Шляхтунов А. Г.
К ВОПРОСУ О ПОЛИТИКЕ НАТО НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
19 ноября 2010 г. в Лиссабоне главы государств и правительств стран-членов НАТО утвердили ''Стратегическую концепцию обороны и обеспечения безопасности членов организации Североатлантического договора'' [2]. В этом документе определена стратегия развития альянса на очередное десятилетие. В концепции, в частности, указано, что фундаментальная и стратегическая задача организации состоит в защите свободы и безопасности всех своих членов политическими и военными средствами. Члены НАТО намерены всегда оказывать друг другу помощь в отражении нападений в соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора 1949 г. Это обязательство остается неизменным и обязательным для выполнения. Участники организации выразили готовность сдерживать и вести оборону против любой угрозы агрессии, а также против любых нарождающихся вызовов безопасности в тех случаях, когда такие вызовы ставят под угрозу фундаментальные устои безопасности индивидуальных членов или всего альянса в целом [5].
Сегодня в евроатлантическом регионе царит мир, а угроза нападения с применением обычных видов оружия низка, что является показателем результативности политики надежной обороны, интеграции и активного партнерства, проводимой НАТО на протяжении более чем полувека. В то же время в современном непредсказуемом мире, по мнению руководства организации, существует широкий и постоянно эволюционирующий спектр вызовов безопасности территориям и населению стран, входящих в альянс.
Многие регионы и страны мира заняты наращиванием своих военных возможностей, а последствия их действий для международной стабильности и евроатлантической безопасности труднопредсказуемы. Непредсказуемые последствия для глобальной стабильности и процветания таит в себе распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также средств их доставки (например, баллистических ракет). По прогнозам, в ближайшее десяти-
летие этот вопрос может стать самой острой проблемой в ряде наиболее беспокойных регионов мира.
Еще одной угрозой международной безопасности в настоящее время, по мнению руководства НАТО, является продвижение идей экстремизма и терроризма. Не секрет, что продолжается активный рост экстремистских группировок, в том числе и в регионах, стратегически важных для альянса. При этом учитывается тот факт, что серьезность угроз и потенциальных последствий террористических атак может существенно возрасти, если террористы получат доступ к ядерным, химическим, биологическим или радиологическим арсеналам [3].
Угрозу безопасности альянса несет и транснациональная нелегальная деятельность, например, контрабанда оружия, наркотиков и живого товара [4, р. 24].
Следует отметить, что все страны наращивают зависимость от жизненно важных коммуникационных, транспортных и транзитных путей, от которых, в свою очередь, зависят международная торговля, энергетическая безопасность и процветание. Обеспечение устойчивости этих систем к разрушительным атакам требует серьезных усилий международного сообщества. Некоторые страны НАТО станут еще более зависимыми от иностранных поставщиков энергоносителей, а в ряде случаев - от поставок энергоносителей из-за рубежа и распределительных сетей, используемых для удовлетворения их энергетических потребностей. Поскольку большая часть товаров, потребляемых в мире, транспортируется через весь земной шар, поставки энергоносителей становятся все более уязвимыми.
Прямую угрозу безопасности территорий и населения альянса могут таить в себе кризисы и конфликты, происходящие за пределами стран организации. Уроки, извлеченные из операций НАТО, в частности, в Афганистане и на Западных Балканах, недвусмысленно дают понять: эффективное разрешение кризисов требует всеобъемлющего политического, гражданского и военного подхода. Например, в ходе обсуждения вопроса об Афганистане на встрече в Лиссабоне было принято решение начать процесс перехода и вступить на путь долгосрочного партнерства. Главы государств и правительств 48 стран, выделяющих свои контингенты в состав действующих в соответствии с мандатом ООН Международных сил содействия безопасности, согласовали видение устойчивого перехода к большей ответственности афганской стороны в обеспечении безопасности. Их поддержали 28 государств-членов НАТО, подписав документ о долгосрочном партнерстве до 2014 г. между НАТО и Афганистаном.
Альянс намерен активно сотрудничать с другими международными институтами в период до кризисов, во время кризисов и после их завершения с целью стимулирования совместного анализа, планирования и проведения наземных операций ради усиления согласованности и эффективности общих международных действий.
По мнению руководства НАТО, лучший способ разрешения конфликта состоит в его предупреждении. Исходя из этого положения планируется осуществлять постоянный мониторинг и анализ международной обстановки для прогнозирования кризисов и по возможности предпринимать активные шаги по предотвращению трансформации кризисов в крупные конфликты.
Необходимо отметить, что альянс имеет в своем распоряжении уникальный и мощный арсенал политических и военных возможностей по урегулированию всего существующего спектра кризисов. НАТО готово активно использовать адекватный набор таких политических и военных инструментов для оказания помощи в разрешении назревающих кризисов, обладающих потенциалом, способным нанести ущерб безопасности альянса, еще до того, как такие кризисы перерастут в конфликты. Этот набор инструментов может также использоваться для прекращения текущих конфликтов, негативно сказывающихся на безопасности альянса, а также для консолидации стабильности в ситуациях после завершения конфликта при условии, что такая консолидация способствует обеспечению евроатлантической безопасности.
В тех случаях, когда мероприятия по предотвращению конфликта окажутся безуспешными, НАТО готово и способно нейтрализовать текущие боевые действия. Действительно, страны альянса в совокупности обладают не имеющим аналогов арсеналом инструментов для разрешения конфликтов, в т.ч. уникальной возможностью по развертыванию и содержанию мощных военных контингентов. При этом руководство НАТО декларирует обеспечение собственной безопасности за счет минимального использования военной силы.
