Научная статья на тему 'Рыночная трансформация содержания категории "экономическая безопасность"'

Рыночная трансформация содержания категории "экономическая безопасность" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трысячный Владимир Иванович

Рассматриваются теоретические аспекты экономической безопасности. Раскрыта эволюция и содержание данной категории. Приведена классификация опасности по основным признакам. Проанализированы современные определения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of economic safety are considered. Evolution and the maintenance of the given category is opened. Classification of danger by the basic signs is resulted. Modern definitions of national safety are analysed.

Текст научной работы на тему «Рыночная трансформация содержания категории "экономическая безопасность"»

фикационная функция потребления видоизменяется с течением времени и различается в разных сообществах, но, несмотря на усиление процессов стандартизации потребляемых благ, элитные блага становятся, с одной стороны, областью для поиска новых форм статусного "отгораживания" от "массового" потребителя. С другой стороны, элитное потребление является неким эталоном, целевой установкой развития массового потребления; элитное потребление "прокладывает" дорогу

новым видам услуг, новым товарам, для широкого проникновения которых на рынки необходимо время и соответствующее "признание" со стороны различных групп населения. Позитивное влияние потребительских практик элитного потребления как социального образца на жизненные стандарты населения стимулирует предпринимательскую, социальную, творческую активность всех прочих групп населения, тем самым формируют базу для экономической активности общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У.

Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2007.

2. Сергеев А.М., Бойченко Е.А. Поведение потребителей. М.: Эксмо, 2006.

3. Меликян О.В. Поведение потребителей. М.: Из-дательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.

4. Статт Д. Психология потребления. М., 2003.

5. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб.: Питер, 2001.

6. Ильин В.И. Проект "Социология потребления" // http://www.consumers. narod.ru/author.html.

7. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18.

8. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.

9. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни М.: Юрист, 1996.

10. Baudrillard J. Selected Writings. Edited by Mark Poster. Cambridge, UK: Polity Press, 1996.

11. Банникова Л.Н. Потребление как общесоци-

ологическая категория: предметное поле и основные аспекты анализа // Общественные науки. 2007. Вып. 3. № 51 (http: // proceedings. usu.ru).

12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.

13. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3 (http://ecsoc.msses.ru).

14. Ильин В.И Воздействие группы на поведение индивидов // Поведение потребителей (http:// marketing. spb.ru /read/m7/5.htm).

15. Иноземцев В. Л. Класс "интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 68.

16. Рощина Я.М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007;

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. С. 141.

18. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.

УДК 338.4:004

Трысячный В.И.

Рыночная трансформация содержания категории "экономическая безопасность"

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет крайнюю актуальность постоянного государственного управления по обеспечению экономической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется всеми коренными политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в России и во всем мире.

Развитие общественной жизни связано с возрастанием количества условий и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, интересам общества и государства. Жизнедеятельность человеческого общества достигла такого уровня существования, когда обеспечение безопасности, самосохранения, выживания, как отдельного человека, так и мирового сообщества в целом, превращается в проблему, необходимость решения которой не оставляет сомнений.

Российская Федерация переживает сложный исторический период: идет процесс становления нового государственного строя, коренным образом меняются социально-экономические отношения. В итоге всех этих изменений Россия вступила в новую эру своего развития, когда, с одной стороны, преодолено состояние холодной войны и, тем самым, уменьшены военные противостояния и угрозы, а, с другой стороны, идет крайне болезненный процесс ломки сложившегося в течение десятилетий облика экономики и становлений нового ее устройства. На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел ряд внешних и внутренних угроз, большинство из которых порождены экономическими трудностями. Национальная безопасность России во все большей мере становится в зависимость от состояния российской экономики.

Геополитическое положение Российской Федерации, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, особенности самосознания россиян таковы, что настоятельно необходима адекватная экономическая поддержка ее исторически сложившегося международно-политического и военного статуса великой державы. Таким образом, материальной основой национальной безопасности России является ее экономический потенциал, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России за рубежом, социально-экономическую стабильность российского общества, физическое и духовное развитие нации.

