Научная статья на тему 'К вопросу о питании студентов высших учебных заведений медицинского профиля (на примере Курского государственного медицинского университета)'

К вопросу о питании студентов высших учебных заведений медицинского профиля (на примере Курского государственного медицинского университета) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ (РАЦИОНАЛЬНОЕ) ПИТАНИЕ / ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖКТ / ГРУППЫ РИСКА / НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / HEALTHY (RATIONAL) NUTRITION / GASTROINTESTINAL DISEASES / RISK GROUPS / POOR NUTRITION / PREVENTION / SOCIAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кетова Н.А., Бросалин Д.А., Дранников М.А.

В данной статье изучена отношение респондентов к понятию «рациональное питание», самооценка рациона питания студентов вуза, наличие у респондентов хронических заболеваний связанных с нерациональным питанием. На основе опроса проанализирован суточный рацион питания респондентов, сделаны выводы о необходимости проведения просветительской и профилактической работы направленной на формирование культуры питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кетова Н.А., Бросалин Д.А., Дранников М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF NUTRITION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MEDICAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY)

The article examines the attitude of the respondents to the concept of “balanced nutrition”, self-assessment of the diet of high school students, and the presence of chronic diseases associated with poor nutrition. On the basis of the survey, the daily diet of the respondents was analyzed, conclusions were drawn about the need for educational and preventive work aimed at creating a nutrition culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о питании студентов высших учебных заведений медицинского профиля (на примере Курского государственного медицинского университета)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 613.2-057.87:378.661(470.323)

ББК: 51 287 Социальные науки

К вопросу о питании студентов высших учебных заведений медицинского профиля (на примере Курского государственного 50 медицинского университета).

© Н.А. Кетова, Д.А. Бросалин, М.А. Дранников

Кетова Н.А. - ассистент кафедры социальной работы и БЖД, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ). E-mail: natalek030573@mail.ru

Бросалин Д.А. - студент, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ).

Дранников М.А. - студент, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучена отношение респондентов к понятию «рациональное питание», самооценка рациона питания студентов вуза, наличие у респондентов хронических заболеваний связанных с нерациональным питанием. На основе опроса проанализирован суточный рацион питания респондентов, сделаны выводы о необходимости проведения просветительской и профилактической работы направленной на формирование культуры питания.

Ключевые слова: здоровое (рациональное) питание, заболевания ЖКТ, №1 (16) 2019 группы риска, нерациональное питание, профилактика, социальные проекты.

Здоровье - необходимый ресурс для повседневной деятельности человека. Еще в 1943 г., в работе «Теория человеческой мотивации», американский психолог Абрахам Маслоу изложил концепцию иерархической модели потребностей человека, где здоровье занимает одно из основополагающих мест [11].

На данный момент выделяют различные подходы определения здоровья: биологический, психологический, социологический. Биологический подход, представленный в трудах д.м.н. М.И. Авдеев, д.филос.н. В.П. Петленко и др., определяет здоровье как процесс взаимодействия организма человека с окружающей средой, при котором будут отсутствовать патологические изменения приводящие к болезни. Психологический подход делает акцент на том, что здоровье зависит от душевного состояния, мыслей, переживаний и т.п. Идеи в этой области развивали И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева и др. В контексте нашей работы наиболее актуальным, на наш взгляд, является социологический подход к здоровью. У истоков социологического подхода стоят такие социологи как Ирвинг Гофман, Эмиль Дюркгейм. Так в работах Э. Дюркгейма социальное здоровье заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития [5]. Гофман же заложил в своих трудах теоретические основы социологических исследований сфер психического здоровья и объяснения человеческого поведения в стрессовых ситуациях при взаимодействиях с социальной средой [10]. В интерпретации предмета «социология здоровья» входит широкий диапазон проблем, как привычных для понимания в контексте медицины, так и не вписывающихся в понятия традиционной медицины. К данной группе можно отнести, например, взаимосвязь между эмоциями и здоровьем, заботу о здоровье, понятие психического здоровья и другие. В своем научном исследовании Ф. Александер формирует идеи психосоматической ме-

дицины, опираясь на данные медицины, психиатрии, гештальт-психологии, психоанализа, исследует взаимосвязь эмоций и заболеваний системы пищеварения, нарушений обмена веществ и других заболеваний. Автор раскрывает свое понимание организма как интегрированной системы [2].

