СОЩШАЛЬИ® ШОЁ1ТШЧ
/д\
г-^
ШСТОРШМ
ЮМ. Афанасьев
К вопросу о погостах Гдовской земли
В летописях, писцовых книгах, актовом материале, статистических сборниках и других источниках, а также в исторической литературе часто встречается понятие «погост», и очень часто с разным смыслом.
«Погост м. нвг. приход сельский, - указывается в словаре В.И. Даля, - несколько деревень под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая церковь на церковной земле с домами попа и причта, с кладбищем; в нижг. заволжье и нвг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг».1
Таким образом, В.И. Даль отмечает множество значений этого термина, но статус и стиль словаря не позволил ему углубиться в подробности. А вот как трактуется термин в словаре С.И. Ожегова: «Погост - а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину -церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем)».2 Близкое к этому объяснение дает и «Советский энциклопедический словарь»: «Погост, первоначальный центр сельской общины на северо-западе Др.Руси. Позднее центр адм.-податного округа, крестьянское селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище».3
Следовательно, все три словаря объясняют термин «погост» примерно одинаково, хотя каждый добавляет и свое. Попытаем-
Афанасьев Юрий Иванович - историк, член Союза краеведов России
ся раскрыть его подробнее в соответствии с историей страны.
Каким бы образом ни жили наши предки, у них всегда была какая-то организация общественного управления. Она существовала везде, где жили люди. На определенном этапе родовых старейшин и племенных вождей сменили избранные руководители сельских общин, центры которых на северо-западе традиционно назывались погостами (в других местах они могли называться по-другому). Объяснение логичное, но беспокоит только этимология слова «погост» - древнее русское слово с корнем «-гост». А гостями в Древней Руси называли торговцев, купцов, поэтому следует понимать, что в этих пунктах была развернута и торговля. Этот аспект нуждается в серьезной проработке.
Существует и такое понятие, как Оль-гинские погосты. В 947-948 гг., разобравшись с древлянами, погубившими ее мужа Игоря, Ольга отправилась в поход по маршруту: р. Днепр - р. Мста - озеро Ильмень - р. Волхов - р. Луга - р. Нарова - Чудское озеро - р. Великая - р. Днепр - р. Десна -снова р.Днепр, везде устраивая погосты и устанавливая оброки и дани и их размеры.4 Эти сведения, но более кратко, сообщаются и во всех псковских летописях.5 Гибель супруга привела её к мысли, что в деле сбора дани гораздо выгоднее четкость и прозрачность: люди заранее должны знать, сколько, когда и куда они должны её доставить. Игоря же устраивала неопределенность: он полагал,
что имея сильную дружину, сможет получить дани больше, что его и сгубило.
Урегулирование этой проблемы с древлянами сказалось положительно на взаимоотношениях с ними Киева, что дало Ольге повод стремиться к такому же урегулированию с другими зависимыми от Киева землями. Все они в результате были разделены на административно-податные округа, центрами которых и стали погосты. Именно туда все окрестное население должно было доставлять дань. Попробуем показать это на примере Гдовской земли, по которой княгиня Ольга проезжала в феврале 948 г. и которую тоже реформировала и основала Гдов.
Прежде всего, Ольге нужно было найти подходящие места - удобно расположенные, стоящие в центре податных округов, расположенные в гуще деревень, с хорошими подъездами, всем известные и даже в чем-то красивые, и назначить в них ответственных людей. В Гдовском уезде такие места известны испокон веков, и поменять их на лучшие не удавалось из-за низменно-болотистого характера местности. Это Ольгин Крест, Рудно, Козлов Берег, Каменный Конец, Гдов, Ветве-ник, Кунесть, Рудница, Мда, Ремда, Полна, Гвоздно, Маслогостицы, Мельницы, Белая и др. Кроме Ольгина Креста (в 1944 г. он уничтожен фашистами) все они существуют до сих пор, на тех же местах, по-прежнему являясь своеобразными центрами. Поскольку более лучших мест на Гдовщине найти было трудно, если вообще возможно, то эти места и могли быть Ольгинскими погостами, назначенными ею для сбора дани со своего округа. Строить специально или основывать погосты вновь Ольга могла только в исключительных случаях: для этого требовались время и средства. А вот назначить погост в любой понравившейся ей деревне она могла и должна была, что и делала. И Гдов, прежде чем стать городком и городом, сначала был погостом своего округа (хорошо бы подтвердить это археологически!).
С назначением же ответственных людей было проще. В каждой деревне были старосты, и старосту наиболее крупной деревни она делала ответственным за погост и сбор дани, а другие ему помогали, т. е. руководство было местным. Назначать на эти долж-
ности киевлян было бы не вполне разумным: это могло вызвать раздражение на местах, да и нужных людей на всю Русь в Киеве вряд ли наберешь.
