ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ
УДК 613.5:613.165.2
К вопросу о нормировании инсоляции жилой
застройки
Канд. архитектуры В. М. Пивкин
Зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий, Новосибирск
Проектно-строительной практике известно более 50 различных способов инфляционных расчетов, однако внедряются расчетно-инсоля-ционные методы проектирования слишком медленно. Это объясняется сложностью многих из них, известным консерватизмом проектировщиков и недостаточной требовательностью санитарных органов. Кроме того, существующий разрыв между градостроительными и санитарными нормативными инсоляционными требованиями, а также несовершенство норм и правил обеспечения инсоляции жилых зданий и застройки, устанавливающих единый норматив для всей территории СССР независимо от конкретных природно-жлиматических условий, дают вполне обоснованный повод для недооценки 'при проектировании как инсоляционных требований, так и учета солнечной радиации в целом.
В ¡последние годы появился ряд работ, посвященных нормированию инсоляции жилой застройки (Д. С. Масленников; М. М. Каменская, и др.). Продолжая обсуждение этого вопроса, следует прежде всего указать на существование ненормального положения, когда действующими строительными нормами по ориентациям жилых зданий и разрывам между ними ставятся требования, не увязанные с гигиеническими рекомендациями. Сектора недопустимых экспозиций окна и минимальные расстояния между зданиями в 4 климатических районах страны установлены без учета конкретных ресурсов светового климата, типа дома, геометрических характеристик окна и помещений и т. п. Кроме того, для средней полосы Сибири, например, не предусматриваются меры, ограничивающие переохлаждение жилых комнат, выходящих на наветренную сторону здания, зимой и перегрев помещений летом.
Необходимо заметить, что Советский Союз относится к числу немногих стран Европы, в градостроительных нормах и стандартах которых не отражены инфляционные требования. Правда, в (последней редакции СНиП 'по планировке и застройке населенных мест имеется пункт, рекомендующий обеспечивать инсоляцию помещений и территорий в соответствии с санитарными нормами и правилами (СНиП № 427-63) в том случае, «когда по соответствующим технико-экономи-ческим обоснованиям это мероприятие не 'приводит к удорожанию строительства». Такой ни к чему не обязывающий пункт, очевидно, не меняет дела.
Более совершенны санитарные нормы и травила обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и жилой застройки населенных мест, разработанные коллективом авторов под руководством шроф. Н. М. Данцига (1963). Они не дают конкретных рекомендаций по оцен-
ке сторон горизонта, а лишь устанавливают, исходя из общеоздоровительного и теплового воздействия инсоляции на человека и окружающую его среду, минимальную дозу инсоляции, календарные сроки ее обеспечения и необходимость ограничения теплового воздействия солнечной радиации. Тем не менее эти санитарные нормы и правила в своей основе, несомненно, правильны и прогрессивны, и задачей архитекторов, санитарных врачей и всех причастных к ¡проектированию и строительству жилых и общественных зданий является ¡повсеместное и обязательное их внедрение. И все же эти нормы и'правила нуждаются в дальнейших уточнениях. В решении Всесоюзного координационного совещания по световому и ультрафиолетовому климату, состоявшегося в Москве в 1966 г., отмечена положительная роль санитарного нормирования инсоляции и вместе с тем подчеркивалась целесообразность дальнейших работ для уточнения нормирования инсоляционного режима в различных климатических районах Советского Союза.
Несомненно, нормы инсоляции должны быть дифференцированы для различных районов страны в зависимости от астрономических возможностей инсоляции и фактического солнечного сияния. Нормируя инсоляцию, необходимо иметь в виду, что минимальная доза облучения и календарные сроки ее реализации для жилых и других помещений будут определяться в основном бактерицидным эффектом и тонизирующей способностью солнечных лучей, а для различных участков жилой территории — эффективностью биологического (эритемного, загарного и антирахитного) действия ультрафиолетовой радиации. Это значит, что нормы инсоляции помещений и территории должны быть различными.
В ряде стран Европы установлены нормы инсоляции жилого помещения. Так, в СССР принята 3-часовая доза прямого непрерывного ежедневного солнечного облучения с 22/111 по 22/1Х, т. е. в течение 6 месяцев; в Польше, Франции и Голландии определена одночасовая продолжительность инсоляции в течение 8 месяцев, в Шотландии — в течение 10 месяцев, а в ГДР, ФРГ, Бельгии и Англии — в течение всего года.
