Научная статья на тему 'Деятельность церковно-приходских попечительств по организации приходских школ и приютов для детей в Пермской епархии (конец XIX - начало XX В. )'

Деятельность церковно-приходских попечительств по организации приходских школ и приютов для детей в Пермской епархии (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ПРИЮТЫ / П.Н. СЕРЕБРЕННИКОВ / PARISH GUARDIANSHIP SOCIETIES / PERM DIOCESE / CHURCH CHARITY / PARISH SCHOOLS / ORPHANAGES / P.N. SEREBRENNIKOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сапсай А. В.

Проводится анализ деятельности церковно-приходских попечительств Пермской епархии в конце XIX начале XX в., направленной на помощь детям. Рассматриваются проблемы организации такой деятельности и способы их решения, а также принципы и формы оказания помощи детям из неимущих семей. Данная работа будет интересна всем, кто изучает историю Русской православной церкви, а также лицам, занимающимся организацией благотворительной, образовательной и социальной помощи детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PAROCHIAL SCHOOLS AND ORPHANAGES BY PARISH GUARDIANSHIP SOCIETIES IN THE PERM DIOCESE IN THE LATE 19th AND EARLY 20th CENTURY

The article analyzes the activities of parish guardianship societies of the Perm diocese in the late 19th and early 20th century that were aimed at supporting children. Some problems in organizing such activities and the methods used to solve them are considered, as well as the principles and forms of rendering help to the children from poor families. The paper will be of interest to those investigating the history of the Russian Orthodox Church and also to those engaged in organization of charitable, educational and social aid to children.

Текст научной работы на тему «Деятельность церковно-приходских попечительств по организации приходских школ и приютов для детей в Пермской епархии (конец XIX - начало XX В. )»

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 5, с. 60-68

УДК 94(47)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРИХОДСКИХ ШКОЛ И ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

© 2016 г. А.В. Сапсай

Пермский государственный университет, Пермь

[email protected]

Поступила в редакцию 25.05.2016

Проводится анализ деятельности церковно-приходских попечительств Пермской епархии в конце XIX - начале XX в., направленной на помощь детям. Рассматриваются проблемы организации такой деятельности и способы их решения, а также принципы и формы оказания помощи детям из неимущих семей. Данная работа будет интересна всем, кто изучает историю Русской православной церкви, а также лицам, занимающимся организацией благотворительной, образовательной и социальной помощи детям.

Ключевые слова: церковно-приходские попечительства, Пермская епархия, церковная благотворительность, приходские школы, приюты, П.Н. Серебренников.

В период Великих реформ 1860-1870-х гг. в России при поддержке правительства активно создавались общественные организации, задачей которых было аккумулировать усилия общества в решении проблем экономического, социального, духовно-нравственного и культурного характера. Их главной миссией было оказать населению страны, в основной массе крестьянству, помощь в адаптации к новым условиям жизни, вызванным государственными реформами.

Одной из форм общественных организаций в России стали церковно-приходские попечительства, которые должны были решать вопросы благотворительности на приходе. 2 августа 1864 г. правительством Российской империи было принято Положение о приходских попе-чительствах при православных церквах. В нем говорилось, что эти организации учреждаются «для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода» из лиц, «отличающихся благочестием и преданностью вере Православной».

Попечительства должны были открывать в приходе школы, больницы, богадельни, приюты и другие благотворительные заведения, предоставлять бедным людям прихода всевозможные пособия, заботиться о погребении неимущих и «о содержании в порядке кладбищ». Если в приходе уже существовали приходские или частные благотворительные учреждения, например попечительские советы или общества

для вспомоществования приходским бедным и т. п., то приходские попечительства должны были содействовать «улучшению и распространению таких учреждений» [1].

Одним из важных направлений деятельности церковно-приходских попечительств Пермской епархии было обучение сирот и детей из бедных семей. Для этого многие попечительства открывали на свои средства церковноприходские школы, в которых бесплатно обучались дети самых бедных прихожан. В 1896 г. на съезде духовенства Пермской епархии было принято решение о необходимости открытия на каждом приходе церковно-приходской школы [2]. Таким образом, с одной стороны, деятельность попечительств в этом направлении была поддержана, а с другой - приходам указывалось на необходимость развивать свою деятельность в этом направлении.

Попечительства также оказывали материальную поддержку детям, учившимся в светских учебных заведениях, например в местных начальных училищах. Попечительства снабжали их учебной литературой, обувью, теплой одеждой и т.д. [3]. Такая практика была связана с тем, что количество мест в приходских школах было ограничено и не все нуждающиеся могли обучаться в них. Также попечительства стремились помочь детям, окончившим приходские школы и желавшим продолжить свое образование в других учебных заведениях.

