Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости внедрения зарубежного опыта в систему правовой охраны природы Кыргызской Республики'

К вопросу о необходимости внедрения зарубежного опыта в систему правовой охраны природы Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ENVIRONMENTAL LAW / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / NATURAL ENVIRONMENT / ОХРАНА ПРИРОДЫ / NATURE PROTECTION / ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмаджанов Мерлан Азаматович

Вопросы экологии и охраны окружающей среды всегда обладали особой актуальностью. В современных реалиях эти проблемы не потеряли актуальности, даже, наоборот, усилились. В данной статье проведен сравнительный анализ зарубежного опыта реализации экологической политики и деятельности по охране окружающей среды, выделены наиболее эффективные меры, предложены пути реализации политики в сфере экологического права и охраны природы на отечественном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the need to introduce foreign experience in the system of legal protection of nature of the Kyrgyz Republic

Issues of ecology and environmental protection have always been of particular relevance. In modern realities, it also did not lose relevance, even, on the contrary, strengthened it. In this article, a comparative analysis of foreign experience in implementing environmental policy and environmental protection activities was carried out, the most effective measures were identified, and ways of implementing policies in the field of environmental law and nature protection in the domestic space were proposed

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости внедрения зарубежного опыта в систему правовой охраны природы Кыргызской Республики»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2017, № 4 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 4 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ахмаджанов М.А. К вопросу о необходимости внедрения зарубежного опыта в систему правовой охраны природы Кыргызской Республики // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №4. С. 51-65. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/417004.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 364.013

К вопросу о необходимости внедрения зарубежного опыта в систему правовой охраны природы Кыргызской Республики

Аннотация: Вопросы экологии и охраны окружающей среды всегда обладали особой актуальностью. В современных реалиях эти проблемы не потеряли актуальности, даже, наоборот, усилились. В данной статье проведен сравнительный анализ зарубежного опыта реализации экологической политики и деятельности по охране окружающей среды, выделены наиболее эффективные меры, предложены пути реализации политики в сфере экологического права и охраны природы на отечественном пространстве.

Ключевые слова: экология, защита окружающей среды, экологическое право, природная среда, охрана природы, проблемы экологии.

В Законе Кыргызской Республики от 16 июня 1999 года № 53 "Об охране окружающей среды" отмечается, что к компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и его органов на местах относится осуществление международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области, организация выполнения обязательств нашей страны в соответствии с международными соглашениями по охране окружающей среды. Иначе говоря, наше

Ахмаджанов Мерлан Азаматович

к.э.н., доцент,

Баткенский государственный университет,

г. Баткен, Кыргызстан

государство обязано учитывать и творчески использовать опыт зарубежных стран при реализации своих функций в сфере охраны окружающей среды.

Так, в частности, современные исследователи [5; 16] отмечают безусловную важность учета в национальном законодательстве зарубежного опыта при разработке и совершенствовании государственно-правовых мероприятий по охране природы и использования природных ресурсов.

Анализ современных подходок к организации правовой охраны природы позволил выявить основные современные тенденции и вызовы, которые существенно влияют на систему природопользования:

- во-первых, по любым из предполагаемых аналитиками сценариев мировое развитие будет сопровождаться дальнейшим расслоением стран на богатые и бедные, а также такие, которые могут давить, влиять на других, которые должны подчиняться [11; 14]. При таких условиях будет продолжаться экспансия загрязняющих экологически опасных производств в бедные или политически слабые страны. Поэтому общий уровень загрязнения не изменится, изменится лишь его территориальное деление.

- во-вторых, развитие новых технологий, в частности, новых видов топлива и энергии, что приведет к появлению принципиально других источников, форм и видов загрязнения [6; 10]. Сейчас мало изучения последствий для человека этих новых видов загрязнения; не исследовано, какие именно виды и источники загрязнения являются наиболее существенными и опасными, как они влияют на окружающую среду и человека, а главное, не разработана эффективная система мониторинга и контроля.

