Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
М. ИЩЕНКО кандидат экономических наук доцент кафедры финансового менеджмента Рязанского государственного радиотехнического университета
К ВОПРОСУ О НЕОДНОРОДНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В статье рассматривается проблема управления социально-экономическими системами с учетом такой их специфической особенности, как неоднородность. Дается характеристика неоднородности системы, обозначаются возможные подходы к управлению неоднородными элементами в целях формирования благоприятных условий для развития социально-экономической системы.
Ключевые слова; система, системный поход, социально-экономическая система, функции и свойства, неоднородность системы, управление системой.
Преобладающий в современных экономических исследованиях системный подход основывается на понимании того, что каждое явление или объект может рассматриваться в качестве системы как комплекса взаимосвязанных подсистем и их элементов. При этом само понятие «системы», определяемой как «совокупность взаимодействующих частей», было дано еще в 1929 г. А.А. Богдановым.
В современной экономической науке ряд авторов рассматривают систему в качестве комплекса процессов и явлений, существующих объективно, независимо от наблюдателя. В этом случае система трактуется как объект исследования и как объект управления. Другими учеными система характеризуется как инструмент или способ исследования сложных процессов и явлений. Третья группа ученых сводит вышеуказанные позиции воедино. В их понимании система является объектом и одновременно - абстрактным отображением действительности. Сходство этих позиций в том, что во всех случаях система рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
В свою очередь, системный подход предполагает, с одной стороны, рассмотрение любого объекта и явления экономики в качестве целого, а с другой, - разложение его на составляющие структурные элементы для целей анализа. То есть системный подход позволяет вскрывать внутренние связи системы, определяющие закономерности ее функционирования и развития. Применительно к сфере управления экономикой сис-
темный подход означает, что процесс выработки и обоснования любого управленческого решения должен исходить из определения общей цели системы и обеспечивать подчинение деятельности всех ее элементов достижению данной цели1.
В современной экономике сосуществуют различные по функциям и размерам системы. Так, социально-экономическая система представляет собой сложную вероятностную динамическую систему, которая охватывает процессы производства, обмена и потребления материальных и других благ, при этом основным элементом такой системы выступает индивид (человек). Для социально-экономических систем характерны следующие общие функции:
- адаптации, предусматривающая ориентацию социально-экономической системы на внешнюю среду для обеспечения доступа к ресурсам;
- целенаправленности, обеспечивающая постановку цели и ее осуществление путем использования ресурсов;
- оптимизации, связанная с обеспечением оптимального состава ресурсов и их наивысшей отдачи с точки зрения цели;
- интеграции, предусматривающая сохранение целостности организационных действий внутри системы посредством контроля над действиями в отдельных подсистемах;
- социализации, связанная с построением и сохранением социальной структуры (норм, ценностей) и обеспечением адекватной мотивации элементов системы.
Наиболее ярким примером сложной динамической системы является региональный комплекс представляющий собой сочетание хозяйственных и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Для изучения таких систем следует выделить два ключевых подхода.
Во-первых, последовательный способ (сверху-вниз), который предполагает копирование матрицы государственных отношений на региональный уровень. В этом случае регион представляет собой однородную систему, в которой основными элементами являются две подсистемы: собственно региона и муниципальных образований. Однако учитывая, что на уровне муниципальных образований идет копирование матрицы региональных отношений, такие системы, с точки зрения федерального исследователя, являются практически однородными.
Во-вторых, параллельный способ (снизу-вверх), позволяющий изучать фактическое устройство отношений внутри системы, в том числе подсистем, содержащих элементы разного уровня, но ориентированных на единую модель регионального управления.
1 Караваева И.Л., Лаврова Т.А., Золин П.М., Золотухин В.А. Менеджмент прогнозирования национальной экономики. М., 2011.
С позиции последовательного способа регион рассматривается как административная система (модель административного устройства общества), производственная система (как территориально-промышленный комплекс) и как социальная система, в которой ключевым элементом является человек, и, соответственно, как система, оказывающая региональные услуги. При этом в российской экономической литературе в региональном комплексе принято выделять: системообразующую базу; системообслуживающий комплекс; экологию; население; инфраструктуру рынка2.
С позиции параллельного способа такое единообразное рассмотрение приводит к возникновению конфликтов в обществе (в связи с отказом от учета особенностей отдельных элементов), либо к недоиспользованию потенциала, так как основные экономические процессы, протекающие в регионе, могут «не замечать» ряд источников ресурсов или игнорировать их.