Одним из удачных опытов организации приходской школы в Пермской епархии стала Рож-дество-Богородицкая женская церковноприходская школа. Во многом, наверное, это

Рис. 1. Председатель Богородицкого попечительства, доктор медицинских наук П.Н. Серебренников

оказалось возможным благодаря инициативе председателя попечительства П.Н. Серебренникова, по мнению которого главной задачей христианской благотворительности и деятельности приходских попечительств была забота об образовании и нравственном воспитании детей бедных родителей [4].

Школа была открыта 14 ноября 1888 г. и находилась на попечении Пермского Богородицкого попечительства. Первоначально школа была одноклассная, и в ней обучались только мальчики, но через два года эту школу перевели в новое здание при часовне святителя Стефана и преобразовали в двухклассную. В освободившемся помещении, находившемся у Богородиц-кой церкви, 20 августа 1890 г. была открыта женская одноклассная школа.

В 1895 г. Советом попечительства было принято решение построить новое здание для школы. Необходимость строительства нового здания была связана с тем, что старое помещение было очень тесным и не соответствовало санитарным нормам для учебных заведений. Большую помощь в строительстве оказали староста Рож-дество-Богородицкой церкви К.А. Сорокин, который пожертвовал для школы участок земли, а также пермский архитектор А.Б. Турчевич, согласившийся благотворительно разработать проект новой школы, составить смету расходов и осуществлять контроль строительства здания [5, с. 391-394]. Многие известные пермские за-водовладельцы и лесопромышленники также поддержали инициативу попечительства и выделили необходимые для строительства матери-

алы. Так, опекунское управление наследников П.П. Демидова пожертвовало 100 пудов кровельного железа, графиня Н.А. Стенбок-Фермор - 100 пудов листового железа, Н.В. Кудряшева -50 000 кирпича на сумму 600 руб., князь С.С. Абамелек-Лазарев - 50 пудов листового железа, И. А. Поклевский-Козелл - стекло, Г.В. Бердин-ский - 300 бревен, П.С. Жирнов - 100 деревьев и 100 руб. и т.д. [6, с. 431]. Таким образом, на строительство школы попечительством было собрано стройматериалов на сумму 3769 руб. 60 коп.; наличных денег 10 746 руб. 11 коп. Всего на строительство школы было израсходовано: 19 211 руб. 80 коп. [7]

27 октября 1896 г. состоялось освящение и открытие нового здания для женской одно-классной церковно-приходской школы при Пермской Рождество-Богородицкой церкви [8]. Новая школа находилась рядом с Богородицкой церковью, на углу улицы Пермской и Оханско-го переулка. Здание школы было каменное, двухэтажное. Верхний этаж имел три учебных класса, рекреационный зал, учительский кабинет и библиотеку. На нижнем этаже размещались две квартиры для преподавателей, большой зал для народных чтений и дома трудолюбия. Школа соответствовала всем стандартам и требованиям к учебным заведениям того времени и стала одним из лучших школьных зданий г. Перми [5, с. 391-394].

Если до постройки нового здания в 1895 г. в школе обучалось 69 девочек [6, с. 427], то в 1899/1900 учебном году в школе уже училось 150 девочек - в старшем отделении 20 человек, среднем нормальном - 40, среднем параллельном - 29 и младшем - 61 [9, с. 6-7].

Число желающих поступить в школу с каждым годом увеличивалось, и поэтому многим (не менее 40-50 человек в год) в приеме отказывали из-за нехватки помещения. Такая востребованность объяснялась тем, что ни одна школа в городе не обеспечивала таких условий обучения, как Богородицкая школа, а именно: бесплатное обучение, обеспечение учебными пособиями, письменными принадлежностями, теплой одеждой, обувью и школьными платьями, бесплатное питание [6, с. 425].

Попечительство также старалось улучшить материальное положение беднейших детей, назначая денежные пособия их семьям. Учительница и ее помощница регулярно посещали дома своих учениц, изучали степень нужды семьи и в случае необходимости ходатайствовали перед попечительством о назначении пособия [5, с. 394-395]. В 1891 г., когда в Перми сильно подорожал хлеб, в школе была открыта бесплатная столовая, в которой питались 10-

12 детей самых бедных родителей и сироты [10]. Кроме того, в большую перемену детям давали чай с белым хлебом [9, с. 6-7], бедным - бесплатно, а остальным - за 2 коп. [5, с. 394-395].

