УДК 323 Идрисов Эдуард Зиннурович
соискатель кафедры политологии, социологии и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета, председатель Краснодарской региональной общественной организации «Комитет по противодействию коррупции» [email protected]
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Idrisov Edward Zinnurovich
PhD applicant of the Political and Social Science and Theology Department, Pyatigorsk State Linguistic University Chairman of Krasnodar regional public organization “Anti-Corruption Committee” [email protected]
CONCERNING PROMISING STUDIES OF THE POLITICAL CORRUPTION IN RUSSIA
Аннотация:
Данная статья посвящена исследованию явления политической коррупции, с которым мы сталкиваемся, потому что оно неразрывно связано с государством и бюрократическим элементом в нем. Важным является то, что государственная система на протяжении всего исторического пути человечества всегда стремилась обратить единственное, чем они обладают, - административный ресурс в материальные средства, это и является главным источником такого общественноопасного явления, как политическая коррупция.
Ключевые слова:
политическая коррупция, лоббизм, взятка, хищение, непотизм, общественный контроль.
Summary:
The article studies political corruption that we face, for it is inseparable from the government and its bureaucratic element. The government system during all the period of historic development sought the way to convert the only thing in its possession - the administrative resource - into the real assets; this is the main source of such a socially dangerous phenomenon as the political corruption.
Keywords:
political corruption, lobbyism, bribery, embezzlement, nepotism, public control.
Применение термина «коррупция» в отношении бюрократического аппарата государства и его политической элите, обусловлено тем, что именно эта категория обладает наибольшей совокупностью властно-распорядительных полномочий в общественно-государственной среде. При всем этом наносится громадный ущерб многим интересам как общества в целом, так и государству в частности [1, с. 18-19].
Обладание широкой семантикой термина «политическая коррупция» объясняется первичным значением исходного латинского слова, определяющее его как разложение моральных устоев государственной власти [2, с. 33-34].
Нормативно-правовые акты большую часть разновидностей коррупции приравнивают к мошенничеству и относят их к преступлениям против государственной власти.
Опасность представляет и то, что фактически при опросе общественных масс современного российского общества большая часть населения уже не считает коррупцию преступлением. Так, по оценкам международная организация «Трансперенси Интернешнл», которая рассчитывает индекс восприятия коррупции, Российская Федерация находится в максимальной зоне коррупционного риска и занимает по состоянию на 2012 г. 133 место в мире из 178 исследуемых государств [3]. В настоящее время рынок коррупционных услуг России составляет по разным оценкам от 300-500 миллиардов долларов США [4]. Около 25 % россиян признались при опросах, что они вынуждены платить взятки за причитающиеся им по закону услуги [5].
СМИ сообщают, что растет число тех, кто готов разоблачать коррупцию в Российской Федерации. Сегодня это уже около половины (52 %) населения нашего государства [6].
Следует отметить и то, что разновидности проявлений коррупции характеризуются различной этической оценкой, так одни действия имеют характер состава преступления, а другие носят лишь безнравственный характер. К безнравственным видам коррупции, можно отнести: родственность и покровительство в государственном управлении, а также и в равной степени и общественном, при ней нарушается принцип равенства возможностей, уровня профессионального мастерства и качества подготовки человека, главным в продвижении и назначении на руководящие и административно-хозяйственные должности становиться родственность и личная преданность, замешанная на корыстных целях лица продвигающего их.
Часто не отличают коррупцию от лоббизма. Лоббизм удовлетворяет таким трем условиям:
- характер влияния на должностное лицо имеет конкурентный характер и общеизвестные правила;
- отсутствие каких-либо финансовых и денежных сборов;
- клиенты и агенты являются независимыми друг от друга сторонами ни в экономическом, ни в какой-либо другом отношении.
Одним из самых социально и экономически опасные формы коррупции являются взятки и растраты и хищения, которые классифицируются современным российским уголовным законодательством преступления. Особенностью растраты заключается в том, что происходит расход денежных средств или материальных ценностей лицом, которого уполномочили или доверили право распоряжаться ими в личных целях.
Высокий уровень коррупции может быть поводом для призывов к изменению ситуации, что мы могли видеть на прошедших в 2010-2012 гг. акциях оппозиции против «жуликов и воров» где обвинение предъявлялось конкретной политической элите за существующую коррупционную среду в государстве [7].
