элементов.
В продолжение данного представления следует назвать группу трактовок, последователи которых в качестве краеугольного камня выделяют целенаправленную активность системы. Здесь система — это сложное единство, сформированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели28. Цель — это состояние, которое система должна достичь в процессе своего функционирования.
Следующая группа представлений о понятии «система» названа Б.Г. Юдиным структурно-реляционной, и она прежде всего фиксирует взаимосвязи между элементами. Однако в отличие от первого представления, отражающего примат элемента над системой, использует идею примата системы над элементами, и сам термин «система» определяется через структуру, закон, устанавливающий соотношение, соответствия между элементами. Например, А.И. Уемов в своем научном труде «Системный подход и общая теория систем» определил: «Системой будет являться любой объект, в котором имеет место какое-то отношение, удовлетворяющее некоторым заранее определенным свойствам». По мнению Ю.В. Сач-кова, система — это некоторая совокупность объектов (элементов), существенным образом связанных общностью поведения и функционирования в определенных классах взаимодействий.
Кибернетическая точка зрения на понятие «система» не раскрывает внутреннее, структурное содержание системы. В системе выделяются лишь входы и выходы. Система, по представлению последователей этой интуиции, является вещью в себе, ее нельзя представить совокупностью элементов, так как неизвестно ее устройство. Иначе говоря, представление о системах в кибернетике ограничивается совокупностью абстрактных функций. Достаточно знания функциональной связи входов и выходов. Так, известный ученый-кибернетик Р. Дреник считал, что «система — в современном языке — есть устройство, которое принимает один или
со
О!
О
сч
о о о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
S H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s S
0
1
о *
о
S ф ч
я <
s
I H
о ф
со
более входов и генерирует один или более выходов»29. М. Мессерович определял систему как отображение входов и состояний объекта в его выходах30.
В науке встречаются и другие, не относимые ни к одному представлению трактовки понятия «система». Интуиция, восходящая своими корнями К Г. Лейбницу, гласит, что система есть не что иное, как взаимодействие «монад»31, каждая из которых воспроизводит в себе систему специфическим для нее образом, является относительно автономным образованием и имеет основания своего бытия. Наиболее неординарным и крайне субъективным является определение термина «система», данное Дж. Клиром, который считал, что «система есть то, что различается как система».
Из обобщения и сравнительного анализа всех приведенных точек зрения на понятие «система» можно сделать вывод, что каждое из названных трактовок понятия «система» имеет право на жизнь. Однако не все понятия могут быть использованы для осуществления системных исследований в различных областях знаний. По справедливому утверждению В.С. Пи-румова, элементаристическое представление малопригодно для выражения методологии общественных наук. Оно скорее соответствует методологии естественных наук, в меньшей степени — технических 32. Очевидно, кибернетический подход в определении систем свойственен исключительно для кибернетики. Функ-ционально-организменное представление не всегда может быть использовано для методологии общественных наук, так как функциональные отношения далеко не в полной мере отражают особенности таких наук. В отличие от трех вышеназванных структурно-реляционная интуиция на понятие «система» накладывает минимальные ограничения на природу элементов и может быть применена для исследования различного рода материальных и идеальных систем33.
Несмотря на разнообразное понимание рассматриваемого нами термина, большинство из них имеет общее. Так, подавляющее большинство ученых представляют систему как нечто, состоящее из составных частей (элементов, функциональных блоков и т.п.). При этом внутреннее строение систем считается завершенным. Система характеризуется существенными связями между элементами и (или) их свойствами, превосходящими по силе связи этих элементов с элемента-
ми, не входящими в данную систему. Под существенными связями здесь понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегратив-ные свойства системы. Указанное свойство отличает систему от простой совокупности объектов (предметов).
Последнее определяет один из главных принципов существования систем — это их целостность. Она признается большинством ученых, исповедующих системный подход и системный анализ, в качестве главного (основного) принципа существования систем в различных сферах научного знания. Это понятие выражает интегрированность, самодостаточность, автономность систем, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития34. Близким к понятию «целостность» является термин «структурность», под которым понимается обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее организации, порядком построения, распределением функций и целей.
Одним из важных универсальных принципов построения и существования систем является взаимозависимость системы и среды35 (или ее окружения). Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой36.
В дополнение к наиболее общим свойствам и принципам для сложных (не простых) систем необходимо добавить еще один — иерархичность. Иерархия (от греч. hieros — «священный» и arche — «власть») — расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему. Иерархичность — способ устройства сложных систем, при котором звенья системы распределены по различным уровням в соответствии с заданным критерием.