В основном, в школу принимали детей бедных прихожан Богородицкой церкви. Их процент составлял около 75 процентов от общего количества учащихся. Это объясняется тем, что попечительство в первую очередь хотело помочь бедным прихожанам своего храма. По социальному положению это были в основном дети мещан, крестьян, мастеровых, солдат, в меньшем количестве -дети духовенства и чиновников.

Преподавали в школе: законоучитель старшего отделения протоиерей Андрей Будрин, законоучитель младшего отделения священник Евграф Кудрявцев, Л.Е. Семенова, О.Н. Пономарева и учитель пения диакон Константин За-топляев. Учительница получала оклад в размере 240 руб. в год, ее помощница - 120 руб., а духовенство преподавало бесплатно [6, с. 425-427].

При школе находилась библиотека, состоящая из 850 томов книг. Книги были приобретены на средства попечителя школы и пожертвованы разными людьми. Большое количество книг подарил библиотеке председатель епархиального училищного совета, ректор Пермской духовной семинарии протоиерей Константин Добронравов.

Кроме учебного процесса в школе были организованы мероприятия воспитательного характера. Так, по воскресеньям и праздникам все ученицы собирались утром в школе, где самые бедные переодевались в школьные коричневые платья и затем с учительницей шли в Богоро-дицкую церковь на службу. В храме дети вставали рядами на особое место - левый придел церкви. После богослужения девочки возвращались в школу, пили чай с булочками, переодевались и расходились по домам.

Благодаря тому что в школе два раза в неделю преподавалось пение, некоторые девочки пели в Богородицкой церкви утреннюю литургию, а в Великий пост - всю службу. Также хор девочек регулярно выступал по воскресеньям в школе на вечерних религиозных чтениях для взрослых, где пели церковные песнопения и религиозные канты [9, с. 6-8].

С 1894 г. в школе стали проводить дни благотворительности. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхи дети в течение 3-5 дней занимались в школе особыми делами благотворения для бедных детей прихода, например шили для них платья. При этом каждая ученица могла сама выбрать бедную семью, нуждающуюся в такой помощи [5, с. 396]. В то время когда дети изготавливали подарки, председатель Попечительства читал им из Евангелия те

отрывки, которые рассказывали о главных христианских праздниках.

В праздники бедных детей с их родителями приглашали в школу. В Рождество Христово это была новогодняя елка. Такие праздники всегда сопровождались пением, чтением стихов и исполнением небольших сцен из детской жизни. Во время праздника все дети получали подарки. Приглашенные дети получали подарки, выполненные ученицами школы, а сами ученицы получали в качестве подарков вещи, которые им были наиболее необходимы, и сладости [11, с. 15]. Если приглашенные на праздник дети не могли прийти в школу, то сделанные ученицами вещи - сорочки, платья и др. - разносились по их домам [9, с. 8].

По инициативе М.И. Вишневецкого в школе были организованы литературно-вокальные музыкальные детские «утра» (в современном русском языке чаще используется слово «утренники» - праздники, которые проводят утром), на которых учащиеся Богородицкой школы и других начальных школ и учебных заведений г. Перми выступали в качестве исполнителей некоторых номеров программы. Детские утра устраивались по воскресеньям и праздничным дням и имели большую популярность среди школьников. Программа утр состояла из литературных и музыкально-вокальных номеров, чтений с картинами и популярных бесед по гигиене, естествознанию и другим предметам, знакомство с которыми было необходимо для правильного понимания большинства явлений, происходящих вокруг ребенка. Кроме самих учащихся, на утрах выступали преподаватели школы, а также Е.И. и В.П. Овсиевские, П.Н. Серебренников со своими учениками. В 1908/9 учебном году состоялось 13 утр, которые посетили 7000 человек [11, с. 15-16].

Во всех отделениях школы преподавалось рукоделие, на уроках которого девочки вязали, шили и вышивали. В сентябре 1898 г. на базе этих уроков в школе был открыт рукодельно-ремесленный класс [12, с. 232]. Главной целью открытия этого класса было желание дать девочкам начальные профессиональные знания и таким образом помочь им устроить свою взрослую самостоятельную жизнь [11, с. 4].

В 1898/99 учебном году в класс было принято 43 девочки [13]. Среди них были как выпускницы Богородицкой школы, так и девочки из других школ города [11, с. 21]. Однако в первый год деятельность класса столкнулась со многими трудностями. Во-первых, преподаватель М. С. Удинцева, занимавшаяся с девочками бесплатно, была вынуждена оставить занятия из-за продолжительной болезни. Найти другого

учителя со специальным образованием, который бы согласился заниматься бесплатно, не смогли. Во-вторых, в классе не было специальной учебной программы, и обучение сводилось к выполнению простой и неинтересной работы - девочки учились шить рубашки, фартучки, полотенца. Таким образом, из-за плохой организации к концу учебного года осталось лишь 12 учениц.

