Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРЕДМЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ" / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SCHOOL SUBJECT CONCEPT / QUALITY OF EDUCATION / SCHOOL HISTORICAL EDUCATION / HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD / MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF SCHOOL HISTORICAL EDUCATION / DRAFT CONCEPT FOR TEACHING SCHOOL SUBJECT "HISTORY OF RUSSIA"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

В статье рассматривается роль предметных концепций как инструмента повышения качества российского образования. Выделяются этапы разработки Концепции учебного предмета «История», начиная с появления Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в состав которой входит Историко-культурный стандарт (2014). Анализируются причины обособления двух учебных курсов («История России» и «Всеобщая история»), составляющих единый учебный предмет «История» на уровне базовых документов. Рассматривается и аргументируется необходимость единой концепции школьного исторического образования в Российской Федерации: общие научно-исторические, дидактические, методические подходы; роль России в ключевых событиях мировой истории, значение культуры России: через общеисторический контекст; использование воспитательного потенциала истории и др. Ставится вопрос о целесообразности разработки целостной Концепции школьного исторического образования, которая включала бы следующие структурно-тематические единицы: учебный курс «История России», учебный курс «Всеобщая история», региональный компонент по историческому образованию, систему дополнительного исторического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE NEED FOR A UNIFIED CONCEPT OF SCHOOL HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the role of educational concepts as a tool for improving the quality of Russian education. The stages of the development of the Concept of the academic subject „History” are highlighted, starting with the appearance of the Concept of a new educational and methodological complex on Russian history, which includes the Historical and Cultural Standard (2014). The reasons for the separation of two educational courses („History of Russia” and „General History”), which make up a single academic subject „History” at the level of basic documents, are analyzed. The author considers and substantiates the need for a unified concept of school history education in the Russian Federation: general scientific-historical, didactic, methodological approaches; the role of Russia in key events in world history, the importance of Russian culture: through the general historical context; using the educational potential of history, etc. The question is raised about the expediency of developing a holistic concept of school history education, which would include the following structural and thematic units: the course „History of Russia”, the course „General history”, the regional component on history education, the system of additional history education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 372.8 ЭО!: 10.31862/1819-463Х-2020-5-67-73

ББК 74.2

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье рассматривается роль предметных концепций как инструмента повышения качества российского образования. Выделяются этапы разработки Концепции учебного предмета «История», начиная с появления Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в состав которой входит Историко-культурный стандарт (2014). Анализируются причины обособления двух учебных курсов («История России» и «Всеобщая история»), составляющих единый учебный предмет «История» на уровне базовых документов. Рассматривается и аргументируется необходимость единой концепции школьного исторического образования в Российской Федерации: общие научно-исторические, дидактические, методические подходы; роль России в ключевых событиях мировой истории, значение культуры России: через общеисторический контекст; использование воспитательного потенциала истории и др. Ставится вопрос о целесообразности разработки целостной Концепции школьного исторического образования, которая включала бы следующие структурно-тематические единицы: учебный курс «История России», учебный курс «Всеобщая история», региональный компонент по историческому образованию, систему дополнительного исторического образования.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, предметная Концепция, качество образования, школьное историческое образование, Историко-культурный стандарт, модернизация системы школьного исторического образования, проект Концепции преподавания учебного курса «История России».

Статья подготовлена в рамках государственного задания (№ 073-00007-20-01 на 2020 год) по теме «Информационно-аналитическое, научно-методическое и экспертное сопровождение реализации концепций по учебным предметам и образовательным областям общего образования».

© Крючкова Е. А., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

TO THE ISSUE OF THE NEED FOR A UNIFIED CONCEPT OF SCHOOL HISTORICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

E. A. Kryuchkova

Abstract. The article considers the role of educational concepts as a tool for improving the quality of Russian education. The stages of the development of the Concept of the academic subject „History" are highlighted, starting with the appearance of the Concept of a new educational and methodological complex on Russian history, which includes the Historical and Cultural Standard (2014). The reasons for the separation of two educational courses („History of Russia" and „General History"), which make up a single academic subject „History" at the level of basic documents, are analyzed. The author considers and substantiates the need for a unified concept of school history education in the Russian Federation: general scientific-historical, didactic, methodological approaches; the role of Russia in key events in world history, the importance of Russian culture: through the general historical context; using the educational potential of history, etc. The question is raised about the expediency of developing a holistic concept of school history education, which would include the following structural and thematic units: the course „History of Russia", the course „General history", the regional component on history education, the system of additional history education.

