УДК 336.1 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-10-61-65
К ВОПРОСУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
СИВКОВА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье приводятся результаты исследования проблемы реструктуризации кредитных организаций в современной России, отражающие внешние факторы, причины, проявления и последствия финансовой несостоятельности кредитных организаций, а также цели, средства, результаты реструктуризации и общую направленность государственного регулирования кредитной системы Российской Федерации в 2008-2016 гг. Установлено, что основные внутренние причины банкротства кредитных организаций связаны с ненадлежащей моделью ведения бизнеса, неспособной адекватно минимизировать риски в конкретной деловой среде; плохое или ненадлежащее корпоративное управление; ошибочные стратегические решения высшего руководства; несоответствие мотивации внутренних структур внешним интересам стейкхолдеров. Анализ состояния банковского сектора позволяет сделать вывод, что, несмотря на активную реструктуризацию коммерческих банков, проводимую Агентством по страхованию вкладов с 2008 г., внешние факторы (санкционные войны, ценовые шоки, валютный кризис) способствовали тому, что в 2013-2015 гг. положительные процессы в банковском секторе России вновь сменились негативными тенденциями, связанными с ростом процентных издержек, потерь по кредитам и, как следствие, с необходимостью увеличения банковских резервов. Анализ среза из 14 коммерческих банков, процедура санации по которым завершена, показывает, что только один коммерческий банк прошел успешно санацию, сохранив и свое наименование и лицензию Банка России. Промежуточные результаты реструктуризации кредитных организаций позволяют предположить, что приоритетной целью и общей направленностью деятельности Агентства по страхованию вкладов как регулятора выступает не финансовое оздоровление проблемных банков как таковое, а санация банковской системы, повышающая ее устойчивость в целом и способствующая концентрации банковского капитала в России на основе слияний и поглощений. Автор предполагает, что сбалансированное развитие кредитной системы в России потребует более широких возможностей санации как на основе самооздоровления кредитных организаций за счет совершенствования надзора, процедур выявления слабых банков, регулирования самого процесса самооздоровления, так и с помощью внедрения новых инструментов санации уже в рамках режима урегулирования несостоятельности.
Ключевые слова: финансовая несостоятельность (банкротство), кредитные организации, Агентство по страхованию вкладов, реструктуризация, санация
В соответствии с этимологией термина «реструктуризация» как изменения структуры какого-либо объекта или системы при сохранении неизменности его функционала, реструктуризация объекта предполагает, что:
- не может получиться совершенно другой объект;
- объект не может исчезнуть, так как процесс исчезновения объекта является его ликвидацией.
В Российской Федерации реструктуризация кредитных организаций осуществлялась первоначально Агентством по реструктуризации кредитных организаций, имеющим статус государственной корпорации (1999-2004 гг.), которое было ликвидировано на основании Федерального закона от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утра-
тившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» [1]. Его функции перешли к Агентству по страхованию вкладов (АСВ). В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [2], Федеральным законом от 02.12.1990 г. № 3951 «О банках и банковской деятельности» [3] и Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4] АСВ осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций.
По состоянию на апрель 2016 г. в систему страхования вкладов (ССВ) входит 819 банков, в том числе:
- действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами - 545;
E. A. SIVKOVA
- действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц - 5;
- банков, находящихся в процессе ликвидации (конкурсного производства) - 269.
В прошлом слабые кредитные организации способствовали финансовым кризисам. Согласно современным представлениям о деловом цикле [5], можно выделить два типа кризисов:
1) кризисы, вызванные резким увеличением временных предпочтений. Кризисы первого типа наиболее остро проявляются в реальном секторе экономики (Великая депрессия 1929-1933 гг., которой предшествует кредитная экспансия 19221929 гг.);
2) Кризисы, вызванные резким уменьшением склонности к риску со стороны участников рынка. Кризисы второго типа берут свое начало в финансовом секторе (кризис 2007-2009 гг., вызванный тем, что банковский сектор нерационально расширил долю рискованных инвестиций).
В свою очередь к проблемам кредитных организаций могут приводить и внешние факторы, в том числе валютные кризисы, ценовые шоки, слабость реальной экономики и т. п. Тем не менее финансово устойчивые и эффективно управляемые кредитные организации способны переживать самые сильные внешние потрясения и, напротив, слабая кредитная организация (банк) обязательно проявит недостатки управления и контроля под влиянием негативных макроэкономических факторов.
К симптомам слабости кредитной организации обычно относят следующие явления:
- низкое качество активов;
- недостаточная прибыльность;
- утрата капитала;
- избыток заемных средств (например, превышение нормативного отношения заемных средств к собственным);
- избыточная подверженность рискам (например, в терминах концентрации риска);
- репутационные проблемы;
- вероятная нехватка ликвидности.
Однако симптомы несостоятельности кредитной организации являются лишь следствием влияния факторов слабости банков. Причины слабости кредитных организаций, как правило, сводятся к одному или нескольким условиям:
- ненадлежащая (с учетом деловой среды) модель ведения бизнеса;
- плохое или ненадлежащее корпоративное управление;
- плохое принятие решений высшим руководством;
- несоответствие мотивации внутренних структур внешним интересам стейкхолдеров [6].