Большинство гигиенистов рекомендует в качестве минимальной 3-часовую дозу 'прямого непрерывного солнечного облучения ежедневно. Видимо, будет правильным принять ее за исходную лри нормировании инсоляции в дальнейшем.
Важное значение в нормировании имеет определение времени начала и конца учета солнечной радиации в течение дня. С точки зрения эффективности действия ультрафиолетовых лучей небезразлично, в какой период дня реализуется инсоляция, так как интенсивность естественного ультрафиолетового излучения определяется главным образом высотой стояния солнца. Исследованиями показано, что при малых высотах стояния солнца и особенно в условиях города наблюдаются значительные количественные и качественные изменения ультрафиолетовой радиации.
Целесообразность выбора высоты стояния солнца в 10° в качестве граничной подтверждается и математическим анализом характера изменения тени в течение дня, проведенным В. Э. Горшковым совместно с автором этой статьи. Вслед за малыми изменениями теней при высоком стоянии солнца, 'начиная с высот 'порядка 15°, их рост происходит быстрее (в арифметической прогрессии до 10°). С 10° величина тени возрастает в геометрической прогрессии, а далее еще быстрее. Значит, в пределах светового дня имеются четко выраженный околополуденный период, для которого характерны относительно небольшие размеры теней (менее 5—6 высот) и их замедленный рост, а также утренний и вечерний периоды, конец и начало которых совпадают с переходом солнца к высоте 10°. В оба эти периода происходит быстрое изменение теней. Следовательно, очень важно, чтобы нормируемая инсоляция обеспечи-
валась не вообще в течение светового дня, а главным образом в период когда высота солнца 10°.
Мы считаем, что минимальная норма инсоляции жилых помещений должна определяться 3-часовой дозой прямого непрерывного ежедневного солнечного облучения в тот период года, когда астрономические возможности и фактическое солнечное сияние позволяют ее реализовать в период дня при высотах солнца более 10° или равных им.
Норма инсоляции жилых территорий обычно не отличается от соответствующих норм для жилых зданий. Так, в СССР она равна 3-ча-совой продолжительности солнечного облучения с 22/1II то 22/1Х. В расчет инсоляции не принимаются 1—1'/г часа после восхода и столько же до захода солнца в зависимости от широты места.
Нам представляется, что норма инсоляции (доза и сроки ее обес-течения) жилой территории должна быть иной, так как здесь имеет место облучение самого человека, находящегося на этой территории, а не помещения, в котором он живет. Гигиенистами установлено, что заметное для организма человека количество ультрафиолетовых лучей достигает земли при высотах стояния солнца 30° и более (биологический день), а 3-часового солнечного облучения вполне достаточно для достижения значительного биологического эффекта (Н. Я. Давидсон). Эритемная же радиация в городских условиях, как указывает Н. Ф. Га-ланин, обычно обнаруживается при высотах стояния солнца 20° и более (эритемный день).
Мы полагаем, что минимальная норма инсоляции жилых территорий должна определяться 3-часовой дозой прямого непрерывного ежедневного солнечного облучения в тот период года, когда астрономические возможности и фактическое солнечное сияние позволяют ее реализовать в период дня при высотах солнца более 30° или равных им или хотя бы при высоте солнца 20° и более.
Для выбора календарных сроков определения установленных доз инсоляции необходимо, чтобы в крайние дни выбранных сроков высота солнца соответственно более 10, 20 и 30° наблюдалась не менее 3 часов, а фактическое солнечное сияние было более 30% возможного. Характеристика инфляционных ресурсов должна предусматривать оценку астрономических и климатических показателей. Астрономические данные должны включать полуденную высоту солнца на 22-е число каждого-месяца, продолжительность ультрафиолетового, эритемного, биологического и светового дня. Климатические показатели составляют годовое число часов солнечного сияния, отношение фактического солнечного сияния к возможному, соотношение общего количества часов солнечного сияния к числу дневных часов, число дней без солнца, число дней с разной непрерывной продолжительностью солнечного сияния, солнечное сияние в летнюю и зимнюю половину года (астрономически наилучший и наихудший период инсоляции), распределение облачности по месяцам и солнечного сияния по часам светового дня. Среди климатических данных отдельно должны рассматриваться эти же показатели за астрономически наихудший период (зимний).