После Ольги эти погосты существовали и помогали собирать дань при Святославе, Владимире, Ярославе Мудром - в течение всего периода существования Киевской Руси. Формально после смерти Мстислава Владимировича, старшего сына Владимира Мономаха и отца псковского князя Всеволода Мстиславича, в 1132 г. «раздрася» вся Русская земля. Начиналась раздробленность. Псковская земля и Гдовщина оказались в составе Новгородской земли. В 1348 г. Псков официально получил независимость, хотя и вел себя независимо гораздо раньше. Вопрос о налогах и сборах оставался, поэтому необходимо было управление и на местах. Ольгинские податные округа, возможно, сохранились и в это время: разрушать их было вряд ли необходимо и целесообразно.
Начиная с XIV и в течение всего XV в. постепенно в качестве нижних податных округов складываются губы. В Гдовской земле Ольгинские податные округа остались в тех же местах, изменилось лишь их название: Ольгинские погосты стали центрами этих губ, даже называясь погостами. Полностью новая административно-территориальная и податная система сложилась в Псковской земле после присоединения ее к Москве в 1510 г. До присоединения к Москве Новгорода (1478 г.) новгородские уезды делились на погосты (территории во главе с погостами -центрами) Значит, погосты (территории) соответствовали псковским губам, как нижним податным округам и, видимо, соответствовали приходам при Екатерине II. После присоединения к Москве псковские пригороды стали городами, земли вокруг них - уездами, а каждый уезд состоял из нескольких губ (Гдовский - из 9, Кобыльский - из 6). Во главе каждой губы - опять погост, что говорит о преемственности. Новые власти, может быть, и хотели погосты переместить, но менять из-за скудости почв было не на что: Ольгинские места и тогда, и теперь - самые лучшие.
Новый смысл термин «погост» получил с началом христианизации Гдовщины в конце XV - середине XVI вв. До постройки
в 1431 г. Гдова край был исключительно языческим. Вместе с Гдовом появился Гдово-Ни-кольский монастырь, и возможно монастырь Николы с Полей. В 1434 г. на посаде Гдова появился Иоанновский женский монастырь. А в 1459 г. - Архангельский храм на «обидном» месте, сразу же сожженный немцами. В 1462 г. его (уже в камне) перенесли в Кобылий город. Примерно в 1470 г. возник По-крово-Озерский монастырь. Все они и были до конца XV века единственной православной силой в Гдовско-Кобыльском уезде. Шла борьба и против язычников, и против католиков - немцев, поэтому все названные храмы сами нуждались в защите и располагались за высокими стенами. Можно предположить, что первые сельские храмы Гдовщины без крепостной защиты появились раньше других - в конце XV в. - в Ветвенике, как находящемся под Гдовом и вследствие господства церквей Пскова на землях Ветвеницкой губы. Еще более выгодным было положение у Ремды, находящейся между двумя очагами православия - между Покрово-Озерским монастырем и Архангельским храмом в Кобыльем. Не исключено, что несколько раньше двоеверие установилось в Полне и Гвоздно, как находящихся на главном торговом пути
из Пскова в Ивангород через Гдов. Во всех остальных гдово-кобыльских губах по одному храму появилось только в XVI в. Это было начало перелома в сторону православия.
Первые гдово-кобыльские деревенские храмы ставились в центрах губ, т. е. в погостах - тех, которые основала еще в Х в. княгиня Ольга. Во всех губах кроме храмов были устроены кладбища. Оставалась, естественно, местная администрация, существовавшая до появления храмов, стали проживать местные помещики - так выглядели теперь погосты.
В XVIII в. в дополнение к этому появилось еще одно понятие погоста: его стали считать синонимом термина «приход» (в значении - волость, церковный округ). Екатерина II к 25 гдовским приходам добавила еще 16 из новгородской Шелонской пятины и передала этот 41 гдовский приход 11 января 1781 г. из Псковской в Санкт-Петербургскую губернию.6 После 1861 г. вместо бывших губ появились близкие им по размеру волости, а термин «погост» перешел в разряд устаревших и означал теперь одиноко стоящий храм с кладбищем или просто старое сельское кладбище.
Примечания
1 Даль В.И. Словарь. ТЛИ. - М. : 1980. - С.156
2 Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : 2008. - С.530
3 Советский энциклопедический словарь. - М. : 1988. - С.1019
4 Повесть временных лет. - М. : 1997. - С.109
5 ПСРЛ. Т.У Вып.1. - С.8; Вып.2. - Сс.10,74
6 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып.Х. - СПб. : 1885. Раздел 1. - С.120