На поверхности указанные причины проявляют себя как кредитные проблемы (кредитный риск и риск ликвидности, рыночный, операционный риск, риск изменения процентных ставок и т. д.).
Развитие кредитной системы Российской Федерации явилось следствием поиска ответов на кризисные явления [7].
Кризис 2007-2009 гг. наглядно показал, что причиной финансовой несостоятельности банков выступает нежизнеспособность моделей ведения бизнеса, которые характеризуются следующими признаками:
- ненадлежащая структура финансирования с учетом данной модели ведения бизнеса;
- чрезмерные концентрации в рамках модели ведения бизнеса - концентрации финансирования клиентской базы, источников дохода и/или риска;
- асимметрия/волатильность доходов, проявляющаяся в виде значительных изменений состава доходов в течение короткого срока, в частности, когда такие изменения вызваны непрофильными видами деятельности;
- нереалистичные стратегические допущения, в частности, чрезмерный оптимизм по поводу своих способностей, возможностей роста, экономических показателей и рыночных тенденций, что ведет к необоснованным стратегическим решениям, ставящим под угрозу жизнеспособность модели ведения бизнеса;
- производство сложных продуктов и вложения в таковые [6].
Преодоление кризисных процессов в реальном и банковском секторе российской экономики в условиях мировой рецессии вновь заставило государство взяться за решение проблемы несостоятельности кредитных организаций. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» определял порядок реструктуризации коммерческих банков с использованием государственных средств [8].
Потребность в специализированном институте реструктуризации кредитных организаций с привлечением государственных средств существенно расширило полномочия Агентства по страхованию вкладов, созданного в соответствии с законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в 2004 г.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Несмотря на активную реструктуризацию коммерческих банков, проводимую АСВ, начиная с 2008 г., внешние факторы способствовали тому, что в 2013-2015 гг. положительные процессы в банковском секторе России вновь сменились негативными тенденциями, связанными с ростом процентных издержек, потерь по кредитам и, как следствие, с необходимостью увеличения банковских резервов. При этом 2015 г. стал наиболее сложным для банковского сектора, что проявилось в сокращении прибыли в 3,1 раза по сравнению с 2014 г. [9].
Все это указывает на то, что для дальнейшего развития кредитной системы в Российской Федерации необходимо повышение ее устойчивости и, следовательно, совершенствование практики банкротства и реструктуризации коммерческих организаций.
Еще в Федеральном законе «О реструктуризации кредитных организаций» были прописаны два основных способа реструктуризации:
- санация кредитной организации с привлечением частного инвестора или, в случае отсутствия такового на первоначальном этапе, с приобретением некоммерческой государственной корпорацией (Агентством) ее акций (долей в уставном каптале);
- частичная санация, предполагающая передачу обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного банка в финансово устойчивый.
Таким образом, наряду с санацией банков в строгом смысле этого слова, как финансового оздоровления, реструктуризация не исключает и вариант реорганизации кредитной организации в форме
присоединения к частному инвестору - санатору (а, следовательно, и ее ликвидации) и передачу имущества и обязательств в процессе банкротства и ликвидации банка. Другими словами отличия санации банка в строгом смысле слова от частичной санации заключаются в цели каждой процедуры.
Если в случае санации банка результатом выступает нормально функционирующая, финансово устойчивая кредитная организация, то целью частичной санации является финансовое оздоровление не конкретного банка, а банковской системы в целом, которое требует либо реорганизации санируемого банка в форме присоединения либо продажи его имущества и обязательств, а, значит, банкротства и ликвидации. Целью ликвидации банка является максимально полное удовлетворение требований его кредиторов. И в этом случае также можно говорить о санации, но не конкретного банка, а банковской системы.
Всего с 2008 г. в процедуре санации участвовали или продолжают участвовать 46 коммерческих банков (рис. 1). При этом в процессе санации находятся 30 российских банков, процедура санации завершена по 14 банкам и в процессе ликвидации находятся 4 кредитных организации.
Анализ среза из 14 коммерческих банков, процедура санации по которым завершена (рис. 2), показывает, что только один коммерческий банк прошел успешно санацию, сохранив и свое наименование и лицензию Банка России.
30 14 4
30 - в процессе; 14 - завершено; 4 - передача имущества и обязательств Рис. 1. Состояние санации коммерческих банков на 29.09.2016 г. [10]
12 1 1
12 - реорганизация в форме присоединения; 1 - отзыв лицензии; 1 - действующий банк Рис. 2. Результаты санации кредитных организаций [10]
Промежуточные результаты реструктуризации кредитных организаций позволяют предположить, что приоритетной целью Агентства выступает санация банковской системы в целом, что способствует концентрации банковского капитала в России на основе слияний и присоединений.
В тоже время сбалансированное развитие кредитной системы в России потребует более широких возможностей санации как на основе самооздоровления кредитных организаций за счет совершенствования надзора, процедур выявления слабых банков, регулирования самого процесса само-
Е. А. SIVKOVA
оздоровления, так и с помощью внедрения новых инструментов санации уже в рамках режима урегулирования несостоятельности, в частности, бридж-банков.
