К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРАВООТНОШЕНИЙ Туменова А.А. Email: [email protected]
Туменова Асият Альбертовна - аспирант, кафедра теории права, государства и судебной власти, Российский государственный университет правосудия, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается понятие «индивидуальное регулирование правоотношений» с позиции интегративного правопонимания. Автор раскрывает теоретическую обоснованность применения данного термина, его различие с термином «правовое регулирование» общественных отношений и их соотношение. Раскрывается ненормативный характер индивидуального регулирования правоотношений, круг лиц, деятельность которых регламентируется данным регулированием. Также автором приводится характеристика понятия «индивидуальное судебное регулирование» общественных отношений.
Ключевые слова: индивидуальное судебное регулирование, правовое регулирование, конкретизация права, пробелы в праве, интегративное правопонимание, толкование права, принципы права, нормы права.
TO THE QUESTION OF THE CONCEPT OF INDIVIDUAL LEGAL
REGULATION Tumenova A.A.
Tumenova Asiyat Albertovna — PhD student, THEORY OF LAW, STATE AND JUDICIAL POWER DEPARTMENT, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, MOSCOW
Abstract: the article discusses the concept of «individual legal regulation» from the perspective of integrative legal thinking. The author reveals the theoretical validity of the use of the term, its difference with the term «legal regulation» of social relations and their correlation. Discloses nonnormative nature of individual legal regulation, group of persons whose activities are regulated according to the regulation. Also the author presents the characteristics of the concept of «individual legal regulation» public relations.
Keywords: individual legal regulation, legal regulation, concretization of law, gaps in the law, integrative legal thinking, the interpretation of law, principles of law, the rule of law.
УДК:340
С позиции интегративного правопонимания право является в большинстве случаев беспробельным, сфера правового регулирования способна упорядочить практически все сферы правоотношений, поскольку не ограничено только нормами права, содержащимися в «законодательстве», точнее - в нормативных правовых актах.
Еще в советское время обоснованную позицию занимал Горшенев В.М., утверждавший, что общее нормативное регулирование дополняется индивидуальным (ненормативным) регламентированием. По мнению Горшенева В.М., договоры, наряду с актами применения права, являются индивидуальными актами и выполняют регулятивную функцию. Такое регулирование ученый называл поднормативным1.
В советское время понятие нормативного регулирования ограничивалось изданием норм «законодательства», а индивидуальное регулирование носило характер поднормативности.
Уже в конце 20 - начале 21 века в юридическую литературу вводится понятие «индивидуальное правовое регулирование». Краснояружский С.Г., автор первой кандидатской диссертации на тему «Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики)», определяет индивидуальное правовое регулирование как осуществляемый на стадии реализации юридических норм вид правомерной деятельности
'См.: Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его разновидности // Сборник научных трудов. Вып. 5. Свердловск, 1966. С. 388-415.
субъектов права, направленный на упорядочение общественных отношений путем конкретизации масштабов поведения их процессуальных участников1.
Таким образом, он определяет понятие индивидуального регулирования через «конкретизацию». Однако данная позиция представляется дискуссионной. Является ли теоретически обоснованным отождествлять понятия индивидуальное регулирование и конкретизация? С позиции автора данной статьи, это различные понятия, поскольку их правовая природа сводится к регламентированию различного объема правоотношений. Если обратиться к понятию конкретизация, то ее можно определить как деятельность управомоченных правотворческих органов и лиц, в результате которой на основе неопределенного и абстрактного права вырабатывается более определенное и конкретное право, обязательное для неопределенного круга лиц, в то время как индивидуальное регулирование сводится к деятельности лишь правоприменительных органов, в результате которой вырабатываются неправовые нормы, обязательные лишь для конкретных участников правоотношений.
Далее, следует определить соотношение понятий правовое регулирование и индивидуальное регулирование. Является ли теоретически корректным применение в юридической литературе понятия «индивидуальное правовое регулирование»? Для ответа на данный вопрос, следует обратиться к мнению доктора юридических наук, профессора Ершова В.В., а именно к данному им понятия термину «правовое регулирование», которое он определяет как деятельность, осуществляемую посредством реализации только права -принципов и норм права, содержащихся в формах международного и (или) внутригосударственного права2. Как указывалось выше, в результате индивидуального регулирования вырабатываются нормы, обязательные лишь для определенного круга лиц, например, частные договора, индивидуальные судебные акты, то представляется теоретически не корректным использовать термин «индивидуальное правовое регулирование», поскольку такая терминология приводит к смешиванию понятий правовое регулирование и индивидуальное регулирование. Таким образом, автором статьи представляется корректным использование понятия «индивидуальное регулирование».