Новым трендом социально-экономического развития современного российского общества, становится активно пропагандирующийся, как на уровне государства, так и на уровне социума здоровый образ жизни. В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является: «формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи» [1]. По мнению авторов, эта задача может быть решена через вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом; вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни; реализация проектов связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни [1]. Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные исследования демонстрирующие популярность здорового образа жизни (рис. 1, 2) [12].

Занятия физической культурой способствуют совершенствованию человека, укреплению и сохранению физического здоровья. Исходя из существующего понятия о детерминантах здоровья, закрепленного Всемирной организацией здравоохранения, видно, что для создания и поддержания здоровья, одних занятий спортом будет недостаточно. С нашей точки зрения для создания общей картины здорового человека необходимо признание взаимосвязей между различными факторами, которые обусловлены как

51

54

генетической природой, так и средой.

Изучая научную рефлексию понятия «социальные детерминанты здоровья», можно выделить некоторые факторы риска. Так О.Я. Кислицина, к факторам риска относит социально-экономические условия, условия жилищной сферы и образ

жизни, включающий в себя имеющиеся у человека вредные привычки и особенности питания [6]. По мнению И.Б. Назаровой социальные факторы подразделяются на экономические, социальные, демографические, культурные и поведенческие

[7].

Рис. 1. Доля россиян, занимающихся спортом.

Рис. 2. Доля физически активных граждан

Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что не рациональное питание является одним из факторов риска, который может препятствовать формированию и поддержанию здорового образа жизни. Здоровое питание - это сбалансированный рацион, в состав которого входят натуральные и качественные продукты. Проанализировав исследования по тематике здорово-

го питания, можно сделать выводы, что рациональное питание или синонимичное ему понятие о здоровом питании не является диетой. Рациональное питание, это образ жизни, ключевое составляющее здоровья. Так обратимся к понятию «неправильное (нерациональное) питание». В публицистике, интернет блогах, можно встретить ошибочное мнение интернет пользователей, что неправильное питание

приводит только к формированию излишних килограммов и это объяснимо, на сегодняшний день интернет, телевидение заполнены подобными статьями, рекламой призывающей к ограничению в питании и провозглашающую диету как способ формирования и поддержания здоровья с долголетием. На самом деле нерациональное питание играет большую роль в возникновении ряда заболеваний. Гатаулина О.В. и Демина Е.И. говорят о том, что «заболевания, которые связаны с питанием, называются алиментарными. Их можно разделить на две группы. Первая группа - это специфические заболевания, связанные с недостатком пищевых веществ (гиповитаминозы, микроэлементозы) или, наоборот, болезни избыточного питания. Вторая группа - это неспецифические заболевания, в патогенезе развития которых нерациональное питание выступает как фактор риска (сердечно-сосудистая патология, метаболический синдром, онкологические заболевания). Уместно напомнить поговорку древнего мудреца: «Если отец болезни неизвестен, то матерью ее является питание» [4].

Несбалансированное питание, по мнению доктора медицинских наук, профессора, специалиста в области социальной гигиены Ю.П. Лисицын, становится одним из основных фактором риска для здоровья. Согласно данным представленным в его исследованиях, здоровье на пятьдесят и более процентов зависит от образа жизни и рационального питания, к

которому придерживается определенная личность [8].

Целью нашего исследования является изучение отношения студентов КГМУ к понятию о рациональном питании, самооценка их рациона, в том числе анализ и определение групп риска по развитию заболеваний, связанных с неправильным питанием.

Для этих целей мы использовали анонимное авторское анкетирование, с использованием интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs.google. com/forms/), распространенное через социальные сети и интернет-ресурсы

Анкета содержала в себе три блока вопросов: первый направлен на оценку рациона питания респондентов, второй -на определение факторов риска, третий - паспортные данные, содержащие сведения о наличии хронических заболеваний, частоте их обострения, приеме лекарственных средств.

В нашем исследовании приняли участие 654 обучающихся Курского государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 25 лет. К обработке допущено 600.

Среди респондентов, 70,8% - это девушки, юноши - 29,2% Рассмотрим статистику распределения респондентов по группам обучающихся: 97,5% анкет поступило от студентов по специальностям высшего образования, 2,5% анкет - от ординаторов (Рис. 3, 4).

