Научная статья на тему 'Необходимость государственного регулирования рынка труда'

Необходимость государственного регулирования рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9319
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коленченко Г.К.

В современных условиях эффективное развитие национальной экономики во многом зависит от рынка труда, особенностей его регулирования, а также занятости населения. В свою очередь совершенствование рынка труда зависит от характера взаимодействия государственных органов в этой сфере, политики занятости, кредитно-денежной системы, инвестиционной политики, управление воспроизводством населения и трудовых ресурсов. Практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов обеспечение нормального уровня занятости и эффективного развития рынка труда невозможно. Именно государство должно и способно осуществлять контроль над функционированием и нормальным состоянием национального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость государственного регулирования рынка труда»

«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный

2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал

Г. К. Коленченко

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В современных условиях эффективное развитие национальной экономики во многом зависит от рынка труда, особенностей его регулирования, а также занятости населения. В свою очередь совершенствование рынка труда зависит от характера взаимодействия государственных органов в этой сфере, политики занятости, кредитно-денежной системы, инвестиционной политики, управление воспроизводством населения и трудовых ресурсов. Практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов обеспечение нормального уровня занятости и эффективного развития рынка труда невозможно. Именно государство должно и способно осуществлять контроль над функционированием и нормальным состоянием национального рынка труда.

Ключевые слова: роль государства на рынке труда, обеспечение занятости, методы государственного регулирования рынка труда.

Механизм государственного регулирования рынка труда предполагает использование экономических методов, инструментов и законов, которые существенно влияют на занятость и способствуют принятию решений, которые обеспечивают ее стабильность.

Являясь главным субъектом контроля на рынке труда, правительство определяет порядок регулирования взаимоотношений между работниками и работодателями.

Вопрос о степени присутствия государства на рынке труда и его вмешательства в его функционирование рынка труда по сей день остается площадкой для споров. Одни исследователи считаю, что государственное регулирование рынка труда необходимо общей экономической системе. Данное вмешательство обусловлено наличием множества ситуаций и факторов, при которых рыночный механизм оказывается недееспособен, и именно участие государства на рынке труда является неотъемлемым фактором, обеспечивающим успех всей рыночной системы. Но есть и противоположное мнение. «Чем меньше правительство участвует в экономике, тем лучше для экономки», - так сказал Адам Смит. Основываясь на его мнении, можно сказать, что рыночная система способна к саморегуляции, основанной на «невидимой руке» рынка -эгоистичном интересе, который связан с получением все большей прибыли. Так же существует и третья точка зрения, согласно которой необходимо сочетать государственное регулирование и саморегулирование на рынке труда.

научный журнал

Основными задачами государственного регулирования рынка труда выступают:

- Достижение эффективной занятости населения путем увеличения и стабилизации уровня и качества жизни, конкурентоспособности институциональных единиц на рынке труда;

- Рациональное распределение трудовых ресурсов по отраслям производственной деятельности;

- Обеспечение гарантий занятости в сфере трудовых отношений;

- На современном Российском рынке труда произошли серьезные изменения, которые обеспечили формирование социально ориентированной рыночной экономики.

- Основной задачей деятельности Правительства Российской Федерации в сфере регулирования рынка труда, является решение следующих проблем:

- Сокращение дефицита рабочих мест

- Развитие малых предприятий;

- Предоставление экономических стимулов для развития предпринимательства

- Стабилизация уровня жизни населения,

- Развитие системы непрерывного развития образования,

Государство активно вмешивается в процессы, происходящие на рынке труда: различные программы занятости, трудовое законодательство, установление минимальной оплаты труда - все это выступает в качестве противовеса свободному рыночному саморегулированию. Базовыми задачами государственных институтов в системе управления трудовыми ресурсами на рынке труда являются: принятие законов, разработка и осуществление политики в области социально-трудовых отношений, контроль над уровнем занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

Одна из наиболее распространенных классификаций методов и инструментов государственного регулирования рынка труда включает следующие методы:

Организационные методы (Составление территориальных схем развития, прогнозирование развития рынка труда, организация работы служб занятости населения, профориентационная работа и др.)

Экономические методы включают такие инструменты как: государственные инвестиции, субсидирование занятости, налогообложение фонда оплаты труда, предоставление налоговых льгот предприятиям, создание и сохранение рабочих мест, субвенции и субсидии субъектам РФ и т.п.,

научный журнал

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения (к ним относятся: регулирование демографических и миграционных процессов, лицензирование предприятий и организаций, создание новых рабочих мест).

Законодательные методы. Государственные нормы, правила регулируют отношения субъектами рынка труда, четко определяют их права, образуют равные возможности для реализации своих способностей к труду всех участников рыночных отношений. Законодательство о рынке труда и занятости РФ предоставляет собой совокупность нормативно-правовых актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных и правовых актов РФ и субъектов РФ. В России законодательная база, которая регулирует рынок труда, сформировалась в послереформенные годы, в конце перестройки: был принят Закон о трудовых отношениях (1991), Закон о коллективных договорах (1992) и т.д. Кодекс законов о труде установил новые «правила игры» в трудовых отношениях.

Информационные методы. Этот механизм позволяет обеспечить свободный доступ к информации всем субъектам рыночных отношений о ситуации на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обеспечивать обмен информации между всеми участниками рынка труда.