Литература
1. О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»: Федер. закон от 28.08.2004 г. № 87-ФЗ URL: http ://www. consultant. ru/
2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/
3. О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1. URL: http ://www. consultant. ru/
4. О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. URL: http ://www. consultant. ru/
5. Кузнецов Ю. Инвестиционный кризис в России с позиций австрийской школы // Вопросы экономики. 1998. № 2. С. 100.
6. Руководящие принципы по выявлению слабых банков и принятию мер в их отношении. Банк международных расчетов, 2015. С. 10.
7. Сухов М. И. Актуальные вопросы развития банковского сектора Российской Федерации // Деньги и кредит. 2016. № 2. С. 23.
8. О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы до 31 декабря 2014 года: Федеральный закон №175-ФЗ от 27 окт. 2008 г. URL: http://www.consultant.ru/
9. Обзор банковского сектора. URL: http://www.-cbr.ru
10. URL: http://www.asv.org.ru/sanation/banks/
References
1. O priznanii utrativshimi silu Federal'nogo zakona «O restrukturizatsii kreditnykh organizatsij» [About recognition become invalid for the Federal law «About Restructuring of Credit Institutions»]: FZ ot 28.08.2004 g. № 87-FZ
2. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve) kreditnykh organizatsij [About insolvency (bankruptcy) of credit institutions] : Federal'nyj zakon ot 25.02.1999 g. № 40-FZ.
3. O bankakh i bankovskoj deyatel'nosti [About banks and bank activity]: Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 g. № 395-1.
4. O nesostoyatel'nosti (bankrotstve) [About insolvency (bankruptcy)]: Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 g. № 127-FZ.
5. Kuznetsov Yu. Investitsionnyj krizis v Rossii s pozitsij avstrijskoj shkoly [Investment crisis in Russia from positions of the Austrian school] // Voprosy ekonomiki. 1998. № 2. S. 100.
6. Rukovodyashchiye printsipy po vyyavleniyu sla-bykh bankov i prinyatiyu mer v ikh otnoshenii [The guidelines on identification of weak banks and taking measures in their relation]. Bank mezhdunarodnykh raschetov, 2015. S. 10.
7. Sukhov M. I. Aktual'nye voprosy razvitiya bank-ovskogo sektora Rossijskoj Federatsii [Topical issues of development of the banking sector of the Russian Federation] // Den'gi i kredit. 2016. № 2. S. 23.
8. O dopolnitel'nykh merakh dlya ukrepleniya sta-bil'nosti bankovskoj sistemy do 31 dekabrya 2014 goda [About additional measures for strengthening of stability of a banking system till December 31, 2014]: Federal'nyj zakon №175-FZ ot 27 okt. 2008 g.
9. Obzor bankovskogo sektora [Review of the banking sector]. URL: http://www.-cbr.ru
10. URL: http://www.asv.org.ru/sanation/banks/
* * *
TO THE ISSUE ABOUT INSOLVENCY AND RESTRUCTURING OF CREDIT INSTITUTIONS IN RUSSIA
SIVKOVA EKATERINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author gave the results of a research of a problem of restructuring of credit institutions in modern Russia reflecting external factors, the reasons, manifestations and consequences of financial insolvency of credit institutions, and also the purposes, means, results of restructuring and the general orientation of state regulation of credit system of the Russian Federation in 2008-2016. The author established that the main internal reasons for bankruptcy of credit institutions connects with the inadequate model of business incapable adequately to minimize risks in the concrete business environment; bad or inadequate corporate management; wrong strategic decisions of the top management; discrepancy of motivation of internal structures to external interests of stakeholders. The analysis of a condition of the banking sector allows to draw a conclusion that, despite the active restructuring of commercial banks carried out by Deposit Insurance Agency since 2008, external factors (sanctions wars, price shocks, currency crisis) promoted that in 2013-2015 the negative tendencies connected with growth of percentage expenses, losses on the credits and, as a result, with need of increase in bank reserves again replaced positive processes in the banking sector of Russia. The analysis of a cut from 14 commercial banks, the procedure of sanitation for which is complete, shows that only one commercial bank underwent successfully sanitation, having kept
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
E. A. CHBKOBA
65
also the name and the license of the Bank of Russia. Intermediate results of restructuring of credit institutions allow to assume that as the priority purpose and the general orientation of activity of Deposit Insurance Agency as regulator not financial improvement of problem banks per se, and the sanitation of a banking system raising it stability in general and promoting concentration of banking capital in Russia on the basis of merges and absorption acts. The author assumed that the balanced development of credit system in Russia will demand ampler opportunities of sanitation as on the basis of self-improvement of credit institutions due to improvement of supervision, procedures of identification of weak banks, regulation of the process of self-improvement, and by means of introduction of new instruments of sanitation already within the insolvency settlement mode.
Key words: financial insolvency (bankruptcy), credit institutions, Deposit Insurance Agency, restructuring, sanitation
E. A. SIVKOVA
^ 11, № 10, 2016