10. Perepiska svjashhennika Pavla Aleksandrovicha Florenskogo so svjashhennikom Sergiem Nikolaevichem Bulgakovym. Sost. igumen Andronik (Trubachev)]. Tomsk: Vodolej, 2001.
11. Shmeman Aleksandr, prot. Dnevniki. 1973—1983. Sost. i podgot. teksta Ul'jany Shmeman, Nikity Struve, Eleny Dorman. M.: Russkij put', 2005.
12. Rejtlinger Ju.N. i o. Sergij Bulgakov. Dialog hudozhnika i bogoslova. Dnevniki. Zapisnye knizhki. Pis'ma. Sost., podgot. teksta, predisl., komment., primech. Bronislavy Popovoj. M.: Nikeja, 2011.
УДК 37.018.26 Э.М. ЛУЩЕНКО
соискатель кафедры философии и культурологии МГУ ПС (МИИТ)
E-mail: [email protected] С.И. НЕКРАСОВ
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА
UDC 37.018.26 E.M. LUSCHENKO
Competitor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Moscow State Railwaus University E-mail: [email protected] S.I. NEKRASOV
Doctor of Philosophy, Professor, Department of Humanities, Social and Political Sciences MSTUCA
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «РОДИТЕЛЬСТВО» И ЕГО СУЩНОСТИ ON THE NOTION OF «PARENTHOOD» AND ITS ESSENCE
Статья посвящена рассмотрению родительства как социально-философского феномена. Рассмотрены основные функции института материнства и отцовства, а также влияние родителей на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство, дети, семья.
The article is devoted to parenting as a social and philosophical phenomenon. The main functions of the institution of motherhood and fatherhood, as well as the influence of parents on the formation of the child.
Keywords: parenting, motherhood, fatherhood, children, family.
В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современном мире «родительство» переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детскородительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.
Следует отметить, что понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни.
Родительство - сложное социальное явление, уникальное как для отдельного человека, так и для общества в целом. Выступая, с одной стороны, необходимым условием обеспечения воспроизводства будущих поколений, а с другой - элементом личностной сферы человека, родительство является одним из наиболее значимых ценностей культуры. В общении с родителями, в процессе совместной деятельности с ними ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе, приобщается к человеческой культуре, приобретает ин-
дивидуальные черты, которые постепенно образуют неповторимые личные качества. И социальность для него представлена первоначально, главным образом, родителями. С первого момента отношения ребенка с родителями носят социокультурный характер и становятся моделью для всех последующих отношений. Таким образом, родительство служит связующим звеном между человеком и обществом, его культурой.
Как социокультурный феномен родительство несет в себе отражение всего хода развития человеческой культуры, всего накопленного социального опыта, главных ориентиров, норм общения, выступая своеобразным индикатором состояния общества в целом. Современные проблемы родительства являются коренными социальными проблемами и нуждаются в системном исследовании как с точки зрения выявления специфики данного социального феномена и особенностей его взаимовлияния и взаимосвязи с обществом, так и с точки зрения определения возможных тенденций развития в будущем. Проблемы отношений родителей и детей всегда были актуальны и вызывали большой научный и практический интерес. В последние десятилетия эволюция родительских отношений стала объектом пристального изучения во всем мире. Причина
© Э.М. Лущенко, С.И. Некрасов © E.M. Luschenko, S.I. Nekrasov
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - РИ1Ь080РИ1СЛ1,
этого - понимание значимости данного феномена для общества и осознание существенных изменений, произошедших в родительских отношениях на протяжении времени.[2, с.226]
В широком смысле родительство представляет собой сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее как с обществом в целом, так и с отдельными его элементами. Родительство можно охарактеризовать как совокупность субъектов, многоплановых, разнохарактерных отношений, событий, процессов, социальной практики, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности людей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум. Проблема соотношения родительства и семейной системы напрямую связана с определением понятий «семья» и «родительство». Как правило, под семьей принято подразумевать группу проживающих совместно людей, связанных брачными, кровнородственными отношениями или отношениями свойства. В рамках института родительства реализуются роли отца, матери, родителя, ребенка, сына, дочери и т.д., каждая из которых обладает своим социальным, правовым, экономическим статусом. [5, с. 43]
Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери, отца и других родственных уз. Процесс индивидуализации заботы о потомстве претерпел определенную эволюцию, прежде чем сконцентрировался на усилиях кровных родителей - матери и отца. Конечное утверждение индивидуального материнства и отцовства происходит в условиях достаточно развитой цивилизации. Хотя, как указывают этнографические данные, уже на высших ступенях дикости матери начинают заботиться о своих собственных детях. Эта забота сводилась главным образом к основным функциям, необходимым для ухода за ребенком, сохранения жизни, физического развития и для приобретения важнейших знаний и опыта.
Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, также имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов.
Материнство является одной из наиболее значимых ценностей культуры. Первое социальное отношение ребенка - его отношение с матерью. С момента возникновения оно имеет социокультурный характер и служит в качестве модели для всех последующих отношений. Именно в общении с матерью, в процессе совместной деятельности с нею ребенок усваивает первые понятия о мире, об обществе, и социальность для него представлена первоначально, главным образом, матерью. Образ мира он отождествляет с образом матери. В процессе общения с нею ребенок постепенно усваивает тот образ мира, который сформировался у матери. Только через мать ребенок может приобщиться к человеческой культуре, приобрести необходимые индивидуальные черты, которые образуют духовно-эмоциональный фон личности, включающий нравственно- эстетические цен-
ности, оригинальные и неповторимые личные качества. [4, с.27]
Что касается понятия материнства, то здесь имеются определенные сложности. Во-первых, материнство не рассматривалось как целостный феномен. В тех случаях, когда материнство рассматривалось как социальная роль, функция женщины, связанная с беременностью и родами, определенный период в жизни женщины и т.п., данное понятие не эксплицировалось, а иногда заменялось другими. «Женщина - мать», «период активной репродуктивной деятельности» и др.
Во-вторых, в имеющейся справочной литературе оно либо вообще не упоминается, как, например, в Большой советской энциклопедии, либо идет через запятую со словом «мать».
И только в Словаре Ожегова С.И. и Толковом словаре под редакцией Ушакова Д.Н. находим следующие значения этого слова: материнство - это 1) беременность, роды, кормление - как функция женщины-матери; 2) родственная связь матери с детьми: материнское чувство (а), чувство материнства, инстинкт материнства, материнская любовь; 3) то, что является источником, давшим жизнь кому-чему-нибудь, откуда черпают силу, энергию, жизнеспособность; 4) переносное значение: «кузькина мать», «крестная мать», «посаженая мать», «мать честная» и т.п.
Как явствует из перечисленных значений, материнство как целостное явление, не представлено. В качестве исходного рабочего понятия можно предложить следующее: в самом общем виде материнство можно определить как исторически сложившийся механизм воспроизводства человека, обусловленный по форме биопсихофизиологически, а по существу являющийся социокультурным феноменом.
Как институциализированная форма репродуктивной деятельности оно оформляется очень рано: уже в период разложения первобытного общества, с появлением кровно-родственной семьи. На этом этапе появляются первые табу, регламентирующие половое поведение, формирующие половозрастные, социальные роли и основные социокультурные ориентиры соответствующие им, отражающие матриархатную организацию общества.
Культура в своих глубинных основаниях является матриархатной. В философско-культурологическом плане и в плане генезиса культуры материнство выступает как точка отсчета человечности, «золотой запас» человеческой культуры, механизм, посредством которого продуцируются, репродуцируются и транслируются культурные ценности. Именно в этом состоит новизна подхода, который позволил иначе взглянуть на материнство как на целостность, которая несводима к частям, отдельной функции или роли. [1, с.24]
Такой подход позволяет выявить те основания, истоки культуры и механизмы, которые ее формируют, развивают, сохраняют, возрождают. Роль, место, значимость материнства в этом процессе уникальна, и нам трудно ее представить, понять, оценить.
