Научная статья на тему 'К вопросу о Петропавловской попечительской деятельности в церковно-приходских училищах в г. Симферополе во второй половине XIX века'

К вопросу о Петропавловской попечительской деятельности в церковно-приходских училищах в г. Симферополе во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОПАВЛОВСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПРЕДМЕТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ЗВУКОВОЙ МЕТОД / PETROPAVLOVSK GUARDIANSHIP / TRUSTEE / PAROCHIAL SCHOOL / SUBJECTS AND TEACHERS / SOUND METHOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкарлат Лидия Петровна

Статья посвящена деятельности Петропавловского попечительства в церковноприходских училищах в г. Симферополе. С помощью историко-педагогического, историко-ретроспективного методов на основе обобщения, систематизации научных, периодических изданий рассмотрена организация деятельности попечительства на примере Симферопольского церковно-приходского училища. Выявлена его роль в становлении, развитии и распространении начального образования во второй половине XIX в. Это обусловлено необходимостью решения современных образовательных проблем, которые требуют тщательного анализа исторического опыта, позволяющего повысить эффективность проведения государственной политики в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PETROPAVLOVSK GUARDIANSHIP ACTIVITY IN PAROCHIAL SCHOOLS IN SIMFEROPOL IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article discusses the activities of Petropavlovsk trusteeship in parochial schools in the city of Simferopol. The organization of guardianship activity on the example of the Simferopol parochial school was considered with the help of historical-pedagogical, historicalretrospective methods based on the generalization, systematization of scientifi c, periodicals. The Petropavlovsk guardianship role in the development and expansion of primary education in the second half of the XIX century is revealed. This is caused by the need to solve today's educational problems that require careful analysis of historical experience, to improve the eff iciency of the state policy in the fi eld of education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о Петропавловской попечительской деятельности в церковно-приходских училищах в г. Симферополе во второй половине XIX века»

DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.013

УДК 37.012.2 (47)"18":27

ББК 86.372.24(2Рос.Кры)522-605.1

Л.П. ШКАРЛАТ

L.P. SHKARLAT

К ВОПРОСУ О ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ УЧИЛИЩАХ В г. СИМФЕРОПОЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

TO THE QUESTION OF PETROPAVLOVSK

GUARDIANSHIP ACTIVITY IN PAROCHIAL SCHOOLS IN SIMFEROPOL IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Статья посвящена деятельности Петропавловского попечительства в церковноприходских училищах в г. Симферополе. С помощью историко-педагогического, историко-ретроспективного методов на основе обобщения, систематизации научных, периодических изданий рассмотрена организация деятельности попечительства на примере Симферопольского церковно-приходского училища. Выявлена его роль в становлении, развитии и распространении начального образования во второй половине XIX в. Это обусловлено необходимостью решения современных образовательных проблем, которые требуют тщательного анализа исторического опыта, позволяющего повысить эффективность проведения государственной политики в области образования.

The article discusses the activities of Petropavlovsk trusteeship in parochial schools in the city of Simferopol. The organization of guardianship activity on the example of the Simferopol parochial school was considered with the help of historical-pedagogical, historical-retrospective methods based on the generalization, systematization of scientific, periodicals. The Petropavlovsk guardianship role in the development and expansion of primary education in the second half of the XIX century is revealed. This is caused by the need to solve today's educational problems that require careful analysis of historical experience, to improve the efficiency of the state policy in the field of education.

Ключевые слова: Петропавловское попечительство, попечитель, церковноприходское училище, предметы и преподаватели, звуковой метод.

Key words: Petropavlovsk guardianship, a trustee, parochial school, subjects and teachers, sound method.

Введение. В настоящее время попечительская деятельность в сфере образования, как общественное явление представляет известный интерес и ее осмысление является неоценимой помощью государству в сфере оказания образовательных услуг [4]. Создание попечительских советов в учебных учреждениях может стать одним из рычагов повышения его эффективности.

Общие проблемы благотворительности освещены в исследованиях Воскобойникова Н.Я. [1, с. 17-23], Георгиевского П.И. [3, с. 15-18], Ильинского А.И. [5], Кафтанова Н.Н. [6], Никольского Н.А. [9] и других. В работах основное внимание уделяется строительству зданий для сирот, обучению их грамоте, ремеслам, воспитательной работе с обучающимися. В советское время вопросам благотворительности внимание не уделялось. В настоящее время Кондратьева Г.В. [7], Лавриненко Л.Я. [8] и Такмазян К.Р. [14] провели серьезную работу, связанную с попечительской деятельностью в высших учебных заведениях Российского государства. Крымскими исследователями Ганкевичем В.Ю. и Шевелевым С.С. была проанализирована роль Симферопольского мусульманского благотворительного общества, которое оказывало поддержку одаренной крымско-татарской молодежи на рубеже XIX-XX веков [2]. Однако попечительская деятельность в области распространения грамотности среди населения Крыма и, частности, в Симферополе, имеющая не только материальную, но и духовно-нравственную основу,

в указанных исследованиях не рассматривалась или недостаточно полно рассматривалась, что в контексте построения оптимальной модели воспитания и образования, представляет особый интерес.