Проведенное исследование свойств и принципов построения систем позволил первоначально взять за основу следующее определение понятия «система» применительно к рассматриваемой нами сфере: «Система — это взаимосвязанное со средой и взаимозависимое от статуса (положения) его структурных частей множество элементов, состоящих в определенных отношениях и связях друг с другом (целостность (единство) системы) и находящихся в определенном порядке и организации (структурность системы)».
Теперь необходимо рассмотреть понятие «экономическая безопасность». Этот термин можно сформулировать как правовое понятие, а также с позиций экономических наук.
Развернутое, содержательное определение понятия «экономическая безопасность» в нормативных правовых актах не существует. Нет его и в одном из первых правовых актов, определивших основные направления государственной политики в области обеспечения экономической безопасности современной России, — в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) 37.
Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» в целом определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Более современным является понятие «национальная безопасность», которое содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее — Стратегия). Состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, и называется в названном нормативном правовом акте национальной безопасностью.
Очевидно, что экономическая безопасность является видовым понятием национальной безопасности. При этом следует отметить, что соотносятся эта понятия как частное и общее. Нетрудно заметить, что оба понятия «безопасность» и «национальная безопасность» имеют следующие признаки:
> безопасность выражается через состояние защищенности. Для национальной безопасности это защищенность личности, общества и государства, во втором случае — их жизненно важных интересов. И в том, и другом случае интересы — это потребности, удовлетворение которых обеспечит существование и возможности устойчивого развития личности, общества и государства;
> безопасность выражается через противодействие угрозам. При этом и в том, и другом случае они бывают внут-
ренними и внешними. Следует отметить, что в двух указанных правовых актах понятие «угрозы» не являются тождественными. В Законе РФ «О безопасности» угроза формулируется через совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В Стратегии угроза — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойным качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Исходя из названных правовых норм, можно сделать вывод, что, определив национальные интересы Российской Федерации, а также внешние и внутренние угрозы в сфере экономики, можно дать относительно точную трактовку понятия «экономическая безопасность» с правовой точки зрения.
Необходимо признать, что не все ученые-юристы принимают определение «экономическая безопасность» как состояние защищенности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз в сфере экономики. Например, К.А. Стрельников считает, что под экономической безопасностью необходимо понимать состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанное на эффективном использовании и преумножении национальных ценностей38.
Дополнение названных определений с позиций экономических наук позволит более глубоко понять сущностные характеристики понятия «экономическая безопасность».
Так, академик Л.И. Абалкин определил экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику39.
Близким к определению национальной безопасности, содержащимся в Стратегии, является определение понятия «экономическая безопасность», данное А.В. Возже-никовым. В его понимании экономическая безопасность — есть защищенность экономических интересов государства и
со
О!
О
сч
о о о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
CO
Ol
О СЧ
О
о о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
его экономического суверенитета от дискриминации и экономического диктата посредством экономических санкций, запретов и ограничений, а также от внутренних угроз экономическому потенциалу государства в условиях нестабильности экономических отношений и перестройки системы40.
В условиях существования мегаполисов А.Б. Корсак определяет экономическую безопасность как невозможность нанесения вреда системообразующим свойствам целеустремленности, интегратив-ности, эмерджентности и синергативно-сти, определяющим защищенность интересов его населения и хозяйствующих субъектов41.
В инвестиционной сфере под экономической безопасностью подразумевают состояние, при котором гарантированы условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику. При этом обеспечение такой безопасности в инвестиционной сфере достигается проведением комплекса политических, технико-экономических, социальных и других государственных мероприятий, направленных на снижение инвестиционных рисков и угроз42.
С точки зрения защиты хозяйствую -щих субъектов от недружественных поглощений экономическая безопасность — это состояние имущественных отношений и институтов управления собственностью, при которых обеспечивается правовая и экономическая защищенность собственников, выражающаяся в эффективном формировании и использовании производственных и финансовых ресурсов при возникновении угроз43.
Большую работу в направлении научных исследований в определении сущности и содержания экономической безопасности провели ученые Академии экономической безопасности МВД России. Здесь сформирована научная школа под руководством А.Е. Городецкого, учеными которой экономическая безопасность рассматривается с позиций правоохранительных институтов и механизмов, призванных обеспечить условия для устойчивого развития различных сфер экономической деятельности. С другой стороны, под руководством профессора А.Г. Хабибули-на ведутся комплексные исследования экономико-правовых отношений в области обеспечения экономической безопасности. Это позволяет всесторонне изучать это явление на основе экономи-
ческих и юридических наук. Большой вклад в разработку основных сущностных элементов изучаемого нами понятия внесли такие ученые Академии экономической безопасности МВД России как: В.Н. Анищенко, А.Т. Алиев, В.Ф. Гапоненко, А.Е. Городецкий, Р.В. Илюхина, М.Г. Ионцев, Н.П. Куп-рещенко, Н.Ф. Кузовлева, Ю.В. Конева,
A.Б. Корсак, Ю.А. Лукаш, Д.В. Ломакин, А.Е. Молотников, Ю.Ф. Нардюжев,
B.В. Наумов, С.А. Погодин, Н.Б. Рудык, А.Г Хабибулин, В.М. Яковлев и др.