- в-третьих, новые технологии, продукты, методы хозяйствования вызовут появление новых видов отходов, которые будут постепенно накапливаться вместе с уже существующими [7; 12]. Однако пока внимание сконцентрировано на изобретении новых материалов, соединений, топлив и

т.д., сдерживающих развитие технологий по утилизации и переработке отходов.

- в-четвертых, дальнейший рост численности населения Земли обусловливает увеличение потребления и производства, добычи энергии и освоения новых территорий, что вместе приводит к резкому изменению или даже уничтожению окружающей среды [9; 15].

Далее считаем необходимым рассмотреть зарубежный опыт организации охраны природный среды и экологии в контексте возможности его внедрения в Кыргызской Республике.

Так, например, одним из важных направлений экологической политики США является щедрое финансирование правительством актуальных научных разработок и исследований. Почти три четверти научного бюджета агентства по качеству окружающей среды направляется на оплату контрактов и субсидий для отдельных разработок, осуществляющихся в основном в промышленности. Причем сейчас в США действует достаточно разветвленная и детализированная система стандартов качества окружающей среды.

В Японии охрана окружающей среды также является одним из приоритетных вопросов. Законодательство в области окружающей среды Япония начала формировать в начале 70-х гг. XX в., а в 1964 г. был принят «Основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды», который составил юридическую и методологическую базу для дальнейшего формирования законодательства в области охраны окружающей среды.

Главными направлениями деятельности государства в сфере охраны окружающей среды в Японии являются: внедрение стандартов его качества; организация научных исследований по проблемам окружающей среды; формирование системы мониторинга; внедрение программ контроля за загрязнением. Основными чертами механизма охраны природы являются: широкое использование передовых технологий и новейших достижений в

области ее охраны; консолидация властных структур и частного бизнеса вокруг решения экологических проблем; широкое распространение программно-целевого управления; активное участие в решении глобальных экологических проблем; широкое использование системы компенсаций за ущерб от загрязнения окружающей среды.

Руководящим органом, занимающимся вопросами окружающей среды, является Управление по вопросам окружающей среды (основано в 1971 году в статусе министерства), которое осуществляет планирование основных направлений государственной политики по охране окружающей среды, разработку проектов экологических законов, стандартов, нормативов, координацию всех природоохранных мероприятий.

Экологическая политика Японии базируется на таких экономических инструментах: льготное налогообложение и кредитование экологических мероприятий; система государственного субсидирования экологических инициатив бизнеса. В Японии разработаны самые жесткие в мире санитарно-гигиенические стандарты качества воды, внедрены высокие стандарты озеленения новостроек, затенение, препятствия радиоволнами, ведется контроль за производством фреонов.

Очевидно, что создание действенной системы экологического законодательства в нашей стране в целом и дальнейшее совершенствование деятельности правоохранительных органов в сфере охраны природы, в частности, невозможно без учета ценного опыта развитых государств, тем более, что многие из них прошли довольно большой путь развития, апробаций и применения законодательства в этой сфере.

Кроме этого, нужно отметить, что в зарубежной практике есть также много случаев закрепления норм, регулирующих вопросы надзора государственных органов в сфере охраны природы не только в законах, а даже в конституциях.

Большинство современных конституций демократических государств юридически закрепляют вопросы охраны природы сквозь призму обеспечения экологических прав человека. Важнейшими из них являются право на жизнь, право на благоприятную для жизни окружающую среду, право на доступ к экологической информации и другие.

Право каждого гражданина пользоваться природными объектами в соответствии с требованиями закона закреплено в Конституции Республики Молдова (ст. 9, 46), Конституции Российской Федерации (ст. 36), Конституции Словацкой Республики (ст. 20), Конституции Федеративной Республики Германии (ст. 15), Конституции Греции (ст. 17), Конституции Дании (ст. 43), Конституции Италии (ст. 41) и др.

Зато, к примеру, конституции Латвии, США, Великобритании, Франции, Японии, Королевства Дании, Нидерландов и Люксембурга, Финляндии вообще не упоминают о экологических вопросах и сфере их правового регулирования.

