Научная статья на тему 'К вопросу о педагогическом самоменеджменте'

К вопросу о педагогическом самоменеджменте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ САМОМЕНЕДЖМЕНТ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИСТ-СКИЙ ПОДХОД / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / УЧЕНИК / УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамзаева Мадина Вагидовна

Статья посвящена проблеме менеджмента образовательного учреждения. В ней представлен обзор эволюции в ходе развития управленческой теории. Автор освещает исходные положения человекоцентристского подхода. В статье рассматрива ются два уровня менеджмента: руководитель коллектив педагогов и сотрудников; педагог ученики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогическом самоменеджменте»

Библиографический список

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст]/ Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, 2008. - 39 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.

УДК 378

Гамзаева Мадина Вагидовиа

Старший преподаватель кафедры педагогики и технологий профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета, соискатель, madonna22@rambler.ru, Махачкала

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

Gamzaeva Madina Vagidovna

Senior lecturer of the Department of Pedagogy and Technology Vocational Edacation Dagestan State Pedagogy University, Applicant, madonna22@rambler.ru, Mahachkala

THE ESSENCE AND CONTENT OF TEACHING SELF-MANAGEMENT

В теории управления особое место занимает проблема менеджмента образовательного учреждения. Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем профессиональные компетенции субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о профессиональных компетенциях, которыми должен обладать менеджер образовательного учреждения, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. И. Уманский и др.) [10, с. 78]. Менеджмент педагогическим учреждением или педагогический менеджмент начинает отстаивать свои позиции в педагогической науке и практике деятельности образовательных учреждений. Самоменеджмент педагога - это использование испытанных методов работы в повседневной педагогической практике для того, чтобы оптимально и со смыслом орга-242

низовать своё время. Организаторские способности являются профессионально важными для педагога. При этом следует помнить, что постоянно организуя других, он, прежде всего, должен уметь правильно организовать самого себя [1, с. 23].

Актуальность изучения проблемы педагогический самоменеджмент руководителя педагогическим учреждением определяется еще и тем, что многие специалисты, взаимодействуя с субъектами своей профессиональной деятельности - школьниками, их родителями, коллегами и руководителями образовательного учреждения, проявляют недостаточную организованность, обязательность, не всегда рационально используют рабочее время.

Рассматривая педагогическое управление М. П. Сибирская Т. И. Шамо-ва и др. [5, с. 87] и учитывая мировой опыт менеджмента, обобщенный в работах М. Вудкока и Д. Фрэнсиса педагогический самоменеджмент, менеджмент предполагает обеспечение достижения целей с ориентацией на конечный результат посредством эффективного использования творческого потенциала руководства, всего педагогического коллектива, а таюке детей. Представляется, что адаптацию педагогического менеджмента в образовательных учреждениях следует осуществлять при одновременном изучении и углублении собственного опыта деятельности через сравнительный анализ, взаимное обогащение и с учетом особенностей функционирования, особенностей контингента. Необходимость использования менеджмента в педагогике связана и с тем, что до последнего времени в большинстве научно-педагогических работ вся система управления рассматривалась в направлении создания совокупности условий, позволяющих обеспечить успешное развитие образовательного учреждения и включающая обеспечение преемственности и перспективности развития на основе научного прогноза, оперативного и долгосрочного планирования; обеспечение научно-методической, материально-технической, финансово-экономической базы; наличие оптимальной системы стимулирования, развитие самостоятельности и инициативности в коллективе; рациональная организация деятельности сотрудников и детей; эффективное взаимодействие образовательных и научных учреждений.

Такие же положения зафиксированы в директивных и инструктивных документах, касающихся деятельности учреждений системы образования. Однако перечисленные компоненты управления обезличены, не учитывают главного: значимости человека в успешности управления. В то же время невозможно отрицать, что руководство любой организацией достигает своих целей через людей. Оказывая на них необходимое влияние, менеджер образовательного учреждения добивается от педагогов нужного поведения и результатов труда и при оценке работы учреждения, конечно, имеется в виду не неодушевленная организация, а деятельность конкретных людей. Поэтому игнорирование человеческой индивидуальности в педагогическом менеджменте (образовательным учреждением, обучением) неправомерно, так как не приведет к успеху. В то же время наличие достаточной матери-

альной базы и ее самое современное оснащение не дадут такого результата, как этого можно пожелать, рассчитывая на творчество людей. Сущность человекоцентристского подхода сводится к реализации таких требований: проявлять уважение к сотрудникам, оказывать им доверие, обеспечивать успех в их деятельности (человекоцентристкий подход). Человекоцентрист-ский подход существенно корректирует цели и задачи управления. Стержнем управленческой деятельности становится продуктивное использование творческого потенциала людей [2, с. 99]. В связи с этим реализация педагогического менеджмента требует разработки новой стратегии деятельности, базирующейся на следующих принципах: повышение качества принимаемых решений за счет создания творческих групп и привлечения исполнителей к принятию решений; развитие у сотрудников чувства ответственности и сопричастности за счет делегирования полномочий по вертикали и горизонтали; улучшение микроклимата в образовательном учреждении за счет предоставления сотрудникам всей релевантной информации и условий для большего общения; своевременная оценка труда педагогов и всего коллектива сотрудников, поддержка их творческих идей и инноваций.