55

о а:

250 200 150 100 50 О

Распределение респондентов - студенты

I количество

лечебн ый

225

I ■ ■ ■

педиат рически

101

стомато логичес кий

74

медико

профил актичес НИИ

42

фармац евтичес кий

45

биотехн ологиче ский

14

биотехн ологиче

ский [химиче

екая техноло гия)

12

клинич

еской психол огии

40

социал ьной работы

14

эконом

ики и менедж мента

11

между н ародны й р/я

Рис. 3. Распределение респондентов - студенты

Распределение респондентов - ординаторы

6 X - 5 с ь 4 т £ з с ^ ^ 1 \ о 5 О

акушерство и гинекология травматология и ортопедия неврология педиатрия

Я количество 5 4 3 3

Рис. 4. Распределение респондентов - ординаторы

54

На рис. 5, 6 представлено распре- ся организация и проведение различных

деление респондентов по курсам и годам профилактических мероприятий в обра-

обучения. Эти данные позволят выделить зовательной организации. проблемные группы, в которых требует-

Рис. 5. Распределение по курсам студентов, обучающихся на специальностях ВО

№1 (16) 2019

-№-№-№.]-сЬгхот рис. 6. Распределение ординаторов, по годам обучения, заполнивших анкету

В первой части нашего исследования мы рассматривали самооценку рациона питания. На вопрос «укажите вид употребляемой пищи» 87,7 % опрошенных ответили то, что рацион питания состоит в основном из еды, приготовленной самостоятельно, оставшиеся 12,3% указали, что питаются в основном в местах общественного питания. Затем оценим частоту приема пищи: 41,5% респондентов выбра-

ли вариант «2-3 раза в день», 25% «3-4 раза в день» и 20% выбрали вариант «1-2 раза в день». При детальном исследовании мы заметили то, что 54,8% опрошенных, а это 283 опрошенных, указали то, что завтракаю они при этом ежедневно, 20% выбрали вариант «не завтракаю»; 64 % подтвердили ежедневный прием пищи на обед; на вопрос «укажите последний прием пищи» ответы представлены в рис. 7.

Рис. 7. Прием пищи перед сном.

Изучив входящие в рацион питания ставить среднестатистическую тарелку респондентов продукты, мы смогли со- (рис. 8).

Рис. 8. Рацион питания на день

«Большая часть болезней происходит от того, что мы вводим вовнутрь себя. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болеешь» [3]. В подтверждение этой истины мы приведем анализ ежедневного рациона питания респондентов. У 60% опрошенных ежедневный рацион пред-

ставлен следующей иерархией предпочтений в использовании продуктов: 30% овощи, фрукты, бобовые; 25% молочные продукты; 20% мясо, птица, рыба, яйца; 18% зерновые и 7% шоколад, кондитерские изделия. Данная категория опрошенных представлена респондентами старших

55

56

курсов обучения (4 - 6 курс и ординаторы). 39% опрошенных не имеют ярко выраженных предпочтений в продуктовом рационе и используют все вышеперечисленные продукты в равных количествах. Эта категория опрошенных представлена студентами младших курсов (с 1 по 3). 1% опрошенных входят в группу риска по возникновению заболеваний ЖКТ, так как их рацион питания не сбалансирован. Таким образом, по результатам исследования первого блока вопросов следует, что студенты старших курсов имеют представления о сбалансированном питании и имеют «правильное» пищевое поведение, младшие курсы имеют недостаточно сбалансированное питание, что может быть связано с недостаточным овладением клинических дисциплин, которые изучаются на более старших курсов. Мы можем предположить, что студенты немедицинских специальностей и обучающиеся средних общеобразовательных учреждений также могут быть недостаточно осведомлены в данных вопросах.

Второй задачей нашего исследования было определение групп риска развития различных заболеваний ЖКТ. На вопрос «выпиваете ли вы алкоголь?», ко-

личество респондентов 64,5%. ответили «да». Среди этой группы респондентов, на вопрос «как часто вы выпиваете алкогольные напитки» 68% респондентов ответили «редко, в основном по большим праздникам», 25% «1-2 раза в 2-3 месяца», 5,7% респондентов указали, что употребляют алкогольные напитки «1-2 раза в 1-2 месяца» и оставшиеся 1,3% выбрали вариант «1-2 раза в месяц». Возраст дебюта употребления алкогольной продукции распределился следующим образом: 57,9% попробовали алкоголь по достижению 18-ти летнего возраста, 40% с 14-ти лет, 2,1% -до 14-ти лет. На вопрос «курите ли Вы» 12% обучающихся подтвердили, что они курят, оставшиеся 88% ответили отрицательно.

Помимо алкоголя и табакокурения, в современном обществе, продвигаются принципы быстрого питания не стоит забывать и о иных продуктах, входящих в перечень «нездоровой пищи». Как показало исследование, к самым часто употребляемым продуктам из данной группы относятся: сладости с красителями, продукты содержащие трансжиры (чипсы, попкорн и т.д.), копчености, полуфабрикаты и колбасы, кетчуп/майонез и сладкие газированные напитки (рис. 9).

