ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
УДК 34.01/.07:340.6](574)
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Г.С. Шанаева2, В.П. Новоселов1, Ф.В. Алябьев3
1ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России 2Алматинский государственный институт усовершенствования врачей 3ГОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Томск
E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION ON THE NORM-LEGAL BASE REGULATING ACTIVITY OF SERVICE OF MEDICO-LEGAL EXAMINATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
G.S. Shanaeva2, V.P. Novoselov1, F.V. Alyabyev3
’Novosibirsk State Medical University 2Almaty State Institute of Improvement of Doctors 3Siberian State Medical University, Tomsk
В статье отражена характеристика современного состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы судебно-медицинской экспертизы республики Казахстан. Приведены исторические аспекты развития нормативно-правовой базы начиная с документов, действовавших в СССР. Указано, какие современные нормативно-правовые акты, ныне действующие в республике Казахстан, преобразованы из документов советского периода, а какие созданы на современном историческом этапе.
Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, законодательство, нормативно-правовое регулирование.
The characteristic of up-to-date condition of the norm-legal base regulating activity of service of medicolegal examination in the Republic of Kazakhstan is reflected in the article. Historical aspects of development of norm-legal base since the documents working in the USSR are resulted. It is specified, what modern norm-legal documents, acting now in the Republic of Kazakhstan, are transformed from documents of the Soviet period and what are created at a modern historical stage.
Key words: medicolegal examination, the legislation, norm-legal regulation.
Основой для организации и становления службы судебно-медицинской экспертизы Республики Казахстан, как и всех стран СНГ, является система организации службы судебно-медицинской экспертизы бывшего СССР. Отсюда логично, что основой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы судебно-медицинской экспертизы Казахстана, являются документы также бывшего СССР.
Нами проведен анализ нормативно-правовых документов службы судебно-медицинской экспертизы Республики Казахстан, действующих в настоящее время и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы судебно-медицинской экспертизы в бывшем СССР и Республике Казахстан.
Действующие по настоящее время в Республике Казахстан следующие приказы МЗ СССР:
- “О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР” от 10.04.1962 г. №166;
- “О введении нового перечня токсикологических веществ, подлежащих судебно-медицинскому исследованию в лабораториях судебно-медицинской экспертизы” от 25.12.1973 г №1021;
- “Правила судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы” от 07.01.1966 г.;
- “Правила судебно-медицинской экспертизы половых состояний у мужчин” 18.10.1968 г.;
- “Инструкция об организации производства комплек-
сных медико-криминалистических и медико-автотех-нических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях МЮ СССР и МЗ СССР” от 25.01.1982 г. №К-8-41;
- Методические указания МЗ СССР от 11.12. 1974 г. “По проведению судебно-медицинских, клинико-анатомических и поликлинико-анатомических конференций в лечебно-профилактических учреждениях”.
Имевшие силу в советский период: Приказ МЗ СССР №694 от 21.07.78 г. “Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР”; Приказ МЗ СССР №10-8/21 от 27.02.78 г. “Правила работы врача специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения”; Приказ МЗ СССР №1280 от 01.04.1979 г. “Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений”; Приказ МЗ СССР №182 от 09. 07. 1991 г “Правила судебно-медицинской экспертизы трупа” были легализованы в приказ МЗ РК от 20.12.2004 г. №875/1 “Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы”, “Инструкция о производстве судебномедицинской экспертизы в СССР” от 21.07.78 г. №694 - в приказ МЗ РК №160 от 13.02.2002 г. “Об утверждении Положения о Центре судебной медицины”.
Приказ МЗ СССР от 25.08.1972 г. №700 “Инструкция о порядке начисления заработной платы работникам здравоохранения и социального обеспечения” с изменением, приложение №3 п. 2 “Условий оплаты труда врачей, привлекаемых к проведению судебно-медицинских экспертиз” - отменен.
В настоящее время судебно-медицинская экспертиза и другие виды судебно-экспертной деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан (Закон “О судебной экспертизе”, уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы), нормативными актами, инструкциями, приказами Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Однако, к сожалению, до сегодняшнего дня специалисты службы судебно-медицинской экспертизы, как и правоведы, руководствуются в основном нормативноправовыми актами периода СССР. Например, порядок и методы производства экспертиз, производство отдельных видов судебно-медицинских экспертиз, оценка результатов исследования, применение допустимых реактивов и оборудования, процессов программирования экспертиз, производство экспериментов и т.д., регламентированы приказами МЗ бывшего СССР, т.е. на данный момент документов по деятельности судебно-медицинской службы, самостоятельно разработанных в суверенном Казахстане, не имеется. Для научного обоснования предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, нами был определен перечень документов, регламентирующих деятельность службы судебно-медицинской экспертизы РК, который затем был сгруппирован по видам нормативно-правовых документов.
