Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОКТРИНА / СТРАТЕГИЯ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / NATIONAL INTEREST / INSTITUTIONALIZATION OF NATIONAL INTERESTS / NATIONAL SECURITY / DOCTRINE / STRATEGY / THREATS TO NATIONAL INTERESTS / STRATEGIC DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляев Валерий Петрович, Беляева Галина Серафимовна, Бидова Бэла Бертовна

Настоящая статья посвящена анализу особенностей институционализации национальной безопасности и национальных интересов в североамериканской традиции, а именно эволюции их правового закрепления и практики реализации в современных условиях. Устанавливаются и систематизируются особенности североамериканского подхода к вопросам стратегического планирования и разработке программных документов в области обеспечения национальной безопасности и национальных интересов. Характеризуется содержание Стратегий национальной безопасности США последних десятилетий в части закрепления в них национальных интересов и сфер их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of a concept of national interests and features of their legal fixing in North American tradition

The present article is devoted to the analysis of features of an institutionalization of national security and national interests in North American tradition, namely evolution of their legal fixing and practice of realization in modern conditions. Features of North American approach to questions of strategic planning and development of program documents in the field of ensuring national security and national interests are established and systematized. Content of Strategy of national security of the USA of the last decades regarding fixing in them the national interests and spheres of their realization is characterized.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ»

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЯХ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

БЕЛЯЕВ Валерий Петрович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета. E-mail: [email protected];

БЕЛЯЕВА Галина Серафимовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и процесса Белгородского государственного национального исследовательского университета. E-mail: [email protected];

БИДОВА Бэла Бертовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена анализу особенностей институционализации национальной безопасности и национальных интересов в североамериканской традиции, а именно эволюции их правового закрепления и практики реализации в современных условиях. Устанавливаются и систематизируются особенности североамериканского подхода к вопросам стратегического планирования и разработке программных документов в области обеспечения национальной безопасности и национальных интересов. Характеризуется содержание Стратегий национальной безопасности США последних десятилетий в части закрепления в них национальных интересов и сфер их реализации.

Abstract: The present article is devoted to the analysis of features of an institutionalization of national security and national interests in North American tradition, namely evolution of their legal fixing and practice of realization in modern conditions. Features of North American approach to questions of strategic planning and development of program documents in the field of ensuring national security and national interests are established and systematized. Content of Strategy of national security of the USA of the last decades regarding fixing in them the national interests and spheres of their realization is characterized.

Ключевые слова: национальный интерес, институционализация национальных интересов, национальная безопасность, доктрина, стратегия, угрозы национальным интересам, стратегические документы.

Keywords: national interest, institutionalization of national interests, national security, doctrine, strategy, threats to national interests, strategic documents.

Прежде, чем приступить к анализу особенностей институционализации национальных интересов США, необходимо отметить, что само понятие «национальный интерес» вошло в научный оборот сравнительно недавно: в 1935 г. он был впервые включен в Оксфордскую энциклопедию социальных наук. Приоритет в разработке понятия «национальные интересы» признается за американским протестантским теологом Р. Нибу-ром [1] и историком Ч. Бирдом [2].

В развернутой форме концепция национального интереса была представлена в работе Г. Моргентау «В защиту национального интереса», в которой автором под интересом понимался «многолетний стандарт для оценки и направления политических действий». Как представитель политического реализма, национальные интересы Г. Моргентау воспринимал в качестве объективной и универсальной категории, отстаивающей, в первую очередь, суверенитет государства в рамках мировой политики и его выгодное положение внутри системы ее отношений [3]. В целом же, национальный интерес является категорией абстрактной и субъективной, так как ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Как отмечал Дж. Розенау, «определение национального интереса никогда не может быть ни чем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики»[4].

Более того, в англо-американской и европейской политической науке в содержание понятия национального интереса

нализации национальных интересов в североамериканской традиции, необходимо отметить, что национальные интересы США традиционно закрепляются в доктринальном документе стратегического управления - Стратегии национальной безопасности США, корректируемой, как правило, один раз в 5-6 лет. Стратегия национальной безопасности в данном государстве представляет собой некий интеллектуальный продукт, совокупность

никогда не вкладывалось этнического содержания. Так, например, гражданином США признается любой гражданин, имеющий американский паспорт и более не обремененный своей изначальной историей, этнической культурой, традициями предков. Такая концепция получила наименование «плавильный котел (англ. melting pot), в соответствии с которой формирование американской национальной идентичности происходило по формуле культурного и биологического «сплавления», «смешивания» всех народов в единую американскую нацию. По словам американского исследователя А. Манна, «сама фраза "плавильный котел" стала национальным символом этого столетия» [5].

щение к вопросу об особенностях институционализации национальных интересов в североамериканской традиции, анализ которых позволит более осознанно взглянуть на взаимоотношения между нашими странами, поскольку следование реализации национальных интересов является основной целью функционирования любого государства.

В этой связи своевременным представляется обра-

Приступая к рассмотрению особенностей институцио-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.

