Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости формирования грамматической компетентности учащихся старших классов'

К вопросу о необходимости формирования грамматической компетентности учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИНТАКСИС / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РЕЧЬ / ОБЩЕНИЕ / GRAMMATICAL COMPETENCE / SYNTAX / TEACHING METHODS / SPEECH / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина А.С.

Проведенный анализа результатов диагностического среза определил недостаточный уровень сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов. В этой связи в работе предложены некоторые рекомендации по формированию грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the results of the diagnostic cut determined the insufficient level of grammatical competence of students in the upper grades. In this regard, the paper suggests some recommendations on the formation of grammatical competence of students in the senior high school in the process of studying the syntax.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости формирования грамматической компетентности учащихся старших классов»

мультилингвального обучения в практике образовательного процесса неязыкового вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2. С. 90-94.

Митрохина А.С.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Алтайский государственный педагогический университет

Ключевые слова: грамматическая компетентность, синтаксис, методы обучения, речь, общение.

Аннотация: проведенный анализа результатов диагностического среза определил недостаточный уровень сформированности грамматической компетентности учащихся старших классов. В этой связи в работе предложены некоторые рекомендации по формированию грамматической компетентности учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса.

Key words: grammatical competence, syntax, teaching methods, speech, communication.

Abstract: The analysis of the results of the diagnostic cut determined the insufficient level of grammatical competence of students in the upper grades. In this regard, the paper suggests some recommendations on the formation of grammatical competence of students in the senior high school in the process of studying the syntax.

В современном обществе особое значение приобретает проблема формирования грамматической компетентности как одной из ведущей составляющей языковой подготовки и развития личности, обеспечивая эффективное использование опыта общения в различных сферах деятельности. В номом законе «Об образовании», государственной национальной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы», федеральных государственных образовательных стандартах, отражены те изменения, которые произошли за последние десятилетия в образовании, где усилен практический аспект обучения языку в основной школе, определены требования к формированию ключевых и предметных компетенций учащихся, определены ориентиры в достижении результатов обучения путем направления их на предметные компетентности учащихся. Поэтому возникает необходимость совершенствования методики обучения синтаксиса на

уроках русского языка в старших классах общеобразовательных учебных заведениях.

Проведенный анализ понятия «грамматическая компетентность» выявил следующие основные подходы к его определению:

- как часть коммуникативной компетентности [3];

- как способность пользоваться синтаксическими понятиями (предикативностью, синтаксическими средствами связи в предложении и тексте, способами различения членов предложения) [5];

- как возможность оперировать знаниями об основных формах реализации отношений между подлежащим и сказуемым, об основных признаках синтаксической структуры предложения [1] (интонационное оформление предложения, относительная завершенность высказывания), о типах и классификационных признаках предложений, способах выражения главных и второстепенных членов предложения.

Анализ лингвистической, психолингвистической, педагогической, методической литературы и практики обучения русского языка в общеобразовательных учебных заведениях позволил выявить недостаточную разработанность обозначенной проблемы, подтверждает своевременность и целесообразность создания методики формирования грамматической компетенции учащихся в процессе изучения синтаксиса.

«Грамматическую компетентность учащихся» можно определить как важную составляющую коммуникативной компетентности учащихся основной школы; комплекс знаний о грамматические единицы, средства выражения грамматических категорий и грамматических значений; умений и навыков строить эффективную речевое поведение с учетом особенностей функционирования грамматических единиц в текстах различной жанрово-стилевой принадлежности, коммуникативного опыта использования в устной и письменной речи; сложившихся ценностей, которые проявляются прежде всего в осознании учащимися роли языка в развитии личности.

Уровень сформированности грамматической компетентности учащихся в процессе изучения синтаксиса проверялся по специально разработанным критериям и показателям: владение грамматическими нормами языковой системы в устной и письменной форме; работа с основными принципами синтаксиса русского языка; наличие навыков грамматических средств языка, применение в условиях коммуникации; логическая последовательность и точность изложения мыслей в процессе выполнения умственных операций; умение редактировать

предложения, тексты различных стилей речи; умение оценивать устные и письменные ответы одноклассников, исправлять ошибки.

Во время исследовательского обучения были применены следующие виды упражнений и заданий для формирования грамматической компетенции учащихся, которые рассчитаны на индивидуальный и групповой поиск учениками целесообразных практических способов решения задач:

• аналитические - обеспечивали психологическую и познавательную подготовку к восприятию нового материала, активизировать у учащихся практический опыт (оформление предложений, ориентация на развитие слуха, памяти, внимания и т.д.), аналитическое мышление (восприятие и оценка грамматического строя синтаксических конструкций);

• репродуктивные - способствовали активизации мышления (воспроизведение различных синтаксических конструкций, отработки навыков грамматического и пунктуационных оформления синтаксических конструкций, учета грамматической и смысловой наполненности предложений);

