Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах концептуализации принципа субсидиарности в условиях современного российского управления'

К вопросу о перспективах концептуализации принципа субсидиарности в условиях современного российского управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ / PRINCIPLE SUBSIDIARITY / РОССИЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / RUSSIAN MANAGEMENT / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ / POWER VERTICAL / ВЫШЕСТОЯЩИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / НИЖЕСТОЯЩИЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / LOWER LEVEL OF MANAGEMENT / UPPER LEVEL OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канифатов А.С.

Статья посвящена проблемам развития и применения принципа субсидиарности в сфере современного российского управления. Рассматриваются различные концепции функционирования принципа субсидиарности, который может быть применен в практике властной вертикали России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Subject of the Perspective's Employment of the Principle Subsidiarity in the Modern Russian Management

The article is dedicated to the problems of development and employment of the principle subsidiarity in the modern Russian management. Various functioning concepts of the principle subsidiarity, which could be put into practice of power vertical in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах концептуализации принципа субсидиарности в условиях современного российского управления»

ББК 60.5

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. С. Ка

Актуальность поставленных проблем для российского и западно-европейского мира - в том числе территории Европы и территории России - сегодня очевидна в связи с интенсивно происходящими процессами интеграции и дезинтеграции, размежевания и объединения, а, следовательно, и поисками политических механизмов, позволяющих реализовать эти процессы наиболее оптимальным способом [1].

Каждое конкретное общество, в котором базовыми ценностями являются ценности демократические с приоритетом прав человека и его основных свобод, зависит от поведения и деятельности конкретного гражданина. Новое время, отличительной особенностью которого становится прогрессирующий рост проблем в живом организме общества, когда государство становится пассивным наблюдателем, а не активным участником в решении общеуправленческих проблем в связи с тем, что уже не в состоянии на должном уровне совершать те действия, которые оно совершало прежде, требует больше как личной ответственности, так и инициативы граждан. В связи с этим принцип субсидиарности обретает, как и прежде, свою характерную практическую значимость, так как отдает приоритет личной свободе и ответственности перед действиями государства. При принятии государственных решений ответственность за их реализацию несут нижестоящие структуры (город, муниципальный округ, сельское поселение), в то время как вышестоящие единицы (федерация, субъекты федерации) воздерживаются от вмешательства. Принцип субсидиарности действует при условии, что нижестоящая структура способна самостоятельно разрешить стоящие перед ней задачи. Только в противном случае вышестоящая структура может оказать поддержку.

Активно происходящие в 90-е годы XX в. процессы демократизации России, не

Канифатов Александр Сергеевич - аспирант, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Северо-Кавказской академии государственной службы, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: yucca2002@inbox.ru, т. 8(863)2404052.

учитывающие, однако, особенностей национального менталитета, привели к "сбоям" в функционировании исполнительной вертикали власти, а это не могло не повлиять на развитие управления в России. Сегодня сфера управления находится на том этапе развития, когда в свете новых вызовов времени (наметившиеся кризисные тенденции формирования суверенного государства, институтов управления, представительной демократии, частной и публичной сфер общественной жизни в традиционном понимании) необходимо продуктивно переосмысливать содержательную сторону широкого комплекса понятий, подвергая их дальнейшему развитию как дополнительной альтернативы эффективного управления. К таким понятиям по важности в первую очередь можно отнести "принцип субсидиарности".

Рассматривая концепт "субсидиарность" применительно к российской управленческой практике, мы непременно сталкиваемся с двумя тенденциями. Первая из них - это положительные оценки и характеристики принципа субсидиарности и его практической значимости в российском управленческом поле. Вторая тенденция - это прямо противоположные отклики о субсдиарности как о некоем чуждом принципе для России (как в социокультурном, так и в ментальном плане).

В 90-е годы XX в. принцип субсидиарности стал проникать в нашу страну из Западной Европы. ПАСЕ, Евросоюз, Конгресс муниципальных образований, Форум федераций стали мостиками, приобщающими нашу страну к этому демократическому принципу.

Принцип субсидиарности, по мнению М.В. Дубининой, заключается в том, что решение какой-либо проблемы перемещается на другую, более высокую инстанцию только после исчерпания собственных регулирующих возможностей нижестоящего уровня. Это означает невмешательство вышестоящих структур,

Kanifatov Alexander - post-graduate student, teacher of the State and Municipal Government department in the North-Caucasus Academy of Public Administration, 70 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: yucca2002@inbox.ru, ph. +7(863)2404052.

функционирование не по принципу их все-сильности, а по принципу дополнения [2].

