Научная статья на тему 'К вопросу о понимании термина «Виртуальная реальность»'

К вопросу о понимании термина «Виртуальная реальность» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2517
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ / РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL / A REALITY / A VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трофимова Алёна Александровна

В последнее время пишется много работ на тему виртуальной реальности, но исследователи принципиально стоят на различных позициях её понимания, а следовательно, и определения. В данной работе учтены характеристики и значения отдельных терминов «виртуальное» и «реальность», а так же исходный смысл словосочетания «виртуальная реальность». Проанализируем существующие подходы к пониманию феномена виртуальной реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of the term «a virtual reality»

Recently many works on a theme of a virtual reality are written, but researchers essentially stand on various positions of it.s understanding, and consequently also definitions. In the given work we will consider characteristics and values of separate terms «a virtual» and «a reality», and as initial sense of a word-combination «a virtual reality». We shall analyze existing approaches to understanding of the phenomenon of virtual reality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понимании термина «Виртуальная реальность»»

организует взаимодействие в рамках общественных отношений, а так же является рычагом, задающим направление развития современного общества. Развитая информационная инфраструктура имеет не только положительное, но и отрицательное значение для развития общества. С одной стороны, стираются пространственно-временные границы, и информация становится доступной, а с другой — усиливается информационное воздействие на людей, что приводит их к неточному отражению действительности.

Проанализировав структуру информационной сферы общества, выделив ее элементы, определив системообразующий фактор, проследив взаимосвязь элементов, можно сделать вывод, что она существует в ряду других структур самостоятельно, являясь подсистемой современного общества.

Библиографический список

1. Социальная информациология: Словарь [текст] / сост. Л.И. Мухамедова ; под общ. ред. В.Д. Попова. — 2-е. изд. — М. : РАГС, 2007. - 172 с.

2. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм [текст] /

Н.Н. Моисеев. - М. : МГВП КОКС, 1995. - 376 с.

3. Манойло, А.В. Государственная информационная политика в особых условиях : монография [текст] / А. В. Манойло. — М. : МИФИ, 2003. - 388 с.

ФИНК Евгения Александровна, аспирантка, ассистент кафедры философии и социальных коммуникаций».

Адрес для переписки: e-mail: evgeniya-fink@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2010 г.

© Е. А. Финк

УДК 17

А. А. ТРОФИМОВА

Омский государственный педагогический университет

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ТЕРМИНА «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»___________________________________

В последнее время пишется много работ на тему виртуальной реальности, но исследователи принципиально стоят на различных позициях её понимания, а следовательно, и определения. В данной работе учтены характеристики и значения отдельных терминов «виртуальное» и «реальность», а так же исходный смысл словосочетания «виртуальная реальность». Проанализируем существующие подходы к пониманию феномена виртуальной реальности.

Ключевые слова: виртуальное, реальность, виртуальная реальность.

Понятие «виртуальный» восходит к латинскому слову «уйив», что у римских стоиков Цицерона и Сенеки означало «доблесть», «добродетель», как одно из лучших качеств человеческой природы. В Древней Греции, а именно у Аристотеля, синонимом понятия уМив выступает термин 8шацк; обозначающий силу активную, а также силу пассивную - символизирующие сферу возможного. Нечто противопоставляемое актуальному, действительному, то, что обретает своё бытие при соблюдении определённых условий. Ф. Аквинский пишет о виртуальном как о некоем свойстве, существующем в скрытом, неразвёрнутом виде, т.е. потенциально активном. «Виртуальное» определяет вещь, какой она является в сущности, а не в форме. Поэтому у Аквината виртуальное противопоставляется формальному. Н. Кузанский в работе «О видении Бога» на конкретном примере -семени растения - пишет о рс^епМа в значении «силы», «способности» к дальнейшему развитию и усложнению. Г. В. Лейбниц уточняет и понимает под ро!епМа то состояние существования объекта, когда

он ещё не явлен в актуальности, но уже наличествует в зачаточной форме.