Анализ научных трактовок экономической безопасности показал, что в научных трудах это понятие рассматривается в качестве выражения состояния объекта экономической безопасности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.
По справедливому мнению А.Ц. Ха-таева 44, условно можно выделить следующие основные методологические подходы к определению сущности экономической безопасности:
> отождествление понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность», выражение содержания этих категорий через посредство защиты национальных, государственных и общественных интересов;
> определение экономической безопасности в качестве механизма обеспечения устойчивости экономики государства, социально-экономической системы, а также независимости экономики от воздействия внешних рынков, экономической политики международных институтов, властных структур страны;
> определение сущности экономической безопасности в виде национальной экономической безопасности как состояния национального хозяйства, обеспечивающего экономический суверенитет, увеличение экономического потенциала и повышение качества жизни при участии в международной экономической системе. При этом содержание экономической безопасности определяется с учетом глобализации мирового хозяйства, влияния внешних и внутренних угроз.
А.Ц. Хатаев рассматривает понятие «обеспечение экономической безопасности» как экономико-правовые отношения, способствующие независимости государства, созданию условий для стабильности и эффективной жизнедеятельности
общества, достижению экономического роста. Это обусловлено тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие «национальная безопасность» будет более полным при оценке жизнеспособности экономики, ее устойчивости к возможным внешним и внутренним угрозам45.
В целом в сфере государственного управления обеспечение экономической безопасности — это деятельность государственных органов по осуществлению государственной политики, направленной на эффективное управление силами и средствами, с одной стороны, для создания условий устойчивого экономического роста Российской Федерации, достижения достойного качества и уровня граждан жизни экономическими методами, с другой — по осуществлению противодействия преступности в экономической сфере, которое включает профилактику экономической преступности, собственно борьбу с криминальными проявлениями, а также устранение причин и условий, порождающих такие явления.
Следуя последним тенденциям законотворчества, разработчики Стратегии дали определение системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая силы и средства обеспечения национальной безопасности. Отталкиваясь от законов формальной логики, можно предположить, что система обеспечения экономической безопасности включает определенную часть указанных сил и средств, целью которого является противодействие внутренним и внешним угрозам в экономике России. Однако такое определение, по мнению автора, не является до конца содержатель-
ным. Следуя изложенной в настоящей статье позиции, необходимо дать следующее определение системы обеспечения экономической безопасности: «Система обеспечения экономической безопасности — это целостная, упорядоченная, расположенная в определенной организации совокупность сил и средств, находящихся в определенных связях и отношениях, и предназначенная для выявления внутренних и внешних угроз экономики России, осуществления действенного механизма их нейтрализации, создания условий эффективного экономического роста, достижения достойного качества и уровня жизни граждан Российской Федерации».
Сформулированное определение, по мнению автора, не претендует на оригинальность. Однако оно содержит основные признаки системы обеспечения экономической безопасности. Во-первых, это целостная совокупность элементов. Она имеет определенную организацию, структуру (упорядоченность). В самом упрощенном плане элементы этой системы — силы и средства экономической безопасности. Цели и задачи, для которых создаются (созданы) элементы этой системы, интегрированы в систему целей и задач национальной безопасности.
Особенностью системы экономической безопасности России, на которую хотелось бы обратить внимание, является то, все ее элементы могут быть помещены в нее только исходя из принципа необходимости и достаточности. При этом функционирование каждого элемента в рамках системы изменяет их поведение (отношения между собой и с элементами среды), подчиняя его достижению основной цели создания системы.
Литература и примечания
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537.
2. Общее снижение экономики России за два последних квартала 2008 г., первый и второй кварталы 2009 г. составило 11 %.
3. Прогноз социально-экономического развития России на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru.
4. Газета «Наша версия». 2010. № 4 (229).
5. В результате выявлено более 10 тыс. правонарушений, связанных с оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также 1,6 тыс. преступлений. Пресечена деятельность 215 подпольных цехов, производивших алкогольную продукцию. Из незаконного оборота изъято почти 272 тыс. литров этилового спирта, около 164 тыс. литров денатурированного спирта, примерно 3 млн литров готовой алкогольной продукции, из них свыше 55 тыс. литров оказались опасными для жизни и здоровья граждан. Размер причиненного ущерба составляет без малого 210 млн руб. (из интервью первого заместителя начальника ДЭБ МВД России генерал-майора милиции А. Хорева газете «Наша версия»).