Рис. 9. Употребляемая «нездоровая пища»

На вопрос «Имеются ли у Вас хронические заболевания» 21% опрашиваемых ответили «да», 79% респондентов отрицают наличие данных заболеваний, либо не знают о них. Из респондентов, подтвердивших у себя наличие хронических заболеваний, более 50% имеют заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадца-

типерстной кишки, панкреатит). Причину возникновения данных болезней 75% опрашиваемых называют неправильное питание. Как показал опрос, 70% опрашиваемых выбирают лекарства только по назначению лечащего врача, оставшиеся - прибегают к помощи аптекарей, средствам массовой информации (интернет) и советам родственников или знакомых

(в том числе и не имеющих медицинского образования).

Стоит отметить, что неблагоприятное действии некоторых лекарственных препаратов, на ЖКТ стало известно совсем недавно. Примером таких препаратов служат препараты группы нестероидных противовоспалительных средств, известные представители этой группы - диклофенак и индометацин. Диклофе-нак и индометацин - НПВП, производные уксусной кислоты, обладающие противовоспалительным, жаропонижающим и анальгезирующим действием, использующиеся во многих областях медицины. Но у них имеется негативная сторона, которая проявляется в повреждающем действии на ЖКТ, возможно возникновение большого количества эрозий, язв, последующих прободений и обширных кишечных кровотечений (в запущенных случаях) [13].

Конечно, для развития данных симптомов требуется наличие факторов риска, к которым относятся: язвенная болезнь желудка и ДПК в анамнезе, хели-кобактерная инфекция; одновременный прием нескольких НПВП, в т.ч и прием в больших дозах; сопутствующий прием глюкокортикостероидов; неправильное питание (употребление жирной и острой пищи); - употребление алкоголя, табакокурение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы избежать данных осложнений требуется одновременный прием препаратов группы ингибиторов протонной помпы (омепразол и др.). Как показал наш опрос о данном факте знают только 42% опрошенных, в основном это обучающиеся старших курсов (по специальностям: лечебное дело, педиатрия, фармация, медико-профилактическое дело) и ординаторы. В данной статье мы упомянули только про НПВП, но на самом деле, групп препаратов с подобным действием, достаточное количество.

Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы: у людей, употребляющих «нездоровую» пищу возрастает риск возникновения заболевания, которое не всегда поддается диагностике в момент его

развития. Нежелание обратиться к врачу, способствует переходу заболевания в хроническую форму. Отсутствие просвещенности о нежелательных эффектах многих «чудодейственных» лекарственных препаратов, при бесконтрольном приеме, также могут привести к развитию патологии ЖКТ. Проанализировав данные анкет, можно предположить, что многим респондентам требуется более подробное ознакомление с принципами здорового питания. На наш взгляд, данные задачи могут быть решены, через проведение интерактивных мероприятий с участием профессорско-преподавательского состава университета, практикующих врачей различных специализаций (гастроэнтерологов, эндокринологов, диетологов, клинических фармакологов и др.). Другим направлением работы нам видится включение в пропаганду здорового образа жизни студентов медицинских вузов. Некоторый опыт работы КГМУ дает основание предположить, что студенты, активно включающиеся в формирование моды на ЗОЖ, имеют возможность в более доступной форме донести информацию о принципах рационального питания до обучающихся школ. Информация, передающаяся на основе принципа «равный равному», на наш взгляд, несет двойной социальный эффект. С одной стороны будущие медики имеют возможность на практике, в безопасных условиях, под руководством наставников, применить свои знания. С другой стороны, к информации представленной ими обучающиеся школ будут относиться более внимательно [9]. Так в КГМУ работают несколько социальных проектов, направленных на формирование культуры питания и профилактике заболеваний ЖКТ. Проект «Геркулес», целью которого является профилактика гастроэнтерологических заболеваний, проект «Здоровое поколение», направлен на формирование у детей, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях, представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; профилактику зависимостей, пропаганду здорового образа жизни.

57

В дальнейшем мы планируем расширить наше исследование и более подробно изучить эффективность социально-проектной деятельности студентов по

просвещению обучающихся школ в области рационального питания, а так же изучить социальный эффект профилактических мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

58

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер / Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 2002. — 352 с.

3. Афоризмы Гиппократа. / Пер. П. Шюца. — СПб., 1848. — 229 с.

4. Демина Е.И. Влияние рационального питания на здоровье и качество жизни человека / Е.И. Демина, О.В. Гатаулина // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения,

- 2010. - Т.5, №1. - С. 420.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995.