Важнейшей деятельностью государства в сфере регулирования рынка труда является разработка, и осуществление мер, направленных на обеспечение занятости. Эти меры включают: содействие трудоустройству лиц, потерявших работу, а также выплата материальной помощи безработным. Для реализации государственной политики в области занятости и обеспечения надлежащих гарантий гражданам, в Российской Федерации в 1991 году сформировалась государственная служба занятости. Государственная служба занятости - это специальная структура государственных органов, которая призвана обеспечить занятость населения, координацию, регулирование спроса и предложение рабочей силы, содействие гражданам в трудоустройстве, организацию их профессиональной подготовки и предоставление социальной поддержки безработным. Служба занятости функционирует как организация, которая основана на прямых отсылках к законам и рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг лицам, которые ищут работу. Служба осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы.

Основные функции службы занятости в области государственного регулирования рынка труда:

научный журнал

- контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных;

- Организация общественных работ, обеспечение временного трудоустройства граждан;

- организация и оказание услуг в сфере содействия занятости и защиты населения от безработицы, трудовой миграции и регулирование коллективных трудовых споров;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; и др.

В Российской Федерации традиционно выделяют три хозяйственных сектора для целенаправленного формирования занятости в экономике:

- концентрирующие точки экономического роста, привлечение инвестиций, создающие новые рабочие места и аккумулирующие всю конкурентоспособную рабочую силу в народном хозяйстве России и ее регионах;

- сектор высвобождения рабочей силы;

- сектор наименьшей конкурентоспособности рабочей силы, или «застойный» сектор. В этом секторе необходимо удерживать хотя бы на минимальном уровне социальное обеспечение работников.

Особое место в деятельности службы занятости занимают уязвимые категории населения на рынке труда: инвалиды, одинокие родители и многодетные дети, молодежь, безработные лица пенсионного возраста, безработные долгое время не имеющие работы. Для представителей вышеуказанных категорий населения служба занятости разрабатывает и реализует специальные программы.

Одной из форм социальной поддержки безработных, которая предоставляется правительством, является выплаты по безработице. Пособия по безработице и другие виды материальной поддержки безработных, являются единственными источником средств существования для людей, потерявших работу. Стабильное функционирование системы льгот обеспечивается наличием достаточного количества финансовых ресурсов в региональном фонде занятости, которые должны позволять выплачивать пособия в полном объеме и в назначенный срок.

Обращаясь к международному опыту государственного регулирования занятости, можно отметить, что в промышленных странах широко использовались самые различные виды социальной поддержки безработным и различные виды субсидий. Влияние государственного регулирования в сфере занятости имеет место в следующих областях: - Программы по подготовке и переподготовке персонала;

научный журнал

- Программы по стимулированию занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе;

- Программ по содействию занятости рабочей силы.

Государственные субсидии поощряли работу на условиях неполного

рабочего дня или работу по укороченной рабочей неделе. Для снижения уровня безработицы практиковалась политика «раннего» выхода на пенсию. В США, например, в 80-е годы срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 760 тысяч рабочих мест за счет досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется, в основном, несколькими способами: пособия по безработице, финансовая поддержка и материальная помощь.

Пособия по безработице - это самая значительная материальная помощь тем, кто потерял и ищет работу. На нее претендуют лица, зарегистрированные на бирже труда и имеющие некоторый опят работы, а также граждане, которые делают взносы в фонд по безработице. Фонд страхования от безработицы формируется из 3 источников: обязательные взносы предпринимателей, дотации бюджета, взносы работников.

Но, тем не менее, пособия по безработице все, же недотягивают до прожиточного минимума. Из-за большого количества факторов, влияющих на получение пособия, как правило, его получают не более половины безработных. Кроме того, крайний срок для получения пособия по безработице ограничен.

Денежная политика. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, потерявшим работу. В одних странах она представляется твердо, установленной ставкой (Франция), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (в ФРГ - это 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер.

Материальная помощь. Если человек не работает, а так же если не может по какому-либо основанию: получать пособие и денежную поддержку, найти работу, или срок получения пособия истёк, то государство предоставляет безработному и его семье: некоторые денежные средства; предоставляет талоны на питание; оплачивает часть коммунальных услуг: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.

При всей необходимости и важности работы по оказанию материальной поддержки безработным и их трудоустройству все же наиболее эффективной мерой, направленной на предупреждение и

2017, №2

«Профессиональная ориентация»

научный журнал

Электронный

снижение последствий безработицы является профессиональная подготовка, переподготовка безработных.

Развитие переподготовки безработных, являясь одним из основных направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение в значительной степени по перспективным и развивающимся специальностям и областям промышленного производства в соответствии с приоритетами развития национальной экономики.

1. Антропов, В.В., Социальная защита в странах Европейского союза. /В.В. Антропов// История, организация, финансирование, проблемы - издательство М.: Экономика, 2009

2. Вайден, А., «Санкции против уклонистов»/А.Вайден//Русская Германия, -№7,

3. Горбачева Г. П. государственный механизм регулирования рынка труда / Г.П.Горбачева// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по матер. XXVII Междунар. науки.-практ. Конф. - 2013 Новосибирск: Сибак.

4. Гутник, В.П., Вагнер,У., Регулирование рынка труда: опыт Германии и российские проблемы /В.П. Гутник,У.Вагнер// Проблемы теории и практики управления. - №1 2009.

5. Гутник, В.П., Повестка дня модернизации Германии / В.П.Гутник// Год планеты. Выпуск 2009 г. - издательство М.: Республика, 2009.

6. Жолквер, Н., Немецкий рынок труда /Н.Жолквер// «Работа» № 9- 2010г.-

7. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях / С.Я. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2008. — № 7. — с. 65—75.

8. Фофанова, Н.П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства / Н.П. Фофанова // Современное право. - 2009. - №5. - с.12-18.

Библиографический список

2012

с.114-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.