В последствии английское слово «уМиаЩу)» стало использоваться в науке, в частности физике для обозначения частиц возникающих при определённых обстоятельствах и на определённое время, и в астрономии, для анализа состояния Вселенной до её появления. В дальнейшем понятие виртуального нашло своё применение у разных исследователей проектирования систем искусственной реальности: А. Сазерлэнда, Ф. Хэпгуда, М. Крюгера. Возникновение самого термина «виртуальной реальности» относят к первой половине 80-х годов ХХ века, автором которого является теоретик и исследователь данной области -Ж. Ланье. Этим употреблением слов он обозначил искусственно созданный мир, погружение в который стало возможным с помощью определённых технических средств (ВР систем). Впоследствии для обозначения данной системы моделирования новой реальности стали использовать понятие киберпространства, в качестве синонима словосочетанию «виртуальная

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

реальность». И если понятие виртуального у философов древности являлось категорией обозначающей нечто конкретное (добродетель, сила, возможность и др.), то применение данного термина в науке стало подразумевать под virtus определенную форму бытия. Словосочетание «виртуальная реальность» следует отличать от терминов virtus, virtual, виртуальность, т.к. данные понятия являются самостоятельными феноменами, а в понятии «виртуальная реальность» виртуальное — зависимое, характеристика, свойство, состояние реальности. В словосочетании «виртуальная реальность» главным структурообразующим элементом является понятие реальности. Виртуальное в отношении к реальности мыслится как форма её существования.

Понятие реальности исходит из позднелатинского «realis», что означает «вещественный», «действительный». Реальностью обладают те явления, события, в действительности которых человек может убедиться непосредственно — прочувствовав. Принято понимать существование одной основной реальности — константной (где физически взаимодействует человек), в которой происходит рождение других реальностей (сновидческой, виртуальной).

Реальности представляют собой многообразие форм обнаружения специфики бытия. Человек живет в разнообразных реальностях: трудовой и игровой деятельности, общения, сна и др. Каждая из них отличается событиями, их логикой и закономерностями. Человек — создатель этого нового пространства, благодаря своей социальной природе, наделяет смыслами и значениями происходящее, а так же может перемещаться из одной реальности в другую. В последующем, происходит взаимодействие смыслов и образов одной реальности со значениями и символами другой. В некотором смысле именно человек является «переносчиком» реальностей. И виртуальная реальность в этом отношении выступает одним из пространств взаимодействия субъекта с новой средой.

Действительно, представления о виртуальности и о реальности сформировались задолго до появления информационных технологий. Но само словосочетание как синтез «возможная реальность» возникло благодаря техническим системам, указавшим путь к созданию новой реальности. Сконструированная виртуальная реальность потому и переводится как «возможная» реальность, что появились средства для её актуализации. Теперь она реальна и претендует на существование параллельно действительному миру. Виртуальная реальность имеет статус порождёной реальности, самодостаточности в полном объёме ей не достичь, ибо необходимы внешние действия по активизации технических средств и виртуальных процессов. Далее необходимо рассмотреть существующие подходы к пониманию виртуальной реальности и выявить наиболее продуктивный, учитывающий смысл понятия реальность, а также сохраняющий в себе значение словосочетания «виртуальная реальность» присвоенное Ж. Ланье изначально.

Исследователи виртуальной реальности на всём протяжении её изучения не пришли к единому пониманию и определению данного понятия. Процессы виртуальной реальности в интерпретации современных исследователей зачастую сводятся, во-первых, к техническим средствам репрезентации информации (техническая реальность). Вторая позиция, приравнивает виртуальные события к психическим состояниям (психическая реальность). Третья

точка зрения на виртуальное пространство объединяет оба предыдущих подхода и определяет виртуальную реальность как среду созданную техническими средствами репрезентации информационных процессов, воспроизводящую смыслы и значения в сознании пользователя. Наряду с выделенными взглядами существует подход, отождествляющий события регулярной реальности с процессами виртуального взаимодействия. Рассмотрим каждую из позиций, начиная с культурологического подхода.

Одна из современных концепций рассмотрения виртуальной реальности отождествляет её с реальностью культуры, как второй природы, в которую теперь уже изначально включён субъект. Культурная среда как знаковая система взаимодействия человека по большей части не с объективным миром, а с представлениями о нём. Данная теория исходит из главного смысла виртуальной реальности, как создаваемого человеком для человека искусственного пространства и принципа существования культуры, как надбиологической знаковой системы. По мнению исследователей концепции, отождествление виртуальной реальности с цивилизационной природой человека вполне естественно и закономерно. К авторам данного подхода можно отнести Г. Ильина, М. Кастельса, И. Корсунцева, А. Лисина и др.