Конституция Испании обязывает государственные органы «следить» за рациональным использованием всех природных ресурсов, опираясь на необходимую в этом случае коллективную солидарность (ст. 45). В то же время раскрытие содержания такой экологической функции государственных органов возможно только при условии проведения тщательного анализа административного законодательства Испании.

Обязанность государства охранять окружающую среду закрепляется и в Конституции Федеративной Республики Германии. Согласно данной статье, государство, осознавая свою большую ответственность перед будущими поколениями, охраняет окружающую среду как основу жизни на земле в рамках конституционного строя и соответственно законом и правом с помощью исполнительной власти и правосудия.

Как представляется, один из самых "экологизированных" основных законов имеет Португалия. В Конституции Португалии предусматривается

обязательные разработки в государстве планов экономического и социального развития с целью сохранения экологического равновесия, охраны окружающей среды (ст. 91). Основными направлениями осуществления экологической функции государства в указанной Конституции определены предубеждения и контроль загрязнения окружающей среды, создание природно-заповедных территорий, обеспечение рационального природопользования, комплексное развитие территории.

Система органов, которая на территории бывшего СССР существовала только в шести союзных республиках, сейчас создана во всех государствах -бывших республиках бывшего СССР, а органы контроля в области охраны окружающей среды, которые существовали ранее, с протокольных по своему правовому статусу превратились в структурные управления. Однако, наибольшим достижением следует считать конституционное закрепление в ряде стран экологической функции государства.

Внимательное изучение зарубежного опыта, конечно, не означает, что его нужно полностью скопировать. Природоохранный опыт иностранных государств необходимо применять осторожно, творчески, с учетом наших специфических условий.

Кроме того, наша страна взяла на себя много международных обязательств по охране окружающей среды. В целом наша страна подтвердила множество международных природоохранных конвенций глобального и регионального значения.

Как известно, международные экологические конвенции и соглашения с момента ратификации их парламентом становятся частью национального законодательства и возлагают на наше государство четко определенные обязательства по защите окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан [13].

Кроме того, наша страна активно сотрудничает с различными государствами мира в деле охраны окружающей среды. Результатом такого сотрудничества является подписание и участие в выполнении более 20 двусторонних межгосударственных соглашений соответствующего направления.

Важно подчеркнуть, что международные эксперты неоднократно отмечали высокое качество, системность, последовательность отечественного экологического законодательства. Однако на практике не существует случаев, когда принятие, даже абсолютно совершенного с точки зрения защиты прав человека нормативно-правового акта, одновременно устранило бы все возможные препятствия в пользовании человеком определенным закрепленным правом. Убеждены, создание надлежащего механизма реализации права, включает в себя обеспечение государством необходимых организационных, правовых, финансовых и других факторов, являющихся в настоящее время одной из основных задач молодой демократии.

Правовая составляющая в механизме реализации права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду проявляется в создании практических возможностей для его беспрепятственного использования, побуждении субъектов к правомерному поведению, принятие мер по недопущению правонарушений в определенной сфере и возобновлении нарушенных прав и свобод [4; 8].

Несмотря на высокую оценку международными экспертами нормативно-правовых (совокупность предусмотренных нормами материального и процессуального права юридических средств) и организационно-правовых (система органов государственной власти и институтов гражданского общества) юридических гарантий реализации права на безопасную окружающую среду, реальное положение дел в указанной сфере, увы, далека от образцовой.

Однако, отметим, что и в Европе не сразу экологическим вопросам уделяли должное внимание. Политика ЕС в области охраны окружающей среды, с конца 1950-х годов в течение тридцати лет прошла значительный путь от зарождения до всеобщего признания. Скажем, если в 1970-е гг. немало чиновников ЕС рассматривали экологию как, в лучшем случае, модную тенденцию, а в худшем - как сферу, не имеющей никакого отношения к политике, то сегодня она воспринимается как одна из важнейших общественных сфер в политическом портфеле ЕС.