Наиважнейшей обязанностью альянса декларирована защита и оборона своей территории и населения от нападений согласно положениям статьи 5 Вашингтонского договора. Официально альянс ни одно государство не считает своим противником. Тем не менее, как показывает практика, никому не следует подвергать сомнению решимость НАТО в тех случаях, когда под угрозой оказывается безопасность одного из членов альянса.
В настоящее время НАТО представляет собой альянс обеспечения безопасности с расквартированными вооруженными силами, способными взаимодействовать в любых условиях, контролировать ход операций в любой точке благодаря наличию структуры объединенного военного командования. Альянс также имеет в своем распоряжении такой фундаментальный потенциал, который вряд ли мог бы позволить себе любой из отдельно взятых союзников.
Сдерживание, основанное на адекватной комбинации возможностей в области ядерных и традиционных вооружений, продолжает оставаться одним из фундаментальных компонентов общей стратегии НАТО. Контроль над вооружениями, разоружение и отказ от распространения вооружений способствуют сохранению мира, безопасности и стабильности, обеспечивая полную безопасность всем членам альянса.
Важнейшей гарантией безопасности союзников являются стратегические ядерные силы альянса, в частности, силы США, независимые стратегические ядерные войска Великобритании и Франции, обладающие собственной сдерживающей мощью, которая дополняет общий сдерживающий потенциал, обеспечивающий безопасность союзников [1]. Обстоятельства, при которых может рассматриваться вероятность какого-либо использования ядерного арсенала, крайне маловероятны. До тех пор, пока существуют ядерные арсеналы, НАТО планирует сохранять за собой статус альянса, обладающего ядерным оружием [2].
Необходимо отметить, что в ходе встречи на высшем уровне в Лиссабоне было принято решение о создании потенциала противоракетной обороны для защиты населения и территории стран НАТО в Европе от ударов баллистических ракет. В то же время за рамками дискуссии осталась проблема использования европейского потенциала ПРО в интересах защиты территории США от ракетного удара.
На планирование и проведение военных операций НАТО в XXI в., безусловно, окажет влияние и развитие современных технологий, в т.ч. разработка лазерного оружия, средств ведения электронной войны и технологии, препятствующие доступу в космос.
НАТО, находясь под влиянием изменений в политике и безопасности, происходящих за пределами альянса, может само оказывать существенное влияние на них. Так, организация Североатлантического договора стремится принимать активное участие в совершенствовании системы международной безопасности путем вступления в партнерство с соответствующими странами и другими меж-
дународными организациями, путем активного участия в контроле над вооружениями, программах нераспространения и разоружения, а также путем проведения политики открытых дверей в отношении членства в альянсе для всех европейских демократий, соответствующих стандартам НАТО.
По мнению военно-политического руководства НАТО, перспектива дальнейшего расширения альянса и дух коллективной безопасности позволят добиться укрепления стабильности в Европе. Открыто декларируется, что двери членства в НАТО остаются широко открытыми для всех европейских демократий, готовых и способных принять на себя ответственность и обязательства по членству, а также при условии, что вступление этих стран будет способствовать обеспечению общей безопасности и стабильности [3].
Рассматривая основные положения концепции обороны и обеспечения безопасности стран-членов НАТО, нельзя не остановиться на отношениях альянса с Россией. Следует отметить, что во время Лиссабонского саммита после двухлетнего перерыва, вызванного охлаждением отношений, 20 ноября 2010 г. прошла сессия Совета Россия - НАТО, в работе которой принял участие Президент Российской Федерации Д. А. Медведев.
Североатлантический альянс и Россия договорились приступить к переговорам по европейской системе ПРО. Совету Россия - НАТО было поручено разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Стороны также подтвердили, что Россия предоставит возможность увеличения потока грузов через свою территорию, которые предназначены для оказания поддержки миссии НАТО в Афганистане. Достигнутые в Лиссабоне договоренности, по мнению автора, будут способствовать повышению эффективности сотрудничества в борьбе с терроризмом, наркопреступностью, распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки.
В конце исторического заседания Совета Россия - НАТО Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и его коллеги из 28 государств обнародовали совместное заявление. В документе, в частности, отмечается, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а безопасность НАТО и России взаимосвязана. Действительно, западным странам в начале нового столетия всё больше приходится считаться с интересами и позицией России по ключевым аспектам мировой политики, и, прежде всего, по проблемам международной безопасности. Таким образом, сотрудничество НАТО с Россией деклари-
руется как способствующее созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности.
В заключение отметим, что основные положения новой коалиционной стратегии Североатлантического альянса, рассмотренные в статье, практически повторяют коалиционную стратегию блока 1999 г. [3]. Тем самым подтверждается неизменность политики НАТО и во втором десятилетии XXI в.
* * *
1. Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. [электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/docu/other/ru/2000/wash-sum-ru.pdf
2. Сайт Организации Североатлантического договора [электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_68580.htm
3. The Atlantic Council of the United States [электронный ресурс]. URL: http://www.nato.int/docu/nato_after_istanbul/nato_after_instanbul_en.pdf
4. The NATO Handbook: NATO 1949 - 1999 OTAN 50th Anniversary Edition. Brussels, 1998.
5. Website Global Security.org [электронный ресурс]. URL: http://www. globalsecuri-
ty.org/military/ops/enduring-freedom/htm