Научная статья на тему 'К вопросу о понятии родительство и его сущности'

К вопросу о понятии родительство и его сущности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3152
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / ДЕТИ / СЕМЬЯ / PARENTING / MOTHERHOOD / FATHERHOOD / CHILDREN / FAMILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лущенко Э.М., Некрасов С.И.

Статья посвящена рассмотрению родительства как социально-философского феномена. Рассмотрены основные функции института материнства и отцовства, а также влияние родителей на формирование личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NOTION OF "PARENTHOOD" AND ITS ESSENCE

The article is devoted to parenting as a social and philosophical phenomenon. The main functions of the institution of motherhood and fatherhood, as well as the infl uence of parents on the formation of the child.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии родительство и его сущности»

10. Perepiska svjashhennika Pavla Aleksandrovicha Florenskogo so svjashhennikom Sergiem Nikolaevichem Bulgakovym. Sost. igumen Andronik (Trubachev)]. Tomsk: Vodolej, 2001.

11. Shmeman Aleksandr, prot. Dnevniki. 1973—1983. Sost. i podgot. teksta Ul'jany Shmeman, Nikity Struve, Eleny Dorman. M.: Russkij put', 2005.

12. Rejtlinger Ju.N. i o. Sergij Bulgakov. Dialog hudozhnika i bogoslova. Dnevniki. Zapisnye knizhki. Pis'ma. Sost., podgot. teksta, predisl., komment., primech. Bronislavy Popovoj. M.: Nikeja, 2011.

УДК 37.018.26 Э.М. ЛУЩЕНКО

соискатель кафедры философии и культурологии МГУ ПС (МИИТ)

E-mail: ele4ka6@mail.ru С.И. НЕКРАСОВ

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА

UDC 37.018.26 E.M. LUSCHENKO

Competitor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Moscow State Railwaus University E-mail: ele4ka6@mail.ru S.I. NEKRASOV

Doctor of Philosophy, Professor, Department of Humanities, Social and Political Sciences MSTUCA

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «РОДИТЕЛЬСТВО» И ЕГО СУЩНОСТИ ON THE NOTION OF «PARENTHOOD» AND ITS ESSENCE

Статья посвящена рассмотрению родительства как социально-философского феномена. Рассмотрены основные функции института материнства и отцовства, а также влияние родителей на формирование личности ребенка.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, дети, семья.

The article is devoted to parenting as a social and philosophical phenomenon. The main functions of the institution of motherhood and fatherhood, as well as the influence of parents on the formation of the child.

Keywords: parenting, motherhood, fatherhood, children, family.

В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современном мире «родительство» переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детскородительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Следует отметить, что понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни.

Родительство - сложное социальное явление, уникальное как для отдельного человека, так и для общества в целом. Выступая, с одной стороны, необходимым условием обеспечения воспроизводства будущих поколений, а с другой - элементом личностной сферы человека, родительство является одним из наиболее значимых ценностей культуры. В общении с родителями, в процессе совместной деятельности с ними ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе, приобщается к человеческой культуре, приобретает ин-

дивидуальные черты, которые постепенно образуют неповторимые личные качества. И социальность для него представлена первоначально, главным образом, родителями. С первого момента отношения ребенка с родителями носят социокультурный характер и становятся моделью для всех последующих отношений. Таким образом, родительство служит связующим звеном между человеком и обществом, его культурой.

Как социокультурный феномен родительство несет в себе отражение всего хода развития человеческой культуры, всего накопленного социального опыта, главных ориентиров, норм общения, выступая своеобразным индикатором состояния общества в целом. Современные проблемы родительства являются коренными социальными проблемами и нуждаются в системном исследовании как с точки зрения выявления специфики данного социального феномена и особенностей его взаимовлияния и взаимосвязи с обществом, так и с точки зрения определения возможных тенденций развития в будущем. Проблемы отношений родителей и детей всегда были актуальны и вызывали большой научный и практический интерес. В последние десятилетия эволюция родительских отношений стала объектом пристального изучения во всем мире. Причина

© Э.М. Лущенко, С.И. Некрасов © E.M. Luschenko, S.I. Nekrasov

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,

этого - понимание значимости данного феномена для общества и осознание существенных изменений, произошедших в родительских отношениях на протяжении времени.[2, с.226]

