Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА'

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
238
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раджабов Омар Раджабович, Лобачева З. Н., Бигаева З. С.

В статье анализируются политические аспекты исламского фундаментализма, экстремизма и терроризма. Выясняются основные современные проблемы и причины радикализации религиозного сознания мусульман в арабских странах и в России. Обращается внимание на неоднородность и особенности фундаментализма и экстремизма в некоторых странах мусульманского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POLITICAL ASPECT OF ISLAMIC FUNDAMENTALISM, EXTREMISM AND TERRORISM

The article analyzes the political aspects of Islamic fundamentalism, extremism and terrorism. The main modern problems and causes of the radicalization of the religious consciousness of Muslims in the Arab countries and in Russia are clarified. Attention is drawn to the heterogeneity and peculiarities of fundamentalism and extremism in some countries of the Muslim world.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА»

УДК 993

DOI 10.34823/SGZ.2021.5.51682

О.Р. РАДЖАБОВ доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой философии и истории ДагГАУ им. М.М.Джамбулатова*

З.Н. ЛОБАЧЕВА кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории ДагГАУ им. М.М.Джамбулатова.

З.С. БИГАЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории ДагГАУ им. М.М.Джамбулатова

К вопросу о политическом аспекте исламского фундаментализма, экстремизма и терроризма

В статье анализируются политические аспекты исламского фундаментализма, экстремизма и терроризма. Выясняются основные современные проблемы и причины радикализации религиозного сознания мусульман в арабских странах и в России. Обращается внимание на неоднородность и особенности фундаментализма и экстремизма в некоторых странах мусульманского мира.

Ключевые слова: исламский фундаментализм, экстремизм, терроризм, радикализация, ислам, религия.

O.R. RAJABOV Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy and History DagGAU named alter M. M. Dzhambulatov;

Z.N. LOBACHEVA

' Раджабов Омар Раджабович, e-mail: filek08@rambler.ru

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of

Philosophy and History DagGAU named after M. M. Dzhambulatov.

Z.S. BIGAEVA Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and History DagGAU named after M. M. Dzhambulatov

On the political aspect of Islamic fundamentalism, extremism and terrorism

The article analyzes the political aspects of Islamic fundamentalism, extremism and terrorism. The main modern problems and causes of the radicalization of the religious consciousness of Muslims in the Arab countries and in Russia are clarified. Attention is drawn to the heterogeneity and peculiarities of fundamentalism and extremism in some countries of the Muslim world.

Keywords: Islamic fundamentalism, extremism, terrorism, radicaliza-tion, Islam, religion.

В результате глобальных изменений последнего десятилетия серьезную угрозу для национальной безопасности России, с учетом изменившейся геополитической ситуации и идеологии, представляет религиозный экстремизм, который в современных условиях опирается на мощную поддержку из-за рубежа и усиливается за счёт использования исламского прикрытия национал-сепаратистами. Особенно опасной становится практика слияния национального самосознания народов с религиозным фанатизмом.

События августа-сентября 1999 г. в Дагестане (вооруженный мятеж ваххабитов в Кадарской зоне и вторжение боевиков с территории Чечни) ясно показали, что единственно действенным препятствием для распространения религиозного экстремизма является неприятие его самим обществом. Очевидно, что этап, когда изголодавшиеся по религии люди с легкостью подвергались идеологической обработке, прошел, а стремление определенных внешних сил подчинить своему

влиянию мусульманские районы бывшего Советского Союза потерпели неудачу. В этой связи сегодня весьма благоприятный момент для закрепления мер противодействия экстремизму - строительство новой системы мусульманской иерархии, системы религиозного образования. Пример Египта наглядно демонстрирует, что подобного рода процессы должны проходить под полным контролем государства.

Для России был бы полезен анализ причин радикализации религиозного сознания в арабских странах. Для этого следует изучить предпосылки распространения данного влияния, методы по его предотвращению, недопущению его радикализации и превращения религиозного фундаментализма в террор. Международный опыт, в том числе и в Сирии, Египте, в противодействии религиозному экстремизму и борьбе с терроризмом показывает недопустимость каких-либо уступок экстремистам. Экстремисты рассматривают их как слабость властей и в ответ все больше активизируют свои действия. В то же время абсолютно очевидно, что только силовыми методами добиться надежных результатов в борьбе с ними нельзя. Употребляя термин борьба, мы имеем в виду ряд спланированных акций, имеющих соответствующую законодательную базу и правовое обеспечение, основывающихся на соблюдении прав человека и уважении чувств верующих. России необходимо сотрудничать с арабскими странами в поиске решения проблемы религиозного экстремизма. При этом необходимо учитывать тот факт, что чужой, даже весьма положительный пример для нашей страны может быть неуместным и потому должен быть всегда критически переосмыслен и адаптирован к местным условиям.

