Научная статья на тему 'К вопросу о педагогическом мастерстве лектора'

К вопросу о педагогическом мастерстве лектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое мастерство / лектор / лекция / слушатели / преподаватель / чтение лекции / pedagogical skill / lecturer / lecture / listeners / teacher / lecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетов Анатолий Петрович, Копосов Алексей Сергеевич, Алексеев Александр Сергеевич

Проведен анализ факторов, влияющих на усвоение материала обучающимися. Представлены критерии и необходимые этапы подготовки лекторов к проведению лекционных занятий для повышения педагогического мастерства. Приведены примеры структуры и порядка проведения занятий. Показаны педагогические приемы проведения лекционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LECTOR PEDAGOGICAL MASTERY

The analysis of the factors influencing the mastering of the material by the students is carried out. The criteria and necessary stages of preparation of lecturers for conducting lecture classes for improving pedagogical skills are presented, as well as examples of the structure and procedure for conducting classes. Pedagogical primes of conducting lecture classes are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогическом мастерстве лектора»

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ЛЕКТОРА

А.П. Решетов, кандидат технических наук, доцент; А.С. Копосов; А.С. Алексеев.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Проведен анализ факторов, влияющих на усвоение материала обучающимися. Представлены критерии и необходимые этапы подготовки лекторов к проведению лекционных занятий для повышения педагогического мастерства. Приведены примеры структуры и порядка проведения занятий. Показаны педагогические приемы проведения лекционных занятий.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, лектор, лекция, слушатели, преподаватель, чтение лекции

TO THE QUESTION OF THE LECTOR PEDAGOGICAL MASTERY A.P. Reshetov; A.S. Koposov; A.S. Alekseev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The analysis of the factors influencing the mastering of the material by the students is carried out. The criteria and necessary stages of preparation of lecturers for conducting lecture classes for improving pedagogical skills are presented, as well as examples of the structure and procedure for conducting classes. Pedagogical primes of conducting lecture classes are shown.

Keywords: pedagogical skill, lecturer, lecture, listeners, teacher, lecture

Примеров, когда великие ученые были одновременно великолепными лекторами, можно привести достаточно много: М.В. Ломоносов, Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и т.д. Однако не всем педагогическое мастерство дается от рождения.

Чем покоряет нас один преподаватель и почему нагоняет скуку другой? Почему на одной лекции мы сидим во внимании, а на другой отвлекаемся, занимаемся посторонними делами, смотрим на часы или пишем «смс сообщения» по телефону. Ответить на эти вопросы довольно сложно, да, наверное, и невозможно. Но, можно попытаться обобщить опыт выдающихся педагогов.

«Чтобы быть хорошим педагогом, надо быть ученым, философом, артистом, воспитателем и Человеком» - говорил А.П. Минаков.

Одно из правил, которое с первых минут помогает завладеть аудиторией - перед чтением лекции пройтись через весь зал. Случайно задержаться около группы курсантов и попутно спросить обучающихся, которые отстают по предмету. Также полезно в начале лекции дать краткий обзор предыдущего материала, привести пару ярких примеров, доступным для всех языком, исключить витиеватые слова. Необходимо использовать краткие, но ясные фразы, потому как они легко воспринимаемые.

Лектор не должен задавать аудитории вопроса об усвоении материала, например, спрашивать: «Вы поняли?». Ему необходимо знать, где нужно замедлить чтение, сделать акцент и привести больше ярких остроумных примеров из практики, такие примеры помогают рассеивать напряженность в аудитории.

Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему [1].

Преподаватель должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои личностные и человеческие качества; он должен воспитывать в первую очередь себя -

предъявлять строгие требования в отношении собственной дисциплины, бескорыстности и честности. Он должен любить свою работу, свой предмет и свою аудиторию.

Если человек не раскрыл вам душу, не сказал всю правду, то это не потому, что он плох, а просто вы не сумели к нему подойти.

В различных случаях жизни не может быть одинакового педагогического действия, так как средство воздействия должно быть также индивидуально, как и сам объект воспитания.

Для совершенствования себя как преподавателя, педагог обязан очень много трудиться. Для этого необходимо постоянно изучать свой предмет, его историю, развитие и философию, а так же совершенствовать технику своего преподавания. Эти факторы, в какой-то мере, сближают деятельность педагога с деятельностью артиста. Как пишет А.П. Минаков: «Деятельность педагога очень близка к деятельности артиста».

Преподаватель не может рассчитывать на то, что он каждый раз будет «в ударе», необходимо тренировать себя, оттачивая свое мастерство оратора и артиста, то есть совершение лекции - это артистический акт. Это, в свою очередь, можно подтвердить словами К.С. Станиславского: «Как уберечь роль от перерождения, от духовного омертвения, от самодержавной актерской набитой привычки и внешней приученности? Нужна какая-то подготовка перед началом творчества, каждый раз, при каждом повторении его. Необходим не только телесный, но, главным образом, и духовный туалет перед спектаклем» [2]. Таким образом, перед проведением лекции, лектор, многократно читающий тот или иной материал, должен провести «духовный туалет».

Лектор - это дирижер, который должен уметь управлять аудиторией. Слушатели должны ловить каждое ваше слово, а также быть внимательными и благодарными. А для этого нужно хорошо обдумывать и тщательно готовиться к каждой лекции. Необходима режиссура лекции.

Важно помнить, что мелочей нет, и все одинаково имеет значение. Как одет лектор, тихо или громко говорит, суетлив он или спокоен. Если вы неправильно ставите ударение либо делаете грамматические ошибки в общеизвестных словах, неуспех лекции гарантирован.

