Б01: 10.12731/2218-7405-2015-1-13 УДК 37.01
К ВОПРОСУ О НОВОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гумеров Р.А.
В статье рассматриваются новые формы, технологии и механизмы реализации содержания деятельности преподавателей физической культуры, необходимые согласно требованиям ФГОС общего и высшего образования в условиях модернизации системы национального образования.
Целью работы является обоснование необходимости изменений и разработка основных направлений, целевых установок и технологических этапов деятельности преподавателя физической культуры.
Методы: для изменения ценностного отношения обучающихся к занятиям физической культурой был организован ежегодный мониторинг по выявлению интересов, и определению динамики отношения к используемым формам и технологиям на занятиях физической культурой.
Результаты мониторинга дают основание сделать заключение об уровне сформиро-ванности компетенций в области применения умений и навыков физического воспитания, о связи понятий «физическая культура» и «здоровье», а также позволяют сформулировать основные технологические этапы организации и проведения занятий по физкультуре, способствующих формированию у обучающихся не только предметных знаний и представлений, но и развитию двигательных способностей, и главное, формированию компетенции направленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.
Область применения результатов: результаты проведенных исследований, выводы и рекомендации по организации занятий полезны для специалистов в области физкультурного образования в различных образовательных организациях - дошкольных, школьных и профессиональных.
Ключевые слова: новый образовательный результат; мотивационно-ценностная сфера; физическое развитие; здоровье; этапы развития двигательных способностей.
ABOUT NEW CONTENT OF A PHYSICAL TRAINING TEACHER'S ACTIVITY
Gumerov R.A.
The article deals with new forms, technologies and mechanisms of the realization of the content of a physical training teacher 's activity which are necessary according to the requirements of general and higher education Federal State Standards under the conditions of modernization of the system of national education.
The main purpose of the work is basing the necessity of changes and working out of basic actions, courses of action and technological stages of a physical training teacher's activity.
Methods: In order to change students'attitude to physical training classes there was organized annual monitoring to discover students' interests, and to determine the dynamics of their attitude to the forms and technologies used at physical training classes.
The results of monitoring give us a good possibility to know the level of competence formulating in the sphere of using abilities and skills of physical education. These very results also help us to discover the connection of such terms as «physical training» and «health» and to formulate the basic technological stages of organizing and conducting classes ofphysical training which promote forming not only students' knowledge of the subject but developing their motor abilities, and above all forming the competence of aimed usage of the physical training means to preserve and strengthen health.
The sphere of usage: The results of our investigations, conclusions and recommendations on lessons' organizing may be useful for specialists in the sphere ofphysical education in different educational institutions - preschool, school and professional.
Keywords: new educational result; motivational-value sphere; physical development; health; stages of motor abilities' development.
Одной из ключевых задач Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года является создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания, предполагающей модернизацию системы физического воспитания в различных образовательных организациях - дошкольных, школьных и профессиональных [2, раздел III пп. 1, 3].
Традиционно считалось, что организация учебно-воспитательной деятельности студентов в вузе предполагает овладение основами физической культуры личности и здорового образа жизни, а также формирование представлений о социально-гуманитарной роли физической
культуры, знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Подобная постановка целевых ориентиров мало способствует повышению мотивации студентов к занятиям физической культурой.
По данным ежегодных исследований [1], целью которых является выявление интересов студентов первых курсов, а также определение динамики отношения студентов старших курсов к используемым формам физического воспитания на занятиях физической культурой, степени удовлетворенности физической и теоретической подготовленностью, можно сделать заключение, что выявлена тенденция к снижению физического здоровья абитуриентов, т.е. в 2014 году к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» допущено без ограничений примерно 60% студентов, что на 10% ниже, чем в 2010. Также данные ежегодного мониторинга студентов старших курсов подтверждают, что мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой остается традиционно низким.
Приведем результаты изучения структуры ценностей студентов первого курса педагогического вуза, всего в исследовании приняли участие 107 человек, из них юноши составили 18,7% от объёма выборки, девушки - 81,3 %.
Для проведения исследования была составлена анкета, в основу которой легла методика прямого ранжирования ценностей Милтона Рокича. Анкета содержала девять терминальных ценностей, или убеждений в том, что какая-то конечная цель существования индивида стоит того, чтобы к ней стремиться. Десятая ценность - физическое развитие - была добавлена исходя из специфики исследования.
Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные, представленные в таблице.