После распределения нормативно-правовых документов по их видам, изучение было осуществлено с применением метода контент-анализа, а затем были определены виды основных документов, которые нуждаются в доработке и/или совершенствовании. К ним нами были
отнесены Закон РК от 12.12.1997 г. “О судебной экспертизе”, Уголовно-процессуальный кодекс РК от 13 декабря 1997 г., форма №42 “Отчет о деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы”, Закон РК от 01.08.2007 г. “О лицензировании”.
Так, в ч. 2 ст. 10 Закона РК от 12 декабря 1997 г. “О судебной экспертизе” указано, что эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида судебной экспертизы. Это означает, что область специальных познаний эксперта ограничивается знаниями в области определенного вида экспертизы, а не областью каких-либо специальных познаний (знаний) вообще. Данное требование резко ограничивает круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве эксперта, что может негативно сказаться на уголовном судопроизводстве. И даже предусмотренная в этой же статье возможность приглашения иных лиц по разовому разрешению, выдаваемому по определенному законодательством Республики Казахстан порядку, не снимает возможных (можно сказать реальных) трудностей при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Прежде всего, это связано с отсутствием экспертных служб соответственно по всем направлениям экспертной деятельности. Например, в ст. 1 Закона РК “О судебной экспертизе”, содержание понятий: “судебно-экспертная деятельность, “судебная экспертиза” и “судебный эксперт”
- раскрываются через специальные научные знания.
В УПК РК от 13 декабря 1997 г через специальные научные познания даны понятия: “эксперт” (ст. 83), “заключение эксперта” (ст. 120) и “экспертиза” (ст. 240). Кроме того, в ст. 7 УПК РК определяя специальные знания как не общеизвестные в уголовном судопроизводстве знания, приобретенные лицом в результате профессионального обучения либо работы по определенной специальности, и используемые для решения задач уголовного судопроизводства. Однако в дальнейшем в ст. 84 “Специалист” УПК РК ограничивает данные требования рамками функций специалиста в уголовном процессе, тогда как следовало бы распространить данное положение и на эксперта. Вместе с тем необходимо формировать профессиональную экспертную службу, организовать подготовку экспертных кадров, открывать новые экспертные направления различных специальностей; вести разработку инструментальной базы экспертных исследований, используя теоретические и практические положения существующих экспертиз [1, 2].
В Законе РК “О судебной экспертизе” не учтены особенности для проведения судебно-психиатрических, судебно-медицинских и судебно-наркологических экспертиз. В нем не отражены условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц, в частности, не акцентируются добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц; основания и порядок помещения лица в медицинский стационар; отсутствуют ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы, и многое другое.
Также в Законе РК “О судебной экспертизе” отсутствуют нормы финансового, организационного, научно-методического и информационного обеспечения деятель-
ности государственных учреждений судебно-медицинской экспертизы.
В тоже время, новые условия социально-экономического развития общества, изменения в структуре причин
- оснований для судебно-медицинской экспертизы, увеличение объемов труда специалистов службы требуют разработки новых штатных нормативов труда медицинского персонала судебно-медицинской экспертизы с учетом нагрузок, трудозатрат на производство судебно-медицинской экспертизы.
По нашему мнению, требуется проведение полного анализа ведомственной отчетной документации (форма №42) “Отчет о деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы”, который позволил бы сформировать аргументированные представления о причине смерти, характере, механизме травмы и давности патологического процесса (повреждения). К сожалению, утвержденная приказом МЗ РК от 31.10.2006 г. №509 форма №42 не отражает проблемы, предметы преступления, а это в свою очередь не позволяет правильно квалифицировать совершенные преступления для последующего совершенствования уголовного законодательства.
Поэтому считаем, необходимым внести изменения в следующие разделы:
- В разделе “Штаты Центра (филиала)” (код 0200) объединить строки “городские, районные и межрайонные филиалы” в одну строку; отдельно представить строки: “отдел живых лиц”, “отдел сложных экспертиз”, “организационно-методический отдел”, “отдел экспертизы вещественных доказательств”: судебно-биологическое, судебно-химическое, медико-криминалистическое, судебно-гистологическое отделения, спектральная лаборатория, для анализа количественного состава экспертов по подразделениям;
- Строка “Прочие” 09 в разделе “Штаты Центра (филиала)” - не отражает специфику специалистов и ее необходимо удалить;
- В раздел “Деятельность филиалов” таблица (код 030)
- определение половых состояний у лиц женского и мужского пола включить отдельной строкой “у несовершеннолетних” - для выявления и анализа показателя связанного с насильственными действиями сексуального характера с несовершеннолетними.