Симферопольское Петропавловское попечительство, заботясь о распространении грамотности среди приходского населения, начало свою деятельность 1 сентября 1868 года. Началу его работе послужило объявление, утвержденное императором России Николаем II от 2 августа 1864 года, «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» [11, с. 266], в котором говорилось о необходимости распространении христианского образования прихожанами приходского храма. На первом году существования 1 декабря 1868 года при Симферопольской Петропавловской церкви за счет приходского Попечительства было учреждено церковное училище. Активное участие в деле образования бедных детей приняли жители города. Так, например, для открытия двух церковных училищ для мальчиков и для девочек особа, пожелавшая остаться неизвестной, пожертвовала 3 тысячи рублей. Училище содержалось в основном на добровольных пожертвованиях.

На втором году обучения, который окончился 31 августа 1870 года, Петропавловское попечительство имело дом для помещения 2 училищ, в которых обучалось 70 учащихся. Все классные комнаты были обеспечены учебными принадлежностями. Имелись бесплатные квартиры для священно и церковнослужителей, принявших на себя обязанность преподавания предметов, положенных в церковных училищах. [12, с. 292]. Весьма широкая образовательная программа для приходских Попечительств Высочайше утвержденная Николаем II, старательно осуществлялась Симферопольским Петропавловским попечительством, о чем говорят Таврические епархиальные ведомости.

Попечительство в истекшем году состояло из 25 прежних членов и 10 вновь поступивших, а именно: Т.И. Сапотенко, С.Е. Сельбинова, Г.И. Тодо-ров, П.И. Сафронова, Ф.П. Владиславский-Падолка, В.А. Грачев, Д.В. Жи-вотовский, А.З Холдыцева, А.М. Свич, Н.И. Иванов. Кроме того, почетными членами Попечительства являлись Его Преосвященство Гурий, Епископ Таврический и Симферопольский, а также Его Превосходительство бывший Таврический Губернатор Г.В. Жуковский, удостоившиеся Попечительство своим благосклонным вниманием. В истекшем 1869-1870 учебном году Попечительство, «к сожалению, лишилось трех своих членов, а именно: А.И. Тисо-ва, Е.Ф. Старцева, и М.Н. Станюковича. Ввиду облегчения поступления в звание членов и привлечения большого числа лиц в это звание, Попечительства обязательный взнос по данному званию на второй год уменьшило с 6 руб. до 3 руб. [10, с. 759, 15, с. 4]».

Собрания членов Попечительского совета, проводились только в учебное время один раз в месяц. Всех собраний в 1869-1870 учебном году было десять. Деятельность Попечительства в истекшем году выражалось: а) в поддержании, на свои средства, двух своих церковно-приходских школ: одного для мальчиков, а другого для девочек; б) в обеспечении ремонта дома, приобретенного Попечительством для училища.

Количество учащихся в Петропавловском церковно-приходском училище с 72-х, обучавшихся в первый год его открытия, возросло до 139 человек: 78 мальчиков и 61 девочка. В связи с этим, для обоих училищ были приготовлены новые, более удобные помещения в комнатах верхнего этажа, в доме, принадлежащему училищу. А флигель, в котором первоначально помещалось училище, был отдан под найм, что служило существенной финансовой помощью Петропавловскому попечительству. Оба училища в достаточном количестве были снабжены классной мебелью, книгами и другими учебными принадлежностями; а женское церковно-приходское училище было также снабжено и рукодельными пособиями, которые пополнялись по мере необходимости за счет Попечительских сумм, а частью пожертвования.

О количестве обучающихся в 1869-1870 учебном году можно судить из следующей таблицы (табл. 1), составленной на основе данных Таврических епархиальных ведомостей.

Таблица 1

Количество обучающихся в двух церковных училищах для мальчиков и для девочек в 1869-1870 учебном году [10, с. 760; 15, с. 4]

Состав обучающихся православного исповедания Мальчики Девочки

Оставшиеся на второй год 36 27

Вновь поступившие 42 34

По происхождению принадлежавшие: 38 26

- званию купцов и мещан; 16 10

- к званию чиновников; 11 19

- к званию нижних военных чинов; 12 6

- к духовному званию 1 -

Итого 78 61

Как видно из таблицы 1 в двух церковных училищах получали начальное образование дети из семей различных сословий. Наибольшее количество детей принадлежало к сословию купцов и мещан.

