Гусев Алексей Васильевич
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89183534517)
К вопросу о необходимости уточнения понятия "экспертнокриминалистическая деятельность"
В статье обосновывается возможность использования в криминалистике нового понятий "Экспертная и внеэкспертная деятельность криминалистических подразделений полиции". Предложенное понятие, по мнению автора, наиболее полно отражает задачи работы экспертно-криминалистических подразделений полиции по обеспечению предварительного расследования. Высказанное в статье предложение сформулировано по результатам анализа объема содержания понятий "судебноэкспертная деятельность", "экспертно-криминалистическая деятельность", "криминалистическая деятельность".
Ключевые слова: криминалистика, судебно-экспертная деятельность, экспертнокриминалистическая деятельность, криминалистическая деятельность, экспертнокриминалистические подразделения полиции.
A.V. Gusev, Master (Law), assistant professor, professor of chair of criminalistics of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia; tel.: 89183534517.
In article use possibility locates in criminalistics new concepts "Expert and extra expert activity of criminalistic divisions of police". The offered concept, according to the author, most fully reflects problems of work of expert and criminalistic divisions of police of ensuring preliminary investigation. The offer stated in article is formulated by results of the analysis of volume of the content of concepts "judicial and expert activity", "expert and criminalistic activity", "criminalistic activity".
Key words: criminalistics, judicial and expert activity, expert and criminalistic activity, criminalistic activity, expert and criminalistic divisions of police.
Широкое участие в уголовном судопроизводстве лиц, обладающих специальными знаниями, поставило задачу научного обоснования этого процесса. Понимание специфичности задач указанного направления деятельности в судопроизводстве определило ее правовое и научное обособление. Однако, несмотря на единый критерий рассматриваемого обособления - факт использования специальных знаний лиц, являющихся основным элементом данной деятельности, подход к обозначению реализуемой с их помощью работы неоднозначен. В настоящее время в уголовном судопроизводстве сложилась ситуация, при которой имеет место двойное понимание механизма реализации специальных знаний. С одной стороны, указанная деятельность определяется как судебно-экспертная, а с
другой - говорится об экспертно-криминалистической деятельности.
Возможность параллельного использования рассматриваемых терминов не противоречит сути, поскольку в их научной основе отражается процесс реализации специальных знаний в судопроизводстве. Данное обстоятельство стало главным в формировании понятийного подхода к определению деятельности, связанной с использованием специальных знаний. При этом законодатель особо подчеркнул приоритетное значение именно судебно-экспертной деятельности, положив ее в основу Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". В данном нормативно-правовом документе указано, что государственная судебноэкспертная деятельность состоит в организации производства государственными судебно-
57
экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами судебной экспертизы.
Основной задачей судебно-экспертной деятельности является производство судебной экспертизы, которая в данном процессе играет роль основополагающего элемента, определяющего всю деятельность, связанную с ее производством, предполагающим назначение экспертизы, ее проведение и оценку полученных результатов. В данном механизме задействовано достаточно большое количество уголовно-процессуальных субъектов, к которым относятся: лицо или орган, назначающие экспертизу и оценивающие ее результаты; руководитель судебно-экспертного учреждения, организующий производство экспертизы; судебный эксперт, непосредственно осуществляющий исследование.
Несмотря на то, что производство судебной экспертизы является одной из основных форм реализации специальных знаний в уголовном судопроизводстве, данное направление не охватывает иных форм их использования в ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Соответственно возникла необходимость научного определения всей совокупности экспертного и внеэкспертного использования специальных знаний в судопроизводстве, реализуемых как в процессуальной, так и в непроцессуальной формах. Суммирование всех обозначенных направлений реализации специальных знаний сформировало понимание существования такого нового направления деятельности, которое стало называться "экспертно-криминалистическая деятельность".
В ходе определения цели и задач экспертнокриминалистической деятельности была учтена сложившаяся система работы экспертнокриминалистических подразделений милиции России, правопреемником которых стали экспертно-криминалистические подразделения полиции России. Поэтому определение данного вида деятельности неразрывно связано с целью и задачами работой экспертнокриминалистических подразделений по техникокриминалистическому обеспечению раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Таким образом, "Экспертно-криминалистическая деятельность заключается в осуществлении экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) органов внутренних дел государственной судебно-экспертной деятельности, а также в применении технических средств и специальных знаний по заданиям уполномоченных законодательством Российской
Федерации государственных органов и должностных лиц" [1, с. 17].
Экспертно-криминалистическая деятельность имеет свое правовое регулирование, установленное приказом МВД России от 11.01.2009 № 7 "Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России". На уровне федерального закона было установлено, что экспертно-криминалистическая деятельность является одной из основных функций полиции России [2, с. 4-5]. Таким образом, на законодательном уровне подтвержден факт неразрывной связи экспертнокриминалистической деятельности с системой правоохранительных органов и правоохранительной деятельности государства.
