Научная статья на тему 'К вопросу о неоднородности социально-экономических систем'

К вопросу о неоднородности социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОХОД / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА / НЕОДНОРОДНОСТЬ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ / SYSTEM / A SYSTEMS APPROACH / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM / FUNCTION AND PROPERTIES / CONCEPT AND ESSENCE OF HETEROGENEITY / SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищенко М.

В статье рассматривается проблема управления социально-экономическими системами с учетом такой их специфической особенности, как неоднородность. Дается характеристика неоднородности системы, обозначаются возможные подходы к управлению неоднородными элементами в целях формирования благоприятных условий для развития социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS HETEROGENEITY

The paper considers the issue of management in the social and economic systems subject to their specific feature the heterogeneity. The author offers characteristic of the system heterogeneity as well as possible approaches to management of non-uniform elements aiming to formation of favorable conditions for development of social and economic system.

Текст научной работы на тему «К вопросу о неоднородности социально-экономических систем»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2012

М. ИЩЕНКО кандидат экономических наук доцент кафедры финансового менеджмента Рязанского государственного радиотехнического университета

К ВОПРОСУ О НЕОДНОРОДНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье рассматривается проблема управления социально-экономическими системами с учетом такой их специфической особенности, как неоднородность. Дается характеристика неоднородности системы, обозначаются возможные подходы к управлению неоднородными элементами в целях формирования благоприятных условий для развития социально-экономической системы.

Ключевые слова; система, системный поход, социально-экономическая система, функции и свойства, неоднородность системы, управление системой.

Преобладающий в современных экономических исследованиях системный подход основывается на понимании того, что каждое явление или объект может рассматриваться в качестве системы как комплекса взаимосвязанных подсистем и их элементов. При этом само понятие «системы», определяемой как «совокупность взаимодействующих частей», было дано еще в 1929 г. А.А. Богдановым.

В современной экономической науке ряд авторов рассматривают систему в качестве комплекса процессов и явлений, существующих объективно, независимо от наблюдателя. В этом случае система трактуется как объект исследования и как объект управления. Другими учеными система характеризуется как инструмент или способ исследования сложных процессов и явлений. Третья группа ученых сводит вышеуказанные позиции воедино. В их понимании система является объектом и одновременно - абстрактным отображением действительности. Сходство этих позиций в том, что во всех случаях система рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей.

В свою очередь, системный подход предполагает, с одной стороны, рассмотрение любого объекта и явления экономики в качестве целого, а с другой, - разложение его на составляющие структурные элементы для целей анализа. То есть системный подход позволяет вскрывать внутренние связи системы, определяющие закономерности ее функционирования и развития. Применительно к сфере управления экономикой сис-

темный подход означает, что процесс выработки и обоснования любого управленческого решения должен исходить из определения общей цели системы и обеспечивать подчинение деятельности всех ее элементов достижению данной цели1.

В современной экономике сосуществуют различные по функциям и размерам системы. Так, социально-экономическая система представляет собой сложную вероятностную динамическую систему, которая охватывает процессы производства, обмена и потребления материальных и других благ, при этом основным элементом такой системы выступает индивид (человек). Для социально-экономических систем характерны следующие общие функции:

- адаптации, предусматривающая ориентацию социально-экономической системы на внешнюю среду для обеспечения доступа к ресурсам;

- целенаправленности, обеспечивающая постановку цели и ее осуществление путем использования ресурсов;

- оптимизации, связанная с обеспечением оптимального состава ресурсов и их наивысшей отдачи с точки зрения цели;

- интеграции, предусматривающая сохранение целостности организационных действий внутри системы посредством контроля над действиями в отдельных подсистемах;

- социализации, связанная с построением и сохранением социальной структуры (норм, ценностей) и обеспечением адекватной мотивации элементов системы.

Наиболее ярким примером сложной динамической системы является региональный комплекс представляющий собой сочетание хозяйственных и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Для изучения таких систем следует выделить два ключевых подхода.

Во-первых, последовательный способ (сверху-вниз), который предполагает копирование матрицы государственных отношений на региональный уровень. В этом случае регион представляет собой однородную систему, в которой основными элементами являются две подсистемы: собственно региона и муниципальных образований. Однако учитывая, что на уровне муниципальных образований идет копирование матрицы региональных отношений, такие системы, с точки зрения федерального исследователя, являются практически однородными.

Во-вторых, параллельный способ (снизу-вверх), позволяющий изучать фактическое устройство отношений внутри системы, в том числе подсистем, содержащих элементы разного уровня, но ориентированных на единую модель регионального управления.

1 Караваева И.Л., Лаврова Т.А., Золин П.М., Золотухин В.А. Менеджмент прогнозирования национальной экономики. М., 2011.

С позиции последовательного способа регион рассматривается как административная система (модель административного устройства общества), производственная система (как территориально-промышленный комплекс) и как социальная система, в которой ключевым элементом является человек, и, соответственно, как система, оказывающая региональные услуги. При этом в российской экономической литературе в региональном комплексе принято выделять: системообразующую базу; системообслуживающий комплекс; экологию; население; инфраструктуру рынка2.