Безопасность является необходимым условием жизнедеятельности личности, стабильного функционирования и прогрессивного развития общества и государства, самого существования человеческой цивилизации и представляет собой сложнейшее социально-политическое явление, смысл которого кажется доступным на интуитивном уровне. Однако, несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание остаются теоретически неисследованными. В этой связи, прежде чем перейти к рассмотрению сущности понятия "экономическая безопасность" отметим три важных с точки зрения нашего исследования аспекта.

Во-первых, на уровне общественного сознания безопасность выступает как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Это понятие употребляется применительно к самым различным процессам как природным, так и социальным. Оно отражает не только специфические признаки

феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типичное, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как цель, условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства.

Во-вторых, безопасность мажет трактоваться под углом зрения различных наук. В психологии - как ощущение, восприятие и переживание необходимости в защите жизненных (духовных и материальных) потребностей и интересов людей. В юриспруденции - как система установления правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод. В философии и социологии - как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности общества, его структур, институтов и порядков, при которых обеспечивается сохранение оптимального соотношения свободы и необходимости.

В-третьих, безопасность - это культурно-исторический феномен, т.е. самостоятельное явление, имеющее историческую форму, содержание, механизм возникновения, развития и поддержания.

Согласно словарю Робера, термин "безопасность" начал употребляться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищённым от любой опасности. Однако в этом значении он не вошёл прочно в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII века редко.

Сравнительно редкое употребление на протяжении почти шести веков термина "безопасность" объясняется, в частности, тем, что с середины XIII века все более широкое распространение получало иное понятие: полиция. Содержание его было чрезвычайно широким, оно трактовалось как государственное устройство, государственное управление, цель которого всеобщее благо и безопасность.

В ХVII-ХVIII веках практически во всех странах утверждается точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Поэтому термин "безопасность" получает в это время новую трактовку: состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.

Очевидно первым исследователем, который осмыслил феномен национальной безопасности в систематическом виде, был английский философ Т.Гоббс, еще в XVII в. выдвинувший идею о том, что для прекращения "войны всех против всех" и обеспечения внутреннего мира граждане подчиняются могущественному суверену, который, в свою очередь, берет обязательство прекратить внутреннюю религиозную и гражданскую войну. Но на международной арене, по мысли Гоббса, одна страна с неизбежностью должна бороться против остальных; и суверен, будь то государь при монархии или сообщество граждан при демократии, уполномочен сохранять внутренний мир, защищать жизнь и собственность людей от любой внешней опасности.

Выступая против такой постановки вопроса, И.Кант предлагал схему "постоянного мира" как моральной нормы, которой должны следовать все здравомыслящие люди. Его схема основана на убеждении, что систему наций-государств и главенствующие национальные интересы отдельного государства можно перестроить с помощью "просвещенного политического порядка" (республиканской конституции, федеративной государственной системы, всемирного гражданства) с целью создать человеческое сообщество. Для Канта причина, вынуждающая нации-государства подчинить свои национальные интересы правилам международного права, - это рациональное побуждение и моральное обязательство каждого гражданина в отношении человеческого общества.

Третье направление мысли было представлено нидерландским юристом, историком и государственным деятелем Гуго Гроцием, который, как впоследствии и Кант, описывает международную политику в терминах взаимно координируемого сообщества государств. В противовес традиции Гоббса он в своем труде "О праве войны и мира" заявил, что государства не задействованы в простой борьбе, как гладиаторы на арене, а заведомо ограничены в своих конфликтах друг с другом общими правилами и институтами. Но, в отличие от Канта, Гроций согласен с посылкой Гоббса, что не отдельные индивиды, а суверенные государства выступают главными действующими лицами в международной политике. При этом международная политика не отражает ни всеобъемлющих противоречий между государствами, ни полного совпадения их интересов.

По Гроцию, правила международного поведения заключаются в том, чтобы все государства в своих взаимоотношениях были связаны нормами

общества, которое они собой являют. Но эти императивы предписывали бы не упразднение системы государств и ее замену универсальным человеческим сообществом, а признание постулатов сосуществования и сотрудничества в сообществе государств. При отсутствии наднациональной власти для регулирования взаимоотношений государств одних законов международного права недостаточно. Необходимо еще создание и известное добровольное подчинение многосторонним международным органам и институтам. Историческим примером развития институционализма стал Священный союз, созданный Венским конгрессом (1814-1815 гг.).