Необходимо отметить, что школой были приняты все необходимые соответствующие меры для устранения организационных недостатков. К началу второго года существования класса была составлена программа занятий, а в учебный процесс дополнительно введены общеобразовательные предметы. Обучение в классе стало двухгодичным, а через год - трехгодичным. При классе уже был открыт прием простеньких заказов: блузок, юбок, лифчиков, детских костюмов и т.д. [13].

Теперь, кроме рукоделия, в профессиональном классе преподавались: Закон Божий, русский язык, география, арифметика, русская история, гигиена [9, с. 10]. Несколько позже в программу были введены специальные предметы: рисование, черчение, товароведение, ремесленное счетоводство [13]. Общеобразовательные предметы в классе бесплатно преподавали А.Г. Троцкая, О.М. Варфоломеева, В.И. Буткова, А.И. Гаврилова, В. Березовская и др. [12, с. 233].

Учебная программа рукодельного класса с 1898 по 1909 г. пересматривалась 6 раз. Это показывает, что школа стремилась совершенствовать учебный процесс. За 11 лет преподавательский состав по специальным предметам увеличился с 1 до 5 учителей.

Нужно отметить, что во многом преподавательский коллектив рукодельного класса был первопроходцем, т.к. опыта организации подобных учебных групп в церковно-приходских школах не было. Накопив некоторый опыт, класс давал теоретическую и практическую подготовку по белошвейному и дамско-портновскому направлению шитья. Все обучающиеся в течение трех лет получали необходимые знания и навыки кройки и шитья, а окончившие курс выпускались со званием подмасте-риц. При дополнительных практических занятиях, проводимых при мастерской класса или частных мастерских, выпускницы могли получить звание мастериц [11, с. 8, 19]. Таким образом, девочки поступали в Богородицкую школу в 8-10 лет и, пройдя трехгодичный курс обучения в школе, а затем трехгодичный курс обучения в профессиональном классе, выходили из школы подготовленными к самостоятельной профессиональной деятельности [9, с. 10].

В 1901 г. инспектор народных училищ Е.Л. Рекало написал в журнале посетителей Бо-

городицкой школы: «Соединение начальной школы и ремесленного отделения с общеобразовательным при нем курсом представляется самым жизнеспособным и желательным типом начальной народной школы. Такие школы, поднимая общее развитие учащихся, в то же время дают им в руки ремесло, обеспечивая трудовую безбедную жизнь детей бедняков» [11, с. 5].

За период с 1898 по 1908 г. в ремесленном классе обучалось 488 учащихся, а ежегодно в класс принимали от 42 до 92 учениц. Окончило полный трехлетний курс со званием подмасте-риц свыше 70 человек. Сравнительно небольшой процент окончивших рукодельный класс объясняется тем, что родители многих учениц, будучи людьми бедными, забирали своих детей из профессионального класса раньше времени, остро нуждаясь в их помощи. По их мнению, девочки, получив минимальные знания, могли уже работать и приносить в семью материальный доход.

Обучение в ремесленном классе пользовалось спросом среди местного населения. Свидетельством этому - тот показатель, что в период с 1903 по 1908 г. за недостатком мест было отказано в приеме 208 девочкам.

На содержание ремесленного класса в 1898/99-1909/10 учебных годах Богородицким попечительством было израсходовано 10 949 руб.

48 коп., не учитывая хозяйственных расходов на содержание школьного здания. При этом минимальный расход составил 303 руб. 53 коп. в первые два года существования класса и максимальный - 2500 руб. в 1909/10 учебном году.

В 1908/9 учебном году ремесленный класс представил работы своих учащихся на двух выставках: на первой Всероссийской - церковноприходских школ в Петербурге и областной - в Казани. Работы были отмечены как официальными гостями выставок, так и простыми посетителями.

Богородицкое попечительство заботилось не только о духовном и нравственном развитии своих школьниц, но и принимало меры для правильного физического развития и укрепления их здоровья. В 1900 г. усилиями председателя попечительства П.Н. Серебренникова и бывшего начальника Пермской губернии П. Г. Погодина особым губернским совещанием попечительству было выделено 2000 руб. на строительство «детской колонии» (т.е. детского загородного оздоровительного лагеря) для бедных детей, а министерством земледелия и государственных имуществ в пос. Нижняя Курья было выделено для этого 5 десятин земли.