При высоком уровне развития коррупции в стране или регионе обычно возникает рынок коррупционных услуг. Такой рынок характеризуется сложившейся инфраструктурой, наличием посредников, таксы за определенные коррупционные действия чиновников, и повсеместной легализации доходов, полученных преступным путем.
Большое распространение имеет децентрализованная (внешняя) коррупция, при такой коррупции заключение сделок происходит индивидуально между участниками коррупционных взаимоотношений.
Присоединение к внешней коррупции внутренней коррупции, протекающей внутри организации между ее членами, выводит коррупцию на новый уровень и придает коррупции черты организованной преступности.
При высоком уровне коррупции может возникать способная к самостоятельному воспроизводству социальная среда коррупции. По законам бихевиоризма человек, попадая в коллектив, начинает постепенно перенимать устоявшиеся правила и порядки поведения, принятые в нем. И если внутри государственного ведомства по отношению к взяточничеству дан «зеленый свет», то новый сотрудник воспринимает такую установку. При этом новые сотрудники будут воспринимать коррупцию как норму и будут следовать этому в дальнейшем. Сотрудник не участвующий в коррупции будет отторгаться коррумпированной частью аппарата управления [8, с. 14-15].
Наиболее тяжелой и запущенной формой коррупции (граничащей с организованной преступностью) можно считать коррупцию, при которой коррупционный доход распределяется по уровням власти. При этом сами должности начинают продаваться за взятки. Такой государственный орган не выполняет своих конституционных задач. Он начинает обслуживать интересы своих клиентов (взяткодателей).
Коррупция способствует сохранению достаточно широкого фронта государственных услуг, охваченных разрешительными действиями, усложнению бюрократических механизмов и процедур, монополии министерств и ведомств на свои услуги.
Вместе с тем международная практика показывает, что коррупция ниже в тех государствах, где развито гражданское общество.
Интересным способом снижения коррупции является создание реальной конкуренции между органами, осуществляющими государственные услуги.
Внутренний контроль коррупции представляет собой комплекс механизмов и способов четкого контроля за каждым элементом и служащим, осуществляющим деятельность, находящуюся в зоне коррупционного риска. Для обеспечения надзора необходимо устанавливать многоуровневый контроль деятельности, независимый внутренний и внешний аудит.
Внешний контроль представляет систему, имеющую независимое положение по отношению к государству. К способам внешнего контроля следует отнести свободу слова, независимый контроль гражданского общества, независимую судебную систему, и одним из главных сегодня элементов внешнего контроля являются самостоятельные и независимые СМИ и Интернет.
Эффективным с точки зрения уровня коррупции оказывается и законодательное ограничение времени пребывания должностного лица во власти (не хватает времени на создание системы сплошной коррупции; увеличивается вероятность ответственности за коррупцию).
Одним из способов борьбы с коррупцией и коррупционерами в демократических государствах является система выборов, при которых лица и государственные деятели, замешанные в коррупционных махинациях, удаляются из политической системы, и это приводит к тому, что непосредственно избиратель отвечает за уровень честности и ответственности тех представителей, кого он избирает [9, с. 66-67].
Еще одним из условий, препятствующим коррупции, является открытость и прозрачность деятельности государственно-ведомственных структур. Такая информация создает условия, когда гражданский контроль реализовывается через средства массовой информации и сети Интернет путем опубликования и открытого обсуждения документов.
Открытость способна быть антикоррупционной мерой. Однако такие нормы открытости находят ограничения по охране служебной и коммерческой тайны. Применение норм открытости очень часто связано с необходимостью применения мер по защите персональных данных граждан и секретных сведений. Серьезной проблемой при внедрении открытых антикоррупционных информационных систем является низкая компетентность чиновников [10, с. 41-42].
Высокий уровень социальной защищенности чиновников тоже может быть антикоррупционной мерой общего характера. Медицинское обслуживание высокого уровня, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия приводят к повышению социальной защищенности чиновника и членов его семьи.
Все эти меры являются долгосрочными, но характер их является действенным, потому что формирует риск потери у чиновника, если он будет уличен в коррупции.
В сегодняшнем обществе основную роль в борьбе с коррупцией играет уголовное законодательство и главным его недостатком является достаточно узкая область охвата коррупционных отношений. Это объясняется опасностью выборочного применения уголовного законодательства с целью подавления гражданских прав и свобод.