В связи с этим, при реализации задач управления социально-экономической системой - удовлетворения потребностей и качества жизни населения, поддержания экономической и социальной устойчивости, наращивания экономического, эффективности использования ресурсного потенциала, совершенствования форм, методов, механизмов управления регионом и др. - необходимо очень точно определить объект управления и его подсистемы. Управление системой должно базироваться, прежде всего, на учете таких основных свойств системы как: целостность, целеполагание, наличие внешней среды и структури-руемость.
В современной российской экономической литературе ряд авторов3 выделяют также дополнительные свойства социально-экономических систем, к которым следует отнести:
- иерархичность (наличие подсистемам как составляющих системы более высокого уровня);
- неоднородность (дифференциация подсистем и элементов, много вариантность ролей подсистем в достижении цели системы, объективная многомерность структуры последней);
- устойчивость (социально-экономическая система приспосабливается к потоку дестабилизирующих возмущений из внешней среды, изменяя структуру, характеристики элементов, цели и др.);
2 См, например: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебн. пос. СПб.: Питер, 2005.; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ЭКМОС, 2002; Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: Учебн. М.: ИНФРА-М, 2007.
3 Караваева ИЛ., Лаврова Т.А., Золин П.М., Золотухин В.А. Менеджмент прогнозирования национальной экономики. М., 2011.
- открытость (внешние связи играют существенную роль в функционировании системы и адаптация к внешней среде является важным моментом этого функционирования);
- вариантивность развития (вытекает из взаимозаменяемости ресурсов и наличия альтернативы выбора индивидов и организаций);
- инерционность (для социально-экономической системы характерно наличием временных лагов между затратами, производством, реализацией и потреблением).
Следует отметить, что для целей управления неоднородными элементами ключевым признаком являются не столько территория, сколько наличие единых социально-экономических процессов, которые выступают системным интегратором. В социально-экономических системах формируется сложная взаимосвязь между ее элементами, в рамках которой каждый элемент оказывается связанным с другими по нескольким направлениям. Каждое из направлений формирует новую структуру связей и отношений внутри системы. Между элементами возникают отношения и взаимодействия, которые и приводят к появлению функций системы. При этом, отождествление функций и процессов системы по нашему мнению является ошибочным: так, процесс должен быть организован, управляем, контролируем и может содержать в своем составе не только отношения, но и другие элементы, тогда как функция выступает целевой составляющей движения и развития системы.
Отдельно следует остановиться на свойстве неоднородности, которое влечет за собой существенные изменения функций системы. Под неоднородной социально-экономической системой мы понимаем систему, включающую в себя неоднородные элементы, неоднородные функции, неоднородные отношения, неоднородные структуры, неоднородные процессы. Данное свойство системы препятствует использованию единых приемов и методов в управлении. В этой связи возникает необходимость в иерархии, признании одной из групп методов первичными, иначе говоря, если в регионе существуют неоднородные отношения собственности, то первичными должны быть административные методы, которые устанавливают соотношение между рыночными, социальными и собственно административными методами, так как использование только рыночных методов приведет к конфликту элементов системы.
Категория «неоднородность» в современных теориях выделяется как параметр, нарушающий модель окружающего мира. Такой подход также применяется и в экономических системах. Большинство экономических теорий, начиная с теории общего равновесия, предполагают, что элементы системы по признаку выбранному в теоретической конструкции - однородны. Например, в теории общего равновесия таким однородным элементом выступает экономический человек.
Следует отметить, что зачастую именно неоднородность ведет к появлению новых теорий, пытающихся исправить ошибки в теоретических построениях и выработать новые гипотезы. То есть на теоретическом уровне неоднородность выступает как источник получения нового знания, обеспечивающего разработку более корректных описаний мира. В частности, теория равновесия за последние десятилетия была дополнена такими направлениями исследований как:
- теория агентских отношений (экономический человек, оказываясь по разные стороны договора, уже становится неоднородным по типу принятия решения - агент и принципал);
- теория оппортунистического поведения (в силу присущих индивидуальных качеств, индивид принимает оппортунистические решения, отвергая общую динамику развития);
- теория асимметричности информации (передача и обработка информации неоднородными агентами приводит к ее искажению и неправильному восприятию);
- теория иррационального поведения, в соответствии с которой индивид не максимизирует полезность, а удовлетворяет ее, довольствуясь удовлетворительной, а не максимальной степенью успеха действий;
- теория рефлексии, когда против массы инвесторов ведется информационная война и, благодаря неоднородности информации, получаемой инвесторами, возникают эффекты спекулятивного спроса и ажиотажа.