В целом, сложившееся в течение более 200 лет док-тринальное видение национальной безопасности и, соответственно, национальных интересов в США имеет следующую структуру: фундаментальные (постоянные) национальные интересы; обеспечение безопасности, процветания и свободы американского народа; соответствующая миссия страны на данном историческом этапе (подлежащая корректировке каждым вновь избранным президентом США). Характерно, что фундаментальной основой формирования Стратегии национальной безопасности США является американская либеральная система ценностей, закрепленная в доктринальных госу-дарствообразующих документах, таких, как Декларация независимости [6], Конституция США [7] и Билль о правах [8].

Стратегия национальной безопасности разрабатывается Советом по национальной безопасности США, рассчитана на высший уровень государственной политики и призвана решать глобальные задачи. В ней находят свое отражение интересы государства и направления их реализации. Разработка первых иностранных доктрин национальной безопасности началась сразу после завершения Второй мировой войны. Множество стран старались институализировать собственные национальные интересы, обеспечив их всеми требующимися правовыми, экономико-политическими и организационными инструментами. Первыми в этом направлении были США, где уже в 1947 г. Конгресс США принял Закон о национальной безопасности 1947 года (National Security Act of 1947) [9].

В дальнейшем в течение долгого периода главное направление развития доктрин национальной безопасности обуславливалось противоборством двух сверхдержав (CCCP и США) и заключалось в приоритетности внешней политики и преобладании военно-политического подхода к вопросам национальной безопасности в большей части тогдашних государств. Такой подход к выбору ключевых направлений обеспечения национальной безопасности западных иностранных государств поменялся в начале 1990-х гг., после распада CCCP. Вследствие этого вопрос отстаивания западных ценностей и противостояния коммунизму потерял приоритетность и был заменен распространением западных ценностей и отстаиванием своей гегемонии в мире [10]. К примеру, в 1990-е гг. США объявили о приоритете экономической безопасности страны и начали бороться за привилегированное положение американских граждан и их компаний по всей планете. Опубликованная осенью 2002 г. американская Стратегия национальной безопасности зафиксировала принцип превентивного удара, в соответствии с которым для обеспечения самообороны США вправе нападать на противника даже в ситуации, когда место и вре-

мя его нападений на страну заведомо неизвестны [11].

В марте 2006 г. в США была обнародована следующая версия Стратегии национальной безопасности, в которой основными угрозами были признаны террористическая деятельность, подпитываемая враждебной ненавистнической идеологией насилия, а кроме того, распространение в мире опасных типов вооружений. В роли принципов, на которые обязана была опираться анализируемая Стратегия национальной безопасности США, признавались: отстаивание гражданских свобод, достоинства личности и справедливости по всей планете; исторически предопределенное первенство США в разрастающемся сообществе демократических стран, вовлеченных в противостояние с глобальными угрозами современности [12].

Интересно, что в Стратегии 2006 г. кардинально изменилась точка зрения США на Россию: в документе 2002 г. упоминаются отдельные позитивные перемены, происходящие в РФ, и она называется союзником в войне с терроризмом, однако в обновленной версии 2006 г. обозначена достаточно скептическая позиция относительно демократического развития России.

В 2010 г. Президент Б. Обама внес предложение о полном переосмыслении стратегических приоритетов США, выражавшемся в соответствующей Стратегии. Так, в Стратегии 2010 г. были описаны четыре неизменных национальных интереса, непосредственно связанных друг с другом: процветание, безопасность, международный порядок и нравственные ценности. В документе упоминается, что основным компонентом стратегии администрации будет являться интенсификация взаимодействия страны с иными важными центрами влияния, в том числе Китаем, РФ и Индией, а кроме того, со странами, чье влияние увеличивается - Бразилией, Индонезией и Южной Африкой. Наравне с этим говорится и о прежде отмеченном переходе от «большой восьмерки» к «большой двадцатке», к которой переходит статус основного форума международного экономического партнерства [13].

Следуя в выбранном направлении, в феврале 2015 г. администрация президента США Б. Обамы опубликовала новую версию Стратегии национальной безопасности, утверждение которой объяснялось появлением в мире множества новых вызовов и угроз, ответ на которые требует от США сохранения лидерских позиций на международной арене. Значительные перемены произошли в разделе документа, освещающем вопрос национальных интересов и безопасности США. В список главных целей США вошли: укрепление национальной обороны, наращивание потенциала для предотвращения конфликтов, борьба с террором, борьба с климатическими изменениями [14], усиление внутренней безопасности, укрепление всемирной охраны здоровья, предотвращение распространения и применения ОМП, а также обеспечение доступа к совместно используемым пространствам, в том числе морскому, воздушному, косми-

ческому и информационному [15].