Преподавание производилось под общим наблюдением представителя от Попечительства и одного из его членов. Из таблицы 2, составленной на материале периодических изданий, можно получить представление об изучаемых предметах и преподавателях

Таблица 2

Предметы, преподаваемые в обоих училищах в 1869-1870 учебном году*

Предметы Преподаватели

Младшие классы: - первоначальное чтение - письмо - чтение по учебной книге «Родное Слово» диак. Афанасий Жалинский

Старшие классы: - толковое чтение, заучивание стихов по учебной книге «Родное Слово» - письмо по прописи и под диктовку - молитвы с их объяснением - изучение катехизиса с пересказыванием изученного - арифметика (первые четыре действия) Для мальчиков: - чтение по церковно-славянским книгам - краткие понятия из географии - Русская История Для девочек: - чтение - письмо - рукоделие - толковое чтение диак. Афанасий Жалинский св. от. Евфимий Порубин диак. Афанасий Жалинский диак. Афанасий Жалинский диак. Петр Кальнев девица В.М. Сафронова В.Т.Д (образованная и высокопоставленная особа)

Примечание. ^Составлено автором.

Как видно из таблицы 2 мальчиков и девочек обучали не только священнослужители, но и гражданские лица. Так образованная высокопоставленная особа В.Т.Д, осознавая важность народного образования и проявляя к нему великую любовь, добровольно на бесплатной основе в течение 1869-

1870 учебного года успешно преподавала девочкам старшего возраста толковое чтение, прививая любовь к историческим и географическим сведениям о событиях, предметах и лицах Священной истории.

Следует отметить, что дети на втором году его существования поступили в церковно-приходское училище с разным уровнем подготовки: 15 мальчиков и 10 девочек умели довольно хорошо читать, писать и считать, знали несколько молитв; 6 мальчиков и 15 девочек слабо знали буквы и с трудом читали по слогам. Остальные 57 мальчиков и 36 девочек при поступлении в училище, ничего не знали [10, с. 761].

Детей, которые поступили в училище без малейшего понятия о буквах, учили читать по звуковому методу, который состоит из нескольких этапов: 1) изучение названия букв («аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»), повторяя их за преподавателем 2) складывания букв в слоги, 3) чтении целых слов по «складам», 4) беглое чтение, то есть без разделения их на слоги и буквы. [13]. Учитывая разный уровень подготовки класс делился на несколько подразделений, с каждым из которых занятия проводились отдельно, использовался метод взаимного обучения.

Испытание, проводившиеся Попечительством в конце учебного года в обоих училищах, показали, что обучение детей походило довольно успешно. Многие учащиеся были награждены памятными подарками - книгами, за отличную учебу и благонравное поведение

Увеличение количества обучающихся в 1869-1870 учебном году почти в два раза является ярким примером доверия родителей к церковному училищу и усердному труду наставников и наставницей Петропавловского Попечительства.

Выводы. Таким образом, Попечительство, выполняя заказ Российского государства сыграло важную роль в распространении начального образования в Крыму, в частности, в г. Симферополе во второй половине XIX в. Обучая население, не используя бюджетные средства государства, а полагаясь лишь на свои средства и добровольные пожертвования, Петропавловское Попечительство привлекало к обучению девочек и мальчиков хорошо образованных представителей светского населения, подготовив уже на втором году своего существования новые, светлые просторные помещения для занятий в новом здании. Его участие в развитии народного образования является на сегодняшний день актуальным для нашего государства, поскольку в настоящее время ощущается острый недостаток средств, выделяемых на образовательные услуги, а также очевидна недостаточно крепкая связь между населением и учебными заведениями. В этой связи опыт Петропавловского Попечительства в распространении начального образования может быть использован при реформировании современной системы образования Крыма.

Литература

1. Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб.: 1894. (Отт. из журн. «Тюремные вести»; 1893). 94 с.

2. Ганкевич В.Ю., Шевелев С.С. Роль Симферопольского мусульманского благотворительного общества в поддержке одаренных крымско-татарских детей // Ученые записки Таврического нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Педагогика, психология. 2002. Т. 15 (54). № 1. С. 146-149.

3. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. СПб.: 1894. 118 с.

4. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии. 1994. № 7. С. 110-112.

5. Ильинский В.И. Благотворительность в России: История и настоящее положение. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Человеколюбив. о-ва, 1908. 32 с. (Библиотека церковного реформатора; 1908. Т. 1. № 1).

6. Кафтанов Н.Н. Общественная благотворительность в России к 1889 г. М.: [Б и], 1888. 88 с.

7. Кондратьевой Г.В. Частная благотворительность в сфере просвещения // Педагогика. 2002. № 9. С. 83-87.

8. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы // Педагогика. 2003. № 2. С. 28-33.

9. Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительствах. М.: Унив. тип., ценз. 1876. 48 с.

10. Отчет Симферопольского Петро-Павловского приходского Попечительства за 1869-1870 г. Таврические епархиальные ведомости. 1871. № 24 (15 дек.). С. 745-776.

11. Приходское попечительство при Петропавловской церкви в г. Симферополе // Таврические епархиальные ведомости. Год первый. 1869. № 8 (15 дек.). С. 240-271.

12. Приходское попечительство при Петропавловской церкви в г. Симферополе. Таврические епархиальные ведомости. 1870. № 9 (1 янв.). С. 272-303.

13. Старцева, Н.М. Буквослагательный, слоговой и звуковой аналитический методы обучения чтению и письму в российских азбуках и букварях XIX века // Историко-педагогический журнал. 2017. № 3. С. 109-119.

14. Такмазян К.Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 285-287.

15. Шкарлат Л.П. Распространение начального образования в Крыму церковным попечительством о бедных и школах при храме Петра и Павла (1869-1870) // Universum: психология и образование: научный журнал. 2018. № 4 (46). М.: МЦНО, 2018. С. 4-7. Электрон. печ. Публ.

References

1. Voskoboinikov N.Ya. Materialy po istorii prizrenija bednyh i neimushhih v Ros-sii. [Materials on the history of charity of the poor and underprivileged in Russia]. Petersburg, 1894. (A reprint from Tyuremnye novosty [Prison news], 1893), pp. 17-23 (in Russian).

2. Gankevich V.Yu. The role of the Simferopol Muslim charity in supporting gifted Crimean Tatar children. Uchenye zapiski Tavricheskogo nac. un-ta im. V.I. Vernadskogo, ser.: pedagogika, psihologija [Scientific Notes of V.I. Ver-nadsky Taurida National University. Pedagogy. Psychology], 2002, Т. 15 (54), № 1, pp. 146-149 (in Russian).

3. Georgievsky P.I. Prizrenie bednyh i blagotvoritel'nost' [Care of the poor and charity]. St. Petersburg, Printing house "Naval Ministry", 1894, 118 p.

4. Glagolev A. The economic philosophy of the great Russian patrons of the end of the XIX - beginning of the XX centuries. Voprosy filosofii [Philosophy issues], 1994, № 7, pp. 110-112 (in Russian).

5. Ilinsky V.I. Blagotvoritel'nost' v Rossii: Istorija i nastojashhee polozhenie [Charity in Russia: History and Present Situation]. St. Petersburg, Printing house of the Imperial Benevolent Society, 1098, 32 p. (Church Reformer Library, 1908. М., Vol. № 1).

6. Kaftanov N.N. Obshhestvennaja blagotvoritel'nost' v Rossii k 1889 g [Public charity in Russia by 1889], М., [without [indication] Printing house], 1888. - 88 p.

7. Kondratieva G.V. Private charity in education. Pedagogika [Pedagogy], 2002, № 9, pp. 83-87 (in Russian).

8. Lavrinenko L.Ya. Charitable activities in education: state and prospects. Pedagogika [Pedagogy], 2003, № 2, pp. 28-33 (in Russian).

9. Nikolsky N.A. Ob obshhestvennoj blagotvoritel'nosti i ee organah - prihodskih popechitel'stvah [On public charity and its bodies - parish trusteeships]. M.: University censorship Printing house, 1876. 48 p.

10. Report of the Simferopol Petro-Pavlovsky Parish Trusteeship for 1869-1870. Tavricheskie eparhial'nye vedomosti [Tauride diocesan sheets], 1871, № 24 (December 15), pp. 745-776 (in Russian).

11. Parish trusteeship at the Peter and Paul Church in Simferopol. Tavricheskie eparhial'nye vedomosti [Tauride diocesan sheets]. First year, 1869. № 8 (15 декабря), рр. 240-271 (in Russian).

12. Parish trusteeship at the Peter and Paul Church in Simferopol. Tavricheskie eparhial'nye vedomosti [Tauride diocesan sheets], 1870, № 9 (January 1), pp. 272-303 (in Russian).

13. Starceva N.M. Alphabetic, syllabic and sound analytical methods of teaching reading and writing in the Russian alphabet and the primers of the XIX century. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal [Historical and pedagogical journal], 2017, № 3, pp. 109-119 (in Russian).

14. Takmazjan K.R. Some actual problems of custody and guardianship in the Russian Federation. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2016, №29, pp. 285-287.

15. Shkarlat L.P. Dissemination of elementary education in the Crimea by the church trusteeship on the poor and schools at the Peter and Paul temple (18691870). Universum: psihologija i obrazovanie: nauchnyj zhurnal [Universum: psychology and education: scientific journal], 2018, № 4 (46), pp. C. 4-7, Electron. Print. Public (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.