Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жалоба участника уголовного судопроизводства / сроки рассмотрения и разрешения жалоб / процессуальные сроки в уголовном процессе / рассмотрение жалоб прокурором / complaint of a participant in criminal proceedings / terms of consideration and resolution of complaints / procedural terms in criminal proceedings / consideration of complaints by the prosecutor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимова Алиса Мансуровна

В статье анализируются положения УПК РФ, регламентирующие порядок исчисления сроков рассмотрения и разрешения жалоб в соответствии со статьей 124 УПК РФ. Анализируются особенности реализации этих норм в практике органов прокуратуры Российской Федерации. Раскрываются сложности в правоприменении при определении сроков рассмотрения жалоб. Автором предпринята попытка обосновать необходимость толкования статьи 124 УПК РФ при ее применении во взаимосвязи с положениями других статей УПК РФ и обеспечивать выполнение срока рассмотрения и разрешения жалоб в уголовном процессе своей гарантийной функции при реализации гражданами права на защиту в уголовном судопроизводстве в разумный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE NECESSITY OF SYSTEMIC INTERPRETATION OF THE RULES ON THE CALCULATION OF TERMS FOR RESOLUTION OF COMPLAINTS IN CRIMINAL PROCEDURES

The article analyzes the provisions of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regulating the procedure for calculating the terms of consideration and resolution of complaints in accordance with Article 124 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The features of the implementation of these norms in the practice of the Prosecutor's Office of the Russian Federation are analyzed. The difficulties in law enforcement in determining the terms of consideration of complaints are revealed. The author attempts to substantiate the need to interpret Article 124 of the Code of Criminal Procedure when it is applied in conjunction with the provisions of other articles of the Code of Criminal Procedure and to ensure that the term for consideration and resolution of complaints in criminal proceedings fulfills its guarantee function when citizens exercise the right to defense in criminal proceedings within a reasonable time.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК: 343.1

Ибрагимова Алиса Мансуровна,

старший преподаватель кафедры основ организации и управления в органах прокуратуры Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, ул. Московская, 41, г. Казань, Россия, 420111, e-mail: alissamansurovna@yandex.ru ORCID: 0009-0008-1245-7928

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СИСТЕМНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье анализируются положения УПК РФ, регламентирующие порядок исчисления сроков рассмотрения и разрешения жалоб в соответствии со статьей 124 УПК РФ. Анализируются особенности реализации этих норм в практике органов прокуратуры Российской Федерации. Раскрываются сложности в правоприменении при определении сроков рассмотрения жалоб. Автором предпринята попытка обосновать необходимость толкования статьи 124 УПК РФ при ее применении во взаимосвязи с положениями других статей УПК РФ и обеспечивать выполнение срока рассмотрения и разрешения жалоб в уголовном процессе своей гарантийной функции при реализации гражданами права на защиту в уголовном судопроизводстве в разумный срок.

Ключевые слова: жалоба участника уголовного судопроизводства, сроки рассмотрения и разрешения жалоб, процессуальные сроки в уголовном процессе, рассмотрение жалоб прокурором.

Ibragimova Alisa Mansurovna,

senior Lecturer of the Department of Fundamentals of Organization and Management in the Prosecutor's Office Kazan Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 41 Moskovskaya str., Kazan, Russia, 420111, e-mail: alissamansurovna@yandex.ru ORCID: 0009-0008-1245-7928

ON THE ISSUE OF THE NECESSITY OF SYSTEMIC INTERPRETATION OF THE RULES ON THE CALCULATION OF TERMS FOR RESOLUTION OF COMPLAINTS IN

CRIMINAL PROCEDURES

Annotation. The article analyzes the provisions of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regulating the procedure for calculating the terms of consideration and resolution of complaints in accordance with Article 124 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation. The features of the implementation of these norms in the practice of the Prosecutor's Office of the Russian Federation are analyzed. The difficulties in law enforcement in determining the terms of consideration of complaints are revealed. The author attempts to substantiate the need to interpret Article 124 of the Code of Criminal Procedure when it is applied in conjunction with the provisions of other articles of the Code of Criminal Procedure and to ensure that the term for consideration and resolution of complaints in criminal proceedings fulfills its guarantee function when citizens exercise the right to defense in criminal proceedings within a reasonable time.

Key words: complaint of a participant in criminal proceedings, terms of consideration and resolution of complaints, procedural terms in criminal proceedings, consideration of complaints by the prosecutor.