Таблица
Результаты исследования ценностных ориентаций студентов
№ Ценности М ± о Ранг
1 ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) 1.5 ± 0.8 I
2 ДРУЖБА, ОБЩЕНИЕ (наличие хороших и верных друзей) 3.3 ± 2.5 II
3 ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ 3.7 ± 3.06 III
4 ПОЗНАНИЕ (работа над собой, совершенствование) 4.1 ± 2.9 IV
5 МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (отсутствие материальных затруднений) 4.3 ± 2.9 V
6 ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (личные достижения, уважение окружающих) 4.4 ± 3.14 VI-VII
7 СВОБОДА (индивидуальность, независимость, самостоятельность) 4.4 ± 3.02 VI-VII
8 РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) 5.2 ± 3.2 VIII
9 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 5.3 ± 2.8 IX
10 ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности) 6.7 ± 3.2 X
Как и предполагалось, ежегодные данные анкетирования свидетельствуют, что в системе терминальных ценностей студентов первого курса традиционно наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, дружба, общение, материальное благополучие. Присутствие в этом ряду таких ценностей как духовное развитие и познание может объясняться высокой мотивацией первокурсников в получении высшего образования. Большое значение среднеквадратичного отклонения свидетельствует о разнородности выборки. Это объясняется тем, что исследовались студенты первого курса на начальном этапе обучения в институте, представляющие различные социальные слои, и ещё не образовавшие единую социальную группу -студенчество. Такие ценности, как физическое развитие и творчество, занимают в иерархии ценностей последние места [1].
Наибольшая значимость в системе терминальных убеждений ценности здоровье объясняется тем, что она является базовой, распространенной ценностью, передающейся из поколения в поколение. Архетип безопасности и стремления к здоровью наследуем человеком. Однако очень низкий (девятый) ранг ценности физическое развитие не согласуется с вышесказанным. При последующей беседе с первокурсниками было установлено, что понятие «здоровье» они раскрывали как «отсутствие болезней». Это может свидетельствовать о неразвитости понятия о здоровье, здоровом образе жизни и связи с физическим развитием, физической культурой и спортом. Почти полное отсутствие стремления к физическому развитию в сфере ценностных ориентаций студентов возникло как результат недостаточного внимания к этой области в процессе школьного и семейного воспитания [1].
В связи с вышеизложенным, самой большой трудностью для получения нового образовательного результата, при переходе от школы знаний и предметной подготовки, т.е. овладения физической культурой как учебной дисциплиной к школе развития способностей направленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к выполнению текущих и будущих жизненных, личных и профессиональных задач, является изменение целевых установок педагогов, смена ожидаемых результатов своей работы. Данные трудности вызваны необходимостью перестраивания системы преподавания, возникает страх отхода от предметного преподавания, выталкивающий за
пределы границ учебного предмета, а это требует перестройки не только практики работы, но, в первую очередь, перестройки самого себя. Для таких изменений понадобятся значительные временные и психические затраты, значительные усилия, которые еще не гарантируют успех на «незнакомом поле», не способствуют возникновению профессиональной мотивации, ориентированной на модернизацию системы физического воспитания.
Анализ деятельности педагогов, ориентированных на совершенствование своего профессионального мастерства в направлении формирования у обучающихся не только предметных знаний и представлений, а также развития двигательных способностей, позволяет выделить несколько этапов. Многие педагоги первым этапом называют необходимость проведения предварительного анализа деятельности обучающихся. Как показывает практика, большинство педагогов планируют и анализируют лишь свою деятельность: «...что надо будет сделать на занятии?». А надо планировать и анализировать еще деятельность и обучающихся и ставить перед собой вопросы примерно такого плана: «. какое надо дать задание, чтобы обучающиеся увидели отсутствие требуемого результата? как обеспечить постановку учебной задачи, мотивирующей на овладение необходимым навыком? какие примеры надо привести и т.д.?», и все эти мыслительные операции проводить в режиме соблюдения адекватной моторной плотности занятия. Если научить обучающихся ставить задачу, выстраивать способ ее решения, планировать, то возникает осмысление того, что он делает, исчезает необходимость принуждения к бессмысленным, бесконечным и нудным, с точки зрения обучающихся, действиям. Так, уже на первом этапе возникают трудности по постановке учебных задач и организации коллективной деятельности обучающихся, но без этого добиться повышения мотивации и осознанного отношения к занятиям физической культурой нам видится невозможным.