• конструктивные - обеспечивали перцептивную и продуктивную деятельность учащихся (смысловой, структурной, сравнительный, препинания анализ; трансформация, составление примеров по аналогии, комбинирования и группировки предложений; подбор и замена одних предложений другими; образования предложений на основе задачи), упражнения в дополнение; речевые задания (обоснование целесообразности выбора автором тех или иных синтаксических конструкций; собственный выбор соответствующих грамматических средств при составлении собственных предложений, текстов, ответов на вопросы, составление диалогов и т.п.);

• продуктивно-творческие - способствовали обогащению грамматического строя речи учащихся, сознательном использованию различных синтаксических конструкций в собственной речи, осознанию их коммуникативной цели, синтаксических функций в речи (редактирование текста, творческие задания сопоставимого характера, составление высказываний с использованием различных синтаксических конструкций; задания творческого характера (составление произведений-миниатюр, произведений-размышлений и т.п.).

Количественный анализ результатов контрольного среза на первом этапе в контрольных и экспериментальных классах подтвердил эффективность разработанной методики формирования грамматической компетенции учащихся в процессе изучения

синтаксиса. В ходе опытного обучения прослеживалась динамика формирования грамматической компетенции учащихся в процессе изучения синтаксиса, основные итоги подводились с учетом результатов выполнения учениками заданий.

Статистика результатов контрольного среза показала, что 14,2% можно отнести к ученикам, которые в совершенстве владели теоретическим материалом, соответственно, практические задания им дали значительно легче, то есть на этом этапе имели высокий уровень сформированности грамматической компетентности.

Продуктивному формированию грамматической компетентности учащихся старших классов способствуют интерактивные методы обучения (метод непрерывной шкалы мыслей, мозговой штурм, мозговая атака, дискуссия с элементами игрового моделирования) [2]. Наиболее эффективными являются методы беседы, наблюдения за языковым материалом, проблемного изложения материала, работы с учебником, моделирование, трансформации, дополнения, конструирование и др. Для формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса могут быть использованы формы организации учебной деятельности (фронтальная, коллективная, работа в группах, индивидуальная) [3] и средства обучения (учебник, схемы, дидактический материал, пособие, тексты, индивидуальные карточки, электронные пособия, словари, упражнения и т.д.) [6].

Таким образом, установлено, что в основе методики формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса лежит комплекс факторов [4]: учет возрастных особенностей, осознание учащимися языковой системы, осмысление особенностей функционирования различных синтаксических единиц в устной и письменной речи, коммуникативно ориентированного изучения синтаксических тем и выполнение учащимися учебных действий, направленных на формирование у них грамматической компетентности.

Процесс формирования грамматической компетенции учащихся старших классов в процессе изучения синтаксиса обеспечивается использованием форм, методов и средств обучения. Среди методов и приемов обучения эффективными являются [2; 5]: анализ смысловых отношений в словосочетаниях, предложениях; наблюдение за практическим применением различных синтаксических конструкций в устной и письменной речи; трансформации, воспроизведение, редактирование, выработки собственных высказываний; проблемные, творческие задания.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования грамматической компетенции учащихся старших классов, а лишь отражает основные положения этой работы. Перспективы дальнейшего исследования нами видятся в разработке лингводидактических основ электронной поддержки формирования грамматической компетентности учащихся общеобразовательных учебных заведений; разработке коммуникативного компонента формирования грамматической компетенции учащихся старших классов на уроках русского языка, о чем пойдет речь в наших следующих работах.

Список литературы

1. Беляева И.Г. Особенности перевода эпиграфических текстов // В книге: Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе Материалы ежегодной международной конференции. 2016. С. 10-12.

2. Елькина О. Ю., Лозован Л.Я. Мудрая власть коллектива: от теории к творчеству (Итоги VI Международной студенческой олимпиады по педагогике имени В.А. Сластенина) // Педагогическое образование и наука. 2013. №6 154-157.

3. Кохичко А.Н. Теория и методика лингвоориентированного образования младших школьников // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Челябинск, 2012. - 384 с.

4. Кротовская М.А. Важность использования фонетики в неязыковом вузе на управленческом факультете // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 2 (19). С. 126-133.

5. Петривняя Е.К. Античные традиции в басенном творчестве М.Н.Муравьёва // В сборнике: Михаил Муравьев и его время сборник статей и материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Михаил Муравьев и его время. 300-летию М.В. Ломоносова посвящается». Под редакцией А.Н. Пашкурова, А.Ф. Галимуллиной. 2011. С. 125-133.

6. Хусиханов А.М., Мусаева З.А. Творчество И.С. Тургенева и А.П. Чехова в оценке французской критики (по книге Андре Моруа "Шестьдесят лет моей литературной жизни") // В книге: Мир, согласие и сотрудничество Тезисы докладов региональной научно -практической конференции, посвященной 60-летию образования Чеченского государственного университета. 1998. С. 279-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.