Значение сроков в уголовном процессе сложно переоценить. Не только от правильности применения отдельных сроков, но и от правильности их исчисления зависит реализация назначения уголовно-процессуального законодательства по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, в разумный срок.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2007 № 52 (ред. от 09.02.2012) «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных

правонарушениях» указано, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях

существенно нарушает конституционное право каждого на судебную защиту своих прав и свобод. То есть соблюдение процессуальных сроков является своего рода условием обеспечения реализации указанных прав и свобод.

Причем это условие распространяется не только на судебную, но и на досудебную стадию уголовного судопроизводства.

Необходимо отметить, что помимо процессуальной (досудебной и судебной) в уголовном процессе Российской Федерации выделяется и непроцессуальная стадия, предшествующая началу предусмотренных УПК РФ юридически значимых событий [1, с. 133-139]. На ней осуществляется проверка сообщения о преступлении.

Законность, разумность сроков всех действий и решений, предшествующих судебной стадии, определяет соответствие всем требованиям уголовно-

процессуального закона завершающей стадии уголовного процесса.

Следовательно, вопросы применения и соблюдения правил исчисления сроков в ходе всей «жизни» уголовного дела, материала доследственной проверки имеет существенное значение как гарантия защиты прав и свобод личности [2, с. 24].

Наиболее важным инструментом воздействия на правоограничительные механизмы уголовного процесса служит институт обжалования действий (бездействий) и решений органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное уголовное производство.

Поэтому соблюдение сроков рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное уголовное производство, имеет важное значение.

В соответствии со ст. 124 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа рассматривают жалобу в течение трех суток со дня ее получения. Когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. Как видно из положений статьи 124 УПК РФ начало срока рассмотрения жалобы начинает исчисляться со дня ее получения. В то же время, согласно статье 128 УПК РФ сроки исчисляются в часах, сутках, месяцах.

То есть законодатель в статье 124 УПК РФ предлагает начать исчислять срок рассмотрения жалобы со дня ее получения, хотя исчисление сроков в днях уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает.

Таким образом, мы видим, что законодатель, установив исчисление сроков в сутках, применяет к содержанию статьи 124 УПК РФ термин «день». По

нашему мнению, это обстоятельство порождает правовую неопределенность относительно того, с какого конкретно времени начинает исчисляться срок рассмотрения жалобы.

Учитывая, что в сутках 24 часа, и началом срока исчисления первых суток предполагается час получения жалобы лицом, уполномоченным его

рассматривать, то уместно предположить, что первые сутки срока наступают ровно через 24 часа, то есть на следующие сутки в то же самое время, когда поступила жалоба.

В связи с этим представляют интерес некоторые решения высших судебных инстанций страны, которые не касаются вопросов рассмотрения жалоб на досудебной стадии уголовного

судопроизводства, однако содержат подходы к исчислению процессуальных сроков.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации при исчислении срока содержания под стражей течение срока, то есть его начало определяется днем заключения лица под стражу на основании решения об избрании данной меры пресечения, при этом час заключения под стражу во внимание не принимается, учитываются полные сутки с 00 часов 00 минут дня избрания меры пресечения1.

В то же время, по мнению Верховного Суда Российской Федерации,

разъяснившего порядок исчисления срок обжалования решения суда осужденным, при определении начала срока обжалования не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. Тем самым, первым днем срока обжалования является не день вручения копии судебного решения, а следующий за ним день2.

Первый вариант искусственно сокращает процессуальный срок, второй -увеличивает, а вместе создают возможность двойственного толкования.

Вместе с тем, по смыслу статьи 128 УПК РФ порядок исчисления сроков в уголовном процессе должен быть единым.

Несмотря на имеющуюся

двойственность в правилах исчисления, можно проследить тенденцию определения начала исчисления срока характером затрагиваемых вопросов, которые ухудшают либо улучшают положение подозреваемого, обвиняемого,

осужденного либо иного участника уголовного процесса. Иными словами, если начало исчисления срока с 00 часов 00 минут первых суток улучшает положение заинтересованного лица, то первыми сутками считаются те, в которых произошло событие, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение прав, обязанностей, ограничений. А если при таком подходе наблюдается ухудшение положения, то первыми считаются сутки, следующие за теми, в которых произошло юридически значимое событие.

На первый взгляд такой подход соответствует принципу о запрете поворота к худшему в состязательном уголовном процессе [3, с. 7-12]. А также назначению уголовного процесса о защите личности.