Таким образом, суть принципа субсиди-арности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья либо трудовой коллектив и им подобные социальные структуры не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны осуществлять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

П. Щедровицкий дает следующие характеристики, принципа субсидиарности: "Суб-сидиарность имеет две стороны. Во-первых, любое полномочие должно быть спущено на тот уровень, где оно максимально приближено к потребителю. Чем ближе полномочия к человеку - тем лучше. Но есть вторая сторона. Мы можем передать полномочие нижележащему уровню управления, а ресурсов для исполнения у него нет. Мы спускаем полномочия, а они там не могут быть выполнены, потому что нет финансовых оснований. У нас сегодня огромное число муниципальных образований и достаточно большое - до трети - число субъектов федерации финансово несостоятельны. Если бы это происходило с промышленным предприятием, мы назвали бы его банкротом. И это чрезвычайно серьезный вызов всей системе государственного управления" [3, с. 64].

Многие критики субсидиарного подхода к управлению отмечают, что принцип субсидиарности никогда не использовался в России, поскольку он исходил от католической церкви и по сути был чужд авторитарно-тоталитарным режимам, существовавшим в нашей стране на протяжении 300 лет. Исторические традиции, менталитет, общинное

патерналистское сознание населения не способствуют внедрению демократических принципов, в том числе принципа субсидиарности, в жизнь России. В данном контексте мнений относительно принципа субсидиарности как компоненты модернизации российской сферы управления прослеживается точка зрения, что федерация в России создана "сверху". И никогда регионами не решался вопрос о том, какие полномочия они кому-либо будут передавать. При этом подчеркивается, что принцип, который по сути пригоден только для федераций или конфедераций, образованных "снизу", предлагается положить в основу очередной реформы федерации, исторически созданной "сверху". Все это подкрепляется ельцинской фразой "берите суверенитета столько, сколько сможете". Но это не только свидетельствует о непонимании сущности субсидиарности, но и создает напряженность, которая возникнет при решении ряда проблем. Принцип субсидиар-ности в своем изначальном предназначении состоит в том, что первым уровнем реализации собственных интересов является человек. Если он не в силах что-то сделать, тогда вступает в действие система государственного управления. И здесь действует принцип солидарной ответственности - если низший уровень не может справиться с решением какой-то задачи, то вышестоящий должен ему помогать. И первое, что делает вышестоящий уровень, начинает анализировать причины, почему не справляется низший уровень. Форс-мажор - это одно, некомпетентность -другое, воровство - третье. Если действуют два последних фактора, то должна вводиться система внешнего управления. Институт федерального вмешательства существует во всем мире. Например, в Вашингтоне был мэр, который не справлялся со своими обязанностями. И государство постепенно отобрало у него все полномочия, оставив только функцию надзора за парками.

Среди мнений, отражающих четко негативную позицию в отношении принципа субсидиарности, довольно обстоятельной выглядит позиция К. Костюка. Он отмечает: «Как и в отношении всего, идущего с Запада, российским элитам хотелось бы, если не "приобрести" субсидиарность, то для начала примерить». И далее: "Все более очевидно, что в современном сложном обществе при его глубине социальной дифференциации невозможно ни построение жесткой иерархии, ни эффективное

управление из одного центра. Именно этот аргумент составил основную притягательную сторону при рецепции понятия субсидиар-ности российской общественностью и элитой. Но является ли воодушевленное признание этого принципа признаком обретения искомой гармонии?" [4]. Как основной аргумент против рассматриваемого принципа отмечаются те «разногласия философски-правовых традиций, которые являются почвой для создания и восприятия принципа субсидиарности в Европе и России. Понятие субсидиарности представляет собой естественно-правовую интерпретацию социального порядка и опирается на христианско-католическую богословскую традицию естественного права, признающую самоценность и легитимность сущего. Томистско -аристотелевская онтология, которая формирует всю традицию социального учения Католической Церкви, отказывается от свойственного неоплатоновской традиции эманаци-онного характера легитимизации юридических прав и политических компетенции социальных сословий и субъектов. Согласно представлениям естественного права, все сущее, в том числе и низшие несовершенные "уровни бытия", самоценно и субстанционально само по себе. Соответственно, высшие инстанции власти не могут претендовать на то, чтобы быть "источником бытия" и легитимности для низших инстанций». По мнению К. Костюка, «если субсидиарность предполагает принятие на себя компетенций только в случае, когда низшие не могут справиться с управлением, то в России действует обратный принцип: управление передается вниз только тогда, когда "высшие" не справляются с ними...Специфика управления в сложном современном обществе способна изменить диспозицию, но не изменит настроение российской власти, ориентированной на тотальность. Если функциональная специализация не является для нее проблемой, то региональная уже весьма проблемна. А структурное разделение власти, предполагаемое демократией, является настоящим вызовом. Власть в России идет на передачу полномочий, но это ни в коем случае не происходит из интенций субсидиар-ности. Субсидиарный порядок основан на том, что полномочия изначально присущи низовым инстанциям, и передача, делегирование может происходить только снизу вверх» [4].