Keywords: Federal State Educational Standard, school subject concept, quality of education, school historical education, Historical and Cultural standard, modernization of the system of school historical education, Draft Concept for teaching school subject "History of Russia".

В2010-е гг. перед российским образованием встали новые задачи, связанные с реализацией и развитием основных положений ФГОС второго поколения, необходимостью обеспечения преемственности российского образования с достижениями отечественной системы образования советского и постсоветского времени, необходимостью соответствия уровню развития передовых систем образования зарубежных стран. Таким образом, речь идет о повышении качества российского образования. Одним из инструментов, обеспечивающих непрерывное развитие системы образования в заданном ФГОС направлении и повышение его качества, являются предметные концепции. В 2010-х гг. были разработаны и приняты следующие предметные концепции: математика (2013) [1], русский язык и литература (2016) [2], обществознание (2018) [3], география (2018) [4], технология (2018) [5] и др.

Положительным фактом является то, что Концепции утверждены на уровне Правительства РФ и имеют статус нормативных документов.

Особняком в этом ряду стоит разработка образовательной концепции по истории, что определяется дидактическими задачами истории как мировоззренческого предмета, выполняющего воспитательную роль через содержание самого предмета, раскрывающего формирование и смысл духовно-нравственных ценностей российского общества. Учитывая, что главные проблемы, связанные с преподаванием предмета, лежат не в области методики и образовательных технологий, а прежде всего в области подходов к изложению исторического материала, различию оценок и мнений по поводу трактовки истории России, первостепенное внимание было уделено отбору исторического содержания.

В 2014 г. в рамках государственной политики в области исторического образования была разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в состав которой был включен Историко-культурный стандарт [6], призванный создать единое историко-культурное пространство в преподавании отечественной истории. Историко-культурный стандарт должен был усилить роль исторического образования как основы формирования российской гражданской идентичности, а также использовать потенциал содержания исторического образования для воспитания патриотически настроенных граждан России. Значение Историко-культурного стандарта определяется тем, что он, прежде всего, предъявляет историческую фактологию, подлежащую к обязательному изучению в общеобразовательных организациях: перечень процессов, событий, фактов, личностей отечественной истории, а также ключевые оценки событий и деятельности исторических героев [7; 8]. Количество УМК по отечественной истории сократилось до трех линий, созданных в соответствии с Историко-культурным стандартом.

К сожалению, статус Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта был не определен в нормативных документах, что создавало трудности в реальной практике преподавания истории в школе.

Придание особого значения преподаванию отечественной истории и выделение ее как особой учебной дисциплины в школьном историческом образовании имело двоякое значение: с одной стороны, истории возвращалась и усиливалась ее мировоззренческая и воспитательная роль, выявлялись особенности складывания российской цивилизации и российской ментальности, подчеркивалась значимость знания и понимания отечественной истории для формирования российской граж-

данской идентичности, с другой стороны, произошло непонятное обособление отечественной истории от всеобщей истории, что способствовало асинхронности преподавания исторического курса, препятствовало показу значения России в мире, что методически и содержательно затрудняло выявление общемировых процессов и явлений. Разработанный рабочей группой Российского исторического общества проект Концепции преподавания учебного курса «История России»2 продолжает эту сложившуюся традицию.

Цели и задачи учебного курса «История России» подробно представлены в федеральных государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования: формирование исторического мышления, освоение обучающимися системы базовых российских ценностей и на этой основе воспитание патриотизма, формирование российской идентичности и др. В то же время задачами школьного исторического курса является формирование понимания и принятия культурного и цивилизационного многообразия мира, уважения к культуре других народов, толерантность. Эти идеи заложены как в курсе «История России», так и в курсе «Всеобщая история». Неправомерно разделять воспитательные задачи исторического образования между входящими в состав предмета учебными курсами на уровне двух разных концепций.

А в чем состоит роль предметных концепций, в отличие от федеральных государственных стандартов и от примерных основных образовательных программ? Разумеется, концепции не должны их дублировать. В предметных концепциях закладываются механизмы реализации, развития и совершенствования системы предметного образования, ее содержания, структуры, методики, образовательных технологий, повышения качества образования, кадровая политика.

Проект не опубликован. Был представлен Минпросом (май 2020) в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» для рецензирования.