С позиции параллельного способа такое единообразное рассмотрение приводит к возникновению конфликтов в обществе (в связи с отказом от учета особенностей отдельных элементов), либо к недоиспользованию потенциала, так как основные экономические процессы, протекающие в регионе, могут «не замечать» ряд источников ресурсов или игнорировать их.

В связи с этим, при реализации задач управления социально-экономической системой - удовлетворения потребностей и качества жизни населения, поддержания экономической и социальной устойчивости, наращивания экономического, эффективности использования ресурсного потенциала, совершенствования форм, методов, механизмов управления регионом и др. - необходимо очень точно определить объект управления и его подсистемы. Управление системой должно базироваться, прежде всего, на учете таких основных свойств системы как: целостность, целеполагание, наличие внешней среды и структури-руемость.

В современной российской экономической литературе ряд авторов3 выделяют также дополнительные свойства социально-экономических систем, к которым следует отнести:

- иерархичность (наличие подсистемам как составляющих системы более высокого уровня);

- неоднородность (дифференциация подсистем и элементов, много вариантность ролей подсистем в достижении цели системы, объективная многомерность структуры последней);

- устойчивость (социально-экономическая система приспосабливается к потоку дестабилизирующих возмущений из внешней среды, изменяя структуру, характеристики элементов, цели и др.);

2 См, например: Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебн. пос. СПб.: Питер, 2005.; Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ЭКМОС, 2002; Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: Учебн. М.: ИНФРА-М, 2007.

3 Караваева ИЛ., Лаврова Т.А., Золин П.М., Золотухин В.А. Менеджмент прогнозирования национальной экономики. М., 2011.

- открытость (внешние связи играют существенную роль в функционировании системы и адаптация к внешней среде является важным моментом этого функционирования);

- вариантивность развития (вытекает из взаимозаменяемости ресурсов и наличия альтернативы выбора индивидов и организаций);

- инерционность (для социально-экономической системы характерно наличием временных лагов между затратами, производством, реализацией и потреблением).

Следует отметить, что для целей управления неоднородными элементами ключевым признаком являются не столько территория, сколько наличие единых социально-экономических процессов, которые выступают системным интегратором. В социально-экономических системах формируется сложная взаимосвязь между ее элементами, в рамках которой каждый элемент оказывается связанным с другими по нескольким направлениям. Каждое из направлений формирует новую структуру связей и отношений внутри системы. Между элементами возникают отношения и взаимодействия, которые и приводят к появлению функций системы. При этом, отождествление функций и процессов системы по нашему мнению является ошибочным: так, процесс должен быть организован, управляем, контролируем и может содержать в своем составе не только отношения, но и другие элементы, тогда как функция выступает целевой составляющей движения и развития системы.

Отдельно следует остановиться на свойстве неоднородности, которое влечет за собой существенные изменения функций системы. Под неоднородной социально-экономической системой мы понимаем систему, включающую в себя неоднородные элементы, неоднородные функции, неоднородные отношения, неоднородные структуры, неоднородные процессы. Данное свойство системы препятствует использованию единых приемов и методов в управлении. В этой связи возникает необходимость в иерархии, признании одной из групп методов первичными, иначе говоря, если в регионе существуют неоднородные отношения собственности, то первичными должны быть административные методы, которые устанавливают соотношение между рыночными, социальными и собственно административными методами, так как использование только рыночных методов приведет к конфликту элементов системы.

Категория «неоднородность» в современных теориях выделяется как параметр, нарушающий модель окружающего мира. Такой подход также применяется и в экономических системах. Большинство экономических теорий, начиная с теории общего равновесия, предполагают, что элементы системы по признаку выбранному в теоретической конструкции - однородны. Например, в теории общего равновесия таким однородным элементом выступает экономический человек.

Следует отметить, что зачастую именно неоднородность ведет к появлению новых теорий, пытающихся исправить ошибки в теоретических построениях и выработать новые гипотезы. То есть на теоретическом уровне неоднородность выступает как источник получения нового знания, обеспечивающего разработку более корректных описаний мира. В частности, теория равновесия за последние десятилетия была дополнена такими направлениями исследований как:

- теория агентских отношений (экономический человек, оказываясь по разные стороны договора, уже становится неоднородным по типу принятия решения - агент и принципал);

- теория оппортунистического поведения (в силу присущих индивидуальных качеств, индивид принимает оппортунистические решения, отвергая общую динамику развития);

- теория асимметричности информации (передача и обработка информации неоднородными агентами приводит к ее искажению и неправильному восприятию);

- теория иррационального поведения, в соответствии с которой индивид не максимизирует полезность, а удовлетворяет ее, довольствуясь удовлетворительной, а не максимальной степенью успеха действий;

- теория рефлексии, когда против массы инвесторов ведется информационная война и, благодаря неоднородности информации, получаемой инвесторами, возникают эффекты спекулятивного спроса и ажиотажа.