Однако все далеко не так одномерно. Расхожий тезис о заимствовании нами в последние годы "иностранной идеи"

субсидиарности, название и содержание которой якобы не входят в понятийный запас российского управленческого и государственного мышления и не имеют аналогов в исторической и современной российской реальности, не может быть признан правильным и тем более не может определять развитие отечественной организационно-управленческой практики. Напротив, близкие "западной" субсидиарности явления можно обнаружить во многих сферах российской жизни. Так, например, принцип субсидиарности не сформулирован в православии, но он непосредственно вытекает из понятия соборности, из свободного характера его единства и персонализма его солидарности. Итак, с одной стороны, практика применения понятия субсидиарности только еще начинает соотноситься со специфическими особенностями структуры российского общества и особенностями структуры государственного управления. Аккультурация (внедрение) и развитие принципа субсидиарности представляется в этой связи одной из важнейших задач следующего шага стратегического управления. С другой стороны, необходимо выявлять укорененные в истории нашего государства управленческие практики, могущие быть соотнесенными или прямо соответствующие в целом западноевропейскому социально-политическому принципу субсидиарности. Актуализация (применение) принципа суб-сидиарности в его российском варианте есть восстановление исторической перспективы и стратегической преемственности практик государственного управления [5].

Как отмечает философ и политолог, А.А. Захаров, "музыка субсидиарности просто не могла не порадовать русское ухо, поскольку в этом своем аспекте европейский подход к обществу никак не противоречит отечественной политической традиции и, более того, весьма органично сочетается с этой традицией!" [6]. Высказываемая им гипотеза подкрепляется следующими доводами: «Фактически принцип субсидиарности констатирует иерархичность и моноцентризм традиционной для Европы социальной системы. Исходя из твердо усвоенной россиянами "презумпции демократичности" европейской культуры, мы привыкли думать, что наделение индивида всевозможными свободами осуществлялось в новой Европе сугубо благодаря просвещенности и доброй воле правителей, а также настойчивости их подданных. Следует, однако, иметь в виду, что самоуправление

может представать не только как завоевание, но и как обязанность: именно таким образом, в частности, обстояло дело в России, где самодержавие буквально навязывало крестьянам институты самоуправления, поскольку было заинтересовано в их корыстном использовании ради собственных интересов» [6].

Отметим еще один немаловажный момент в пользу принципа субсидиарности. На проходившей 25-26 октября 2008 г. в городе Сериате (провинция Бергамо, Италия) международной конференции "Личность, общество, государство: пути преодоления секуляризма", профессор Падуанского университета Л. Антонини в докладе "Альтернатива буржуазному этатизму и индивидуализму: субсидиарность" отметил, что сейчас, в момент кризиса, важно "приобрести положительную антропологическую модель, которая предлагает новую методику отношений между государством и обществом, государством и человеком". "Положительная антропология ... помогает развивать в человеке положительные качества", в то время как "отрицательная антропология рассматривает человека как монополию государства". "Создание теории субсидиарности означает требование уважения самостоятельности общественных структур", - сказал в своем выступлении Ф. Баттури, профессор Католического университета в Милане. В период кризиса субсидиарность становится принципом неполитическим. Личность сегодня зажата между государством и рынком. Ф. Баттури предлагает переосмыслить проблему с точки зрения "общего блага", понимая его как "благо совместного бытия". "Мы включены в сеть сотрудничества, диалога, социальной коммуникации, - подчеркнул докладчик. - Общее благо должно стать предметом конституционального соглашения" [7].

Преодоление некоего когнитивного диссонанса в отношении принципа субсидиар-ности позволяет утверждать, что на данный период времени он не может являться доминантой в области социального управления, но это не отменяет важность его дальнейшего изучения. С другой стороны, в силу того, что принцип субсидиарности имеет общественный практический контекст, можно говорить о его "чувствительности" к постоянно происходящим переменам общественных условий и возможности использования его потенциала для решения проблем. Единственным препятствием для этого может выступить неготовность к переменам в области управления.