Под виртуальным миром понимается реальность полностью зависимая от мышления человека и выражающаяся в явлениях действительности. «Вся история цивилизации наполнена виртуальными явлениями, которые возникали, развивались, а затем погибали, выполнив своё предназначение» [1]. Виртуальная реальность, как говорит исследователь, рождается с появлением субъекта. Человек, находясь в абсолютной (объективной) реальности, своими действиями начинает творить надбиологическую цивилизационную природу. Субъект как творец и участник событий действительного мира одновременно создает своё новое пространство - пространство виртуального. Корсунцев так и определяет виртуальное существование как «бытие сознания субъектов» [1, с. 43]. Г. Ильин, анализируя развитие и становление различных цивилизаций пишет, что «культура есть осуществленная виртуальная реальность, возможность, ставшая действительностью. А культурная деятельность есть преобразование возможного в действительное» [2].

В понимании И. Корсунцева, человек - единственный субъект способный рождать данные знаковые системы, без которых он уже не может существовать. «Виртуальная реальность в знаковой форме - это единственная и объективная реальность, которой оперирует субъект» [3]. Очевидно, что данная позиция не просто отождествляет виртуальную реальность с культурой, но и понимает её как неотъемлемую, обязательную мировоззренческую структуру, ставшую необходимой, как только человек начал формировать социальные связи. Необходимо подробно проанализировать данный тезис.

Действительно, реальность возникает именно в осмыслении человеком своих действий в окружающей действительности. Рефлексирующий субъект определяет бытие, формирует и формулирует знание о нём, тем самым превращая его в реальность. Но виртуальна ли эта реальность? Смеем утверждать, что нет. Во-первых, исходя из тезиса - виртуальная реальность - объективная реальность, которой оперирует субъект, получается, что процессы виртуальной реальности возникли с осмыслением субъекта действительности, с появлением сознательной деятельности по отношению к объекту и субъекту

внешнего мира. В то же время мы знаем, что само словосочетание «виртуальная реальность» формулируется в середине 80-х годов ХХ в., что явно противоречит тенденции отождествлять явления и процессы виртуальной реальности с надприродными образованиями (культура, общество) существующими уже более двух тысячелетий.

Во-вторых, понятие виртуальной реальности» было сформулировано Ж. Ланье в связи с развитием технических средств репрезентации информационных процессов для обозначения искусственного мира созданного с помощью аппаратно-программного комплекса устройств. Данный мир обладает не только характеристикой существования, но и мыслится в качестве новой реальности (отличной от повседневной) разворачивающейся параллельно действительности, степень достоверности которой совершенствуется по сей день. А значит, отождествлять процессы виртуальной реальности с явлениями культуры не целесообразно в связи с несоответствием термина «виртуальная реальность» и вверяемого ему смысла представителями подхода.

Данная модель построения онтологии развития выделяет бытийственные структуры существования как «процессы, состояния, силовые поля взаимодействий» [3, с. 23]. Но затем отождествляет естественную повседневную реальность с виртуальными процессами репрезентации информации, что само по себе кажется странным. Ведь за понятием реальность закрепилось значение естественного, константного образования, являющегося основанием для формирования реальностей следующего уровня: игровой, сновидческой, технической, виртуальной и др. реальностей.

Развитие информационных технологий и конструирование систем искусственной реальности привело к образованию словосочетания «виртуальная реальность». Это понятие фиксировало достижимость альтернативной реальности, схожей с естественным её прототипом. Последующее оформление представлений о технической составляющей в процессе моделирования программ новой реальности отождествляло технические системы с результатом их деятельности — с виртуальной реальностью. Авторы данного подхода: Е. Шаповалов, М. Эпштейн, Л. Литвинцева, С. Лем и др. абсолютизируют роль технического элемента в создании систем виртуального пространства.

Виртуальная реальность мыслится как перспективная технология XXI в., призванная удовлетворить потребности общества в моделировании событий, по разным причинам невозможных в естественной реальности. Цели данного конструирования состоят в приобретении опыта в какой-либо деятельности, использование технологий проектирования, а также в возможности отдыха через участие в желаемых событиях. Виртуальное пространство понимается как одна из функций технических средств, имеющая собственный мультисенсорный интерфейс. Виртуальная реальность в рамках данного подхода отождествляется с языками программирования информационных систем.

