Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О «НЕСТАНДАРТНОЙ» ОРИЕНТИРОВКЕ В ТРАДИЦИЯХ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КАРБАН-I)'

К ВОПРОСУ О «НЕСТАНДАРТНОЙ» ОРИЕНТИРОВКЕ В ТРАДИЦИЯХ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КАРБАН-I) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛТАЙ / РАННЕСКИФСКОЕ ВРЕМЯ / СКИФО-САКСКИЙ ПЕРИОД / ПОГРЕБЕНИЕ / ОРИЕНТИРОВКА / ХРОНОЛОГИЯ / ОБРЯДОВАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Н. Н., Демин М. А., Радовский С. С.

Статья посвящена введению в научный оборот и культурно-хронологической интерпретации кургана № 3 некрополя Карбан-I. Данный комплекс, расположенный в Чемальском районе Республики Алтай, частично исследован в 1989-1990 гг. экспедицией Барнаульского государственного педагогического университета (ныне Алтайский государственный педагогический университет). В ходе раскопок кургана № 3, локализованного в западной части памятника, выявлено захоронение человека в каменном ящике. Отличительной характеристикой данного погребения, а также нескольких других раннескифских объектов некрополя Карбан-I является ориентировка умершего в восточный сектор горизонта, совершенно не типичная для традиций кочевников региона рассматриваемого периода. Установлено, что обозначенные комплексы демонстрируют высокую степень близости с захоронениями кара-кобинской группы (типа) пазырыкской культуры. Таким образом, материалы раскопок памятника Карбан-I актуализируют остающийся практически не исследованным комплекс вопросов, связанных с изучением истории населения Алтая между раннескифским и скифо-сакским временем, в том числе с проблемой преемственности общностей кочевников этих периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT "NON-STANDARD" ORIENTATION IN THE TRADITIONS OF FUNERAL RITES OF ALTAI POPULATION IN THE EARLY SCYTHIAN PERIOD (BY THE MATERIALS OF THE KARBAN-I COMPLEX)

The article aims to present a cultural and chronological interpretation of mound No. 3 in the Karban-I necropolis, located in the Chemal district of the Altai Republic. The complex was partially excavated by the Barnaul State Pedagogical University in 1989-1990. Mound No. 3, situated in the western part of the site, contained a human burial in a stone box. One of the notable features of this burial, and several other objects from the Early Scythian period in the Karban-I necropolis, is the unusual orientation of the deceased person towards the eastern horizon. This is atypical for the nomadic traditions of the region during the period in question. The excavation materials reveal a high degree of similarity between the Karban-I necropolis and the burials of the Kara-Koba group of the Pazyryk culture. This raises questions about the history of the Altai population between the Early Scythian and Scythian-Saka periods, including the continuity of the nomadic communities. These issues remain largely unexplored, making the Karban-I site an important source of information for researchers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О «НЕСТАНДАРТНОЙ» ОРИЕНТИРОВКЕ В ТРАДИЦИЯХ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КАРБАН-I)»

УДК 902/904

DOI: 10.14258/nreur(2023)1-04 Н. Н. Серегин

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия); М. А. Демин

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул (Россия) С. С. Радовский

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)

К ВОПРОСУ О «НЕСТАНДАРТНОЙ» ОРИЕНТИРОВКЕ В ТРАДИЦИЯХ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КАРБАН-I)

Статья посвящена введению в научный оборот и культурно-хронологической интерпретации кургана № 3 некрополя Карбан-I. Данный комплекс, расположенный в Че-мальском районе Республики Алтай, частично исследован в 1989-1990 гг. экспедицией Барнаульского государственного педагогического университета (ныне Алтайский государственный педагогический университет). В ходе раскопок кургана № 3, локализованного в западной части памятника, выявлено захоронение человека в каменном ящике. Отличительной характеристикой данного погребения, а также нескольких других раннескифских объектов некрополя Карбан-I является ориентировка умершего в восточный сектор горизонта, совершенно не типичная для традиций кочевников региона рассматриваемого периода. Установлено, что обозначенные комплексы демонстрируют высокую степень близости с захоронениями кара-кобинской группы (типа) па-зырыкской культуры. Таким образом, материалы раскопок памятника Карбан-I актуализируют остающийся практически не исследованным комплекс вопросов, связанных с изучением истории населения Алтая между раннескифским и скифо-сакским временем, в том числе с проблемой преемственности общностей кочевников этих периодов.

Ключевые слова: Алтай, раннескифское время, скифо-сакский период, погребение, ориентировка, хронология, обрядовая практика.

Цитирование статьи:

Серегин Н. Н., Демин М. А., Радовский С. С. К вопросу о «нестандартной» ориентировке в традициях погребальной обрядности населения Алтая раннескифского времени (по материалам комплекса Карбан-1) // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 1. С. 59-73. БОТ: 10.14258/пгеиг(2023)1-04.

