Научная статья на тему 'Россия–НАТО – новое качество отношений'

Россия–НАТО – новое качество отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
427
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ РОССИЯ–НАТО / COUNCIL RUSSIA–NATO / САММИТ НАТО / NATO SUMMIT / ПРО / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY / НАЗЕМНЫЙ ТРАНЗИТ В АФГАНИСТАН / GROUND TRANSIT TO AFGHANISTAN / ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА / IRANIAN NUCLEAR PROGRAM / MISSILE DEFENSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жуковский Виктор Михайлович, Жуковская Людмила Михайловна

Российская Федерация занимает важнейшее место в евразийской безопасности. Особая роль в формирующейся архитектуре международной безопасности в противодействии угрозам и вызовам современности принадлежит партнерству России и НАТО. Сотрудничество между Россией и НАТО осуществляется только в рамках международного права, а в сфере миротворчества – в соответствии с решениями СБ ООН. Несмотря на ряд проблем во взаимоотношениях, состоявшийся в Лиссабоне Совет Россия–НАТО является важным шагом в укреплении сотрудничества по ряду вопросов международной безопасности, отвечающим требованиям обновленного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia–NATO. A new quality of relations

The Russian Federation is playing an important role in the Eurasian security. Russia and the NATO have a significant role in the arising structure of international security and the counteraction against modern threats and challenges. The collaboration between Russia and NATO is limited by international law, peacekeeping policy is pursued according to UNSC resolutions. In spite of a range of problems in relations between Russia and NATO, the session of Council Russia–NATO held recently in Lisbon has become a decisive step towards strengthening of collaboration in terms of international security for the renewed world.

Текст научной работы на тему «Россия–НАТО – новое качество отношений»

В.М. Жуковский, Л.М. Жуковская

РОССИЯ-НАТО: НОВОЕ КАЧЕСТВО ОТНОШЕНИЙ

Российская Федерация занимает важнейшее место в евразийской безопасности. Особая роль в формирующейся архитектуре международной безопасности в противодействии угрозам и вызовам современности принадлежит партнерству России и НАТО. Сотрудничество между Россией и НАТО осуществляется только в рамках международного права, а в сфере миротворчества - в соответствии с решениями СБ ООН. Несмотря на ряд проблем во взаимоотношениях, состоявшийся в Лиссабоне Совет Россия-НАТО является важным шагом в укреплении сотрудничества по ряду вопросов международной безопасности, отвечающим требованиям обновленного мира.

Ключевые слова: Совет Россия-НАТО, саммит НАТО, ПРО, международная безопасность, наземный транзит в Афганистан, иранская ядерная программа.

Российская Федерация занимает важнейшее место в евразийской безопасности. Особая роль в формирующейся архитектуре международной безопасности, в противодействии угрозам и вызовам современности принадлежит партнерству России и НАТО.

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 г. в Риме в соответствии с Декларацией глав государств и правительств Российской Федерации и государств - членов НАТО1, которая, в свою очередь, опирается на принципы Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности2, подписанном 27 мая 1997 г. в Париже. В СРН участвуют Россия и

© Жуковский В.М., Жуковская Л.М., 2012

26 государств - членов НАТО как равноправные партнеры по широкому ряду вопросов, представляющих взаимный интерес. Совет Россия-НАТО представляет собой «механизм для консультаций, формирования консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий между Россией и государствами - членами НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлан-тическом регионе».

Согласно Римской декларации «Россия и государства - члены НАТО будут продолжать активизировать сотрудничество в областях, включающих борьбу против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, ПРО ТВД, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и чрезвычайное гражданское планирование и реагирование». Данное сотрудничество между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора осуществляется только в рамках международного права.

В развитие данных отношений 20 ноября 2010 г. в Лиссабоне (Португалия) состоялась третья в истории создания Совета Россия-НАТО встреча на уровне глав государств и правительств на тему: «Следующие шаги в сотрудничестве России-НАТО».

В итоге было принято Совместное заявление Совета Россия-НАТО по дальнейшему взаимодействию3. В нем подчеркнуто, что «государства - члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях».

Налицо готовность к развитию равноправных, взаимовыгодных отношений между Россией и НАТО, решимость предпринимать шаги, способствующие укреплению взаимного доверия и сотрудничества.