Современная религиозная обстановка в стране является отражением изменений, произошедших в политической системе нашего общества. «В условиях создавшегося у нас после развала СССР духовного вакуума, - отмечает Т.В. Наумова, -произошел возврат к ценностям, которые играли огромную роль в отечественной культуре и многие, из которых были в нашей стране утеряны или насильственно отторгнуты. Среди них большое значение приобретают ценности, выраженные в религии». Это сказалось на состоянии политической системы и привело к усилению роли религии в политической жизни

общества1. Либерализация политической сферы общества позволила религиозным организациям стать одним из важных факторов политической трансформации, способствовала политизации исламских движений и организаций. Г. Станкевич, исследующий проблемы политизации мусульманской уммы в России, пишет: «Процесс создания мусульманами своей религиозной идентичности потребовал ее закрепления, в том числе и в политической жизни общества. При этом политизация ислама происходила на разных уровнях и в разных формах. С одной стороны, государство предпринимало попытки встраивания ислама в политическую макросистему через создание мусульманских общественно-политических организаций. Это было своего рода попыткой формирования нового «официального ислама». С другой стороны, происходила спонтанная радикализация и политизация ислама в малых социальных группах2. современная религиозная ситуация характеризуется стремлением религиозных организаций добиться поддержки власти, лоббированием своих интересов, борьбой за усиление своего влияния в достижении социально-политических целей, объединением усилий в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом. «Ислам в мусульманских обществах постепенно превратился в ключевой фактор, определяющий характер политических отношений».1 Такой подход к роли ислама в политической системе современного общества позволил И.П. Добаеву применять термины «исламский радикализм», «исламизм», «политический ислам» и «политизированный ислам» для обозначения радикальной и превращенной формы ислама, включающей идеологическую доктрину и основанную на ней социально-политическую практику, которая трансформирует религию в идеологический инструмент, оправдывающий насилие. «Превращенная форма», по И.П. Добаеву, показывает, что «исламский радикализм» в его понимании является «ненастоящим исламом», а отклонением от ислама, ересью. В своей работе он отделяет «нормальную» религию (религию-веру) от «аномальной» (религии-идеологии). Только «нормальный» фундаментализм (религия-вера), по его мнению, «имеет право на существование»2.

1 Наумова Т.В. Религия и интеллигенция в новой истории России // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 4, с. 277.

2 Станкевич Г. Политический ислам и современная Россия // Россия и мусульманский мир, 2011, № 5, с. 34.

Цель исламистов - создание общества, живущего по законам шариата, которые обеспечивали бы каждому члену сообщества оптимальные возможности для спасения. Они используют современные методы для достижения своего идеала: создают подпольные организации и легальные партии, записывают телепередачи и компакт-диски, открывают школы и больницы, используют современные технологии. «Политический ислам представляет собой союз теологии и политики (теории и практики). Они находятся в диалектическом единстве: политическая практика вторична по отношению к теологии, но формы этой практики заставляют менять теологию. Идеология политического ислама - набор определенных концепций, которые могут произвольно использоваться для конструирования конкретной идейной позиции»1.

Очевидно, что исламский фундаментализм и исламский экстремизм - это не одно и то же, как нельзя ставить знак равенства между экстремизмом и терроризмом, прикрывающимся исламской риторикой. Кроме того, формы политического радикализма в мусульманском мире не ограничиваются религиозным экстремизмом.

Тот факт, что экстремистские тенденции широко распространены именно в исламе, наводит на мысль о существовании определенных внутренних причинах радикализации религиозного сознания мусульман. Действительно, на сегодняшний день доля экстремизма в исламе выше, чем в других религиях. В то же время не следует отождествлять исламский экстремизм с исламом как таковым.

Что касается фундаментализма, который многие представляли средств массовой информации и даже некоторые исследователи и эксперты путают с экстремизмом, то следует отметить, что в его основе лежит идея возврата к истокам ислама, вовсе не означающая «механического» переноса в прошлое. Скорее, это понимание невозможности копирования пути, пройденного Западом, различий ценностных ориентаций,

1 Станкевич Г. Политический ислам и современная Россия // Россия и мусульманский мир, 2011, № 5, с. 34.