Главное в этих принципах - не простое их декларирование, а практическая реализация, которая должна быть специально организована, заложена в конкретные методы работы руководства. Следует отметить, что у многих опытных руководителей и управленцев "от бога" данные принципы уже давно являются нормой. Отечественная наука и практика управления еще в трудах А. К. Гастева и 11. М. Керженцева давали рекомендации по созданию атмосферы уважения и доверия (делегирования полномочий). По сути - это исходные положения человекоцентристского подхода, однако они не были достаточно развиты и дополнены положением о необходимости обеспечения успеха в деятельности каждого человека. Исторически в основу человекоцентристского подхода положены исследования зарубежных психологов и социологов, приведшие к таким выводам: людям нравится ощущать собственную значимость; как только на человека обращают внимание, интересуются его возможностями и результатами, он, даже при объективно худших условиях, добивается большей производительности.

Данная концепция была дополнена теорией, доказывающей, что даже средний человек богат различными идеями, что люди стремятся к результатам и мобилизуют свою внутреннюю энергию в том случае, когда они заинтересованы в своих целях, когда при правильном руководстве они ищут для себя ответственность. Радость успеха и признания значимыми для личности людьми оказывают более действенное влияние на готовность трудиться, чем рост зарплаты и материальное поощрение. Действительно, исследования показывают, что на качественный труд человека, наряду с материальными стимулами, оказывают влияние психосоциальные факторы и удовлетворенность социальных потребностей [7, с. 71]. К психосоциальным факторам, в частности, относятся сплоченность коллектива, взаимоотношения с руководством, удовлетворенность трудом. «Вес» этих факторов связан с

наличием у личности группы приобретенных социальных потребностей, определяемых причастностью к общему делу и привязанностью к коллективу. Они выражают потребности руководителя, педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения в понимании их другими людьми, общении с ними, оказании поддержки, выражения привязанности, участия и необходимого сочувствия, взаимодействия с коллегами. Социальные потребности развиваются и преобразуются в потребности чувствовать уважение со стороны значимых других, в признании ими личных достоинств человека, в самоуважении. Их максимумом является потребность в самовыражении потенциальных возможностей, которые могут все более и более раскрываться с развитием человека и, возможно, никогда не будут удовлетворены полностью. Саморазвитие личности - это и есть раскрытие ее потенциальных возможностей. Поэтому удовлетворение потребностей этой социальной группы позволяет человеку чувствовать личный успех в деятельности.

В школе как образовательном учреждении условно можно выделить два уровня менеджмента: руководитель - коллектив педагогов и сотрудников; педагог - ученики. Целью первого уровня менеджмента является обеспечение продуктивной деятельности сотрудников через развитие, саморазвитие их творческого потенциала. Целью второго уровня правомерно считать осуществление оптимального управления образовательным процессом при максимальном раскрытии и развитии возможностей и способностей каждого ребенка. [9, с. 45]. Принимая во внимание главное в менеджменте - че-ловекоцентристский подход - успех в управлении коллективом и в образовательном процессе будет достигнут за счет приобщения каждого к целям деятельности дошкольного учреждения, создания атмосферы уважения и доверия, обеспечения успеха в деятельности. При этом следует отметить, что менеджмент рассматривает успех именно с позиции удовлетворения у сотрудников и детей потребностей высшего уровня: в уважении значимыми для личности людьми (руководство учреждения, педагоги и т. д.), в самовыражении через достижения результатов. Потребность в ощущении успеха через признание окружающими является, как утверждается научными основами менеджмента, гораздо большим стимулом, чем материальное вознаграждение.

Два основных уровня педагогического менеджмента дают основание выделить подуровни, обусловленные структурой дошкольного учреждения и взаимодействием педагогов и детей. Взяв за основу требования человеке-центристского подхода, условия качественного труда человека и конкретные технологии, можно выработать систему управления на каждом уровне (управление дошкольным учреждением, управление образовательной деятельностью) и подуровней (управление методической работой, коммерческой деятельностью и т. д.). «Наряду с человекоцентристским подходом представляется целесообразным использовать в управлении законы кибернетики, что потребует целенаправленной организации постоянного контроля за ходом выполнения решений, его непрерывной коррекции в случае

отклонения от требуемых результатов. Это позволит исключить запаздывающую деятельность, когда работа становится полностью направленной на исправление недостатков» [7, с. 23].