Вместе с тем, практический опыт регионального управления показывает, что в современной российской экономике некоторые общественно признанные теории управления не находят адаптивной реализации либо находятся в ситуации конфрактации. В качестве примера можно привести теорию равновесия, предполагающую установление равновесной справедливой цены, например на нефтепродукты и стройматериалы. Также при предоставлении в аренду земли возникает оппортунистическое поведение, так как арендаторы перепрофилируют назначение переданных в аренду земли и помещений, нарушая обязательства перед региональными властями. Тем самым подтверждается теория иррационального поведения, когда декларированные преимущества от той или иной деятельности не ведут к ее активному распространению. И, наконец, устойчивое воспроизведение спекулятивного спроса и ажиотажа на традиционные продукты - гречневая крупа, сахар и др., - отражает проявление теории рефлексии.
Кроме того, чем ближе субъект управления находится к основному структурному элементу (в данном случае индивиду и организации), тем выше степень индивидуализации принимаемых решений. Таким образом, степень неоднородности возрастает, и субъект управления
должен адаптироваться к навыкам управления неоднородными объектами.
Причинами неоднородности социально-экономических систем могут быть следующие разнонаправленные факторы, обеспечивающие функционирование подсистем в рамках одной системы:
- различный статус прав собственника подсистем (федеральная, муниципальная, частная);
- неоднородность элементов (физические и юридические лица);
- неоднородность отраслевой принадлежности подсистем;
- разнонаправленность социальных и экономических процессов, нередко противоречащих друг другу;
- несогласованность пространственного размещения подсистем, а именно, неоднородность по отношению к центростремительному устройству системы;
- противоречия структуры оборота подсистем, прежде всего легального и теневого;
- несовпадение временных процессов (дискретность, цикличность, периодичность, непрерывность);
- несогласованность масштаба (локальные, глобальные и т.д.);
- неоднородность целей подсистем;
- неоднородность инвестиционного потенциала подсистем и др.
Указанный перечень не претендует на полное представление всех
видов неоднородностей и показывает, что ориентация на однородные подсистемы чревата существенными последствиями для управления. Если решения органа власти будут противоречить преобладающему большинству, то отдача от таких решений будет в значительной степени ограничена (например, декларация поддержки определенных видов бизнеса может оказаться невостребованной, если финансирование не обеспечивает порога вхождения для новых предпринимателей или оно не интересно в силу малого размера, - для действующих). И точно также возможны случаи, когда ориентация на преобладающее большинство не приводит к достижению цели.
Необходимо отметить, что источник неоднородности может носить как субъективный, так и объективный характер. Например, неоднородность по признаку собственности объективна, а вот оппортунистическое поведение уже субъективно. В свою очередь субъективность объектов управления связана с тем, что индивиды или организации с преобладающим неоднородным признаком могут отказаться от копирования поведения успешных объектов управления по целому ряду признаков и тем самым обеспечить неоднородность, в силу иррациональности своего поведения. С другой стороны, неоднородные объекты по отношению к решению органа власти могут начать адаптивное поведение и подстраиваться под принятые решения, опять же нарушая ожидания
регионального органа власти по пропорции однородных и неоднородных объектов.
Таким образом, несмотря на достаточное количество определений неоднородной системы по внутреннему признаку, которые констатируют факт неоднородности и предлагают способы его устранения, для целей управления следует предложить определение неоднородной системы по субъективному признаку - достижению целей управления. Данный признак характеризует подсистемы управления по степени корректировки внутренних целей с соответствующими действиями органов власти.
Так, для целей регионального управления неоднородная социальноэкономическая система субъекта РФ представляет собой такую совокупность подсистем, для каждой из которых характерна неопределенность реакции и иррациональность выбора по отношению к управленческому воздействию, преодоление которой требует разработки специального инструментария управления. В данном случае под неопределенностью реакции мы будем понимать различную реакцию подсистем на управленческое воздействие в части корректировки целей подсистем, под иррациональностью выбора - мотивированный отказ от максимизации выгод от управленческого воздействия, вплоть до оппортунистического поведения. При этом управленческие воздействия должны иметь три ключевые составляющие: экономически рациональную, направленную на рациональный объект управления; предотвращающую неопределенность путем централизованного регулирования (для иррационального поведения); компенсационную4, полученную путем двухсторонних договоренностей с подсистемами, имеющими критическое значение для всей системы в целом. Кроме того, деятельность самой системы управления также должна быть защищена, так как она должна уметь адаптироваться к проявлениям неоднородности при отборе объектов.
В современной экономике неоднородность является неотъемлемым свойством абсолютного большинства социально-экономических систем, что обосновывает необходимость развития нового направления менеджмента, задачей которого станет разработка управленческих решений для воздействия на неоднородные элементы и подсистемы для их корректировки с общей целью эффективного развития системы в целом.
4 Сапир Ж. К. экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики: Пер. с фр. М.: ГУ ВШЭ, 2001.