Вдова коммерции советника Елизавета Ивановна Любимова пожертвовала на колонию в память своего покойного мужа 4000 руб., и по-

этому колония была посвящена памяти Ивана Ивановича Любимова. 11 марта 1901 г. началось строительство колонии, 13 августа 1902 г. было совершено ее освящение, а 12 мая 1903 г. состоялось ее открытие [11, с. 5-20]. Колония представляла из себя деревянное одноэтажное просторное здание, в котором одновременно могли проживать 20-30 детей [12, с. 239]. Стоимость постройки колонии составила 4773 руб. 79 коп. [14]. С 1903 г. каждое лето в 3 смены за счет попечительства здесь отдыхали дети бедных родителей - ученицы Богородиц-кой школы. В колонии дети оздоравливались на свежем воздухе, а также под руководством садовника занимались садоводством и огородничеством, тем, что непременно должно было помочь им в будущей самостоятельной жизни. За 10 лет, в период с 1899 г. по 1909 г., расходы попечительства на колонию составили 9007 руб. 32 коп. [11, с. 13].

Старались оказать благотворительную помощь детям из бедных семей и сиротам и другие попечительства епархии. Традиционно именно содержание школ составляло для попечительств самую большую часть расходов. Одни попечительства строили школьные здания, другие оказывали школам материальную помощь в виде ежемесячных или единовременных пособий.

Так, в Перми в районе Горок в 1897 г. было построено здание для церковно-приходской школы Петро-Павловским попечительством. На строительство было израсходовано 5000 руб. [15]. В 1898/99 учебном году в трех отделениях школы обучалось 100 учеников, из них 70 мальчиков и 30 девочек, родители которых являлись служащими на Пермской железной дороге. Школа пользовалась такой популярностью среди местного населения, что не могла вместить всех желающих [16].

В январе 1901 г. при школе было открыто столярно-ремесленное училище, в котором обучали столярно-токарному ремеслу. В 1901/02 учебном году в класс было принято 26 подростков в возрасте от 11 до 14 лет, окончивших начальную приходскую школу [17]. Ученики училища приносили для попечительства большую пользу, так как занимались производством изделий для попечительских учреждений и мелкими ремонтными работами в здании попечительства. Однако класс испытывал дефицит учеников, так как многие из них, желая самостоятельно зарабатывать, уходили из училища, не доучившись [18]. Чтобы удержать учеников, попечительство бесплатно снабжало их строительными материалами и разрешало выполнять частные заказы, доход от которых ученики могли брать себе [17].

В 1906 г. Пермским Свято-Троицким попечительством была построена каменная двухэтажная школа. В здании, стоимость которого составила 10 000 руб., находилась одноклассная четырех-комплектная женская церковно-приходская школа на 200 человек.

При оборудовании классов на первом и втором этаже была использована особая система шарниров, благодаря которой несколько отдельных классов можно было объединить в одну большую аудиторию на 12 окон. Благодаря этому в школе одновременно можно было обучать детей, а также проводить массовые детские чтения. Лекторами на чтениях были не только взрослые, но и сами дети. В 1912 г. 125 чтений посетило 30 000 человек. Кроме своих учениц, чтения охотно посещали учащиеся других школ и неучащиеся дети школьного возраста. Чтения проходили для детей с 4 до 6 часов, а для взрослых с 6 до 9 часов. По своей программе чтения отличались и делились на религиозно-нравственные и народные.

В 1912 г. при школе открыли профессиональный рукодельный класс для девочек, которые окончили школу, но не поступили в другие учебные заведения. Обучение в классе было бесплатное, двухгодичное. Занятия проходили днем, а иногда вечером. В 1913 г. в школе преподавало 9 учителей, двое из которых - в рукодельном классе. Содержание школы обходилось более 2000 руб. в год [19].

Сельские попечительства не располагали крупными денежными средствами, но, тем не менее, старались построить и открыть школы в каждой деревне. Кольцовское попечительство в 1901 г. выделило 200 руб. для строительства приходской школы в деревне Баландиной [20, с. 104]. Карагайское попечительство в своем селе построило здание для женской школы грамоты и рукоделия, при которой находилась библиотека-читальня. На школу было выделено 900 руб. Также попечительство открыло школу грамоты в деревне Азовой [21]. Всего на организацию деятельности школ, читален и библиотек лишь в 1896 г. всеми попечительствами Пермской епархии было израсходовано 5334 руб. 94 коп. [22].

Еще одним направлением помощи детям была организация приютов, открытие которых происходило по разным причинам. Так, при Кольцовской школе на средства попечительства был открыт приют, в котором ученики, приходящие из дальних деревень, могли переночевать в случае сильных морозов, распутицы или непогоды. Приют помещался на первом этаже школьного здания. Некоторые из учеников жили здесь целыми неделями. Благодаря приюту

количество учеников увеличилось до 75 человек [20, с. 104-105].