Следует учитывать, что принцип суб-сидиарности может эффективно действовать только в системе общественных связей и отношений, включающих в себя социальное рыночное хозяйство, гражданское общество, правовое государство. Именно эта триада и может, по нашему мнению, стать отправной точкой в развитии и укреплении субсидиарных начал управления, так как главный упор делается на непосредственного участника происходящих процессов общественного управления, которым является "человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду" [8]. Универсальность принципа субсидиарности, которая проявляется в том, что он может стать довольно эффективным инструментом в руках управленческой элиты по вовлечению населения во властный процесс, устраняя отторжение общественности от правоустанавливающих субъектов властной вертикали. Другими словами, принцип субсидиарности преодолевает отчуждение общества и власти, способствует формированию правовых схем, реально связанных с жизнью людей и улучшающих эту жизнь посредством установления общих целевых и ценностых ориентиров. Это способствует укреплению гражданского общества и осознанию необходимости регулятивных механизмов для главных социально-управленческих институтов в рамках одной системы. Соответственно, "для этого нужен определнный уровень общественного сознания, должно быть соучастие населения в создании этой конструкции" [3, с. 65].

Принцип субсидиарности может помочь сегодня определить, какие полномочия передавать "вниз", а какие оставлять у органов государственной власти. В соответствии с ним целесообразно сохранять полномочия центра тогда, когда их выполнение более эффективно на этом уровне власти. Центральный момент состоит в том, что полномочия должны осуществляться на уровне, находящемся ближе всего к гражданам. Отсюда следует, что основная задача в построении эффективной российской управленческой модели состоит в том, чтобы решение проблем управления осуществлялось на максимально низком уровне. На наш взгляд, в этом ключ к успеху рыночных и демократических реформ в России. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2008 г.)

отмечалось: «Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию "сверху") демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению». Но "государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям" [8, с. 6]. С этим нельзя не согласиться. Как отмечает В.А. Гуторов, «в результате разрушения управленческого механизма, сложившегося в рамках прежней системы, миллионы людей были "выключены" из участия в социальной жизни, а страна оказалась беспомощной в экономическом, военном и прежде всего идейно-психологическом отношении, превратившись в "идейную помойку и мусорную свалку", над которой возвышается чиновничья пирамида, создающая огромное количество указов и постановлений, никак не влияющих на реальную жизнь» [9, с. 292]. "По существу, в посткоммунистической России полностью сохранился и предельно обострился характерный для номенклатурного правления антагонизм бюрократии и остальной массы населения" [9, с. 302]. А это как нельзя лучше подчеркивает положение о том, что "субсидиарность представляет собой механизм, позволяющий сдерживать и уравновешивать всевластие бюрократии - организма, отнюдь не тождественного верховной власти и способного в крайних случаях делать ее своей заложницей" [10, с. 33].

Подчеркнем мысль, высказанную А. Саллиным: «Европейский опыт в области оптимизации перераспределения властных полномочий по вертикали гораздо ближе к российским реалиям, чем американский, выразившийся в философии федерализма как самоорганизации общества в "горизонтальное" государство. Чтобы стать "долгоиграющей", не зависящей от смены кремлевских мод, идея субсидиарности, как практико-политическая, а не только политико-философская, должна вызреть и обрести поддержку какой-то действенной общественной силы» [10, с. 32].

Для широкомасштабного использования принципа субсидиарности, «наше общество должно спокойно, настойчиво, и не откладывая на "потом", развивать институты демократии» [8, с. 6].

Подводя итог сказанному, отметим, что принцип субсидиарности будет востребован "здесь и сейчас" в процессе дальнейшего совершенствования российской управленческой парадигмы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мальковская И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М.: КомКнига, 2005. 272 с. С. 41.

2. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 95.

3. Цит. по: Механик А. Бег в конституционном мешке // Эксперт. 2003. № 5. С. 62-65.

4. Костюк К. Быть ли России субсидиарной? // Интернет-журнал "Новая политика" [Электронный ресурс]. URL: http://www.novopol.ru/material 13717.html/text308.html, свободный. Загл. с экрана.

5. Стратегия разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Сетевой проект "Русский архипелаг": тематическая библиотека, 2000-2009. [Электронная библиотека]. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/dokladi/ strateg/, свободный. Загл. с экрана.

6. Захаров А.А. Европейский федерализм в свете российского опыта // Неприкосновенный запас.

2003. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www. magazines.russ.ru//nz/2003/4/zahar.html, свободный. Загл. с экрана.

7. Международная конференция "Личность, оюще-ство, государство: пути преодоления секуляризма" // Научный богословный портал, 2007-2009. [Электронный ресурс]. URL: http://bogoslov.ru.text/353668/ index.html, свободный. Загл. с экрана.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2008. № 230. С. 2-9.

9. Гуторов В.А. Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности) // Сборник статей. Вып. 1 / Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та,

2004. С. 246-317.

10. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2. С. 40-60.

18 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.