Вместе с тем, практический опыт регионального управления показывает, что в современной российской экономике некоторые общественно признанные теории управления не находят адаптивной реализации либо находятся в ситуации конфрактации. В качестве примера можно привести теорию равновесия, предполагающую установление равновесной справедливой цены, например на нефтепродукты и стройматериалы. Также при предоставлении в аренду земли возникает оппортунистическое поведение, так как арендаторы перепрофилируют назначение переданных в аренду земли и помещений, нарушая обязательства перед региональными властями. Тем самым подтверждается теория иррационального поведения, когда декларированные преимущества от той или иной деятельности не ведут к ее активному распространению. И, наконец, устойчивое воспроизведение спекулятивного спроса и ажиотажа на традиционные продукты - гречневая крупа, сахар и др., - отражает проявление теории рефлексии.

Кроме того, чем ближе субъект управления находится к основному структурному элементу (в данном случае индивиду и организации), тем выше степень индивидуализации принимаемых решений. Таким образом, степень неоднородности возрастает, и субъект управления

должен адаптироваться к навыкам управления неоднородными объектами.

Причинами неоднородности социально-экономических систем могут быть следующие разнонаправленные факторы, обеспечивающие функционирование подсистем в рамках одной системы:

- различный статус прав собственника подсистем (федеральная, муниципальная, частная);

- неоднородность элементов (физические и юридические лица);

- неоднородность отраслевой принадлежности подсистем;

- разнонаправленность социальных и экономических процессов, нередко противоречащих друг другу;

- несогласованность пространственного размещения подсистем, а именно, неоднородность по отношению к центростремительному устройству системы;

- противоречия структуры оборота подсистем, прежде всего легального и теневого;

- несовпадение временных процессов (дискретность, цикличность, периодичность, непрерывность);

- несогласованность масштаба (локальные, глобальные и т.д.);

- неоднородность целей подсистем;

- неоднородность инвестиционного потенциала подсистем и др.

Указанный перечень не претендует на полное представление всех

видов неоднородностей и показывает, что ориентация на однородные подсистемы чревата существенными последствиями для управления. Если решения органа власти будут противоречить преобладающему большинству, то отдача от таких решений будет в значительной степени ограничена (например, декларация поддержки определенных видов бизнеса может оказаться невостребованной, если финансирование не обеспечивает порога вхождения для новых предпринимателей или оно не интересно в силу малого размера, - для действующих). И точно также возможны случаи, когда ориентация на преобладающее большинство не приводит к достижению цели.

Необходимо отметить, что источник неоднородности может носить как субъективный, так и объективный характер. Например, неоднородность по признаку собственности объективна, а вот оппортунистическое поведение уже субъективно. В свою очередь субъективность объектов управления связана с тем, что индивиды или организации с преобладающим неоднородным признаком могут отказаться от копирования поведения успешных объектов управления по целому ряду признаков и тем самым обеспечить неоднородность, в силу иррациональности своего поведения. С другой стороны, неоднородные объекты по отношению к решению органа власти могут начать адаптивное поведение и подстраиваться под принятые решения, опять же нарушая ожидания

регионального органа власти по пропорции однородных и неоднородных объектов.

Таким образом, несмотря на достаточное количество определений неоднородной системы по внутреннему признаку, которые констатируют факт неоднородности и предлагают способы его устранения, для целей управления следует предложить определение неоднородной системы по субъективному признаку - достижению целей управления. Данный признак характеризует подсистемы управления по степени корректировки внутренних целей с соответствующими действиями органов власти.

Так, для целей регионального управления неоднородная социальноэкономическая система субъекта РФ представляет собой такую совокупность подсистем, для каждой из которых характерна неопределенность реакции и иррациональность выбора по отношению к управленческому воздействию, преодоление которой требует разработки специального инструментария управления. В данном случае под неопределенностью реакции мы будем понимать различную реакцию подсистем на управленческое воздействие в части корректировки целей подсистем, под иррациональностью выбора - мотивированный отказ от максимизации выгод от управленческого воздействия, вплоть до оппортунистического поведения. При этом управленческие воздействия должны иметь три ключевые составляющие: экономически рациональную, направленную на рациональный объект управления; предотвращающую неопределенность путем централизованного регулирования (для иррационального поведения); компенсационную4, полученную путем двухсторонних договоренностей с подсистемами, имеющими критическое значение для всей системы в целом. Кроме того, деятельность самой системы управления также должна быть защищена, так как она должна уметь адаптироваться к проявлениям неоднородности при отборе объектов.

В современной экономике неоднородность является неотъемлемым свойством абсолютного большинства социально-экономических систем, что обосновывает необходимость развития нового направления менеджмента, задачей которого станет разработка управленческих решений для воздействия на неоднородные элементы и подсистемы для их корректировки с общей целью эффективного развития системы в целом.

4 Сапир Ж. К. экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики: Пер. с фр. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.