N. N. Seregin

Altai State University, Barnaul (Russia); M. A. Demin

Altai State Pedagogical University, Barnaul (Russia); S. S. Radovskiy

Altai State University, Barnaul (Russia)

TO THE QUESTION ABOUT "NON-STANDARD" ORIENTATION IN THE TRADITIONS OF FUNERAL RITES OF ALTAI POPULATION IN THE EARLY SCYTHIAN PERIOD (BY THE MATERIALS OF THE KARBAN-I COMPLEX)

The article aims to present a cultural and chronological interpretation of mound No. 3 in the Karban-I necropolis, located in the Chemal district of the Altai Republic. The complex was partially excavated by the Barnaul State Pedagogical University in 1989-1990. Mound No. 3, situated in the western part of the site, contained a human burial in a stone box. One of the notable features of this burial, and several other objects from the Early Scythian period in the Karban-I necropolis, is the unusual orientation of the deceased person towards the eastern horizon. This is atypical for the nomadic traditions of the region during the period in question.

The excavation materials reveal a high degree of similarity between the Karban-I necropolis and the burials of the Kara-Koba group of the Pazyryk culture. This raises questions about the history of the Altai population between the Early Scythian and Scythian-Saka periods, including the continuity of the nomadic communities. These issues remain largely unexplored, making the Karban-I site an important source of information for researchers.

Keywords: Altai, early Scythian period, Scythian-Saka period, burial, orientation, chronology, ritual practice.

For citation:

Seregin N. N., Demin M. A., Radovskiy S. S. To the question about «non-standard» orientation in the traditions of funeral rites of Altai population in the early scythian period (by the materials of the Karban-I complex). Nations and religions of Eurasia. 2023. 28 (1). P. 59-73. DOI: 10.14258/nreur(2023)1-04.

Серегин Николай Николаевич, доктор исторических наук, заведующий лабораторией древней и средневековой археологии Евразии, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: nikolay-seregin@mail.ru.

Демин Михаил Александрович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: mademin52@mail.ru.

Радовский Святослав Сергеевич, младший научный сотрудник лаборатории древней и средневековой археологии Евразии, аспирант кафедры археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: radovskiy1996@mail.ru.

Seregin Nikolay Nikolaevich, Doctor of Historical Sciences, Head of the Laboratory of Ancient and Medieval Archeology of Eurasia, Associate Professor of the Department of Archeology, Ethnography and Museology of Altai State University; Barnaul city (Russia). Contact address: nikolay-seregin@mail.ru

Demin Mikhail Alexandrovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Russian History of Altai State Pedagogical University; Barnaul city (Russia). Contact address: mademin52@mail.ru.

Radovsky Svyatoslav Sergeevich, Junior Researcher of the Laboratory of Ancient and Medieval Archeology of Eurasia, postgraduate student of the Department of Archeology, Ethnography and Museology, Altai State University; Barnaul city (Russia). Contact address: radovskiy1996@mail.ru.

Введение

Ориентировка тела умершего человека в определенную сторону света является одной из ключевых характеристик погребальной обрядности многих обществ древности и Средневековья. Приданию покойным конкретного направления уделялось особое внимание в соответствии с различными представлениями — к примеру, о том, что усопшему необходимо «указать» путь в загробный мир. Изучение многочисленных археологических и этнографических данных позволяет предположить связь ориентировки погребенных с движением небесных светил, географическими объектами (горой, рекой), легендарной прародиной, локализацией поселений, особенностями планировки конкретного некрополя и т. д. [Генинг В. В., Генинг В. Ф., 1985: 136; Ку-лемзин, 1994: 413-419; Шилов, 1995: 71-80; Кирюшин, Тишкин, 1997: 49-50; Подоси-нов, 1999: 575-583].

Отражая различные аспекты мировоззренческих представлений, ориентировка умерших выступает также важным культурно-диагностирующим признаком в рамках анализа и интерпретации археологических материалов. При этом особый интерес представляет рассмотрение «нестандартных» направлений покойных по сторонам света, фиксируемых в ходе раскопок памятников конкретных общностей. В настоящей статье представлен опыт изучения случаев ориентировки погребенных головой на восток, совершенно не характерных для населения Алтая раннескифского времени. Основой для исследования выступили материалы раскопок некрополя Карбан-1 в Северном Алтае, наглядно демонстрирующие вариабельность традиций кочевников рассматриваемого периода.

Характеристика источников

Разновременный погребально-поминальный комплекс Карбан-1 расположен на левом берегу Катуни, в 1,7 км к северо-западу от с. Куюс Чемальского района Республики Алтай (рис. 1). Объекты раннескифского времени составляют вторую по численности группу сооружений данного памятника, частично исследованного в 1989-1990 гг. участниками археологической экспедиции Барнаульского государственного педагогического института (ныне — Алтайский государственный педагогический университет) под руководством М. А. Демина. Курганы и ритуальные конструкции обозначенного периода локализованы, главным образом, в западной и центральной частях комплекса.

