Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости государственного регулирования регионального рынка труда'

К вопросу о необходимости государственного регулирования регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рабцун Борис Геннадьевич

Статья посвящена исследованию значимости государственного регулирования регионального рынка труда в России. Рассматриваются инструменты, с помощью которых государство имеет возможность стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости государственного регулирования регионального рынка труда»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Рабцун Б.Г.

Рабцун Борис Геннадьевич - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, факультет управления, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена исследованию значимости государственного регулирования регионального рынка труда в России. Рассматриваются инструменты, с помощью которых государство имеет возможность стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда.

Ключевые слова: региональный рынок труда, государственное регулирование, государственное присутствие, саморегулирование.

На современном этапе развития рынка труда в России не прекращаются споры о необходимости государственного регулирования и степени его воздействия на региональный рынок труда. Одни исследователи считают, что государство обязано регулировать региональный рынок труда, так как на текущий момент он находится в переходном состоянии и обладает слабой саморегулирующей функцией. Это подтверждается нестабильностью спроса и предложения рабочей силы, низким темпом развития малого и среднего бизнеса, а также невысоким уровнем качества труда [4, 5].

Другие ученые являются сторонниками минимизации государственного вмешательства в функционирование регионального рынка труда, так как современный рынок труда в России чрезвычайно зарегулирован, что неоднократно указывалось в публикациях таких международных организаций, как Международная организация труда и Всемирный банк. Поэтому участие государства в регулировании рынка труда должно быть ограничено, что будет способствовать достижению положительных темпов роста трудового и экономического потенциала, как отдельного региона, так и страны в целом [2].

Однако наиболее рациональной, по моему мнению, является позиция тех, кто призывает к сочетанию рыночного саморегулирования и государственного регулирования регионального рынка труда [3]. Во-первых, в такой форме регулирования регионального рынка труда присутствует механизм государственной защиты интересов работника и работодателя. Во-вторых, в связи со значительной свободой заключения трудовых соглашений снижается общий уровень безработицы. В-третьих, при разумном снижении государственной налоговой нагрузки на малые и средние предприятия у граждан появляется стимул для развития собственного бизнеса, что так необходимо России, особенно в последние годы.

Существует целый ряд инструментов государственного регулирования регионального рынка труда:

1. Административные инструменты, которые основываются на государственной власти и обладают запретительными, разрешительными, а также принудительными чертами. К ним можно отнести установление минимального размера оплаты труда, законодательное регулирование регионального рынка труда, трудовых отношений и миграции, выдача лицензий предприятиям и другие.

2. Организационные инструменты, которые направлены на создание благоприятных социально-экономических условий для всех участников рынка труда. Среди таких инструментов можно выделить предоставление актуальной информации

о состоянии регионального рынка труда, организация и планирование работ службы занятости населения и другие.

3. Экономические инструменты, основная задача которых - создание экономических стимулов, побуждающих участников регионального рынка труда к активной трудовой деятельности. К ним относятся государственные заказы предприятиям, государственное субсидирование занятости, программы льготного кредитования, налоговые льготы, предоставляемые предприятиям, а также субвенции, субсидии и дотации субъектам Российской Федерации [6].

Важно отметить, что главным инструментом регулирования регионального рынка труда в России является принятие нормативно-правовых актов, которые рассматривают вопросы, связанные с рынком труда, в основном административными методами. При этом в России еще не создана нормативно-правовая база по регулированию рынка труда, которая отвечала бы современным реалиям и соответствовала бы текущему социально-экономическому уровню развития нашей страны. В то время как федеральные органы власти России разрабатывают лишь основы государственного регулирования рынка труда, региональные органы власти, имеющие значительные полномочия в этой сфере, занимаются законотворческой и правоприменительной деятельностью на более глубоком уровне. Конечно, решения, принятые главами субъектов Российской Федерации, ограничены федеральным законодательством, но им предоставляется возможность проявлять инициативу и самостоятельность при выборе инструментов государственного регулирования регионального рынка труда. В итоге такая система взаимоотношений федеральных и региональных органов власти приводит к существенной дифференциации субъектов России по степени государственного присутствия в регулировании регионального рынка труда. Другими словами, тогда как в одних регионах присутствует сильное воздействие государства на рынок труда, в других - органы власти не способны самостоятельно развиваться и использовать трудовые ресурсы без помощи федерального центра.

Степень присутствия государства на региональном рынке труда зависит от действия нескольких групп факторов, таких как:

1. Экономические факторы. К ним можно отнести уровень заработной платы, объем валового регионального продукта, уровень развития инновационных технологий и другие.

2. Социально-демографические факторы. Среди них можно выделить такие показатели, как численность трудоспособного населения, возрастная структура населения, уровень миграции, темпы естественного прироста населения и другие.

3. Политические факторы, к которым можно отнести позицию региональных властей по вопросу о степени государственного вмешательства в регулирование рынка труда.

4. Национальные особенности организации хозяйственного управления в отдельных регионах России.

Так, например, в Московской области существует несколько программ по государственному регулированию рынка труда, которые составлялись с учётом перечисленных выше факторов. Самой главной, на мой взгляд, является Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 788/39. Основными задачами данной программы являются: улучшение инвестиционного климата Московской области, повышение качества трудовых ресурсов, создание новых рабочих мест, а также предотвращение роста напряженности на рынке труда Московской области. В особенности стоит упомянуть Подпрограмму V «Содействие занятости населения», которая направлена на реализацию комплекса мероприятий по эффективному развитию рынка труда. Среди них можно выделить такие мероприятия, как

108

повышение конкурентоспособности незащищенных слоев населения на рынке труда, участие в формировании управленческого потенциала для экономики Московской области, а также развитие коллективно-договорного регулирования в сфере труда Московской области [1].

Однако в связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы предприятия и организации Московской области продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям, а также работников неквалифицированного труда. Поэтому одной из приоритетных задач Подпрограммы также стала и активизация работы по профессиональной ориентации граждан, а также расширение доступа к дополнительному профессиональному образованию. Это можно охарактеризовать как положительную тенденцию, так как разработчики программы совместно с экспертами всё чаще обращают внимание на рыночные механизмы, что позволяет расширять текущие меры по смягчению ситуации на рынке труда Московской области.

В заключение, отвечая на вопрос о необходимости государственного регулирования регионального рынка труда, отметим, что оно действительно нужно, но такое регулирование должно функционировать в неразрывной связи с рыночным саморегулированием. В то время как государственное регулирование выполняет функции по поддержанию стабильности на региональном рынке труда, защите всех участников трудовых отношений, а также наращиванию темпов роста трудовой активности населения, рыночный механизм, в свою очередь, действует на основе закона спроса и предложения, который указывает на переизбыток или недостаток трудовых ресурсов и специальностей на региональном рынке труда. При должном реагировании государства на изменения, которые происходят на региональном рынке труда, исчезнут многие проблемы и выстроится новая система функционирования регионального рынка труда Российской Федерации.

Список литературы

1. Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017 - 2021 годы, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 788/39.

2. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Нестандартная занятость в российской экономике. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 36 с.

3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда: Учебник. М.: Юрайт, 2014. 423 с.

4. Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения // Вестник Московского университета МВД РФ, 2011. № 6. С. 141 - 144.

5. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2012. № 7. С. 65 - 75.

6. Гаращенко Н.Л.Государственное регулирование экономики. [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http://eclib.net/27/86.html/ (дата обращения: 04.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.