Женское, а точнее материнское, начало образует
архаичный пласт культуры (а над ним патриархатный пласт) и через него можно проследить нити, связи (в том числе и институциональные) практически со всеми культурными феноменами как на родовом, так и на индивидуальном уровне. [1, с.25]
Сегодня можно констатировать то, что патриар-хатная цивилизация (цивилизация как форма развития культуры) себя исчерпала, как это было ранее с матриар-хатной, и теперь обнаруживается тенденция к формированию биархатной культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, а также глубинные перемены, происходящие в мировой культуре: в частности, коренная ломка в жизненных ролях мужчин и женщин и соответствующие изменения социокультурных стереотипов половых ролей, образцов поведения, норм морали, принципов взаимоотношений между людьми. И в этих условиях материнство как важнейший механизм сохранения и трансляции базовых общечеловеческих ценностей выступает стабилизирующим фактором культуры, обеспечивающим ей устойчивость и преемственность. Какие бы коренные изменения не происходили в социокультурных ролях: нивелирование различий, рокировка ролей, но эта одна - неизменна, постоянна и здесь невозможна взаимозаменяемость мужчин и женщин, а лишь их единство и взаимодополняемость. [6, с.142]
Необходимо отметить, что в кризисные для социума моменты материнство выступает едва ли не единственным гарантом стабильности. Произойдут какие угодно катаклизмы, но жизнь, зародившаяся в материнском лоне, будет развиваться по тем же законам, что и до этого катаклизма, и по тем же законам осваивать азбуку человеческой культуры.
Специфическая особенность материнства как важнейшего механизма трансляции культуры состоит в том, что оно не погружено целиком в социум, не принадлежит ему полностью, а лежит как бы между природой и культурой. Именно в этом его уникальность, исключительность, ценность.
Материнство как бы соединяет природу и культуру. То, что человек получает при родах, включает и саму окружающую природу (географическую среду, климат, ландшафт и т.п.), и то, что он получает от рода, родовую культуру, культурный фундамент, в котором вызревают основные архетипы культуры.
Материнство выступает как своеобразный гарант стабильности, не подверженный в своих сущностных характеристиках колебаниям социума прежде всего потому, что материнство существует в социуме, а питается из природы. Генетическая заложенность, неистребимость инстинкта материнства гарантирует воспроизводство человека в физическом и социокультурном плане. Очень хорошо эту особенность материнства как гаранта стабильности и репродукции социума понимали в древности, что нашло свое отражение в мифологических представлениях и традициях различных народов.
Под отцовством понимается социальное явление, исторически возникшее в моногамной семье, сущность которого состоит в готовности мужчины взять на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей.
Феномен отцовства - не абстрактная категория и не теоретический конструкт, он конституирует повседневную жизнь людей, традиционно ассоциируясь с порядком и стабильностью, с надежностью и защитой. Обесценивание роли отцовства в условиях кризиса института семьи инициирует риск потери гендерной идентичности и кризис маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужской и женской роли и деятельности. Отцовство - одно из главных проявлений мужской идентичности.
Термин «отцовство», имеющий длительную историю, неоднозначен: отцовство (fatherhood) понимается как социальный институт, система прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и структуре семьи. Другое значение термина «отцовство» (fathering) - реальные практики, т. е. деятельность, связанная с выращиванием и воспитанием детей. Отцовская идентификация - процесс осознания себя в качестве родителя и принятие (или отрицание) имеющихся культурных норм поведения отца (принятие соответствующей роли). Феномен отцовства, так же как и материнства, может быть рассмотрен с двух точек зрения: как обеспечение условий развития ребенка и как часть личностной сферы мужчины. Оба этих подхода взаимосвязаны: они рассматривают один и тот же феномен с точек зрения двух его функций. Изучение отцовства с первой точки зрения включает анализ личностного вклада отца в развитие ребенка (детей). Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить функции самореализации мужчины. Истоком отцовства как социального бытия является осуществление человеческого начала в человеке. [3, с.417]
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной всегда были признанной областью социологических, психологических, атропологических исследований, ныне же они - неотъемлемая часть истории культуры. Правда, эта сторона социального поведения была признана частью культурологических изысканий, аспектом исследований общественного сознания. Современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Но, безусловно, участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, а при условии четкого разделения родительских ролей оказывает положительное влияние на развитие детей.