Рис. 1. Место расположения комплекса Карбан-I Fig. 1. Location of the Karban-I complex

Курганы № 3, 8 и 26, в ходе раскопок которых отмечена восточная ориентировка умерших, обнаружены у подножия горы, ограничивающей долину с запада, и визуально составляют единую цепочку сооружений. Информация об этих объектах уже неоднократно использовалась в научной литературе. Результаты исследования кургана № 8 введены в оборот [Серегин, Демин, Радовский, 2022: 341-347]. Материалы раскопок объекта № 26 использовались при характеристике различных аспектов истории населения Алтая раннескифского времени [Кирюшин, Тишкин, 1997: 65, рис. 37.-1; Ковалев, 1998: 25; Шульга, 2008: 21-22, рис. 53.-17], хотя очевидно, что требуется полноценная публикация этого неординарного комплекса. Далее представлена подробная характеристика кургана № 3.

Рассматриваемый объект выявлен у подножия горы, между курганами № 1 и 2. До начала раскопок он имел вид слабо выраженной возвышенности диаметром 3,5-4 м, покрытой мелким кустарником и травой, сквозь которые проступали несколько галеч-

ных валунов и пара плит. Расчистка этого сооружения позволила выявить наземную конструкцию в виде небольшой наброски, состоявшей в основном из уложенных плашмя рваных скальных плит (средний размер 50x20x8 см) и отдельных речных валунов (до 40x35x10 см). В южной части насыпи лежала скальная глыба 70x60x30 см, в центре — плита 75x65x15 см. Насыпь кургана № 3 имела округлую форму с «выступом» в северной части. Диаметр конструкции, сложенной в два-три слоя камней, составил 3,5 м, высота — 0,2-0,25 м (рис. 2; 3.-1).

Рис. 2. Карбан-I, курган №3. Вид с северо-запада на наземную конструкцию после зачистки Fig. 2. Karban-I, barrow No. 3. View from the northwest of the above-ground structure

after stripping

Под слоем камней была обнаружена плечевая кость ребенка. Эту находку сложно интерпретировать, так как погребение взрослого человека в кургане № 3 не потревожено, никаких других следов детского захоронения не выявлено. После снятия камней в центре кургана зафиксировано пятно могильной ямы, заложенной сверху шестью плитами толщиной 8-15 см. Под ними зафиксированы второй и третий слои плит, перекрывавших каменный ящик. Данная погребальная камера сложена из пяти вертикально установленных крупных плит (рис. 4).

Рис. 3. Карбан-I, курган №3. План наземной конструкции (1), план и разрез погребения (2, 3) Fig. 3. Karban-I, barrow No. 3. Press the buttons (1), buttons and buttons (2, 3)

Рис. 4. Карбан-I, курган №3. Вид с юго-запада на каменный ящик, перекрытый плитами Fig. 4. Karban-I, barrow No. 3. View from the southwest of a stone box covered with slabs

При разборке наземного сооружения в юго-восточном секторе размеры ящика, слегка расширяющегося в районе головы погребенного человека и более узкого в районе ног, составили 1,30x0,8 м, высота — до 0,5 м. Рассматриваемая конструкция ориентирована по линии северо-запад — юго-восток. Дно ящика зафиксировано на глубине 0,8 м от уровня древней поверхности.

В каменном ящике была захоронена женщина, умершая в возрасте 45-50 лет (рис. 3.2, 3; 5). Погребенная уложена в скорченном положении на правом боку и ориентирована головой на юго-восток. Скелет находился в анатомическом порядке. Потревоженной оказалась только шейная область: позвонки были вывернуты и раскиданы в южном углу ящика, очевидно, грызунами. Левая рука умершей выпрямлена и вытянута к левому колену, правая согнута в локте таким образом, что кисть также находилась у левого колена.

В восточном углу ящика перед черепом погребенной обнаружены пять позвонков и крестец молодой овцы. При расчистке костей животного, а также у левого локтя умершей женщины встречены несколько мелких фрагментов угля. Предметы сопроводительного инвентаря в могиле не выявлены.