Практическая реализация экспертнокриминалистической деятельности
осуществляется как путем производства судебных экспертиз, так и вне этого процесса [3, а 296-300]. Внеэкспертное направление экспертно-криминалистической деятельности полиции реализуется в следующих направлениях: 1) участие сотрудников экспертнокриминалистических подразделений в оперативно-розыскной деятельности; 2) участие сотрудников экспертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов в проверке сообщений о преступлениях; 3) участие сотрудников экспертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов в производстве процессуальных действий [4]. Кроме того, к внеэкспертному направлению следует также отнести формирование, ведение и использование экспертно-криминалистических учетов [5].
Сравнительное соотношение содержания понятия "судебно-экспертная деятельность" с понятием "экспертно-криминалистическая деятельность" позволяет говорить о том, что объем решаемых в ходе экспертнокриминалистической деятельности задач гораздо шире, по отношению к судебно-экспертной деятельности. Расширение объемов понятия происходит потому, что экспертнокриминалистическая деятельность представляет собой совокупность организационных действий не только по производству судебных экспертиз, но и по проведению исследований по заданиям лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также по заданиям оперативных аппаратов [6].
Круг субъектов, вовлеченных в процесс экспертно-криминалистической деятельности шире круга субъектов, являющихся участниками
58
судебно-экспертной деятельности. Наряду с лицом или органом назначающими судебную экспертизу, руководителем ЭКП, экспертом, в экспертно-криминалистической деятельности могут принимать участие органы и должностные лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; руководитель (заместитель руководителя) подразделения, уполномоченного осуществлять оперативно-розыскную деятельность; нотариусы; избирательные комиссии [4]. К указанному кругу субъектов следует относить и сотрудников экспертно-криминалистических подразделений полиции, исполняющих обязанности специалистов-криминалистов, отличающихся в своем процессуальном статусе от правового положения судебного эксперта.
Несмотря на то, что понятие "экспертнокриминалистическая деятельность" является более приемлемым для определения содержания процессуального и непроцессуального механизма реализации специальных знаний в уголовном судопроизводстве, само это понятие нуждается в уточнении. Такое уточнение необходимо для отражения в нем содержания всего спектра возможных направлений использования специальных знаний. Как представляется, такой шаг окажет положительное влияние на организацию деятельности экспертнокриминалистических подразделений полиции, практика работы которых представляет собой комплексный механизм техникокриминалистического обеспечения
предварительного расследования.
Неточность в формулировании деятельности экспертно-криминалистических подразделений проявляется в первую очередь в том, что буквальное толкование понятия "экспертнокриминалистическая деятельность" указывает на две формы деятельности: 1) Судебно-экспертная; 2) Криминалистическая. Что касается экспертной деятельности, то она является одним из важных направлений работы экспертнокриминалистических подразделений полиции. Однако если термин "экспертнокриминалистическая" рассматривать как одно целое понятие, то создается впечатление, что речь идет о проведении в экспертнокриминалистических подразделениях только криминалистических экспертиз, что не совсем так. В рассматриваемых подразделениях проводятся как криминалистические, так и иные экспертизы, не относящиеся к классу криминалистических экспертиз: почвоведческая, геммологическая, ботаническая экспертизы [7].
С другой стороны, если говорить отдельно об экспертной деятельности и о деятельности криминалистической, то понятие "экспертнокриминалистическая деятельность", в части термина "криминалистическая деятельность" имеет абстрактное значение по отношению к целям и задачам деятельности экспертнокриминалистических подразделений. В криминалистической науке существуют разные подходы к пониманию того может ли существовать криминалистическая
деятельность, а также каково ее содержание. Ранее преобладала научная точка зрения о том, что криминалистическая деятельность как самостоятельное направление в уголовном судопроизводстве вообще не должна рассматриваться. В частности, Р.С. Белкин утверждал, что "никакой криминалистической деятельности в природе не существует, а применительно к правовым процессам существует процессуальная, оперативная или оперативно-розыскная, административная и, наконец, организационная деятельность. Этот термин не имеет смысла, он ничего конкретного не обозначает и не выражает, а лишь заставляет гадать, что имел в виду использующий его сочинитель" [8, с. 186].
В настоящее время сложился иной подход к научному пониманию содержания криминалистической деятельности. Как отмечает
В.А. Образцов, криминалистическая деятельность направлена на решение субъектами уголовного преследования криминалистических и иных задач в уголовном судопроизводстве на основе применения технических средств, методов и другого инструментария, разрабатываемого в криминалистике, при помощи специалистов [9, с. 63].
