Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке музыкальных кадров на Урале (на примере Пермского музыкального училища)'

К вопросу о подготовке музыкальных кадров на Урале (на примере Пермского музыкального училища) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке музыкальных кадров на Урале (на примере Пермского музыкального училища)»

Николай Алексеевич Егошин

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КАДРОВ НА УРАЛЕ (на примере Пермского музыкального училища)

Проблема подготовки музыкальных кадров в Пермском крае, как и в других регионах Российской Федерации, остается актуальной в наши дни - в начале нового тысячелетия истории человеческой цивилизации. В традиционной триаде: «школа - училище - вуз» сердцевиной, на наш взгляд, является именно среднее звено образовательной цепи, обеспечивающее качественно новый этап - этап перехода к профессиональному обучению. В начальном звене (детские музыкальные школы, школы искусств) лишь намечается дифференциация между детьми, обучающимися музыке «для общего развития», и их сверстниками, для которых музыка становится делом жизни, результатом осознанного выбора профессии. Намеренно опускаем систему отбора одаренных детей, включающую в себя детские исполнительские и композиторские конкурсы, фестивали, поощрительные стипендии, гранты и т. п. (вопрос требует специального рассмотрения).

В свою очередь, музыкальные вузы полностью, а музыкальные факультеты педагогических вузов в значительной мере зависят от качества подготовки абитуриентов в средних профессиональных учебных заведениях.

Одним из старейших и авторитетнейших средних профессиональных музыкальных учебных заведений Урала (подчеркиваю, именно Урала, а не Поволжья, хотя официально Пермский край отнесен к Приволжскому Федеральному округу) является Пермское музыкальное училище, основанное в 1924 г. как Мотовилихинский музыкально-педагоги-

ческий техникум (Мотовилиха - заводской поселок в пригороде Перми, с 1936 г. - административный район г. Перми).

С самого своего основания в 1723 г. город Пермь (до 1781 г. - Егоши-хинский завод) являлся типично уральским заводским, промышленным поселением, каких на Урале со времен Петра I было несколько десятков. В 1781 г. по указу Екатерины II Егошихинский завод становится административным центром наместничества, затем, с 1797 г. - губернии, и получает свое современное наименование город Пермь. Пермская губерния, просуществовавшая до 1923 г., включала в себя территории современных Пермского края и Свердловской области полностью, частично охватывала отдельные местности прилегающих регионов. Это была именно уральская российская губерния по укладу жизни.

История пермского образования ведет отсчет с 1786 г. - даты открытия народного училища, спустя 20 лет преобразованного в гимназию, в которой впоследствии, с 1880 по 1890 гг. учился легендарный С. П. Дягилев. О постановке музыкального образования в пермской мужской гимназии говорит хотя бы тот факт, что на выпускном экзамене гимназист Сергей Дягилев исполнял фортепианный концерт Р. Шумана. Мариинское училище (позднее - женская гимназия) открылось в 1860 г.

Знаменательным событием в музыкальной жизни Перми стала постановка в 1870 г. труппой А. Д. Херувимова при участии местных музыкантов-любителей оперы М. И. Г линки «Жизнь

99

за царя». Именно эта дата считается официальной датой основания Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. В дореволюционной истории Пермского оперного - одного из старейших и известнейших музыкальных театров России, немало ярких страниц. О высоком профессиональном уровне постановок той поры говорят следующие факты: в сезоне 1905/06 гг. театром руководил известный дирижер, уроженец Перми, воспитанник Петербургской консерватории А. М. Пазов-ский (следующий его приезд в родной город связан с эвакуированным в Пермь в 1941-44 гг. Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова), а в сезонах 1910/11 и 1915/16 гг. за пультом стоял известный грузинский музыкант И. Палиашвили.

Но подлинным непосредственным предшественником профессионального музыкального учебного заведения в Перми следует считать Пермские певческие курсы, открывшиеся 12 июня 1896 г. Их руководителем был назначен А. Д. Городцов, выпускник юридического факультета Московского университета, ученик В. Кашперова (известного пе-дагога-вокалиста). Студент А. Городцов пел в различных хорах Москвы, в том числе в хоре Синодального училища. Порвав со службой и всецело посвятив себя музыке, А. Д. Городцов за семь лет (1888-1895) исполнил 61 партию в 41 опере русских и зарубежных композиторов. Певческие курсы были созданы на базе Попечительства о народной трезвости с целью организации хоровых коллективов как действенного средства отвлечения народа от пьянства. Курсы со временем выросли в многолетнюю, постоянно действующую школу. Основной состав слушателей - лица духовного зва-

ния, учителя и обыватели. Количество слушателей колебалось в разные годы от 95 до 1500 человек. Продолжительность работы курсов - 33-35 дней, объем учебной программы - 240-280 часов, что подразумевало ежедневные занятия с 8 до 21 часа. Изучались элементарная теория музыки, основы гармонии, хоровое пение, методика преподавания пения и нотной грамоты, русская хоровая литература, игра на скрипке и фисгармонии. Особое внимание уделялось формированию певческих навыков и дирижерской техники. Слушатели составляли смешанный хор, с которым занимался А. Д. Го-родцов. В репертуаре хора были как собственно церковные сочинения, так и духовные произведения нецерковного содержания, а также хоры из опер, обработки русских народных песен. По окончании курсов ежегодно давался хоровой концерт, собиравший много публики.