Рис. 5. Карбан-I, курган №3. Погребение в каменном ящике Fig. 5. Karban-I, barrow No. 3. Burial in a stone box

Анализ и интерпретация материалов

Основой для культурно-хронологической атрибуции кургана № 3 некрополя Кар-бан-I выступают зафиксированные элементы погребального обряда. При этом следует признать, что они демонстрируют довольно своеобразную ситуацию. С одной стороны, ряд черт определяет принадлежность рассматриваемого объекта к комплексам бийкенской археологической культуры. К таковым относятся локализация кургана № 3 в группе раннескифских захоронений, погребальная камера в виде каменного ящика, а также скорченность костяка. Дополнительным аргументом являются результаты радиоуглеродного анализа, свидетельствующие о времени сооружения комплекса в рамках второй половины VIII-VI вв. до н. э.1 Вместе с тем ряд черт кургана № 3 (наличие могильной ямы, положение умершего на правом богу, ориентировка в юго-восточный

Полученные результаты радиоуглеродного анализа серии образцов из объектов раннескифского времени некрополя Карбан-1 требуют подробного рассмотрения в отдельной статье.

сектор горизонта и сопровождение человека заупокойной пищей) более характерны для объектов кара-кобинской группы (типа) памятников пазырыкской культуры [Су-разаков, 1989: 124-129]. Отличия от последних, зафиксированные в материалах раскопок публикуемого объекта, заключаются в небольшой глубине могилы, а также в отсутствии керамической посуды, обычно помещаемой в захоронения скифо-сакского периода [Суразаков, 1989: 124-129].

Наиболее «нестандартной» характеристикой обряда в контексте традиций населения Алтая раннескифского времени является ориентировка умерших головой в восточный сектор горизонта, отмеченная при исследовании курганов № 3, 8 и 26 некрополя Карбан-1. Согласно сведениям, приведенным Ю. Ф. Кирюшиным и А. А. Тишки-ным [1997: 51], в ходе раскопок из 144 объектов рассматриваемого периода в Горном Алтае направление погребенного на восток зафиксировано только в одном случае. Несколько чаще, но также единично, встречены отклонения от восточного направления к северу [Абдулганеев, 1994: 37; Могильников, Суразаков, 1997: 137; Марсадолов, 2001: 8, рис. 24] или к югу [Мартынов, Кулемзин, Мартынова, 1985: 164; Степанова, 1996: 64; Кирюшин, Тишкин, 1997: 35]. Столь же редко достоверно зафиксировано положение умершего человека на правом боку — в семи из 65 анализируемых объектов [Кирюшин, Тишкин, 1997: 52]. При этом в шести известных нам случаях данный показатель сопровождался ориентировкой, имеющей отклонение от меридионального направления к востоку [Абдулганеев, 1994: 37; Степанова, 1996: 64; Кирюшин, Тишкин, 1997: 35]. По погребальному обряду данные комплексы являются наиболее близкими рассматриваемым курганам № 3, 8 и 26 некрополя Карбан-1.

В рамках интерпретации отмеченной «нестандартной» ориентировки обратимся к материалам раскопок синхронных памятников на сопредельных территориях. Кочевники раннескифского времени Тувы погребали умерших головой в основном на северо-запад и запад [Грач, 1980: 25; Савинов, 2002: 84], то есть таким же образом, как и основная масса носителей бийкенской культуры. Судя по имеющимся материалам раскопок археологических памятников первой половины I тыс. до н. э., ориентировка в западный сектор горизонта характерна также для населения Монголии (с отклонением к северу) и Минусинской котловины (с отклонением к югу) [Вадецкая, 1986: 83; Волков, 1990: 8; Савинов, 2002: 13-14, 17].

Для культуры населения Верхнего Приобья переходного времени от поздней бронзы к раннему железному веку также не характерна ориентировка в восточный сектор горизонта. Из 145 погребений двух самых полно раскопанных комплексов только в 16 случаях зафиксирована ориентировка на восток с отклонениями [Папин, 2008: 147]. Для представителей данной общности преобладающим являлось направление умерших головой на юго-запад [Грязнов, 1956: 68; Фролов, 2008: 146-147].

Скотоводы майэмирской культуры северо-западных предгорий Алтая и Восточного Казахстана, а также носители тасмолинской культуры Центрального и Северного Казахстана, как правило, погребали умерших головой в северный, реже — в западный сектор горизонта [Степная полоса Азиатской части СССР..., 1992: 132; Хабдулина, 1994: 23; Шульга, 2008: 16]. Для саков Семиречья, Приаралья и других территорий характерна, главным образом, ориентировка на запад с отклонениями (реже север, северо-во-

сток и др.) [Степная полоса Азиатской части СССР., 1992: 37, 65, 76, 87, 103]. В материалах Памира рассматриваемого периода, напротив, системно фиксируется и восточное направление в сочетании со скорченной позой умерших [Степная полоса Азиатской части СССР., 1992: 96-97].

Территорией, примыкающей к Алтаю, на которой также обнаружены захоронения раннескифского времени с восточной ориентировкой, является Синьцзян. В частности, при изучении материалов могильника Янхай выделены несколько типов погребений, для которых характерно направление умерших головой на юго-восток [Шульга, 2010: 48-50]. В остальном, не считая скорченного положения захороненных людей, погребальный обряд населения Синьцзяна не похож на ритуальную практику бийкенской культуры. При этом нельзя определенно исключать контакты рассматриваемых общностей, учитывая имеющиеся свидетельства взаимодействия населения обозначенных регионов в скифо-сакское время [Полосьмак, 1998: 337-342; Комиссаров, 2011: 128].