Однако дополнительные сложности в исчислении сроков возникают в связи с тем, что в статье 124 УПК РФ однозначно указано окончание срока рассмотрения жалобы, указывая, что он истекает в 24 часа последних суток. При неопределенности начала этого срока и возможности начала исчисления с того часа, в котором получена жалоба и его истечении в этом случае в тот же час третьих суток, как описано выше, обоснованно возникает предположение,

1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы

гражданина Азербайджанской Республики Гасымова Руфана Ариф оглы на нарушение его конституционных прав пунктом 15 статьи 5 и статьей 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : определение Конституционного суда Российской Федерации от

28 января 2016 г. № 119-О. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 2 Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 2011 года. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

что законодатель тем самым предусмотрел дополнительное время для рассмотрения и разрешения жалобы.

Другим аспектом проблемы является неопределенность в моменте получения жалобы.

Рассмотрим на примере порядка разрешения обращений в органах прокуратуры.

Применительно к органам

прокуратуры, обращения, а также жалобы, рассматриваемые и разрешаемые по правилам статьи 124 УПК РФ, могут направляться в письменном виде по почте, подаваться в ходе личного приема, посещения прокуратуры, а также в электронном виде1.

Существуют различные способы подачи электронного обращения: электронная почта; интернет-приемная органа государственной власти или местного самоуправления,

специализированные государственные интернет-порталы (ЕП1 У); специальные электронные терминалы, установленные в помещениях органов власти или многофункциональных центров;

обращения, записанные на съемный носитель информации (флэш-карту, диск) [4, с. 42-43].

Любое обращение, поступившее в органы прокуратуры должно быть зарегистрировано. Во всех случаях, до момента официальной регистрации обращение или уголовно-процессуальная жалоба проходят обработку сотрудником делопроизводственной службы и только после этого происходит официальная регистрация и присваивается входящий номер.

В связи с этим возникает вопрос о том, считаются ли обращение или уголовно-процессуальная жалоба, поступившие, но не зарегистрированные, полученными органом прокуратуры. Либо только

зарегистрировав и присвоив входящий номер, то есть с момента официального признания обращения или уголовно-процессуальной жалобы поступившими, они считаются полученными.

Здесь необходимо учесть, что вся поступающая в органы прокуратуры корреспонденция проходит первичную обработку, так как возникают ситуации, когда обращение или уголовно-процессуальная жалоба по разным причинам могут попасть ошибочно, в том числе ввиду не знания или неправильного указания наименования органа

прокуратуры, просчетов в работе почтовой службы, а следовательно, все обращения и уголовно-процессуальные жалобы

нуждаются в первичной обработке. И такие ошибочно попавшие жалобы подлежат направлению по принадлежности либо возвращению в отделение почтовой связи2.

Кроме того, с введением электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры и внедрением автоматизированного информационного комплекса «Надзор^ЕВ» все обращения, в том числе и уголовно-процессуальные жалобы регистрируются в этом информационном комплексе и здесь же отражается момент их получения посредством выбора способа доставки и присвоения регистрационного номера. С этого момента начинает исчисляться срок рассмотрения обращения или уголовно-процессуальной жалобы в программном решении. Это обстоятельство служит еще одним подтверждением необходимости четкой конкретизации момента

официального получения обращения или уголовно-процессуальной жалобы.

Зачастую, электронные обращения и уголовно-процессуальные жалобы

поступают в органы прокуратуры по каналам электронной связи в нерабочее время, о чем работники прокуратуры не

1 См. ст. 4: О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См., например: Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской

Федерации : утвержденная приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 450. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

знают. Становится им это известно только в первый рабочий день после выходных, в который происходит его официальная регистрация, а как указано выше, именно с нее начинается исчисление срока рассмотрения жалобы. Таким образом, нерабочие дни «выпадают» из срока, что увеличивает период рассмотрения обращения или уголовно-процессуальной жалобы.

Хотя по смыслу статьи 128 УПК РФ при исчислении сроков учитываются и нерабочие дни, с одной лишь особенностью, что при исчислении сроков заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, последний день срока, выпадающий на нерабочий день, заканчивается в этот день и не переносится на первый рабочий день, а во всех остальных случаях переносится.

Тем самым, при исчислении срока рассмотрения жалобы в него включаются и сутки, выпадающие на нерабочие дни, и в случае поступления жалобы в нерабочие дни срок их рассмотрения исчисляется не с первого рабочего дня, следующего за нерабочими, как в приведенном выше случае, а с учетом дня его поступления.