Некоторые попечительства открывали приюты для содержания детей, оставшихся без родителей. Такой приют в 1896 г. открыло Кынов-ское попечительство при местном заводе. В приюте в разные годы проживало от 14 [23] до 20 детей в возрасте от 4 до 15 лет. В зависимости от возраста, дети находились в приюте от 2 до 6 лет. Старшие мальчики учились в двухклассном заводском училище и в заводском ремесленном классе, а девочки - в Зауральской земской школе [24]. Кроме того, в приюте была открыта школа грамоты, в которой с младшими детьми обучением грамоте занималась попечительница приюта Вера Николаевна Агеева, а Законом Божиим - настоятель местного храма о. Павел Романов [23]. В свободное время мальчиков обучали сапожному и столярному мастерству, а девочек - рукодельным работам и домашнему хозяйству. Все дети работали на огороде. Благодаря такой хорошо поставленной работе, в 1903 г. мальчики изготовили на продажу и для приюта 95 пар ботинок и башмаков и 18 пар сапог, а девочки сшили 27 рубашек, 7 юбок, 15 панталон мальчикам. Также девочки помогали взрослым чинить свое и мальчиков белье и одежду [24].

Приют пользовался большим сочувствием местного населения, которое жертвовало на детей деньги, одежду и продукты питания. Из кружки при заводоуправлении на содержание приюта с января по июнь 1897 г. было собрано 254 руб. 22 коп., а из кружки в храме - 167 руб. 19 коп. На эти средства для детей были закуплены кровати, матрацы, одеяла, посуда (144 руб. 31 коп.), учебные пособия (1 руб. 70 коп.), одежда (31 руб. 17 коп.), обувь (17 руб. 47 коп.), продукты питания (43 руб. 3 коп.) [23]. Всего в 1897 г. на приют было израсходовало 452 руб. 39 коп. [15].

Кроме открытия церковно-приходских школ и приютов, некоторые попечительства оплачивали обучение бедных детей и сирот в различных учебных заведениях. Так, Соликамское братство помогало бедным ученикам Соликамского духовного училища, в котором количество детей-сирот превышало количество детей, имеющих родителей. Братство снабжало детей одеждой, обувью и учебными пособиями, оплачивало аренду жилья, закупало учебную литературу для училищной библиотеки. При назначении пособия учитывалась успеваемость в учебе, поведение, религиозность и усердие в богослужении. Бедные ученики могли рассчитывать на пособия Братства и по окончании курса училища, при поступлении в семинарию

или устройстве на работу. Получавшие пособие не обязаны были возвращать впоследствии полученную сумму, однако если такая возможность наступала, то приветствовалось возвращение всей или части суммы [25].

Пермское Богородицкое попечительство также оказывало помощь детям, учащимся в разных учебных заведениях. Члены попечительства считали, что бедность и нищета являются следствием неграмотности людей, и поэтому, чтобы помочь детям бедняков не повторить печальную судьбу родителей, попечительство помогало им получить образование. Тем не менее во многих семьях, получавших в попечительстве пособие, дети не посещали школу. Попечительство предлагало бедным родителям отдать ребенка в любую школу и получать дополнительное пособие от попечительства на ребенка в половинном размере от взрослого пособия. Итогом такой помощи было обучение всех детей бедных прихода в разных школах. Дополнительно попечительство оказывало помощь учащимся теплой одеждой и обувью, тканью для платьев и т.д. [26].

Итак, одним из важных направлений деятельности церковно-приходских попечительств Пермской епархии было бесплатное обучение сирот и детей из бедных семей. Для этого многие попечительства строили на свои средства церковно-приходские школы и организовывали учебный процесс. Содержание школ составляло для попечительств самую большую часть всех их расходов. Попечительства также оплачивали обучение бедных детей в светских учебных заведениях и старались улучшать материальное положение их семьям. Для детей-сирот некоторые попечительства открывали приюты.

В результате благотворительной деятельности, развернутой приходскими попечительства-ми, реальную помощь в виде бесплатного образования, обеспечения учебными пособиями, теплой одеждой, обувью, школьными платьями, бесплатным питанием, денежными пособиями получили сотни детей из бедных семей, оказавшихся на рубеже веков в сложных жизненных обстоятельствах.

Список литературы

1. Положение о Приходских Попечительствах при православных церквах // ГАПК. Ф. 583 Крестовоздви-женская церковь Ведомства православного исповедания. Оп. 1. Д. 10. Л. 124-126.

2. Выписка из журналов съезда духовенства 3-го благочиннического округа, Красноуфимского уезда, состоявшегося 7 февраля 1895 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 3 (отд. оф.). С. 47.