Очевидным представляется сходство характеристик погребального обряда, выявленных в ходе раскопок ряда объектов некрополя Карбан-1 (захоронение человека в каменном ящике скорченно на правом боку; ориентировка головой в восточный сектор горизонта; наличие костей животных в могиле) с материалами кара-кобинской группы (типа) памятников скифо-сакского времени [Могильников, 1988: 71-75; Степанова, 2003: 484-486; Кубарев, Шульга, 2007: 12-13]. Комплексы с неглубокими могилами, схожие по ряду характеристик с курганами № 3 и 8, рассматривались А. С. Суразаковым [1983: 42-44] при обосновании выделения кара-кобинской культуры. К таким погребениям обозначенный исследователь отнес и явно раннескифский курган № 6 некрополя Кызык-Телань-1 [Суразаков, Тишкин, 2007: 14-15, 50-51]. При этом в более поздних работах археолога этот объект не упоминается среди материалов кара-кобинской культуры [Суразаков, 1989: 152-153]. Примечательно, что данный курган обозначен П. И. Шульгой [2008: 12] как переходный от бийкенской культуры к комплексам кара-кобинского типа. Возможно, именно в таком контексте следует рассматривать отдельные объекты некрополя Карбан-1.

Заключение

Публикуемые в настоящей статье материалы кургана № 3 некрополя Карбан-1, а также некоторые другие объекты данного памятника демонстрируют довольно высокую степень близости с комплексами кара-кобинской группы (типа) пазырыкской культуры Алтая скифо-сакского времени. К показательным характеристикам обряда в этом плане следует отнести каменный ящик из плит, заглубленных в материк; положение умершего на правом боку; ориентировка головой в восточный сектор горизонта; наличие костей животных (остатки тризны, заупокойная пища) и др. Вместе с тем, судя по другим признакам погребальной практики, а также принимая во внимание имеющиеся результаты радиоуглеродного датирования, обозначенные объекты некрополя Карбан-1, безусловно, относятся к раннескифскому периоду. Наибольшее сходство они демонстрируют с курганами бийкенской археологической культуры [Абдулганеев, 1994: 37; Степанова, 1996: 64; Кирюшин, Тишкин, 1997: 35]. При этом отдельные комплексы, рассматриваемые как «переходные» или ранние пазырыкские (кара-кобинские) [Мо-

гильников, 1988: 66, 71-72; Кирюшин, Степанова, Тишкин, 2003: 45, 108, рис. 22.-II; Ки-рюшин, Степанова, 2004: 116; Шульга, 2008: 12] также весьма близки рассматриваемым захоронениям. В связи с этим обратим внимание на предположение В. А. Могильнико-ва [1986: 38-39, 50, 52-53] о формировании «кара-кобинской культуры» на основе одной из групп «майэмирской культуры» Горного Алтая раннескифского периода. Таким образом, материалы раскопок некрополя Карбан-I актуализируют остающийся практически не исследованным комплекс вопросов, связанных с изучением истории населения Алтая между раннескифским и скифо-сакским временем, в том числе с проблемой преемственности общностей кочевников этих периодов. Одним из наиболее четких проявлений возможной связи является восточная ориентировка умерших, фрагментарно фиксируемая в отдельных «нестандартных» объектах VIII-VI вв. до н. э. и получившая наибольшее распространение в традициях населения пазырыкской культуры.

Благодарности

Исследование выполнено в рамках проекта «Междисциплинарное изучение древних и средневековых обществ Алтая» (№ FZMW-2023-0009) Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абдулганеев М. Т. Майэмирские курганы Бойтыгема // Археология Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 37-43.

Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л. : Наука, 1986. 180 с.

Волков В. В. Центральная Азия и скифо-сибирская проблема : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1990. 26 с.

Генинг В. В., Генинг В. Ф. Метод определения традиций ориентировок погребенных по сторонам горизонта // Археология и методы исторических реконструкций. Киев : Наукова думка, 1985. С. 136-152.

Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М. : ГРВЛ, 1980. 256 с.

Грязнов М. П. История древних племён Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // МИА. М., Л. : Изд-во АН СССР, 1956. № 48. 256 с.

Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. 292 с.

Кирюшин Ю. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I. Культура населения в раннескифское время. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1997. 232 с.

Кирюшин Ю. Ф., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. 234 с.

Ковалев А. А. Каменные изваяния Чёрного Иртыша (ещё раз о джунгарской прародине скифов) // Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 24-29.

Комиссаров С. А. Культуры Чауху — центральная культура скифской эпохи на территории Синьцзяна (КНР) // Terra Scythica. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011. С. 121-129.