И предусмотренное Законом о порядке рассмотрения обращений граждан правило трехдневной регистрации обращения гражданина с момента поступления, с которой начинается исчисление срока рассмотрения обращения, закрепленное в статье 8 этого закона, не распространяются на жалобы, рассматриваемые в порядке статьи 124 УПК РФ. Так как согласно части 2 статьи 1 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан уголовно-

процессуальные жалобы рассматриваются в специальном порядке, предусмотренном УПК РФ. Следовательно, разрешение жалоб в уголовном процессе не

регулируется Законом о порядке рассмотрения обращений граждан и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В органах прокуратуры действует специальный приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 № 487 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя,

руководителя следственного органа и прокурора».

Однако и он не содержит положений, конкретизирующих нормы УПК РФ, касающихся исчисления сроков рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства на досудебной стадии.

В юридической литературе есть мнение о том, что сроки, установленные УПК РФ для рассмотрения и разрешения жалоб, являются недостаточными и требуется их увеличение до 5 суток, в том числе, по аналогии со сроками рассмотрения и разрешения жалоб судом в порядке статьи 125 УПК РФ и их дифференциация по доводам, которые содержатся в жалобе [5, с. 153-157].

Не соглашаясь с необходимостью таких изменений, полагаем, что фактически жалобы и без их законодательного увеличения рассматриваются за пределами сроков, закрепленных в статье 124 УПК РФ. Этому способствует неясность момента получения жалобы, в том числе ввиду применения отлагательного метода при исчислении сроков, отведенных для регистрации.

Именно это обстоятельство способствует увеличению сроков рассмотрения жалоб. Внесение изменений в УПК РФ в части увеличения сроков рассмотрения жалоб поспособствует еще

большей возможности для волокиты при рассмотрении жалоб.

Следующая проблема кроется в отсутствии в статье 124 УПК РФ конкретных случаев, обосновывающих необходимость продления 3-суточного срока до 10 суток, так как не во всех случаях продление сроков является обоснованным.

Например, по мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в продлении срока рассмотрения и разрешения обращения до 10 суток для истребования копии постановления о продлении срока расследования и копии журнала исходящих документов в случае, когда в жалобе ставится вопрос о несообщении органом следствия сведений о продлении срока расследования уголовного дела, нет необходимости. В этом случае достаточно 3 суток1.

Следовательно, сама по себе необходимость истребования ряда материалов, документов не может свидетельствовать о возможности продления срока разрешения обращения.

В этой связи представляется, что законодатель, формулируя в качестве основания для продления срока рассмотрения и разрешения обращения необходимость истребования

дополнительных материалов, имел ввиду не материалы, дополнительные к самой жалобе, а материалы, дополнительные к ранее полученным в ходе рассмотрения и разрешения жалобы в пределах 3 суток, следуя правилу недопустимости расширительного толкования норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Такой подход находит свое отражение и в юридической литературе. По мнению Н. В. Горак разрешение жалобы включает в себя:

- истребование необходимых документов;

- анализ собранных материалов на предмет выявления нарушений закона и конституционных прав граждан;

- направление заявителю ответа на жалобу вместе с постановлением;

- возврат в органы предварительного расследования запрошенных материалов проверок и уголовных дел;

- продление срока разрешения жалобы и уведомление об этом заявителя. Последняя выделяется не как основная, а как факультативная [4, с. 142-143].

Подводя итог, полагаем необходимым во всех случаях положения статьи 124 УПК РФ в части исчисления сроков применять во взаимосвязи с положениями статьи 128 УПК РФ и статьи 6 УПК РФ, и определять начало их течения исходя из гарантийной функции процессуальных сроков в защите личности и ее прав и законных интересов в уголовном процессе. Руководствуясь этим же положением необходимо учитывать возможность продления с 3 суток до 10 суток для проведения проверки жалобы только в случае необходимости истребования дополнительных материалов к ранее полученным при рассмотрении и разрешении жалобы в пределах 3 суток.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Россинский С. Б. Стадия возбуждения уголовного дела: безоговорочно упразднить либо попытаться понять подлинные причины ее возникновения? // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 6. С. 133-139.

2. Мордвинов А. В. Процессуальные сроки: особенности установления и исчисления при производстве предварительного расследования : дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2021. 252 с.

3. Будылин Н. В. Запрет на поворот к худшему как составляющая принципа обвинения в уголовном судопроизводстве // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2022. Т. 22. № 4. С. 7-12.

1 Справка о результатах проверки организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в прокуратуре Кировской области

от 19.04.2021. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

4. Григорьева Н. В. Обращения граждан в органы прокуратуры в форме электронного документа // Актуальные проблемы прокурорской деятельности : сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 2022.

5. Горак Н. В. Обжалование прокурору действий (бездействия) и решений органов

предварительного расследования : дис ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.