Известность курсов А. Д. Город-цова распространилась далеко за пределы Пермской губернии. Их участниками становились жители Вятской, Оренбургской, Уфимской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Якутской областей. На заседании Государственного совета министр финансов России С. Ю. Витте в своей речи о попечительствах, о народной трезвости сказал: «Большую пользу может принести введенное Пермским Попечительством обучение церковному пению». В свою очередь, обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев отметил: «Если через питейную монополию вся Россия запоет в церквах, то это будет самой величайшей вещью, которую можно сделать для России [1].

Постепенно сформировалась библиотека курсов, к 1916 г. насчитывавшая 100 000 экземпляров нот и книг, которы-

ми пользовались 1500 учреждений и граждан. А. Д. Городцов составил и выпустил шесть «Сборников песнопений для народно-певческих хоров». В результате кропотливой работы появились повсюду, особенно в селах, хоры, которыми руководили ученики А. Д. Городцова. Со временем на местах стал типичным смешанный хор, насчитывавший от 15 до 25 участников. Количество хоров по губернии уже в первые годы существования курсов возросло со 109 до 318.

Еще одним, поистине выдающимся творческим достижением А. Д. Го-родцова стала переработка основных сцен оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» для исполнения ее только солистами и хором, без участия оркестра. Переложение предназначалось для сельских сцен и впервые прозвучало в 1911 г. в исполнении учащихся Пермского училища слепых детей. Это переложение было издано в Москве в 1912 и 1913 гг.

Столичная музыкальная периодика вплоть до 1917 г. широко освещала работу А. Д. Городцова, оценивая народные хоры Пермской губернии как явление исключительное. В 1909 г. на Всемирной выставке в Париже были представлены каталог библиотеки, краткие отчеты о Певческих курсах. В 1915 г.

А. Д. Городцов выступил с докладом на Всероссийском съезде деятелей народного театра. Анализу организаторской, педагогической и исполнительской деятельности А. Д. Городцова посвящено диссертационное исследование В. И. Ади-щева (1979), на факультете музыки Пермского государственного педагогического университета учреждена именная стипендия (с 1991).

И еще один примечательный факт дореволюционной музыкальной летописи Перми. В 1908 г. открылся нотно-

музыкальный отдел Пермской городской общественной библиотеки (ныне -Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. М. Горького). Первыми читателями отдела были активные члены Пермского отделения Русского музыкального общества, Филармонического общества, артисты оперного театра, учащиеся и педагоги музыкальных школ, гимназий, музыканты-любители и др. Для формирования фонда были налажены связи с крупнейшими отечественными и зарубежными издательствами, в том числе из Германии и Италии; приобретались периодические издания.

В 1913 г. типографским способом был издан первый каталог отдела, который включал 500 экз. нот и книг по музыке. Корреспондент «Русской музыкальной газеты» Б. М. Попов писал: «Как незначительно пока это нарождающееся богатство Пермской библиотеки, но оно важно, как инициатива, как один из первых камней будущего здания... Говорить о роли нотных библиотек в музыкальном образовании страны, конечно, излишне. Достаточно вспомнить, что Берлиоз едва ли сделался бы Берлиозом, если бы для него не была открыта всегда библиотека Парижской консерватории...» [3].

Что касается собственно музыкального образования, то любопытным представляется следующее свидетельство, опубликованное в том же издании: «.число музыкальных школ и отдельных преподавателей растет с каждым годом, а учащихся (более всего, конечно, фортепианистов и певцов) теперь надо считать сотнями, что для губернского города, хотя бы и большого, не совсем обычно» [2].

В послереволюционные годы в Перми, как и по всей стране, происходят огромные перемены. С 1923 г. город становится окружным центром Уральской области и лишь через 15 лет к нему возвращается статус областного центра. Первая в советские годы детская музыкальная школа открылась в 1921 г. в Мотовилихе. На ее базе в 1924 г. распахнул двери Мотовилихинский музыкальный техникум, первым директором которого стал известный хормейстер А. А. Лука-нин - педагог, автор многочисленных переложений и обработок народных песен. Современное отделение хорового дирижирования Пермского музыкального училища, укомплектованное в основном бывшими выпускниками училища, получившими высшее образование в вузах Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов, продолжает традиции мастеров старших поколений, внося необходимые коррективы в сложившуюся концепцию подготовки молодых хормейстеров. Педагоги и учащиеся отделения - активные участники различных конкурсов, фестивалей, хоровых ассамблей регионального и российского масштабов.