Кубарев В. Д., Шульга П. И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. 282 с.

Кулемзин В. М. Обряды перевода из реального мира в потусторонний у населения Западной Сибири в XVIII-XX вв. // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири: Мир реальный и потусторонний. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. II. С. 334-383, 393-422.

Марсадолов Л. С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае // Материалы СААЭ ГЭ. СПб. : ГЭ, 2001, вып. 4. 184 с.

Мартынов А. И., Кулемзин А. М., Мартынова Г. С. Раскопки могильника у поселка Акташ в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1985. С. 147-172.

Могильников В. А. Курганы Кер-Кечу // Проблемы изучения культуры населения Горного Алтая. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1988. С. 60-107.

Могильников В. А. Некоторые аспекты этнокультурного развития Горного Алтая в раннем железном веке // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1986. С. 35-67.

Могильников В. А., Суразаков А. С. Раскопки Второго Сальдярского могильника // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск : ГАИГИ, 1997. С. 126-144.

Папин Д. В. Погребальный обряд Бобровского грунтового могильника и некоторые вопросы хронологии переходного времени от бронзы к железу на Верхней Оби // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4 (60). С. 147-150.

Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. : Языки русской культуры, 1999. 720 с.

Полосьмак Н. В. Пазырыкские аналогии в могилах Синьцзяна // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 4. С. 337-343.

Савинов Д. Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и куль-турогенез. СПб. : СПбГУ. 2002. 204 с.

Серегин Н. Н., Демин М. А., Радовский С. С. Погребение раннескифского времени из урочища Карбан (Северный Алтай) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2022. Вып. XXVIII. С. 341-347.

Степанова Н. Ф. К вопросу о кара-кобинской культуре скифского времени Горного Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. Т. IX. Ч. I. С. 484-487.

Степанова Н. Ф. Погребения в каменных ящиках и их датировка // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 54-69.

Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М. : Наука, 1992. 493 с.

Суразаков А. С. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения. Горно-Алтайск : Алт. кн. изд-во. Горно-Алт. отд-ние, 1989. 214 с.

Суразаков А. С. Курганы эпохи раннего железа в могильнике Кызык-Телань-I (к вопросу о выделении кара-кобинской культуры) // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1983. С. 42-52.

Суразаков А. С., Тишкин А. А. Археологический комплекс Кызык-Телань-I в Горном Алтае и результаты его изучения. Барнаул : Азбука, 2007. 232 с.

Фролов Я. В. Погребальный обряд населения Барнаульского Приобья в VI в. до н. э. — II в. н. э. (по данным грунтовых могильников). Барнаул : Азбука, 2008. 479 с.

Хабдулина М. К. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. Алматы : Ракурс, 1994. 170 с.

Шилов Ю. А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. Киев : СИНТО, 1995. 744 с.

Шульга П. И. Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае. Ч. I. Барнаул : Азбука, 2008. 276 с.

Шульга П. И. Синьцзян в VIII-III вв. до н. э.: (Погребальные комплексы. Хронология и периодизация). Барнаул : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. 238 с.

REFERENCES

Abdulganeev M. T. Maiemirskie kurgany Boitygema [Mayemir burial mounds of Boitogem]. Arkheologiia Gornogo Altaia [Archeology of Gorny Altai]. Barnaul: Altai University Press, 1994. P. 37-43 (in Russian).

Frolov Ia. V. Pogrebalnyi obriad naseleniia Barnaul'skogo Priob'ia v VI v. do n. e. — II v. n. e. (po dannymgruntovykh mogilnikov) [Funeral rite of the population of Barnaul Ob in the VI century. BC. — II century AD (according to soil burial grounds)]. Barnaul: Azbuka, 2008. 479 p. (in Russian).

Gening V. V., Gening V. F. Metod opredelenija tradicij orientirovok pogrebennyh po storonam gorizonta [Method for determining the orientations of orientations buried along the horizon] // Arheologija i metody istoricheskih rekonstrukcij [Archeology and methods of historical reconstruction]. Kiev: Naukova dumka, 1985. P. 136-152 (in Russian).

Grach A. D. Drevnie kochevniki v centre Azii [Ancient nomads in the center of Asia]. Moscow: Nauka, 1980. 256 p. (in Russian).

Grjaznov M. P. Istorija drevnih plemjon Verhnej Obi po raskopkam bliz s. Bol'shaja Rechka [The history of the ancient tribes of the Upper Ob by excavations near the village. Bolshaya Rechka]. Moscow, Leningrad: Nauka, 1956. 256 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khabdulina M. K. Stepnoe Priishim'e v epokhu rannego zheleza [Steppe Priishimye in the Early Iron Age]. Almaty: Rakurs, 1994. 170 p. (in Russian).