2 Саидов А.А. Исламский фактор модернизации политической системы Российской Федерации // Полиэтническое общество, власть и демократия в России. Сбор. статей / Под общ. ред. М.К. Горшкова и А.-Н.З. Дибирова. Москва-Махачкала, 2012, с. 34-35.

3 Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ // Южнороссийское обозрение, Р/н-Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002, № 7, с. 34-35.

носящих цивилизационный характер. В целом фундаментализм есть общественно-политическое явление, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых ей новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».

Что касается соотношения терминов экстремизм и терроризм в идеологии и практической деятельности различных экстремистских групп, то для трудов идеологов исламского экстремизма характерен экстремизм, а не терроризм (так как акцент именно на террористических методах не ставится). Однако для анализа деятельности исламских экстремистских групп, предпочитающих методы политического насилия, более приемлема категория терроризм. Взаимосвязь теории и практики обуславливается коррелятивным отношением между экстремизмом и терроризмом. Экстремистские теории нередко оправдывают любые средства, включая терроризм, для достижения выдвинутых или целей; в свою очередь, терроризм зачастую обосновывается именно экстремистской идеологией.

Политический экстремизм складывался как особый вид деформированной активности политической жизни общества, постоянно испытывающей власть на прочность, умеренность и укорененность в обществе. Ослабление этой прочности и укорененности, вызванное эпизодическими нарушениями меры, а также сбалансированность между крайностями и предельными значениями является мощным истоком экстремизма во всех его формах и разновидностях. «Выходя из самых темных глубин общества, словно черный демон, политический экстремизм сразу находит прочную основу на поприще непримиримого соперничества различных социальных сил, партийных, политических, религиозных и других движений, проецирующих свои идеологические приоритеты, ставящих перед собой разные цели, используя разные, в том числе и радикальные методы, и средства политической борьбы за власть1. Политический экстремизм является особым системным следствием социального напряжения и противостояния в обществе. По характеру и направленности действия политический экстремизм имеет различные формы проявления: идейно-политическая - в идеологической сфере, этнополитическая -

1 Курбанов М.Г. Проблемы политического экстремизма в современном мире // Политическое общество. Власть и демократия в России. Сбор. статей / Под общ. ред. М.К. Горшкова и А.-Н.З. Дибирова. Москва-Махачкала, 2012, с. 346.

в национальной сфере, политико-экономическая-в экономической сфере, религиозно-политическая- в конфессиональной сфере и т.д.

Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Зачастую они абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Большинство экстремистских теорий примитивны и основываются на небольшом количестве посылов. Экстремистская позиция, основанная на полном отрицании «реакционной действительности», отражает социальное отчаяние общественных слоев и групп, не видящих для себя места в рамках существующего общественного уклада. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или в противоборстве внутри одной конфессии.

Под терроризмом, на наш взгляд, следует понимать тактику или стратегию групп, заключающуюся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном применении насилия для достижения политических целей. Цель терроризма - продемонстрировать неспособность властей контролировать ситуацию, спровоцировать правящий режим на жесткие ответные меры, создать в обществе атмосферу страха и нервозности. Добавим, что в отличие от терроризма вообще, исламскому терроризму свойственно единение личности самого террориста и его непосредственных действий, которые рассматриваются им как джихад (священная война), как форма служения Аллаху. Терроризм может быть и проявлением политического экстремизма - при условии широкого истолкования понятия экстремизма, которое включает в себя и насилие.

Таким образом, исламский экстремизм - это направление в рамках современного ислама, понимаемое как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из собственных норм и догм. Его общая теоретическая основа: мусульманское общество утратило свой первоначальный, истинно исламский характер. Объект нападок, таким образом, -власти. Они - «неверные», так как не являются гарантами исламского порядка. Практика исламских радикалов -активные и агрессивные действия по установлению исламского государства, то есть приходу к власти.

Политический ислам радикального толка укрепляет свои позиции в различных сферах общественной жизни, и репрессии властей только способствуют укреплению авторитета ис-

ламистов в глазах общественности. Речь здесь идет об экстремизме вообще, но особенно об экстремизме религиозном. Пример Египта показывает, что попытки «заигрывания» с исламистами путем проведения исламизации государства недопустимы. Как показывает практика, «управление» исламом посредством искусственно создаваемых институтов невозможно, особенно в условиях, когда правительство непопулярно в народе, который видит в экстремистах политическую силу, оппозицию. С другой стороны, жесткое преследование людей, придерживающихся религиозных подходов в вопросах государственного устройства, как показывает практика, ведет лишь к радикализации их взглядов.