Одно из последних достижений хора учащихся отделения под руководством М. Г. Аблязовой - участие, совместно с хором театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, в исполнении оратории Д. Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина» в честь 100-летия со дня рождения композитора.

Существующее в училище с 1928 г. отделение вокального искусства (основано ленинградцами К. А. Сорневой и В. А. Серебровским) вписало немало ярких страниц в его историю. Среди выпускников - солисты музыкальных театров России, артисты профессиональных

хоровых коллективов, педагоги-

вокалисты. Свое мастерство передают юным певцам маститые педагоги Т. В. Дроздова, В. А. Суховской, Р. А. Юдина, Л. М. Сырвачева (заведующая отделением) и их молодые коллеги. На отделении существует оперный класс, руководимый режиссером В. Т. Тайсае-вым и дирижером П. В. Юрковым. Среди премьер: «Бастьен и Бастьенна»

В. А. Моцарта, «Сокол» Д. Бортнянско-го, «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха.

«Зачинателем» фортепианного отделения явилась выпускница Московской консерватории И. Н. Бек-Баранова. Она заведовала отделением на протяжении 25 лет, до 1949 г. В годы Великой Отечественной войны на отделении преподавали профессор Ленинградской консерватории И. А. Браудо и Э. М. Фейгин, впоследствии доцент института им. Гне-синых (Москва). Ныне педагогический состав включает в себя как ветеранов-педагогов М. С. Антропову, Е. И. Кожевникову, так и мастеров среднего и молодого поколений, среди которых и заведующая отделением М. А. Окуневич. Сыграны сотни разнообразных концертных программ, проведены десятки научно-практических конференций, подготовлены лауреаты международных, всероссийских и региональных конкурсов. Предмет особой гордости - выпускники фортепианного отделения 1950-х гг. Евгений Крылатов (известный композитор-песенник) и Александр Немтин, завершивший по авторским эскизам и наброскам «Предварительное действо»

А. Н. Скрябина.

Отделение струнно-смычковых инструментов - ровесник самого училища. Заведует отделением, ведет класс виолончели и руководит студенческими Симфоническим и Камерным оркестрами

A. Л. Флоринский. Классы скрипки, альта, контрабаса ведут бывшие выпускники училища, окончившие консерватории Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска Саратова. Нынешние выпускники - желанные абитуриенты не только периферийных, но и столичных музыкальных вузов. Многие из них, окончив Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории, Академию им. Гнесиных стали концертмейстерами и артистами столичных симфонических оркестров, педагогами вузов. По инициативе педагогов училища в Перми регулярно проводится Всероссийский конкурс «Волшебный смычок».

Немало добрых слов заслуживают и основоположники, и нынешний педагогический состав других исполнительских отделений: оркестровых, духовых и ударных инструментов, народных инструментов, музыкального искусства эстрады и джаза - самого молодого отделения, которому чуть больше десяти лет.

Нельзя не сказать об отделении теории музыки в силу его, отличных от исполнительских специальностей, особенностей. Отделение сравнительно молодое, открылось в 1961 г. Его создатели

B. В. Порошин, Е. М. Попова. Среди педагогов отделения выделяются Г. В. Баталина, известный в Прикамье музыковед и музыкальный критик, заведующая отделением Т. В. Манцирина, композитор И. Е. Машуков, а также нынешний директор училища Г. Л. Реброва. Единственный в крае музыковед, доктор искусствоведения Н. А. Петрусева - бывшая

выпускница училища. В недрах отделения зародился и фольклорный ансамбль «Лебедь белая», которым руководит Ж. Г. Никулина, давшая «путевку в жизнь» многим ныне известным в стране специалистам в области музыкального фольклора.

Коллектив училища, бережно сохраняющий традиции мастеров старшего поколения, передающий их талантливым ученикам, взял курс на серьезное обновление основных направлений, форм и методов образовательной деятельности. Вводятся дополнительные специализации: преподаватель мировой художественной культуры, руководитель фольклорного коллектива. Расширяется курс музыкальной информатики, появляются новые учебные дисциплины: «Духовная музыка», «Музыкальная культура Прикамья», что способствует расширению профессиональных горизонтов выпускников, усилению регионального компонента в образовании. За последнее время заметно активизировались творческие контакты Пермского музыкального училища со специалистами, работающими в музыкальных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Казани и многих других городов России, а также с зарубежными музыкантами. Изучение и практическое применение опыта коллег по профессии в сочетании с собственными активными поисками в направлении оптимизации среднего профессионального музыкального образования - залог успешного продвижения вперед.

1. Ленских, Н. К 100-летию народно-певческого дела в Пермской губернии / Н. К. Ленских // Музыкальное обозрение. - 1995. - № 11 (136).

2. Российская музыкальная газета. - 1911. - № 42.

3. Российская музыкальная газета. - 1913. - № 15-16.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.