Анализируя пребывание в пространстве виртуального взаимодействия, становится очевидным, что конструирование виртуальной реальности осуществляется при помощи технических устройств. Но также моделируемое пространство должно пониматься субъектом, а значит, необходима сознательная деятельность человека. Грубым нарушением определения виртуальной реальности является сведение всего

смысла и её значения к техническим системам. Как указывает С. Орехов, как бы тщательно мы ни изучали технические средства виртуальной реальности, на какие бы элементарные составляющие их не разбирали — виртуальную реальность мы не обнаружим. Технические системы виртуальной реальности являются основой конструирования технической реальности. Следует обозначить основные понятия и характеристики данного вида реальности, дабы отличать ее от виртуальной.

«Техническая реальность — объективно существующий материальный мир, равноправный в ряду реальностей: физической, биологической, информационной, социальной» [4] в широком смысле под технической реальностью понимают целостную систему разработок и функционирования артефактов, призванных быть носителями политического, социального, психического, экономического и других опытов (сфер) человеческой деятельности. Техническая реальность также являясь порожденной реальностью, актуализируется в своих объектах — технике, орудиях, устройствах, механизмах. Д. Федяев и В. Розин приводят целый ряд интерпретаций понятия техники: определённый способ действия, совокупность материально-вещественных средств деятельности, знание о способах и средствах деятельности, артефакт, то есть понятие «техника» может обозначать как процесс производства, так и результат — непосредственно механизм, конструкт, устройство. Техника, по большей части, является инструментом в деятельности человека, выступает посредником между субъектом и объектом познания. Техническое устройство, с одной стороны, — это искусственное, материальное образование, а с другой — воплощение определенных идей, замыслов и знаний. В связи с этим следует различать технику и технологию. Технология — это принципы, методы, накопленный опыт, на котором базируется существование техники. Именно технология, как система правил и операций, обеспечивает процессы функционирования отдельных агрегатов.

Рассмотрим взаимодействие технической и виртуальной реальностей. Техническая реальность, как и виртуальная, носит характер порожденной реальности. Базисом и целью технической реальности является техника, актуализирующая возможности существования технической реальности («субстанциональными элементами которой являются технические изделия» [5]). Средством достижения, конструирования технического устройства, выступает технология — определенного рода информация, принцип работы механизмов технической реальности «обеспечивает процессы (и заключается в них) функционирования и отдельных машин ... и техноценоза в целом» [4, с. 10].

Одним из средств достижения виртуальной реальности как раз будет выступать техника, которая сделает возможным бытие виртуального мира, а значит, и достижимой в последствии виртуальной реальности. Основой и целью формирования виртуальной реальности будет являться конструирование виртуальных образов и событий, горизонтов смыслов и значений, которые будут восприняты и проанализированы субъектом, т. е. воспринята и проанализирована в особой форме преподнесенная информация, являющаяся «субстанциональной основой виртуальной реальности» [5, с. 47].

Логически следует, что не только техническая реальность не тождественна виртуальной, но и то, что цели и средства достижения данных реальностей

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

диаметрально противоположны. Данный тезис всё же не отрицает наличия технических средств в создании виртуальной реальности. Аппаратно-программный комплекс обязан человеку своим появлением и актуализацией заданных функций. Таким образом, ВР системы делают возможным бытие виртуального, т. е. актуализируют процессы и действия виртуального мира. Именно техническая составляющая являет нам виртуальное пространство. Сознание воспринимает сконструированные ВР системами виртуальные образы и символы. Именно сознание предает виртуальной реальности статус реальности, вкладывает элементы социокультурного опыта, формулирует смыслы явления киберпространства.

Существуют исследователи, относящие виртуальную реальность к реальности социальных моделей, абстрактных понятий и категорий, художественному вымыслу или состоянию сна: Н. Носов, Ю. Осипов, О. Маслов, Н. Маньковская и др. Они понимают под виртуальной реальностью изменённое состояние субъекта, при котором он ощущает себя включенным в такую цепь событий, развивающихся вполне реально и зачастую только для него самого; таких как состояние аффекта, эйфории, а также мечты и фантазии.