3. Отчет о деятельности Красноуфимского приходского попечительства // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 15 (отд. оф.). С. 322.

4. Краткий очерк развития деятельности Градо-Пермского Рождество-Богородицкого приходского попечительства с основания его по настоящий 1896 г. Пермь, 1896. С. 3.

5. Отчет о деятельности Рождество-Богородицкого попечительства за 1895 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 18 (отд. оф.). С. 391-396.

6. Отчет о деятельности Рождество-Богородицкого попечительства за 1895 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 19 (отд. оф.). С. 425-431.

7. Освящение и открытие нового здания для женской одноклассной церковно-приходской школы при Градо-Пермской Рождество-Богородицкой церкви // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 23 (отд. неоф.). С. 508.

8. Градо-Пермское Рождество-Богородицкое цер-ковно-приходское Попечительство // Пермские епархиальные ведомости. 1910. № 10 (отд. неоф.). С. 206.

9. Богородицкая церковно-приходская школа в г. Перми (из отчета за 1899/1900 уч. год). Пермь, 1901. С. 6-10.

10. Отчет о деятельности и движении сумм Рожде-ство-Богородицкого попечительства за 1891 г. Пермь, 1893. С. 5.

11. Краткий исторический очерк двадцатилетней деятельности Градо-Пермского Рождество-Богоро-дицкого Попечительства. Пермь, 1911. С. 4-21.

12. Градо-Пермское Рождество-Богородицкое цер-ковно-приходское Попечительство // Пермские епархиальные ведомости. 1910. № 11 (отд. неоф.). С. 232-239.

13. Исторический очерк рукодельно-ремесленного класса при Пермской Рождество-Богородицкой женской церковно-приходской школе. Пермь, 1909. С. 8-10.

14. Страница из жизни и деятельности градо-Пермского Рождество-Богородицкого Попечительства // Пермские епархиальные ведомости. 1903. № 23 (отд. оф.). С. 221.

15. Отчет о деятельности церковно-приходских по-печительств в Пермской епархии в 1897 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1898. № 16 (отд. оф.). С. 264271.

16. Отчет о деятельности Пермского ПетроПавловского церковно-приходского попечительства за 1898 г. Пермь, 1899. С. 3-6.

17. Отчет о деятельности Пермского ПетроПавловского церковно-приходского попечительства за 1902 г. Пермь, 1903. С. 10-11.

18. Отчет о деятельности Пермского ПетроПавловского церковно-приходского попечительства за 1901 г. Пермь, 1902. С. 9-10.

19. Отчет Пермского Свято-Троицкого церковноприходского попечительства за 1913 г. Пермь, 1914. С. 9-17.

20. Церковно-приходское попечительство в селе Кольцовском Пермского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1903. № 10 (отд. оф.). С. 104-105.

21. Извлечение из отчета Карагайского церковноприходского попечительства за 1895 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 15 (отд. неоф.). С. 334.

22. Церковно-приходские попечительства в Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 11 (отд. неоф.). С. 267-273.

23. Переписка Пермского архиерея с настоятелями церквей Пермской епархии // ГАПК. Ф. 198. Правление Пермского архиерейского дома Ведомства православного исповедания Оп. 1. Д. 573. С. 30.

24. Отчет Кыновского церковно-приходского попечительства за 1903 г. Пермь, 1904. С. 9-10.

25. Устав Братства св. Афанасия Великого при Гра-до-Соликамской Богоявленской церкви // Пермские епархиальные ведомости. 1882. № 9 (отд. оф.). С. 101— 103.

26. Отчет о деятельности Рождество-Богоро-дицкого попечительства за 1895 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1896. № 17 (отд. оф.). С. 363.

ORGANIZATION OF PAROCHIAL SCHOOLS AND ORPHANAGES BY PARISH GUARDIANSHIP SOCIETIES IN THE PERM DIOCESE IN THE LATE 19th AND EARLY 20th CENTURY

A.V. Sapsay

The article analyzes the activities of parish guardianship societies of the Perm diocese in the late 19th and early 20th century that were aimed at supporting children. Some problems in organizing such activities and the methods used to solve them are considered, as well as the principles and forms of rendering help to the children from poor families. The paper will be of interest to those investigating the history of the Russian Orthodox Church and also to those engaged in organization of charitable, educational and social aid to children.

Keywords: parish guardianship societies, Perm diocese, church charity, parish schools, orphanages, P.N. Serebrennikov.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Polozhenie o Prihodskih Popechitel'stvah pri pra-voslavnyh cerkvah // GAPK. F. 583 Krestovozdvizhen-skaya cerkov' Vedomstva pravoslavnogo ispovedaniya. Op. 1. D. 10. L. 124-126.