В Лиссабоне был принят ряд важных решений. В совместном заявлении Совета Россия-НАТО отмечается, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а безопасность НАТО и России взаимосвязана. Более того, перед лицом общих вызовов безопасности XXI в. были определены конкретные мероприятия по взаимодействию в борьбе с терроризмом,

пиратством, угрозой производства наркотиков и распространения оружия массового уничтожения, защите жизненно важной инфраструктуры. Стороны и в дальнейшем намерены укреплять сотрудничество в области безопасности.

Один из обсуждаемых вопросов - стабилизация ситуации в Афганистане. Россия и НАТО договорились расширить рамки наземного транзита в Афганистан и обратно через территорию Российской Федерации натовских грузов, предназначенных для воинского контингента альянса. Россия примет участие в укреплении боеспособности афганской армии и правоохранительных органов, поставит в Афганистан вертолеты и стрелковое оружие, примет участие в подготовке афганских летчиков, технических специалистов и наркополицейских. Для обслуживания авиатехники планируется создать фонд технического обслуживания. Очевидно, что Россия все больше втягивается в разрешение афганской проблемы, ее участие и роль в регионе постепенно растет. Между тем в Лиссабоне были сформулированы планы вывода войск НАТО с территории Афганистана. Вывод войск должен начаться в 2012 г., а завершиться в 2014 г. Солдаты Организации Североатлантического договора после этого, очевидно, останутся для обучения и поддержки афганских сил. Ответственность за поддержание безопасности в стране будет передана афганской армии. Однако в настоящее время афганская армия не располагает возможностями, которые позволили бы ей поддерживать мир в стране. Данная ситуация вызывает тревогу, поскольку после ухода из Афганистана войск альянса Россия в силу своего географического положения может оказаться один на один с рядом неразрешенных проблем, среди которых терроризм и распространение наркотиков.

В Лиссабоне Россия в очередной раз подтвердила свою готовность сотрудничать с НАТО в совместной борьбе с распространением оружия массового уничтожения в мире. В частности, заявлена готовность следить за развитием иранской ядерной программы и ядерных программ других стран. В отношении к иранской ядерной проблеме Дмитрий Медведев (будучи Президентом РФ) заявил, что Россия продолжает настаивать на том, что Иран имеет право на развитие собственной ядерной программы, но при условии того, что она сумеет убедить мировое сообщество в ее мирной направленности.

Тема противоракетной обороны на саммите получила развитие благодаря российской инициативе о создании совместно с НАТО секторальной системы ПРО. С данной инициативой выступил

Дмитрий Медведев, который озвучил предложение о создании единого периметра противоракетной безопасности с ориентированными вовне элементами ПРО и ПВО. Суть предложения заключается в том, что Москва обязуется сбить любую ракету, летящую в сторону Европы через российскую территорию или сектор ответственности. Аналогичные обязательства, но уже в отношении защиты России, должно взять на себя и НАТО. «Любое государство, обладающее силами и средствами ПРО, будет сбивать ракеты на подлете к своим границам без каких-либо международных соглашений. Другое дело, когда системы ПРО различных государств интегрированы в единую схему, когда идет обмен информацией о стартах ракет с территории третьих стран и выработан общий алгоритм ответных действий»4.

Система противоракетной обороны должна быть универсальной и не должна разрушить существующий ядерный паритет, поскольку может привести к новому витку гонки вооружений. Наши отношения с НАТО будут и дальше зависеть от того, насколько альянс готов к учету российских интересов. По словам Д. Медведева, «либо мы полноценно участвуем, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще». «А если мы не участвуем вообще, то по понятным причинам мы вынуждены будем защищаться»5.

В целом, «говоря об отношениях России и НАТО, следует иметь в виду, что, с одной стороны, на них пока еще давит груз исторически обусловленного недоверия, с другой - растет понимание обеих сторон, что эти отношения нуждаются в эволюционном, поступательном развитии»6.

Между тем проблем во взаимоотношениях остается много. Достаточно познакомиться с новой Стратегической концепцией НАТО «Активное вовлечение, современная защита»7, принятой главами государств и правительств в Лиссабоне8. В данном документе не были перечислены конкретные государства, представляющие угрозу для альянса. На этой формулировке настояла Турция, которая хочет развивать отношения с Ираном и Сирией. Более того, в статье 33 документа отмечено, что «сотрудничество НАТО и России имеет стратегическую важность, так как оно вносит вклад в создание общего пространства мира, стабильности и безопасности. НАТО не представляет собой угрозы для России. Напротив, мы хотим истинного стратегического партнерства между НАТО и Россией, и мы будем действовать соответственно, ожидая взаимности от России».