В широком смысле родительство представляет собой сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее как с обществом в целом, так и с отдельными его элементами. Родительство можно охарактеризовать как совокупность субъектов, многоплановых, разнохарактерных отношений, событий, процессов, социальной практики, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности людей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум. Проблема соотношения родительства и семейной системы напрямую связана с определением понятий «семья» и «родительство». Как правило, под семьей принято подразумевать группу проживающих совместно людей, связанных брачными, кровнородственными отношениями или отношениями свойства. В рамках института родительства реализуются роли отца, матери, родителя, ребенка, сына, дочери и т.д., каждая из которых обладает своим социальным, правовым, экономическим статусом. [5, с. 43]

Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери, отца и других родственных уз. Процесс индивидуализации заботы о потомстве претерпел определенную эволюцию, прежде чем сконцентрировался на усилиях кровных родителей - матери и отца. Конечное утверждение индивидуального материнства и отцовства происходит в условиях достаточно развитой цивилизации. Хотя, как указывают этнографические данные, уже на высших ступенях дикости матери начинают заботиться о своих собственных детях. Эта забота сводилась главным образом к основным функциям, необходимым для ухода за ребенком, сохранения жизни, физического развития и для приобретения важнейших знаний и опыта.

Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, также имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов.

Материнство является одной из наиболее значимых ценностей культуры. Первое социальное отношение ребенка - его отношение с матерью. С момента возникновения оно имеет социокультурный характер и служит в качестве модели для всех последующих отношений. Именно в общении с матерью, в процессе совместной деятельности с нею ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе, и социальность для него представлена первоначально, главным образом, матерью. Образ мира он отождествляет с образом матери. В процессе общения с нею ребенок постепенно усваивает тот образ мира, который сформировался у матери. Только через мать ребенок может приобщиться к человеческой культуре, приобрести необходимые индивидуальные черты, которые образуют духовно-эмоциональный фон личности, включающий нравственно- эстетические цен-

ности, оригинальные и неповторимые личные качества. [4, с.27]

Что касается понятия материнства, то здесь имеются определенные сложности. Во-первых, материнство не рассматривалось как целостный феномен. В тех случаях, когда материнство рассматривалось как социальная роль, функция женщины, связанная с беременностью и родами, определенный период в жизни женщины и т.п., данное понятие не эксплицировалось, а иногда заменялось другими. «Женщина - мать», «период активной репродуктивной деятельности» и др.

Во-вторых, в имеющейся справочной литературе оно либо вообще не упоминается, как, например, в Большой советской энциклопедии, либо идет через запятую со словом «мать».

И только в Словаре Ожегова С.И. и Толковом словаре под редакцией Ушакова Д.Н. находим следующие значения этого слова: материнство - это 1) беременность, роды, кормление - как функция женщины-матери; 2) родственная связь матери с детьми: материнское чувство (а), чувство материнства, инстинкт материнства, материнская любовь; 3) то, что является источником, давшим жизнь кому-чему-нибудь, откуда черпают силу, энергию, жизнеспособность; 4) переносное значение: «кузькина мать», «крестная мать», «посаженая мать», «мать честная» и т.п.

Как явствует из перечисленных значений, материнство как целостное явление, не представлено. В качестве исходного рабочего понятия можно предложить следующее: в самом общем виде материнство можно определить как исторически сложившийся механизм воспроизводства человека, обусловленный по форме биопсихофизиологически, а по существу являющийся социокультурным феноменом.

Как институциализированная форма репродуктивной деятельности оно оформляется очень рано: уже в период разложения первобытного общества, с появлением кровно-родственной семьи. На этом этапе появляются первые табу, регламентирующие половое поведение, формирующие половозрастные, социальные роли и основные социокультурные ориентиры соответствующие им, отражающие матриархатную организацию общества.