6. Кислицына О.Я. Социально-экономические детерминанты здоровья россиян / О.Я. Кислицына // Народонаселение.

- 2007. - № 2. - С. 24-37.

7. Назарова И.Б. Здоровье российско

го населения: факторы и характеристики (90-е годы) // Социологические исследования. - 2003. - №11. - С. 57-69.

8. Социальная медицина: учебник для бакалавров // под ред. А.В. Мартынен-ко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 475 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

9. Черных А.М. Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни студентов в системе многоуровневого профессионального образования. Методическое пособие / А.М. Черных, Т.А. Шульгина, А.В. Чекрыгина, К.С. Савенкова, Е.С. Киричук. - Курск, 2013.

10. Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation on Mental Patients and other Inmates / E. Goffman. - N.Y., 1961.

11. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation / A.H. Maslow. - Publisher: Martino Fine Books (June 12, 2013).

12. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // Пресс-выпуск №3376 от 18.05.17., интернет-ресурс (https://wciom.ru)

13. Реестр лекарственных средств России, интернет-ресурс (https://www. rlsnet.ru)

ON THE ISSUE OF NUTRITION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MEDICAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY).

© Natalia A. Ketova, Dmitry A. Brosalin, Maxim A. Drannikov

Ketova Natalia A. - Assistant of the Department of Social Work and Belarusian Railway, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: natalek030573@mail.ru

Brosalin Dmitry A. - Student, Kursk State Medical University (KSMU). Drannikov Maxim A. - Student, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, ul. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

The article examines the attitude of the respondents to the concept of "balanced nutrition", self-assessment of the diet of high school students, and the presence of chronic diseases associated with poor nutrition. On the basis of the survey, the daily diet of the respondents was analyzed, conclusions were drawn about the need for educational and preventive work aimed at creating a nutrition culture. 59

Keywords: healthy (rational) nutrition, gastrointestinal diseases, risk groups, poor nutrition, prevention, social projects.

REFERENCE

1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiys-koy Federatsii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r «Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda».

2. Aleksander F. Psikhosomaticheskaya meditsina. Printsipy i prakticheskoye primen-eniye / F. Aleksander / Per. s angl. S. Mogilevsk-ogo. — M.: Izd-vo EKSMO-Press, 2002. — 352 s.

3. Aforizmy Gippokrata. / Per. P. Shyutsa.

— SPb., 1848. — 229 s.

4. Demina Ye.I. Vliyaniye ratsional'nogo pitaniya na zdorov'ye i kachestvo zhizni che-loveka / Ye.I. Demina, O.V. Gataulina // Zdorov'ye

- osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya, - 2010. - T.5, №1. - S. 420.

5. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Yeye pred-met, metod, prednaznacheniye / E. Dyurkgeym / per. s fr., sostavleniye, poslesloviye i primechani-ya A.B. Gofmana. - M.: Kanon, 1995.

6. Kislitsyna O.YA. Sotsial'no-ekonomi-cheskiye determinanty zdorov'ya rossiyan / O.YA. Kislitsyna // Narodonaseleniye. - 2007. -№ 2. - S. 24-37.

7. Nazarova I.B. Zdorov'ye rossiyskogo nas-eleniya: faktory i kharakteristiki (90-ye gody) //

Sotsiologicheskiye issledovaniya. - 2003. -№11. - S. 57-69.

8. Sotsial'naya meditsina: uchebnik dlya bakalavrov // pod red. A.V. Martynenko. — M. : Izdatel'stvo Yurayt, 2017. — 475 s. — Seriya : Bakalavr. Bazovyy kurs.

9. Chernykh A.M. Formirovaniye ustoy-chivykh stereotipov zdorovogo obraza zhiz-ni studentov v sisteme mnogourovnevogo professional'nogo obrazovaniya. Metodiches-koye posobiye / A.M. Chernykh, T.A. Shul'gina, A.V. Chekrygina, K.S. Savenkova, Ye.S. Kirichuk. - Kursk, 2013.

10. Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation on Mental Patients and other Inmates / E. Goffman. - N.Y., 1961.

11. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation / A.H. Maslow. - Publisher: Martino Fine Books (June 12, 2013).

12. Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob-shchestvennogo mneniya (VTSIOM) // Press-vypusk №3376 ot 18.05.17., internet-resurs (https://wciom.ru)

13. Reyestr lekarstvennykh sredstv Rossii, internet-resurs (https://www.rlsnet.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.