Индивидуальное регулирование является необходимым дополнением к правовому регулированию общественных отношений. Следует отметить роль индивидуального судебного регулирования общественных отношений. Правовое регулирование не способно охватить всю сферу общественных отношений, закон лишь регулирует наиболее выраженные, необходимые для четкого регламентирования сферы отношений, при этом давая ориентиры, пути и средства действия для дальнейшего руководства общественными отношениями иным органам (не законодательным). Такими органами являются и судебные органы, осуществляющие индивидуальное регулирование правоотношений.
Судьи континентальной системы права в случае пробелов в праве по существу вырабатывают не судебные прецеденты права, а прецеденты индивидуального судебного регулирования, в частности, посредством расширительного толкования законов, применении аналогии закона и права. Отсюда в континентальной правовой семье «судебное усмотрение» дискуссионно рассматривается как своеобразный компромисс между естественным правом и правовым позитивизмом, правом и неправом, практически разнообразным искусственным конгломератом правового и индивидуального регулирования общественных отношений3.
В заключение следует отметить, что теоретически обоснованное и практически эффективное регулирование общественных отношений возможно только на основе интеграции правового и индивидуального регулирования, которое составляет в целом основу общественного регулирования правоотношений.
Список литературы / References
1. Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его разновидности // Сборник
научных трудов. Вып. 5. Свердловск, 1966. С. 388-415.
1Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики): автореф.дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 8-10.
2Ершов В.В. Индивидуальное правовое регулирование? Саморегулирование? // Журнал «Российское правосудие» № 10 (90), 2013. С. 11.
3Ершов В.В. Судебное усмотрение? Индивидуальное судебное регулирование? // Журнал «Российское правосудие» № 8 (88), 2013. С. 9.
2. Ершов В.В. Судебное усмотрение? Индивидуальное судебное регулирование? // Журнал «Российское правосудие». № 8 (88), 2013. С. 9.
3. Ершов В.В. Индивидуальное правовое регулирование? Саморегулирование? // Журнал «Российское правосудие». № 10 (90), 2013. С. 11.
4. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 8-10.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
НАУК
Губарева Н. С. Email: [email protected]
Губарева Наталья Сергеевна — магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, факультет психологии и права, Автономная некоммерческая организация высшего образования Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар-Ола
Аннотация: современное общество и государство определяют сущность, содержание, направления совершенствования государственных и муниципальных служб в Российской Федерации (далее - РФ). Одно из направлений совершенствования - введение в научный оборот дисциплин, способствующих устранению проблем. Определение места науки правового регулирования государственной и муниципальной служб в системе наук является актуальной методологической и учебной задачей. Предлагаемая статья использует метод анализа современной литературы по заявленной теме, методы сравнения фактического материала и синтеза информации. Ключевые слова: правовое обеспечение; правовое регулирование; государственные и муниципальные службы; наука.
PLACE OF LEGAL REGULATION OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN THE SCIENCES Gubareva N. S.
Gubareva Natalia Sergeevna - undergraduate, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW, FACULTY OF LAW AND PSYCHOLOGY, INTERREGIONAL OPEN SOCIAL INSTITUTE, YOSHKAR-OLA
Abstract: modern society and the state determine the nature, content, ways of improving public and municipal services in the Russian Federation (hereinafter - the Code). One of the areas of improvement - introduction into scientific circulation disciplines capable of troubleshooting. Determination of the place of science of legal regulation of the state and municipal services in the sciences is relevant methodological and educational task. This article uses the method of analysis of the modern literature on the stated topic, the methods of comparison of the actual material and the synthesis of information.
Keywords: legal support; legal regulation; state and municipal services; the science.
УДК 342.5
Система знаний в своей совокупности составляет множество наук, которые делятся на три большие группы: технические науки, естественные науки, гуманитарные науки. Дисциплина «Правовое регулирование государственной и муниципальной служб» относится к гуманитарной сфере. В сферу гуманитарных наук за многие века классического европейского, в том числе российского, образования стали входить: общество, человек, социальные отношения и институты. Это - самые общие категории, за которыми «скрываются» категории более узкого направления: государство, его службы, граждане, социальные слои, сферы права, культуры и образования и т.д., и т.п.
На современном этапе развития человеческого общества, если говорить об обществах, которые весьма условно названы развитыми, то есть пришедшими в стадию капитализма и социально-ориентированного государства, явно видно и законодательно закреплено