Kiryushin Iu. F., Stepanova N. F. Skifskaya epoha Gornogo Altaya. Chast III: Pogrebalnye kompleksy skifskogo vremeni Srednej Katuni [Stepanova N. F. Scythian era of Gorny Altai. Part III: Funeral complexes of the Scythian time of the Middle Katun]. Barnaul: Altai University Press, 2004. 292 p. (in Russian).

Kiriushin Iu. F., Stepanova N. F., Tishkin A. A. Skifskaia epokha Gornogo Altaia. Chast II: Pogrebal'no-pominal'nye kompleksy pazyrykskoi kul'tury [Scythian era of Gorny Altai. Part

EE: Burial and memorial complexes of the Pazyryk culture]. Barnaul: Altai University Press, 2003. 234 p. (in Russian).

Kiriushin Iu. F., Tishkin A. A. Skifskaia epokha Gornogo Altaia. Chast I. Kul'tura naseleniia v ranneskifskoe vremia [Scythian era of Gorny Altai. Part I. Culture of the population in the early Scythian time]. Barnaul: Altai University Press, 1997. 232 p. (in Russian).

Kovalev A. A. Kamennye izvaianiia Chernogo Irtysha (eshche raz o dzhungarskoi prarodine skifov) [Stone statues of the Black Irtysh (once again about the Dzhungarian ancestral home of the Scythians)] // Skify. Khazary. Slaviane. Drevniaia Rus [Scythians. Khazars. Slavs. Ancient Rus']. Saint Petersburg.: State Hermitage Press, 1998. P. 24-29 (in Russian).

Komissarov S. A. Kul'tury Chaukhu — Tsentral'naia kul'tura skifskoi epokhi na territorii Sin'tsziana (KNR) [Chaohu cultures — the Central culture of the Scythian era in Xinjiang (PRC)]. "Terra Scythica" ["Terra Scythica"]. Novosibirsk: Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2011. P. 121-129 (in Russian).

Kubarev V. D., Shul'ga P. I. Pazyrykskaia kul'tura (kurgany Chui i Ursula) [Pazyryk culture (kurgans Khui and Ursula)]. Barnaul: Altai University Press, 2007. 282 p. (in Russian).

Kulemzin V. M. Obrjadyperevoda iz realnogo mira vpotustoronnij u naselenija Zapadnoj Sibiri v XVIII-XX vv. [Rites of transfer from the real world to the other world among the population of Western Siberia in the KhVIIII-XX centuries.] Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoj Sibiri. P. II: Mir real'nyj i potustoronnij [Essays on the cultural genesis of the peoples of Western Siberia. P. I: The real and otherworldly world]. Tomsk: Tomsk University Press, 1994. P. 334-383, 393-422 (in Russian).

Marsadolov L. S. Kompleks pamiatnikov v Semisarte na Altae [Complex of monuments in Semisart in Altai]. Saint Petersburg: GE, 2001. 184 p. (in Russian).

Martynov A. I., Kulemzin A. M., Martynova G. S. Raskopki mogil'nika u poselka Aktash v Gornom Altae [Excavations of the burial ground near the village of Aktash in Gorny Altai]. Altai v epokhu kamnia i rannego metalla [Altai in the era of stone and early metal]. Barnaul: Altai University Press, 1985. P. 147-172 (in Russian).

Mogil'nikov V. A. Kurgany Ker-Kechu [Mounds of Ker-Kechu]. Problemy izucheniya kul'tury naseleniya Gornogo Altaya [Problems of studying the culture of the population of Gorny Altai]. Gorno-Altajsk: GANIIIYAL, 1988. P. 60-107 (in Russian).

Mogil'nikov V. A. Nekotorye aspekty etnokul'turnogo razvitiya Gornogo Altaya v rannem zheleznom veke [Some Aspects of the Ethnocultural Development of the Altai Mountains in the Early Iron Age]. Materialy po arheologii Gornogo Altaya [Materials on the archeology of Gorny Altai]. Gorno-Altajsk: GANIIIYAL. 1986. P. 35-67 (in Russian).

Mogil'nikov V. A., Surazakov A. S. Raskopki Vtorogo Sal'diarskogo mogil'nika [Excavations of the Second Saldiar burial ground]. Istochniki po istorii Respubliki Altai [Sources on the history of the Altai Republic]. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaiskii institut gumanitarnykh issledovanii, 1997. P. 126-144 (in Russian).

Papin D. V. Pogrebal'nyi obriad Bobrovskogo gruntovogo mogil'nika i nekotorye voprosy khronologii perekhodnogo vremeni ot bronzy k zhelezu na Verkhnei Obi [The funeral rite of the Bobrovsky soil burial ground and some questions of the chronology of the transitional time from bronze to iron on the Upper Ob]. Izvestiia Altaiskogogosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Altai State University]. 2008. no 4-2 (60). P. 147-150 (in Russian).