Однако ни слова не сказано о том, рассматривается ли Россия как источник угрозы. В то же время, исходя из опубликованных документов нс сайте WikiLeaks, в НАТО разработан секретный план защиты Польши, Эстонии, Латвии и Литвы от «возможной агрессии» со стороны России9. По словам главы внешнеполитического ведомства России С.В. Лаврова «одной рукой НАТО <...> открыто договариваются с нами о разработке важных документов, которые нацелены на совместное партнерство, а другой рукой принимают за нашей спиной решение, что от нас надо защищаться»10.

В статье 20 упомянутой Стратегической концепции НАТО подчеркнуто, что кризисы и конфликты за пределами границ НАТО могут представлять собой прямую угрозу безопасности территории альянса и его населению. В связи с этим НАТО будет участвовать, где возможно и где необходимо, в предотвращении кризисов, их урегулировании, стабилизации в постконфликтных ситуациях и в деле поддержки реконструкции. Следовательно, вопреки заявлениям руководствоваться целями и принципами Устава ООН, НАТО наделяет себя правом на свое усмотрение вмешиваться в любые кризисные ситуации в любой точке мира. К тому же альянс не намерен отказываться от ядерного оружия до тех пор, пока оно сохраняется в мировом масштабе.

В связи с этим Россия считала и считает, что ведущая роль ООН в вопросах безопасности должна быть сохранена. «Мы считаем, что альянс при всех обстоятельствах должен руководствоваться Уставом ООН, прежде всего в том, что касается возможностей применения силы в международных отношениях. Отмечу в связи с этим, что и Основополагающий акт, и Римская декларация о создании СРН прямо предусматривают, что сотрудничество между Россией и НАТО осуществляется только в рамках международного права, а в сфере миротворчества - по решению СБ ООН»11. Следовательно, недопустимо повторение таких эпизодов, как война 1999 г. в Косово или вторжение 2003 г. в Ирак, когда страны НАТО, не получив непосредственной санкции Совета безопасности ООН, начинали военные действия самостоятельно. В случае, если военные операции будут одобрены СБ ООН, и «если на страны - члены НАТО кто-то нападет, то мы можем в порядке осуществления статьи 51 Устава ООН помочь им в коллективной или индивидуальной обороне»12.

Вызывает обеспокоенность расширение Северо-Атлантического альянса, его приближение к границам Российской Федерации. Так, в 1999 г. было принято решение о принятии в НАТО трех европейских государств, в 2004 г. НАТО приняло в свои ряды семь

стран, в том числе страны Балтии, в 2009 г. блок пополнился еще двумя европейскими государствами. На слуху планы в отношении Украины и Грузии.

Любопытен тот факт, что «в ходе вывода советских войск из Восточной Европы тогдашний генеральный секретарь НАТО сказал, что СССР должен быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться дальше существующих на тот момент границ»13.

Примечательно, что данное положение вещей нашло свое отражение в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 5 февраля 2010 г. № 14614. Согласно ст. 8 Военной доктрины РФ, одной из основных внешних военных опасностей является стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.

Глава внешнеполитического ведомства России С.В. Лавров подчеркнул, что «Едва ли отвечает современным реалиям линия на безостановочное расширение НАТО "вопреки всему". Сегодня нужно не заборы переставлять, а последовательно снимать препятствия для сотрудничества со всеми, обеспечивать равные гарантии безопасности всех государств, независимо от их военно-политического статуса... Но наследие холодной войны не преодолеть лишь заявлениями о новом характере отношений. Нужны конкретные шаги, в том числе в наиболее чувствительной сфере планирования -в области обороны, подтверждающие партнерские намерения»15.

Российская Федерация предприняла ряд важных шагов в данном направлении. Например, Россией и Норвегией урегулирована проблема разграничения в Баренцевом море; после Заявления Государственной думы «О Катынской трагедии и ее жертвах»16, принятого постановлением Государственной думы № 4504-5 ГД 26 ноября 2010 г., заложен фундамент для новых российско-польских отношений. Россия активно сотрудничает с Международными силами в Афганистане, в борьбе с пиратством у берегов Сомали, согласилась принимать участие в создании общей системы ПРО со странами НАТО.