Отдельные исследователи этого вопроса [2; 19] отмечают, что охрана окружающей среды с целью защиты экологических прав граждан является актуальной проблемой европейского региона в целом, поскольку без преувеличения следует признать, что Европа сегодня, вопреки всему, является зоной экологического бедствия. Как показывают проведенные исследования [3; 21], Европейский Союз уделяет этой теме серьезное внимание, несмотря на то, что дальнейшее экономическое развитие и политическая сплоченность, правовая монолитность государств-членов Сообщества невозможны без учета экологического фактора.

Качественное и количественное состояние окружающей среды и обеспечения экологических прав граждан относятся к сфере совместной компетенции Союза и государств-членов. Взвешенная и научно обоснованная политика Европейского Союза в отношении окружающей среды - это один из ведущих направлений политики ЕС, становление и развитие которого последовательно продолжается уже почти три десятилетия. Кроме того, на сегодня уже существует значительная практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по рассмотрению дел экологического характера.

В странах Европейского содружества эффективная экологическая политика сочетает сбалансированные административно-контрольные и финансово-экономические рычаги, которые позволяют оптимально

регулировать вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В июне 1993 г. были утверждены основные принципы и положения экологического учета в рамках ЕС, вступившие в силу в апреле 1995. В частности, изменились приоритеты в борьбе с загрязнением атмосферы. Так, главные программы направлены не на введение в действие очистного оборудования, а на создание передовых экологически чистых технологий. В этих странах в целом действуют более 200 четких механизмов реализации экологического законодательства, применяется около 150 видов экологических налогов, структура и тарифные ставки которых утвержден национальными парламентами. Причем эти механизмы имеют свои специфические черты, которые обусловлены особенностями конкретных экологических проблем той или иной страны, а также сформированность политической, экономической, социальной сред и спецификой национального управления.

Экологическое законодательство европейских государств имеет четкую направленность на охрану окружающей среды от негативного воздействия антропогенной нагрузки, а также ландшафтной структуры [18; 20]. Преодоление проблем, касающихся охраны окружающей среды, в странах Европы составляет значительную часть государственной политики. В частности, кроме законодательно закрепленной функции охраны окружающей природной среды, уделяется немало внимания государственным проектам по охране окружающей среды. Причем автором идеи, инициатором такого проекта может стать каждый гражданин, стоит только направить свои предложения или планы до соответствующего информационного сайта и их обязательно обсудят специалисты.

Конечно, в зависимости от особенностей национального законодательства и правовых традиций, нормативно-правовые акты каждой демократической европейской страны различны по структуре и правовому характеру. К примеру, традиционно в Германии, Швейцарии и Австрии на

info@agequal.ru

законодательном уровне уделяется значительное внимание экологическим проблемам.

Разработка и усовершенствование сложной системы разноплановых мероприятий надзора и контроля за качеством окружающей среды, построение соответствующей общенациональной структуры охраны окружающей среды, должны стать актуальным фундаментальным задачей правоохранительных органов любого современного цивилизованного государства [1; 17].

Перспективным представляется нам также сочетание зарубежного опыта с отечественными подходами по профилактике правонарушений в указанной сфере и, как результат, выработки более совершенной концепции профилактической работы правоохранительных органов в целом.

Итак, подводя итог, можем отметить, что изучение богатого опыта надзорной деятельности правоохранительных органов зарубежных стран в экологической сфере представляет определенную непреходящей ценностью для нашего государства. В свою очередь, это способствует лучшей реализации государственной экологической политики как на международном уровне, так и внутри страны, создает благоприятные взаимоотношения со странами по решению актуальных вопросов, возникающих в связи с обострением глобальных экологических проблем.

Вместе с тем, основательное изучение зарубежного опыта, никак не может означать прямого, некритического переноса его в отечественные реалии, ибо, с одной стороны, зарубежные институты тесно связаны, прежде всего, исторически и духовно со своим национальным законодательством и национальными особенностями, обычаями и традициями, а с другой, -прямое заимствование просто не целесообразно. Важно использовать творческий, комплексный подход, руководствуясь национальными интересами и здравым смыслом.