Опыт борьбы с экстремизмом правительств в арабских странах показывает, что сформировалось три вида противодействия экстремизму под исламскими лозунгами. Во - первых, это тотальное физическое уничтожение исламистов-террористов, во-вторых, изоляция, постепенное «отключение» от различных сфер жизнедеятельности с последующим выталкиванием из страны. В - третьих, заключение различного рода союзов с целью поглощения указанных движения или противоборства с третьими силами.

Проблема состоит в том, что при сохранении нынешних тенденций развития и политики властей по отношению к экстремизму он будет лишь усиливаться, до тех пор, пока группы политического ислама будут оставаться неспособной эффективно противостоять им на идейно-политическом, информационном, социальном уровне.

Анализ структур экстремистских организаций позволяет сделать вывод об их социальной мобильности, готовности предпринимать активные меры ради достижения своих целей.

Экстремисты прекрасно понимают, что главное препятствие для воплощения их замысла - прихода к власти - это те мусульмане, которые их не поддерживают. Поэтому идеальным для них признается не ислам в общем, а единственный вариант ислама, очищенный от поздних «наслоений», который ими признается истинным. Получив цель, руководство к действию, экстремистские движения обосновывают свои насильственные действия, которые являются по сути антиисламскими.

Становится очевидным, что экстремистские группировки сознательно идут на эскалацию напряженности во взаимоотношениях с правительством. Возможно, это происходит пото-

му, что они не находят широкой поддержки со стороны населения. Цель подрывной деятельности состоит в том, чтобы спровоцировать государство на проявления авторитарного или диктаторского типа, чтобы можно было в ответ мобилизовать народ на гражданскую войну. Соревнуясь с государством в применении политического насилия, экстремисты полагают, что так они превращаются в равноправного политического «партнера», получая право вести с ним диалог, а чаще борьбу. Экстремисты стремятся политически обосновать преступления гуманитарного и криминального характера. Все чаще в своей практике они прибегают к так называемым «безадресным», то есть не направленным конкретно против кого-либо преступлениям.

Экстремистская направленность современного политического ислама являет собой по существу реакцию на абсолютное отсутствие гражданского общества, призванного обеспечить основные права и свободы современного общества. Широкие масса «отключены» от политического участия, поскольку находятся в тяжелом экономическом положении.

Полное неприятие всего западного, в том числе и западного варианта демократии, принципов классической рыночной экономики, на которых построены современное мировое хозяйство и торговля, неприятие иной немусульманское культуры, вообще всего неисламского вполне объяснимо. Дело в абсолютизации исламской традиции, которая провозглашается единственно верной.

Существует мнение, что с терроризмом можно покончить лишь, избавившись от их экономической подоплеки. Бесспорно, что бедность и экономическая отсталость-питательная среда для этих явлений. Однако мир уже столкнулся с терактами, а решение социально-экономических проблем-дело далекой перспективы. Сегодня терроризм пустил корни и во вполне благополучных европейских странах.

Очевидно, что непосредственные истоки экстремистских тенденций в современном исламе следует искать в конце XIX в., когда мусульмане должны были оказывать активное сопротивление Западу в условиях его превосходства над мусульманским миром. В немалой степени фундаментализм представляет собой реакцию Востока на оказываемое со стороны Запада давление (в силу прагматического характера его развития), что в целом носит негативный характер.

В целом арабские страны идут по пути создания новой партийно-политической структуры, которая в конечном счете может вобрать в себя и умеренных фундаменталистов, и националистов. Однако сегодня, когда переход от жестко контролируемой стабильности к ее более демократическому варианту только начинается, некоторая политическая либерализация дает возможность нарушения возникающего, но пока еще шаткого политического баланса в пользу одного из элементов этой будущей структуры-исламистов. Наряду с факторами, определяющими экономическую и социально-политическую стабильность режимов, сильную, подчас и решающую роль в достижении выгодного для умеренных баланса сил с правительством может сыграть взаимодействие умеренных и экстремистских организаций, подчиненность последних первым.

Необходимо заметить, что арабский мир вступает в эпоху всеобщей глобализации разобщенным, с рядом нерешенных насущных проблем политического, экономического, социального, культурного плана. Усвоив только отдельные составляющие мирового научно-технического прогресса, арабо-му-сульманский мир выпадает из неизбежного по сути процесса глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.