Для определения норм инсоляции мы оценивали инфляционные ресурсы средней полосы Сибири (от 52 до 62° с. ш.). Выявлено, что в зоне от 52 до 56° с._ш. первоочередной и минимальной нормой инсоляции жилых помещений следует считать ежедневную 3-часовую дозу прямого солнечного облучения с 22/1II по 22/1Х; в будущем же желательно ее увеличить до 1—3 часов 22/ХП или в крайнем случае до 3 часов с 22/1 по 22/Х1, в период дня, когда высота солнца более 10°; нормой инсоляции жилых территорий необходимо считать 3-часовую продолжительность ее ежедневно с 22/1II по 22/1Х, в период дня при высоте солнца более 30° или хотя бы 20°. В зоне от 57 по 62° с. ш. в качестве первоочередной и минимальной нормы инсоляции жилых по-
мещений можно установить 3-часовую дозу прямого непрерывного солнечного облучения с 22/1II по 22/1Х; в будущем за норму следует полагать 3-часовую инсоляцию с 22/11 по 22/Х, в период дня, ¡когда высота солнца более 10°. Нормой инсоляции жилых территорий необходимо считать 3-часовую дозу прямого непрерывного солнечного облучения с 22/1У по 22/УШ, в период дня три высоте солнца более 30° или хотя бы 20°.
Очевидно, нормирование инсоляции только по ее продолжительности не является единственно возможным. Заслуживают внимания предложения Б. А. Дунаева по комплексному качественному и количественному учету солнечной радиации, предусматривающему оценку инсоляции по ее продолжительности, количеству ультрафиолетовых лучей и лучистого тепла. Однако о реальном нормировании в соответствии с этими рекомендациями трудно говорить из-за неизученности многих вопросов, связанных с измерением и оценкой ¡природной ультрафиолетовой радиации.
В заключение следует указать, что назрела необходимость более широкого обсуждения вопросов нормирования инсоляции и внедрения расчетно-инсоляционных методов проектирования в практику. По-видимому, было бы целесообразным при участии заинтересованных организаций провести для этого специальную конференцию или совещание.
ЛИТЕРАТУРА
Галанин Н. Ф. В кн.: В. А. Рязанова (ред.) «Руководство по коммунальной гигиене. Коммунальная гигиена». М., 1961, т. 1, с. 30. — Дэвидсон И. Я. Градостроительство и жилищное строительство в Латвийск. ССР. Рига, 1962. — Дунаев Б. А. Инсоляция жилых зданий. М., 1962. Каменская М. М. Гиг. и сан., 1967, №6, с. 93. — Масленников Д. С. Исследования по микроклимату и шумовому режиму населенных мест, 1965, сб. 3, с. 5. — Пивкин В. М. Гиг. и сан., 1964, № 12, с. 84. — Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляции жилых и общественных зданий и жилой застройки населенных мест № 427-63. М., 1963.
Поступила 2/Х 1967 г.
УДК 579.63:615.417.3
некоторые методические вопросы ингаляционной затравки животных аэрозолями
с жидкой фазой
Канд. биол. наук В. П. Пугачевский
Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
При ингаляционной затравке животных аэрозолями токсических веществ для нормирования одной из важнейших задач является установление зависимости между количеством вещества, попавшего внутрь организма, и наступившим эффектом. Однако, определение количества вещества, проникшего в организм при такой затравке, затруднено. Поэтому некоторые токсикологи вместо того, чтобы устанавливать указанную выше зависимость, находят отношение между концентрацией вещества в воздухе и наблюдаемым эффектом. Закономерности задержки '""аэрозолей у человека и животных при дыхании изучали многие авторы (Л. А. Булдаков с соавторами; А. В. Быховский; Е. А. Вигдорчик; И. И. Лившиц с соавторами; Ю. И. Москалев с соавторами; Dalhamn и Holma; Esenbud; Van Wijk и Patterson, и др.). На основе опыта работы ряда институтов были созданы Временные методические указа-