В чем состоят и как формулируются цели предметных концепций? Все принятые концепции декларируют идею повышения качества образования. Самая главная цель во всех концепциях - идея непрерывного развития, непрерывного совершенствования предметного образования.

Учитывая цели подготовки и реализации предметных концепций, будет целесообразным подготовить единую целостную Концепцию школьного исторического образования, которая включала бы следующие структурно-тематические единицы: учебный курс «История России», учебный курс «Всеобщая история», региональный компонент по историческому образованию, систему дополнительного исторического образования.

Существуют единые концепции математического образования (алгебра и математика), единая концепция преподавания русского языка и литературы, единая концепция географического образования («География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира») и др. Особое место, которое уделяется учебному курсу «История России» в рамках государственной политики в области образования, отражена в выделении данного образовательного курса на уровне специально разработанной концепции. В то же время с данным подходом можно не согласиться. Показать значимость учебного курса «История России» наиболее наглядно и ярко, в том числе и в воспитательном и содержательном плане, рациональнее внутри единой структуры и содержания исторического образования, заложенных в единой Концепции.

Несмотря на то что существует традиция и практика параллельного преподавания двух курсов истории, общая концепция необходима в силу опоры на принцип системности и целостности учебного предмета.

Единая историческая концепция позволяет показать общие методологические (ци-вилизационный, антропологический, культурологический и др.) и дидактико-методиче-ские подходы (личностно-ориентированный,

деятельностный, компетентностный и др.) к изложению и изучению истории. История -единый учебный предмет в общеобразовательных организациях, и он должен быть представлен целостно, в системе. Сначала следует прописать общие подходы ко всем учебным курсам, затем к каждому из двух при приоритете курса «История России».

Единая концепция актуальна и в силу того, что происходит возврат от концентрической структуры исторического образования в школе (основная школа, старшая школа) к традиционной линейной структуре. Линейное обучение позволяет более последовательно синхронизировать общие процессы и явления российской и всеобщей истории, а также поддерживать преемственность с историческим материалом, изучаемым в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» (историческая пропедевтика).

Систематический курс истории начинается с 5-го класса, с учебного курса «История древнего мира» (68 ч). Возникает вопрос: а что, патриотизм мы начинаем воспитывать в курсе истории только со второго полугодия 6-го класса, когда начинается преподавание отечественной истории? 5-й класс пропускаем? А разве в 5-м классе мы не учим патриотизму на таких классических темах, как греко-персидские войны? Более 2 тысяч лет пример подвига трехсот спартанцев всегда воспринимался как нравственный подвиг во имя защиты Отечества. Разве нельзя восхищаться доблестью греков и римлян? А история Средневековья не показывает нам величайшие примеры патриотического служения Родине (Жанна Д'Арк, Ян Гус)?

С понятием «патриотизм» и патриотическими подвигами предков учащиеся знакомятся еще в начальной школе на значимых событиях из истории России. Поддерживают преемственность в воспитании патриотических и духовно-нравственных качеств личности учебные курсы «История древнего мира» и «История средних веков». Воспитание патриотизма и духовно-нравственной сферы личности - задача обоих

курсов истории: как отечественной истории, так и всеобщей истории. В Концепции необходимо указать эффективные средства эмоционально-воспитательного воздействия (нравственный пример и др.).

В содержательном плане целесообразно заявить о принципе синхронизации обоих курсов и включить в Концепцию сюжеты и факты, обязательные для изучения синхронно (это сделано в самом общем виде в проекте Концепции). Но Концепция должна пойти дальше идеи синхронности и выдвинуть принцип интегрированного изучения тем, в первую очередь, мы говорим об интегрированном изучении Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Показать роль России в ключевых событиях мировой истории (решающую роль советско-германского фронта во Второй мировой войне, создание ООН и др.), значение культуры России, участие и роль России в современных международных событиях требует даже не синхронности преподавания учебных курсов, а их интеграции. То есть речь идет о том, что некоторые темы не только можно, но и необходимо показывать на уровне интеграции двух учебных курсов.

Единая концепция актуальна и в силу активного использования межкурсовых, внутрипредметных связей, рационального распределения учебных часов (приоритет -истории России) и более эффективного сочетания разных видов деятельности, а также последовательного введения методов и способов изучения исторического материала, перенесение изученных способов и видов деятельности из одного курса в другой, использование понятийных связей.