Культура в своих глубинных основаниях является матриархатной. В философско-культурологическом плане и в плане генезиса культуры материнство выступает как точка отсчета человечности, «золотой запас» человеческой культуры, механизм, посредством которого продуцируются, репродуцируются и транслируются культурные ценности. Именно в этом состоит новизна подхода, который позволил иначе взглянуть на материнство как на целостность, которая несводима к частям, отдельной функции или роли. [1, с.24]

Такой подход позволяет выявить те основания, истоки культуры и механизмы, которые ее формируют, развивают, сохраняют, возрождают. Роль, место, значимость материнства в этом процессе уникальна, и нам трудно ее представить, понять, оценить.

Женское, а точнее материнское, начало образует

архаичный пласт культуры (а над ним патриархатный пласт) и через него можно проследить нити, связи (в том числе и институциональные) практически со всеми культурными феноменами как на родовом, так и на индивидуальном уровне. [1, с.25]

Сегодня можно констатировать то, что патриар-хатная цивилизация (цивилизация как форма развития культуры) себя исчерпала, как это было ранее с матриар-хатной, и теперь обнаруживается тенденция к формированию биархатной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, а также глубинные перемены, происходящие в мировой культуре: в частности, коренная ломка в жизненных ролях мужчин и женщин и соответствующие изменения социокультурных стереотипов половых ролей, образцов поведения, норм морали, принципов взаимоотношений между людьми. И в этих условиях материнство как важнейший механизм сохранения и трансляции базовых общечеловеческих ценностей выступает стабилизирующим фактором культуры, обеспечивающим ей устойчивость и преемственность. Какие бы коренные изменения не происходили в социокультурных ролях: нивелирование различий, рокировка ролей, но эта одна - неизменна, постоянна и здесь невозможна взаимозаменяемость мужчин и женщин, а лишь их единство и взаимодополняемость. [6, с.142]

Необходимо отметить, что в кризисные для социума моменты материнство выступает едва ли не единственным гарантом стабильности. Произойдут какие угодно катаклизмы, но жизнь, зародившаяся в материнском лоне, будет развиваться по тем же законам, что и до этого катаклизма, и по тем же законам осваивать азбуку человеческой культуры.

Специфическая особенность материнства как важнейшего механизма трансляции культуры состоит в том, что оно не погружено целиком в социум, не принадлежит ему полностью, а лежит как бы между природой и культурой. Именно в этом его уникальность, исключительность, ценность.

Материнство как бы соединяет природу и культуру. То, что человек получает при родах, включает и саму окружающую природу (географическую среду, климат, ландшафт и т.п.), и то, что он получает от рода, родовую культуру, культурный фундамент, в котором вызревают основные архетипы культуры.

Материнство выступает как своеобразный гарант стабильности, не подверженный в своих сущностных характеристиках колебаниям социума прежде всего потому, что материнство существует в социуме, а питается из природы. Генетическая заложенность, неистребимость инстинкта материнства гарантирует воспроизводство человека в физическом и социокультурном плане. Очень хорошо эту особенность материнства как гаранта стабильности и репродукции социума понимали в древности, что нашло свое отражение в мифологических представлениях и традициях различных народов.

Под отцовством понимается социальное явление, исторически возникшее в моногамной семье, сущность которого состоит в готовности мужчины взять на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей.

Феномен отцовства - не абстрактная категория и не теоретический конструкт, он конституирует повседневную жизнь людей, традиционно ассоциируясь с порядком и стабильностью, с надежностью и защитой. Обесценивание роли отцовства в условиях кризиса института семьи инициирует риск потери гендерной идентичности и кризис маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужской и женской роли и деятельности. Отцовство - одно из главных проявлений мужской идентичности.

Термин «отцовство», имеющий длительную историю, неоднозначен: отцовство (fatherhood) понимается как социальный институт, система прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и структуре семьи. Другое значение термина «отцовство» (fathering) - реальные практики, т. е. деятельность, связанная с выращиванием и воспитанием детей. Отцовская идентификация - процесс осознания себя в качестве родителя и принятие (или отрицание) имеющихся культурных норм поведения отца (принятие соответствующей роли). Феномен отцовства, так же как и материнства, может быть рассмотрен с двух точек зрения: как обеспечение условий развития ребенка и как часть личностной сферы мужчины. Оба этих подхода взаимосвязаны: они рассматривают один и тот же феномен с точек зрения двух его функций. Изучение отцовства с первой точки зрения включает анализ личностного вклада отца в развитие ребенка (детей). Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить функции самореализации мужчины. Истоком отцовства как социального бытия является осуществление человеческого начала в человеке. [3, с.417]

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной всегда были признанной областью социологических, психологических, атропологических исследований, ныне же они - неотъемлемая часть истории культуры. Правда, эта сторона социального поведения была признана частью культурологических изысканий, аспектом исследований общественного сознания. Современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Но, безусловно, участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, а при условии четкого разделения родительских ролей оказывает положительное влияние на развитие детей.