Важно отметить то, что политическая коррупция снижается при следующих условиях:
- достаточном для нормального существования финансировании и социальном обеспечении чиновников;
- при уменьшении неопределенности законодательства и должностных инструкций;
- при сокращении личных контактов и снижении личностного начала во взаимоотношениях чиновников и населения;
- при эффективном внешнем и внутреннем контроле уровня коррупции;
- при разделении властей и демократическом контроле СМИ и гражданского общества. Приведенный анализ показывает, что для эффективной борьбы с коррупцией необходим
научный анализ и системный подход. Коррупцию нужно исследовать как научную, правовую, политическую, социальную, экономическую категорию.
Системно-управленческий подход в исследовании коррупции может заключаться в изучении всех аспектов коррупции в их взаимной связи и влиянии с ориентацией на использование полученных при таком исследовании результатов на использование этих результатов для снижения уровня коррупции (антикоррупционном управлении).
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что коррупция в Российской Федерации очень часто включает в себя непотизм и разнообразные формы, и способы присвоения общественных и государственных средств для личного, коллективного обогащения и использования. Коррупция всегда наносит огромный действительный и перспективный ущерб государству и обществу. Коррупция является своего рода незаконной сделкой для использования государственных средств или возможностей в своих корыстных целях.
Любое современное гражданское общество сегодня старается жить по высоким принципам морали и законности, их синтез создает и закладывает те основы, которые нивелируют коррупцию как социально-опасное явление из жизни государства. Российское общество сегодня имеет низкие принципы морали и слабый уровень нормативно-правовой базы, происходит нарушение главного принципа борьбы с коррупцией уменьшение бюрократического аппарата и ступеней, связывающих государство и гражданина. С каждым годом в России только увеличивается число чиновников, проверяющих, контролеров и разнообразных структур и ведомств, которые отчуждают и отдаляют человека от его законных прав и государства, порождая коррупционные взаимоотношения по всему спектру общественной жизни.
Ссылки:
1. Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. СПб., 2005.
2. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоленияю М., 2002.
3. Россия в индексе восприятия коррупции заняла 133-е место. 11Р1_: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/
20121205124924.html. (дата обращения: 05.12.2012).
4. Путин Коррупция. Независимый экспертный доклад. 11Р1_: http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya.html. (дата обращения: 09.12.2012).
5. Россияне назвали виновных в коррупции. 11Р1_: http://www.rg.ru/2012/10/09/opros-vzyatki-site.html. (дата обращения:
09.10.2012).
6. Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными обществу. 11Р1_: http://pasmi.ru/archive/63736.html. (дата обращения: 05.12.2012).
7. Жулики и воры. URL: http://news.rambler.ru/9976386/ html. (дата обращения: 05.01.2013).
8. Карпович О.Г. Коррупция в современной России. М., 2007.
9. Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М., 2009.
10. Чашин А.И. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009.
References (transliterated):
1. Golik Y.V., Karasev V.I. Korruptsiya kak mekhanizm sotsial'noy degradatsii. SPb., 2005.
2. Aminov D.I., Gladkikh V.I., Solov'ev K.S. Korruptsiya kak sotsial'no-pravovoy fenomen i puti ee preodoleniyayu M., 2002.
3. Rossiya v indekse vospriyatiya korruptsii zanyala 133-e mesto. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20121205124924.html. (date of access: 05.12.2012).
4. Putin Korruptsiya. Nezavisimiy ekspertniy doklad. URL: http://www.putin-itogi.ru/putin-i-korruptsiya.html. (date of access:
09.12.2012).
5. Rossiyane nazvali vinovnykh v korruptsii. URL: http://www.rg.ru/2012/10/09/opros-vzyatki-site.html. (date of access:
09.10.2012).
6. Rezul'taty bor'by s korruptsiey stanovyatsya vse bolee zametnymi obshchestvu. URL: http://pasmi.ru/archive/63736. html. (date of access: 05.12.2012).
7. Zhuliki i vory. URL: http://news.rambler.ru/9976386/ html. (date of access: 05.01.2013).
8. Karpovich O.G. Korruptsiya v sovremennoy Rossii. M., 2007.
9. Damaskin O.V. Korruptsiya: sostoyanie, prichiny, protivodeystvie. M., 2009.
10. Chashin A.I. Korruptsiya v Rossii: strategiya, taktika i metody bor'by. M., 2009.