09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES
Библиографический список
1. Андреева Н.И. Женщина и общество: социально-философский аспект. Автореф.канд. дис. Ставрополь, 1994. С. 23 - 25.
2. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М., 2008. С. 225-230.
3. Ерников Н.А. Мужчина: школа практической психологии. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. С. 416 -420.
4. МихееваА.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографическиеаспекты. Новосибирск, 2001, С. 25-30.
5. ОвчароваР.В. Родительство как психологический феномен. М., 2006, С. 43-45.
6. Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии. Иваново, 2005, С. 142-145.
References
1. Andreeva N. Women and society: social and philosophical aspect. Avtoref.kand. dis. - Stavropol, 1994, p. 23 - 25.
2. Gourko T.A. Marriage and parenthood in Russia. Moscow, 2008, p. 225-230.
3. Rivals N.A. Man: School of Applied Psychology. - M.: "RIPOL KLAS - SIC", 2001, p. 416 -420.
4. Mikheev A.R. Marriage, family, parenthood: sociological and demograficheskieaspekty. Novosibirsk, 2001, p. 25-30.
5. OvtcharovaR.V. Parenthood as a psychological phenomenon. M., 2006, p. 43-45.
6. Khasbulatova O.A. Russian gender politics in the twentieth century. Ivanovo, 2005, p. 142-145.
УДК 111.8 UDC 111.8
Д.В. МАЛАХОВ D.V. MALAKHOV
аспирант кафедры философии и методологии науки graduate student of department of philosophy and science Белорусского государственного университета methodology, Belarusian state university
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ПРИРОДА СУБЪЕКТА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
THE TRANSCENDENTAL NATURE OF THE SUBJECT AS A PROBLEM OF MODERN PHILOSOPHICAL -METHODOLOGICAL CONSCIOUSNESS
В контексте феноменологического движения рассматривается проблема субъекта научной рациональности. Акцентируется характер философской рефлексии и её значение в формировании мотивированной активности субъекта научной рациональности - трансцендентального Я, специфическим образом воплощающего идею непосредственного схватывания реальности.
Ключевые слова: научная рациональность, субъект научной рациональности, феноменология, трансцендентальное Я, метафизика процесса, логос, чистое сознание.
In a context of phenomenological movement the problem of the subject of scientific rationality is considered. Character of a philosophical reflexion and its value in formation the reasonable activity to the subject of the scientific rationality - Transcendental Ego, in unusual way embodying idea of the directly grasping the reality is accented.
Keywords: scientific rationality, subject of scientific rationality, phenomenology, transcendental Ego, metaphysics of process, logos, singular consciousness.
В попытках ответить на животрепещущие вопросы современности обращение к научной рациональности как квинтэссенции разумной человеческой способности имеет глубокие бытийные и этические корни. Сущностная потребность разума перейти от мнения к достоверности, стремление духа освободиться от идолов и обратиться к тому, что действительно есть, воплощаются в научном знании как в свидетельстве о реальном присутствии истины. Проблемное поле научной рациональности представляет собой арену, на которой разворачивается драма осмысления: может ли конкретная жизнь во всём богатстве и противоречивости стремлений выступить в качестве фундамента объек-
© Д.В. Малахов © D.V. Malakhov
тивного характера научного знания? Гносеологическая проблематика этого вопроса редуцируется к определению степени и характера включённости субъективных факторов в познавательный процесс, который реконструируется в качестве сохраняющего объективный эпистемологический статус научного знания.
Реконструкция процесса научного познания основывается на философском и научно-методологическом уровнях рефлексии, расширяющих понятие субъекта научного познания до понятия субъекта научной рациональности, в поле которой и происходит проблематиза-ция субъективных факторов в контексте объективного содержания познания. Статус процедуры рефлексии