В системе профессионального образования одним из неотъемлемых звеньев является внутрифирменное обучение. Под ним понимается непрерывное формирование профессиональных знаний у обучающихся, таких как: навыки, умения и компетенции, при помощи специальных методов обучения [3].

При чтении лекции большое значение имеет то, как вы вошли в аудиторию и удалось ли вам установить контакт со слушателями. Также немалую роль играет зрительное и слуховое воздействие на обучающихся (использование доски, жесты, мимика, высота и тембр голоса, дикция, интонация, паузы) и т.д.

На лекцию оказывает влияние: читается она летом или зимой, в солнечный или пасмурный день, в большой или маленькой аудитории. Например, академик А.Н. Крылов заблаговременно ездил и осматривал помещения, где ему предстояло выступать.

Необходимо помнить, что при чтении лекции вы рассказываете ее не в первый раз и вам все ясно, однако это не значит, что слушателям также все понятно.

Каждая лекция должна читаться «на подъеме». Если же вам стало скучно во время лекции, то следует полагать, что слушателям в десять раз скучнее.

Лекция по какому-либо предмету не является законченным произведением, она только часть курса, его кусок, однако в ней обязательно должна быть завязка, развитие сюжета и развязка. Минаков А.П. об этом говорил так: «Если продумать каждую лекцию, то в них можно найти эмоциональную кривую и, базируясь на этой эмоциональной кривой, строить все чтение данной лекции» [4].

Если в лекции есть необходимость сделать на чем-то ударение, акцент, то надо сказать: «Подчеркните это слово». Еще лучше пропустить это слово, а потом сказать, что виноват, я забыл, впишите, пожалуйста. В этом случае получается, что пропущенное слово

будет написано сверху над строкой, следовательно, оно нужно. И при повторении материала не останется без внимания.

Необходимо продумывать не только начало, но и конец лекции. Никогда не надо занимать перерыв, его надо «свято» соблюдать, что бы слушатели могли разгрузиться, развеяться и быть готовыми для усвоения материала следующего занятия.

Во время чтения лекции необходимо делать психологические паузы, рассказывая время от времени занимательные истории, например, из личного опыта, хотя бы косвенно относящиеся к предмету. Такой прием позволяет взбодрить и повысить заинтересованность аудитории к излагаемой теме. Также, в какой-то мере, повысить уровень усвоенного материала.

Итак, продумано содержание и структура лекции, намечена эмоциональная кривая, разработаны слайды, подобраны примеры. Далее начинается режиссура формы.

На данном этапе можно сказать только, что делать, а как делать - каждый решает сам.

Необходимо заранее обдумать, как вы войдете, как будете держаться, что скажете. Аудитория - очень точный инструмент, отражающий настроение лектора.

Далее необходима чисто формальная репетиция, которая подразумевает собой выучить, когда, что и как делать и проверять - способны ли вы все быстро вспомнить.

После репетиции содержания лекции необходима репетиция всего того, что вы выдумали: интонации, жесты и т.д.

В начале лекции лектор должен дать время себе и слушателям успокоиться, сосредоточиться; создать настроение. Обязательно надо напомнить, о чем была лекция в прошлый раз, сказать, о чем будет речь сегодня, по возможности увязать с другими дисциплинами.

Перед многими лекторами встает сложный вопрос, в некотором смысле риторический - надо ли диктовать?

На первом и втором курсах вуза диктант допустим (иногда необходим), но нужно заботиться об его оживлении, путем применения различных педагогических приемов, о которых говорилось ранее.

Проведенный анализ-обзор факторов, влияющих на усвоение материала обучающимися, а также примеров применения педагогических приемов проведения лекций, позволили сделать вывод, о необходимости постоянного совершенствования педагогического мастерства лекторов, не зависимо от стажа преподавания и уровня понимания излагаемого материала. Поскольку главной задачей лектора является наиболее качественно донести материал до слушателей и добиться его максимального усвоения.

В заключение можно привести слова А.П. Минакова: «Педагог должен чувствовать жизнь аудитории и «совершать лекцию» вместе с нею, а не перед нею, переживая каждый раз при изложении давно известного ему материала всю свежесть и новизну его первого восприятия» [2].

Литература

1. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т. Т. V. М., 1958. С. 148.

2. Минаков А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946. № 5-6. С. 22.

3. Лобжа М.Т., Николовская Н.А. Формы, методы и средства проведения профессиональной подготовки сотрудников военизированных горноспасательных частей МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2016. № 1 (30). С. 54-60.

4. Стенограмма лекции по методике преподавания механики, прочитанной А.П. Минаковым 5 января 1935 г. М.: Архив МГУ. Ф. 0/К. Д. 85.

References

1. Makarenko A.S. Sobr. soch. v 7 t. T. V. M., 1958. S. 148.

2. Minakov A.P. O tvorcheskom metode v prepodavanii // Vestnik vysshej shkoly. 1946. № 5-6. S. 22.

3. Lobzha M.T., Nikolovskaya N.A. Formy, metody i sredstva provedeniya professional'noj podgotovki sotrudnikov voenizirovannyh gornospasatel'nyh chastej MCHS Rossii // Psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti cheloveka i obshchestva. 2016. № 1 (30). S. 54-60.

4. Stenogramma lekcii po metodike prepodavaniya mekhaniki, prochitannoj A.P. Minakovym 5 yanvarya 1935 g. M.: Arhiv MGU. F. 0/K. D. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.