Отличительной чертой Стратегии 2015 г. можно назвать изменение подхода к международной политике, а конкретно - поворот в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона, и, кроме того, сохранение союзнических взаимоотношений с Европейскими странами, поддержание мира в Ближневосточном и Североафриканском регионе, инвестиции в развитие Африки, налаживание партнерства в области безопасности и экономической сфере на американском континенте. В обновленной версии Стратегии зафиксирован поменявшийся подход к отношениям с Российской Федерацией. К примеру, в Стратегии упоминается, что США продолжат сдерживание российской агрессии посредством введения санкций и иных мер, в том числе созданием препятствий для распространения пропаганды Москвой. В соответствии с документом, США продолжат бдительно следить за военным потенциалом РФ и предоставлять долговременную помощь американским союзникам, чтобы те могли успешно противостоять российскому давлению [15].

18 декабря 2017 г. администрацией президента США Дональда Дж. Трампа была обнародована последняя действующая редакция Стратегии национальной безопасности США (National Security Strategy или NSS) [16]. Традиционно эта Стратегия определяет наличествующие и потенциальные угрозы безопасности США, а также перечисляет способы противодействия им. Основная мысль данного концептуального акта может быть выражена словами президента США, которыми он его презентовал: «Первоочередной долг нашего государства перед народом заключается в том, чтобы служить его интересам, обеспечивать его безопасность, отстаивать его права и защищать его ценности» [17].

В обновленной редакции Стратегии особое внимание уделяется четырем (называемых «основополагающими столпами») группам национальных интересов США, а именно: 1) внешняя оборона (защита границ, интересов граждан и их образа жизни); 2) обеспечение развития и процветания страны; 3) защита и сохранение мира любыми, в том числе и силовыми, средствами; 4) американская экспансия (расширения влияния

Библиография:

США в мире). Среди основных вызовов называются ревизионистские державы (включая Китай и Россию); террористы; региональные диктаторы. Значительное внимание в анализируемом акте посвящено развитию благосостояния американской нации путем развития и поддержания сильной экономики, обеспечения лидерства в научной, технологической и инновационной сферах, а также в сфере энергетики.

В итоге, следует признать наличие генетической связи (преемственности) новой редакции Стратегии национальной безопасности США с предыдущими стратегическими национальными документами в сфере национальной безопасности и корреспондирование ее основных положений традиционным ценностям американской нации, закрепленным в Конституции США.

В результате проведенного исследования особенностей институционализации национальных интересов в североамериканской традиции можно сделать следующие выводы: вопросы реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности в США выступают приоритетными и жизненно необходимыми, в силу чего Президентами этой страны на протяжении всей истории предпринимались значительные усилия по обеспечению суверенитета и целостности военной, экономической и политической систем. Деятельность США, направленная на реализацию национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, защиту от внутренних и внешних угроз таковым, осуществляется в соответствии со стратегическими правовыми документами, именуемыми Стратегией национальной безопасности, разработанными (и принятыми в установленном порядке) в соответствии с особенностями конкретного исторического периода. Значительное внимание в государственной политике США уделяется внутренним национальным интересам - развитию экономического потенциала, научному, техническому и инновационному прогрессу, энергетическим проблемам. Однако приоритетным вопросом остается внешняя политика, которая в настоящее время базируется на восприятии военной мощи в качестве главного средства обеспечения национальных интересов.

1. Good R. C. The National Interest And Political Realism: Niebuhr's «Debate» With Morgenthau And Kennan // The Journal of Politics. November 1960. Vol. 22, N4. P.597-619.

2. Beard C. A. The Idea of National Interest: An Analytical Study in American Foreign Policy. New York: Macmillan, 1934.

3. Morgenthau H. In Defense of the National Interest: A Critical Examination of American Foreign Policy. New York: Knopf, 1951. P. 241-242.

4. Rosenau J. National Interest/ International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. XI. P. 37.

5. Mann A. Immigrants in American Life // Selected Readings. Boston: Houghton Miffin, 1973. P. 172.

6. The Declaration of Independence // http://www.ushistory.org/DECLARATION/document/.

7. Constitution for the United States. https://www.whitehouse.gov/about-the-white-house/the-constitution.

8. Bill of Rights - «An Act declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown» http://www.legislation.gov.uk/aep/WillandMarSess2/1/2/contents.

9. National Security Act of 1947 // http://legisworks.org/congress/80 -253.pdf.

10. Zhukova Natalya A., Kichalyuk Ol'ga N., Lesnikov Gennadij Yu., Tabolin Vladimir V., Thabisimov Husen A. Techno legal problems of ensuring international and national security // Helix. 2018. Vol. 8(4): 3508- 3510

11. National Security // Department of Defense. Dictionary of Military and Associated Terms. JCS, 2002. P. 162.

12. The National Security Strategy of the United States of America. March 16. 2006 // http://www. strategicstudiesinstitute.army.mil/pdffiles/nss.pdf.

13. National_security_strategy May 2010 // http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy. pdf

14. Sinenko Vladimir S., Turanin Vladislav Yu., Mityakina Nadezhda M. and Kozyar Natalya V. Tiered approach to the legal regulation of international environ-mental safety // International Business Management 2016. № 10 (16). P. 3338-3340.

15. National Security Strategy, The White House, 2015, p. 7 - 14.

16. National Security Strategy December 2017 // https://whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905. pdf.

17. https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-announces-national-security-strategy-advance-americas-interests/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.