Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке менеджеров (краткий обзор материалов xvi Международной конференции по истории управленческой мысли и бизнеса)'

К вопросу о подготовке менеджеров (краткий обзор материалов xvi Международной конференции по истории управленческой мысли и бизнеса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Обзор подготовлен по материалам XVI Международной конференции по истории управленческой мысли и бизнеса «Национальные модели подготовки кадров управления» (1-3 июля, 2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке менеджеров (краткий обзор материалов xvi Международной конференции по истории управленческой мысли и бизнеса)»

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ

К вопросу о подготовке менеджеров

(краткий обзор материалов XVI Международной конференции по истории управленческой

мысли и бизнеса)1

Уже стало традицией для российских и зарубежных специалистов в области управления собираться в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова на международных конференциях по истории управленческой мысли и бизнеса (ИУМиБ) для обсуждения актуальных проблем управления. Начало было положено в 1996 г., а в прошлом, 2015 г. в Московском университете прошла уже XVI конференция по ИУМиБ, на которой собрались исследователи, консультанты, преподаватели и студенты, чтобы обсудить одну из актуальнейших проблем менеджмента — подготовку кадров управления. Подобная проблема уже обсуждалась на IV конференции по ИУМиБ в 2001 г., однако за прошедшие почти 15 лет ее актуальность только обострилась, что подтверждают затянувшийся мировой кризис, кризисное состояние экономик практически всех стран мира, а основной причиной этого являются, скорее всего, лица, принимающие управленческие решения, т.е. менеджеры.

Участники предыдущих конференций были единодушны во мнении о том, что на конференциях следует регулярно обращаться к обсуждению проблем кадрового обеспечения менеджмента, к осознанию смысла и содержания деятельности менеджеров, оценкам их поведения и отношения с подчиненными и/или коллегами, содержанию личных, деловых и иных компетенций и соответствующим системам подготовки и развития менеджеров. И каждый

1 Обзор подготовлен по материалам XVI Международ-

ной конференции по истории управленческой мысли и бизнеса «Национальные модели подготовки кадров управления» (1-3 июля, 2015 г.).

раз это следует делать в контексте конкретно-исторического момента и национальной (стра-новой) специфики. Именно поэтому в 2015 г. была избрана тема «Национальные модели подготовки кадров управления». Наряду с экономическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова организаторами конференции выступили Ассоциация выпускников экономического факультета МГУ и Некоммерческое партнерство «Обучение в течение всей жизни», а информационными партнерами — международный журнал «Проблемы теории и практики управления» и журнал «Управленческие науки».

Конференция проходила в течение трех дней, разделенных как обычно «по временному принципу» на три части: «вчера, сегодня, завтра», что позволило сформировать программу выступлений из более 40 докладов. Для обсуждения были вынесены следующие вопросы.

• Как на протяжении тысячелетий существования менеджмента как профессиональной деятельности менялись идеи и взгляды на управление человеческим потенциалом организаций и на понятия «подготовка менеджеров» и «развитие кадров управления»?

• Как сегодня выглядит «модель современного эффективного менеджера»? Какой набор компетенций (знаний, умений и навыков) характеризует эту модель? Чего в этом эталоне больше — природной интуиции, приобретенных компетенций, национальных особенностей?

• Какие роли исполняет современный менеджер, как набор этих ролей изменился по сравнению с перечнем десяти ролей согласно исследованиям Генри Минцберга? Как наблюдать за их исполнением и измерять качество исполнения

К вопросу о подготовке менеджеров

ролей менеджера? Как измерять вклад менеджера в итоги результативности и эффективности управляемых объектов — стран, национальных и международных государственных институтов, общественных организаций, коммерческих национальных и международных компаний?

• В чем проявляются национальные и/или страновые элементы моделей эффективного менеджера и программ подготовки эффективных менеджеров? Как менялись эти элементы и модели в прошлом и настоящем? Каковы причины возникновения отличий в национальных программах подготовки менеджеров?

• Как измерять «национальное» в моделях эффективного менеджера и в программах (моделях) подготовки менеджеров, как сравнивать «национальное» или страновое в этих программах? Что в них общего, каковы различия, сильные и слабые стороны? В чем сходство и различие национальных моделей подготовки менеджеров для государственной службы (например, российской Президентской программы2), общественных международных и национальных организаций, частных компаний?

• Как изменялись и изменяются эти модели в связи с развитием и мощным натиском новых информационно-образовательных технологий (в том числе вебинаров)? Существуют ли технологии оценки «близости» национальных моделей подготовки менеджеров (типа технологии CAGE оценки «близости бизнесов»)? Можно ли, нужно ли и каким образом адаптировать «национальные модели подготовки менеджеров» в других условиях? Что есть «интернациональное» в национальных моделях подготовки менеджеров? Чему обучать и как готовить менеджеров для работы в другой национальной среде?