Следующий этап - этап формирования непосредственно самого двигательного действия и анализ его структуры, логики и этапов освоения, т.е. как этот способ действия устроен, из каких опорных точек состоит (геометрия, механика, биомеханика) и что в целом представляет его ориентировочная основа, почему он возник (его исторические предпосылки), в каких ситуациях работает (бытовых, профессиональных, собственно спортивных). Безошибочное выполнение действия зависит от того, насколько точно была выстроена и переведена во внутренний план ориентировочная основа действия. Именно ее отсутствие или некачественное представление являются основными причинам ошибок при последующем исполнении. Соблюдение вышеназванных условий и обеспечивает успешность освоения двигательного действия обучающимися.
Заключительный этап - исполнительская часть нового действия. Качество и техническое мастерство освоения двигательного действия напрямую зависит от того, насколько принята была учебная задача на первом этапе, насколько самостоятельно выстроена ориентировочная основа действия, включающая основные опорные точки. Формирование учебной мотивации зависит от возникновения положительного эмоционального состояния, вызванного удовлетворением от осознания того, что новое двигательное действие освоено [2].
Уровень мотивации и физической подготовленности у обучающихся различен, не все являются спортсменами или обладают хорошими природными физическими данными. Но мастерство педагога как раз и заключается в том, чтобы сформировать, инициировать потребность в двигательной активности, не сетуя на негодность или «плохое качество материала».
Существующие программы по физической культуре не приводят к улучшению физической подготовленности обучающихся. Как правило, в программе изложены задачи, требования к результату, методика достижения результата, рассчитанная на среднего обучающегося, тематический план. Современное понимание новых образовательных результатов в формате компетенций позволяет конструировать содержание программы, ориентированной на деятельностную учебную ситуацию, позволяющую обеспечить индивидуальные продвижения обучающихся.
Следствием происходящих в политической, экономической, культурной, духовной сферах общества радикальных изменений, является изменение структуры ценностей молодого поколения. Постоянный интерес к изучению мотивационно-ценностной сферы студенческой аудитории связан с тем, что формирующиеся ценностные приоритеты становятся основой для новой социальной структуры российского общества. Кроме того, именно студенчество как социальная группа, является наиболее восприимчивой и чутко реагирующей на любые общественные изменения, что дает возможность выяснить степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, определить их инновационный потенциал, отношение к происходящему. Исследование иерархии жизненных ценностей личности, разделяемую членами одной социальной группы - студентов, дает возможность прогнозировать будущее российского общества, основой которого должны стать образованные, компетентные и здоровые специалисты.
Основными направлениями работы по развитию студенческого спорта и ЗОЖ рекомендуем считать следующие:
• внедрение современных развивающих и здоровьесберегающих технологий на занятиях в различных образовательных организациях, в том числе в вузе;
• изменение содержания, форм, технологий и механизмов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области физической культуры и спорта.
• организация конкурсов, грантов на выполнение образовательными учреждениями научно-исследовательских проектов в области охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и педагогических работников.
Список литературы
1. Гумеров Р.А. Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов. Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции / Научные ред.: М.Я. Виленский, С.И. Филимонова. - М.: Казан. ун-т, 2011. С. 189-191.
2. Гумеров Р.А., Гумерова М.М. Особенности деятельности учителя физической культуры в условиях модернизации системы образования. Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II международной научно-практической конференции. - Казань, 2014. С. 385387.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document
References
1. Gumerov R.A. Fizicheskoe razvitie v sisteme tsennostnykh orientatsiy studentov. O povyshenii roli fizicheskoy kul'tury i sporta v razvitii lichnosti studentov. Materialy dokladov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Nauchnye red.: M.Ya. Vilenskiy, S.I. Filimonova. - M.: Kazan. un-t, 2011. Рр. 189-191.
2. Gumerov R.A., Gumerova M.M. Osobennosti deyatel'nosti uchitelya fizicheskoy kul'tury v us-loviyakh modernizatsii sistemy obrazovaniya. Fiziologicheskie i biokhimicheskie osnovy i peda-gogicheskie tekhnologii adaptatsii k raznym po velichine fizicheskim nagruzkam. Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Kazan', 2014. Рр. 385-387.
3. Strategiya razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Гумеров Роэль Анверович, доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, 423806, Республика Татарстан, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 83 76-7230
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gumerov Roel Anverovich, Ph.D. in Pedagogical Science
Naberezhnochelninsky Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources 28, Nizametdinova street, Naberezhnye Chelny, Tatarstan Republic, 423806, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Магсумов Тимур Альбертович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики ее преподавания ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»