Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСВОЕНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В РАМКАХ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСВОЕНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В РАМКАХ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ВОКАЛИСТ / ЭСТРАДНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / АРТИСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Елистратова А.В.

В статье рассматривается вопрос о создании сценического образа эстрадного вокалиста. Дается описание понятия артиста, его качеств. Раскрывается суть актерского мастерства в рамках эстрадного номера, а также его влияние на эстрадное выступление певца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСВОЕНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В РАМКАХ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА»

А.В. Елистратова

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОСВОЕНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА В РАМКАХ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА

В статье рассматривается вопрос о создании сценического образа эстрадного вокалиста. Дается описание понятия артиста, его качеств. Раскрывается суть актерского мастерства в рамках эстрадного номера, а также его влияние на эстрадное выступление певца.

Ключевые слова: сценический образ, вокалист, эстрадный исполнитель, актерское мастерство, артист.

Для создания полноценного сценического образа эстрадному вокалисту недостаточно иметь только выдающиеся вокальные данные - нужно быть артистом, а не просто вокалистом. Артист - это человек, который устраивает шоу, яркое представление для зрителей; артист - человек, обладающий умением войти в контакт со зрителями. Иными словами, артист - это человек, обладающий неповторимым темпераментом, харизмой, обаянием [1]. Отсюда можно сделать вывод, что эстрадный вокалист представляет собой синтез музыканта и актера, где музыкант несет ответственность за музыкальную часть выступления, а актер - за яркую подачу слова и передачу эмоций.

В связи с этим возникает вопрос: «Каким образом актерское мастерство может повлиять на эстрадное выступление певца?» Ответ кроется в желании зрителя, то есть нужно понять для чего же зритель приходит на концерт того или иного исполнителя. Маловероятно, что слушателя интересует, умеет ли певец долго тянуть ноту, петь фальцетом или использовать вибрато на разных тесситурах. Нет, слушатель приходит за эмоциями, за моментами, которые оставят неизгладимое впечатление, принесут счастье и унесут печаль прочь. Слушатель, придя на концерт, надеется получить такие эмоции через музыку, исполненную любимым певцом.

Великий режиссер-постановщик Богданов И. А. писал: «В эстрадном номере публика становится главным партнером артиста» [1, с. 24]. Отсюда можно сделать вывод, что артист должен научиться взаимодействовать с публикой через актерское мастерство. Ведь каждая песня - это, по сути, мини-спектакль, в котором один актер (певец) играет со своим партнером (зрителем) посредством переживания эмоций главного героя песенной композиции. Спектакль относится к произведению сценического искусства, постигнуть которое возможно только через актерское мастерство. Приобретая актерские навыки, вокалист сможет убедить зрителя словом в том, что герой песни испытывает те или иные чувства и эмоции. Движения и жесты будут дополнять спетые слова и еще больше погружать в предлагаемый сюжет песни. Актерское мастерство - ключ к эмоциональному пению, а такого рода пение всегда накладывает свой отпечаток на слушателя и заставляет его хотеть еще и еще послушать данную композицию.

Голос - личный инструмент, наше самовыражение. Он является естественным проводником наших потребностей, желаний и эмоций. Это проводник от наших внутренних мыслей к их внешнему выражению. Поэтому вполне естественно, что пение, как индивидуальное, так и коллективное, часто считается самой личной формой искусства, доступной нам как музыкантам. Здесь нет никакого сверхъестественного аппарата или инструмента - только врожденная способность наших голосовых связок к звукоизвлечению и тело, которое нам помогает выстраивать силу голоса.

Поскольку пение - это, по сути, общение со слушателем, то такое утверждение приводит к важному вопросу для вокального педагога, а именно: как он может научить и поощрить вокалистов общаться свободно и честно во время выступления? Если просто дать совет студенту выразить чувства, связанные с персонажем песни, то это часто приводит к механической игре и неискренним эмоциям. Именно поэтому Константин Сергеевич Станиславский обучал актеров переживанию настоящих эмоций, а не подражанию и копированию чьих-то эмоций. Актеры никогда не добьются успеха, если они будут играть какую-то эмоцию. Они успешны, когда желаемая эмоция является результатом самостоятельного переживания материала. Ведь зритель не глупец. Мы, люди, так устроены, что очень тонко чувствуем эмоции и их подлинность.

© А.В. Елистратова, 2022.

Аль Пачино говорил: «Я всегда говорю правду. Даже когда лгу». В этом высказывании скрыта главная задача актерской игры - переживание подлинных эмоций, даже таких, которых доселе артист не испытывал.

Актерская игра - это не имитация или воспроизведение чужих эмоций. Это процесс создания и переживания правдивых эмоций, которые естественным образом приводят к эмоциональному отклику слушателя. Поэтому чтобы привести пение к осмысленному воспроизведению музыки, необходимо научиться внутреннему распознаванию смысла исполняемой песни. Вокалисту нужно пропустить текст через себя для раскрытия смысла песни через понимание характера ее героя. Такой подход поможет оживить текст песни, певца превратить из куклы в актера и поможет раскрыть чувственный мир песенного героя через передачу настоящих эмоций слушателям [2].

Таким образом, исследование показало, что для создания завершенного сценического образа эстрадному исполнителю необходимо обучиться актерскому искусству, что в свою очередь приведет вокалиста к пониманию подтекста в тексте песни и передаче заложенного в нем смысла. Вокалистам следует включать в свою обучающую программу актерское мастерство, поскольку только вокальными данными зрителя не удивить. Чтобы передать эмоциональный посыл, заложенный в характере композиции, необходимо подключить свою фантазию, пропустить текст через себя, понять персонажа и обстоятельства, в которых он находится. Только такая работа над песней может гарантировать удовлетворение потребностей слушателя, дать возможность получить эмоции, за которыми люди приходят на концерт. Певец может раскрыться полностью, овладев актерскими навыками, что поможет всего за три минуты его мини-спектакля вызвать у слушателя гамму разнообразных чувств, возможно, влюбить себя, пленить и очаровать таким эмоционально подкрепленным исполнением.

Библиографический список:

1.Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера : учебное пособие / И. А. Богданов. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2004 - 319 с. - Текст : непосредственный.

2.Стромов, Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению : учебное пособие / Ю. А. Стромов. — 5-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-7156-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157423 (дата обращения: 13.11.2022)

ЕЛИСТРАТОВА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант, АНО ВО «Институт современного искусства», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.