Думается, что при формулировании целей реализации Концепции можно более широко использовать познавательный и воспитательный ресурс истории. Например, математики собираются вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире [1]. В качестве одной из целей концепции исторического образования можно предложить такую цель, как повысить престиж профессии учителя истории, историков и отечественного исто-

рического образования в России и в мире. Нам нужны креативные исследователи, которые откроют новые древние цивилизации, будут принимать участие в международных археологических экспедициях в Египте, на Ближнем Востоке, Америке и в других регионах, расшифруют древние языки, найдут новые исторические артефакты, разработают новые исторические концепции, выдвинут новые идеи в создании музеев, будут активно и деятельно выступать за сохранение историко-культурного наследия и др. Пагубную роль в нарушении семейных связей сыграл XX в. (революция, Гражданская война, Великая Отечественная война). Через школьное историческое образование можно сформировать понимание общей судьбы народа, интерес к родной истории, а также распространить всеобщее увлечение семейной историей, создание семейной генеалогии, поиск утерянных родственных связей, интерес к участию своих бабушек и дедушек, других родственников в исторических событиях и, как следствие, укрепление духовной связи между поколениями, общественного согласия.

Подобные цели логично приводят к тому, что в концепции должна быть представлена система дополнительного образования (заявлены цели дополнительного образования, формы и типы учебных курсов), указаны цели и пути изучения региональной истории, обозначена кадровая политика по повышению квалификации педагогических кадров.

Учитывая опыт создания концепций по другим общеобразовательным предметам, структурно Концепция может включить такие разделы, как значение исторического образования, проблемы развития, цели и задачи концепции, основные направления развития исторического образования в целом и по учебным курсам, кадровый потенциал, политика в направлении совершенствования средств обучения.

При этом незачем повторять идеи и положения Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандар-

та, которые должны стать неотъемлемой частью Концепции. Расписывать подробное содержание как в целом, так и по классам - задача программы. Достаточно дать общие подходы к отбору содержания.

Разумеется, речь идет только о единой концепции при сохранении двух учебных курсов (при синхронности и интеграции некоторых значимых исторических тем). Школьники должны получить представление о целостной исторической картине мира.

В случае принятия отдельных концепций по каждому из исторических курсов, даже при ссылке на общие методологические, содержательные, методические подходы, будут нарушены основы самого учебного предмета «История». Историческое образование нуждается в предметной концепции, которая способствовала бы согласованию общих подходов к предмету, опираясь на принципы объективности, историзма, научности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/9775/ (дата обращения: 27.05.2020).

2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAUKHYKTXDmFlM AAOd.pdf (дата обращения: 27.05.2020).

3. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание». URL: https:// docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/ (дата обращения: 27.05.2020).

4. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата обращения: 27.05.2020).

5. Концепция преподавания предметной области «Технология». URL: https://docs.edu. gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 27.05.2020).

6. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории. URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения: 27.05.2020)

7. Крючкова Е. А. Историко-культурный стандарт: методические аспекты внедрения в педагогическую практику // Преподавание истории в школе. 2018. № 4. С. 15-18.

8. Вяземский Е. Е., Хлытина О. М. О разработке и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» // Преподавание истории в школе. 2018. № 1. С. 35.

REFERENCES

1. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://government.ru/docs/9775/ (accessed: 27.05.2020).

2. Kontseptsiya prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFl-MAAOd.pdf (accessed: 27.05.2020).

3. Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo predmeta "Obshchestvoznanie". Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe/ (accessed: 27.05.2020).

4. Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (accessed: 27.05.2020).

5. Kontseptsiya prepodavaniya predmetnoy oblasti "Tekhnologiya". Available at: https:// docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (accessed: 27.05.2020).

6. Istoriko-kulturnyy standart. Kontseptsiya edinogo uchebno-metodicheskogo komplek-sa po Otechestvennoy istorii. Available at: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (accessed: 27.05.2020).

7. Kryuchkova E. A. Istoriko-kulturnyy standart: metodicheskie aspekty vnedreniya v ped-agogicheskuyu praktiku. Prepodavanie istorii v shkole. 2018, No. 4, pp. 15-18.

8. Vyazemskiy E. E., Khlytina O. M. O razrabotke i realizatsii kontseptsiy uchebnykh pred-metov "Istoriya" i "Obshchestvoznanie". Prepodavanie istorii v shkole. 2018, No. 1, p. 35.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования

e-mail: [email protected]

Kryuchkova Elena A., PhD in Education, Senior Researcher, Laboratory of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.05.2020 The article was received on 28.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.