Считается, что криминалистическая деятельность носит многоаспектный характер применения криминалистических рекомендаций и научно-технических средств в процессе выявления и предупреждения преступлений [10, с. 380], при этом экспертно-криминалистическая деятельность выступает лишь одной из разновидностей криминалистической деятельности вообще [11, с 16]. Суммируя мнения ученых о криминалистической деятельности, можно заметить ее обширную область практического приложения. Данное обстоятельство требует уточнения объема реализации этой деятельности в работе экспертно-криминалистических подразделений полиции.
59
Фактически, говоря об экспертнокриминалистической деятельности, следует отметить ее соподчиненную роль по отношению ко всей криминалистической деятельности, осуществляемой в ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Специфичность экспертно-криминалистической деятельности определяется особенностью правового регулирования и особенностями форм и методов реализации специальных знаний как при производстве судебной экспертизы, так и вне ее. Наличие в экспертно-криминалистической деятельности двух обозначенных сегментов реализации специальных знаний требует отражение этого факта в определении функций экспертно-криминалистических подразделений полиции.
С учетом сказанного выше в качестве альтернативного варианта понятия "экспертнокриминалистическая деятельность", возможно, следует в теории и практике криминалистики использовать понятие "экспертная и внеэкспертная деятельность криминалистических подразделений полиции". В своем смысловом содержании предложенное понятие, как представляется, полно отражает осуществление экспертно-криминалистическими подразделениями полиции государственной судебно-экспертной деятельности, а также применение их сотрудниками техникокриминалистических средств и методов в процессуальной и непроцессуальной формах.
1. Экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: учеб. пособие / под ред. Ф.Г Аминева. Уфа: УЮИ МВД России, 2010.
2. Часть 1. п. 12 ст. 2. Федерального закона о "О полиции" от 7.02.2011 № З-ФЗ. М.: Проспект, 2011.
3. Гусев А. В. О концепции неэкспертного процесса реализации специальных криминалистических познаний в уголовном судопроизводстве // Материалы межвуз. юбилейной науч.-практ. конф. (к 85-летию со дня рождения профессора Р.С. Белкина) "Ученые криминалисты и их роль в совершенствовании научных основ уголовного судопроизводства": в 2 ч. М.: Академия управления МВД России, 2007. Ч. 1.
4. Наставление по организации экспертнокриминалистической деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 11.01.2009 № 7.
5. Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10.02.2006 № 70.
6. Новиков С.Н. Организационно-правовые основы экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. Рязань, 2005 URL: http://www.disserr.com/contents/157673.html (дата обращения: 5.04.2012).
7. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 2 к Приказу МВД России от 29.06.2005. № 511).
8. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М.: Юристь, 2001.
9. Образцов В.А. Криминалистика: парные категории. М.: Юрлитинформ, 2007.
10. Лаврухин С.В. Поведение преступника как объект криминалистического моделирования. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006.
11. Яблоков Н.П. Криминалистика: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.
1. Expert and criminalistic ensuring disclosure and investigation of crimes: studies. a grant / under the editorship of F. G. Aminev. Ufa: UYul Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010.
2. Part 1. Art. 2 item 12. The federal law about "About police" from 7.02.2011 No 3-Federal Law. M.: Prospectus, 2011.
3. Gusev A. V. About the concept of not expert process of realization of special criminalistic knowledge of criminal legal proceedings // Materials interhigher education institution anniversary sc.-pract. conf. (to the 85 anniversary since the birth of the professor R. S. Belkin) "Scientific criminalists and their role in improvement of scientific bases of criminal legal proceedings": in 2 h. M.: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2007. P. 1.
4. Manual on the organization of expert and criminalistic activity in Ministry of Internal Affairs system of Russia: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 11.01.2009 No 7.
5. Instruction on the organization of formation, maintaining and use of expert and criminalistic accounting of law-enforcement bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 10.02.2006 No 70.
60
6. Novikov S. N. Organizational and legal bases of expert and criminalistic activity in law-enforcement bodies: yew.... edging. jur. sciences: 12.00.11. Ryazan, 2005. URL: http://www.disserr.com/ contents/157673.html(addressdate: 5.04.2012).
7. The list of childbirth (types) of the judicial examinations made in expert and criminalistic divisions of law-enforcement bodies of the Russian Federation (The annex No 2 to the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 29.06.2005. No 511).
8. Belkin R.S. Criminalistics course. M.: Юристь, 2001.
9. Obraszov V.A. Criminalistics is exemplary: pair categories. M.: Yurlitinform, 2007.
10. Lavrukhin S. V. Behavior of the criminal as object of criminalistic modeling. Saratov: Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training Saratovsk the state academy is right, 2006.
11. Yablokov N. P. Criminalistics: studies. 2nd prod., reslave and additional. M.: Norm, 2008.
61