В таблице (код 040 и 070) необходимо детализировать информацию по видам травм и отравлений:
- транспортная травма (автомобильная, рельсовая, прочие); огнестрельная (пулевая, дробовая, взрывная);
- отравления - наркотические вещества (опиаты, кан-набиноиды, кокаин, прочие) для проведения оценки наркологической ситуации по регионам Казахстана, распространенности видов наркотических веществ и характере воздействия на организм человека.
В таблицу под кодом 043 для получения необходимой информации рекомендуем ввести отдельные строки: “Насильственная смерть” - определение характера, прижизненности и давности патологического процесса (повреждения); установление диагноза; подтверждение диагноза и прочие; “Ненасильственная смерть” - определение характера и давности патологического процес-
са; установления диагноза; подтверждение диагноза и прочие; “Причина смерти не установлена”; “Прочие поводы” и т.д.
В таблице под кодом 050 - запрашиваемую информацию необходимо представить в отдельных строках -“установление причины смерти”, “установление давности смерти”, “установление механизмов травмы”.
В конце каждого раздела внести строки: “Не окончены на конец года”, невостребованные правоохранительными органами “Заключения эксперта”.
Требует своего разъяснения и Закон РК “О лицензировании” (вступил в силу с 1 августа 2007 г.), предусматривающий наличие лицензии для занятия судебно-экспертной деятельностью, в состав которой входит судебно-медицинская экспертиза.
Однако в соответствии со ст. 17 Закона РК “О судебной экспертизе” лицензированию подлежит осуществление судебно-медицинской экспертной деятельности только физическими лицами.
Вместе с тем судебная медицина согласно ст. 19 Закона РК “О системе здравоохранения” отнесена к видам медицинской деятельности, что подтверждается в п.п. 5 ст. 35, где судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы относятся к видам медицинской экспертизы. При этом в перечень лицензируемых видов деятельности в области здравоохранения согласно ст. 26 Закона РК “О лицензировании” судебно-медицинская экспертиза не вошла.
В этой связи нами предложено внести дополнения в вышеуказанные нормативные документы, касающиеся положения о лицензировании судебно-медицинской экспертной деятельности.
Таким образом, создавшаяся ситуация в судебно-экспертной службе Казахстана стала основанием для принятия Правительством РК (№119 от 08.02.2005 г.) “Концепции развития судебно-экспертной системы в РК”, где отмечена “необходимость разработки нормативно-правовых актов и корректировки положения Закона РК “О судебной экспертизе”. Кроме того, после выступления Президента РК Н.А. Назарбаева перед правоохранительными органами РК по вопросу судебной экспертизы (сентябрь 2003 г.), комиссия по правовой реформе при Президенте РК рассмотрела вопрос о судебно-медицинской службе Республики Казахстан и необходимости создания единой системы службы, единых норм производства экспертиз, независимо от форм их существования (государственная, негосударственная, ведомственная и иная). В январе 2010 г. были приняты и внесены дополнения в данный Закон.
С учетом всего вышеизложенного, нами был подготовлен проект Закона “О судебно-медицинской экспертизе в РК”, который на наш взгляд отражает единый порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы независимо от форм собственности учреждений службы (государственные, негосударственные и иные), порядок финансирования и оплаты труда сотрудников судебно-медицинских учреждений в соответствии с действующим законодательством РК, а также нормы по удовлетворению требований ОБСЕ и Конституции РК, касающиеся защиты прав граждан при выборе им аль-
тернативных судебно-экспертных учреждений (в данное время находится на рассмотрении Мажилиса РК).
Для совершенствования нормативно-правовой базы необходимо создание пакета нормативных документов по производству отдельных видов судебно-медицинских экспертиз, порядке и методам производства экспертиз, оценке результатов исследования, применению допустимых реактивов и оборудования, по процессам программирования экспертиз, производству экспериментов и т.д.
Литература
1. Исаев А.А. Теоретические и правовые проблемы применения специальных познаний для квалификации преступлений. - Алматы : Жети жаргы, 1999. - 240 с.
2. Хакимов Р.М. Некоторые проблемные аспекты практики применения специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Проблемы развития криминалистики и судебной экспертологии : материалы международной научно-практической конференции. - Алматы, 2007. - С. 3337.
Поступила 05.10.2010