В нынешнюю эпоху не теряют своей актуальности все три подхода. В практике разработки концепции национальной безопасности различных стран Запада можно выделить элементы гоббсов-ского реалистического подхода и гроцианского рационалистического, приверженцы которого подчеркивают роль международного права, международных институтов и идею о том, что государства мира уже образуют в каком-то смысле международное сообщество.

Весьма длительный промежуток времени в России термин "безопасность" употреблялся редко. В "Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" от 14 августа 1881 года употреблен термин "государственная безопасность", но однопоряд-ковый с "общественной безопасностью". Но уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие "охранения общественной безопасности" как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска.

Советская юридическая наука и практика отказались от многих общепринятых терминов. Долгое время предпочтение отдавалось чрезвычайно широким и неопределённым понятиям "революционный порядок", "борьба с контрреволюцией". В 20-е годы в праве постепенно возобладала точка зрения о подчинении интересов личности интересам общества и государства. Доказательство сводилось к такой схеме: поскольку государство у нас пролетарское, то, охраняя и защищая интересы государства, мы тем самым надежно обеспечиваем права и интересы трудящихся, подавляющего большинства населения. Любое покушение на государственные интересы преследовалось гораздо более сурово, нежели аналогичные действия против личности.

Обеспечению государственной безопасности стало придаваться особое значение. Законодательное закрепление в июле 1934 года понятия "государственная безопасность" можно считать одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества. В сферу государственной безопасности были включены ситуации, возникающие в духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т.п.

Своеобразные подходы к понятию безопасности характерны для современной России. Возобновившиеся в 60-е годы исследования этой проблематики были обращены, в основном, к понятию "общественная безопасность" и связанным с ней категориям — "источник повышенной опасности", "причинение вреда источником повышенной опасности", "угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде". Эти основные положения с известной степенью модификации и легли в основу закона РФ "О безопасности", который определяет, не совсем удачно по мнению большинства специалистов, безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития граждан, общества и государства. Некоторая аморфность такого определения вынуждает ученых предлагать собственные дефиниции различных видов безопасности, в том числе и национальной.

Так, С.В. Степашин определяет безопасность как состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемому функционированию [4, 6].

Интересен подход к пониманию безопасности Л.И. Шершнева, который считает, что в основе концепции безопасности, ее структур и механизмов должно лежать новое мировидение, новое представление о целях и жизненно важных интересах и базовых ценностях России, ее роли и месте в мировом сообществе [5]. По мнению Митрохина В.И., безопасность есть мера защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей лич-

ности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом [3].

Безопасность есть результат социальной деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства. К этому основополагающему выводу мы приходим, применив системно-деятель-ностный подход в исследовании проблемы.

Осознание объекта деятельности по обеспечению безопасности позволяет эту деятельность представить в виде сложной системы, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных горизонтальных уровней (органических частей): обеспечение безопасности личности; обеспечение безопасности общества; обеспечение безопасности государства. В свою очередь, понимание предмета деятельности по обеспечению безопасности дает возможность выделить вертикальные уровни системы, то есть определить уровни безопасности. К ним можно отнести: обеспечение политической безопасности; обеспечение военной безопасности; обеспечение безопасности информационной, научно-технической и т.д.

Обобщая имеющиеся в юридической и политологической литературе дефиниции, можно отметить, что национальная безопасность может быть определена как состояние, при котором надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), до минимального уровня снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства.

В перечне предметных сфер национальной безопасности особое место принадлежат экономической безопасности. С известной степенью осторожности можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, в свою очередь, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом одной из основ (базисов) национальной безопасности.

Экономическая безопасность предполагает поддержание экономики на той стадии развития, который обеспечивал бы нормальные жизненные условия для населения, сложившиеся в стране, в частности, его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для экономического развития и создания условий жизни населения.