Podosinov A. V. Ex oriente lux! Orientacijapo stranam sveta v arhaicheskih kul'turah Evrazii [Ex oriente lux! Orientation around the world in archaic cultures of Eurasia]. Moscow: Izd-vo Jazyki russkoj kul'tury, 1999. 720 p. (in Russian).

Polos'mak N. V. Pazyrykskie analogii v mogilakh Sin'tsziana [Pazyryk analogies in the graves of Xinjiang]. Problemy arkheologii, etnografii i antropologii Sibiri isopredel'nykh territorii [Problems of archeology, ethnography and anthropology of Siberia and adjacent territories]. Novosibirsk: Izd-vo IAET SO RAN, 1998. Vol. 4. P. 337-343 (in Russian).

Savinov D. G. Rannie kochevniki Verkhnego Eniseia. Arkheologicheskie kul'tury i kul'turogenez [Early nomads of the Upper Yenisei. Archaeological cultures and cultural genesis]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University, 2002. 204 p. (in Russian).

Seregin N. N., Demin M. A., Radovskij S. S. Pogrebenie ranneskifskogo vremeni iz urochishcha Karban (Severnyj Altaj) [Early Scythian burial from the Karban tract (Northern Altai)]. Sohranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya Altajskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul: Altai University Press, 2022. Iss. XXVIII. P. 341-347 (in Russian).

Shilov Ju. A. Prarodina ariev. Istorija, obrjady i mify [The ancestral home of the Aryans. History, rites and myths]. Kiev: SINTO, 1995. 744 p. (in Russian).

Shul'ga P. I. Snariazhenie verkhovoi loshadi i voinskie poiasa na Altae. Ch. I [Riding horse equipment and military belts in Altai. Ch. I]. Barnaul: Azbuka, 2008. 276 p. (in Russian).

Shul'ga P. I. Sin'tszian v VIII-III vv. do n. e.: (Pogrebalnye kompleksy. Khronologiia i periodizatsiia) [Xinjiang in the VIII-OR centuries. BC: (Burial complexes. Chronology and periodization)]. Barnaul: Altai State Technical University Press, 2010. 238 p. (in Russian).

Stepanova N. F. K voprosu o kara-kobinskoi kul'ture skifskogo vremeni Gornogo Altaia [To the question of the Kara-Koba culture of the Scythian time of Gorny Altai]. Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories]. Novosibirsk: Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2003. Vol. IX. Part. I. P. 484-487 (in Russian).

Stepanova N. F. Pogrebeniia v kamennykh iashchikakh i ikh datirovka [Burials in stone boxes and their dating]. Pogrebalnyi obriaddrevnikhplemen Altaia [Funeral rite of the ancient tribes of Altai]. Barnaul: Altai University Press, 1996. P. 54-69 (in Russian).

Stepnaya polosa aziatskoj chasti SSSR v skifo-sarmatskoe vremya [The steppe strip of the Asian part of the USSR in the Scythian-Sarmatian time]. M.: Nauka, 1992. 494 p. (in Russian).

Surazakov A. S. Gornyi Altai i ego severnye predgor'ia v epokhu rannego zheleza. Problemy khronologii i kul'turnogo razgranicheniia [Mountain Altai and its northern foothills in the Early Iron Age. Chronology and cultural distinctions]. Gorno-Altaisk: Alt. kn. izd-vo: Gorno-Altaisk Branch, 1989. 214 p. (in Russian).

Surazakov A. S. Kurgany epokhi rannego zheleza v mogil'nike Kyzyk-Telan' — I (k voprosu o vydelenii kara-kobinskoi kul'tury) [Mounds of the Early Iron Age in the Kyzyk-Telan-I burial ground (on the issue of identifying the Kara-Kuban culture)]. Arkheologicheskie issledovaniia v Gornom Altae v 1980-1982godakh [Archaeological research in Gorny Altai in 1980-1982]. Gorno-Altaisk: GANIIIIaL, 1983. P. 42-52 (in Russian).

Surazakov A. S., Tishkin A. A. Arkheologicheskii kompleks Kyzyk-Telan — I v Gornom Altae i rezul'taty ego izucheniia [The archaeological complex of Kyzyk-Telan-I in Gorny Altai and the results of its study]. Barnaul: Azbuka, 2007. 232 p. (in Russian).

Vadetskaia E. B. Arkheologicheskie pamiatniki v stepiakh Srednego Eniseia [Archaeological sites in the steppes of the Middle Yenisei]. Leningrad: Nauka, 1986. 180 p. (in Russian).

Volkov V. V. Tsentralnaia Aziia i skifo-sibirskaia problema [Central Asia and the Scythian-Siberian problem]: avtoreferat dis ... dok. istorich. nauk Moskva, 1990. 26 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 15.11.2022.

Принята к публикации 27.02.2023.

Дата публикации 03.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.