Список литературы

1. Абакаров С.С., Алискандиев А.М., Кешишян Е.С. Статистический анализ показателей детского здоровья в различных географических зонах республики Дагестан // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2011. № 3. С. 63-70.

2. Авдонина М.Ю., Валеева Н.Г., Жабо Н.И. Развитие системы терминов экологии: морфологическая и семантическая структура знака // В сборнике: Русский язык и литература в пространстве мировой культуры Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: В 15 томах. 2015. С. 10-14.

3. Ампилов Ю.П. Поглощение и рассеяние сейсмических волн в неоднородных средах. - Москва, 1992. - 162 с.

4. Асауляк В.В. Влияние здорового образа жизни на жителей РФ // В сборнике: Современные проблемы воспитательного процесса в медицинском вузе Сборник докладов. 2016. С. 8-11.

5. Балабанова Л.А., Ситдикова И.Д., Лопушов Д.В., Севастьянова О.Н., Ахтямова Л.А., Ишуткина О.И. Факторы промышленной экологии и трудового процесса в условиях машиностроительного производства и их влияние на репродуктивное здоровье мужчин // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2007. Т. 69. № 2. С. 86-88.

6. Берман А.Ф., Николайчук О.А., Юрин А.Ю. Обеспечение безопасности технических объектов методом прецедентных экспертных систем // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2008. № 5. С. 83-93.

7. Горбунова Т.Л. Биоиндикация в системе мониторинга окружающей среды при переходе к устойчивому развитию агломерата города-курорта сочи // Системы контроля окружающей среды. 2016. № 5 (25). С. 94-102.

8. Желонкина Е.Э. Геоэкологическая оценка заповедных территорий ханты-мансийского автономного округа и пути рационального природопользования: автореф. дисс. канд. геог. наук. - Москва, 2005. - 27 с.

9. Казанская Л.Ф. Экономика природопользования. - Санкт-Петербург, 2010. - 106 с.

10.Капитонов И. Экономика и безопасность внедрения инновационно ориентированных источников энергии в России и за рубежом // Международная экономика. 2012. № 4. С. 40-46.

11.Корнев А.В., Кузьмин В.Н., Аксаев Ю.А. Обеспечение химической и биологической безопасности населения, биосферы и объектов техносферы как направление государственной политики // Труд и социальные отношения. 2010. № 11. С. 61-70.

12.Косарев В.В., Жестков А.В., Лотков В.С. Влияние диоксинов на иммунную систему человека // Экология человека. 1999. № 2. С. 30.

info@agequal.ru

13.Леухова М.Г., Пьянов А.Е. Проблема правового статуса каспийского моря в отношениях прикаспийских государств в 1990 - 2000 гг // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-3 (54). С. 235-240.

14.Матвеев А. Киотский протокол и проблемы природопользования в северных регионах России // Проблемы теории и практики управления.

2005. № 4. С. 22-26.

15.Меметов С.С., Абазиева Н.Л., Медовник А.В. Социально-гигиеническая характеристика инвалидности взрослого населения в ростовской области // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.

2006. № 3. С. 44-46.

16.Окунев О.Б. Модели динамики демографических показателей населения России // Инновации и инвестиции. 2010. № 4. С. 20-23.

17. Феоктистова О.Г., Экзерцева Е.В., Феоктистова Т.Г. Безопасность жизнедеятельности. -Ростов-на-Дону, 2006.

18.Фисун Н.В., Шалин А.А. Особенности формирования понижения и качества подземных вод в условиях прерывистого режима водоотбора // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2014. № 5. С. 75-

19.Volkov A., Sedov A., Chelyshkov P., Pavlov A., Kievskiy L. Promising energy and ecological modeling in computer-aided design // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Т. 11. № 3. С. 1645-1648.

20.Guseva T., Molchanova Y., Averochkin E., Begak M. Integrated pollution prevention and control: current practices and prospects for the development in Russia // В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 14. 2014. С. 391-398.