Наука, религия, искусство, а также творимые каждым жизненные планы и мечты выступают сконструированными и самодостаточными реальностями, не менее актуальными, чем мир физический. Поэтому можно сказать, что данные символические реальности — это виртуальные самостоятельные системы, в которых возникают и сменяются события, действительность, в которой человек активен и подвержен изменениям. Данный подход рассмотрения психической виртуальной реальности, практически отождествляет виртуальную реальность с психикой субъекта. Психический подход утверждает виртуальную реальность в качестве рожденной в сознании человека и представляющей собой отражение психикой процессов и явлений происходящих с субъектом. Например, Н. Носов, специалист в области изучения психических виртуальных миров, считает, что виртуальная реальность включает онтологически самостоятельные формы реальностей — например, возрастную, религиозную, художественную, алкогольную, бодрствования, сна и др.

Авторы психической трактовки виртуальной реальности считают, что психическая виртуальная реальность направлена на анализ сознательной и подсознательных образов и процессов складывающихся в психике на основе воспринимающей и рефлексивной деятельности субъекта без аппаратно-программного интерфейса. Рассуждая далее, заметим, что феномен психических реальностей известен с древних времен в отличие от виртуальных реальностей, продуцированных техническими средствами. Т. Кирик предлагает считать психические виртуальные реальности онтологическими прототипами виртуальных реальностей [6] на основании того, что модель взаимодействия сознания с имеющимися образами в психических виртуальных реальностях исключает возможность построения интерсубъективного пространства.

Не стоит забывать, что, сводя виртуальную реальность к сугубо психическим проявлениям или техническим средствам, мы ограничиваем возможности продуцирования знания, а также забываем, кем и для кого был создан механизм виртуального. Следует помнить, что само понятие «виртуальной реальности» появилось в конце ХХ века. Им обозначили наличие технических возможностей по моделированию

искусственного пространства взаимодействия. Так же согласимся с Т. Кирик, что интровертированность психических состояний не может отождествляться с интерсубъективным пространством виртуальной реальности. Всё это свидетельствует о том, что рассмотренные нами подходы в некоторой степени противоречат существующим фактам появления и определения понятия «виртуальной реальности».

Теперь необходимо обозначить четвёртый подход, являющийся синтезом технической и психической систем. К представителям данного подхода относятся идеи Е. Ковалевской, М. Опенкова, С. Орехова, С. Хоружего и др. Виртуальная реальность понимается как единая система взаимодействия субъекта и аппаратно-программного комплекса продуцирующего виртуальное пространство. Как пишет С. Орехов «виртуальная реальность образуется связью информационных процессов, протекание которых обеспечивается соответствующими техническими системами и сознательно-психической деятельностью человека» [5, с. 51]. Новый тип интерфейса является не менее значимым элементом виртуальной системы, наравне с сознанием человека. Именно он обеспечивает достоверность моделируемого пространства на уровне ощущений, что делает виртуальную реальность пространством целенаправленного взаимодействия субъекта с аппаратно-программным комплексом. Виртуальная реальность — это синтез технических процессов конструирования виртуального пространства и сознательно-психической активности субъекта.

Необходимо дать определение виртуальной реальности данного подхода. Виртуальная реальность — реальность, конструируемая техническими средствами передачи и хранения информации, осуществляющаяся благодаря сознательной деятельности по приему и анализу смыслов и значений, продуцируемых виртуальными образами и событиями. На первый взгляд может показаться, что для осуществления виртуальной реальности необходимо два элемента — ВР система и сознание. На самом деле третий немаловажный компонент подразумевается и осуществляется во взаимодействии этих двух составляющих, т. е. виртуальная реальность предполагает единое поле смыслов и значений, продуцируемых техническими средствами и распознаваемых сознанием. Поэтому информация, выражаемая в знании, является основой для конструирования виртуального мира и целью для раскодирования и присвоения ему статуса реальности. Данный подход и определение виртуального пространства взаимодействия учитывают и сохраняют вложенную в данный термин интенцию искусственного пространства Ж. Ланье, а также характеристику реальности, как существующую благодаря сознанию человека.

Виртуальная реальность тем самым и заключается в отношении «человек — компьютер». Она не является внутренним состоянием субъекта, не отождествляется с естественной средой и в то же время виртуальная реальность не сливается в своем понимании с сугубо технической системой. Виртуальная реальность тем и отличается от других реальностей, что существует как процессуальное взаимодействие между материально-техническими, информационными процессами и психикой человека. Т ехника и сознание выступают необходимыми элементами виртуальной реальности, лишь при взаимодействии которых она обретает своё бытие. В этом и должна состоять сущность рассмотрения виртуальной реальности.

