СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.25 Игнатова Юлия Евгеньевна
аспирант кафедры истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета
К ВОПРОСУ О ПОЛОЖЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ignatova Yulia Evgenyevna PhD student,
History, Culture and Sociology Department, Volgograd State Technical University
CONCERNING THE SITUATION OF SOCIAL ORPHANS IN RESIDENTIAL CARE FACILITIES
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы организации работы в специализированных сиротских учреждениях. Затронуты вопросы о неспособности создания выпускниками интернатных учреждений собственных семей, о причинах ухода воспитанников из интернатов и возвращения их в кровные неблагополучные семьи. Высказано мнение о необходимости социально-педагогической поддержки неблагополучных семей, чтобы ребенок, оставаясь с родителями, получал необходимое воспитание.
Ключевые слова:
безнадзорность, социальное сиротство, специализированные сиротские учреждения, интернат, родительское попечение, неблагополучная семья, социально-педагогическая поддержка.
Summary:
The article deals with the problems of institutionaliza-tion of children in orphanages. The author discusses the orphanage graduates' inability to start their own families, the reasons, due to which the children escape from the residential care and return to their troubled families. The author suggests that the disadvantaged families should get social and educational support, in order a child, remaining in the native family, still had required education.
Keywords:
neglect, social orphanhood, specialized orphanages, residential care, parental care, troubled family, social and pedagogical support.
Проблема безнадзорности и социального сиротства сегодня решается на государственном уровне. Создана система призрения детей, оставшихся без родительского попечения, отделы и ведомства наделены правами, за ними закреплены обязанности. На функционирование сети государственных учреждений затрачиваются немалые в масштабе страны средства, и спасенные жизни многих маленьких граждан, оказавшихся на улице, стоят этого.
С течением времени изменилась и организация работы в специализированных сиротских учреждениях: от коммунного и казарменного типов с жесткой дисциплиной и распорядком дня -к типу семейному, с более свободной обстановкой и правилами поведения. Для беспризорников или детей, изъятых из семьи, определенных в сиротские учреждения, создается возможность удовлетворять основные ежедневные потребности: в жилище, пище, одежде, сне и отдыхе, личной безопасность и других.
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, которые отметили существование двух разнополярных точек зрения на проблему воспитания детей в сиротских учреждениях: «С одной стороны, до сих пор существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов - совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, привлечением спонсоров, созданием нормальных условий обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью....» [1, с. 11].
Эти точки зрения имеют под собой веские основания. Материальная поддержка детей-сирот, безусловно, является жизненно необходимой мерой как для поддержания нормальных условий содержания в интернатном учреждении, так и для дальнейшего жизнеустройства. Относительно второй точки зрения стоит отметить, что подавляющее большинство детей стало «детдомовскими» вследствие ненужности родителям, контингент детского дома, как правило, дети, выросшие без родительской любви, потому что в семье они нежеланны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для психического и физического развития ребенка [2, с. 32].
Одним из наиболее тяжело влияющих на развитие ребенка переживаний, как справедливо отмечает В.Н. Ослон, является его пребывание в детском доме [3, с. 196]. И предложенная государством в качестве идеальной модели схема «неблагополучная семья - сиротское учреждение -
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)
благополучная семья», к сожалению, в большинстве случаев не работает, а общество к этой проблеме безучастно [4; 5].
Дети в детских домах живут в постоянном ожидании устройства в семью, в ряде случаев это ожидание оправдывается, детей забирают по разным основаниям в семьи: усыновление или опека, семья посторонних людей или родственников.
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В то же время бывшие воспитанники детских домов чаще, чем их домашние сверстники, терпят в жизни неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель - родитель», «ребенок - родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только сохранить благополучную семью, но и создать ее [6, с. 32].
Д.А. Тихомиров отмечает особую сложность в репродукции поведения родителей. Большинство детей, находящихся в интернатных учреждениях, являются социальными сиротами, до институционального учреждения проживавшими в дезадаптивных семьях с родителями, которые ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по отношению к детям. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в институциональных учреждениях определяет их низкую трудовую мотивацию и искаженное представление о моделях семейно-брачных отношений, что в свою очередь репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях [7].
Делая акцент на оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не следует забывать, что общество, чье внимание необходимо привлекать к решению проблемы социального сиротства, состоит в том числе из семей, из которых детей «во спасение» забирают. Нам представляется очевидным, что нахождение в специализированном учреждении, в котором созданы нормальные условия для жизни, гораздо лучше полуголодного существования в семье нерадивых родителей, но, несмотря на это, дети убегают из интернатов и возвращаются в тот дом, где их не ждут.
Существует множество причин для побегов: и протестная реакция на необходимость подчиняться внутренним правилам, и неприятие новым коллективом, и невозможность защитить себя никаким другим способом, кроме как бегством. Но главная причина - это желание ребенка жить и воспитываться в кровной семье, какой бы она ни была: с точки зрения ребенка, плохие родители лучше, чем совсем никаких. Дети, оказавшиеся в учреждениях социально-педагогической поддержки, по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их и мечтать о возвращении к ним. Дети думают, что после того, как их поместили в госучреждения, дома все стало хорошо, родители стали совсем другими [8].
Т.И. Шульга, анализируя проблемные аспекты работы с неблагополучными семьями, отмечает, что желание ребенка вернуться в семью всегда предопределяет его поведение и поступки. Жизнь детей в учреждениях, куда они попадают, не может вменить им опыт семьи и дать родительскую любовь. Потребность детей в родительской любви всегда удовлетворяется только биологическими родителями. Заменить эту любовь ничем невозможно. Она навсегда у человека остается на уровне подсознания и помогает ему быть защищенным в этом мире, дает ему крылья», которые его несут по жизни [9].
Таким образом, если ребенок держится за родителей, то нужно максимально активно проводить работу с неблагополучными семьями. Наряду с решением проблемы, как устроить жизнь «государственных» детей, основные усилия следует направить на то, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье.
Ссылки:
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб., 2005. 400 с.
2. Детский дом, сохраняющий семьи // Детский дом. 2005. № 2. С. 32.
3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006. 368 с.
4. Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. Сиротинка, поди на чужбинку... (или Об отношении населения к беспризорности и безнадзорности детей и подростков в России) // Дети и общество: социальная реальность и новации : сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации. М., 2014. С. 643-652.
5. Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. «Социальное дно» мира детства в современном российском обществе // Известия Волгоградского государственного технического университета : межвуз. сб. науч. ст. 2014. № 5 (132). С. 47-51.
6. Детский дом, сохраняющий семьи.
7. Тихомиров Д.А. Состояние и динамика проблемы социального сиротства в России // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/ (дата обращения: 10.11.2014).
8. Дулина Н.В., Игнатова Ю.Е. Сиротинка, поди на чужбинку.
9. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М., 2005. 254 с.