• Каковы набор и структура дидактических элементов национальных моделей подготовки менеджеров? Где и как готовят эффективных менеджеров? Какие учебные программы, современные методы и информационные технологии обучения используются в подготовке

2 Программа «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774).

менеджеров в различных страновых условиях, каковы оценки их эффективности и результативности?

• Какова роль национальных учебных заведений, корпоративных университетов и внутрифирменных тренингов в развитии менеджеров на современном этапе развития общества? Кто готовит и должен готовить эффективных менеджеров? Может ли готовить менеджеров преподаватель, не имеющий опыта управленческой деятельности? Каковы роль, место и содержание национальных программ "Training for Trainers", программ специальной подготовки и повышения квалификации преподавателей по менеджменту объектами различных отраслей народного хозяйства?

Большая часть текстов докладов, полученная оргкомитетом конференции, была включена в опубликованный ранее сборник докладов3, с электронной версией которого можно ознакомиться на сайте http://www.econ.msu.ru/sys/raw. php?o=24522&p=attachment.

Представим краткий перечень докладов, в которых была предпринята попытка ответить на перечисленные выше вопросы.

Опыт «прошлого» в подготовке менеджеров с выделением «национального» был представлен в специальных докладах И. В. Дво-лучанского «Национальные особенности бенчмаркинга в системе образования России»4, Д.Н. Платонова «Национальная модель подготовки управленческих кадров и роль позитивных хозяйственных практик»5, С.И. Неизвестного «Михаил Михайлович Сперанский — один из основоположников управленческой мысли в системе образования в России»6, Н. А. Симчен-ко и Д. И. Плугарь «Ретроспективы подготовки кадров в экономике России»7, А. Д. Кузьмичёва

3 История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели подготовки кадров управления. XVI Международная конференция; М., МГУ им. М.В. Ломоносова, зкономический факультет, 1-3 июля 2015 г.: материалы конференции / под ред. В.И. Маршева. М.: Галлея Принт, 2015. 320 с.

4 Там же. С. 102-105.

5 Там же. С. 225-226.

6 Там же. С. 212-224.

7 Там же. С. 259-262.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ

«Вернер Зомбарт и управленческая мысль»8,

A.М. Грязновой «Об управленческом образовании в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.», А. В. Черникова «Экономические инновации, которые мы потеряли»9, С.Е. Чернова «Развитие концепции и стратегии АПК»10, с акцентом на историю и национальную специфику преподавания маркетинга. «Историки» были единодушны в под-черивании богатого опыта в разных эпохах и государствах, или «наследства управленческой мысли», изложенного в поучениях, наставлениях, советах правителей (своим наследникам) и требующего вмешательства исследователей для превращения его в «наследие» с учетом современных конкретно-исторических и «страно-вых» условий.

Конечно, вопросы «утерянного прошлого» в подготовке менеджеров затрагивались также в выступлениях других участников конференции.

Наиболее объемно на конференции был представлен блок «современные проблемы в подготовке менеджеров» и опять-таки с попытками выявления и оценки специфики «национального» в состоянии и развитии экономик, а также учета политических, технологических, демографических и других факторов в подготовке менеджеров. Среди них следует отметить доклады О. С. Виханского «Концептуальное изменение бизнес-образования», В.И. Маршева «О кризисе менеджмента и подготовке менеджеров»11, Д. Д. Бекоевой и

B. Г. Тихенького «Управленческие компетенции руководителя организации»12, В. В. Герасименко «Какие навыки должны характеризовать выпускника МВА?» (где были приведены данные опроса выпускников программ МВА экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), Б. Н. Герасимова «Основные поло-

8 История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели подготовки кадров управления. XVI Международная конференция; М., МГУ им. М. В. Ломоносова, зкономический факультет, 1-3 июля 2015 г.: материалы конференции / под ред. В.И. Маршева. М.: Галлея Принт, 2015. С. 148-154.

9 Там же. С. 289-300.

10 Там же. С. 301-303.

11 Там же. С. 173-183.

12 Там же. С. 61-71.

жения профессиональной подготовки российских управленцев»13, Н. И. Розенберг «Развитие управленческих кадров компании и модель компетенций: ограничения и типовые ошибки»14, Н. В. Хмельковой ««Эффективный менеджер»: опыт дискурс-анализа»15. В докладах «современников» приводились результаты специальных авторских исследований и конкретные факты, подтверждающие снижение качества подготовки менеджеров, что в последнее десятилетие проявилось в увеличении числа принимаемых неэффективных решений менеджерами разных стран.