В самом первом приближении национальная экономическая безопасность означает защиту экономики страны от опасных воздействий. Последние могут быть как сознательно вызваны недружественным источником, так и явиться результатом "стихийной игры рыночных сил".

Опасными могут считаться такие воздействия, которые приводят к ухудшению экономического положения страны до критического уровня. Это может быть, например, такое ухудшение условий жизни, с которым население не готово мириться и которое поэтому может вылиться в социальные потрясения, угрожающие существованию экономической и политической систем.

Академик Л.Абалкин определяет экономическую безопасность как "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1]. В этом определении стоит обратить внимание на такие параметры, как независимость, стабильность, устойчивость, способность к развитию, т.е. обновлению и самосовершенствованию. А. Архипов, А. Городецкий и Б. Михайлов считают, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь [2].

В данном определении присутствуют все значимые компоненты безопасности, но опушено понятие жизненно важных интересов (целей). Мы разделяем высказанную в литературе точку зрения о том, что целью безопасности должно быть все же не удержание экономики от падения, а рост, не противодействие ее ослаблению, а содействие ее усилению. В условиях, когда все развиваются, нельзя не следовать всеобщему примеру, если кто-то хочет хотя бы сохранить свое положение по отношению к окружающему миру. В этом смысле весьма ценно замечание Н.Косолапова о том, что в США главной гарантией независимости страны признается поддержание и укрепление всеобъемлющей конкурентоспособности страны в мире, причем понимаемой не только в финансо-

вом, экономическом, внешнеторговом смыслах и отношениях, но шире: как место страны в мировой науке и технике, культуре и информации, доля и роль в мировом общении, в открытиях, изобретениях и нововведениях.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации цель ее разработки и реализации определена как обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

В России разработка стратегии экономической безопасности также осуществляется в рамках Совета Безопасности его межведомственной комиссией по экономической безопасности. Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание индивидуально у каждой страны и обусловливает какой должна быть политика государства, чтобы его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены, ее граждане жили в уважаемом во всем мире государстве, а руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всех частях мира.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе, среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных регионах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей. Соответственно этому говорят о внутренней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исключительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

Спонтанное неконтролируемое развитие противоречий может привести к тому, что поставленные обществом экономические цели не будут достигнуты, либо приведут к росту преступности. Такое положение может рассматриваться как опасность социальной системе, если конечно, провозглашенные цели были действительно актуальны и социально значимы.

Таким образом, экономическая безопасность непосредственно связана с текущим состоянием экономики, совокупностью условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики Российской Федерации.

Содержательная эволюция понятия безопасности, в том числе и экономической, непосредственно связана с эволюцией понимания цели функционирования государства. В центре многих теоретических воззрений о целях государства в той или иной мере лежат идеи народного благосостояния, безопасности,

свободы, права. Это характерно, например, для эвдемонистически-утилитарной и близкой к ней этической теории, которые являются, пожалуй, древнейшими из телеологических теорий государства. Суть первой: благосостояние индивида и общества составляет высшую и единственную цель всех публичных учреждений (поэтому данную теорию иногда именуют теорией народного благосостояния); этическая же теория рассматривает благо в достижении нравственною идеала. Даже современные утилитарные системы морали рассматривают государство как учреждение, служащее общей пользе.

Ни правовое государство, ни гражданское общество не могут существовать без устойчивого экономического базиса, в основе которого лежит экономическая безопасность и ее составная часть - экономическая защищенность социального качества (духовного и физического) личности, социальных групп и общества в целом, высокий уровень жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-14.

2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. М.: 1995. С. 74.

3. Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 25.

4. Степашин С.В. Безопасность человека и обще-

ства (политико-правовые вопросы): Монография СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1994. С. 23.

5. Шершнев Л.И. Безопасность: государственные и общественные устои // Безопасность. Информационный сборник. 1994. № 4(20). С. 12-13.

6. Экономическая безопасность РФ: Учебник для вузов. Ч. 1. / под общ. ред. С.В. Степашина. Всероссийская государственная налоговая академия. СПб. Унив. МВД России: изд. "Лань", 2001. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.