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Андреева Н.И. Женщина и общество: социально-философский аспект. Автореф.канд. дис. Ставрополь, 1994. С. 23 - 25.

2. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М., 2008. С. 225-230.

3. Ерников Н.А. Мужчина: школа практической психологии. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. С. 416 -420.

4. МихееваА.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографическиеаспекты. Новосибирск, 2001, С. 25-30.

5. ОвчароваР.В. Родительство как психологический феномен. М., 2006, С. 43-45.

6. Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии. Иваново, 2005, С. 142-145.

References

1. Andreeva N. Women and society: social and philosophical aspect. Avtoref.kand. dis. - Stavropol, 1994, p. 23 - 25.

2. Gourko T.A. Marriage and parenthood in Russia. Moscow, 2008, p. 225-230.

3. Rivals N.A. Man: School of Applied Psychology. - M.: "RIPOL KLAS - SIC", 2001, p. 416 -420.

4. Mikheev A.R. Marriage, family, parenthood: sociological and demograficheskieaspekty. Novosibirsk, 2001, p. 25-30.

5. OvtcharovaR.V. Parenthood as a psychological phenomenon. M., 2006, p. 43-45.

6. Khasbulatova O.A. Russian gender politics in the twentieth century. Ivanovo, 2005, p. 142-145.

УДК 111.8 UDC 111.8

Д.В. МАЛАХОВ D.V. MALAKHOV

аспирант кафедры философии и методологии науки graduate student of department of philosophy and science Белорусского государственного университета methodology, Belarusian state university

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА СУБЪЕКТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

THE TRANSCENDENTAL NATURE OF THE SUBJECT AS A PROBLEM OF MODERN PHILOSOPHICAL -METHODOLOGICAL CONSCIOUSNESS

В контексте феноменологического движения рассматривается проблема субъекта научной рациональности. Акцентируется характер философской рефлексии и её значение в формировании мотивированной активности субъекта научной рациональности - трансцендентального Я, специфическим образом воплощающего идею непосредственного схватывания реальности.

Ключевые слова: научная рациональность, субъект научной рациональности, феноменология, трансцендентальное Я, метафизика процесса, логос, чистое сознание.

In a context of phenomenological movement the problem of the subject of scientific rationality is considered. Character of a philosophical reflexion and its value in formation the reasonable activity to the subject of the scientific rationality - Transcendental Ego, in unusual way embodying idea of the directly grasping the reality is accented.

Keywords: scientific rationality, subject of scientific rationality, phenomenology, transcendental Ego, metaphysics of process, logos, singular consciousness.

В попытках ответить на животрепещущие вопросы современности обращение к научной рациональности как квинтэссенции разумной человеческой способности имеет глубокие бытийные и этические корни. Сущностная потребность разума перейти от мнения к достоверности, стремление духа освободиться от идолов и обратиться к тому, что действительно есть, воплощаются в научном знании как в свидетельстве о реальном присутствии истины. Проблемное поле научной рациональности представляет собой арену, на которой разворачивается драма осмысления: может ли конкретная жизнь во всём богатстве и противоречивости стремлений выступить в качестве фундамента объек-

© Д.В. Малахов © D.V. Malakhov

тивного характера научного знания? Гносеологическая проблематика этого вопроса редуцируется к определению степени и характера включённости субъективных факторов в познавательный процесс, который реконструируется в качестве сохраняющего объективный эпистемологический статус научного знания.

Реконструкция процесса научного познания основывается на философском и научно-методологическом уровнях рефлексии, расширяющих понятие субъекта научного познания до понятия субъекта научной рациональности, в поле которой и происходит проблематиза-ция субъективных факторов в контексте объективного содержания познания. Статус процедуры рефлексии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.