Это не значит, что у нас не осталось разногласий. Самые серьезные из них - это оценка событий в Грузии 2008 г., войны в Косово 1999 г., отношение к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной, а страны НАТО процесс ратификации блокируют. Указом Прези-

дента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 872 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»17 РФ объявила мораторий на исполнение Россией условий договора. Важно отметить, что Россия лишь приостановила действие Договора, давая понять, что не хочет полностью от него отказываться, но требует ответных действий со стороны НАТО.

Согласно недавним разоблачениям WikiLeaks, вопреки заявлениям НАТО в Бельгии, Германии, Нидерландах и Турции хранится ядерное оружие США тактического назначения. И это еще один повод для беспокойства.

Многое изменилось после падения берлинской стены. Усиливаются наши позиции в мире по самому широкому кругу вопросов, в частности в торговле, финансах, энергетике. Однако «мы не очень привлекательны как общество и страна. Мало используем свою культурную привлекательность. Наследие, доставшееся нам от предков, - великая русская культура - лежит неиспользуемым грузом. Похоже, страна не может и не хочет на него опираться. Во многом и из-за этого не просматривается пока, несмотря на отрадные разговоры о модернизации, и подъем экономики, переход ее на новые рельсы. Так что усиление политических и военно-политических позиций выгодно вдвойне. Оно компенсирует слабость в других областях. Хотя и не извиняет ее»18.

В связи с этим состоявшийся в Лиссабоне Совет Россия-НАТО является очень важным шагом в укреплении наших отношений по ряду вопросов международной безопасности, отвечающим требованиям обновленного мира. Форум является хорошим примером сотрудничества по угрожающим проблемам. Стоит надеяться, что Европейский союз последует данному примеру сотрудничества с Российской Федерацией в вопросах глобальной безопасности, что позволит многополярной Европе жить в мире.

Примечания

1 Дипломатический вестник. 2002. № 6. С. 53-55.

2 Дипломатический вестник. 1997. № 6. С. 4-10.

3 Совместное заявление Совета Россия-НАТО [Электронный ресурс] // Президент России: [Сайт].URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/789 (дата обращения 25.12.2010).

4 Макаров Н.Е. Ракеты под общим присмотром // Российская газета (федеральный выпуск). № 5343(264) (дата обращения 23.11.2010).

5 Саммит Россия-НАТО: подводя итоги [Электронный ресурс] // Интерфакс: [Сайт]. URL: http://www.interfax.ru/print.asp?sec=1446&id=165850 (дата обращения: 25.12.2010).

6 Лавров С.В. В одной лодке // Итоги. № 46/753. 15.11.2010.

7 Active Engagement, Modern Defence North Atlantic Treaty Organisation 19 Nov. 2010. // URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_68580.htm (дата обращения: 25.12.2010).

8 Новая Стратегическая концепция НАТО «Активное вовлечение, современная защита» (неофициальный перевод) [Электронный ресурс] // Постоянное представительство России при НАТО: [Сайт]. URL: http://natomission.ru/society/ article/society/artnews/92/ (дата обращения: 25.12.2010).

9 См.: В НАТО отказались комментировать планы войны с РФ в Прибалтике [Электронный ресурс] // Lenta.ru: [Сайт]. URL: http://lenta.ru/news/ 2010/12/09/denial/ (дата обращения: 25.12.2010).

10 РФ рассчитывает на объяснения НАТО по поводу планов защиты Прибалтики [Электронный ресурс] // РИА Новости: [Сайт]. URL: http://www.rian.ru/ politics/20101209/306480628.html (дата обращения: 25.12.2010).

11 Лавров С.В. Указ. соч.

12 Разворот над Атлантикой-2 // Итоги. № 39/746. 27.09.10.

13 См.: Владимир Путин: даю вам честное партийное слово // Коммерсантъ. № 158/П(4458). 30.08.2010.

14 См.: Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. ст. 724.

15 Лавров С.В. Указ. соч.

16 Парламентская газета № 63 (2479). 03.12.2010.

17 Российская газета (федеральный выпуск). № 4415. 17.07.2007.

18 Караганов С. С упором на Россию // Российская Газета (федеральный выпуск). № 5344. 24.11.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.