2. Vypiska iz zhurnalov s"ezda duhovenstva 3-go blagochinnicheskogo okruga, Krasnoufimskogo uezda, sostoyavshegosya 7 fevralya 1895 g. // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 3 (otd. of.). S. 47.

3. Otchet o deyatel'nosti Krasnoufimskogo prihodskogo popechitel'stva // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 15 (otd. of.). S. 322.

4. Kratkij ocherk razvitiya deyatel'nosti Grado-Permskogo Rozhdestvo-Bogorodickogo prihodskogo popechitel'stva s osnovaniya ego po nastoyashchij 1896 g. Perm', 1896. S. 3.

5. Otchet o deyatel'nosti Rozhdestvo-Bogorodickogo popechitel'stva za 1895 g. // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 18 (otd. of.). S. 391-396.

6. Otchet o deyatel'nosti Rozhdestvo-Bogorodickogo popechitel'stva za 1895 g. // Permskie eparhial'nye ve-domosti. 1896. № 19 (otd. of.). S. 425-431.

7. Osvyashchenie i otkrytie novogo zdaniya dlya zhenskoj odnoklassnoj cerkovno-prihodskoj shkoly pri Grado-Permskoj Rozhdestvo-Bogorodickoj cerkvi // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 23 (otd. neof.). S. 508.

8. Grado-Permskoe Rozhdestvo-Bogorodickoe cerkov-no-prihodskoe Popechitel'stvo // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1910. № 10 (otd. neof.). S. 206.

9. Bogorodickaya cerkovno-prihodskaya shkola v g. Permi (iz otcheta za 1899/1900 uch. god). Perm', 1901. S. 6-10.

10. Otchet o deyatel'nosti i dvizhenii summ Rozh-destvo-Bogorodickogo popechitel'stva za 1891 g. Perm', 1893. S. 5.

11. Kratkij istoricheskij ocherk dvadcatiletnej deyatel'nosti Grado-Permskogo Rozhdestvo-Bogoro-dickogo Popechitel'stva. Perm', 1911. S. 4-21.

12. Grado-Permskoe Rozhdestvo-Bogorodickoe cerkovno-prihodskoe Popechitel'stvo // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1910. № 11 (otd. neof.). S. 232239.

13. Istoricheskij ocherk rukodel'no-remeslennogo klassa pri Permskoj Rozhdestvo-Bogorodickoj zhenskoj cerkovno-prihodskoj shkole. Perm', 1909. S. 8-10.

14. Stranica iz zhizni i deyatel'nosti Grado-Permskogo Rozhdestvo-Bogorodickogo Popechitel'stva // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1903. № 23 (otd. of.). S. 221.

15. Otchet o deyatel'nosti cerkovno-prihodskih popechitel'stv v Permskoj eparhii v 1897 g. // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1898. № 16 (otd. of.). S. 264-271.

16. Otchet o deyatel'nosti Permskogo Petro-

Pavlovskogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1898 g. Perm', 1899. S. 3-6.

17. Otchet o deyatel'nosti Permskogo Petro-Pavlovskogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1902 g. Perm', 1903. S. 10-11.

18. Otchet o deyatel'nosti Permskogo Petro-Pavlovskogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1901 g. Perm', 1902. S. 9-10.

19. Otchet Permskogo Svyato-Troickogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1913 g. Perm', 1914. S. 9-17.

20. Cerkovno-prihodskoe popechitel'stvo v sele Kol'covskom Permskogo uezda // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1903. № 10 (otd. of.). S. 104-105.

21. Izvlechenie iz otcheta Karagajskogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1895 g. // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 15 (otd. neof.). S. 334.

22. Cerkovno-prihodskie popechitel'stva v Permskoj eparhii // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 11 (otd. neof.). S. 267-273.

23. Perepiska Permskogo arhiereya s nastoyatelyami cerkvej Permskoj eparhii // GAPK. F. 198. Pravlenie Permskogo arhierejskogo doma Vedomstva pravoslavnogo ispovedaniya Op. 1. D. 573. S. 30.

24. Otchet Kynovskogo cerkovno-prihodskogo popechitel'stva za 1903 g. Perm', 1904. S. 9-10.

25. Ustav Bratstva sv. Afanasiya Velikogo pri Grado-Solikamskoj Bogoyavlenskoj cerkvi // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1882. № 9 (otd. of.). S. 101-103.

26. Otchet o deyatel'nosti Rozhdestvo-Bogorodickogo popechitel'stva za 1895 g. // Permskie eparhial'nye vedomosti. 1896. № 17 (otd. of.). S. 363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.