21.Malov A.I. Estimation of uranium migration parameters in sandstone aquifers // Journal of Environmental Radioactivity. 2016. Т. 153. С. 61-67.

On the need to introduce foreign experience in the system of legal protection of nature of the Kyrgyz Republic

Abstract: Issues of ecology and environmental protection have always been of particular relevance. In modern realities, it also did not lose relevance, even, on the contrary, strengthened it. In this article, a comparative analysis of foreign experience in implementing environmental policy and environmental protection activities was carried out, the most effective measures were identified, and ways of

79.

Ahmadjanov Merlan Azamatovich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Batken State University, Batken, Kyrgyzstan

info@agequal.ru

implementing policies in the field of environmental law and nature protection in the domestic space were proposed.

Key words: ecology, environmental protection, environmental law, natural environment, nature protection, environmental problems.

1. Abakarov S.S., Aliskandiyev A.M., Keshishyan Ye.S. Statisticheskiy analiz pokazateley detskogo zdorov'ya v razlichnykh geograficheskikh zonakh respubliki Dagestan [Statistical analysis of indicators of children's health in different geographical areas of the Republic of Dagestan] // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Yestestvennyye i tochnyye nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Natural and exact sciences]. 2011. no. 3. pp. 63-70.

2. Avdonina M.Yu., Valeyeva N.G., Zhabo N.I. Razvitiye sistemy terminov ekologii: morfologicheskaya i semanticheskaya struktura znaka [Development of the system of environmental terms: the morphological and semantic structure of the sign]// Russkiy yazyk i literatura v prostranstve mirovoy kul'tury Materialy XIII Kongressa MAPRYAL: V 15 tomakh [The Russian language and literature in the space of world culture. Materials of the XIII Congress. MAPRYAL: In 15 volumes]. 2015. pp. 10-14.

3. Ampilov YU.P. Pogloshcheniye i rasseyaniye seysmicheskikh voln v neodnorodnykh sredakh [Absorption and scattering of seismic waves in inhomogeneous media]. - Moskva, 1992. - 162 p.

4. Asaulyak V.V. Vliyaniye zdorovogo obraza zhizni na zhiteley RF [The influence of a healthy lifestyle on the inhabitants of the Russian Federation] //: Sovremennyye problemy vospitatel'nogo protsessa v meditsinskom vuze Sbornik dokladov [Modern problems of the educational process in a medical college Collection of reports]. 2016. pp. 8-11.

5. Balabanova L.A., Sitdikova I.D., Lopushov D.V., Sevast'yanova O.N., Akhtyamova L.A., Ishutkina O.I. Faktory promyshlennoy ekologii i trudovogo protsessa v usloviyakh mashinostroitel'nogo proizvodstva i ikh vliyaniye na reproduktivnoye zdorov'ye muzhchin [Factors of industrial ecology and labor process in the conditions of machine-building production and their influence on the reproductive health of men] // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk) [Siberian Medical Journal (Irkutsk)]. 2007. T. 69. no. 2. pp. 86-88.

6. Berman A.F., Nikolaychuk O.A., Yurin A.YU. Obespecheniye bezopasnosti tekhnicheskikh ob"yektov metodom pretsedentnykh ekspertnykh sistem [Ensuring the safety of technical objects using the method of precedent expert systems] // Problemy bezopasnosti i chrezvychaynykh situatsiy [Problems of security and emergency situations]. 2008. no. 5. pp. 83-93.

7. Gorbunova T.L. Bioindikatsiya v sisteme monitoringa okruzhayushchey sredy pri perekhode k ustoychivomu razvitiyu aglomerata goroda-kurorta sochi [Bioindication in the environmental monitoring system in the transition to

References

info@agequal.ru

sustainable development of the city's agglomerate resort Sochi]// Sistemy kontrolya okruzhayushchey sredy [Environmental monitoring systems]. 2016. no 5 (25). pp. 94-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zhelonkina Ye.E. Geoekologicheskaya otsenka zapovednykh territoriy khanty-mansiyskogo avtonomnogo okruga i puti ratsional'nogo prirodopol'zovaniya [Geoenvironmental assessment of protected areas of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug and ways of rational nature management]: avtoref. diss. kand. geog. nauk [the author's abstract. diss. cand. geog. sciences]. -Moskva, 2005. - 27 p.