6. «Подведены итоги оперативно-служебной деятельности подразделений УВД по борьбе с экономическими преступлениями» // http://www.sakhalin.info/uvd/60146.
7. Актуальные проблемы экономической безопасности в курсе экономики: учебно-метод. пособие / под ред. В.М. Дейнеги. М., 2009. С. 85.
8. Прогноз социально-экономического развития России на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru.
СО
О!
О СЧ
О
о о а
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
9. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
10. Атомимзм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.
11. Политеизм — античное представление сверхъестественного мира как иерархии богов, каждый из которых имеет свою индивидуальность и определенную сферу управления в природе и обществе.
12. Телеология (греч. telos — «завершение, цель»; teleos — «достигший цели» и logos — «учение») — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.
13. Парменид, 145 / Диалоги Платона // http://psylib.org.ua / books / plato01 /24parme.htm. См. также: Гайденко П.П. Проблема единого и многого и решение ее Платоном // http://www.philosophy.ru/library/gaid/gaid.html.
14. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М.: Дружба народов, 2003. С. 22.
15. В частности, Гольбах П.А. при построении системы природы исходил из понятия, что свойства вещества, их сочетания образуют сущность всего существующего, а различие этих сущностей определяет системы, которые они представляют собой.
16. Тектология (от греч. tekton — «строитель, творец» и logos — «учение»).
17. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. Том II. Глава VI.
18. Богданов А.А. называет их комплексами.
19. Изоморфизм (от «изо...» и греч. morphй — «вид, форма»): 1) сходство свойств элементов или их совокупностей, определяющее их способность замещать друг друга в каких-нибудь соединениях; соответствие объектов, тождественных по своей структуре; 2) сходство в чертах строения, организации чего-нибудь.
20. У. Уивер выделял три этапа усложнения предметов: организованная простота, беспорядочная сложность, организованная сложность (см. напр.: Уивер У. Наука и сложность / пер. с англ. С.Я. Хохлова / Science and Complexity / By Warren Weaver. Rokfeller Foundation, New York City // American Scientist. 1948. P. 36. http://www.ceptualinstitute.com/genre/weaver-1947b.htm).
21. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М.: Дружба народов, 2003. С. 44.
22. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
23. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М.: Дружба народов, 2003. С. 49.
24. Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 8
25. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. С. 15
26. Юдин Б.Г. называет такое представление функционально-организменным.
27. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1971.; Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Вопросы философии. 1973. № 6.
28. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974; Фетисов В.А. Основы системного анализа. со М., 1988.
oj 29. Дреник Р. Принцип причинности и прогнозируемость сигналов. В кн.: Общая теория систем / пер. с англ. В.Я. Алтаева и Э.Л. Наппельбаума. М.: Мир, 1966. С. 160.
30. Месарович М. Основание общей теории систем // Общая теория систем. М.: Мир, 1966. С. 34.
31. Монада (др.-греч. мпнЬт — «единица, простая сущность»), по Готфриду Лейбницу (1714 г.) — невидимая О метафизическая частица, несущая в себе некую информацию.
32. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики и безопасности. М.: Дружба народов, 2003. С. 54.
33. Пирумов В.С. Стратегия выживания социума. Системный подход в исследовании проблем геополитики
0 и безопасности. М.: Дружба народов, 2003. С. 56.
34. Большая советская энциклопедия. Третье издание. В 30 томах / гл. редактор А.М. Прохоров. М., 1970—1978. (3L 35. «Среда — есть совокупность всех объектов, изменение которых влияет на систему, а также тех объектов, rf чьи свойства меняются в результате поведения системы» / Холл А.Д. Фейджин Р.Е. Определение поня-0Q тия «система». В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969.
^ 36. Википедия / http://ru.wikipedia.org/wiki.
37. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 / СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117. н 38. Стрельников К.А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного государства: автореф. дисс. ... к.ю.н. Нижний Новгород, 2004. С. 3.
1 39. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. £ 1994. № 2. С. 4.
40. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 43.
41. Корсак А.Б. Система обеспечения экономической безопасности мегаполиса: автореф. дисс. ... д.э.н. М., ф 2008. С. 14.
42. Кучумов А.В. Обеспечение экономической безопасности в инвестиционной сфере России: автореф. дисс. ... к.э.н. М., 2007. С. 9.
5 43. Беседин М.Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: авто-
см
реф. дисс. ... к.э.н. М., 2007. С. 7.
т 44. Хатаев А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности: монография. М., 2007. С. 21. 45. Хатаев А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту нарко-
2
0
1 тиков и обеспечение экономической безопасности: монография. М., 2007. С. 22. *
0 S 5
2
ф
d
л *
<1
*
5
1
н
о ф
со