Следует также отметить, что на конференции прозвучали «страновые» и межнациональные доклады, в которых подчеркивалась регионально-национальная специфика кадровых проблем — подбора кадров, обучения, вознаграждения и др. Среди них — доклады М.В. Любимовой «Финская система подготовки менеджеров»16, А.А. Мнацаканова «Армия как элемент национальной модели подготовки управленческих кадров Израиля»17, С.В. Щёлоковой «Реализация программ обучения и развития сотрудников в международных компаниях: социокультурный аспект»18. Кроме того, большой интерес участников конференции вызвали доклады, в которых были затронуты специфические кадровые проблемы в спортивной отрасли ряда стран, например, С. В. Алтухова «Китайские реформы в системе управления футболом и подготовка менеджеров»19 и А.А. Джиоевой «Манчестер Юнайтед» как феномен английской культуры и менеджмента»20.

Ряд докладов был посвящен менеджерам будущего, точнее, развитию системы под-

13 История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели подготовки кадров управления. XVI Международная конференция; М., МГУ им. М.В. Ломоносова, зкономический факультет, 1-3 июля 2015 г.: материалы конференции / под ред. В.И. Маршева. М.: Галлея Принт, 2015. С. 79-89.

14 Там же. С. 234-240.

15 Там же. С. 274-281.

16 Там же. С. 161-172.

17 Там же. С. 193-200.

18 Там же. С. 313-317.

19 Там же. С. 36-39.

20 Там же. С. 106-112.

К вопросу о подготовке менеджеров

готовки менеджеров в части требуемых компетенций, а также соответствующего содержания и форм обучения, учитывая не только будущее, вполне предопределяемое национальными дорожными картами и национальными стратегиями (типа Стратегия — 2030 или Стратегия — 2050), но и непредсказуемость будущего, в духе «черных лебедей». Этим проблемам были посвящены доклады американских коллег из США Патриции Доу-ден и Филиппа Николса «Доверие стейкхол-деров: предлагаем свое видение глобального этического принципа ведения бизнеса»21, профессора из Казахстана Н. С. Кудайбергеновой «Описание неформальных управленческих практик — обязательная компетенция менед-жеров»22 (статью, подготовленную по материалам доклада, можно прочитать на с. 82 — прим. ред.), российских специалистов В.Н. Крючкова «"За" и "против" прозападной модели подготовки менеджеров в российских вузах»23, О. А. Золотиной, М. В. Палта и Т. О. Разумовой «Развитие управленческих компетенций студентов-менеджеров: обязательная подготовка и дополнительные возможности»24, Лаптева Г. Д. «Предпринимательское управление: формулируем и развиваем компетентности»25, О.П. Молчановой «Развитие механизмов наставничества в современных моделях подготовки управленческих кадров»26, И. П. Пономарёва «Каким быть экономическому образованию?»27, И. Г. Телешовой «Возможности использования компетентностного подхода при разработке образовательных программ в российских вузах»28; Савелёнка Е. А. «Кого и зачем учить менеджменту: пролегомены к

21 История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели подготовки кадров управления. XVI Международная конференция; М., МГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультет, 1-3 июля 2015 г.: материалы конференции / под ред. В.И. Маршева. М.: Галлея Принт, 2015. С. 113-118.

22 Там же. С. 141-147.

23 Там же. С. 134-140.

24 Там же. С. 119-129.

25 Там же. С. 155-160.

26 Там же. С. 201-211.

27 Там же. С. 127-233.

28 Там же. С. 263-273.

теологии управления?»29. В докладах «футурологов» акцент был сделан на видении организаций будущего, вырабатываемые в Российской Федерации и других странах стандарты (своего рода «табели о рангах») руководителей разных уровней и отраслей, а также на популярном сегодня компетентностном подходе в обеспечении эффективного выполнения руководителями своих должностных функций.

В целом, доклады и дискуссии, имевшие место на конференции, подтвердили архиактуальность кадрового обеспечения систем менеджмента в повышении эффективности принимаемых управленческих решений во все времена, во всех отраслях, на всех уровнях менеджмента, а участники были единодушны во мнении о целесообразности периодической инвентаризации состояния дел в подготовке менеджеров в мире и в России.

Следует отметить, что два доклада — Б. С. Ба-таевой «Краткий обзор тем лидерства в исследованиях и учебных программах бакалавриата по подготовке менеджеров и в бизнес-школах»30 и Р.Я. Симонян «Национальная модель подготовки инновационных лидеров: тренд или ре-альность?»31, а также острая дискуссия о сложной затяжной кризисной ситуации в мировой экономике побудили участников конференции выдвинуть в качестве темы следующей XVII Международной конференции по ИУМиБ такую формулировку: «Сценарный менеджмент и лидерство». Очередная конференция пройдет с 30 июня по 2 июля 2016 г. на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

В. И. Маршев,

заслуженный профессор Московского университета, доктор экономических наук, профессор кафедры управления организацией экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

29 История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели подготовки кадров управления. XVI Международная конференция; М., МГУ им. М.В. Ломоносова, зкономический факультет, 1-3 июля 2015 г.: материалы конференции / под ред. В.И. Маршева. М.: Галлея Принт, 2015. С. 141-252.

30 Там же. С. 52-60.

31 Там же. С. 253-258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.