9. Kazanskaya L.F. Ekonomika prirodopol'zovaniya [Environmental economics]. - Sankt-Peterburg, 2010. - 106 p.

10. Kapitonov I. Ekonomika i bezopasnost' vnedreniya innovatsionno oriyentirovannykh istochnikov energii v Rossii i za rubezhom [Economics and safety of innovation-oriented energy sources in Russia and abroad] // Mezhdunarodnaya ekonomika [International Economics]. 2012. no. 4. pp. 40-46.

11. Kornev A.V., Kuz'min V.N., Aksayev YU.A. Obespecheniye khimicheskoy i biologicheskoy bezopasnosti naseleniya, biosfery i ob"yektov tekhnosfery kak napravleniye gosudarstvennoy politiki [Provision of chemical and biological safety of the population, the biosphere and objects of the technosphere as a direction of state policy] // Trud i sotsial'nyye otnosheniya [Labor and social relations]. 2010. no. 11. pp. 61-70.

12. Kosarev V.V., Zhestkov A.V., Lotkov V.S. Vliyaniye dioksinov na immunnuyu sistemu cheloveka [Influence of dioxins on the human immune system] // Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 1999. no. 2. pp. 30.

13. Leukhova M.G., P'yanov A.Ye. Problema pravovogo statusa kaspiyskogo morya v otnosheniyakh prikaspiyskikh gosudarstv v 1990 - 2000 gg [The problem of the legal status of the Caspian Sea in the relations of the Caspian states in 1990 - 2000] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2013. no. 2-3 (54). pp. 235-240.

14. Matveyev A. Kiotskiy protokol i problemy prirodopol'zovaniya v severnykh regionakh Rossii [Kyoto Protocol and Problems of Nature Management in the Northern Regions of Russia] // Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of Management Theory and Practice]. 2005. no. 4. pp. 22-26.

15. Memetov S.S., Abaziyeva N.L., Medovnik A.V. Sotsial'no-gigiyenicheskaya kharakteristika invalidnosti vzroslogo naseleniya v rostovskoy oblasti [Socio-hygienic characteristics of disability of the adult population in the Rostov region] // Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya [Mediko-social examination and rehabilitation]. 2006. no. 3. pp. 44-46.

16. Okunev O.B. Modeli dinamiki demograficheskikh pokazateley naseleniya Rossii [Models of dynamics of demographic indicators of the population of Russia] // Innovatsii i investitsii [Innovations and investments]. 2010. no. 4. pp. 20-23.

info@agequal.ru

17. Feoktistova O.G., Ekzertseva Ye.V., Feoktistova T.G. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Life safety]. - Rostov-na-Donu, 2006.

18. Fisun N.V., Shalin A.A. Osobennosti formirovaniya ponizheniya i kachestva podzemnykh vod v usloviyakh preryvistogo rezhima vodootbora [Features of the formation of the lowering and quality of groundwater in conditions of intermittent regime of water abstraction] // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Geologiya i razvedka [Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Geology and exploration]. 2014. no. 5. pp. 75-79.

19. Volkov A., Sedov A., Chelyshkov P., Pavlov A., Kievskiy L. Promising energy and ecological modeling in computer-aided design // International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Т. 11. № 3. С. 1645-1648.

20. Guseva T., Molchanova Y., Averochkin E., Begak M. Integrated pollution prevention and control: current practices and prospects for the development in Russia // В сборнике: International Multidisciplinary Scientific GeoConference Surveying Geology and Mining Ecology Management, SGEM 14. 2014. С. 391-398.

21. Malov A.I. Estimation of uranium migration parameters in sandstone aquifers // Journal of Environmental Radioactivity. 2016. Т. 153. С. 61-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.