Таким образом, педагогический самоменеджмент ставит своей целью такое управление образовательным учреждением и процессом обучения, сущностью которого являются человекоцентристский подход и ориентация на конечную цель с непрерывным контролем и корректировкой деятельности. Обеспечение управления образовательным процессом - не что иное, как реализация менеджмента второго уровня. Поэтому здесь также необходимо применение принципов человекоцентрисгского подхода в сочетании с положениями кибернетики об организации обратной связи. При этом менеджером является педагог, работающий с детьми. Положения человекоцен-тристского подхода, предполагающие создание атмосферы уважительного отношения к личности, проявление доверия к человеку, обеспечение успеха в деятельности каждого требуют планомерной их реализации в процессе совместной /деятельности педагога и детей. Требование уважения предполагает умение и готовность менеджера оказывать всемерную помощь и содействие в развитии способностей воспитанников и устранении недостатков, мешающих их развитию; принимать живое участие в проблемах и трудностях детей; внимательно, заинтересованно относиться к их мнению; формировать у детей чувство уверенности в достижении результатов, в успехе. Чтобы деятельность и общение были конструктивны, необходима опора на индивидуальные особенности личности и выявление исходного уровня подготовленности, с учетом которых и выбираются методы психолого-педагогического воздействия, конкретные приемы развития, обучения и воспитания. Следующим важным фактором эффективного построения образовательного процесса является доверие педагога к ученикам. Доверие раскрепощает и воодушевляет человека, дает ему силы и уверенность, развивает инициативу и самостоятельность, создает комфортную психологическую обстановку, атмосферу творчества. Оказание доверия, с позиции че-ловекоцентристского подхода, заключается в создании обстановки сотрудничества, раскрепощения в деятельности, творчества и самостоятельности. Если для первого уровня менеджмента это сводится к распределению многочисленных задач деятельности дошкольного учреждения среди сотрудников, то для второго уровня менеджмента - это максимальное привлечение дошкольников к проявлениям самостоятельности, предоставление им возможности самим решать определенный круг проблем, что позволяет активизировать их и добиться большей результативности. Поскольку успех в менеджменте понимается как реализованная цель, а любой воспитанник, конечно, стремится к успеху и хочет быть признанным как педагогом, так и сверстниками, важным становится создание атмосферы успеха, пусть даже через несложные действия, которые окрыляют и стимулируют на дальнейшее достижение результатов. Более того, успех и уважительное отношение сплачивает коллектив, а поражение, как правило, порождает конфликты и поиск виновных.

Выявление существенных сторон и особенностей педагогического менеджмента школы как объекта управления дает основу для проектирования содержания педагогического менеджмента и обеспечения целенаправленной деятельности по развитию и мобилизации ее ресурсов для достижения целей.

Исследователь Л. В. Горюнова [3, с. 33] с учетом всех аспектов понимания менеджмента и опираясь на индивидуально-личностный подход, дает следующее определение понятию «педагогический менеджмент»: «Педагогический менеджмент - это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях». Соглашаясь с автором в основном при определении понятия «педагогический менеджмент», мы хотели бы несколько уточнить и конкретизировать его. Во-первых, необходимо уточнить, с какими процессами в классе связана «управленческая деятельность». И, во-вторых, почему готового к жизни в «социально-педагогических условиях», а не просто в новых социальных условиях. Предлагаемая корректировка понятия педагогического менеджмента, данного Л. В. Горюновой, с нашей точки зрения, могла бы быть более полной, несколько более конкретной и профессионально-значимой. На наш взгляд, педагогический менеджмент - это вид управленческой деятельности педагогов образовательного учреждения, направленный на организацию учебного процесса и формирование учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающий достижение целей развития личности, готовой к жизни в новых социальных условиях.

Таким образом, педагогический самоменеджмент - это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, образовательной сфере. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной. Овладеть данной наукой будущему управленцу не просто, и молодому руководителю надо начинать с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация.

Библиографический список

1. Андреев, В. М. Самоменеджмент руководителя. [Текст]/ В. М. Андреев, Э. Е. Старобинский. - Томск, 2000. - 211 с.

2. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога [Текст]/ В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51 - 55.

3. Горюнова, Л. В. Индивидуально-личностный подход понимании менеджмента. [Текст]/ Л. В. Горюнова, - М., 2010. - С. 85

4. Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст]/ Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2008. - 170 с.

5. Сибирская, М. И. Педагогическое управление и самоуправление. [Текст]/ М. П. Сибирская, Т. И. Шамова. - Витебск. - 2000. - 266 с.

6. Квартальное, В. А. Становление системы менеджмента.[Текст]/В. А. Квартальное. - М.: РИБ, 2007. - 196 с.

7. Лапаева, В. В. Российская философия права в контексте западной философ-ско-правовой традиции [Текст]/В. В. Лапаева// Вопросы философии.-2010. -№ 5. - С. 3-14. - Библиогр. - Примечания: с. 13-14.

8. Лазарев, В. С. Деятельностный подход к пониманию качества профессионального образования. [Текст]/В. С. Лазарев. - М., 2010. - 260 с.

9. Лошакова, Т. Ф. Менеджмент и административные навыки. [Текст]/ Т. Ф. Лошакова. - М.,2010. - 200 с.

10. Менеджмент (Современный российский менеджмент) [Текст]: учебник /Под ред. Ф. М. Русинова и МЛ. Разу. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2007. - 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.