Библиографический список

1. Корсунцев, И.Г. В мире современных научных мифов [Текст] / И. Г. Корсунцев. — М. : Молодая гвардия, 2004. — С. 22.

2. Ильин, Г. Интернет-образование и виртуальная реальность // Высшее образование в России [Текст] : нучно-педагогический журн. / учредитель Министерство образования РФ. — 2004, ап-рель.—М. : ЗАО «Академический печатный дом», 2004. —№ 10. — С. 98.

3. Корсунцев, И.Г. Онтология развития [Текст]/И.Г. Корсунцев ; ИПК госслужбы, Рос. филос. общество. — М. : ИПК Рос. филос. общество, 2001. — С. 30.

4. Кудрин, Б.И., Техническая реальность в XXI веке / Б.И. Кудрин, Д. М. Федяев // Материалы к «круглому столу» Всерос. науч. конф. (Омск, 21 —22 янв. 1999 г.). — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1999. - С. 41.

5. Орехов, С.И. Виртуальная реальность : учеб. пособие [Текст] / С.И. Орехов. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. — С. 44.

6. Кирик, Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типологии. [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 : защищена 13.11.04 : утв. 12.04.05 / Кирик Татьяна Анатольевна. — Курган, 2004. — С. 7—8.

ТРОФИМОВА Алёна Александровна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: alyonushka10@bk.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.

© А. А. Трофимова

УДК 1 Н. В. ВЕДЕНЕЕВА

Омская гуманитарная академия

ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ «ИНВАЛИДНОСТИ» И «РЕАБИЛИТАЦИИ»

Автор рассматривает философско-исторические и социокультурные аспекты реабилитации людей-инвалидов, их традиционное и современное положение в системе общественных отношений, в западном и восточном типах восприятия инвалидности. На избранной основе анализируются демократические принципы социального обеспечения, возможности устранения дискриминации прав граждан.

Ключевые слова: личность, реабилитация, общество, демократия, права.

Остается малоизученной область исследований, рассматривающая социокультурные аспекты проблемы реабилитации инвалидов, что обусловлено различием социально-исторического опыта народов и своеобразием уклада их повседневной жизни. В литературе подробно рассматривается так называемый западный тип социокультурного восприятия инвалидности, основанного на христианских традициях и мировоззрении. К западному типу мы относим европейскую, американскую и восточноевропейскую традиции социокультурного восприятия инвалидности и реабилитации как активной формы решения проблем инвалидности, объединенных в свое время единством христианского мировоззрения.

Однако существует иное социокультурное поведение и отношение к инвалидности, в частности, это так называемый тип восточного понимания проблемы инвалидности, которое в зависимости от основного типа культуры, религиозной традиции и национальных особенностей (азиатских, африканских народов) имеет свои специфические формы проявления. Не останавливаясь на особенностях иных традиций в отношении к инвалидности, заметим лишь, что отличия западного и восточного типа — это отличия не только культур, но и мировоззрений. В западном восприятии инвалидности преобладает рационализм и индивидуализм, основанные на принципах равенства и личной свободы. Индивидуализм,

как высшее проявление личной свободы, формирует и социальную практику, основанную на понятиях толерантности, терпимости и уважения прав личности.

В восточной (азиатской, индийской и др.) традиции человек воспринимается как элемент семейных и клановых связей; ценна не столько отдельная личность и индивидуальность; важно, прежде всего, сохранение и развитие отношений внутри малой группы, какой и является семья в восточном понимании. Следствиями разных типов культур становятся и разные формы отношения к инвалидности и реабилитации.

Социальные стереотипы, преобладающие в обществе относительно особых категорий граждан, имеющих определенную социальную доминанту, особенно заметны в отношении категории инвалидов. Справедливо отмечено, что в России исторически передавалась традиция особо почтительного отношения к «убогому» человеку, то есть имеющему видимое физическое, психическое или умственное нарушение [1]. Такой человек действительно рассматривался как особо отмеченный Богом («у-богий», «у — Бога»), и в традиции русской культуры большое значение отводилось делам благотворительности и милосердия в отношении людей, имеющих тяжелые недуги — убогих, увечных, блаженных, калек (калик).

Другая (западная) традиция культивировала иное отношение к людям с нарушениями развития:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.